Почему в электробусах холодно в салоне
Перейти к содержимому

Почему в электробусах холодно в салоне

  • автор:

Ёсць пытаннеПочему холодно в транспорте?

Почему холодно в транспорте? — Ёсць пытанне на The Village Беларусь

В общественном транспорте зимой бывает едва ли не холодней, чем на улице. Подстроиться под смену погоды транспортникам удается не всегда. Почему бывает холодно в автобусах и троллейбусах? Редакция The Village Беларусь отвечает на вопросы, волнующие горожан.

Правила автоперевозчика

Как нам пояснили в КТУП «Минсктранс», на данный момент в Беларуси нет технических нормативных актов, которые регламентируют параметры температуры в салонах наземного общественного транспорта.

Однако есть Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (ред. от 03.04.2017) «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров». В пункте 222 Главы 15 сообщается:

«Член экипажа транспортного средства (водитель, кондуктор) в соответствии со своими полномочиями обязан включать отопление салона при температуре воздуха ниже +5 °С или согласно указаниям автомобильного перевозчика».

Для минского общественного транспорта правила диктует автоперевозчик, то есть «Минсктранс». По информации предприятия, установлены следующие режимы включения отопителей в автобусах МАЗ:

— при городских почасовых и дежурных перевозках отопители включаются при температуре окружающего воздуха 0 °С и ниже;

— при международных, пригородных и детских перевозках отопители включаются при температуре окружающего воздуха +5 °С и ниже.

Поломка отопительного оборудования

Иногда в салоне становится холодно из-за того, что отопители выходят из строя. Но такое случается редко. Неисправности выявляют и устраняют ежедневно при проведении техобслуживания.

Воздух в транспорте нагревается не только за счет отопителей. Например, автобусы МАЗ обогреваются и от конвекторов салона при открытом кране отопления с использованием тепла от системы охлаждения двигателя. В автобусах установлены датчики температуры воздуха, передающие информацию на многофункциональный терминал водителя.

Отопление троллейбусов и трамваев осуществляется электрическими печами.

Отсутствие кондиционеров

По данным предприятия «Минсктранс», сегодня в некоторых автобусах установлены кондиционеры. Ими оснащены, например, последние выпуски автобусов модели МАЗ–215. Не удивительно, что по температурным условиям они лучше.

В конце января TUT.BY писал, что Минск «закупает в 2018–2019 годах 300 автобусов МАЗ и 60 электробусов «Белкоммунмаш», но кондиционеры в них не запланированы». Препятствие — высокая стоимость аппаратов. Директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов утверждал, что «сегодня кондиционер — это плюс 10 % от стоимости автобуса».

Далее корреспондент TUT.BY пишет: «По словам специалиста, короткий автобус МАЗ стоит около 135 тысяч долларов, длинный — около 170». То есть стоимость кондиционеров для них — 13,5 тысяч долларов и 17 тысяч долларов соответственно. Однако на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен размещена информация о госзакупке воздушных кондиционеров для автобусов МАЗ. Цена договора: «»СС200″ или «АС353G4» для МАЗ–251 — 5690 евро (около 7 тысяч долларов — Прим. ред.); «СС200» для МАЗ–171 — 5280 евро (около 6,5 тысяч долларов — Прим. ред.)». Процедура закупки была произведена в 2012 году. Неужели с тех пор кондиционеры настолько подорожали?

Сейчас предприятие «Столичный транспорт и связь» по-другому комментирует ситуацию:

— Кто сказал, что не будет кондиционеров? После обсуждения в СМИ данных вопросов будет приниматься окончательное решение по этому поводу.

Человеческий фактор

В том, что пассажиры замерзают, может быть виновата не только техника. Иногда установленный режим нарушают водители.

В «Минсктрансе» пояснили:

— Водитель, выезжая на линию, включает отопительное оборудование. Кто-то жалуется ему, что уровень обогрева выше достаточного. Обычно такое бывает, если человек сидит рядом с печкой. Водитель посчитает нужным отключить отопитель на полчаса. А потом забывает его включить. Но подобные случаи единичны.

При выявлении нарушений дисциплины виновные лица привлекаются к ответственности. Так, пользователь под ником kozlone в своем twitter-аккаунте опубликовал ответ «Минсктранса» на его письменное обращение. Документ констатирует: «Установлено, что водителем было допущено нарушение функционирования системы отопления, он лишен премии за январь 2018 г.»

Куда обратиться?

Если у пассажира есть претензии к температурному режиму салона, в первую очередь он должен сообщить об этом водителю. Также можно позвонить по телефону круглосуточной горячей линии «Минсктранса» 8 (017) 222-99-50, в диспетчерские станции, автобусные (троллейбусные) парки. Кроме того, с предприятием «Минсктранс» возможно связаться с помощью письменного или электронного обращения.

