Тема 13, комментарии
Вопрос 57
Если невозможно определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, то:
- 1. Вы имеете право считать, что находитесь на главной дороге.
- 2. Вам следует считать, что находитесь на равнозначной дороге.
- 3. Вы должны считать, что находитесь на второстепенной дороге.
- 1. Только встречному автомобилю.
- 2. Только пешеходам.
- 3. Встречному автомобилю и пешеходам.
- 1. Уступить дорогу легковому автомобилю.
- 2. Проехать перекресток первым.
- 1. Автобусу и мотоциклу.
- 2. Легковому автомобилю и автобусу.
- 3. Всем транспортным средствам.
Проезд перекрестков, Часть 4:
- 1. Только мотоциклу.
- 2. Только автомобилю с включенными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом.
- 3. Обоим транспортным средствам.
- 1. Проедете перекресток первым.
- 2. Проедете перекресток одновременно со встречным автомобилем до проезда мотоцикла.
- 3. Проедете перекресток последним.
- 1. Уступить дорогу грузовому автомобилю, выезжающему с грунтовой дороги.
- 2. Проехать перекресток первым.
- 1. Выполните маневр без остановки на перекрестке.
- 2. Повернете налево и остановитесь в разрыве разделительной полосы. Дождетесь разрешающего сигнала светофора на выезде с перекрестка и завершите маневр.
- 1. При повороте налево.
- 2. При движении прямо.
- 3. В обоих перечисленных случаях.
- 1. Можете.
- 2. Можете, когда убедитесь, что при этом не будут созданы помехи грузовому автомобилю.
- 3. Не можете.
- 1. Остановиться и дождаться другого сигнала регулировщика.
- 2. Повернуть направо, уступив дорогу пешеходам.
- 3. Повернуть направо, имея преимущество в движении перед пешеходами.
- 1. Вы обязаны уступить дорогу легковому автомобилю.
- 2. Вы имеете право проехать перекресток первым.
- 1. Обоим транспортным средствам.
- 2. Только автобусу.
- 3. Только легковому автомобилю.
- 4. Никому.
- 1. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.
- 2. Должны уступить дорогу только легковому автомобилю.
- 3. Имеете право проехать перекресток первым.
- 1. Водитель троллейбуса.
- 2. Вы вместе с водителем троллейбуса.
- 3. В данной ситуации очередность проезда определяется по взаимной договоренности водителей.
- 1. Только при повороте налево.
- 2. Только при повороте направо.
- 3. В обоих случаях.
Вопрос 73
Значения каких дорожных знаков отменяются сигналами светофора?
Как Вам следует поступить при повороте налево?
Вы можете выехать за стоп-линию по разрешающему сигналу светофора. Однако при повороте налево Вы обязаны остановиться на перекрестке и уступить дорогу автомобилю, движущемуся со встречного направления прямо (п. 13.4).
Правильный ответ
Выехать за стоп-линию и остановиться на перекрестке, чтобы уступить дорогу встречному автомобилю.
Самые каверзные вопросы с экзамена по ПДД. Посмотрим, получится ли у вас пройти наш (сложный) тест
Некоторые кандидаты в водители умудряются сдавать экзамен по ПДД несколько десятков раз. Например, в Красноярске мужчина, которого лишили прав за пьяную езду, в общей сложности пересдавал экзамен 38 раз и не осилил его до сих пор. Согласно условиям экзамена, в 20 вопросах можно допустить всего 2 ошибки, через неделю назначают пересдачу. Наши коллеги из NGS24.RU совместно с отделением по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД Красноярска собрали самые сложные вопросы из экзаменационных билетов. На них чаще всего не могут ответить даже автолюбители со стажем. Считаете, что знаете Правила дорожного движения? Сейчас проверим.
Иллюстрации: отделение по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД Красноярска.
Обновлено: по поводу второго вопроса мы получили немало откликов от читателей и попросили прокомментировать ответы на него сотрудников ГИБДД.
Максим Дьяконов, старший инспектор отделения по ИАЗ полка ДПС ГИБДД Красноярского края:
— Билеты построены таким образом, чтобы уберечь человека от ДТП. В данном случае человек, совершающий разворот, должен осознавать, что тот, кто находится слева, может не предугадать действия по развороту, и произойдет авария. Поэтому человек должен этот момент просчитать, и он вправе пропустить автомобиль слева первым, а затем совершить разворот. В билете рассматривается сторона водителя, который совершает разворот. И то, и другое действие будет правильным. Отказаться от преимущества — это не ошибка, он не обязан ехать первым. Вопросы составлены таким образом, чтобы научить автомобилистов предугадывать ситуацию, что они не обязаны напролом ехать, а видя, что автомобилист не понимает, что вы хотите развернуться, пропустить его первым, это не будет ошибкой и нарушением.
