2. Описание системы esp, Режим работы системы esp
Оптимальная безопасность при управлении автомобилем теперь связана с электронной системой стабилизации курсовой устойчивости (ESP).
ESP распознает опасные для безопасности условия, например, панические реакции водителя в опасных ситуациях, и стабилизирует автомобиль путем притормаживания отдельных колес и вмешательства в управление двигателем. При этом водителю не требуется нажимать педали тормоза или акселератора.
Система ESP в Hyundai Elantra добавляет к функциям систем АБС, TCS, EBD и ESP еще одну функцию – активное управление рысканьем (AYC). В то время как функции АБС/TCS управляют пробуксовкой колес при торможении и ускорении и потому главным образом воздействуют на продольную динамику автомобиля, функция активного управления рысканьем стабилизирует автомобиль относительно его вертикальной оси.
Это достигается вмешательством в работу тормозных механизмов отдельных колес и мгновенной подстройкой крутящего момента двигателя без необходимости совершения каких-либо действий водителем.
По сути система стабилизации ESP состоит из трех узлов: датчиков, электронного блока управления и приводов.
Конечно, система стабилизации курсовой устойчивости работает в любых условиях движения автомобиля и управления им. В некоторых условиях движения ABS / TCS могут вступить в работу одновременно с системой ESP по команде водителя.
В случае отказа системы стабилизации курсовой устойчивости продолжает работать основная система обеспечения безопасности — ABS.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ESP
Система ESP включает функции ABS/EBD, TCS и AYC (Active Yaw Control).
Функция ABS/EBD: ЭБУ преобразует сигналы, поступающие от четырех датчиков частоты вращения колес (активного типа), до прямоугольной формы. По этим входным сигналам ЭБУ вычисляет скорость автомобиля и ускорение или замедление колес. Затем ЭБУ определяет необходимость задействования системы ABS/EBD.
Функция TCS предупреждает пробуксовку колес путем увеличения тормозного давления и снижения крутящего момента двигателя. Необходимые для этого команды подаются по шине CAN. В TCS, как и в ABS, для определения пробуксовки колес используются сигналы, поступающие от датчиков частоты вращения колес.
Функция AYC предупреждает маневры автомобиля, способные нарушить его устойчивость. В процессе оценки маневров функция AYC использует сигналы датчиков маневрирования (датчик рысканья, датчик поперечного ускорения, датчик угла поворота рулевого колеса).
Если маневр может привести к потере устойчивости (чрезмерное или недостаточное поворачивание), функция AYC тормозит определенное колесо и передает по шине CAN сигнал уменьшения крутящего момента двигателя.
После включения зажигания блок ECU ведет постоянное диагностирование отказов системы (самодиагностика). При обнаружении неисправности блок ECU информирует об этом водителя при помощи контрольных ламп тормозной системы / ABS / ESP (предупреждение с обеспечением устойчивости работы при наличии отказов).
Вариантное кодирование
В блоке HECU запрограммирован код варианта, основанный на конфигурации силовой передачи. Этот код варианта используется в расчетах, выполняемых системой ESP. Вариантное кодирование необходимо выполнять после каждой замены HECU.
ESP: что это такое в машине, принцип работы, отключение
Система курсовой устойчивости (часто встречается определение «динамическая стабилизация») авто получила название SP или ESP. Подобные разработки есть у многих ведущих производителей, поэтому отличаются некоторыми нюансами использования. Наша статья расскажет побольше о ESP, что это такое в машине, принцип работы и основные параметры программы.
Что такое ESP
Основой системы являются разработки концерна Mercedes-Benz, начавшиеся еще с 1959 года. Впервые протестированная программа была установлена в 1995 году, после чего совершенствовалась и дополнялась новыми компонентами. Следует отметить, что рассматривать систему ESP в автомобиле необходимо не как отдельную часть, а в составе комплекса активных мер безопасности во время движения.
ESP взаимодействует с другими датчиками безопасности в авто:
- ABS — антиблокировочная система, которая позволяет предотвратить блокировку колес в момент торможения.
- EBD — система распределения тормозных усилий, главная функция которой — оценка сцепления покрытия каждого колеса, соответственно чему контролируется распределение тормозных усилий.
- EDS — электронная блокировка дифференциала, срабатывание которой происходит при проскальзывании одного из колес авто.
- ASR — обозначение противобуксовочной системы, предназначенной для предупреждения пробуксовки колес ведущей оси и контролирующей тяговые усилия.
