КАК ПРОВЕРИТЬ АККУМУЛЯТОР АВТО НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?
Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор не дорогой, и если не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.
Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ
Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.
Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.
В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.
Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.
Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.
Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.
Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.
Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.
При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ
Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.
Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.
Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.
Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.
Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.
Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ
Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.
Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.
Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.
Проверка аккумулятора мультиметром: как померить напряжение в АКБ тестером
Что такое мультиметр и как он работает
Тестер — это универсальный измерительный прибор, в минимальной комплектации объединяющий в себе функции вольтметра, амперметра и омметра. Поставляется на рынок в цифровом и аналоговом исполнении, иногда со специальными щупами в виде клещей.
Аппарат позволяет оперативно выявлять целый набор ключевых показателей исследуемой энергетической цепи (или устройства): емкость батареи, сопротивление, рабочую температуру и пр. Необходим не только электрикам, но и автомеханикам, потому что современные машины буквально набиты всевозможными электросетями и проводкой.
Как мультиметром проверить амперы на аккумуляторе автомобиля — методы «тестерной» диагностики
Изучение характеристик АКБ транспортного средства — это простая работа, справиться с которой сумеет даже человек, не понимающий в автомеханике абсолютно ничего. Все процедуры выполняются по шагам одного из двух преимущественных регламентов — с активированной или деактивированной силовой установкой. Оба варианта обладают своими преимуществами и недостатками, активно применяясь профессиональными мастерами в сервисных центрах.
Работающий движок
Специалисту, желающему проинспектировать значения напряжения аккумуляторного блока при включенном ДВС, нужно в обязательном порядке учесть следующие нюансы:
мотор заводится только после того, как машина окажется на ровной площадке, с поднятым ручником;
водителю следует выключить все более или менее мощные потребители электрической энергии — отопительные приборы, фары и аудиосистему.
Стандартные средние показатели на клеммах вольтметра должны колебаться в промежутке от 13,5 до 14 В. В противном случае можно сделать вывод о плохом контакте в цепи, неисправности интегрированного генератора или поломке электронного регулятора.
Неработающий двигатель
Люди, ищущие ответ на вопрос о том, как проверить зарядку аккумулятора и его работоспособность мультиметром или тестером на автомобиле, обычно желают произвести диагностику деактивированной силовой установки. Им кажется, что такая процедура выглядит безопаснее. На практике, разницы между двумя методами практически нет.
Выдаваемое блоком напряжение в нормальных условиях составляет 12,4 – 13,4 В. Одна граница соответствует 100% заполнения конденсаторов, а другая — 50% соответственно. Важно снимать параметры перед ездой, а не сразу после деактивации движка машины.
Визуальный осмотр корпуса и кабелей
Опытные мастера могут обнаружить неисправность детали буквально после одного беглого взгляда. Для того чтобы проинспектировать ее на предмет физических повреждений, нужно заняться полноформатным демонтажом — отсоединить все клеммы и открутить болт прижимного механизма.
Поводами для беспокойства становятся всевозможные выпуклости, сколы и трещины. Избыточная зарядка, сочетающаяся с чередой внутренних коротких замыканий, приводит к раздуванию конструкции. Накопившаяся в ней кислота превращается в газ, который продавливает внешние стенки каркаса устройства.
Какие параметры можно проверить разными способами
О том, сколько должен показывать заряженный аккумулятор на мультиметре мы уже рассказали, осталось разобраться с его другими ключевыми характеристиками. Человек, пользующийся обыкновенным тестером, может получить целый набор важных сведений, позволяющих сделать вывод о работоспособности модуля:
внутреннее сопротивление и пр.
Правда, для каждого показателя будут свои средние значения. Точные цифры прописываются в сопроводительной и сертификационной документации, поставляемой в комплекте с устройством. Мастеру, обнаружившему гору несоответствий, придется позаботиться о полноформатной замене вышедшей из строя детали. Приобрести аккумуляторный блок, полностью соответствующий заявленным эксплуатационным характеристикам, можно в интернет-магазине PROavto.
Как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром — проверяем заряд АКБ тестером
Степень заряженности классических современных литий-ионных батарей инспектируется по шагам простейшей инструкции. Перед началом работы нужно произвести полный демонтаж, сняв блок с прижимного механизма.