А троллейбус был лучше! Московские электробусы не выдержали сильных морозов

Сводка недовыпуска аккумуляторных автобусов опубликована на официальном паблике сообщества.

Как известно, всё тайное становится явным. Пока столичный Дептранс бодро рапортует о том, что московские электробусы работают «четвертую зиму без сбоев», пассажиры, как и в прошлые годы, писали «Новые Известия» мерзнут на остановках.

Парк золотых московских электробусов опять постигло бедствие: холода. Все как в прошлом году, только хуже. Машины не выходят на маршруты, быстро поглощают энергию батареи, «летят» бортовая электроника и зарядные станции. Пассажиры московского наземного общественного транспорта массово жалуются, что реальные (а не в приложении ) интервалы между машинами стали еще больше, в салонах особенно сильная давка (привет, Омикрон!). А на работу вовремя успеть никак не получается. Достоверных цифр по количеству работающей техники от Дептранса добиться невозможно: «у нас все работает без сбоев». Наверное, виновата Грета Тунберг.

Пусть и с недельным опозданием, но столь скрываемые главным транспортным ведомством мегаполиса статистические данные, если верить «МЗТ», стали достоянием общественности.

В автобусных парках 22-23 декабря был фактически коллапс, посетовали «НИ» общественники, недовыпуск электробусов составлял до 80-90 машин. Десятки электробусов утром просто не смогли выехать из бывших троллейбусных депо — машины либо за ночь замерзли и не «заводились», либо отказала климатическая установка, либо были проблемы с зарядкой. Помимо недовыпуска из парка на маршруты наблюдались схожие проблемы с зарядкой на конечных станциях, а также «очень много» возвратов с линии. К примеру, 22 декабря на 17 часов контрольного времени недовыпуск на маршруты составлял рекордные 93 электробусные машины!

Любопытно, что, несмотря на то, что парк столичных электробусов на конец 2021 года насчитывает ровно 1 тысячу машин, на линию по подсчетам защитников троллейбусов, выходит на пару сотен аккумуляторных автобусов меньше.

«Власти запустили в Москве тысячный электробус, который не тысячный. Пафосные надписи на бортах: «500-й», «700-й», а недавно и «1000-й электробус» не соответствуют реальной картине! — пишут активисты. — Согласно сводке с диспетчерской «Мосгортранса», на линию максимально по расписанию выходит лишь 770 электробусов».

Абсурдность ситуации добавляет официальное сообщение ведомства Максима Ликсутова — оказывается, электробусы, оборудованные дизельными отопителеми Webasto Thermo 350 (печка обогревает салон и воздушную завесу над дверями) без дополнительных фильтров выхлопа, «сократили количество выбросов на 600 тыс. тонн».

Пользователи ВКонтакте «Московского транспорта» не обошли вниманием предновогодний оксюморон креативных транспортных чиновников столичного Департамента транспорта.

Артем Морозов: «А можно объяснить, как 1000 электробусов оказались экологичнее 1600 троллейбусов?»

Илья Костянов: «В первый год они и при -15 выехать не смогли . и сколько соляры в минус кушают, чтоб отогреть батареи Вам же никто не скажет. И о да . у первых уже срок замены аккумуляторов скоро будет, а она в Контракт Жизненного Цикла не входит. Это новый тендер, это бюджет города, это наши с вами налоги …»

Паша Степанов: «/. / Даже если представим, что оба вида транспорта не дают вредных выбросов, как при замене 1600 троллейбусов на 1000 электробусов (при этом их стало не сразу 1000) могли выбросы сократиться? Тут арифметика как то не сходится. То есть людей (в том числе меня) в большей степени бесит враньё и необоснованный пиар».

Напомним, что по официальным данным Дептранса, сообщали «НИ» при температуре ниже 10 градусов дизель-электробусы сжигают порядка 4,2 литров в час (л/ч) или 84 литра дизельного топлива за 20-часовую смену. Автобус ЛИАЗ-5292 при среднесуточном пробеге в городском режиме в 250 км потребляет 100 литров в день (40 литров на 100 км). Даже если учесть цикличность работы печки и взять минимальный расход в 3л/ч (60 литров в день), электробус в сильные морозы чадит как половина дизельного собрата, да еще и электроэнергию потребляет! А ведь электробусов на маршруте из-за вынужденных простоев на «зарядных сессиях» нужно больше, чем автобусов/троллейбусов!

