Отопление в гараже своими руками: 6 экономных способов отопления гаража
Что такое гараж для автовладельца? Это не только место стоянки авто, но еще и мастерская, а иногда даже – место для отдыха и уединения. Зимой, когда температура опускается ниже нуля, в неотапливаемом гараже становится некомфортно для человека и не совсем безопасно для машины. Выход один – организовать отопление гаража своими руками. Любой нормальный автовладелец старается подобрать наиболее дешевый способ сделать это. Увы, одного универсального решения не существует – выбор зависит от множества факторов. Мы же рассмотрим самые экономные способы отопления гаража, чтобы каждый смог подобрать оптимальный вариант.
Надо ли в гараже отопление?
Организовать систему отопления гаража необходимо, как минимум, по таким причинам:
- при температуре ниже +5 0 С работы по обслуживанию проводить некомфортно;
- при длительном воздействии отрицательных температур ухудшаются эксплуатационные качества масла и некоторых других технических жидкостей, что приводит к сложностям при запуске двигателя и ускоренному износу деталей;
- в отапливаемом гараже воздух более сухой, что позволяет снизить риск коррозии кузова.
Нагревать воздух в гараже не обязательно до таких же высоких температур, как и в жилом помещении – +15 0 Сдостаточно для реализации всех задач, возлагаемых на систему отопления.
Что надо предусмотреть на этапе подготовки?
Гараж из металла, кирпича, бетона или сэндвич-панелей – это конструкция с высокими теплопотерями. Если не предусмотреть надежную теплоизоляцию, то отапливать вы будете улицу. Лучше всего обустроить внешнее утепление гаража, но если его выполнить невозможно, то можно обойтись внутренним утеплением. В теплоизоляции нуждаются не только стены, но и ворота, а также пол.
Система отопления должна быть безопасной. В гараже хранится масса легковоспламеняющихся жидкостей и предметов, так что к организации обогрева необходимо отнестись со всей ответственностью:
- на этапе планирования сделайте схему гаража, на ней необходимо отметить место хранения ГСМ. Этот склад должен находиться как можно дальше от отопительного прибора и располагаться на некотором возвышении. На плане отмечают также место выхода трубы через потолок или стену, если, конечно, выбранная система отопления предусматривает организацию дымохода. Отметить также стоит деревянные поверхности поблизости отопительного оборудования – их прикрывают листами оцинкованной стали. Не забудьте выделить место для огнетушителя. Если выбрана система с применением горючего топлива, не лишним будет предусмотреть место для ящика с асбестовой тканью;
- пол и стены около прибора отопления не должны быть легко воспламеняемыми;
- отопительную систему нельзя оставлять без присмотра; должна быть заземлена;
- важно предусмотреть надежную вентиляцию, чтобы не стать очередной жертвой отравления угарным газом;
- лучше не складировать в гараже весь хлам, которому не нашлось место дома – именно эти вещи и становятся пищей для огня;
- курить лучше на улице или, по крайней мере, как можно дальше от отопительных приборов;
- электрические системы не подходят для сырых помещений;
- не лишним будет установить простейшие датчики дыма, чтобы обезопасить собственное имущество и соседские гаражи.
Критерии выбора системы отопления для гаража
Если гараж пристроен к дому, то и промерзать он вряд ли будет за счет теплоотдачи здания. В этом случае лучше всего присоединить гараж к общей водяной системе отопления дома. Нагрузка на котел будет выше, поэтому оптимально сразу обустраивать отопление для гаража и жилого пространства, чтобы правильно подобрать оборудование. Количество радиаторов в гараже зависит от его размеров.
Впрочем, подключить гараж к домашней системе отопления не всегда возможно, даже если он пристроен к зданию. Что уж говорить о тех гаражах, которые находятся далеко от дома. В этом случае приходится обустраивать автономную отопительную систему, которую выбирают с учетом следующих факторов:
- стоимость монтажа и эксплуатации;
- доступность того или иного вида топлива. Например, в районах, где присутствуют частые перебои с электричеством, вариант отопления конвектором или тепловой пушкой точно отпадает;
- сложность монтажа;
- требуемая мощность отопления. Отапливать большой гараж электрическими обогревателями, как минимум, глупо;
- пожарная безопасность;
- особенности эксплуатации. К примеру, котлы на твердом топливе нуждаются в постоянном присмотре и частой загрузке топлива.
Еще несколько десятилетий назад чуть ли не единственным возможным способом прогреть воздух в гараже была буржуйка. К счастью, сегодня есть масса куда более удобных и практичных вариантов.
Отопление в гараже своими руками можно создать следующими способами:
- водяное отопление с котлом;
- использование газовых обогревателей;
- использование котлов на твердом топливе и дизеле;
- электрическое отопление;
- воздушное отопление;
- печи отработки.
Повторим, идеального варианта не существует – он подбирается в каждом отдельном случае с учетом массы факторов.
№1. Система водяного отопления
Система водяного отопления организуется в гараже по аналогии с жилыми помещениями. Нагрев теплоносителя осуществляется в котле, а дальше он проходит по трубам и радиаторам, равномерно прогревая все помещение гаража. После прекращения подачи тепла трубы остаются нагретыми еще пару часов. В этом и заключаются основные преимущества данной системы.
Главный минус – сложность организации. Кроме того, вода в контуре отопления может замерзнуть, так что если система не будет задействована в ближайшие дни, воду лучше сливать. С другой стороны, частая смена воды ведет к быстрой коррозии труб и радиаторов. Чтобы избежать данной проблемы, лучше использовать металлопластиковое оборудование. Обычную воду в системе отопления лучше не применять – ее заменяют на антифриз, незамерзающий теплоноситель.
Сложность обустройства оборачивается еще одним недостатком – высокой ценой. Наиболее экономный способ отопления гаража получится, если его контур подсоединить к домашнему котлу. Затраты на общее отопление повысятся, но это все равно будет дешевле, чем организовывать самостоятельную систему обогрева.
Если подключиться к домашней системе невозможно, придется устанавливать отдельный котел. Он может работать на разном топливе. В гаражной системе отопления используют следующие типы котлов:
-
проще всех в монтаже, максимально безопасный, но дорогой в плане эксплуатации. Даже если вас не пугают счета за электричество, использовать подобные котлы не стоит в районах с частыми отключениями электричества, перепадами напряжения, а также в регионах с суровыми ветреными зимами, ведь провода могут оборваться, что в итоге приведет к замерзанию воды в системе. Если не успеть вовремя слить воду, то трубы могут лопнуть; используются в гаражах крайне редко, так как не везде есть доступ к газопроводу. Если же труба газопровода проходит поблизости, то вам крупно повезло, — отопление на газе обойдется недорого, да и в плане эксплуатации такие системы достаточно просты. Главное, только, следовать технике безопасности;
- котлы на жидком и твердом топливе. Можно подобрать печь на дровах, углях, дизеле или отработанном масле – все зависит от того, какой ресурс более доступен в вашем случае. Котлы на твердом топливе нуждаются в постоянном контроле и частой загрузке топлива. Более удобные в этом плане пиролизные и пеллетные агрегаты, но стоят они недешево, самый экономчный вариант — буржуйка, которую также можно задействовать в системе водяного отопления.

