То, чего сейчас не хватает российскому авторынку. «Мерседес-Бенц Рус» будет поставлять в Россию китайские грузовики Forland
Дилер «Автодом» и свежеприобретённая им компания «Мерседес-Бенц Рус» (российская «дочка» Daimler AG) сообщили о том, что будут поставлять в Россию китайские грузовики Forland.
«В конце апреля в Китае в городе Чжучэн провинции Шаньдун "Автодом" и "Мерседес-Бенц Рус" подписали дистрибуторское соглашение на поставку техники Forland в Россию. Таким образом компании получили эксклюзивные права на импорт малотоннажных и среднетоннажных шасси бренда Forland и определились с планами расширения совместного бизнеса», — сказано в сообщении «Автодома».
Компании планируют поставлять в Россию шасси Forland массой от 3,5 до 18 тонн, а уже в России местные компании будут устанавливать на них кузова. В продажу будут поступать уже полнокомплектные грузовики с различными типами кузовов.
«Мы начали переговоры с маркой Forland ещё в конце прошлого года и сегодня рады объявить о подписании дистрибьюторского соглашения. Для нас сегмент коммерческого транспорта — важное стратегическое направление бизнеса, которое мы планируем расширять, в том числе привлекая надёжных партнёров из России и других стран. Продажи в России намечены на второе полугодие 2023 года, и мы со своей стороны обеспечим потребителям максимально комфортные условия покупки и эксплуатации, а также гарантируем доступное сервисное обслуживание в кратчайшие сроки», — рассказал генеральный директор «Автодома» Андрей Ольховский.
В «Автодоме» отметили, что технологичная и долговечная техника Forland — это именно то, чего сейчас не хватает российскому рынку. Будем надеяться, что в компании также осознают нехватку легковых автомобилей в России.
Производство "Мерседесы российской сборки"
Mercedes—Benz является ведущим брендом компании Daimler Trucks. И кто бы мог подумать, что когда-нибудь престижные грузовики со звездой получат заводскую маркировку «Сделано в России»! За шесть лет на территории РФ произведено 10 тысяч немецких большегрузов. Сегодня они работают в разных регионах страны и даже за ее пределами.
Стратегическое партнерство немецкого концерна с российским лидером грузового рынка КАМАЗ началось в 2008 г. с приобретения 10% акций. В 2014-м пакет увеличился до 15%, но до этого времени произошло еще несколько знаменательных событий.
В 2009-м были созданы два СП по производству грузовых автомобилей при долевом участии Daimler Trucks и Mitsubishi FUSO в пропорции 50х50. Уже в сентябре 2010-го на сборочном конвейере в Набережных Челнах изготовили первый немецкий грузовик с российским VIN-кодом – двухосный седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1841 LS. Официальное открытие нового предприятия состоялось 11 марта 2011 г. Через два года пустили новую линию сборки и окраски рам.
В марте 2016-го здесь дали старт строительству корпуса завода кабин, которые будут поступать и на сборочный конвейер для грузовиков со звездой. За минувший год в производство введен ряд инноваций. Например, был установлен новый миксер для смешивания и приготовления двухкомпонентной краски. Сегодня авторы проекта придерживаются трех основных направлений деятельности во имя обеспечения высокого качества: четко выстроенное производство CKD, проект кабин нового поколения и поэтапная локализация.
Образцовая CKD-сборка
Сборочное производство в Набережных Челнах и немецком Вёрте – далеко не одно и то же. В Германии грузовики Mercedes-Benz изготавливают по полному циклу, в России же организована CKD-сборка (от английского термина Complete Knock Down, т.е. «полноразборный»). Каждый автомобиль импортируют в РФ в виде машинокомплекта и уже здесь собирают в готовое транспортное средство.
Логика такого бизнес-процесса кроется в экономической целесообразности. Импортер выигрывает на размере таможенных пошлин на комплектующие, которые существенно ниже, чем на готовый полнокомплектный грузовик. Вдобавок сохраняется перспектива дальнейшей минимизации затрат за счет локализации, т.е. замены ввозимых деталей аналогами российского производства.
Дисциплина и порядок на производстве в Челнах организованы так же, как и на головном предприятии в Вёрте. По немецкому бренду получен сертификат ISO 9001/16949, по японскому – ISO 9001. По сути, это своего рода знак качества.