Система оснащена специальными датчиками, предоставляющими основную информацию во время движения авто. Это скорость вращения каждого из колес, угол поворота вокруг своей оси и контроль тормозных усилий. Также система анализирует данные, полученные при повороте рулевого колеса, соответственно чему и выполняется заданный алгоритм для стабилизации движения авто. Обобщенное понятие: система стабилизации ESP позволяет вернуть контроль над управлением авто и помочь водителю вывернуть транспорт при заносе.
Принцип работы ESP
Использование данной системы повышает безопасность управления авто, позволяет стабилизировать его движение в экстренных ситуациях. Подобное возможно благодаря электронному блоку управления, подключенному к бортовому компьютеру и позволяющему анализировать все действия автомобиля, распознать возможные проблемы и предупредить ДТП. Любые отклонения в поведении авто на дороге, противоречившие безопасному вождению являются поводом для «вмешательства» системы.
В чем заключается «помощь» системы:
- Ослабление тормозного усилия в ситуации, когда запаниковавший водитель вдавливает педаль тормоза в пол.
- Подтормаживание определенных колес при вероятности заноса.
- Корректировка работы двигателя во время выполнения нестандартного маневра.
Упрощенная трактовка принципа работы ESP не дает полное представление о работе системы. На самом деле алгоритм принятия решений гораздо сложней, в расчет берутся практически все данные о скорость и параметрах движения колес, углах поворота и возможной нестандартной манере управления авто. Основная функция этого «помощника» — предупредить возможное появление заноса при движении, выровнять траекторию пути и вернуть контроль управления.
Можно ли отключить ESP, зачем и как это сделать
Разобравшись хотя бы в общих чертах, как работает ESP в автомобиле, некоторые водители начинают задумываться о целесообразности использования данной системы. Подвох в том, что отключение ESP автоматически ведет за собой несрабатывание и других электронных ассистентов, таких как антиблокировочная и противобуксовочная система. Срабатывание этих помощников может сослужить плохую службу в некоторых ситуациях, например, когда машина уже увязла в снежной каше, а двигатель не заводится именно по причине хорошей работы этих систем.
Отключение ESP происходит следующим образом:
- На приборной панели необходимо активировать режим «ESP off».
- Отключить опцию в настройках бортового компьютера.
Временное отключение поможет выполнить «раскачку» машины и миновать проблемный участок. Следует отметить, что предварительно необходимо убедиться, что колесам не мешает серьезное препятствие в виде снежных глыб, камня или льда. Пробуксовка колес проводится на показаниях 2500 – 3000 об/мин, иначе можно увязнуть еще сильней. После выполнения маневра, систему необходимо включить, ведь это важно для безопасной поездки в дальнейшем.
Для обеспечения комфортного и безопасного движения в современных автомобилях используется много разных систем управления. ЭБУ авто получается много переменных данных, проводится их анализ и выдает оптимальные решения каждую секунду, обеспечивая водителю неоценимую помощь в экстренных ситуациях на дороге. На некачественном покрытии, в гололед или экстренных ситуациях, срабатывает система электронного контроля устойчивости ESP, которая помогает предотвратить занос авто и выровнять его траекторию. Полагаясь исключительно на свои навыки и скорость реакции, в подобных ситуациях возрастает риск ДТП, поэтому подобные меры безопасности вовсе нелишние и уже входят в обязательный перечень комплектования современных автомобилей.
для чего кнопка на панели ESP?
ESP (Electronic Stability Program) — система курсовой устойчивости (активная система безопасности автомобиля), работает вместе с системами ABS и EBD. Также известна как — ESC, DSC, VSC, VSA. Система вступает в действие, когда появляться опасность возникновения заноса (сноса) и потери контроля над автомобилем. Благодаря нескольким датчикам (скорости вращения колес, давления в тормозной системе, положения руля, угловой скорости, поперечного ускорения) система за 20 миллисекунд определяет, какие колеса нужно притормозить и насколько необходимо снизить обороты двигателя для стабилизации движения автомобиля. Следует помнить, что система не всесильна и законы физики отменить не может.
Педаль газа не должно скидывать при пробуксовки если нажать на кнопку ESP ?
Ну как бы тебе объяснить. вроде бы выше на русском языке.
За «пробуксовку» в машинах отвечают совершенно другие узлы.