Для всех котлов, кроме электрического, придется организовать дымоход. Кроме котла, радиаторов, труб отопления и трубы дымохода, понадобятся циркуляционный насос и расширительный бак. Все это стоит денег, так что использовать водяную систему отопления имеет смысл только в больших гаражах. Часто такое отопления делают на СТО и в коммерческих автомастерских. Если гараж небольшой, то организовывать столь сложную водяную систему отопления нет смысла – это вариант для более-менее просторных помещений, где требуется постоянный подогрев.
Принцип работы водяной системы отопления достаточно прост. Теплоноситель нагревается, проходит по трубам, отдает тепло и возвращается к котлу. Система может быть одно- или двухтрубной. Однотрубная система намного проще в организации и дешевле, для небольшого частного гаража она подходит лучше всего. В этом случае нагретый теплоноситель последовательно поступает в радиаторы, т.е. в первом радиаторе температура будет выше, чем в последнем, куда антифриз доходит уже остывшим. Двухтрубная система позволяет обеспечить более равномерный прогрев, но и материалов понадобится намного больше.
Даже если гараж не пристроен к дому, а находится недалеко, его можно попробовать подключить к домашней системе отопления, но есть ограничения. Расстояние от гаража до дома не должно быть более 20 м, а трубы надо качественно изолировать.
Если в качестве теплоносителя используют тосол (жидкость, которая не замерзает даже при -45 0 С), то работать с ним надо осторожно, ведь это токсичное вещество, которое становится еще более опасным в разогретом виде. Тосол не рекомендуют использовать в двухтрубных системах. Замену теплоносителя проводят каждые 5 лет.
№2. Отопление на газе
Газ – куда более экономичное топливо, чем электричество. Его можно использовать для сжигания в котле отопления, но для этого потребуется наличие магистрального газопровода и оформление ряда документов, еще надо будет оплатить стоимость врезки, и это не считая дорогостоящего монтажа самой системы отопления. Как было сказано выше, это вариант только для просторных гаражей, которые надо отапливать практически постоянно.
Когда доступа к магистральному газопроводу нет, можно использовать сжиженный баллонный газ. По правилам безопасности, баллоны устанавливают в металлических ящиках выше уровня пола как минимум на 20 см и вдали от легковоспламеняемых предметов. Можно иметь запас баллонов, но для этого надо выделить место. Большинство обходится одним баллоном, который периодически отвозится на заправку.
К газовому баллону можно подключать следующие типы оборудования:
- тепловая пушка, оборудованная горелкой для сжигания газа. Нагретый воздух распространяется по помещению с помощью встроенного вентилятора. Подобным образом можно очень быстро прогреть гараж, но и остывать воздух также будет очень быстро;
- керамический газовый обогреватель нагревает не воздух, а предметы, которые впоследствии прогревают воздух в помещении;
- газовый конвектор нагревает воздух за счет изменения его свойств при повышении температуры. Холодный воздух проходит через теплообменник, нагревается и выходит в помещение. Теплый воздух легче холодного, поэтому он сразу поднимается, уступая место непрогретому, который засасывается конвектором. Чтобы воздух циркулировал быстрее, конвектор часто комплектуют вентилятором. Корпус устройства и теплообменник исполняют из прочных жаростойких материалов, ведь внутри будет постоянно гореть газ. Чем ниже будет установлен конвектор, тем лучше. Помещение будет прогреваться быстро, но так же быстро и остывать.
Минус подобного отопления – образование продуктов сгорания, которые никуда не уходят и остаются в гараже. Без надежной вентиляции или регулярного проветривания не обойтись.
№3. Отопление на твердом топливе
Топить углем, дровами, торфом, паллетами выгодно – топливо стоит дешево, а теплоотдача у него хоть и ниже, чем у газа, но все равно достаточно высокая. Для сжигания твердого топлива используются буржуйки, печи и котлы.
Общий минус всех твердотопливных печей – необходимость оборудовать место для топлива. Также важно обеспечить постоянный контроль над количеством топлива в топке. Сюда добавляются заботы по поддержанию дымохода и топки в чистоте, зато само тепло выходит очень дешевым. Твердотопливные котлы и кирпичные печи ставят только на прочное негорючее основание.
Буржуйка для отопления гаража
Буржуйки – самые примитивные печки, которые начали активно использоваться в начале прошлого столетия. Потом их популярность резко снизилась в связи с распространением централизованного отопления. Однако буржуйки все еще используются, ведь это практически самый дешевый способ отопления гаража.
Печь буржуйка выполняется из металла. Большую часть занимает камера, куда забрасывается топливо. Помещение прогревается за счет контакта стенок печки с окружающим воздухом. Далеко не самую последнюю роль играет труба, которая также аккумулирует тепло. Чтобы разогретые продукты сгорания сразу же не вылетали на улицу, используется труба четко определенного диаметра, за счет чего теплые газы делают несколько оборотов в вертикальной плоскости. Это позволяет по максимуму использовать теплоту сгорания топлива (КПД достигает 60-80%) и эффективно засасывать воздух, необходимый для того, чтобы топливо сгорало полностью. Диаметр трубы в мм должен быть в 2,7 раза больше, чем объем печки в л.
Важно, чтобы дымоход имел сложную форму: сначала идет вертикальная утепленная часть, затем горизонтальная или наклонная, т.н. боров, который и обеспечивает до четверти получаемого тепла, ведь тут догорают дымовые газы. Буржуйки продаются готовыми: есть как самые простые и примитивные варианты, так и замороченные дизайнерские. При наличии навыков буржуйку можно собрать самостоятельно из бочки или листового металла.
Преимущества:
- буржуйку можно топить любым твердым топливом, но обычно используют дрова;
- невысокая цена и дешевизна в плане эксплуатации;
- относительно высокий КПД;
- позволяет быстро прогреть помещение и просушить в нем воздух;
- есть модели, которые можно использовать и в качестве плиты. Пригодятся тем, кто проводит в гараже даже слишком много времени.
Минусы:
- необходимость постоянного контроля над работой;
- высокая пожарная опасность;
- подходит только для небольших помещений;
- воздух быстро остывает;
- от специфического запаха будет не избавиться;
- необходимость регулярной чистки дымохода.
Твердотопливный котел
Это более дорогое, но, в то же время, более безопасное и эффективное решение. Принцип работы прост: в топке сжигается топливо, прогревается емкость с теплоносителем, который поставляется по трубам и радиаторам. Топливо приходится подбрасывать регулярно (примерно каждые 5 часов), поэтому сегодня все чаще используют усовершенствованные виды котлов:
- пиролизный котел располагает двумя камерами сгорания, в первой дрова тлеют при высокой температуре за счет того, что количество воздуха недостаточное. Продукт сгорания – пиролизный газ, который сжигается во второй камере, выделяя гораздо больше теплоты, чем просто древесина. КПД котла повышается до 90%, а одной порции дров хватает на 10-13 часов;
- пеллетные котлы топятся на гранулах, получаемых из древесных отходов. Они помещаются в бункер, откуда дозами подаются в топку. КПД котла достигает 95%, загружать топливо можно раз в несколько суток.
Корпус твердотопливных котлов делают из чугуна или стали. Пиролизные и пеллетные котлы, конечно же, очень удобные, но стоят они дорого. Если средства позволяют, подобное приобретение можно себе позволить – в скором времени оно окупится.
Кирпичная печь
Сооружать в гараже кирпичную печь – занятие долгое, дорогое и кропотливое. Топливом для такой печи служат, как правило, дрова, но может быть использован и уголь. Принцип получения тепла все тот же. Топливо сгорает, прогревает стенки печки, а те нагревают воздух. Хороший вариант для небольших помещений. Кирпич прогревается дольше, чем металл, но и остывает медленнее.
