75 лет ленд-лизу: что и как поставляли союзники в СССР и почему это было важно
75 лет назад, в начале ноября 1941 г., США распространили на СССР действие закона о ленд-лизе – предоставлении во временное пользование боевой техники, вооружения, военной амуниции, транспорта и других материалов странам, воюющим с нацистской Германией и ее сателлитами. Поставки союзников сыграли большую роль в общей победе над нацизмом, существенно снизили потери Красной армии на полях сражений и жертвы среди мирного населения. Попытки принизить его значение антиисторичны и безнравственны.
Закон о ленд-лизе был предложен президентом Франклином Делано Рузвельтом конгрессу в январе 1941 г. После поражения Франции и британского экспедиционного корпуса летом 1940 г. Великобритания и ее союзники по борьбе с нацизмом испыты�
Сам Рузвельт пояснял принцип ленд-лиза на примере тушения пожара у соседа: когда ему нужен шланг для воды, просить деньги за инвентарь не следует – пусть только его потом вернут. 11 марта 1941 г. закон о ленд-лизе был подписан президентом. Закон позволял ему «продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом» любую промышленную и сельскохозяйственную продукцию стране, чья оборона признавалась жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов. Техника, вооружение и другие предметы снаряжения, потерянные в ходе боевых действий, не оплачивались. Первоначально закон распространялся на Великобританию и Грецию.
22 июня нацисты напали на Советский Союз. Вскоре он запросил помощи у Великобритании и США. Из-за катастрофического развития событий в первые недели войны – быстрого продвижения немецких войск и тяжелейших потерь боевой техники, транспорта и военного снаряжения – обострилась проблема восполнения утраченного. Значительная часть советских военных заводов и технологически связанных с ними предприятий располагалась в европейской части СССР. Многие из них оказались под угрозой захвата или бомбардировок немецкой авиации. Чтобы избежать их уничтожения или использования противником, началась масштабная эвакуация крупных предприятий, вызвавшая длительное снижение выпуска многих видов продукции.
Первая помощь
США и Великобритания опасались скоротечного разгрома Красной армии и попадания военных материалов в руки противника. Военные предполагали, что нацисты разгромят СССР в течение полутора, максимум трех месяцев. Однако политики в Вашингтоне и Лондоне оценивали возможности сопротивления Красной армии существенно выше. В начале августа 1941 г. в Советский Союз направился специальный представитель президента США Гарри Гопкинс, который вел личные переговоры с Иосифом Сталиным.
Первое соглашение о закупке английских военных материалов в обмен на поставки грузов и драгоценных металлов СССР и Великобритания заключили 18 августа 1941 г. 31 августа первый морской конвой из Англии, имевший кодовое наименование «Дервиш», прибыл в Архангельск. 6 сентября в ответ на тревожное послание из Москвы Рузвельт сообщил Сталину о будущем распространении ленд-лиза на СССР. 1 октября, в день, когда танки Гудериана прорвали фронт на брянском направлении и ринулись на Москву, в столице был подписан первый протокол о поставках военных материалов из США. В конце октября – начале ноября 1941 г. Рузвельт подписал закон, распространивший ленд-лиз на СССР.
Сейчас значение ленд-лиза отрицают разве что откровенные нигилисты истории и люди, слепо повторяющие слова зампреда Совмина Николая Вознесенского, что доля союзных поставок не превышала 4% советского производства. Впрочем, есть немало публицистов, которые стремятся разными способами преуменьшить роль ленд-лиза в победе.
Доводы критиков союзной помощи можно свести к двум ключевым тезисам.
1) Темпы ее поступления были низкими, большая часть поставок прибыла, когда советская промышленность развернула производство всего необходимого для армии.
2) Качество союзной техники и вооружения уступало советским образцам.
Стремление свести помощь США, Великобритании и Канады к поставкам боевой техники и вооружения – следствие слабого знания материала или попытки исказить историю.
Попробуем разобраться с номенклатурой поставок, их темпами и причинами задержек. Известный историк бронетехники Михаил Барятинский в книге «Танки ленд-лиза в бою» отмечал: большинство советских специалистов по закупкам боевой техники прибыли в Великобританию лишь в ноябре, причем на месте выяснилось, что они не знают английского языка. Они смогли приступить к своим обязанностям только после ускоренных курсов, в январе 1942 г .
В США специалисты прибыли лишь в январе. Между тем роль советских приемщиков была очень велика: они должны были контролировать оснащение поставляемых танков, самолетов и автомобилей дополнительным оборудованием, которое позволяло их эксплуатировать на советско-германском фронте.
16 миллионов тонн
В октябре 1941 г. – июне 1942 г. наибольшую часть тоннажа поставок ленд-лиза (всего 1,42 млн т) составляли металлы (около 30%) и продукты (22%), боевая техника шла на третьем месте (15%), ненамного опережая нефтепродукты (12%). С учетом британской помощи вооружение и взрывчатые вещества по объему были примерно равны продуктам. Возможности поставок были ограничены не только мощностью американской и британской промышленности, но и активизацией боевых действий в Северной Африке и начавшейся в декабре 1941 г. войной между США и их союзниками с Японией на Тихом океане
Поставки по второму протоколу, подписанному СССР и союзниками в июне 1942 г. (июль 1942 г. – июнь 1943 г.), были вдвое больше – 3,1 млн т, треть из них составляло продовольствие, 24% – металлы, боевая техника – 15%. Нефтепродукты, взрывчатые вещества и оборудование заполнили 7%, 6% и 5% тоннажа соответственно.
Наиболее масштабными были поставки по третьему протоколу (июль 1943 г. – июнь 1944 г.) – 5,75 млн т, но и здесь 30% поставок составляли продукты, 18% металлы, доля боевых и транспортных машин снизилась до 13%, нефтепродукты, ВВ и оборудование сравнялись – по 8%.
По четвертому протоколу СССР получил до 12 мая 1945 г. еще 5,5 млн т помощи, на этот раз доля продуктов и металлов почти сравнялась (21 и 20% соответственно), объем нефтепродуктов (13%) опередил боевую технику и транспорт (12%), а объем оборудования достиг 9%. Кроме того, по сравнению со вторым периодом резко (с 1% до 6%) выросла роль транспортного оборудования.