Затем аппарат оставляется в теплом, укрытом от прямых солнечных лучей месте, на 5-6 часов. После того как модуль отдохнул, к его клеммам подводятся провода вольтметра — черно-красный на «плюс», темный на «минус». О состоянии системы выводы делаются по результирующим цифрам:
от 12.7 до 13.3 В — все в норме;
от 12.1 до 12.4 В — нужно пополнить запас электроэнергии;
от 11.6 до 12 В — источник истощен;
до 11.5 В — устройство выработало весь свой эксплуатационный ресурс.
На всю работу уходит не более получаса (исключая время ожидания «отдыха» АКБ).
Ток утечки
Показатель, отражающий объем ресурсов, затрачиваемых на поддержание работоспособности потребителей, подключенных к бортовой сети транспортного средства. Данные считываются так:
Отключение всей нагрузки (фар, аудиосистемы, кондиционирования, печки).
Снятие «минусовой» клеммы.
Активация на тестере режима амперметра в диапазоне до 10 А.
Подключение прибора к батарее.
Нормальные значения варьируются в промежутке от 55 до 80 мА. Точные цифры прописаны в техническом паспорте, а также сопроводительной и эксплуатационной документации, поставляемой в комплекте с блоком.
Плотность
С тем, как проверить исправность и ампераж автомобильного аккумулятора мультиметром мы разобрались, теперь перейдем к измерениям, которые обычно реализуются при помощи ареометра.
![]() |
![]() |
![]() |
СЕРВИС КЛЮЧ 75566 | Ресанта 6110218 | PROconnect 133011 |
Если стеклянной трубки с нанесенной на ней шкалой делений под рукой не оказалось, можно воспользоваться тем же самым тестером:
Включаем режим «вольтаж», подсоединяем провода с зажимами типа «крокодил».
Переключатель выставляем на отметку 20 В, после чего снимаем данные с клемм АКБ.
Просматриваем значения и сопоставляем их со среднестатистическими допустимыми цифрами.
Такую операцию следует проводить каждые 15-20 тыс. километров пробега.
Степень заряда, измеряемая в процентах.
Плотность электролитической массы литий-ионного АКБ (г/см³).
Степень разряженности, также измеряемая в процентах.
Параметры выдаваемого напряжения на клеммах аккумулятора.
Время до полного заряда от 10% емкости, (часы).
Емкость
Для того чтобы проинспектировать наполненность внутренних конденсаторов, нужно воспользоваться классическим методом контрольного разряда. Сначала аппарат заряжается до 100% — убедиться в окончательном завершении данного процесса можно с помощью проверки напряжения и плотности электролита.
Затем к системе коммутируется так или иная нагрузка (в ее роли нередко выступает обыкновенная лампа на 24 Вт). Потом наступает период длительного ожидания — нужно дождаться, пока модуль не разрядится до 50%, при этом измерив время. Последний этап — несложное математическое вычисление:
Энергоемкость (А*ч) = сила тока в цепи с нагрузкой * кол-во часов на разряд
Если результирующий показатель близок к номинальному (прописанному в сопроводительной и технической документации) значению, значит, с деталью все в порядке.
Вольтаж
«Как проверить заряд и измерить амперы или напряжение на аккумуляторе автомобиля с помощью мультиметра?» — простой вопрос, ответ на который может дать даже первокурсник профильного автомеханического техникума.
Клеммы тестера подключаются к АКБ в установленным порядке — черный провод идет на «минус», а крайний на «плюс». Если кабели одного цвета, мастер пользуется маркировками. При деактивированной силовой установке на табло должны появиться значения, варьирующиеся в районе 13,5-14 В. Они указывают на то, что модуль полностью исправен.
Внутреннее сопротивление
Сам процесс замера оммажа выглядит чрезвычайно легко, но для его реализации специалисту придется подготовить тот или иной элемент нагрузки. В роли такового может выступать, например, обыкновенная галогенная лампа на 60 Вт, с током потребления в районе 5 А. При ампераже в 100 А потери напряжения не превышают 1 В (соответственно, при 5 А — 0,05 В). Показания снимаются по шагам элементарной инструкции:
Подключаем лампочку к аккумуляторному блоку, а затем дожидаемся, когда она загорится.
Инспектируем вольтамперные характеристики и записываем их на отдельном тетрадном листе.
Отключаем элемент нагрузки и выполняем вторичные измерения, вновь занося результаты в тетрадь.