Печь Булерьян
Часто печь Булерьян путают с буржуйкой и обычной дровяной печью. Она, действительно, вобрала в себя немного от того и другого. В основе принципа работы – конвекция. Конструкция предполагает наличие труб у основания печи и в верхней части. Холодный воздух поступает через нижнюю часть печи, получает тепло от камеры, где сжигается топливо, и выходит уже нагретым через верхнюю часть. Трубы на 2/3 впаяны в корпус печи, чтобы теплоотдача была максимальной. Особая конструкция топки и дымохода позволяет брать максимум теплоты от сгорания топлива. Весомую роль тут играет наличие камеры для пиролизного догорания топлива. Продукты горения удаляются через дымоход.
Преимущества:
- быстрый прогрев помещения за счет конвекции и отдачи тепла от поверхности печи;
- компактность;
- нет необходимости часто подкладывать дрова;
- более высокая безопасность в сравнении с буржуйкой.
Минусы:
- стоимость;
- сложность обустройства дымохода;
- необходимость частой очистки от сажи.
№4. Электрическое отопление гаража
Электрическое отопление организовать проще всего, но за подобное удобство приходится дорого заплатить.
Преимущества:
- простота и высокая скорость обустройства. Достаточно купить обогреватель и включить его в розетку;
- большой выбор отопительных приборов;
- отсутствие продуктов сгорания, поэтому дымоход не нужен;
- высокий уровень безопасности;
- высокая скорость нагрева;
- простота регулировки температуры.
Есть и минусы:
- длительный обогрев электричеством станет в копеечку;
- не подходит для регионов с перебоями в подаче электричества;
- быстрое остывание помещения после выключения обогрева;
- невысокая долговечность оборудования.
Чаще всего для отопления гаража используют следующие электрические нагреватели:
- тепловые пушки – это более мощный аналог бытового тепловентилятора. Холодный воздух проходит через ТЭН, разогревается и с помощью вентилятора выдувается в помещение. Поставить тепловую пушку можно куда угодно, она мобильная и позволяет регулировать степень нагрева. Есть очень мощные модели, которые надо подключать к сети 380 В. Пушка способна поднимать в воздух пыль, особенно это ощутимо в маленьких гаражах, поэтому в помещении придется поддерживать чистоту;
- тепловентилятор уступает в плане мощности тепловой пушке, стоит дешевле всего, сушит воздух. Для них, как и для пушек, характерна достаточно высокая шумность. Керамические тепловентиляторы более долговечные, экономные и комфортные в плане эксплуатации, чем спиральные аналоги;
- конвектор – это нагревательный элемент в корпусе с отверстиями. Помещение прогревается за счет теплоотдачи корпуса и выхода теплого воздуха через отверстия. Многие модели оснащаются колесиками для более простого перемещения. Конвектор нагревает помещение медленнее, чем тепловая пушка, но после отключения корпус остывает долго. Еще один минус – более высокая цена;
- масляный обогреватель устроен сложнее конвектора. Тут ТЭН сначала нагревает масло, потом масло нагревает корпус, а корпус уже греет воздух. Помещение нагревается долго, поэтому для гаража это не лучший вариант;
- ИК-обогреватели греют поверхности и предметы, которые потом греют воздух. Человеку становится тепло сразу. По такому же принципу планету греет солнце. Такие приборы потребляют минимум электроэнергии, но при работе значительно нагреваются – будьте осторожны, если гараж маленький. Лучше не направлять лучи на машину;
- инверторные сплит-системы – достаточно экономный способ получения тепла, но само оборудование стоит очень дорого. Система может работать при температуре не ниже -20 0 С.
Электрические обогреватели подходят для временного отопления гаража: наметили сделать какую-то работу, включили обогреватель, все сделали и выключили. По кошельку не ударит, и заморачиваться с растопкой и дымоходом не придется. Если гараж – это мастерская, где вы проводите время регулярно, то такой способ отопления не для вас.
№5. Отопление на жидком топливе
Топливом может стать отработанное масло и дизель. Если необходимо обогреть автомастерскую, где всегда в наличии отработанное масло, то это очень даже хороший вариант. Обогреватель на отработке можно сделать своими руками. В его основе две камеры: в одной сгорает топливо, в другой догорает газ. Для изготовления можно использовать газовые баллоны, баки и трубы. В итоге образуется большое количество энергии.
Главный плюс печи на отработанном масле – минимальная стоимость топлива, а порой его полная бесплатность. Минус – образование большого количества нагара и копоти, поэтому оборудование нуждается в регулярной чистке. Кроме того, разжигать такую печь достаточно сложно, с первого раза не всегда получается, а если вы пришли в холодный гараж и действуете озябшими руками, то задача усложняется. Существуют также требования к установке дымохода – он должен быть не менее 4 м в длину, иметь уклон.
Если существующих навыков недостаточно, чтоб собрать печь, придется ее покупать, стоит она примерно, как газовый котел. Некоторые модели достаточно чувствительны к запасу топлива. Кроме того, чтобы обеспечить бесперебойность работы оборудования, необходимо иметь запас топлива. Средний расход отработки – 1 л/час.
№6. Воздушная система отопления
Воздушное отопление используется достаточно редко. Для его организации необходимо обеспечить систему воздуховодов с дефлекторами, куда попадает горячий воздух от тепловой пушки или тепловентилятора.
Подобный вариант отопления позволяет быстро просушить весь воздух в гараже и уберечь тем самым автомобиль от губительного воздействия повышенной влажности. Ввиду сложности организации система используется редко.
В заключение отметим, что, стараясь сэкономить на отоплении, всегда задумывайтесь о технике безопасности.
Отопитель для гаража — выбираем оптимальный обогреватель
За последние несколько лет гараж в нашей стране превратился из отдельно стоящего холодного строения в теплую пристройку к дому. В этом Россия идет по западному пути. Неудивительно, что и вопрос обогрева воздуха в новом пространстве встает все чаще. Но даже если у вас все еще отдельный от дома гараж, для его отопления требуется учесть несколько факторов.
Во-первых, рационализация расходов. Гараж – это все-таки нежилое помещение. Было бы обидно, да и просто неразумно тратить на его обогрев значительные суммы из семейного бюджета. Ведь вы бываете здесь дважды в день – утром, когда уезжаете, и вечером, когда возвращаетесь домой. И иногда по выходным. Также гараж в России нередко используют как складское помещение и мастерскую. Хранят всевозможные мелочи и делают что-то своими руками.
Во-вторых, ограничение в коммуникациях. Обычно в гараже одна-две дежурные розетки и лампа под потолком. Сложная отопительная система может не вписаться в эти специфичные условия. Нужно что-то простое, но надежное.
И, в-третьих, безопасность. Если вы вдруг забыли отключить обогреватель, не должно произойти ничего страшного. Ни замыкания, ни возгорания. Для этого качественная система отопления должна иметь современную технологичную начинку. Однако такое есть далеко не во всех гаражах. В этой статье мы рассмотрим, какие варианты отопления гаражного помещения используются сегодня.
Дрова и твердое топливо
Дешевый и доступный вариант. Хорошо нагревает воздух в гараже. Топить можно древесиной, углем, брикетами и даже твердыми отходами от сельского хозяйства. Все это обойдется совсем не дорого. Однако есть весьма серьезные вопросы, которые потребуется решить в процессе.
Постройка печи (в идеале, закрытый котел). Хранение запаса топлива. Монтаж дымохода. Оплата всех расходов на организацию такого обогрева. И, конечно, снятие рисков, связанных с открытым огнем и горячими поверхностями печи. Если в семье есть дети, последний пункт приобретает первостепенное значение.
Конечно, печь можно смастерить своими руками, но будет ли в этом смысл? Опытные хозяева подтвердят, что первичный прогрев помещения, даже такого небольшого, как гараж, потребует от получаса до часа времени. К тому же, тепло понадобится постоянно поддерживать, что не совсем удобно. Но если вы все же выбрали этот вариант, установите в гараже вентилятор, чтобы распределять теплый воздух от котла по всему помещению.
Масляные печи
Гораздо быстрее нагревается помещение при использовании отработанного масла. Достаточно одной искры, чтобы пламя разгорелось. Да и теплоотдача в разы выше. Однако это тоже небезопасный вариант.
Обычно масло жгут в небольших печах, которые можно сделать своими руками. Но даже если такая буржуйка (или небольшой котел) надежна, подвести может жидкое топливо. В погоне за дешевизной для отопления используют только отработанное масло, которое предварительно нужно слить и дать ему отстояться. Никаких дополнительных процедур по очистке, разумеется, никто не проводит. Однако случайно попавшая в масло вода или капля антифриза на стенках котла способны вызвать опасные последствия. Когда печь находится в работе, раскаленное масло может начать «стрелять» в разные стороны. Эти огненные искры способны серьезно обжечь и стать причиной пожара. Иногда хозяева идут на такой риск, ведь покупать дизельное топливо для обогрева накладно. В этом случае за печью в гараже нужно все время присматривать.
Газовое отопление
Газовое отопление считается одним из самых популярных и безопасных. И денег на обслуживание газовая печь требует меньше, по крайней мере, в нашей стране. Однако баллон с газом придется периодически заправлять. Если живете далеко от заправки, учитывайте расходы на дорогу. В гараже потребуется труба для вывода дыма. А также всегда нужно соблюдать правила безопасности, связанные с использованием газового оборудования. В остальном же никаких минусов у газового отопления не выявлено. Также баллон легко спрятать за декоративной панелью, сделанной своими же руками.
Водяные батареи
Очень трудоемкий в организации вид отопления. Уже на этапе планирования потребуется продумать массу деталей. Ведь помимо источника тепла, нужна система насосов и труб, по которым будет циркулировать горячая вода. А это неизбежно повлечет за собой покупку еще и расширительного бака с батареями. Кроме того, использовать простую воду нельзя. В ней обязательно должен содержаться антифриз, чтобы предотвратить замерзание зимой.
Оборудовать гараж водяным отоплением имеет смысл, только если вы планируете проводить здесь очень много времени. Или он является конструктивной частью дома, где уже есть система центрального отопления. Тогда гаражное помещение можно оборудовать водным калорифером для равномерного распределения теплого воздуха.
Электрическое отопление
Пожалуй, самый безопасный и экологичный обогреватель для гаража – это электрический. Нужно просто выбрать модель, подходящую по мощности и цене, купить и вставить вилку в розетку.
Сам прибор занимает минимум места и размещается на любой плоской поверхности. Вам не потребуется запасать какой-либо вид топлива ни зимой, ни летом. Не нужно и предусматривать место для его хранения. Электрообогреватель не выделяет дыма, резкого или неприятного запаха. Электрическая печь не оставляет грязи в процессе использования. Нагревает помещение за десять-пятнадцать минут в зависимости от площади гаража. Вы можете прийти, включить обогреватель, поработать тепле, выключить и спокойно уйти домой. Даже если помещение полностью остынет в сильные морозы, с прибором ничего не произойдет. А в современных моделях есть возможность запустить обогреватель в один клик со смартфона.
Для оптимизации бюджета проведите несложные предварительные расчеты. Для этого умножьте общую площадь гаража на 0.1—0.15 кВт. Так вы узнаете оптимальную мощность отопительного прибора. Для равномерного прогрева всего помещения рекомендуется установить несколько небольших обогревателей с возможностью автономного включения/отключения.
Обогреватели и пушки: выбираем отопление для гаража, чтобы ничего не спалить
Хорошо, когда есть не только автомобиль, но и гараж для него, хотя в городах в последнее время такой типичный для прошлых лет союз все чаще переходит в категорию экзотики… Однако даже у тех, у кого гаражный бокс имеется, в условиях российской средней полосы (и тем более – северов) он на полгода теряет смысл как ремзона – находиться там длительное время крайне дискомфортно из-за холода… Гараж можно обогреть, но сделать это эффективно и безопасно непросто.
Попробуем разобраться, какие решения могут подойти обычному автовладельцу, который просто периодически приходит зимой в гараж, чтобы поковыряться с личным авто. И сразу оговоримся: никакие печки-буржуйки и иные топки, работающие на прямом сжигании дров, топливных брикетов или отработанного масла, мы рассматривать не станем, поскольку в большинстве гаражных кооперативов использование такого отопления запрещено, а скрытно применять его не удастся – вас мгновенно вычислят по дымовой трубе.
Собственно, одна из главных вводных – гараж должен быть уже прогрет к приходу владельца или (что несколько хуже, но допустимо) прогреться после вашего прихода, но быстро – не дольше, чем за полчаса-час. Ибо если после включения какого-либо нагревательного прибора вы несколько часов ждете появления плюсовой температуры, вся история с отоплением вообще теряет смысл – тогда уж проще потеплее одеться и работать без обогревателей. Ну или с небольшим тепловентилятором, направленным исключительно на зону рук.
В качестве второй важной вводной следует отметить, что ни в коем случае не стоит выбирать тепловое оборудование наугад! Для любого типа нагревательного прибора и любого типа помещения существуют формулы расчета необходимых параметров. Сегодня эти формулы легко найти в интернете в виде удобных онлайн-калькуляторов.
Ну и третий момент. Все нижесказанное относится к самому обычному, наиболее распространенному типу гаража – со стенами толщиной в один кирпич, бетонным или шиферным потолком и железными воротами. Иными словами, к строению, которое совершенно не держит тепло. Не все готовы ввязываться в непростой и недешевый процесс его утепления, однако нужно знать, что оно позволяет радикально снизить затраты времени и денег на обогрев! Впрочем, тема утепления – отдельная и длинная история, и затрагивать ее мы сейчас не станем. Пока будем греть «по-буржуйски», с полным пониманием невысокого КПД этого процесса.
Электрические тепловые пушки
Тепловая пушка – это мощный электрический ТЭН и производительный вентилятор. Их применяют для быстрого нагрева, и в нашем случае после прихода в холодный гараж такое устройство способно его прогреть до появления плюсовых температур за полчаса.
Правда, есть нюанс…
Дело в том, что среднестатистический кирпичный гараж – строение с очень большими теплопотерями. Гараж из металла – тем более. Тепловая пушка может прогреть все что угодно – хоть ангар для дирижабля, была бы необходимая мощность! А вот она в большинстве гаражей, как правило, ограничена, дабы владельцы ей не злоупотребляли. Ограничение обычно выражается в сечении входящей в бокс электропроводки, и серьезную нагрузку подключать к гаражным розеткам нельзя.
Электрическая тепловая пушка
Если взять формулу для расчета требуемой мощности электрической тепловой пушки, ввести в нее кубатуру среднестатистического гаража, коэффициент его теплопотерь и температурные условия (к примеру, необходимость поднять температуру внутри до плюс 15 градусов при температуре снаружи – минус 15), то мы получим примерно 7 киловатт. И это в идеальных условиях! На деле же в помещениях типа гаражей, в которых возникают неучтенные дополнительные потери при вентиляции, практика требует увеличивать реальную мощность нагревателя до 50% выше расчетной. То есть требуемая тепловая пушка должна будет иметь мощность минимум 10 киловатт. Проводка большинства гаражей на такую нагрузку, тем более долговременную, категорически не рассчитана: она перегреется и воспламенится!
Газовые/дизельные тепловые пушки
Это уже более подходящий вариант для экспресс-прогрева. Источником тепла высокой мощности в таких устройствах служит сгорающее топливо, а электричество требуется лишь для работы вентилятора-нагнетателя, мощность которого не превышает 100 ватт. Однако стоит знать и помнить несколько моментов!
Во-первых, и газовые, и дизельные пушки бывают двух типов – прямого и косвенного нагрева. Первые проще, легче и дешевле, но нам не подходят. В таких устройствах в отапливаемое помещение поступают непосредственно продукты горения. Пушка на солярке для обитаемых помещений не годится в принципе, совсем и никак: ее выхлоп – это натуральный дым; ими обогревают разве что заливку бетона зимой и ангары для тракторов. Пушка на газу условно подходит, ибо порождает при горении углекислый газ и водяной пар без запаха, и при хорошем проветривании в одной комнате с ней находиться можно. Однако особенность выхлопа газовых пушек прямого нагрева такова, что в помещении с ними начинает интенсивно ржаветь металл. Любые неокрашенные детали и заготовки, гаечные ключи и иные инструменты… В общем, тоже вариант очень так себе…
Дизельная тепловая пушка
А вот газовые и дизельные пушки косвенного нагрева – это то, что нам нужно! Работают они так же, как автомобильные «вебасты»: греют воздух не открытым пламенем, а через теплообменник – в результате воздух прогревается чисто, без подмешивания дыма, который выходит наружу через выхлопной патрубок. Самое простое и эффективное размещение таких пушек – на улице возле гаража. Аппарат выносится за ворота и запускается снаружи, а после работы затаскивается обратно. В этом случае для выхлопа не нужно обустраивать дымоход – он сразу уходит в атмосферу. А вход теплого воздуха в гараж обеспечивается через простейшее отверстие в кирпичной стене, которое можно сделать с помощью обычного перфоратора. Да и значительная часть шума от ревущей горелки в этом случае остается вовне и не давит на уши. Единственный недостаток газовых и дизельных пушек – цена. Они недешевы даже в варианте прямого нагрева, и заметно дороже – с косвенным…
Высокотемпературные инфракрасные обогреватели
Это еще один вариант быстрого обогрева помещения – такие обогреватели передают тепло не воздуху, а непосредственно предметам перед ними. Иными словами, вы сразу, что называется, «на собственной шкуре» ощутите тепло от включенных инфракрасных панелей, особенно если они равномерно установлены по периметру гаражного бокса и на потолке и направлены вниз. Эффект тот же, что и у тепловой пушки – хотя и менее интенсивный, но зато более мягкий равномерный и совершенно бесшумный. А любая пушка гудит – будь здоров!
Особенность эффективных инфракрасных обогревателей – в открытом нагревательном элементе, работающем с высокой температурой. Как правило, это нихромовая спираль, раскаленная докрасна в кварцевой трубке и прикрытая редкой металлической сеточкой. Несмотря на все анонсируемые производителями защиты, оставлять такие обогреватели без присмотра, включив их заранее или дистанционно, нельзя!
Плюс далеко не факт, что проводка в вашем гараже выдержит суммарную мощность нескольких инфракрасных нагревателей, требующуюся для победы даже над приличным по московским меркам 15-градусным морозом – не говоря уже о сибирских холодах. Поэтому опять же – не покупаем ничего наугад! Находим калькулятор расчета мощности инфракрасных приборов, забиваем в него параметры вашего гаража и вычисляем примерно потребную мощность. Весьма вероятно, что результат окажется сопоставимым с электрической тепловой пушкой и вам попросту не подойдет!
Впрочем, опять же можно решить проблему локально – 1-2 переносных инфракрасных нагревателя умеренной мощности можно разместить непосредственно в зоне ремонта, подогревающими вашу спину и поясницу, а также руки. Это, конечно, не теплый гараж, но лучше, чем ничего.
Низкотемпературные обогреватели с дистанционным включением
Прежде речь шла об экспресс-обогреве гаража высокомощными устройствами. Однако тот же результат можно получить и меньшей мощностью – но за более продолжительное время. Для этого обогреватели должны быть включены заранее, задолго до вашего приезда в гараж.
Существует достаточно большое семейство низкотемпературных обогревателей. Их особенность состоит в невозможности зажечь даже легковоспламеняющиеся предметы (пыль, бумагу, ткань, щепки) при прямом контакте. Эти обогреватели не слишком производительны и способны внятно прогреть помещение лишь за несколько часов работы, но зато эта специфика позволяет активировать их дистанционно.
Наверное, самый известный из низкотемпературных обогревателей – это масляный радиатор. Но для обогрева гаража он в целом не слишком удобен по конструктивным параметрам, поэтому в нашем случае речь пойдет о довольно обширной линейке так называемых конвекторов и низкотемпературных инфракрасных панелей. Нагревательные элементы в них «упакованы» в металлические или керамические блоки, температура на поверхности которых невысока. Благодаря этому исчезает риск воспламенения от обогревателя чего-либо даже при случайном контакте (упала щепка с потолка, задуло клочок бумаги сквозняком и т. п.) Плюс сами нагревательные элементы находятся в полностью металлических корпусах. Вентиляторов в них, как правило, нет – нагрев происходит за счет естественной конвекции воздуха или мягкого ИК-излучения.
Таких приборов нужно несколько в настенном варианте по периметру гаражного бокса. И основная идея их использования заключается в дистанционном включении, ибо включать их в ледяном гараже по прибытии совершенно бесполезно. Вы уже прокладку головки блока поменяете, а температура в помещении едва-едва дойдет до нуля… Дистанционный же вариант легко реализовать при помощи GSM-реле, которые в быту называются «умными» розетками. Отправил вечером со смартфона СМС-команду на включение – и приехал с утра в теплый гараж. Впрочем, устройства, именуемые GSM-розетками, дороговаты, поэтому нужно поискать на АлиЭкспресс то, что называется GSM-реле, «gsm relay». Такие гаджеты в несколько раз дешевле.
Будем откровенны: производители даже низкотемпературных конвекторов подстраховываются и пишут в инструкциях предупреждение «не оставлять без присмотра!». Поэтому согласно инструкции дистанционное включение их с мобильного телефона – это нарушение. Однако при определенных условиях безопасно использовать удаленное включение нагревателей все же допустимо. Но соблюдая ряд условий!
Во-первых, от «умной розетки» или GSM-реле напрямую включать нагреватели нельзя. Мощность, коммутируемая контактами встроенного реле розетки, ограничена, да и доверять мощностным характеристикам китайского гаджета нельзя. Поэтому нужно промежуточное реле – контактор или, как его еще называют, магнитный пускатель. Купить его можно в любом магазине электромонтажных изделий. Это мощное реле с обмоткой на 220 вольт переменного тока – GSM-розетка включает контактор, а он уже в свою очередь коммутирует несколько электрообогревателей, подключенных к нему параллельно.
Во-вторых, проводку обогревателей желательно, не поленившись, заключить в металлическую несгораемую гофру и выполнить отдельным контуром, не связанным со светом и розетками – чтобы вместе с нагревателями ничего лишнего не включилось. Не забывайте о расчетах мощности – в интернете полно онлайн-калькуляторов для конвекторов, и их суммарная мощность не должна приближаться к мощности электропроводки, заходящей в гаражный бокс от общей линии!
Ну и в-третьих – грамотно смонтируйте конвекторы. На кирпичные стены, с дистанцией от других предметов. Параллельно наведите порядок в гараже – выкиньте весь ненужный и легковоспламеняемый хлам, систематизируйте и разложите вещи, детали и инструменты, чтобы ничего не лежало горой, неустойчиво, с риском упасть и раскатиться. Устройте ревизию всяким горючим жидкостям – бензину, растворителям, смазкам, убедитесь, что все они хранятся в закрытом шкафу, емкости не протекают и не «парят», а шкаф находится на удалении от нагревателей! При соблюдении всех этих условий риск использования нагревательных приборов без наблюдения снижается до пренебрежимо малого.
Для чего нужен термостат в обогревателе. Какой термостат для масляного обогревателя лучший? Конвектор и масляный обогреватель – сравнение выявляет несомненного лидера
Масляный обогреватель хорошо устилать одеждой сушиться. Единственный тип приборов, где хозяин избежит фатальных последствий. Единственное, сбоку гармошчатой емкости имеется пристройка, снабженная электронной начинкой, отсек избегайте укрывать. Устройство масляного обогревателя включает следующие элементы:
Датчик аварийного отключения (термопредохранитель, реле)
- Емкость, заполненная маслом. Внешний вид — вылитая гармошка, раскаляющаяся до приличной температуры, повремените дотрагиваться рукой. Что касается сушки вещей, безбоязненно кладите переносящие нагрев. Емкость герметичная, однако внутри воздух объемом 15%. Попробуйте поставить масляный обогреватель кверху ногами, завалите набок, верните колесам нагрузку. Услышанные глухие удары пугают мышей: пузырьки воздуха лопаются внутри. Вода не применяется нагревателем, быстро испарится, коррозия корпуса станет значительной, технология изготовления потребовала бы полного исключения из рабочей жидкости воздуха (вода + кислород = самый мощный окислитель живой природы). Коэффициент температурного расширения самой распространенной жидкости планеты десятикратно превышает аналогичный параметр стали. Нехорошо, если бак разорвет.
- Нижняя часть торца гармони содержит ТЭН, к которому льнет отсек электроники. Масляный обогреватель лишен насоса, работает путем естественной рециркуляции масла. Ток начинается от ТЭНа вверх, затем на противоположном конце батареи жидкость спускается. Работая, издает различимые слухом вибрации спирали под действием переменного напряжения. Эффект неустраним, обусловлен влиянием магнитного поля Земли. Температура кипения выше 100 ºС (150-200), к емкости избегайте прикасаться, до изменения фазового состояния не доводится жидкость по причине запрета применения воды: емкость разорвет. ТЭН двойной (две спирали), позволит гибче регулировать нагрев.
- Неподалеку от ТЭНа находится термопредохранитель. Устройство не даст случиться пожару, если вдруг масло вытечет, сломается температурное реле. Масляный обогреватель работал бы упорно, когда медный ТЭН начал бы плавиться. Масло вытечет — через корпус высокая температура вызовет срабатывание налепленного термопредохранителя. Структурой различают биметаллические (многоразовые) или проволочные (одноразовые). Фото показывает наличие над ТЭНом отчетливо чернеющей таблетки: термопредохранитель (см. первое фото обзора), либо термореле (определено конструкцией).
Стальной профиль, обеспечивающий соединение отсека электроники и гармошки обогревателя
- Реле расположено вверху. Главное отличие от утюга видим: отсутствует соприкосновение с корпусом. Видно, тепловое реле просто попирает воздух. Масляный обогреватель подмеченной чертой напоминает электрочайник, в котором биметаллическая пластина частенько подвергается воздействию пара, проникающего через специальное отверстие корпуса. Тепловое реле — механизм регулировки, термопредохранитель предназначен локализовать случай отказа штатных средств.
- Снимки показывают: выключателей два, к каждому подходят фаза, земля ТЭНа, один провод теплового реле. Такая избыточность позволяет светиться индикаторным лампочкам. Одной фазы недостаточно обеспечить эффект Джоуля-Ленца. Производитель заранее не ведает, какой стороной пользователь воткнет вилку, будет ли синий (красный) провод занулен, подвержен действию 230 вольт.
Электрическая часть мало отличается от утюга, электрочайника, водонагревателя. Можно включать обе спирали ТЭНа одновременно, отдельно. В последнем случае масляный обогреватель будет достигать режима дольше. Есть шанс, в холодной комнате конструкция станет работать вовсе без перерыва.
Исследователь магнитного поля Земли слушает жужжание спирали масляного обогревателя
Закрыть отверстия прохода воздуха в электронную схему — ничего не сгорит, масляный обогреватель отключится раньше срока, повторный запуск произойдет нескоро, притоку свежей струи воспрепятствует сушащийся шерстяной носок. Днище кожуха электронного блока прорезано приточными щелями. Воздух покидает пол, следует, минуя провода, достигая верхнего выхода. Попутно биметаллическая пластина оценивает момент прекращения нагрева.
Основные разновидности терморегуляторов
Терморегуляторы для обогревателей – это устройства, используя которые можно задавать периодичность, режим и интенсивность работы нагревательных элементов. Обычные регуляторы имеются в большинстве современных устройств, которые предназначены для нагрева или наоборот, охлаждения воздуха и каких-либо предметов. Основными видами регуляторов являются:
- электронные
- электромеханические
- механические.
Электронные терморегуляторы
Электронный терморегулятор в своей конструкции имеет три основных элемента:
- датчик, определяющий уровень температуры воздуха;
- микропроцессор, в чью задачу входит обработка и передача сигнала;
- ключа, выполняющего функции термореле, то есть коммутацию управления.
Главное достоинство терморегуляторов с электронным процессором и датчиком, это высокая точность определения и регулирования уровня температуры в помещении, простота в настойке и управлении обогревателями, находящимися в помещении.
Используются такие терморегуляторы для управления единой системой отопления дома или квартиры, а также для регулирования работы кондиционеров и любых других подобных систем, отвечающих за создание и поддержания микроклимата в помещении. Электронный терморегулятор может встраиваться в систему типа «умный дом» и следить за температурой не только воздуха в помещении, но и самих обогревающих устройств в целях повышения пожарной безопасности.
Электромеханические терморегуляторы
Электромеханические терморегуляторы можно считать одними из самых простых по своему устройству. Основой их конструкции является реле, которых существует множество видов
, но чаще всего используются следующие:
- Терморегуляторы, устанавливаемые в утюгах, кухонных электроплитах, чайниках и в других бытовых приборах, способных менять свою температуру. Их конструкция считается самой простой и состоит из группы контактов и двойной металлической пластины. Когда происходит нагрев прибора, пластина начинает выгибаться и этим размыкает группу контактов, что останавливает подачу электроэнергии к нагревательной пластине или спирали.
Когда прибор остывает, пластина возвращается в изначальное состояние и электрическая цепь возобновляет свою работу, так как группа контактов снова оказывается замкнутой. Благодаря этому циклу и удается поддерживать уровень температуры прибора на примерно одном и том же уровне.
- Второй тип электромеханического регулятора использует в своей работе несколько иной принцип действия. В таких регуляторах устанавливается реле, основанное на расширении некоторых его элементов при нагревании. Самый простой пример – это терморегуляторы, которые присутствуют в домашних бойлерах, предназначенных для нагрева воды в квартире или частном доме, а также масляных обогревателях
Если не вдаваться в научные подробности и говорить доступным для большинства людей языком, то можно сказать, что такое реле представляет собой трубку-цилиндр, заполненную чувствительным к нагреву и охлаждению веществом, помещенную в специальный небольшой бачок с водой. Когда бойлер начинает нагреваться, то содержимое контрольной трубки расширяется и, достигнув критического значения, при помощи специального привода управляет электрической цепью, замыкая и размыкая контакты, тем самым предотвращая критический перегрев.
Термостаты
Еще один вид терморегуляторов, которые используются во многих бытовых приборах – это регуляторы-термостаты. В повседневности подобные регуляторы можно встретить, например, в системах центрального отопления. Внешним видом регуляторы-термостаты очень похожи на самые обычные запирающие водяной поток в трубе краны. Благодаря их использованию становится возможным поддержания разного уровня температуры в комнатах или кабинетах офиса.
Такая возможность очень удобна, если в семье есть маленькие дети, для поддержания в их комнате чуть более высокой температуры, чем в остальной части квартиры, или в офисах, где часть сотрудников остается на ночь. Конструкция термостата максимально проста, надежна и включает в себя термический баллон со штоком, заполненный чувствительным к нагреву веществом. Когда вещество нагревается до заданного уровня, оно расширяется и выдвигает шток наружу, который полностью или частично ограничивает движение воды в трубе.
Такие же регуляторы-термостаты используются и в автомобильных двигателях. Эти устройства не рекомендуется пытаться использовать для гибкой настройки температуры, так как у них есть несколько основных режимов работы, выход за пределы которых может привести к тому, что вся отопительная система разгерметизируется и выйдет из строя.
Разобрать масляный обогреватель
Фотографии масляного обогревателя показывают: электронный блок завальцован единым целым с гармошкой. Это не так. Надписью «Не накрывать» скрывает пару шурупов, крепежная скоба удерживается пружиной, находящейся в донной части. Хорошо видно невооруженным глазом, пояснения излишни:
- пружина отстегивается;
- откручиваются болты.
Внутри кожуха масляного обогревателя большинство электрических соединений выполнено разъемными клеммами. При необходимости снимите выключатели, биметаллическое реле, открутив изнутри винты, разомкнув провода. Обратите внимание: ТЭН намертво завальцован. Показывает желание производителей, внутрь никого не допускать.
Хитрый техник умеет знакомиться
Основные поломки масляных обогревателей
Чаще ломается ТЭН, течет бак. Масляный обогреватель приходит в полную негодность. Реле прослужит годами. Сегодня распространены советские утюги, поныне работоспособны. Отремонтировать механизм невозможно. Почистить спиртом контакты окисленные нужно. Ремонт электронной начинки ограничивается заменой элементов преимущественно. Термопредохранители ленятся ремонтировать: сложно рассчитать температуру срабатывания. Мастера избегают брать ответственность. Клавиши, реле временами следует чистить.
Устройство и принцип работы обогревателя
Внешним видом масляный обогреватель чаще всего напоминает обычную батарею отопления, однако, данное устройство герметичное, а его внутреннее пространство заполнено маслом.
В нижней части емкости вставлен ТЭН. Поблизости от ТЭНа размещен термопредохранитель, служащий для отключения обогревателя при чрезмерном повышении температуры его корпуса.
Тепловое реле обычно располагается в верхней части корпуса, не соприкасаясь с ним. Поблизости от реле размещают выключатель. При его наличии нет необходимости для выключения обогревателя вынимать из розетки вилку.
Простейшая схема масляного обогревателя выглядит так:
При замыкании выключателя, после включения в сеть вилки электроприбора, погружённый в масло ТЭН начинает нагреваться. О начале работы устройства сигнализирует лампочка.
С помощью регулируемого термостата определяется максимальная температура, после которой ТЭН отключится. Вновь в режим обогрева он перейдёт после остывания устройства до заданной температуры.
Регулировка термостата происходит биметаллической пластиной, находящейся внутри него. Датчик положения предназначен для разрыва электрической цепи при опрокидывании обогревателя.
Для лучшего управления работой устройства его оснащают двумя ТЭНами. В таком случае на корпусе устанавливают два выключателя. С их помощью регулируется мощность обогрева. При регулировке один из нагревательных элементов можно отключить.
Принципиальная схема масляного обогревателя с вентилятором, практически мало отличается от обычного устройства обогрева. Основное ее отличие в том, что при наличии вентилятора нагревательные элементы невозможно включить, если вентилятор по какой-то причине не работает. Такая схема обогревателя исключает повреждение ТЭНов от их перегрева.
Характеристика
Терморегуляторы для обогревателей — это полезные устройства, благодаря которым можно полностью исключить перегрев помещения и системы отопления в целом. Пользоваться таким регулятором довольно просто. Вам необходимо всего лишь выставить на шкале необходимую температуру, которую вы желаете получить, и устройство само позаботится о дальнейшем нагреве помещения. Кроме этого, терморегулятор для способен поддерживать именно ту температуру, которую вы выставили на устройстве на том или ином промежутке времени. На протяжении указанного срока система будет автоматически поддерживать стабильный нагрев воздуха и отключится только по его истечении.
Неисправности и ремонт масляного обогревателя
Если ещё вчера исправно работавший обогреватель, сегодня перестаёт нагреваться, то нет необходимости сразу же бежать в мастерскую, или же в магазин за новым устройством обогрева.
Многие неисправности вполне можно устранить самостоятельно, имея основные навыки в ремонте электроприборов.
Исключением может стать неисправный ТЭН, чаще всего намертво завальцованный в корпусе обогревателя. Снять его вполне можно, но вот установить на место уже не удастся. Даже если обогреватель укомплектован съемным ТЭНом, то при его замене герметичности устройства добиться будет сложно.
Обычно неисправности, встречающиеся при поломке обогревателя, появляются в более доступных местах. Самым уязвимым местом устройства является шнур, поэтому его целостность следует проверить в первую очередь. Если конструкция вилки позволяет ее разобрать, то нужно проверить места соединения жил шнура со штырями вилки.
При исправности вилки следующим этапом должна быть проверка состояния самого шнура, а также место его соединения с блоком питания обогревателя. Для этого снимается декоративная крышка панели устройства и тестером проверяется исправность шнура. При его повреждении кабель меняется на новый.
Если кабель оказывается исправным, то неисправность может скрываться в состоянии контактов блока питания. Контакты могут быть покрыты нагаром и ослаблены.
В этом случае контакты очищаются от нагара наждачной бумагой, а ослабевшие контакты аккуратно подтягиваются.
В этом же месте расположен терморегулятор. Если на его контактах видно потемнение, то их также необходимо зачистить. В терморегуляторе могут быть неисправными биметаллические пластины. При обнаружении их повреждения, терморегулятор аккуратно разбирается, а пластины меняются на новые.
Если масляный радиатор относится к категории энергосберегающих, то в его конструкции имеется термостат, обеспечивающий включение и отключение устройства при заданных параметрах.
При чрезмерном нагреве обогревателя, или же низкой температуре его тоже необходимо осмотреть. При обнаруженной неисправности данная деталь меняется на новый термостат, имеющий аналогичные параметры.
При наличии в конструкции масляного обогревателя вентилятора, его также необходимо проверить. В этом случае проверяются не только контакты устройства, но и целостность обмотки его мотора. Возможно, что может потребоваться его замена.
После завершения вышеописанных проверок и устранения замеченных неисправностей, обогреватель собирается, а затем включается в сеть. Если устройство обогрева по-прежнему не работает, то придется обращаться за консультацией к специалисту.
Наиболее вероятно, что он посоветует приобрести новый обогреватель. Некоторые виды ремонта могут обойтись настолько дорого, что проще отправиться в магазин.
Устройство и электрическую схему масляного радиатора вы найдете на видео:
Инструкцию по ремонту (замене ТЭНа) масляного обогревателя своими руками посмотрите на видео:
Установка масляного радиатора для обогрева в доме на даче или в гараже на данный момент является делом обыденным и необходимым. Ведь несмотря на все прелести научно технического прогресса, перебои с отоплением все же случаются. Такой агрегат можно собрать своими руками или приобрести заводскую модель, но в любом случае, рано или поздно все владельцы сталкиваются с необходимостью ремонта этих изделий. О возможных поломках и тонкостях сборки мы и будем говорить сейчас.
Ремонт масляного обогревателя
Старшее поколение помнит, что раньше в сопроводительной документации ко всем электроприборам обязательно присутствовала подробная схема, благодаря которой можно было отремонтировать изделие своими руками.
Современная инструкция, как правило, не содержит таких пояснений. Но отчаиваться не стоит, масляный обогреватель не космический корабль и разобраться в нем вполне реально.
Распространенные поломки
Важно: не нужно пугаться, если масляный радиатор щелкает при нагреве или после отключения. Когда разогревается или остывает техническое масло внутри агрегата, легкое потрескивание является нормой. Плюс такие звуки может издавать термостат. В некоторых случаях установка прибора на прочную, ровную поверхность снимает проблему.
- Если датчики на управляющей панели электроприбора не подают признаков жизни, то в первую очередь нужно убедиться в исправности розетки. Большая нагрузка влечет за собой подгорание контактов. Следующим номером идет вилка, здесь причина аналогична. Убедившись, что с розеткой и вилкой порядок, нужно проверить механическую целостность самого провода, перетирание, заломы, передавливание;
- Если индикаторы светятся, вентилятор, когда он есть, крутится, а тепла нет, нужно проверить работу термореле. Такие вещи зачастую не ремонтируются, цена на него небольшая и в продаже такие реле есть. Отвинтить пару креплений и пересоединить клеммы не составит большого труда;
- В случае, когда агрегат нагревается нормально, но не отключается после нагрева, причину нужно искать в термостате. Как и в случае с термореле, термостат не ремонтируется, он сразу меняется на новый. Несмотря на то, что прибор как бы работает, затягивать с заменой термостата не стоит. ТЭНы, работая в режиме постоянной перегрузки, быстро перегорят, а это уже серьезно;
- Если провода и автоматика в норме, нужно проверить исправность ТЭНов. «Пробитый» ТЭН можно заменить только в случае, когда предусмотрена возможность демонтажа. В недорогих моделях нагревательные элементы могут быть наглухо запаяны в корпус, здесь уже дешевле купить новый обогреватель;
Причины возможной поломки
Как и любой технический элемент, термостат может поломаться. Наиболее частой причиной считается отсутствие циркуляции жидкости по остуживающей системе. Если она перестает передвигаться по мотору – он перегревается.
Существует еще одна популярная причина. Это коррозия, которая портит поверхность цилиндра и блокировочный штырь. Из-за этого поток жидкости не прекращается и термостат испорчен. Коррозия может возникать спустя несколько лет работы термостата, поэтому в качестве профилактики его стоит заменять.
Совет! Учитывая то, что двигатель является одной из наиболее дорогостоящих деталей, менять термостат рекомендуется раз в два года.
В таком случае можно избежать перегрева мотора и его поломки. Также с новым термостатом он будет гораздо лучше функционировать, процесс нагрева двигателя будет происходить быстрее. Замена данного элемента обеспечит нормальную работу автомобиля и поможет его владельцу избежать капитальной починки мотора из-за температурных изменений.
Как самому собрать масляный обогреватель
Сделать такой агрегат в домашних условиях не представляет большого труда. Причем схема устройства масляного радиатора везде одинакова, различие заключается только в мощности оборудования и размерах корпуса прибора.
В зависимости от размеров и требуемой мощности аппарата в него может устанавливаться от 1 до 4 ТЭНов. Зачастую для бытового обогревателя достаточно одного ТЭНа.
Что же касается самого корпуса, то здесь выбор огромен. Чаще всего для этой цели берутся стандартные чугунные алюминиевые или стальные батареи. Но также можно использовать обычный металлический газовый баллон, трубу подходящего диаметра или вообще наглухо запаянную кастрюлю. Главное чтобы ТЭН не касался корпуса.
Не забудьте про само масло. Как правило, советуют брать любое очищенное техническое масло. Но идеальным вариантом считается электротехническое трансформаторное масло. Этот состав уже приспособлен для работы при высоких температурах.
Цена на него довольно высока и может забрать до половины бюджета, поэтому к выбору объема корпуса нужно подойти взвешено.
Удобнее всего делать обогреватель из стандартной чугунной батареи МС-140, она имеет приемлемую стоимость, плюс на рынке есть готовые ТЭНы и сопутствующая фурнитура, приспособленные под данную модель.
Как уже говорилось, нагреватели монтируются в нижней торцевой части агрегата. Корпус обязательно заземляется, с противоположной стороны конструкции, снизу устанавливается шаровый кран и сливной шланг масляного радиатора. Это особенно актуально для объемных обогревателей с тяжелым корпусом, где слив масла, в случае необходимости затрудняется высокой массой.
Коль уж мы говорим об обогревателе на основе МС-140, то верхнее отверстие батареи, которое находится над ТЭНом, закрывается пробкой. А над сливным краном отверстие закрывается заглушкой со встроенным в нее краном Маевского, чтобы при необходимости можно было сбросить давление.
Важно: вне зависимости от размеров и объема обогревателя, наполняемость его маслом должна находиться в пределах 85%. Оставшиеся 15% пойдут на компенсацию расширения масла при нагревании, плюс в больших агрегатах желательно установить дополнительный расширительный бачок.
На” видео в этой статье показаны тонкости сборки обогревателя.
Как они работают?
Если вы думаете, что после выставления значений для обогревателей работают бесперебойно, вы глубоко ошибаетесь. Суть их работы заключается в следующем. Когда температура в системе достигнет уровня заданной, устройство отключается, а когда уровень нагрева падает на 2-3 градуса по Цельсию, данное устройство снова включается и работает до тех пор, пока отопитель опять не нагреется до заданного режима. Так происходит до тех пор, пока не сработает таймер, который вы установили. В целом механизм может работать от нескольких минут до нескольких часов, поддерживая оптимальную температуру воздуха.