11 млн т из 15,7 млн т грузов за период войны с Германией (более 200 000 т прибыло до заключения первого протокола), или 70,7%, действительно были получены со второй половины 1943 г. по май 1945 г.
Нельзя объяснять недостаточные, по мнению советской стороны, темпы поставок только злокозненностью союзников, которые активизировали помощь Красной армии только после побед под Сталинградом и Курском. В 1941–1942 гг. масштаб поставок ограничивался тоннажем транспортных судов советского и союзных торговых флотов. В 1943 г. проблема решилась благодаря массовому (по три в день) выпуску простых по конструкции, дешевых в производстве транспортных кораблей типа «Либерти», которое перекрыло потери кораблей от действий авиации и подводных лодок противника.
Помощь, поступившая вовремя
По расчетам Михаила Барятинского, СССР получил из США, Англии и Канады 10 395 (по другим данным – 10 876) танков, это без учета потерянных из-за гибели перевозивших их судов (более 1300). Из них с октября по декабрь 1941 г. СССР получил 466 английских и 27 американских танков. Казалось бы, немного. Но эти боевые машины прибыли очень вовремя. Как отмечает историк Николай Симонов, массовая эвакуация привела к резкому сокращению производства вооружения, боевой техники и ее оснащения. В ноябре – декабре 1941 г. выпуск военной продукции был наименьшим за все время войны.
Большую часть произведенной в СССР бронетехники в тот период составляли слабые по вооружению и бронированию легкие танки, оснащенные крупнокалиберным пулеметом или 20-мм пушкой. Производство Т-34 и КВ снизилось из-за эвакуации Ленинградского, Кировского и Харьковского заводов. 493 танка – это 18,1% советского производства за IV квартал 1941 г.
В первой половине 1942 г. Красная армия получила от союзников 2300 танков, более 1500 бронетранспортеров, которые в СССР не производились. Это около 20% советского производства за этот период (11 100 танков). После тяжелых потерь каравана PQ-17 поставки по Северному пути были на время свернуты, однако самолеты продолжали поступать по трассе Аляска – Сибирь и через Иран, автомобили и бронетехника – через Дальний Восток и Иран. Осенью 1942 г. – весной 1943 г. танковые и механизированные части Закавказского и Северо-Кавказского фронтов были оснащены зарубежной бронетехникой на 65–70%.
Кроме того, отмечает Михаил Барятинский, производство танков Т-34-85 на нижнетагильском «Уралвагонзаводе» стало возможным только после закупки соответствующего оборудования в США и Великобритании. Как оценить тогда долю союзников в производстве самых совершенных «тридцатьчетверок» на этом предприятии в 1944–1945 гг. (10 253 машины).
Доля иностранной самоходной артиллерии составляла в Красной армии всего 7%, но это были преимущественно зенитные самоходки, которые не производились советской промышленностью. Без них надежное прикрытие танковых и механизированных войск от внезапных налетов немецкой авиации вряд ли было бы возможно.
Поставки самолетов также сыграли существенную роль в сохранении и наращивании боеспособности советских ВВС, в том числе и в критические периоды боевых действий. В октябре – декабре 1941 г. СССР получил от Великобритании и США 819 боевых самолетов, в основном истребителей, что составило около 30% производства боевых самолетов (2665) в Советском Союзе за этот период (данные о производстве самолетов по: М. Ю. Мухин. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны).
В первой половине 1942 г. СССР получил от союзников около 2600 боевых самолетов, что составило около 30% их производства советской промышленностью. Снижение поставок танков и самолетов во второй половине 1942 г. было не вполне оправданным, но не оказалось критическим: эвакуированные в 1941 г. военные заводы за счет нестандартных управленческих решений и исключительного, вплоть до самопожертвования, напряжения сил рабочих и инженеров преодолели трудности обустройства и восстановления производства и перешли к серийному выпуску продукции.
Производство самолетов в III квартале 1942 г. выросло по сравнению с первым в 1,9 раза (6219), в четвертом – в 2,2 раза (7194). Производство танков в III квартале 1942 г., несмотря на начатую эвакуацию Сталинградского завода, увеличилось по сравнению с первым в 1,7 раза (с 3 666 до 6367), в четвертом – в 1,85 раза (6783), росла и доля средних танков Т-34 в выпуске бронетехники.
В итоге доля поставленных США и Великобританией боевых самолетов составила от 15 до 16% советского производства, при этом доля истребителей и бомбардировщиков приближалась или даже превышала 20%. Доля танков составила около 16%.
Роль союзников в снабжении Красной армии и страны автотранспортом и вовсе трудно переоценить. Из США, Великобритании и Канады было получено в общей сложности 477 785 автомобилей, что в 2,3 раза превысило советское производство за этот период. Напомним, что к началу Великой Отечественной Красная армия располагала 272 600 автомобилями всех типов. В годы войны она получила с заводов и из народного хозяйства 431 300 машин.
Поставки союзной автомобильной техники превысили ее поступление из собственных ресурсов. Отметим также, что по ленд-лизу было получено большинство грузовых машин повышенной проходимости и большой грузоподъемности. Американцы поставляли технику, которая не производилась в СССР: амфибии, танковые транспортеры и др.
«На Боже, что нам негоже»
Еще один предмет для критики ленд-лиза – слабость поставлявшейся в СССР боевой техники и вооружения. Утверждается, что США и Великобритания не помогали Красной армии передовыми видами боевой техники: истребителями «Мустанг», штурмовиками «Темпест», тяжелыми бомбардировщиками «летающая крепость». Но за небольшим исключением союзники передавали Красной армии те виды вооружения, которые использовали сами и которые были в той или иной степени пригодны для применения на советско-германском фронте.
Претензии к качеству боевой техники не всегда обоснованы. Нередко ссылаются на Сталина, резко критиковавшего истребители «Харрикейн», которые начали поступать на вооружение Красной армии с октября 1941 г. Действительно, «Харрикейны» уступали по скорости и вооружению новым немецким, британским и части советских истребителей. Тем не менее они превосходили И-16 и И-153, которые составляли в тот период три четверти парка истребителей советских ВВС.
Британские пилоты за месяц боевых действий под Мурманском сбили 15 самолетов, потеряв два своих – довольно убедительное опровержение заведомой слабости и непригодности «Харрикейнов».