Поворот налево
Поворот налево явно сложнее поворота направо, так как в этом случае необходимо контролировать транспорт, приближающийся к перекрестку со всех четырех сторон. Давайте сразу начнем раскладывать траекторию движения на три этапа.
Первый этап
Первый этап подготовки к повороту налево заключается в выборе крайнего левого положения. И уже на этом этапе возникают некоторые сложности.
Когда дорога имеет разметку на полосы движения, а также линию, разделяющую встречные потоки, то достаточно лишь вплотную прижаться к «осевой» линии, и это будет крайним левым положением (рис. 12).
Рис. 12. Крайнее левое положение при наличии дорожной разметки
А если дорожной разметки нет? Например, дорогу только что покрыли свежим асфальтом и разметку нанести еще не успели.
В таком случае надо «пошире открыть глаза», мысленно разделить дорогу на две равные половины и занять то положение, которое явно покажет всем остальным водителям Ваши намерения (рис. 13). Если в это время на Вашем автомобиле будут включены еще и указатели поворота налево, то всем станет понятно, что Вы собираетесь делать в дальнейшем.
Рис. 13. Крайнее левое положение на «голой» дороге
Второй этап
Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.
Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 14).
Рис. 14. Центр перекрестка как элемент траектории поворота налево
Приближаясь к центру перекрестка, Вам надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А зависит траектория от. направления движения встречных машин!
Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 15). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка. Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 14.
Рис. 15. Где «уступить дорогу»?
А если встречная машина тоже хочет повернуть налево? К сожалению, ситуация с одновременным поворотом налево (и разворотом) в ПДД совсем не рассмотрена. Поэтому на дороге водители обычно руководствуются неписаным правилом: «При одновременном повороте налево – оставляй центр перекрестка между бортами машин».
На больших перекрестках обычно это правый борт (рис. 16), а на маленьких – левый (рис. 17).
Получается, что центр перекрестка является той точкой, которая позволяет водителю выбрать безопасную траекторию поворота налево на любом перекрестке.
Рис. 16. Одновременный поворот налево на больших перекрестках
Рис. 17. Одновременный поворот налево на маленьких перекрестках
А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!
Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.
Рис. 18. Центр большого перекрестка
Рис. 19. Центр маленького перекрестка
А как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!
Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.
Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг. Во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.
На рисунке 18 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.
На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая «подушечка», по форме близкая к обычному кругу (рис. 19).
Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.
Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.
Третий этап
И опять выход из поворота сложнее, чем при повороте направо.
Приближаясь к перекрестку, желательно спланировать все три этапа поворота. Но, как Вы только что узнали, в зависимости от ситуации в конкретном случае возможна корректировка траектории движения около центра перекрестка. Выбор траектории движения на выходе из поворота тоже зависит от конкретных условий.
Если дорога, на которую Вы поворачиваете, имеет в данном направлении не более двух полос, то выход из поворота заключается лишь в выборе плавной траектории движения, заканчивающейся на одной из этих полос (рис. 20 и 21).
Рис. 20. Одна полоса движения
Рис. 21. Две полосы движения
Другое дело, если дорога имеет три и более полос движения в данном направлении. В этом случае, еще не доезжая до центра перекрестка, Вам следует заранее выбрать Вашу личную полосу и направить свой автомобиль по понятной другим водителям плавной траектории именно на эту полосу (рис. 22).
Рис. 22. Поворот налево на дорогу с тремя полосами
Выезд с перекрестка при повороте налево разрешен на любую полосу той дороги, на которую Вы поворачиваете, но при этом нельзя забывать, что движение по крайней левой полосе имеет ряд ограничений (см. п. 9.4 ПДД).
Правильный выбор полосы, еще до того как Вы на нее выедете, очень важен. Ошибка с выбором полосы движения приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни «новичкам», ни «старичкам».
К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть одно неофициальное выражение: «При повороте налево водитель срезал угол» (рис. 23).
Рис. 23. Водитель «срезал» угол
Некоторые водители из понятных только им соображений не доезжают до центра перекрестка, «срезая» большую часть пути практически по прямой линии. При этом вероятность закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%.
Если сегодня другие водители успели увидеть такого «шустрика» и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он «воспитает» нарушителя (рис. 23).
Это был пример сознательного нарушения ПДД, но есть и другие водители, которые не совсем осознают, что они делают.
То, что изображено на рисунке 24 красным цветом, не придумано, это можно увидеть на реальной дороге!
Рис. 24. Классическая ошибка «новичка»
Происходят такие «чудеса» тогда, когда «новичок» в движении пытается «выждать» встречную машину. Вместо того чтобы спокойно остановиться у центра перекрестка и там ожидать встречный транспорт, неопытный водитель, сам того не осознавая, продолжает «ползти» дальше мимо центра перекрестка. А потом (можно смеяться или плакать) выделывает такие «кренделя», что не каждый профессионал сможет их повторить.
Вывод будет очень простой – траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения.
Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге является одним из первых признаков предстоящей аварии.