Немцы уехали. Завершилась сделка по продаже завода Mercedes под Москвой
Завершена сделка по продаже сборочного завода Mercedes-Benz в подмосковном п. Есипово. Предприятие перешло в руки компании «Автодом», которая ранее продавала и обслуживала автомобили немецкого бренда и выступала в качестве официального дилера.
Сделка подтверждена
Информация о продаже сборочного завода Mercedes-Benz в подмосковном поселке Есипово была оглашена еще в конце 2022 года. Тогда немецкий концерн подтвердил факт продажи и назвал нового собственника. Им оказался бывший дилер — ГК «Автодом», которому перешли в управление компании «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (МБМР) и «Мерседес-Бенц Капитал Рус», занимавшиеся не только управлением производством, но и предоставляющие услуги лизинга и страхования автомобилей.
18 апреля 2023 года запись о переходе данных юрлиц в собственность «Автодом» появилась в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Сумма сделки не раскрывается, однако представители «Автодом» сообщили «Коммерсанту», что по условиям договора немцы имеют право выкупить российский бизнес обратно в течение 5 лет.
Что будут делать на заводе?
Глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров в конце 2022 года отмечал, что на заводе будут изготавливаться автомобили. Однако никакой информации о марках и об объемах производства не сообщалось. Были лишь заявления о том, что начались переговоры с китайскими автопроизводителями о дистрибьюторстве новых марок в России.
После визита главы компартии Китая Си Цзиньпина 20-23 марта 2023 года СМИ распространили информацию о том, что на заводе в Есипово могут собираться премиальные автомобили из Китая, и, в частности, назывались модели марки Hongqi. Этот бренд принадлежит старейшему государственному автомобильному концерну Китая FAW, который собирает представительские лимузины для первых лиц государства. Однако вскоре представители ГУ «Автодом» опровергли наличие каких-либо конкретных договоренностей с FAW.
Как отмечал ранее генеральный директор компании «Автодом» Андрей Ольховский, на поиски нового партнера может уйти до 8 месяцев, после чего на заводе будет возможным начать крупноузловую сборку первых иностранных автомобилей.
Что выпускал Mercedes-Benz?
Промышленное предприятие в Есипово было построено Mercedes-Benz в 2019 году . Для управления заводом была создана компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус». Почти 20% акций принадлежало совместному предприятию «Даймлер Камаз Рус», а остальные 80% оставались у немецкого концерна Mercedes-Benz AG. Всего в проект было вложено 19 млрд рублей инвестиций, а на предприятии было задействовано около 1000 сотрудников.
Цикл производства предполагал сварку и покраску кузовов, а также сборку машин на конвейере из поступающих из-за рубежа комплектующих. Расчетный годовой объем производства составлял около 25 тысяч автомобилей, однако в течение трех лет производства этого рубежа достигнуть не удалось.
Первой машиной, которая сошла с конвейера, стал седан E-Class, а затем в Подмосковье начали собирать кроссоверы и внедорожники GLC, GLE и GLS.
В марте 2022 года из-за санкционного давления и разрыва логистических цепочек завод был остановлен.
Mercedes продал завод и ушел из России
«Мерседес-Бенц РУС»
Автоконцерн Mercedes-Benz продал свой завод по производству легковых автомобилей в Подмосковье дилерскому холдингу «Автодом». Официальное заявление об этом ожидается 26 октября утром, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на три источника на авторынке.
Сделка по продаже завода может предусматривать опцион, который позволит Mercedes вернуться к владению заводом в течение определенного времени, говорит источник «Ведомостей», знакомый с ходом переговоров. По такой же схеме свои активы в России недавно продали Renault и Nissan.
Однако французский и японский автоконцерны передали государству заводы за символический 1 евро. Общая стоимость активов Mercedes в России на конец 2021 года составляла 2 млрд евро. По словам автомобильного эксперта Владимира Беспалова, в текущих условиях сложно оценить сумму сделки.
Только земля и здания завода без учета бизнеса могут стоить 4 млрд руб., говорит управляющий партнер NF Group Алексей Новиков. При этом эксперт подчеркивает, что у Mercedes самое современное автомобильное предприятие с технологичным оборудованием в непосредственной близости к Москве — крупнейшему рынку сбыта. Однако, по словам старшего директора отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антона Алябьева, стоимость объекта без учета оборудования составляет не менее 7,5 млрд руб.
Даже если сделка и была денежной, то у Mercedes возникнут сложности с выводом средств из России, говорит источник «Коммерсанта». Автоконцерн открыл завод в подмосковном Есипово в 2019 году и вложил в него 19 млрд руб. Президент РФ Владимир Путин обещал, что компания «не будет разочарована в том, как строится и идет работа и бизнес в России». На заводе мощностью 25 тыс. машин в год выполнялась сварка и окраска, но в марте этого года из-за войны в Украине все производственные процессы были приостановлены.
Холдинг «Автодом», выступивший покупателем активов Mercedes, специализируется на продаже и обслуживании премиальных и люксовых автомобилей. Компания принадлежит предпринимателю Андрею Ольховскому. В декабре 2021 года он называл одним из своих ближайших проектов «организацию собственной промсборки». В августе стало известно, что холдинг ведет переговоры с рядом китайских автопроизводителей на предмет дистрибуторства новых марок в России.
По словам автоэксперта Владимира Беспалова, «Автодому» нужно искать индустриального партнера, чтобы начать производство на промышленных мощностях Mercedes, поскольку выпускать модельный ряд автомарки ему вряд ли разрешат. «Тут взор прежде всего устремляется на Китай, хотя теоретически есть и другие страны, например Индия», — отметил Беспалов.