Если разница между «вольтовыми» показателями не превышают 0,05 В — значит, с агрегатом все в порядке. В противном случае можно сделать вывод о его частичном износе или скором выходе из строя. Заменить «проблемную» деталь очень легко, особенно в том случае, если водителю будут помогать сотрудники консультационного отдела интернет-магазина PROavto.
Проверка зарядки аккумулятора (АКБ) мультиметром — можно ли провести диагностику блока без особых приборов
Стоимость самого дешевого тестера колеблется в промежутке от 300 до 800 рублей, так что проблем с приобретением измерителя практически не бывает. Однако необходимое устройство из поля зрения автолюбителя периодически пропадает, и тогда перед ним появляется задача по изучению характеристик аккумуляторной батареи без профильного технического оснащения.
Вариантов, на самом деле, не так много — водителю нужно запустить силовую установку и попытаться оценить работоспособность стартера. Отлично крутящийся элемент зажигательной системы укажет на функциональность АКБ.
Правда, к сфере полноформатной диагностики представленный метод не относится. Машина может затроить спустя 10-15 минут движения — у нее потухнут фары, отключится аудиосистема и перестанет работать печка. Именно поэтому в гараже каждого автовладельца должен находиться тестер, набор из двух галогеновых лампочек разной мощности и нагрузочной вилки.
Заключение
Перед тем как замерить заряд (померить амперы, ток зарядки и напряжение) аккумулятора мультиметром, владельцу транспортного средства следует убедиться в работоспособности самого измерительного прибора. Впрочем, такие машинки ломаются крайне редко, и при необходимости приобретаются в любом профильном магазине. Стоимость самого дешевого устройства колеблется в промежутке от 300 до 800 рублей, а его пользу переоценить чрезвычайно трудно.
Как проверить работоспособность аккумулятора
Проблема отказывающегося заводиться в мороз автомобиля чаще всего кроется в АКБ. Поэтому сейчас самое время озаботиться состоянием аккумулятора и проверить его работоспособность. Это касается как эксплуатируемой батареи, так и свежекупленной. Ниже мы расскажем о нескольких способах, как это сделать.
1. Как проверить аккумулятор автомобиля без мультиметра?
Самый простой, но малоинформативный способ — визуальный осмотр. Трещины и вмятины на корпусе АКБ, потеки электролита, окисленные клеммы — все это признаки того, что аккумулятор недостаточно надежен. Правда, отсутствие всех этих признаков еще не гарантирует, что батарея полностью исправная. Но при их наличии — аккумулятор все же лучше сменить. Как вариант, можно удалить грязь и следы электролита с корпуса (сделать это легко при помощи раствора соды) и зачистить клеммы наждачной бумагой. Если через короткое время эксплуатации потеки и окислы появляются вновь, значит, АКБ надо поменять на новую.
2. Как проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля без приборов?
Конечно, этот способ не будет абсолютно точным, но он надежнее предыдущего. Заведите авто «на холодную» — если вам это удалось, что уже само по себе неплохо, — включите ближний свет. В течение нескольких минут понаблюдайте за яркостью фар. Если она не меняется, то с аккумулятором все неплохо. Если же мощность светового потока постепенно снижается, значит, АКБ лучше заменить. Еще один вариант — через 1–1,5 минуты после холодного запуска несколько раз нажать на клаксон. Громкий и ровный сигнал — это хороший признак.
3. Как проверить зарядку аккумулятора на автомобиле лампочками?
Есть еще один «дедовский» способ — наглядный, хотя тоже не самый информативный. Он заключается в том, чтобы нагрузить АКБ и посмотреть, как она будет себя при этом вести. Необходимо знать емкость аккумулятора и создать параллельную цепь из лампочек с общей суммарной нагрузкой в половину емкости батареи. Подключив цепь на 5 минут к аккумулятору, наблюдаем за яркостью лампочек. Если они быстро тускнеют, значит, батарея либо не заряжена полностью, либо уже потеряла часть своей емкости.
4. Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром?
Проверка напряжения на клеммах аккумулятора мультиметром — один из наиболее простых и вместе с тем информативных способов. Действуем по простому алгоритму:
Проводим измерения при выключенном двигателе и электрооборудовании автомобиля.
Переключаем прибор в режим измерения напряжения постоянного тока.
Выставляем предел ограничения измерений на 18–20 В.
Прислоняем щупы мультиметра к клеммам аккумулятора: красный — к плюсу, а черный — к минусу.
Смотрим и анализируем результаты измерений.