Самолеты других типов отличались более высокими качествами. Известно, что один из лучших асов советских ВВС Александр Покрышкин сбил 47 из 59 немецких самолетов на «Аэрокобре», на ней же добился большинства своих побед и один из его товарищей по оружию – Георгий Речкалов.
Трудности пилотирования, о которых говорят историки авиации, характерны не только для «Аэрокобры». Советские летчики, начавшие карьеру с И-16, отмечали исключительную строгость этих машин к ошибкам пилотов. Показательно, кстати, что сам Покрышкин, уже будучи командиром авиадивизии, отказывался пересесть с «иномарки» на отечественный Ла-7.
Больше претензий к «иномаркам» предъявляли танкисты. Их можно было понять: конструкция средних американских танков М3с с архаичной многоярусной установкой вооружения устарела до начала их производства. Советские танкисты испытывали трудности в эксплуатации иностранных танков: в бездорожье и лесисто-болотистой местности грязь и корни деревьев забивались под фальшборты британских танков. Приходилось регулярно останавливать движение, чтобы очищать ходовую часть.
Британские танки было также трудно запустить зимой, они были неустойчивы на зимней дороге (приходилось наваривать на гусеницы шипы). Но нередко танкисты сравнивали легкие танки М3л или «Валентайн» с Т-34, что вряд ли можно признать честным. Британские «Валентайны» и «Матильды» уступали по вооружению КВ и Т-34, но превосходили по боевым качествам Т-60 и Т-70, а также танки довоенного производства БТ и Т-26.
Американские танки М4А2 («Шерман») с 76-мм длинноствольной пушкой были хорошей и сбалансированной боевой машиной с хорошо работавшей связью и мощным вооружением. Это орудие пробивало броню немецких танков не хуже 85-мм пушки Т-34-85, пишет Барятинский. Герой Советского Союза Дмитрий Лоза в воспоминаниях «Танкист на иномарке» высоко оценил «Шерманы».
Рации, бензин и tushonka
Кроме того, критики ленд-лиза часто умалчивают о большой роли поставок военной инфраструктуры из США, Великобритании и Канады. В СССР поступило около 2 млн км телефонного кабеля при собственном производстве в 233 000 км. Прибытие импортных полевых телефонов сократило их некомплект в Красной армии к 1943 г. с 75 до 20%. К концу войны импортное оборудование связи составляло около 80% имевшегося в Красной армии и на флоте.
В годы Второй мировой войны стороны активно прибегали к радиолокации для выяснения воздушной обстановки, обнаружения самолетов противника и наведения на них собственных истребителей. 2000 радиолокационных станций из 2800, находившихся на вооружении Красной армии, прибыли из США и Великобритании.
Поставки зарубежных нефтепродуктов составили в общей сложности 2,6 млн т. Это были высокооктановый бензин и так называемые светлые бензиновые фракции, которые использовались для смешивания с отечественными нефтепродуктами и повышения их октанового числа. Всего поставки по ленд-лизу составили 51,5% советского производства моторного топлива.
Его поставки с Абаданского завода в Иране не прекращались в самые тяжелые дни лета и осени 1942 г., когда выработка нефтепродуктов снизилась из-за эвакуации Грозненского и Майкопского нефтеперерабатывающих заводов и массированных ударов немецкой авиации по Саратовскому заводу. Без иностранного бензина советской авиации было бы существенно труднее завоевать и сохранять господство в воздухе – значительную часть боевых вылетов пришлось бы отменить.
В 1942–1944 гг. наркомат боеприпасов получил 362 000 т тротила, 24,5% (около 89 000 т) которого составили поставки по ленд-лизу. При этом из 160 000 т толуола, который потребовался для производства тротила, 64 000 т (40%) было получено от союзников, уточняют историки Вячеслав Скворцов и Андрей Судариков. Поставки из США в полном объеме начались со второй половины 1943 г. «Огневую мощь Красной армии в существенной степени пришлось обеспечивать за счет поставок тротила и толуола союзников», — указывают авторы.
Благодаря поступлению по ленд-лизу на 40% были удовлетворены потребности Красной армии в новокаине, сульфаниламидах, глюкозе, значительно улучшилось оснащение и качество хирургических инструментов и рентгеновской техники, в лечебную практику широко внедрили пенициллин. В 1945 г. США поставили более 100 000 протезов конечностей.
Наконец, нельзя забывать о значении продовольственной помощи союзников. Захват нацистами значительных территорий резко ослабил сельское хозяйство СССР, его пищевую промышленность и их способность снабжать армию и население страны продуктами в объемах, сохранявших боеспособность бойцов и трудоспособность работников.
На оккупированной территории выращивалось 38% зерновых культур, более половины технических, 87% сахарной свеклы, почти половина крупного рогатого скота и 60% свиней. Машинный парк сельского хозяйства уменьшился на 242 000 тракторов, 61 000 комбайнов, 162 000 автомашин. На неоккупированной территории тяговые ресурсы машинно-тракторных станций и колхозов уменьшились на 32%, число автомашин – на 89%.
Снизились не только посевные площади, но и валовые сборы и урожайность ключевых культур, поголовье скота и его продуктивность. По этим показателям колхозы уступали дореволюционным крестьянским хозяйствам времен Первой мировой войны. Усиление налогового пресса (повышение сельхозналога в 1943 г.) и одновременное снижение выплат по трудодням из-за увеличившихся госпоставок привело к тяжелому недоеданию и голоду, вспыхивавшему ежегодно в отдельных регионах. Один из видных аграрных историков – Виктор Кондрашин полагает, что без продовольственной помощи союзников «царь-голод» мог стать союзником нацистов.
За годы войны из США было получено 610 000 т сахара (41,8% от советского производства) и 664 600 т мясных консервов, которые во многих таблицах обозначены транслитерацией – tushonka, что превысило ее производство в СССР. Немало жизней также спас американский яичный порошок, который выдавался и в тыловых пайках. Анастас Микоян, ведавший в Государственном комитете обороны снабжением, рассказывал историку Георгию Куманеву: «Какие весомые калории получили наши солдаты! И не только солдаты. Кое-что перепадало и тылу».