Mercedes-Benz хочет продать завод в подмосковном Есипове
Сделка находится на заключительной стадии, покупателем станет российский дилер, главный претендент — «Автодом». Еще в начале июля стало известно, что компания планирует окончательно уйти с российского рынка и продать все имущество своего официального дистрибьютора в стране одному из дилеров
Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори —>
Mercedes-Benz хочет продать свой завод по сборке автомобилей в подмосковном Есипове, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
По их словам, сделка находится уже на заключительной стадии, покупателем станет российский дилер, главный претендент — «Автодом».
Еще в начале июля стало известно, что компания планирует окончательно уйти с российского рынка и продать все имущество своего официального дистрибьютора в стране «Мерседес-Бенц Рус» одному из дилеров, скорее всего, «Панавто». Но тогда речи о заводе не шло, упоминались только дилерский центр, склад и офис.
Комментирует гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
alt=»Дмитрий Чумаков » />Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «В контексте актуальных санкций, видимо, компания не видит возможности для продолжения работы. Я уверен, что компания на самом деле хотела бы продолжать работу на российском рынке, где проделана была колоссальная работа для того, чтобы бренд был успешным, чтобы автомобили хорошо продавались, чтобы сервис был эффективным. Видимо, других вариантов, к сожалению, они не видят. Завод новый, завод современный, завод построен с заделом на перспективу и на будущее. При этом завод как промышленный объект несет в себе весьма сомнительную ценность, потому что его необходимо чем-то определенным загружать. Причем, учитывая его профилирование под Mercedes, направленность должна быть автомобильная. И здесь встает вопрос, что это будут за автомобили, каких марок и с какими технологиями? Проще всего было бы использовать завод для производства каких-то новых электромобилей из тех стран, с которыми у нас сейчас улучшаются деловые связи. Например, в Китае есть огромное количество современных, очень интересных электромобилей, сейчас они продаются на локальном рынке, потому что спрос у них на такие автомобили очень высокий. И для того чтобы такие автомобили попадали на новые рынки, необходимо, чтобы там были современные производственные площадки. Определенная перестройка будет нужна, главное, что основа на месте уже есть».
Дилер «Автодом», который называют главным претендентом на покупку завода, ранее заявлял, что хочет выйти в новый сегмент и стать производственной компанией. Речь может идти о сборке китайских автомобилей, для этого дилеру и нужен завод Mercedes, отмечают эксперты.
Также сообщается, что в сделку входит и передача прав на дистрибуцию автомобилей Mercedes в России. Но это может быть отдельное соглашение, потому что производить на заводе машины бренда точно не получится. Для этого нужны поставки комплектующих, которые невозможны без поддержки штаб-квартиры Mercedes. Продолжит автоэксперт Артем Бобцов:
— Думаю, что завод попал в сделку, поскольку невозможно уйти из России частично, прекратить поставлять автомобили, прекратить дистрибьютировать, но при этом сохранить за собой завод. Непонятно, зачем и для чего он нужен. На самом деле имущества много, имущество дорогое, думаю, что вряд ли кто-то из дилеров способен своими деньгами сразу это выкупить. Скорее всего, будут либо какие-то банки привлечены к сделке, возможно, какая-то кооперация. Но дилеры между собой кооперироваться не будут, они всю жизнь были конкурентами, поэтому думаю, что заберет какая-то одна структура. Цель всей этой сделки — это защитить как раз владельцев Mercedes, то есть дать возможность кому-то из дилеров заниматься относительно легально поставкой запчастей в Россию, чтобы существующая дилерская сеть могла ремонтировать автомобили и поддерживать гарантийные обязательства. Все-таки для Mercedes важна репутационная история с точки зрения работы в России в текущих условиях, но гораздо важнее репутация в глазах покупателей автомобилей. В этом смысле они всегда в таких историях действуют достаточно последовательно и стараются защитить именно владельцев автомобилей.
— Можно ли будет как-то купить автомобили этой марки?
— Если речь идет о новых моделях, которых нет в России, то только привозить из-за границы. Тонким-тонким ручейком такие машины едут из Армении, из Эмиратов. Из Европы достаточно проблематично машину привезти, оттуда подержанные машины в основном сейчас завозят. Но, видимо, таким тонким ручейком он в ближайшее время и останется, поскольку в большом количестве таких машин на внешних рынках нет. Во-вторых, существуют логистические сложности и таможенные. Поэтому купить, наверное, вы все-таки сможете, но это будет стоить очень дорого, и придется машину достаточно долго ждать.
По словам экспертов, Mercedes еще не успел вернуть вложения в завод, потому что он запустился только в 2019 году. Поэтому есть смысл предусмотреть во время сделки возможность обратного выкупа активов.
Потери бренда в легковом сегменте в России составили больше 650 млн евро за период с января по июнь. В российском офисе Mercedes-Benz сообщили, что компания рассматривает разные варианты ведения бизнеса в стране, конкретных решений пока нет.
Губернатор Подмосковья рассказал о перспективах завода Mercedes-Benz в Солнечногорске
– Да, есть Mercedes, который остановился позже всех и сейчас в раздумьях — это для нас чувствительная остановка, потому что и 1500 человек, которые там работают, и само предприятие успешное. Будет жаль, если они остановятся надолго, но посмотрим, — заявил глава Подмосковья Андрей Воробьев в эфире радио Sputnik.
Сборочное производство Mercedes-Benz расположено на территории индустриального парка «Есипово» в городском округе Солнечногорск. Оно было построено в течении двух лет и заработало в 2019 году.
Предприятие занималось выпуском седанов Mercedes E-Class. Планировалось, что позднее оно приступит к сборке кроссоверов GLE, GLS и GLC. Из-за украинских событий завод в Есипово прекратил функционирование.