Нормальным считается напряжение от 12,5 В и выше. Это значит, что аккумулятор заряжен более чем наполовину. Показатель в 12–12,4 В говорит о не совсем хорошей работе АКБ или о том, что она разряжена на 50%. Если же вольтаж ниже 11,7–12, то батарея разряжена и нуждается либо в зарядке, либо в замене. Чтобы понять, отслужила ли АКБ свое или еще походит, надо измерить ее резервную емкость, о чем — чуть ниже.
Проверить исправность аккумулятора автомобиля мультиметром можно и на работающем двигателе. Но показатели и их значения будут другими. Нормой на АКБ заведенного автомобиля считается напряжение 13,5–14,2 В. Показатель ниже 13,4 В говорит о недозаряде батареи, что может быть вызвано неисправностью генератора или другими проблемами в электрике. Завышенное же значение — более 14,2 В — это признак разряда АКБ. Он может случаться из-за временного износа или неисправности батареи, а также — после долгого простоя автомобиля. При получении завышенного значения напряжения на аккумуляторе заведенного автомобиля рекомендуется провести замер еще раз, спустя 15–20 минут работы двигателя.
5. Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность нагрузочной вилкой?
Нагрузочная вилка — это особое устройство, имитирующее работу стартера и дающее соответствующую нагрузку на АКБ. Помимо резистора с высоким сопротивлением, исполняющего роль нагрузки, в ее составе также есть мультиметр — для измерения напряжения на клеммах АКБ. Замеры проводят аналогично варианту с мультиметром. Подключают вилку к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность, и дают на батарею 5–6-секундную нагрузку в 100–200 А, имитируя работу стартера. После этого проводятся замеры напряжения. По сути, проверка аккумулятора нагрузочной вилкой и есть измерение резервной емкости батареи.
Полностью заряженный исправно работающий аккумулятор должен выдавать не менее 10,2 В. Допустимая просадка напряжения до 9 В, что говорит о половинном заряде АКБ. Но в таком случае его рекомендуется зарядить перед зимней эксплуатацией. Показатели ниже 9 В — сигнал неисправности аккумулятора, например, из-за замыкания его банок. Испытание батареи нагрузочной вилкой проводят при температурах выше 20°С, так как в противном случае высок риск сильно разрядить АКБ.
6. Как проверить силу тока на аккумуляторе автомобиля?
К сожалению, проверки напряжения батареи мультиметром или нагрузочной вилкой не всегда достаточно. Ведь таким образом можно измерить только напряжение, а не пусковой ток, который столь важен при запуске авто. Кроме того, эти приборы малоинформативны в случаях, когда аккумулятор сильно или полностью разряжен. Для измерения пускового тока используется специальное устройство — тестер тока холодной прокрутки. Принцип его использования аналогичен измерениям в вышеописанных способах:
Тестер подключается к клеммам аккумулятора в соответствии с полярностью.
На приборе выставляется стандартное значение пускового тока — оно обычно указано на корпусе АКБ или в инструкции к ней.
Сравниваем показатели тестера с базовой силой пускового тока.
Тестер тока холодной прокрутки — умный прибор, и он сам покажет рекомендации по дальнейшей эксплуатации аккумулятора, сообщив надписью на экране о необходимости его зарядки или замены.
Какой способ лучше для проверки аккумулятора автомобиля?
Мы описали несколько способов, как проверить состояние, напряжение и ток аккумулятора автомобиля. Какой из них наиболее точный? Мы бы рекомендовали использовать нагрузочную вилку или тестер тока холодной прокрутки. Если ничего из этих приборов под рукой нет, то можно обойтись и мультиметром, создав нагрузку на АКБ искусственно — включением фар автомобиля. Это не самый точный метод, но он близок к измерению при помощи нагрузочной вилки, а потому довольно информативен.
Вообще же, при проверке аккумулятора (в том числе и абсолютно нового) лучше использовать несколько способов, включая пристальный внешний осмотр. В надежных автомагазинах при покупке новой батареи продавцы обычно проводят ее проверку на глазах у клиента. Если же на просьбу проверки вы получаете отказ — это повод задуматься о работоспособности представленных в продаже АКБ.
Проверка электрических параметров автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра
Для проверки состояния автомобильного аккумулятора не обязательно иметь профессиональное оборудование, промышленные стенды и т.п. Всю необходимую и достаточную для автовладельца информацию можно получить с помощью мультиметра и нескольких дополнительных элементов, которые можно найти в гараже или автомагазине.
Уровень зарядки аккумулятора
С помощью тестера в режиме вольтметра можно проверить, насколько заряжена батарея. Уровень запасенной энергии однозначно определяется напряжением на выводах АКБ на холостом ходу:
- если напряжение составит 12,6 вольт или выше — аккумулятор заряжен на 100;
- 12,3… 12,6 вольт – уровень заряда 75%;
- 12,1…12,3 вольт – 50%;
- 11,8…12,1 вольт – 25%;
- 10,5…11,8 вольт – аккумулятор полностью разряжен;
- менее 10,5 вольт – глубокий разряд.
Перед проверкой без снятия с автомобиля надо отключить плюсовую клемму (а лучше и минусовую тоже).
Проверка фактической ёмкости батареи
Чтобы измерить такой важный параметр, как реальная ёмкость АКБ, в комплект к мультиметру надо иметь всего лишь соединительные провода и нагрузку известной мощности (или известного сопротивления). В этом качестве очень удобно применять автомобильные лампочки на напряжение 12 вольт:
- они продаются в любом автомагазине;
- можно набрать батарею на любую желаемую мощность и установить любой ток разряда.
Кроме того, лампы в качестве нагрузки стабилизируют ток. При снижении напряжения на клеммах аккумулятора нити несколько остывают, их сопротивление уменьшается, снижение тока получается незначительное. Это повышает точность измерения. Но LED-приборы для этих целей не подойдут – у них слишком маленькая потребляемая мощность, и их понадобится слишком много. Надо искать лампы накаливания.
Следует помнить, что ёмкость зависит от тока, которым разряжается АКБ. Заявленная мощность декларируется при разряде батареи током в 5% от номинала. Надо выбрать мощность ламп так, чтобы получить такой ток. Например, для аккумулятора емкостью 60 А*ч оптимально для измерения разряжать током 3 А. Для этого мощность ламп при напряжении 12 вольт должна быть P=U*I=12*3=36 ватт. Можно взять три лампы по 12 ватт или две по 18 ватт и т.п. Особо за точностью гнаться не надо – точная ёмкость все равно неизвестна, её лишь предстоит выяснить.
Перед измерением надо полностью зарядить аккумулятор и собрать схему, как указано на рисунке. Время начала разряда надо зафиксировать. Если есть два мультиметра, можно одним измерять ток, другим напряжение, а можно периодически подключать тестер то в качестве вольтметра, то в качестве амперметра. Результаты надо записывать каждые 30-60 минут, а при достижении уровня 11,5 вольт – каждые 10-15 минут. Когда напряжение снизится до 10,5 вольт, разряд надо прекратить и зафиксировать время его окончания. Реальная ёмкость вычисляется по формуле С=I*t, где:
- I – усредненный ток в амперах;
- t – время разряда в часах.
Так, если батарея разряжалась в течение 16 часов средним током в 3 ампера, её реальная ёмкость составит 16*3=48 А*ч. Измерения надо производить при температуре +25 °C.
Измерение токоотдачи батареи
Теоретически таким способом можно замерить фактический ток холодной прокрутки. По стандарту IEC (которому соответствует наш ГОСТ Р 53165-2008) замер производится при температуре электролита минус 18 градусов, при снижении напряжения на клеммах не ниже 8,4 вольт. На практике проблема не только в том, как охладить батарею до нужной температуры.
Например, для аккумулятора с заявленной токоотдачей в 600 ампер потребуется нагрузка мощностью P=U*I=8,4*600=5000 ватт. Сейчас мощные лампочки выпускаются, в основном, в светодиодном исполнении, а они для наших целей, как указано выше, малопригодны. Если применять приборы мощностью, например, 60 ватт, то их понадобится в данном случае 84 штуки.
При желании большую гирлянду собрать возможно, но встанет проблема коммутации больших токов, чтобы контаткы при замыкании/размыкании цепи не приварились. Можно приспособить для этой цели втягивающее реле от стартера автомобиля. Также придется найти тестер с клещами постоянного тока (а такие приборы менее распространены и более дороги, чем измерители переменки) и с пределом измерения в несколько сот ампер. Кроме того, измерение продлится недолго, поэтому надо убедиться, что в мультиметре присутствует функция фиксации пикового значения.