Все сказанное выше не означает, что СССР не смог бы одолеть нацистскую Германию «один на один». Упорство и жесткость сталинского руководства, героизм и самопожертвование народа позволили бы достичь Победы над врагом и в самых неблагоприятных условиях. Однако без помощи союзников война могла бы затянуться еще на длительный период и обернулась бы более масштабными человеческими жертвами на фронте и от голода и болезней – в тылу. Как выразился один из героев Константина Симонова, «если так, то, пожалуй, бабы начнут рожать непорочным зачатием». +
США поддержат Украину ленд-лизом. Рассказываем, что это, как работает и как когда-то помогло против нацистов
Сенат США принял проект закона «О ленд-лизе для защиты демократии в Украине». Теперь его должны рассмотреть в Палате представителей. Если закон примут, президент США сможет напрямую заключать соглашения непосредственно с правительством Украины о предоставлении в аренду средств защиты. Рассказываем, что такое ленд-лиз, когда он уже действовал и насколько был эффективен.
Капитолий — здание Конгресса США. Фото: Википедия
Что такое ленд-лиз и как появилась его идея?
Термин «ленд-лиз» появился от двух английских слов. Lend переводится как «давать взаймы», lease — «сдавать в аренду». Это американская государственная программа, по которой США предоставляли своим союзникам вооружение, боевую технику, оборудование, сырье, продовольствие, медицинские лекарства, оборудование и другие важные материалы.
В массовом сознании ленд-лиз обычно связан с Советским Союзом, но в реальности программу придумали вовсе не для него. В 1940 году Британия, оставшаяся без крупных союзников на континенте (Францию только что оккупировали, а СССР тогда был партнером Германии) попросила у США помощи: предоставить им 40−50 старых эсминцев. После обсуждения стороны остановились на формате лизинга, а затем американцы решили распространить такой формат на международные отношения в целом.
«Я хочу пояснить вам наглядным примером, — объяснял Рузвельт на пресс-конференции. — Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. Когда пожар будет потушен, сосед вернет тебе шланг, а если тот окажется поврежденным, то заплатит за него, когда поднакопит деньжат».
11 марта 1941 года Конгресс принял «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (известен как «Закон о ленд-лизе»), а 27 марта депутаты ассигновали на эти цели первый транш — 7 миллиардов долларов.
Президент США Франклин Д. Рузвельт подписывает закон о ленд-лизе. Фото: wikipedia.org
Спустя три дня Рузвельт подписал закон и выступил с речью. «Все страны, которые борются с нацизмом или вступят в борьбу с ним, получат от США все необходимое, чтобы эта борьба победоносно завершилась», — заявил он. Это выступление запомнили. Когда в декабре того же года Гитлер объявил войну США, он с обидой вспомнил о ленд-лизе.
Передача не была безвозмездной. Да, за уничтоженные или утраченные во время войны материалы не надо было платить. За остальное плата — полностью или частично — должна была осуществляться на основе предоставленных США долгосрочных кредитов. В основном они представляли собой беспроцентные займы. На этих условиях помощь могла получить любая страна, «оборону который президент считает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов».
В Америке тогда царили антивоенные настроения — многие граждане были против вступления США в конфликт. Ленд-лиз же убивал сразу двух зайцев: помогал бороться с нацизмом и позволял напрямую не участвовать в военных действиях. Кроме того, в принятии закона была доля прагматического расчета: он позволял создать в США новые рабочие места (вооружение и материалы для союзников необходимо было производить в огромных масштабах).
Первоначально положения документа распространялись лишь на Британскую империю и Китай. Когда Германия напала на Советский Союз, США и Великобритания оперативно выразили готовность помочь Москве.
Уже 1 октября 1941 года в столице Союза был подписан Первый московский протокол о снабжении СССР (должен был действовать до середины следующего года). Спустя месяц, 28 октября, на СССР распространили действие закона о ленд-лизе и предоставили заем на 1 миллиард долларов (с учетам инфляции в сегодняшних ценах это было бы около 19 миллиардов). До конца года американцы направили в СССР вооружений и техники на сумму 545 тысяч долларов, в том числе 256 самолетов.
А в декабре 1941 года американцам не оставили выбора: Япония атаковала базу Перл-Харбор, расположенную на Гавайях. Соединенные Штаты вступили в войну и теперь помогали СССР как одному из ведущих партнеров по антигитлеровской коалиции.
На протяжении войны действие поставок по ленд-лизу продлевали еще несколько раз. Окончательно они прекратились после разгрома Японии в 1945-м.
Сколько стоили грузы и как их доставляли?
Сколько же помощи и какой именно получил СССР? В источниках встречаются разные цифры. Например, 11,3 млрд долларов, 11−12 млрд. Сошлемся на подсчеты доктора исторических наук Михаила Супруна, автора монографии «Ленд-лиз и Северные конвои 1941−1945 гг» (выпущена в 1990-е в Институте российской истории Российской академии наук), которые дает чуть большие цифры.
«В общей сложности союзники поставили нам почти 17,5 млн тонн грузов на 13,5 млрд долларов (260 миллиардов долларов в нынешних ценах — примерно как четыре годовых ВВП современной Беларуси. — Прим. Ред.), — говорил Супрун в августе 2021-го. — Обратный ленд-лиз Советского Союза составлял 2 млн долларов, главным образом за счет предоставления руды, леса, которыми загружали суда, чтобы они были более устойчивыми к штормовой волне на обратном пути. В эти 2 млн долларов обратного ленд-лиза входило и обслуживание союзных пароходов в советских портах».
По подсчетам ученого, примерно 40% поставок шло через Тихий океан. Япония воевала с США, но придерживалась нейтралитета с СССР. Поэтому на американских кораблях поднимали красный флаг, и они ходили без прикрытия. Но в основном это были грузы невоенного назначения: японцы часто досматривали суда и могли их задержать, если находили оружие. Кроме того, грузы долго шли с Дальнего Востока в европейскую часть Союза.
Карты поставок по ленд-лизу в СССР. Объемы указаны в английских тоннах (1016 кг). Графика: wikipedia.org, источник: Госдепартамент США
Четверть всех поставок прошла через самый короткий, северный маршрут — в Архангельск, а затем и Мурманск. Но одновременно он был самым опасным: на грузовые суда постоянно нападал немецкий флот. С конца 1942 года советские летчики стали перегонять американские истребители из Аляски в Сибирь, а оттуда в Европу.