Водители аккубусов жалуются — якобы, в сильные морозы полного бака (68 литров) «едва хватает на 8-9 часов работы». «Экологичные» дизельные электробусы вынуждено отправляются на АЗС/парк для дозаправки. Но и это еще не все. Защитники троллейбусов выяснили, что «электробусу зимой нужно увеличивать время на подготовку к рейсу, а также дополнительно организовывать расчистку и прогрев пантографа и крыши, что еще больше увеличивает стоимость эксплуатации электробусов» и может привести к опозданию электрических машин при выезде на линию из парка. Сканы соответствующих официальных документов выложены на сайте сообщества «Москвичи за троллейбус».

Но, как справедливо отметили неравнодушные москвичи, «Мосгортранс» и Дептранс в упор не видят проблем и продолжают генерировать хвалебные отзывы и гордиться нарисованной картинкой».

Страсти, которые кипят вокруг фритюрного масла. Чем будут отапливать московские электробусы?

«Вкусно — и точка» сообщила, что этой зимой для обогрева электробусов будут применять отработанное фритюрное масло из ресторанов сети. В Мосгортрансе это опровергли, заявив, что вопрос перевода обогревателей на биодизель только прорабатывается

Фото: АГН «Москва» —>

Электробусы, которые пришли на смену московским троллейбусам, для обогрева салона в холодное время года используют дизель-генераторы. Конечно, на них можно установить и электрические обогреватели. Будет тепло, но далеко такой электробус не уедет.

А для обслуживания маршрутов потребуется больше машин, объясняет вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Александр Морозов:

Александр Морозов вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта «Сейчас запасов хода электробуса хватает, чтобы сделать в лучшем случае баранку туда и обратно, потом опять нужно заряжаться, причем заряжаться нужно десять минут. Если нужно энергии в два раза больше, то либо электробус просто не сможет доехать до конечной и обратно — на некоторых длинных маршрутах, где нет зарядки на противоположной конечной, — либо он начнет заряжаться в два раза дольше. Представьте, что раньше он приезжал на конечную и уже через минуту мог ехать дальше, теперь он приезжает и ждет там десять минут. Если у него интервал движения три-четыре минуты, нужно купить второй, третий электробус — они вместо него должны поехать на круг. Получается, что подвижной состав электробусов используется на 20-30% больше, чем если бы по этой трассе ходили обычные троллейбусы или автобусы».

Именно поэтому московские электробусы пока еще отапливаются дизелем, а не электричеством. Но теперь, как заявляют во «Вкусно — и точка», в качестве топлива в них будет использоваться не солярка, а отработанное фритюрное масло. Понятно, что сначала его нужно очистить и переработать — этим занимаются партнеры преемника McDonald’s в Подмосковье. Для начала — 3 тысячи тонн масла в год из половины заведений сети. Полученного биотоплива должно хватить для обогрева 1 тысячи электробусов — то есть практически всех, которые есть в Москве. И, как утверждают во «Вкусно — и точка», ссылаясь на результаты испытаний Мосгортранса, использование биотоплива позволяет сократить вредные выбросы в атмосферу на 18%.

Комментирует доктор химических наук, директор томского Инжинирингового химико-технологического центра Алексей Князев:

Алексей Князев доктор химических наук, директор томского Инжинирингового химико-технологического центра «Когда речь идет о биотопливе, то есть о топливе, которое получено из возобновляемых источников, из отработанного фритюрного масла, это несет меньшую нагрузку на окружающую среду. Это не требует гидроразрыва пласта — то, что портит природу, — не приводит к разливам нефти, добывается экологичным способом. Что касается выбросов СО2, я бы усомнился в том, что продукты сгорания биотоплива отличаются от продуктов сгорания обычного топлива, потому что и уголь, и нефть, и газ сгорают, окисляются, образуют СО2 и воду примерно в эквивалентных количествах. Когда мы говорим, что при сгорании в автомобильном двигателе фритюрного масла будет меньше СО2, чем при сгорании обычного дизеля, я бы усомнился в этом».

При этом пресс-служба Мосгортранса заявила, что только прорабатывает вопрос использования биотоплива для обогрева электробусов. Возможно, российский преемник McDonald’s пытается эксплуатировать популярную в мире тему. Так, например, недавно сенат Франции разрешил заправлять автомобили биотопивом из отработанного фритюрного масла. Но для России сегодня это не очень актуально, считает управляющий партнер агентства PRТ Глеб Сахрай:

Глеб Сахрай управляющий партнер агентства PRТ «Тема ESG максимально мощно и интересно разворачивалась год, два, три назад, но с событиями последнего года совершенно очевидно, что она вытеснена на периферию интересных для аудитории трендов. Я сомневаюсь, что тема использования повторного фритюрного масла оправдает возложенные на нее ожидания со стороны «Вкусно — и точка». По моему мнению, людям все равно, используется повторно фритюрное масло или нет. Возможно, во «Вкусно — и точка» так не считают, но, мне кажется, сейчас людям все равно. И их отношение к бренду не станет лучше от того, что они вдруг станут понимать, что на этом фритюрном масле отапливаются автобусы».