Замер внутреннего сопротивления батареи
С помощью этой схемы можно измерить внутреннее сопротивление аккумулятора. Его условно можно представить в виде резистора, подключенного к клеммам аккумулятора изнутри.
Для повышения точности надо взять нагрузку помощнее так, чтобы ток составил не менее 50 ампер (а лучше 100 или более). Для этого подойдет «батарея» ламп общей мощностью не менее P=U*I=12*50=600 ватт. Если получится больше – замер будет точнее. Вместо ламп можно использовать резистор, сделанный, например, из спирали для утюга или электроплитки. Надо лишь точно замерить его сопротивление. Производится два измерения:
- на холостом ходу зафиксировать напряжение на клеммах батареи E;
- под нагрузкой замерить ток I и напряжение на клеммах U.
Измерение под нагрузкой проводится однократно, для этого достаточно несколько секунд. Далее надо воспользоваться законом Ома для полной цепи:
- E – ЭДС батареи в вольтах, с определенными допущениями равна напряжению разомкнутой цепи АКБ;
- I – замеренный ток в амперах;
- R – сопротивление внешней нагрузки, Ом.
- r – искомое внутреннее сопротивление, Ом.
Напряжение на клеммах под нагрузкой позволит вычислить сопротивление нагрузки (вместе с соединительными проводами), если оно неизвестно (а если и известно, то при нагреве большим током во время опыта оно изменится). Оно равно R=U/I.
Самое сложное – как интерпретировать полученный результат. Чем ниже внутреннее сопротивление, тем больше ток, который батарея выдаст в нагрузку. Но какое сопротивление считать нормальным – непонятно, ведь производители не указывают это значение ни на шильдике батареи, ни в сопроводительной технической документации. И в этом есть логика, потому что внутренее сопротивление является весьма нелинейной функцией от многих вещей:
- температуры;
- состава электролита;
- степени заряженности батареи;
- других факторов.
Соблюсти эти условия в гараже и даже на производстве сложно. Можно лишь ориентироваться на значение в несколько миллиом для новой АКБ с хорошей токоотдачей. Или накопить статистику, замерив много однотипных аккумуляторов, чьё состояние известно.
Подобный замер производится с помощью нагрузочной вилки. Только при таком тестировании внутреннее сопротивление не вычисляется, а по итогам двух измерений (при разомкнутой цепи и под нагрузкой) по таблице делается вывод о работоспособности батареи.
Проверка режима работы в составе электрооборудования автомобиля
Также мультиметр пригодится, чтобы проверить работу аккумулятора «на борту». В первую очередь, можно определить, заряжается ли батарея при работающем генераторе.
Для этого должно выполняться условие превышения напряжения бортсети над напряжением аккумулятора, в этом случае ток будет «втекать» в батарею. Сначала надо измерить напряжение на клеммах АКБ при заглушенном двигателе. Оно должно составлять от 10,5 до 12,6 вольт (в зависимости от уровня заряженности батареи). Потом надо завести мотор, при нормально работающем генераторе напряжение должно повыситься не менее, чем до 14…14,5 вольт. Если напряжение ниже, надо искать неисправность генератора. Обе проверки надо производить при отключенных мощных потребителях (световое оборудование, автозвук, обогревательные устройства и т.п.).
Также тестером можно определить наличие утечек тока во время стоянки автомобиля. Для этого очень удобно пользоваться тестером с клещами постоянного тока. Надо заглушить двигатель и отключить всех потребителей электроэнергии бортсети, насколько это возможно. Если измерить ток по, например, плюсовому проводу от аккумулятора, то амперметр должен показать значение, близкое к нулю или ток, похожий на потребление нагрузок, которые отключить не удалось. Если результат измерения выше, надо искать проблему.
Надо помнить, что если утечка идет по слою загрязнений по корпусу аккумулятора, то найти её таким путем не получится – путь движения тока пройдет мимо плюсового провода. Поэтому есть смысл батарею предварительно очистить от грязи, помыв ее теплой водой с моющими средствами.
В итоге, имея мультиметр и некоторые знания, можно определить не только фактическое состояние батареи, но и режим её работы. Это несложно, и поможет избежать существенных денежных расходов.
В чём и как измеряется емкость аккумулятора?
Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра
Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?
Как выбрать пуско-зарядное устройство для аккумулятора автомобиля?
Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Прозвонка проводов с помощью мультиметра — что это значит и как выполняется