Другие маршруты были менее удобными: через Персидский залив и Иран, через Северную Африку и Скандинавию. В конце войны появились возможности для доставки через Средиземное и Черное моря.
Что получал Советский Союз?
Всю помощь можно разделить на две группы: предназначенную для военных и для гражданских целей.
Как говорил Михаил Супрун, среди последних были «четыре нефтеперерабатывающих завода, с дюжину консервных, шинных, автосборочных заводов, турбины для разрушенного Днепрогэса, радиостанции и телефоны, несколько десятков речных и морских судов, включая [транспортные пароходы] „Либерти“ (шесть из которых, к слову, во время Карибского кризиса участвовали в перевозке советских ракет на Кубу)».
Что касается помощи военного назначения, то СССР получал цветные металлы (медь, олово, молибден, алюминий — они необходимы для производства оружия и техники), провода и кабели, рельсы, трубы, взрывчатку, паровозы, платформы, грузовики, обмундирование, тушенку, кожу для обуви и даже валенки. Но одной из самых главных категорий была военная техника.
Погрузка танков «Матильда» для СССР в ливерпульских доках (17 октября 1941 года). Фото: wikipedia.org
Цифры конкретных поставок (танков, самолетов и т.д.) в разных источниках чрезвычайно отличаются. Мы постараемся лишь выделить общую тенденцию.
«Ленд-лиз сыграл относительно скромную роль по основным видам вооружений, и ключевую — по поставкам ряда стратегических материалов и техники вспомогательного назначения, без которых военная промышленность не может работать, а армия — сражаться. Продукция чисто военного назначения составила лишь 20% общего объема поставок. Зато ленд-лиз позволил советской индустрии всецело сосредоточиться на выпуске собственно оружия», — отмечало Би-Би-Си.
Как отмечало издание, «особенно велика была роль союзнической помощи в начале войны, когда Красная Армия находилась в отчаянном положении, а эвакуируемая промышленность только разворачивалась на новых местах. В 1941 году поставки танков составили 96% их выпуска в СССР, самолетов — 34%, автоматов — 93%».
Да и затем Красная Армия ездила на американских «Студебекерах», ела американскую тушенку, а советский ас Александр Покрышкин — второй по результативности летчик из стран антигитлеровской коалиции (по официальным данным сбил 59 вражеских самолетов) — летал на американском истребителе «Аэрокобра».
Как в СССР оценивали ленд-лиз и когда вернули деньги?
«Студебеккеры» в Иране по пути в СССР. Фото: wikipedia.org
В годы войны Иосиф Сталин очень высоко оценивал роль ленд-лиза. 30 ноября 1943 года, выступая в Тегеране на торжественном обеде в честь дня рождения Уинстона Черчилля (встреча проходила в формате Тегеранской конференции), он произнес следующий тост: «Я хочу сказать вам, что, с русской точки зрения, сделали Президент [Рузвельт] и Соединенные Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне — машины. Соединенные Штаты доказали, что могут производить от 8 000 до 10 000 самолетов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия производит 3 000−3 500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики. Таким образом, Соединенные Штаты — это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».
Никита Хрущев тоже зафиксировал в мемуарах слова Сталина о помощи союзников. Тот говорил ему, что «если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли: один на один с гитлеровской Германией мы не выдержали бы ее натиска и проиграли войну. Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения, но я заявляю тут, что он несколько раз в разговорах со мной отмечал это обстоятельство».
Но вскоре после победы между бывшими союзниками началась «холодная война». О комплиментах сразу забыли. В 1948-м вышла книга члена Политбюро Николая Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». В ней он заявил, что «удельный вес этих поставок [по ленд-лизу] по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%. Через год Вознесенского расстреляли, но цифры на долгие годы вошли в официальную повестку. Вплоть до перестройки вклад союзников в победу над Германией всячески преуменьшался.
Тем более, что Советский Союз не захотел платить. Сумма, подлежащая оплате, составляла 2,6 млрд долларов, но американцы снизили ее до до 1,3 млрд. Речь шла только о поставках гражданских вещей и техники — американцы решили, что продукты, предназначенные для военных целей, были использованы безвозвратно. Но Советский Союз был готов заплатить лишь 170 млн. В итоге американцы несколько раз снижали цену, СССР — повышал, но договориться стороны так и не сумели.
О выплате долга договорились лишь в начале 1970-х, когда шла «разрядка». СССР обязался выплатить 722 млн долларов. Но, передав небольшую часть долга, Кремль вновь отказался платить, и окончательно долг признал уже Михаил Горбачев. Полностью выплаты произвела уже Россия в 2006 году в рамках Парижского клуба (неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов).
Какова роль ленд-лиза в общей победе?
Во время Второй мировой войны основными театрами боевых действий были Восточная Европа (события Великой Отечественной войны), Западная Европа, Средиземноморье, северная Африка, Тихий океан.
Никто не будет спорить, что основные силы вермахта были расположены именно на востоке: с Красной армией боролось от 80% немецкой армии (в 1941—1942 годах) до 60−63% (с 1943 года, когда союзники высадились сначала в Италии, а затем и во Франции — и до конца войны). Именно на востоке происходили основные, наиболее кровопролитные битвы. Именно на Восточном фронте Гитлер потерпел свои самые страшные поражения (например, в битве под Сталинградом и во время операции «Багратион»). Несомненно, что коренной перелом в войне был достигнут благодаря мужеству советских солдат.
Но без ленд-лиза этот перелом как минимум произошел бы позже, если бы произошел вообще. В этой связи очень важны воспоминания Анастаса Микояна, одного из сподвижников Сталина, а затем Хрущева. В годы войны на него как на наркома (министра) внешней торговли был возложен контроль за организацией снабжения армии. Он руководил приемом поставок по ленд-лизу. В 1970-е годы Микоян встречался с историком Георгием Куманевым. Тот спросил, как политик оценивает роль ленд-лиза.
«Очень высоко, — ответил Микоян, — хотя и не в такой степени, как некоторые западные авторы. Представьте, например, армию, оснащенную всем необходимым вооружением, хорошо обученную, но воины которой недостаточно накормлены или того хуже. Какие это будут вояки? И вот когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмем поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учетом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колесах — и каких колесах! В результате повысилась ее маневренность и заметно возросли темпы наступления. Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали».