Если ты идешь на большой скорости по круговому и резко затормозишь,то электроника будет пытаться удержать курс твоего авто.
В реальности,если ты попадешь на гололед, то еще сработает и АБС,электроника будет пытаться удерживать твой курс. но один хрен тебя будет сносить .
Если ты отключишь ESP-то при торможении в повороте на скользкой дороге машина попросту заскользит по прямой.(физика,центробе́жная си́ла).
Что такое ЕСП (ESP) система в автомобиле: необходимость или прихоть
Уважаемые коллеги-автолюбители, курсовая устойчивость автомобиля что это такое? Есть такое явление, и сейчас рассмотрим именно то, что собой представляет система курсовой устойчивости vsc.
Мы с вами прекрасно знаем, что езда на машине может сопровождаться не только приятными впечатлениями, но и непредвиденными ситуациями, результатом которых в лучшем случае становится дорогой ремонт авто.
Конечно же, скажете вы, очень многое зависит от прокладки между рулём и передним сиденьем – водителя, который порой и не задается этим вопросом «курсовая устойчивость автомобиля что это такое?»
Чтобы предотвратить беду, автопроизводители, в расчете на дилетантов-наездников и женщин-блондинок, оснащают свои детища всевозможными электронными системами активной безопасности, призвание которых в недопущении аварийных ситуаций.
Рассмотрим одну из таких технологий, эффективно заботящуюся о том, чтобы машины ехали по задуманной нами траектории и не преподносили неприятных сюрпризов – заносов или чего-то похожего.
ESP, что это такое в машине
Несмотря на распространенное утверждение, что управлять автомобилем достаточно просто, на деле же это оказывается не совсем так. Ведь в разных условиях эксплуатации автомобиль ведет себя по-разному. В процессе вождения на траекторию движения машины постоянно влияют различные внешние факторы, к примеру:
- неравномерное дорожное покрытие;
- резкие повороты;
- различные препятствия;
- сложные погодные условия.
А иногда и все вместе. Одна из основных опасностей при движении в таких условиях – занос, который в лучшем случае вызывает сложности с управлением автомобиля. В худшем – случайный занос может приводить к неуправляемому и непредсказуемому движению машины, а это довольно часто является причиной серьезных аварий.
К сожалению, подобные случаи происходят не только с начинающими, но и более опытными водителями. Поэтому для помощи с управлением автомобиля в таких ситуациях была создана специальная система, которая впоследствии стала обозначаться аббревиатурой ESP, что расшифровывается как Electronic Stability Program. А в переводе с английского – электронная система динамической стабилизации или просто система курсовой устойчивости.
Иначе говоря, ESP является составляющей активной системы безопасности, которая в случае заноса с помощью компьютера может управлять силой вращения как нескольких колес одновременно, так и каждым из них по отдельности, тем самым помогая водителю выровнять автомобиль, эффективно противодействовать его боковому скольжению.
Также «ESP» является самой распространенной и общепринятой аббревиатурой системы курсовой устойчивости среди большей части европейских и американских машин, но далеко не единственной. У различных автопроизводителей обозначения системы стабилизации могут сильно отличаться между собой, но принцип их работы от этого не меняется.
Например, в зависимости от конкретного производителя аналоги ESP могут иметь следующие названия:
- ESC или Electronic Stability Control – в машинах от таких компаний как Хендай, Киа и Хонда;
- DSC или Dynamic Stability Control – в автомобилях марки Ровер, Ягуар и БМВ;
- DTSC или Dynamic Stability Traction Control – в машинах Вольво;
- VSA или Vehicle Stability Assist – в автомобилях Шевроле, Хонда и Акура;
- VSC или Vehicle Stability Control – в машинах марки Тойота;
- VDC или Vehicle Dynamic Control – от компаний Субару, Ниссан и Инфинити.
Интересный факт, что большую популярность ESP обрела не в момент создания, а гораздо позднее. И случилось это не благодаря внедрению инновационного новшества в автомобили тех лет, а из-за банального скандала, который получил широкую огласку в 1997 году. Шумиха развязалась вокруг спроектированного тогда Мерседес-Бенц А-класса по причине выявления его серьезных недостатков.
Дело в том, что данный малогабаритный легковой автомобиль для лучшего комфорта пассажиров был наделен достаточно высоким кузовом, но из-за этого центр тяжести также получился высоким. По этой причине машина была склонной к значительным кренам в поворотах, а также существовала возможность переворота при исполнении такого маневра как «переставка». Решением проблемы стала переработка подвески данной модели машины, а также внедрение в конструкцию системы курсовой устойчивости. После этого случая ESP стала известной.
Одним из важнейших изобретений в сфере автобезопасности, после изобретения трехточечных ремней, называют систему курсовой устойчивости, или ESC. Значение ее настолько велико, и благодаря ей настолько снизилось количество аварий, что во многих странах — ЕС, США, Австралия, Канада, Израиль — она стала обязательной для установки на новые автомобили.
Если коротко сформулировать предназначение ESC, то можно сказать, что основная задача состоит в том, чтобы автомобиль двигался именно в том направлении, в которое повернут руль. То есть она позволяет удерживать машину в пределах той траектории, которую задает водитель. Соответственно, если ваше авто ею оснащено, возникнет меньше ситуаций, в которых машина может уйти в занос, перевернуться, не вписаться в крутой поворот.
Стоит также сказать, что каждый производитель применяет свою аббревиатуру. Так, ESC применяется для автомобилей корейского производства: Kia, Hyundai, а также Хонда. Практически на всех европейских и американских авто используется сокращение ESP, о чем мы уже писали на нашем сайте Vodi.su. Тойота применяет аббревиатуру VSC.
Стоит сказать, что название никак не отображается на функционале. Кроме того, электронный контроль устойчивости подтвердил свою высокую эффективность, благодаря чему и стал обязательным элементом системы безопасности.
Устройство
Еще одно из названий ESC — электронный контроль устойчивости (ЭКУ).
В принципе, другие ассистенты входят в ее состав:
- антиблокировка тормозов;
- распределение тормозных усилий;
- антипробуксовка;
- блокировка дифференциала.
Важнейшими компонентами являются:
- блок управления;
- гидроблок;
- сенсоры.
Многочисленные датчики регистрируют характеристики передвижения транспортного средства и работу различных его агрегатов: давление тормозной жидкости, угол поворота руля, положение коленчатого вала; плюс к этому: угловая скорость, скорость вращения колес, ускорение и так далее.
Вся эта информация подается на электронный блок управления, где сопоставляется и анализируется по сложным алгоритмам и программам. На этой основе ЭБУ анализирует, насколько автомобиль в каждый конкретный момент времени отклоняется от заданного курса. Если такое отклонение зафиксировано, подаются импульсы на гидравлический блок, а от него на клапаны ABS или антипробуксовочной системы.
При необходимости ESC подключает и другие агрегаты: инжектор, трансмиссию, подвеску. Благодаря такому подходу автомобиль следует по расчетной траектории. Понятно, что и водитель чувствует себя за рулем более спокойно.
Принцип действия
При анализе текущий ситуации блок управления системы ЭКУ сравнивает то, к каким действиям прибегает водитель и как на это реагирует авто. Например, если автомобилист поворачивает руль под определенным углом, чтобы вписаться в поворот, а автомобиль описывает более широкую дугу, выезжая на встречную полосу, предпринимаются различные действия:
- некоторые из колес подтормаживаются;
- увеличивается или уменьшается крутящий момент;
- изменяется угол поворота колес.
Все это происходит благодаря передаче сигналов на различные системы автомобиля. Так, если ваше авто оснащено адаптивной подвеской, уменьшение крена или избежание заноса на повороте может быть достигнуто за счет изменения жесткости амортизаторов.
Подтормаживание происходит за счет передачи импульсов на гидроклапаны, связанные с главным тормозным цилиндром, соответственно давление в системе то повышается, то понижается в зависимости от дорожной ситуации. Также скорость снижается из-за того, что система управления двигателем уменьшает крутящий момент или изменяет угол открывания дроссельной заслонки.
Есть у ЭКУ и другие полезные функции:
- предотвращает переворачивание;
- предотвращает столкновения с другими машинами или неподвижными объектами;
- повышает эффективность работы тормозов;
- стабилизация автопоезда.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Устройство ESP
Машина с установленной системой ESP в своей конструкции имеет следующие компоненты:
- Датчики, установленные на всех колесах, отслеживают частоту вращения каждого из них по отдельности.
- Датчик, отслеживающий вращение машины вокруг своей оси.
- Датчик, определяющий угол поворота рулевого колеса.
- Гидравлический агрегат, который увеличивает и уменьшает давление в колесных тормозных механизмах.
- Блок управления, обрабатывающий всю информацию, определяет по сигналам датчиков, когда нужно вмешаться.
При этом устройство стабилизации ESP напрямую взаимодействует с другими компонентами активной системы безопасности автомобиля, а именно:
- ABS – система, созданная для предотвращения блокировки колес, а также сохранения управляемости при экстренном торможении.
- EBD – система, служащая для индивидуального распределения тормозных усилий на каждом колесе.
- EDS – система, отвечающая за принудительную электронную блокировку дифференциала, которая позволяет исключить пробуксовку ведущих колес при старте или разгоне.
- ASR – антипробуксовочная система, позволяющая сохранить сцепление ведущих колес с дорожным покрытием при резком разгоне или торможении.
Помимо этого, блок управления ESP также взаимодействует с ЭБУ двигателя внутреннего сгорания и автоматической коробки передач. Более того, управляющий блок ESP может не только получать сигналы от данных систем, но и также влиять на их работу при возникновении критических ситуаций на дороге.
Устройство и принцип работы
Функциональными частями ESP являются многочисленные датчики, задача которых – контролировать положение автомобиля в пространстве.
Помимо этого, электроника системы ведет контроль за работой всей автомобильной электроники, гидравлики тормозного контура, а также модулей помпы.
Согласно этому, ESP позиционируется как система обеспечения активной безопасности.
Датчики, которые производители располагают на каждом из колес машины, собирают необходимую информацию.
В частности, они фиксируют угловую скорость колес автомобиля, а потом отправляют информацию на обработку в электронный блок управления.
Помимо колесных датчиков, есть еще датчик и на рулевом колесе – он призван следить за поворотом последнего.
Информация об этом, естественно, тоже идет на электронный модуль.
После получения всех требуемых данных начинается сравнение информации и, если надо, регулировка подачи топлива.
Если ситуация экстремальна, то подача топлива будет ограничиваться очень существенно, а также каждое колесо начнет независимое торможение.
Пара микропроцессоров стабилизирующей системы обеспечивает фактически мгновенный сбор информации и быструю ее обработку.
Можно сказать, что реакция ESP на усложнившуюся обстановку будет молниеносной.
Как работает ESP в автомобиле
Как мы уже писали выше, эта сложная система состоит из различных составляющих, а именно:
- Наружных измерительных устройств, которые отслеживают определенные параметры;
- Специального блока управления;
- Гидравлического исполняющего механизма.
С помощью внешних датчиков ESP прослеживает за углом поворота руля, положением педали газа, системой торможения (по сути, следит за действиями водителя) и различными изменениями в текущем движении автомобиля. Данные обрабатываются и направляются в центральную систему управления, которая при малейшей необходимости может задействовать любые исполняющие устройства, связанные с системой активной безопасности.
Блок управления непрерывно проводит анализ поступающей с датчиков информации, причем делает это с частотой до тридцати раз в секунду. И в случае обнаружения каких-либо отклонений в положении элементов управления транспортного средства от текущих параметров движения машины – ESP вмешивается в управление. Тем самым помогая водителю сохранить контроль над машиной, а также противодействовать боковому движению.
Нужно понимать, что электронная начинка ESP не настолько умна, как это может показаться поначалу. Система стабилизации неспособна определять фактические размеры дороги, а также безопасную траекторию движения автомобиля. Корректировка курса, вышедшей из-под контроля машины, происходит исключительно в сторону направления ведущих колес. Поэтому водителю в случае заноса необходимо самостоятельно направлять свое транспортное средство по нужной траектории, в то время как электроника поможет сохранить контроль и управляемость над машиной.
В свою очередь корректировка направления движения автомобиля может осуществляться:
- С помощью системы торможения, которая по сигналу блока управления может прижимать и отпускать диски тормозов определенных колес.
- С помощью изменения частоты вращения коленчатого вала. Последнее достигается вследствие вмешательства ESP в систему подачи топлива.
Какие действия следует предпринять в той или иной ситуации, чтобы стабилизировать движение машины – определяет блок управления. Например, если в критической ситуации автомобиль начинает заносить, ESP может снижать обороты двигателя и одновременно с этим подтормаживать внешним передним колесом, чтобы стабилизировать машину на дороге.
Конкретный пример работы ESP
Давайте рассмотрим работу ESP на реальном примере, когда водитель неожиданно попадает в ситуацию, которая требует быстрого маневрирования. Например, на дороге перед машиной неожиданно возникает препятствие. Водитель для объезда препятствия резко поворачивает руль влево, в то же время датчик поворота рулевого колеса передает эту информацию ESP. Но датчик угла поворота информирует о том, что машина поворачивает недостаточно. А это означает, что ведущие колеса потеряли сцепление с дорожным покрытием и теперь машина движется прямо на препятствие.
Для выхода из сложившейся ситуации ЕСП за доли секунды принимает решение и резко замедляет вращение левого заднего колеса на короткий промежуток времени – это действие производит желаемое противодействие заносу. Таким образом, система помогает водителю сохранить управление над машиной и эффективно увернуться от столкновения с препятствием.
Но что произойдет, если водитель с целью удержания машины на левой полосе после уклонения резко начнет крутить руль в сторону противоположную заносу? В результате такого маневра машина может повернуться слишком сильно, и задняя часть кузова войдет в занос влево. То есть крутящий момент вправо будет стремиться развернуть машину вопреки желаниям человека за рулем.
Чтобы этого избежать, ESP моментально замедляет вращение левого переднего колеса – это воздействие позволит уменьшить крутящий момент кузова и с большой вероятностью не даст автомобилю войти в занос. Таким образом, благодаря ESP машина остается управляемой, в то время как автомобиль без системы стабилизации могло бы полностью развернуть и отправить в кювет.
Когда эффективна система
Нарушение курсовой стабилизации машины происходит лишь в двух случаях:
- Занос — машина потеряла сцепление, и ее задние колеса заскользили по дорожной поверхности.
- Снос — тут скользить начинают уже передние шины, но сцепление с дорогой тоже теряется.
Заносы и сносы могут привести к ДТП, к опрокидыванию автомобиля под трассу и другим нежелательным последствиям.
Система курсовой стабилизации ESP предотвратила уже немало аварий, а сколько людей выживет еще, благодаря ее действию?
Поэтому выбирая автомобиль обязательно обращайте внимание на наличие данной системы в понравившейся
Плюсы и минусы ЕСП
Разобравшись с ESP, что это такое в машине, за что отвечает, для чего нужна, и как работает эта система, настало время рассмотреть ее плюсы и минусы. Ведь любая система в автомобиле имеет свои достоинства и недостатки и ESP здесь не исключение. Но стоит признать, что на сегодняшний день ее «нужность» не может вызывать сомнений. По статистическим данным после внедрения этой системы аварийность уменьшилась примерно на 30%, а это немало и что-то да значит.
Как это ни странно, но мнение водителей насчет системы курсовой устойчивости неоднозначное. Многие из обладателей испытывают недовольство из-за того, что в некоторых ситуациях ESP вопреки желаниям водителя временно берет под контроль педаль газа, не позволяя двигателю развить всю свою мощь.
Конечно, система курсовой устойчивости неспособна оценить уровень водительского мастерства человека за рулем, поэтому вмешивается в управление в независимости от его стремлений «погонять». К примеру, в определенных случаях, когда для выхода из опасной ситуации водитель решит прибавить оборотов, чтобы «вытянуть» машину – ESP подобный маневр провернуть не позволит.
Неумение правильно оценивать действия водителя в подобных ситуациях – является хоть и основным, но не единственным недостатком ESP. Дело в том, что иногда систему курсовой устойчивости нужно действительно отключать, например, чтобы с помощью раскачки выехать из грязи, песка или снега, если застряли. Хотя при возможности отключения ЕСП специальной кнопкой, которой можно воспользоваться в любой момент, подобной проблемы у вас не возникнет.
В любом случае не стоит из-за этого упускать достоинства системы курсовой устойчивости, которых, собственно, не мало:
- При использовании ESP улучшается устойчивость и управляемость автомобиля. Система курсовой устойчивости способствует удержанию машины в пределах заданного направления движения.
- Система ESP распознает потерю управляемости и задействует тормозные механизмы практически моментально. С момента фиксации начала заноса до срабатывания тормозных устройств, необходимых для стабилизации курса, проходит не более 20 миллисекунд. Это позволяет системе действовать и исправлять ситуацию на самых ранних этапах заноса, когда водитель еще даже не понял, что машину «повело».
- В то же время ЕСП полностью самостоятельная система, работающая плавно и практически незаметно. Обычно водитель замечает срабатывание системы стабилизации только по сигналу индикатора на приборной панели.
- Более навороченные версии ESP оснащаются различными дополнительными помощниками, например системой стабилизации прицепа или противодействующей опрокидыванию машины.
- Во многих автомобилях имеется функция отключения ЕСП.
Как видите, система стабилизации стоит того, чтобы при покупке автомобиля обратить на нее внимание. Но нужно понимать, что насколько бы эффективной ни была ESP, на все 100% она вас не защитит. Система стабилизации способна исправить лишь небольшие просчеты в управлении автомобилем.
Но если вы грубо нарушите законы физики, например, попытаетесь на скорости в 100 км/ч пройти крутой поворот, да еще и на скользкой дороге, то ни одна в мире система автоматизации вам этого исправить не сможет. Поэтому за рулем нужно всегда сохранять внимательность и осторожность, а не надеяться на чудо от подобных систем.
Можно ли отключить ESP
На многих машинах производители предусмотрели возможность отключения ESP с помощью специальной кнопки на панели приборов, но эта функция имеется не во всех моделях. На одни автомобили кнопку отключения вообще не устанавливают, на других же эта функция есть, вот только работает она не всегда так, как хотелось бы, например:
- На некоторых машинах ESP может отключаться только частично. То есть сама система остается активной, перестают работать лишь некоторые ее подсистемы, такие как ASR.
- На других автомобилях ESP может полностью отключаться, но только временно. Система автоматически запустится через некоторый промежуток времени или по достижению автомобилем определенной скорости движения.
В любом случае эту информацию следует обязательно уточнять при покупке автомобиля, если для вас это важно.
Тем не менее, в некоторых ситуациях производители и сами рекомендуют отключать ЕСП, а именно:
- Если вы установили колесо меньшего размера (докатку).
- При установке на машину колес разного диаметра.
- При движении на автомобиле по бездорожью, льду, траве, сыпучему песку.
- При установке различных браслетов противоскольжения или цепей на колеса.
- Когда вам нужно «раскачать» машину, чтобы выехать из грязи или снега.
- В случае проведения замеров или диагностики автомобиля на динамическом стенде.
Во всех остальных случаях отключать ESP в машине мы вам не советуем, если конечно вы не собираетесь ставить новые рекорды скорости. Ведь ESP служит для обеспечения максимальной устойчивости и безопасности при движении автомобиля, а она с этой задачей справляется весьма неплохо.
Это все что мы хотели сказать о системе курсовой устойчивости в этой статье. Надеемся, вы получили достаточно информации о ESP, что это такое в машине, и как работает эта система, а также ее плюсах и минусах. А стоит ли эта функция дополнительных вложений при покупке автомобиля или же является нерациональной тратой денежных средств – каждый водитель должен решить для себя сам.
Новые статьи
- Что такое АКБ в машине? Расшифровка термина, устройство и обслуживание аккумуляторов
Отключение ESP: зачем отключать систему стабилизации
Отключение ЕСП актуально при занятии автоспортом. Например, реализовать дрифт с включенной системой курсовой устойчивости невозможно. Компьютер не будет понимать, что водитель специально пускает авто в занос, и будет выравнивать траекторию.
Именно поэтому в спортивных машинах имеется кнопка “DSC OFF”, деактивирующая стабилизацию. Полностью она не отключится никогда – лишь не будет так избирательно помогать. Но если контроль утратится совсем, то ЕСП все равно “придет на помощь”.
Некоторые путем программного вмешательства отключают систему насовсем. Но имеет ли смысл деактивировать программу, спасающую жизни? Это актуально только для машин, используемых исключительно на треке.
На гонках автоспорт не заканчивается – есть езда по бездорожью. На проходимости система курсовой устойчивости сказывается негативно, так как блокирует прокручивающееся колесо, когда необходима наоборот блокировка дифференциала. С включенной ЕСП шанс выехать с труднопроходимого места минимален, поэтому требуется отключение.
Есть 2 поколения ЕСП. Первое существовало до середины двухтысячных и не имело развитых алгоритмов работы. Водители буквально чувствовали, как электроника вмешивается в рулевое управление и контроль тяги. Второе поколение работает незаметно и более эффективно.
Работа ESP прекращается при неисправности датчиков. Однако их отключение не пройдет бесследно – автомобиль это зафиксирует и “выдаст” ошибку. Осуществить отключение можно только программно.