Нижняя часть грозовика уже собрана
Потенциал роста
Сегодня весь российский Mercedes-Benz занимает площадь в 33 тыс. м 2 . Это сборочный цех, склады, офисные помещения и учебный центр. Мощности позволяют выпускать 200 ед. грузовой техники в месяц, но реальный темп сборки сейчас ниже. На предприятии занято около 250 сотрудников, большинство из которых – специалисты из числа местных жителей.
Освоенный в Набережных Челнах коммерческий ряд включает модели Actros III, Axor, Atego, Unimog и FUSO Canter. Из поставляемых на российский рынок грузовиков 65% приходится на седельные тягачи, 19% на самосвалы и 16% на развозные автомобили и шасси. Двухосные тягачи 4×2 представлены модификациями флагмана 1841 LS, 1844 LS, 1846 LS и Axor 1840 LS; трехосные 6×4 – Actros 2641 LS и Actros 3346 S. Самосвальную тему закрывают трехосный Actros 3341 K 6×4 и четырехосный Actros 4141 K 8×4. Развозные грузовики представляет среднетоннажный Atego. И это основной парк востребованных в России грузовых Мерседесов, поскольку отгрузки Unimog буквально штучные.
В числе крупных заказчиков – компании APS, R Group, Mondi, «Сатори», «Мираторг», «Лидер Транс», Новошахтинский завод нефтепродуктов и другие.
В перспективе завод готов выпускать магистральную гамму Actros IV, строительную линейку Arocs и развозные грузовики Antos. О сборке полноприводного Zetros речь пока не идет, хотя именно – пока.
Расположенное в Татарстане предприятие не довольствуется набранным темпом и активно работает на перспективу. 9 марта 2016 г. стартовал новый проект – строительство завода кабин площадью здания 59,6 тыс. м 2 . Заявленные мощности в 55 тыс. кабин в год покроют не только потребности производства Mercedes-Benz, но и завода КАМАЗ. Более того, рассматриваются перспективы поставок кабин и их каркасов на экспорт. Планируется, что на новом предприятии будет занято около 750 сотрудников.
Есть 10000-й экземпляр!
Юбилейный, 10-тысячный грузовик Mercedes-Benz российской сборки сошел с конвейера завода 22 ноября 2016 г. Автомобиль получил ярко-зеленую окраску – фирменный цвет покупателя, транспортной компании «Лидер Транс». Юбилей прошел на фоне собрания трудового коллектива компании прямо в сборочном цехе, быстро, по-деловому.
Приветственное слово в адрес рабочих и сотрудников «Даймлер КАМАЗ Рус» произнесли исполнительный директор ПАО «КАМАЗ», первый заместитель генерального директора Юрий Герасимов и представитель администрации Набережных Челнов, зам. руководителя исполкома города Гузель Гилязова. Председатель собрания генеральный директор ООО «Даймлер КАМАЗ Рус» Хайко Шульце поблагодарил всех сотрудников за их вклад и отметил: «Десять тысяч грузовиков Mercedes-Benz российской сборки – это немецкое качество, умноженное на 10 000 раз».
Незадолго до торжественной части состоялась экскурсия по заводу. Пройдя все участки сборки, я лишний раз убедился, что решение построить эти мощности было грамотным и дальновидным. По окраске кабин, спецификации заказанных грузовиков и географии отправки можно составить карту использования Мерседесов российской сборки. Вот, например, шасси Actros 6х4 с оранжевой кабиной готовятся для передачи «Монди СЛПК» в Республику Коми – там они станут возить лес. Магистральный тягач Actros 4х2 с ярко-зеленой кабиной припишут в парк компании «Лидер Транс» из Республики Татарстан, а черный тягач отправится пополнять флот «Деловых линий» в Москву. Шасси Actros 8х4 с белой кабиной получит самосвальную надстройку и поедет в Северо-Западный федеральный округ.
Что же касается юбилейного Мерседеса российской сборки, то символический ключ от экземпляра с серийным номером 10 000 получил лично генеральный директор «Лидер Транс» Михаил Устюжанин. Вместе с коммерческим директором компании Олегом Курочкиным он расписался на двери нового Актроса. Свои автографы оставили также директор по продажам и послепродажному обслуживанию Mercedes-Benz Герман Гильфанов, исполнительный директор компании Юрген Ольбердинг и другие официальные лица. Праздник удался по всем статьям, и что-то подсказывает, что выпуск 11-тысячного Mercedes-Benz с российским VIN-кодом уже не за горами.