Работницы бакалейно-пекарской компании Kroger в Цинциннати готовят свиные консервы к отправке в СССР (июнь 1943 года). Фото: wikipedia.org
Пожалуй, в последней фразе содержится главная оценка ленд-лиза в истории Второй мировой: он действительно помог Красной Армии остановить нацистов, что никак не умаляет подвигов советских солдат.
Чувство долга с возвратом: всё об американской программе ленд-лиза
9 мая президент США Джозеф Байден подписал закон о ленд-лизе для Украины на сумму 40 миллиардов долларов. Согласно этому указу, теперь американское правительство сможет поставлять военную помощь на территорию Украины и других стран, пострадавших от проведения специальной военной операции РФ, по упрощённой схеме. Аналогичным образом Соединённые Штаты помогали своим союзникам в ходе Второй мировой войны, в том числе и Советскому Союзу. Редакция NEWS.ru рассказывает об истории программы ленд-лиза: в чём суть определения, кем и при каких обстоятельствах программа была придумана, как она применялась и в чём нынешние особенности ленд-лиза для Украины.
Суть ленд-лиза
Говоря простыми словами, ленд-лиз — это программа экономической помощи со стороны Соединённых Штатов Америки своим союзникам. Впервые договор о ленд-лизе был подписан 11 марта 1941 года — тогда власти США запустили военные поставки в государства, которые боролись с нацистской Германией. Среди них были такие страны, как Великобритания, СССР, Франция и другие. В качестве помощи туда направлялась военная техника, оружие, боеприпасы, обмундирование. Помимо вещей, используемых непосредственно на поле битвы, Америка снабжала своих союзников и другими изделиями, в которых они нуждались: бензин, алюминий, медь, хлопок, сахар и многое другое.
Изначально ленд-лиз позиционировался как безвозмездная помощь государствам, ведущим войну с немецкой армией, но на деле оказалось, что это не совсем так. Само понятие в переводе с английского языка означает «одалживать, брать в лизинг». Американские власти направляли помощь в кредит, который страны-получатели должны были оплатить по окончании военных действий. Исключение составляла уничтоженная военная техника — она оплате не подлежала.
Причины ввода ленд-лиза в годы Второй мировой войны
Соединённые Штаты поставляли военную технику в Европу ещё во времена Первой мировой войны — тогда помощь получали страны Антанты. Однако большинство из них так и не смогли рассчитаться по долгам после окончания военных действий, что сильно отразилось на экономике США. В 30-е годы американским конгрессом был принят целый ряд официальных актов, запрещающих продавать и перевозить оружие и технику воюющим странам. Таким образом власти США страховали бюджет и тем самым фиксировали нейтральный статус страны.
Фото: wikipedia.org Закон о ленд-лизе
Несмотря на это, в 1939 году Франклин Рузвельт внёс поправки в закон. С тех пор у стран, участвующих в военных действиях, вновь появилась возможность закупать технику, оружие и амуницию. При этом перед отправкой груза они должны были оплатить полную его стоимость наличными и транспортировать его собственными силами. Начиная с 1940 года такими услугами активно пользовалась Великобритания — ей пришлось ликвидировать большую часть своих зарубежных владений, чтобы оплатить американские товары. В 1941 году финансовые запасы Соединённого Королевства были истощены, и премьер-министр Уинстон Черчилль написал письмо Рузвельту с прошением о помощи.
Тот не хотел ввязывать свою страну в очередную войну, которая могла бы ещё сильнее ударить по внутренней экономике. Но и не поддержать своего стратегического союзника он не мог — так родилась идея о ленд-лизе. Было понятно, что переход от нейтральной политики к военной помощи дружественным странам должен пройти постепенно. В феврале 1941 года среди американцев был проведён опрос о необходимости подобных действий. 54% опрошенных заявили, что поддерживают оказание военной помощи Великобритании. Позднее было инициировано голосование в сенате, большинство его членов также высказались за. Спустя месяц, 11 марта 1941 года, президент Рузвельт подписал закон о ленд-лизе.
Помощь СССР
Советский Союз также получал помощь от Соединённых Штатов. 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на СССР, Рузвельт и Черчилль заявили о скором включении государства в программу ленд-лиза. Однако произошло это лишь спустя несколько месяцев. Причина такой неспешности заключалась в желании понять, способны ли советские войска отразить натиск гитлеровской армии. В июле 1941 года посол Великобритании в США Эдвард Вуд Галифакс заявил:
Американские высшие военные руководители полагают: хотя поражение России нельзя исключить, ситуация на данную минуту и в ближайшем будущем представляется весьма неплохой, русские держатся просто замечательно.
Фото: Александр Соколенко/РИА Новости Программы ленд-лиза
После этого премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился направить первую партию помощи в СССР — 200 истребителей «Томагавк».
Официально к программе ленд-лиза Советский Союз присоединился 1 октября 1941 года — представители держав собрались в Москве, где и подписали Первый Московский договор. Государству был выделен заём на 1 миллиардов долларов, по которому и предоставлялась помощь. Так как документ действовал до 30 июня 1942 года, позднее страны подписывали новые протоколы — Вашингтонский, Лондонский и Оттавский.
Ленд-лиз в цифрах
Суммарно стоимость поставок по ленд-лизу превышала отметку в 50 миллиардов долларов. Большая часть была направлена в Великобританию — всего государство получило помощи на 37 миллиардов.
СССР оказался на втором месте — стоимость поставленной продукции составила 11 миллиардов, а общий объём грузов превысил 17 миллионов тонн. Вот лишь некоторые цифры поставок:
- Грузовые машины в количестве 430 000 штук;
- Джипы в количестве 50 000 штук;
- Автоматическое оружие в количестве 131 633 штук;
- Мотоциклы в количестве 35 170 штук;
- Средства авиации в количестве 22 150 штук;
- Пистолеты в количестве 12 997 штук;
- Танки в количестве 12 700 штук;
- Винтовки в количестве 8 218 штук;
- Средства радиолокации в количестве 445 штук;
- Торпеды в количестве 197 штук;
- Большие противолодочные корабли в количестве 105 штук;
- Взрывчатые вещества общей массой 345 735 тонн;
- Автомобильный бензин общей массой 242 300 тонн;
- Продукты питания общей массой 4 478 000 тонн;
- Армейские ботинки в количестве 15 417 000 штук;
- Железнодорожные рельсы общей массой 622 100 тонн;
- Паровозы в количестве 1 900 штук;
- Алюминий общей массой 328 000 тонн;
- Медь общей массой 387 000 тонн;
- Автомобильные покрышки общей массой 3 606 000 тонн;
- Сахар общей массой 610 000 тонн;
- Хлопок общей массой 108 000 000 тонн.
Фото: wikipedia.org Суть ленд-лиза
Пути поставки помощи в СССР
Большинство грузов в Советский Союз доставлялось по морю и воздуху. Всего было пять основных маршрутов для транспортировки:
Дальневосточный — доля поставок 47,1% (8244 тыс. тонн). Являлся одним из самых безопасных маршрутов, поскольку был недоступен немецким войскам. Несмотря на это, фиксировались случаи нападения на корабли со стороны Японии. Грузы доставлялись с территории Аляски во Владивосток и дальше — на морских судах через Тихий океан.
Персидский — доля поставок 23,8% (4160 тыс. тонн). Суда с военной помощью шли вокруг территории Африки вплоть до Персидского залива, далее из Ирана грузы доставлялись в Советский Союз. Главное неудобство маршрута — его длина (корабли могли проходить его до 75 суток). Кроме этого, суда обстреливала немецкая авиация.
Мурманский — доля поставок 22,7% (3964 тыс. тонн). Один из наиболее опасных маршрутов, поскольку за ним активно следила немецкая армия. Проходил через Скандинавский полуостров.
Черноморский — доля поставок 3,9% (681 тыс. тонн). Впервые был открыт в 1942 году после согласия Турции. Наиболее активно стал использоваться ближе к концу войны как альтернатива Персидскому, поскольку западные территории СССР освобождались от вражеских войск.
Арктический — доля поставок 2,5% (452 тыс. тонн). Маршрут проходил через Советскую Арктику с востока на запад. В связи с погодными условиями и длиной трассы он практически не использовался.
Роль ленд-лиза в победе над Германией
Совпадение или нет, но в США направляли помощь Советскому Союзу по мере его успешного продвижения на полях сражений. Первые поставки были запущены летом 1941 года и составляли крайне малую долю от единого количества ресурсов в стране. В 1943 году объём поставок по ленд-лизу составил 57% общего числа. К моменту окончания военных действий число отправляемых грузов достигло пика — это было связано в том числе и с расчисткой маршрутов для транспортировки.
Фото: wikipedia.org
Несмотря на это, программа ленд-лиза определённо помогла выжить множеству советских граждан. Одним из наиболее ценных грузов были американские мясные консервы. Их количество превышало число произведённых в СССР в 5 раз, что помогало защититься от голодной смерти.
Объёмы поставляемых металлов (медь, алюминий и другие) также были выше имеющихся в СССР, что давало возможность производить новые единицы техники по собственным технологиям.
Долг по ленд-лизу
По окончании Второй мировой войны Соединённые Штаты выписали счёт СССР за оказание помощи по программе ленд-лиза. Общая сумма составила 2,7 миллиарда долларов. Советский Союз отказывался платить такие большие деньги, предлагая минимальную компенсацию. Такой расклад не устраивал уже США, тем не менее власти постоянно снижали цену. Взаимной договорённости удалось добиться лишь спустя 27 лет, в 1972 году: страны сошлись на выплате 722 миллионов долларов. Спустя год Советский Союз перевёл 48 миллионов и больше никогда этим не занимался — причиной послужили невыгодные для страны меры со стороны США в области торговли. Обязательства по долгу выпали в 90-е годы на Россию как правопреемницу СССР. Оставшиеся 678 миллионов были окончательно выплачены лишь в 2006 году.
Обратный ленд-лиз
Договор о ленд-лизе обязывал и СССР при возможности предоставлять помощь США. Хотя Америка страдала от войны меньше остальных (война не проходила на её территории, а солдаты не подлежали массовой мобилизации), Советский Союз действительно оказывал свои услуги. Согласно отчёту президента США Гарри Трумэна, суммарный объём помощи по обратному ленд-лизу со стороны СССР составил чуть более двух миллионов долларов. Общий же экспорт за время войны оценивается в 223 миллиона. В большинстве своём Советский Союз направлял в США руду, древесину, нефтепродукты. Также оказывались услуги по тестированию и восстановлению техники.
Фото: wikipedia.org Программа ленд-лиза
Особенности ленд-лиза для Украины
9 мая 2022 года президент США Джозеф Байден подписал закон о возобновлении программы ленд-лиза. Его главное отличие от первой версии — помощь будет направляться не союзным государствам, а конкретно Украине и соседним государствам, которые пострадают от проведения РФ специальной военной операции. Ещё одно существенное различие заключается в том, что Российская Федерация официально не объявляла о войне, однако поставляемое вооружение будет применяться против её армии.
Вот основные особенности нововведённого ленд-лиза:
- Общая сумма, выделенная на поставки Украине, 40 миллиардов долларов. До этого США уже оказывали финансовую помощь Украине в связи с проведением на её территории спецоперации российских войск, поэтому итоговая цифра превышает 53 миллиарда долларов.
- В качестве военной помощи на территорию Украины будут отправлены техника, боеприпасы, стрелковое и артиллерийское оружие. Кроме этого, будет обеспечена логистическая поддержка.
- Все вопросы по вооружению Украины будет решать непосредственно Пентагон.
- Данные о поставках на территорию Украины не будут разглашаться публично. Такое решение было принято с целью защиты от Вооружённых сил Российской Федерации.
Сроки действия договора не ограничены — он будет функционировать до тех пор, пока «Россия не сократит численность своих вооружённых сил на восточной границе Украины до уровня, который сохранялся до 1 марта 2021 года».
Что такое Лендлиз и как за него расплачивались.
Осенью 1940 года, юрисконсульты министерства финансов США обнаружили в архивах любопытный закон датированный 1892 годом, и принятый ещё при президенте Бенджамине Гаррисоне. В документе содержались такие строки: «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, оно может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна».
Меньше чем через год, 11 марта 1941 мир официально услышал о таком понятии как «ленд-лиз», то есть объединенных в одно, два английских слова: «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду. А уже 12 августа 1941 года первые партии грузов военного назначения из Англии морскими судами были отправлены в северные порты СССР.
Выглядело это просто – Советский Союз в результате нападения фашисткой Германии вынужден был эвакуировать из зоны боевых действий сотни производственных предприятий разных отраслей – танко-, авиа-, станкостроительной промышленности. И пока производство вооружений не будет налажено по новой, союзнику необходимо помочь – дать технику, в которой так нуждаются фронты. Союзник, в свою очередь, за поставленные товары должен расплатится – не сразу, а с отсрочкой.
P-39 «Аэрокобра» — самолет не простой в управлении, но весьма приличный по характеристикам. Александр Покрышкин летал на таком с 1943 г.
Споры относительно всего, что связано с ленд-лизом не утихают и сейчас – мол поставляли мало, не то, не вовремя, да ещё и денег просили, буквально выкручивая СССР руки. Противники этой версии, наоборот, доходчиво объясняют, что поставляли настолько много и хорошо, что не будь от заокеанских союзников помощи, для Советского союза все закончилось бы ещё в 1941…
Много ли дал СССР ленд-лиз?
На самом деле, обвинить союзников в том, что они «пожадничали» или взяли слишком дорого, сложно. Одни только условия контракта, содержащие в себе следующие пункты, ставят все на места:
- материалы уничтоженные или утраченные во время войны, а также ставшие непригодными для дальнейшего употребления оплате не подлежат.
- материалы, оказавшиеся после войны пригодными для гражданских потребностей, оплачивались полностью или на условиях долгосрочного кредита.
- недополученные до конца войны материалы можно приобрести сразу или в кредит.
Была и оговорка – все что после войны останется исправным или невостребованным, подлежит возврату. Нельзя сказать, что американцы работали в ущерб себе. Конечно приходилось потратится (сами они в 1945 г. оценивали затраты на ленд-лиз в 50,1 млрд долларов, из которых на долю СССР приходилось 11 млрд.), но взамен они получали два преимущества:
- Гарантию того, что пока техника идет за океан, война также останется за океаном.
- Возможность не в авральном, а в рабочем режиме перевести экономику на военные рельсы, загрузить мощности, создать рабочие места.
Поставлено в СССР было ни много ни мало, одних только автомобилей 477 785 штук (советская промышленность выпустила за годы войны 205 000 шт.), из которых 44 000 приходилось на «джипы» Willys MB и Ford GPW, а 152 000 на грузовики US 6 фирм Studebаker и RЕО, знаменитые «студебекеры». Все это добро снабжалось запчастями, схемами сборки и технической документацией. Именно это позволило Горьковскому автозаводу (ГАЗ) уже с ноября 1941 года заняться выпуском американских автомобилей на конвейерной основе, 50 из которых поступили в части уже в том же месяце.
Самолетов в общей сложности поставлено 18 659 штук, из них – истребителей: 13 981, бомбардировщиков: 3652, гидросамолетов — 206, разведчиков-корректировщиков — 19, транспортных самолетов — 719, учебно-тренировочных самолетов—82. Стоит отметить, что «союзные» поставки здорово выручили на начальном этапе войны, к примеру, в 1941 году число переданных СССР самолетов всех типов составило 10% от числа произведенных на предприятиях страны.
Знаменитый джип Виллис (Willys MB). По дорогам войны таких «бегало» почти в 10 раз больше, чем отечественных аналогов ГАЗ-64/67
Танков поставлено за 4 года с 1941 по 1945: 6 531 (Великобритания) и 10 953 (США). По танкам у советских экипажей было, пожалуй, больше всего нареканий, однако их общее количество практически равно тому, что было у Советского Союза по состоянию на 22 июня 1941 г. – настоящая стальная армада.
А ведь техника была не «сама по себе» — ко всему этому «добру» прилагалось тысячи и тысячи тонн боеприпасов, снаряжения, оборудования для сборки и ремонта. А добавьте к этому обмундирование, медикаменты, съестные припасы, шедшие из-за океана на нужды Советской армии… Нет, писать слово союзники в кавычках здесь просто несправедливо – объемы их помощи невозможно переоценить. Нельзя, конечно, говорить и о том, что исключительно «американские портянки» спасли СССР от военного поражения, но без этой помощи, победа была бы и не такой скорой, и куда более кровавой.
Все образцы транспорта и боевой техники перед отправкой в части проходили приемку комиссией – совсем уж «негодные» с точки зрения СССР товары просто «заворачивались» обратно (к слову, таких было не мало – все подряд не брали), по этой причине, говорить о низком качестве товаров союзников также бессмысленно.
Танк «генерал Ли», M3 — не лучший образец боевой техники, но когда нет другого…
При этом, не стоит и переоценивать помощь союзников – всего вклад в победу СССР над Германией, историки и хозяйственники оценивают в 4% от общих затрат. Цифра эта скорее всего заниженная, но явно не на порядок.
Как оплачивали поставки по лендлизу
Куда же девались все эти сотни тысяч автомобилей и другой техники после войны? Все было по-честному – большую часть того, что уцелело вернули на «родину». Правда там эта видавшая виды техника нужна тоже уже не была, поэтому её утилизировали там же где принимали – на транспортных судах – давили прессами или попросту топили в океане.
Хотя формально СССР получил помощи на 11 млрд. долларов, согласно условий договора, утраченная в ходе войны техника оплате не подлежала. Оставалось договориться о сумме остатка, и тут стороны, начали резво тянуть одеяло на себя. Американцы настаивали на трети суммы, СССР – примерно на 1/10 от этой трети, т.е. примерно 300 млн.
«Додж три-четверти» с советской пушкой ЗИС-3
Спор затянулся на десятилетия – только в 1972 году с учетом изменений курсов и т.п., СССР признал за собой долг в 722 млн. долларов, но уже в следующем году в связи с давлением США на внешнюю торговлю СССР, последний вообще отказался что-либо оплачивать. По-новому, о старом заговорили уже после развала Советского Союза. Сумма была определена в 674 млн., и снова все заглохло на целое десятилетие, до тех пор, пока по инициативе Российской стороны (Россия – государство-правопреемник СССР) задолженность перед Парижским клубом (частью которой являлся и долг за ленд-лиз) не была полностью погашена в 2006 году.