Можно пофантазировать, что еще подойдет для отопления московских электробусов. Например, этиловый спирт: дешево и весьма экологично. Его, кстати, довольно часто использовали в качестве топлива на заре автомобилестроения. А еще были газогенераторы с обычными дровами в качестве исходного сырья. Такими установками оснащались автомобили в 30-40-х годах прошлого века. Можно подумать о возвращении к истокам.

Почему в электробусах холодно и как собираются решать эту проблему? История пассажира

В редакцию Onliner.by обратился наш читатель. Он рассказал, что практически ежедневно пользуется электробусами: ездит на работу и с работы. Мужчина заметил, что поздними вечерами в салоне этого вида общественного транспорта бывает очень холодно: холоднее, чем обычно в автобусах или троллейбусах. Почему так происходит?

Выходишь из салона — не чувствуешь ни рук, ни ног

Наш читатель пользуется электробусами уже много месяцев, регулярно, каждый будний день. Ездит на маршруте 59 (ДС «Серова» — Долгобродская) на работу и домой. Приходится проезжать от конечной до конечной, зато без пересадок — удобно.

Но ударили морозы, и выявилась неожиданная проблема: в электробусах холодно. Нет, читатель не жалобщик. Он понимает, что зимой холодно бывает в любом виде общественного транспорта, кроме, наверное, метро. Но в электробусах как-то особенно холодно. Как такое возможно?

— Мне ехать весь маршрут, это минут 40. По утрам, как ни странно, еще терпимо. А едешь вечером, где-то в половине одиннадцатого, — холод жуткий. Выходишь из салона — не чувствуешь ни рук, ни ног. На улице, кажется, даже полегче: хоть подвигаться можно, — рассказал мужчина.

Смущало то, что ситуация ухудшается именно к вечеру — почему? Причем проблема повторялась изо дня в день, то есть речь не может идти о технической неисправности конкретного транспортного средства либо о невнимательности конкретного водителя. Кроме того, проблема и не в нашем читателе: он видел, как к водителям подходили и другие пассажиры. Вопрос каждый раз был один и тот же: почему так холодно?

Отопление на традиционном топливе

Наш читатель говорил с водителями, звонил на горячую линию «Минсктранса», общался с начальником колонны троллейбусного парка. И ему старались помочь, по крайней мере, дать объяснение сложившейся ситуации: как вышло, что самый современный вид общественного транспорта в Минске оказался настолько некомфортным в морозную погоду.

— Мне пояснили, что электробусы отапливаются не за счет электроэнергии, а автомобильными отопителями типа Webasto, которые работают на дизельном топливе. Емкость топливных баков этих отопителей ограниченна. Насколько я понял, в каждом транспортном средстве установлено два бака по 15—16 литров каждый. Когда электробус выходит на линию, отопители работают. Но к концу смены топливо заканчивается и отопление салона таким образом не осуществляется, — рассказал пассажир.

Возможно, если бы зимой не случилось сильных морозов, проблемы бы никто не выявил. Для белорусских электробусов в Минске — это первая зима, можно сказать, экспериментальная. Вот определенные вопросы и возникли. Общественный транспорт останавливается на остановочных пунктах, открывает все двери, холодный воздух проникает в салон, снова охлаждая его. В сильные морозы, когда температура опускается до –10 градусов Цельсия и ниже, салон электробуса приходится отапливать практически беспрерывно, чтобы поддерживать внутри приемлемую температуру. Указанного количества топлива для такой интенсивной работы отопителей недостаточно.

«Белкоммунмаш»: проблему устраним на всех моделях

На предприятии «Белкоммунмаш» корреспонденту Onliner.by сообщили, что о выявленном недостатке уже знают. И готовы устранить проблему.

— Дело не в том, что салон отапливается не за счет электроэнергии. Технически это можно сделать даже сейчас. Но потребуется большая емкость батарей, увеличится вес всего транспортного средства, возрастет расход электроэнергии. Кроме того, это приведет к подорожанию модели. И все это ради трех месяцев в году. Нерационально. Поэтому и было принято решение устанавливать в электробусах отопители, работающие на дизельном топливе, — рассказали на предприятии.

Там пояснили, что такие отопители способны справляться с возложенной задачей, проблема только в недостаточном времени работы без дозаправки с учетом высокой интенсивности в морозные дни.

— Действительно, выяснилось, что на всю смену, во время которой электробус находится на линии, запаса топлива для обогрева не хватает. Поэтому мы заменим топливные баки на другие, большего объема, и тем самым вопрос будет решен. Причем это будет сделано и на новых моделях, и на уже выпущенных транспортных средствах. К следующему холодному сезону мы с этим разберемся, — заверили на «Белкоммунмаше».

NEW! Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *