Квотер в гонках что это
Перейти к содержимому

Квотер в гонках что это

  • автор:

Сложные и непонятные правила в Формуле-1 и других гоночных сериях — зачем они нужны?

Евгений Кустов

Автоспорт — один из самых зрелищных, но иногда непонятных видов спорта. Поэтому, когда вы сажаете рядом с собой у телевизора потенциального нового поклонника Формулы-1, одной из главных проблем становится объяснение всех нюансов. Пока всё объяснишь, пилоты уже допьют призовое шампанское, а ваш собеседник так и не поймёт, зачем ему держать в голове все эти мелочи. Так что перед просмотром заездов лучше заранее разобраться со всеми особенностями автоспорта — в специальном проекте «Чемпионата» и современного сервиса страхования Mafin.

Интересно, что то же самое можно сказать и про оформление КАСКО. Страховка чаще всего тоже вызывает у владельцев авто ассоциацию с чем-то сложным и непонятным, однако Mafin старается сделать страхование автомобиля простым, понятным и дружелюбным процессом для своих клиентов. Вам не нужно обращаться за советом к звёздам автоспорта, чтобы узнать все тонкости страховых продуктов. Не упустить ни одной детали, получить ответы на вопросы и выбрать КАСКО под индивидуальный запрос поможет Mafin. Кстати, до 30 июня 2021 года вы можете получить 10-процентную скидку на оформление КАСКО по промокоду AUTOSPORT10 (условия использования промокодов — по ссылке). Ну а теперь давайте разбираться в нюансах гонок!

Шины: типы, лимиты, пит-стопы…

Серия: Формула-1

Фото: MARK THOMPSON/GETTY IMAGES

Давно остались позади те времена, когда пилоты и команды Королевы автоспорта имели свободу творчества при выборе покрышек: сейчас всё максимально запротоколировано и вместе с тем непонятно для человека, который впервые смотрит Ф-1. Сейчас в чемпионате мира всего один поставщик — «Пирелли». На протяжении сезона используются пять типов шин — от самых жёстких (С1) до самых мягких (С5), при этом для каждого Гран-при компания выбирает три типа, которые считает наиболее подходящими трассе.

На уик-энд у каждого пилота 13 комплектов шин для сухого асфальта — считается, что именно столько достаточно, чтобы проехать достаточно кругов на тренировках и сохранить нужное число шин для квалификационных попыток и гонки. Хотя гонщики любят жаловаться, что комплектов маловато: достаточно сильно заблокировать одно колесо, и ты уже теряешь половину тренировки. Но экономию никто не отменял: плюс один комплект — это уже 20 на весь пелотон, дополнительные расходы на транспортировку и утилизацию.

До прошлого сезона пилоты могли сами выбирать, какие комплекты они «заказывают» на гоночный уик-энд, но из-за вызванных коронавирусом логистических ограничений это правило временно отменено и все двадцать гонщиков получают идентичные наборы покрышек. При этом часть использованных комплектов нужно сдавать в ходе уик-энда, то есть инженеры должны просчитать, какое именно сочетание они хотят сохранить к квалификации и гонке. «Одолжить» комплект у партнёра по команде, разумеется, нельзя — а то моментально пойдут подозрения, что команда жертвует своим вторым номером ради фаворита. Нельзя и ставить на пит-стопе шины разных типов: это небезопасно.

Три гонки за уик-энд и перевёрнутые решётки

Серия: Формула-2

В главной молодёжной серии планеты в 2021 году произошла серьёзная реформа регламента и календаря. Если ранее Ф-2 каждый сезон проводила 12 этапов с двумя гонками в каждом (основная в субботу и спринтерская в воскресенье), то теперь этапов осталось лишь восемь, но в каждом из них проводятся две спринтерские гонки в субботу и основная в воскресенье. Общее число гонок, таким образом, осталось неизменным, зато команды получили возможность экономить. Если они не представлены в Формуле-3, то теперь должны ехать лишь на восемь уик-эндов вместо 12, а если представлены, то могут задействовать в обеих сериях одних и тех же механиков и инженеров.

Экономия — это прекрасно, вот только новый формат путает и раздражает болельщиков. Теперь в каждый уик-энд у нас сразу две гонки с «перевёрнутыми» стартовыми решётками. Квалификация определяет решётку на основную гонку в воскресенье, а вот в первой спринтерской топ-10 переворачивается (то есть быстрейший пилот стартует десятым). Ещё один переворот десятки происходит по итогам первого спринта — то есть во второй гонке с поула стартует тот, кто приехал в конце десятки. И вот только в воскресенье, когда все уже давно забыли квалификацию, пилоты наконец-то стартуют в соответствии с её результатами. Позади уже три этапа, но новый формат по-прежнему выглядит как минимум спорным.

«Лишние» моторы

Серия: Формула-1

Фото: LARS BARON/GETTY IMAGES

Вернёмся к Ф-1. С 2014 года в чемпионате используются гибридные турбомоторы, при этом есть довольно серьёзные ограничения по числу элементов установок, которые можно использовать за сезон. Например, в 2021 году пилоты за весь год могут использовать только три двигателя внутреннего сгорания. Поставил четвёртый — получишь штраф в виде потери позиций на стартовой решётке.

Ну, сейчас все автопроизводители уже добились достойной надёжности силовых установок, а вот несколько лет назад бывало, что кто-нибудь переступал лимит ещё до середины чемпионата и начинал регулярно откатываться назад на решётке. При этом команды, разумеется, разом меняли все элементы силовой установки, из-за чего им выписывали безумные штрафы вроде потери 50 мест на старте (на практике пилот в любом случае уходил в бой последним). Поняв абсурдность происходящего, правила в последнее время чуть изменили, но глобально штрафы никуда не делись. Так что не удивляйтесь, что прекрасно выступивший в субботу пилот потом стартует не пойми откуда.

Зачем всё это? Формально ради экономии и приближения к серийным аналогам. 20 лет назад в Ф-1 вовсю использовали специальные «квалификационные» моторы, которые отправляли на свалку чуть ли не после одной сессии в субботу. Сейчас такое трудно представить, но, с другой стороны, производители тратят огромные деньги на испытания моторов на динамических стендах, чтобы движки получались максимально надёжными. И есть мнение, что по факту расходы ниже не стали из-за огромных трат на разработку и развитие. Но пути назад уже нет. На фоне постоянного обсуждения вопросов экологии никто не поймёт, если в Ф-1 вновь начнут жечь двигатели как спички.

Электричество и сейфти-кар: пересчёты на грани здравого смысла

Фото: FIA FORMULA E

В Формуле-Е, где пилоты используют исключительно электромоторы, своя атмосфера. В серии существуют ограничения на максимальное количество энергии, которое можно потратить за гонку: то есть на самом деле машина ещё может ехать дальше на почти пустой батарее, но если гонщик растратил весь дозволенный заряд до финиша, его всё равно дисквалифицируют. Спорно? Безусловно. Но сделано для того, чтобы каждая команда работала над эффективным использованием энергии — мы ведь продвигаем зелёные технологии…

С сезона-2020/2021 в правилах появился дополнительный нюанс. Раньше гонщики могли перевести дух в случае появления на трассе машины безопасности или введения её «виртуального» режима: размеренная езда позволяла экономить заряд и потом уже бороться до финиша, не заботясь о расходе батареи. Так вот, с прошлого сезона было введено новое правило: за каждую минуту, проведённую позади машины безопасности или в «виртуальном» режиме, от отпущенного на гонку лимита отнимается 1 Киловатт-час.

Вроде идея здравая, но недавно, на первой гонке в Валенсии, ситуация вышла из-под контроля: так получилось, что у пилотов отобрали слишком много заряда, времени компенсировать его уже не осталось, и в итоге в лимит не уложилась почти половина пелотона: кто-то сошёл, кого-то наказали после финиша, кто-то проехал финальный круг в черепашьем темпе… Всё это вызвало бурные обсуждения, по репутации чемпионата нанесён сильный удар, а сторонний наблюдатель, вероятно, так и не понял, почему после финиша были дисквалифицированы обладатели второго и третьего мест.

402 метра истории: как дрэг-рейсинг стал профессиональным спортом

В России именно заезды по прямой считаются основным видом уличных гонок. В этой статье мы расскажем, почему этот спорт называется «дрэг», а дистанция ограничена странным числом 402 и как в США сумели превратить нелегальную забаву в доходный бизнес.

Соревновательный дух был присущ человеку во все времена и всегда являлся одним из основных двигателей развития практически всех сфер жизни общества. Поэтому после изобретения автомобиля, проведение первой автомобильной гонки было лишь вопросом времени. Недолгого времени.

Спортивные дисциплины в разных частях света отличаются примерно так же, как и сами автомобили. И если старушка Европа всегда тяготела к кольцевым дисциплинам и ралли, то Новый Свет со своими многолитровыми «монстрами» пошел своим путем, упростив суть соревнований до предела: прямой участок дороги без светофоров, пара водителей, пара автомобилей… Кто первым пересек финишную черту, тот и уезжает с деньгами, женщинами и непошатнувшейся самооценкой.

Что значит drag racing?

Английское слово drag дословно переводится как «тащить/тянуть», что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.

По одной версии, в основу легла фраза «Drag your car out of the garage and race me!» («Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся»). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден «тащить» на трейлере свой автомобиль к месту старта.

Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол to drag употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.

Как все начиналось

Дрэг-рейсинг зародился в Америке в 30-х годах на соляных озерах Калифорнии. Моторы становились мощнее, водители смелее, а максимальная скорость в 100 миль в час уже не была чем-то запредельным. Гонки по прямой, благодаря своей простоте и доступности, стремительно набирали популярность по всему континенту.

1.jpg

Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабам бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки в послевоенное время переживала небывалый подъем, рынок наводнили новые модели, в то время как автомобили 30-х годов стремительно падали в цене, становясь доступными для жадной до скорости молодежи. Именно довоенная техника и мощные форсированные моторы, увидевшие свет в конце 40-х — начале 50-х стали той самой технической базой, которая легла в основу профессионального дрэг-рейсинга.

В конце 40-х годов дрэг-рейсинг развивался очень стремительно, по-прежнему оставаясь незаконной забавой молодых фанатов скорости. Заезды проводились в городах, на автострадах и заброшенных после войны аэродромах. В 1949 году на бывшей военной базе в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования, которые большинство автоисториков и определяют как точку отсчета в истории гонок на четверть мили.

Профессиональный дрэг

1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно «горячий жезл») авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.

4.jpg

Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.

c j hart.jpg

Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.

Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики — достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.

Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).

Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.

santa ana dragstrip.jpeg

Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.

wally parks.jpg

В 1947 году молодой гонщик проявляет себя как отличный организатор и встает у истоков Southern California Timing Association. Именно под эгидой SCTA проходит первое мероприятие SpeedWeek, до сих пор проводимое на знаменитых высохших озерах Бонневилля, которое явилось началом эры, когда пилоты стали сражаться не столько друг с другом, сколько со временем прохождения дистанции ради рекордов.

Ну а после того, как Паркс стал редактором ставшего вскоре культовым журнала для автомобильных энтузиастов Hot Rod, он довольно быстро обзавелся необходимым влиянием в тематических кругах, чтобы создать в 1951 Национальную Хот Род Ассоциацию (NHRA). Ассоциация позволила «превратить хаос в порядок» посредством внедрения в стремительно набирающий обороты драг-рейсинг регламента проведения гонок, расширенного разделения болидов на классы и необходимых требований безопасности. Уолли Паркс стал первым президентом NHRA.

7.jpg

Первые официальные заезды под эгидой NHRA состоялись в апреле 1953-го в Помоне, Калифорния, на территории паркинга The Los Angeles County Fairgrounds — одного из самых больших парков развлечений в Калифорнии. Спустя четыре десятилетия на улучшение стрипа в Помоне было выделено порядка 6 миллионов долларов, что позволило усовершенствовать инфраструктуру до уровня небольших стадионов с вместительными трибунами, обзорными башнями для VIP-посетителей и огромным количеством стоячих мест. Недаром именно этот трэк стал подлинной страстью Далласа Гарднера, второго президента NHRA,и именно здесь проходят первая и последняя гонки сезона.

3.jpg

Что в итоге?

За без малого 60-летнюю историю NHRA скорости на стрипе возросли многократно, технологии развивались сумасшедшими темпами, молодые гонщики сменяли более опытных, но народная любовь к заездам на классический квотер только росла. Сегодня NHRA является самой крупной организацией в мировом автоспорте. Посудите сами: 80 000 членов, 140 стрипов по всей Америке, более 35 000 лицензированных пилотов и порядка 5 000 журналистов с аккредитацией Ассоциации.

Спустя десятилетия с момента ее основания Уолли Паркс сказал: «Стоя у истоков, мы и подумать не могли, во что все это выльется. Никто не мог даже в самых смелых мечтах представить ошеломляющий успех и масштабы роста NHRA. У нас были вполне здоровые амбиции, среди нас не было гениев маркетинга или планирования, вещи случались сами, а мы просто следовали нашим инстинктам. Мы хотели сами контролировать свою судьбу и быть хозяевами собственных жизней. И благодаря сопутствующей удаче и помощи огромного количества небезразличных людей это все стало возможным».

Именно благодаря энтузиастам своего дела и бесконечной вере в свою идею дрэг-рейсинг трансформировался из подпольных гонок американской молодежи послевоенных лет во всемирно популярную дисциплину автоспорта.

Почему именно 1/4 мили, а не миля или километр

Уличная гонка на четверть мили

Не зависимо от того, увлекаетесь ли вы автомобилями или нет, вы наверняка слышали о спринтерских заездах на дистанцию в 1/4 мили, именуемых драг-рейсингом.

А задумывались ли вы о том, почему длинна этой дистанции именно 1/4 мили, а не ровно миля или километр?

Стоит отметить, что 1/4 мили или 402 метра это хоть и не единственный, но классический и самый распространённый стандарт дистанции для драг-рейсинга.

Так откуда же он появился и почему другие стандарты дистанций, такие как 1/2 и 1/8 мили, а так же полная миля не настолько распространены и популярны, как 1/4 мили? Объяснение этому есть и не одно:

Во-первых, всё дело в том, что раньше все города в США, где собственно и зародился драг-рейсинг, строились по единому стандарту, согласно которому длинна каждого квартала составляла 1/8 мили, а уличные гонки проводились от светофора до светофора, которые в свою очередь устанавливались на перекрёстках через каждые два квартала, то есть с интервалом в 1/4 мили.

Во-вторых, поскольку официально история драг-рейсинга началась в 1948 году, а автомобили в то время были не очень мощными и соответственно не очень быстрыми, то дистанции в 1/4 мили было более чем достаточно для того, чтобы автомобиль раскрыл весь свой потенциал, после чего продолжать заезд уже просто не было смысла.

В-третьих, дистанция в 1/4 мили хорошо просматривается и зрителям видно как старт, так и финиш, что делает гоночные соревнования более зрелищными, особенно если за ними наблюдать с трибуны.

Ну и в-четвёртых, в отличие от гоночных соревнований на длинные дистанции, где важна в основном только мощность двигателя автомобиля, в гоночных соревнованиях на короткие дистанции, в частности 1/4 мили, важны крутящий момент, скорость реакции и умение вовремя переключать передачи.

Ралли Дакар – словарь гонщика

Всем, кто внимательно следит морозными январскими днями за престижными гонками «Дакар», некоторые слова и термины, употребляемые комментаторами, могут показаться непонятными. Чтобы внести ясность в этот вопрос и не загонять вас в тупик раздумьями над значением того или иного слова, мы составили словарь гонщика, собрав все употребляемые во время гонок термины по максимуму.

Ралли Дакар - словарь гонщика

Абсолют, абсолютный зачёт – состязание автомобилей, независимо от уровня подготовки.

Ассистанс – группа автомобилей сервиса, в которой каждый выполняет какую-то определённую функцию.

Бедуин – статуэтка за победу в «Дакаре».

Бездорожье – полное отсутствие дороги, когда на пути пустыня, русло реки, поле или солончак.

Бивуак — место отдыха и сервиса в перерывах между этапами гонки.

День отдыха – в середине гонки выделяются день, когда соревнования не проводятся.

Доезд – аккуратная езда с целью беспрепятственно достигнуть финиша.

Дорожная книга – маршрутный лист ралли, содержащий все необходимые данные.

Женераль – общий или генеральный зачёт.

Интерком — связь между штурманом и пилотом, дающая возможность слышать друг друга, несмотря на рёв двигателя.

Класс — автомобили с аналогичными техническими требованиями.

Ралли Дакар - словарь гонщика

Контрольная карта — карточка, куда второй пилот заносит время прохождения всех контрольных пунктов ралли.

Крыша — переворот авто из-за желания преодолеть препятствие на максимальной скорости.

Легенда – маршрут трассы в виде символов, который находится в дорожной карте. Если участники гонки нарушат легенду и поедут другим путём, их снимут с соревнований.

Летучий финиш — финишная линия, которую гонщики пересекают, не притормаживая.

Лиазон – часть прохождения трассы по обычным дорогам, время при этом не фиксируется.

Марафон – 2 дня этапа гонок, когда на бивуаке не предусмотрена техподдержка.

Маршалы – волонтеры-добровольцы, находящиеся в самых опасных местах и предупреждающие зрителей о приближении гоночного автомобиля, а в случае необходимости, предоставляющие первую домедицинскую помощь экипажу.

Нейтрализация – расстояние между спецучастками, разделёнными дорогой.

Ноль — экипаж, который проходит дистанцию ралли, но не участвует в соревнованиях, а инспектирует, безопасна ли трасса.

Параллелька – единственное место на спецучастке, где экипажи борются друг с другом воочию.

Пенализация — штраф в виде дополнительных секунд за нарушение регламента соревнований.

Ралли Дакар - словарь гонщика

Подиум – представление участников гонки за день до соревнований и торжественное поздравление победителей в последний день гонки.

Призы – первые три участника, преодолевшие гонку и достигшие финиша.

Пункт контроля времени (ПКВ или КВ) – место (обычно это старт и финиш), где судьёй отмечается время прибытия экипажа.

Рента-драйвер — пилот, за участие в гонках которого заплатили спонсоры.

Роуд-бук – книга с указанием точек, которые обязательно должен проехать экипаж.

Сервис – боксы, где в строго отведённое время могут проходить техобслуживание автомобили, участвующие в гонках.

Спецучасток (СУ) – часть трассы, время прохождения по которой фиксируется по времени, как правило, проходит по бездорожью.

Стенка, стенограмма – общая «панорама» трассы. Ознакомившись с трассой ралли, пилот называет штурману всю цепочку условных обозначений, а находясь в пути, уже штурман проговаривает походу, куда ехать и где свернуть.

Стоп-финиш – финишная линия на расстоянии 200–500 м от летучего финиша, где автомобиль тормозит, получая отметку в контрольной карте.

Суперспешиал – участок для зрителей в зоне между двумя параллельными трассами в зоне старта.

Сэфити-кар – авто, проверяющее качество трассы перед гонками и выезжающее на место аварии автомобиля во время них.

Техничка – авто для хранения запчастей и инструментов, которые могут понадобиться для починки гоночных машин после прохождения спецучастков.

Точка – место, в радиусе которого должен проехать участник ралли. Если гоночное авто соберёт не все точки, экипаж будет оштрафован.

Ралли Дакар - словарь гонщика

Трамвай – классический участок гоночной трассы, обычно узкий и извилистый, где гонщики не могут обогнать друг друга и выстраиваются в цепочку, как вагоны трамвая.

Уши — езда «на ушах» обозначает прохождение дистанции на грани фола, какое только может позволить себе пилот и техника.

Фэш-фэш – искусственная песчаная буря, которую машина создаёт, проезжая по пустыне.

Ходовой — повороты с небольшими углами кривизны, которые можно преодолевать, даже не сбрасывая газ.

Шейкдаун — пробный проезд участников соревнований за день до старта, дающий возможность гонщикам почувствовать трассу.

Шёпотом – тихая езда гонщика со слабыми навыками вождения.

Шпилька – очень крутой поворот, после которого пилот начинает двигаться практически в противоположную сторону.

Шприц — пыль и гравий, выскакивающие из-под колёс участника ралли. Если их на повороте нет, значит, пилот тормозит, если летят — значит, газует.

Экипаж – команда, состоящая из водителя и штурмана, взаимозаменяемых между собой.

Зная, что обозначают все эти слова, вы больше не попадёте впросак и будете понимать, о чём рассказывают вам с телеэкранов во время трансляции «Дакара».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *