Прогорела прокладка головки блока цилиндров: симптомы неисправности
За герметичность соединения блока цилиндров и головки блока цилиндров отвечает прокладка ГБЦ. Указанная прокладка позволяет реализовать герметизацию камеры сгорания и каналов рубашки охлаждения, по которым движется охлаждающая жидкость. Прокладка может быть изготовлена из тонкого металла. Вторым доступным вариантом является армированный паронит, который дополнительно имеет металлическую окантовку в тех местах, где в прокладке выполнены отверстия под камеру сгорания.
Прогар или пробой прокладки головки блока цилиндров представляет собой серьезную и достаточно распространенную неисправность. Вполне очевидным ответом на вопрос, можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ, является необходимость срочного ремонта. Следует добавить, что при незначительной потере герметичности передвигаться своим ходом на автомобиле можно, но подобный дефект желательно устранить в срочном порядке. В том случае, если сильно пробило прокладку гбц и явно заметны признаки поломки, эксплуатация ДВС запрещена.
Причины поломки и как проверить прокладку ГБЦ
Последствия для двигателя могут быть губительными даже при кратковременной езде на авто с указанной проблемой. В случае игнорирования пробоя прокладки головки блока цилиндров даже после небольшого пробега возникает необходимость капитального ремонта.
Указанная поломка может возникнуть как в бензиновом, так и в дизельном двигателе, в агрегате с турбонаддувом или атмосферном варианте. Пробой прокладки требует правильной и своевременной диагностики. Указать на проблему на ранней стадии может повышение расхода топлива, затрудненный пуск двигателя и неустойчивая его работа, снижение мощности ДВС, падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, низкая компрессия в цилиндрах.
Наиболее частыми причинами пробоя или прогара прокладки головки блока цилиндров являются:
- перегрев двигателя;
- неправильная установка при замене прокладки;
- последствия мощностного тюнинга ДВС;
- не соответствующее нормам усилие затяжки болтов ГБЦ;
- езда на бензине низкого качества, которая сопровождается детонацией;
Перегрев двигателя является основной причиной пробоя прокладки головки блока цилиндров. Возникает перегрев мотора по разным причинам, начиная от неисправности системы охлаждения и заканчивая такими явлениями, как детонация двигателя или калильное зажигание. Как металлические (асбестовые) прокладки, так и паронитовые в таких условиях обычно не выдерживают растущей температуры во время перегрева и прогорают. После такого прогара прочность прокладки становится меньше и ее выдувает.
В списке последствий перегрева силового агрегата также отмечается искривление головки блока цилиндров, а точнее ее плоскости. В обиходе встречается определение «ГБЦ повело». Чаще всего ведет головку блока от перегрева в том случае, если материалом ее изготовления является алюминиевый сплав. Отметим, что головки из чугуна более устойчивы к высокой температуре, хотя в ряде случаев могут возникнуть трещины. Если головку повело, тогда подобное искривление устраняется при помощи шлифовки. В целях профилактической меры (без необходимости) шлифовка головки блока цилиндров не рекомендуется.
Признаки пробитой прокладки ГБЦ
Если прогорела прокладка гбц или ее пробило, тогда в списке основных симптомов подобной неисправности отмечены:
- прорыв газов или потеки в области стыка головки с блоком цилиндров;
- появление эмульсии в системе смазки двигателя;
- двигатель начинает дымить белым дымом;
- попадание масла и/или отработавших газов в систему охлаждения мотора;
В том случае, если выхлопные газы прорываются в месте, где головка блока стыкуется с блоком цилиндров, тогда это явный признак пробитой прокладки ГБЦ. Данное явление также сопровождается значительным повышением шума во время работы двигателя. Заметный выход отработавших газов наружу через пробитую прокладку встречается не часто, при этом диагностируется достаточно легко. В случае разрыва внешней оболочки прокладки на внешних поверхностях мотора в месте соединения головки и блока также могут проявиться потеки ОЖ или моторного масла. Среди признаков, которые требуют более тщательного осмотра, выделяют:
- Появление коричневато-белой пены на масляном щупе, а также белая эмульсия на крышке маслозаливной горловины указывает на то, что охлаждающая жидкость проникает в систему смазки двигателя. ОЖ может попадать в масляную систему двумя путями: через прокладку головки блока цилиндров, а также в случае появления трещины в блоке цилиндров. Жидкость из системы охлаждения разжижает моторное масло, что приводит к существенному ухудшению его защитных свойств.
- Если двигатель постоянно дымит густым белым дымом (после прогрева и выхода на рабочие температуры), тогда высока вероятность попадания охлаждающей жидкости в цилиндры силового агрегата. Происходит это по причине того, что жидкость проходит в разрыв прокладки между каналом рубашки охлаждения двигателя и камерой сгорания силового агрегата. Уровень ОЖ в расширительном бачке при этом понижается, так как часть жидкости выпаривается в процессе работы мотора. Отметим, что на ранней стадии двигатель зачастую работает устойчиво, охлаждающая жидкость уходит медленно, но спустя некоторое время дефект становится более серьезным. В отдельных случаях обильное попадание ОЖ в цилиндры может привести к гидроудару, так как в составе антифриза или тосола в системе охлаждения находится около 40-50% дистиллированной воды.
Рекомендуем также прочитать отдельную статью о том, как производить диагностику неисправностей двигателя по цвету выхлопных газов. Из этой статьи на примере дизельного ДВС вы узнаете о причинах, по которым мотор может дымить белым выхлопом.
Стоит добавить, что в случае прогара прокладки головки блока между камерами сгорания может происходить смешивание отработавших газов и топливно-воздушной смеси в смежных цилиндрах. Чаще неисправность проявляется в виде неустойчивой работы холодного мотора, которая нормализуется после прогрева. Указанные сбои в работе ДВС могут быть вызваны различными неполадками. Что касается проверки прокладки, то для точной диагностики необходимо произвести замеры компрессии двигателя. Если отмечается схожее по показателям падение компрессии в соседних цилиндрах, тогда вполне вероятен дефект прокладки ГБЦ.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как измерить компрессию в двигателе своими руками. Из этой статьи вы узнаете о том, как правильно мерить компрессию в двигателе.
Как менять прокладку головки блока цилиндров правильно
Начнем с того, что снятие головки блока цилиндров на некоторых моторах является сложной и трудоемкой процедурой, которая требует слива техжидкостей, демонтажа отдельных агрегатов и узлов. При замене прокладки ГБЦ необходимо убедиться в том, что головка имеет максимально ровную плоскость прилегания к блоку цилиндров.
На прилегающих поверхностях не допускается наличие грязи, глубоких царапин и других дефектов. Если головка блока шлифовалась, тогда необходимо отдельно учитывать толщину снятого слоя с прилегающей поверхности.
В обязательном порядке необходимо соблюдать рекомендуемую последовательность и усилие во время затяжки болтов ГБЦ. Для получения точных данных завод-изготовитель двигателя и производители прокладок головки блока цилиндров предоставляют схему, по которой необходимо производить затяжку крепежей. Также указывается рекомендуемое усилие (момент) затяжки. Добавим, что при замене прокладки ГБЦ рекомендуется также заменить болты крепления. После выкручивания при последующей затяжке с должным усилием старые шпильки не выдерживают нагрузки, в результате чего болт ломается.
В том случае, если шпилька ГБЦ обломалась, но прокладка не прогорела, тогда отломанную часть необходимо выкрутить. После этого болт в обязательном порядке меняется на новый. Для удаления сломанного болта можно воспользоваться простым способом, который предполагает приваривание при помощи сварки к остатку болта металлической трубки. Указанная трубка должна иметь меньший диаметр сравнительно с болтом. Трубка прикладывается к сломанной шпильке и обваривается изнутри. На верхнюю часть трубки можно также наварить гайку, после чего без особых трудностей удается выкрутить сломанную шпильку.
Нужно ли протягивать ГБЦ после замены прокладки
Как уже было сказано выше, в процессе замены прокладки повышенное внимание уделяется болтам крепления, а также правильности затяжки. Головку необходимо затягивать только с рекомендуемым усилием по четко определенной схеме (последовательности). Перетяжка или недостаточное затягивание являются недопустимыми.
Перетянутые болты ГБЦ могут привести к тому, что произойдет отрыв головки крепежного болта. Потеря прижимного усилия будет означать, что головка блока не прилегает достаточно плотно, происходит потеря герметичности и прокладку снова пробивает.
Головку нужно обязательно протянуть в том случае, ели замечены потеки в области стыка с блоком цилиндров. Для этого необходимо воспользоваться динамометрическим ключом и произвести затяжку с тем усилием, которое рекомендуется производителем автомобиля для протяжки головки на конкретном двигателе.
Металлическая или паронитовая прокладка ГБЦ: что лучше
Многие автолюбители задаются вопросом, какая прокладка гбц лучше, металлическая или паронитовая. По утверждениям специалистов и автомехаников, металлическая прокладка головки блока цилиндров способна выдержать большие нагрузки сравнительно с прокладкой из армированного паронита. Особенно это касается двигателей с турбонаддувом и форсированных ДВС, на которых быстро продувает паронитовые прокладки ГБЦ после установки.
Также необходимо добавить, что между группами отверстий в прокладках стенки очень тонкие. По этой причине на срок службы металлических или паронитовых прокладок в первую очередь влияет правильность и точность во время установки, а уже потом материал изготовления. Результатом неправильной установки становится то, что прокладка быстро прогорает, после замены прокладки гбц машина не заводится или раздается стук поршней. Последний случай более характерен для дизельных двигателей, когда поршень может задевать кромку прокладки.
Советы и рекомендации
Если диагностика показала, что прокладка головки блока прогорела, тогда дальнейшая эксплуатация автомобиля крайне не рекомендуется. Возможные последствия для двигателя и расходы на их устранение могут оказаться в десятки раз больше по сравнению с тем, сколько стоит прокладка головки блока цилиндров и работа по ее замене. На разные модели автомобилей стоимость прокладки может составлять от 15 до 50 у.е. Крепежные болты в среднем обойдутся в 10-20 у.е.
Отдельно стоит обратить внимание на вопрос, можно ли использовать прокладку гбц повторно. Однозначным ответ не может быть даже в том случае, если прокладка находится в идеальном состоянии. Как показывает практика, в случае необходимости снятия ГБЦ лучше произвести профилактическую замену прокладки и крепежей.
Напоследок добавим, что повышенное внимание необходимо уделить качеству прокладки. С учетом сложности и объема работ по демонтажу головки блока цилиндров лучше сразу купить фирменную оригинальную прокладку или аналог известного производителя, чем повторно снимать головку через 10-15 тыс. км. Покупка прокладки надлежащего качества будет полностью оправдана даже при учете более высокой стоимости (на 25-50%) по сравнению с более доступными по цене бюджетными вариантами в группе подобных изделий.
Пробитая прокладка ГБЦ — как узнать?
Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) в автомобильном двигателе постоянно находится в экстремальных условиях. Рассмотрим: пробитая прокладка ГБЦ признаки, причины, симптомы и как исправить, а также ответим на вопросы по эксплуатации и самостоятельной замене этой детали.
Содержание:
Что такое прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ)?
Эта прокладка расположена между головкой блока цилиндров и самим моторным блоком.
Она является уплотнительным элементом между этими двумя массивными деталями.
Размеры и форма прокладки зависят от типа силовой установки, в теле которой она находится.
От этого же зависит количество крепёжных отверстий, вырезанных проёмов под цилиндры, число и расположение каналов для технических жидкостей.
Назначение прокладки ГБЦ двигателя автомобиля помимо уплотнительных функций, следующее:
- Препятствие совмещению моторного масла с охлаждающей жидкостью.
- Предотвращение утечки антифриза или моторной жидкости.
- Удержание газов, образованных в результате сгорания воздушно-топливной смеси.
Вкратце основная функция данной детали заключается в создании герметичности между ГБЦ и основным блоком.
Наличие высоких температур в камерах сгорания (до 2500°C), в самой головке блока цилиндров (до 100°C) обуславливает недолговечности этой детали.
Прокладка ГБЦ является расходным материалом, который необходимо обязательно менять.
Срок службы данного компонента зависит от разных причин, которые мы рассмотрим далее в этой статье.
Какой материал для прокладки ГБЦ лучше
Компании-производители этих деталей для двигателя машины используют различные материалы:
- Металлические: сплав стали и меди.
- Паронитовые (асбестовые).
- Композитные материалы.
Металлические прокладки
Популярный у многих автовладельцев вид, несмотря на то, что они давно используются в автомобилестроении.
- Большая прочность по сравнению с паронитовыми изделиями.
- Большой срок службы. Исходя из этого их устанавливают на автомобили, оснащённые мощными турбированными моторами или получившими тюнинг двигателя.
- Доступная цена.
- Такие детали требуют аккуратной установки на посадочное место: затяжку следует производить согласно требованиям производителя. Малейшая перетяжка или недотяжка элементов крепления чревато нарушением в качестве уплотнения.
- Тонкие по толщине детали легко деформируются, становятся причиной образования зазоров между головкой и основным блоком, что не позволит прокладке выполнить свои функции.
Паронитовыми или асбестовые прокладки
Комплектуют обычные ДВС, они подойдут для автовладельцев, которые проповедуют спокойную манеру вождения, и не собираются форсировать «движок».
- Хорошая пластичность.
- Для увеличения срока эксплуатации, усиления прочностных свойств его края окантовываются металлической кромкой.
- Стойко переносит высокотемпературный режим.
- Бюджетная стоимость.
- Под действием сил вибрации материал постепенно разрушается, имеет меньший срок службы.
- Чувствительность к перепадам температур.
Композитные прокладки
Детали для уплотнения между ГБЦ и блоком цилиндров производятся из комбинации металлических сплавов, полимерного материала, углерода и иных составляющих.
Такие прокладки, как правило, армируются для усиления прочности железной сеткой.
- Они прекрасно зарекомендовали себя по работе в высокотемпературном режиме.
- Не боятся деформации, повышенного давления.
- Большой срок службы.
- Эластичны.
- Высокая цена.
Рабочий ресурс каждого вида прокладок зависит от условий эксплуатации конкретного автомобиля, манеры вождения его хозяина, качества материала, а также корректности установки.
Признаки пробитой прокладки ГБЦ
Понять, что с прокладкой ГБЦ не всё в порядке, сможет даже малосведущий в моторных делах автолюбитель.
Перечислим основные признаки выхода из строя прокладки головки блока цилиндров силового агрегата:
1. Нарушение герметичности между ГБЦ и блоком цилиндров – выход газов из-под головки.
Особенно ярко виден данный признак при сильном прогаре прокладки: выброс газообразных веществ хорошо заметен визуально, сам мотор работает в этом случае с большим шумом.
2. Попадание вследствие повреждения прокладки газов в систему охлаждения двигателя.
Если дефект значительный, газы можно легко увидеть по бурлению в жидкости, открутив аккуратно крышку бачка расширения или радиатора охлаждения.
Небольшое количество газообразных продуктов увидеть сложнее, но также можно – с помощью подручных средств (об этом чуть ниже в статье).
3. Падение уровня компрессии в цилиндрах двигателя из-за проникновения в цилиндры выхлопных газов.
Очевидные признаки – силовой агрегат «троит», появляются проблемы с его запуском.
Однако в запущенном состоянии он нормально работает, правда, на повышенных оборотах.
4. Появление заметного нагара на свечах системы зажигания, эффект «мокрые» свечи.
Изолятор, вся нижняя половина детали, покрыта охлаждающей жидкостью, электрод свечи находится в копоти.
Всё это происходит из-за появления в цилиндрах влаги или антифриза.
5. Быстрый перегрев двигателя возможен из-за попадания в систему охлаждения горячих продуктов отработки.
Газы повышают температуру самой жидкости, не позволяя тем самым охлаждать мотор до рабочего состояния.
6. Снижение эффективности работы системы отопления салона.
При повреждении прокладки ГБЦ отработанные газы образуют воздушную пробку в теплообменнике.
В результате нарушается нормальная циркуляция жидкости, КПД узла падает.
7. Утечка масла из-за повреждённой прокладки.
На корпусе блока цилиндров, его головке видны масляные следы.
Однако данный признак подходит и для других неисправностей моторного узла.
8. Раздутие радиаторных патрубков.
Это происходит из-за проникновения выхлопных газов в систему охлаждения.
Давление в ней нарастает, патрубки расширяются.
9. Из выхлопной системы идёт дым белого цвета из-за просачивания жидкости охлаждения в цилиндры агрегата.
При этом постоянно снижается уровень антифриза в расширительном бачке.
10. На поверхности силовой установки появляется конденсат.
Это становится возможным из-за дефекта прокладки или появления трещины в блоке мотора.
11. Соединение охлаждающей жидкости с моторным маслом.
Одно из самых негативных последствий пробоя прокладки ГБЦ. Обе системы: охлаждения и смазки двигателя утрачивают свои изначальные функции.
Компоненты силовой установки не получают качественного смазывающего материала, начинают быстрее изнашиваться.
Температура жидкости охлаждения повышается, не даёт в полной мере остужать мотор. Такой дефект несложно обнаружить.
Нужно аккуратно, температура техжидкости очень высокая, открыть крышку горловины заливки масла.
Наличие сметанообразной жидкости желтоватого цвета, эмульсии, свидетельствует о смешении масла и антифриза.
Обнаружив хотя бы один из перечисленных признаков автовладелец должен оперативно заняться устранением дефекта, проведением диагностики моторного узла.
Продолжение эксплуатации машины с такой неисправностью чревато серьёзной поломкой силового агрегата, выполнением дорогостоящего ремонта.
Причины пробитой прокладки ГБЦ
Причиной пробоя, прогорания прокладки головки блока цилиндров автомобильного двигателя могут стать такие факторы:
Перегрев силовой установки
Основная причина по мнению мастеров автосервисов повреждения этой детали.
Из-за повышенного температурного режима в моторном отсеке прокладка теряет геометрическую форму, её «уводит».
В результате происходит разгерметизация узла между головкой и самим блоком цилиндров.
Опять-таки из-за перегрева, это касается алюминиевых ГБЦ, головка блока теряет свою форму, что также приводит к повреждению прокладки, нарушению герметичности.
Некорректная установка
При затяжке элементов крепления для этой детали нужно применять динамометрический ключ, крепёж выполнять с определённым усилием.
К примеру, затяжка болтов на Рено Логан (восьмиклапанный мотор, 1.6 л) выполняется с усилием 20 Н-м.
Информацию о требуемом усилии при затяжке для своего автомобиля владелец машины может найти в мануальной инструкции.
Также следует соблюдать очерёдность затяжки крепёжных деталей.
Как правило, вначале устанавливаются центральные болты, расположенные друг напротив друга, а потом рядом стоящий крепёж, причём по крестообразной схеме.
Пример протяжки болтов ГБЦ.
Несоблюдение этих требований приводит к перекосу при установке тонкой прокладки, её последующей деформации.
Такой дефект становится причиной утери герметичности соединения ГБЦ и блока.
Некачественный материал прокладок
Также является частой причиной выхода из строя этой детали.
При покупке прокладки не стоит гнаться за экономией, покупая дешёвый товар сомнительных фирм.
Информация на автомобильных форумах по этой теме поможет автовладельцу определиться с выбором надёжной компании-производителя.
Также следует помнить, что любая деталь машины имеет свой срок службы, который рано или поздно заканчивается.
Естественный износ также считается одной из причин выхода из строя рассматриваемого компонента моторного узла.
Узнать, что прокладка головки блока цилиндров неисправна поможет диагностика двигателя.
Как узнать, что пробита прокладка ГБЦ
Существует несколько способов определения неисправности этой детали.
Самый надёжный – обратиться в профессиональный автосервис, где квалифицированные работники с большим стажем выполнения подобного обслуживания при наличии диагностического оборудования оперативно выяснят причину дефекта.
Следует иметь в виду, что стоимость новой детали на замену не потребует солидных расходов от хозяина.
А вот за оказание услуги «замена прокладки головки блока цилиндров в двигателе автомобиля» придётся отдать значительную сумму.
Чтобы заменить данный компонент мастера сервис должны снять головку, разобрать газораспределительный механизм.
Однако, если хозяин машины не желает тратить деньги на оплату услуг станций технического обслуживания автомобилей, он сам может выполнить диагностику.
Для этого нужно иметь несложные подручные средства.
Самый простой способ – осмотр состояния силового агрегата автомобиля.
Визуально можно увидеть следующие признаки повреждения прокладки ГБЦ:
- Наличие эмульсии в системе охлаждения. Для этого нужно открутить крышку маслозаливной горловины и посмотреть состояние жидкости. Сметанообразная масса укажет на смешение моторного масла и антифриза. Также следует осмотреть внутреннюю сторону крышки радиатора. На ней не должно быть маслянистых следов.
- Проверить цвет продуктов отработки, выходящих из выхлопной системы. Наличие белесого или белого цвета свидетельствует о проникновении в систему охлаждающей жидкости.
- Нужно открыть капот при включенном двигателе и осмотреть пространство моторного отсека на наличие задымлённости в месте соединения ГБЦ и блока цилиндров. Если дым есть – прокладка точно прогорела.
Однако не всегда такими методами можно определить неисправность этой детали. Перейдём к описанию способов, придуманных народными умельцами.
Проверка прокладки ГБЦ с помощью шарика (презерватива)
Проверить исправность прокладки можно с помощью одного из этих предметов, с которыми многие из нас имеют дело в повседневной жизни:
- Воздушный шарик.
- Презерватив.
- Медицинская перчатка.
Оптимальным вариантом будет презерватив. Оно имеет подходящий входной диаметр, его часто можно найти в бардачке автолюбителя.
Рассмотрим алгоритм проверки дефекта прокладки с помощи презерватива:
- На холодном силовом агрегате откручивается крышка расширительного бачка с жидкостью охлаждения.
- На горловину ёмкости натягивается противозачаточное средство.
- Запускается двигатель, его обороты доводятся до 3 – 5 тыс. об/мин., мотор работает в течение 5 – 8 минут.
- Если презерватив надувается, значит в системе имеются газы, прокладка повреждена.
Степень неисправности детали зависит от скорости заполнения противозачаточного средства.
Если процесс идёт медленно, то она повреждена незначительно, если быстро – прокладка серьёзно разрушена.
Однако независимо от скорости наддува её следует заменить, процесс разгерметизации налицо.
Проверка с помощью бутылки
Приведённый выше способ проверки не всегда может показать наличие пробоя при незначительном повреждении.
В этом случае используют другой метод – с помощью пластиковой бутылки небольшой ёмкости 0,5 – 1,0 л.
На многих машинах имеется сапун, установленный на расширительном бачке.
С помощью такого приспособления, трубки, внутри резервуара поддерживается равнозначное с атмосферным давление в ёмкости.
Данную трубку нужно опустить в приготовленную пластиковую бутылку, заполненную наполовину водой.
После этого нужно завести мотор, дать ему немного поработать.
Появление воздушных пузырьков сигнализирует о пробое прокладки ГБЦ, необходимости её замены.
Если пузырьков не видно или в бутылке стал появляться антифриз, значит, деталь в порядке.
При отсутствии сапуна в машине такой «диагностический» прибор можно сделать самостоятельно.
Нужно взять пластиковую крышку под размер горловины бачка, просверлить в ней дырку под диаметр имеющейся трубки.
После следует накрутить конструкцию на бачок и провести операцию диагностики.
С реагентом CO2
Для этого способа проверки необходимо приобрести в магазине набор с реагентом двуокиси углерода (CO2).
Набор CO2 необходимый для проверки ГБЦ.
Назовём последовательность действий при помощи такого набора:
- Заливается в камеры для смешивания жидкостей имеющуюся в наборе индикаторное вещество.
- Соединяется данное устройство с помощью адаптера с горловиной радиатора или бачка расширения.
- Запускается силовой агрегат автомобиля.
- Производится прокачка ручным насосом воздуха через установленную проверочную конструкцию.
- Если двуокись попала в систему охлаждения, реагент окрашивается, если нет – значит прокладка в исправном состоянии.
Проверка ГБЦ при помощи реагента CO2.
Этот метод позволяет наверняка определить наличие CO2 в антифризе. Однако минусом такой диагностики считается стоимость набора.
В большинстве случаев автовладельцу придётся пользоваться ему только один раз, поэтому такая покупка не всегда оправдана.
Что делать, если пробило прокладку ГБЦ
Если диагностика показала, что прокладка своё отработала, эксплуатировать автомобиль нельзя.
В крайнем случае можно доехать до сервисного центра для проведения её замены.
В случае самостоятельного решения проблемы следует приобрести такую запчасть надёжных производителей, приготовить нужный инструмент.
Расскажем, что нужно для ремонта двигателя в этом случае кроме самой прокладки ГБЦ.
Болты крепления
При демонтаже головки блока можно проверить их состояние. По причине высоких температур они могут изменить свою форму.
Стоимость этих деталей невысока, поэтому рекомендуется купить их заранее.
Линейка для замера зазора между ГБЦ и блоком цилиндров
В нормальном рабочем состоянии он должен находиться в интервале 0,5 – 1,0 мм.
Однако перед замером следует очистить головку от имеющихся нагаров, другого рода загрязнений.
Любая попавшая песчинка может стать причиной нарушения герметичности.
В случае, если получился зазор больше указанных размеров, придётся заняться проверкой геометрии, возможно последующей шлифовкой ГБЦ.
Для этого придётся обращаться в профессиональный сервис, так как такие работы проводятся на специальном оборудовании.
Графитовая смазка
Она необходима при установке новой детали. Смазывающий материал следует нанести на её поверхность, это позволит ей точно встать на посадочное место, облегчит снятие при возможном демонтаже.
Динамометрический ключ
Без этого инструмента невозможно правильно установить прокладку. Затяжка крепления «на глазок» приведёт к быстрому выходу из строя новой детали.
Выполнив замену, следует проверить работу двигателя в спокойном режиме на средних оборотах. Обнаружив перечисленные выше признаки повреждения прокладки следует искать причину неисправности.
Ответы на часто задаваемые вопросы о пробитой прокладке ГБЦ
У автолюбителей часто возникают вопросы на рассматриваемую в статье тему прокладки головки блока цилиндров силовой установки.
Ответим на часто задаваемые из них.
Можно ли ездить на автомобиле с пробитой прокладкой ГБЦ?
Можно, но только до ближайшего автосервиса или гаража.
Любые более дальние поездки могут привести к серьёзным поломкам двигателя, дальнейшему проведению капитального ремонта агрегата.
Какую прокладку ГБЦ лучше выбрать?
Выбор материала детали зависит от типа мотора, которым укомплектован автомобиль, а также манеры вождения его владельца.
Машины с мощными установками, спортивные авто должны комплектоваться металлическими или композитными прокладками.
Асбестовые детали размещаются на обычных машинах среднего класса.
От качества этой детали зависит стабильная работа двигателя, его рабочий ресурс.
Поэтому необходимо покупать прокладки ГБЦ известных на рынке компаний.
Как определить пробита ли прокладка ГБЦ не разбирая двигатель?
Чтобы узнать, повреждена ли эта деталь моторного узла в машине можно воспользоваться услугами технических центров по обслуживанию авто или выполнить самостоятельную диагностику.
Признаки и причины выхода из строя детали описаны выше в нашей статье.
Стоит ли чинить пробитую прокладку ГБЦ?
Нет. Повреждённую от пробоя прокладку практически невозможно восстановить.
О прокладках ГБЦ – популярно
Введение в тему
Вот группа молодых мастеров беседует о деталях двигателя. О прокладках они упоминают вскользь – мол, одноразовые и не очень дорогие детали. Чтобы их менять, особой квалификации не требуется. То ли дело поршни, кольца, вкладыши!
Такая логика – удел новичков. А опытный водитель или механик знает, что разгерметизация стыков в двигателе чревата серьезными неприятностями. Да что там, она просто недопустима. На первом месте, здесь стоит соединение блока с головкой. Эта пара уплотняется деталью, именуемой «прокладка под головку блока цилиндров». В обиходе ее называют проще – прокладка ГБЦ.
Любая наука начинается с классификации, в том числе и наука автомобильная. Последуем этому правилу.
Всем известные мягкие прокладки ГБЦ
Прокладки ГБЦ подразделяют на три большие группы: мягкие, металлические и комбинированные. В таком делении есть условность. Комбинированными являются любые современные прокладки, поскольку состоят из нескольких материалов. Но один из материалов является преобладающим – он-то и дает название группе.
Наибольшее распространение получили мягкие прокладки. Это своеобразный «слоеный пирог», в основе которого перфорированная жесть, покрытая с двух сторон одним или несколькими слоями полимерной композиции. Именно об этих деталях мы поговорим сегодня.
Тяжелая служба
Прокладка ГБЦ работает в очень жестких условиях, к тому же неодинаковых для различных участков сопрягаемых поверхностей. Не утомляя читателей цифрами, обрисуем лишь качественную картину.
По периметру гильзы на прокладку действуют газы в довольно широком диапазоне давлений и температур – от морозного воздуха на зимней стоянке до агрессивного взрыва смеси при работе двигателя. В масляных и жидкостных каналах циркулируют далеко не безобидные масло и антифриз, правда при гораздо меньших давлениях и температурах.
При рабочем ходе поршня головка блока стремится переместиться вверх, вытягивая шпильки. Естественно, процесс этот циклический. Поэтому прокладка подвергается пульсирующему сжатию, а шпильки или болты – пульсирующему растяжению.
Тепловые мостики между цилиндрами позволяют снизить локальные температурные напряжения
Но и это еще не все. В стыке ГБЦ при работе двигателя усиливаются локальные тепловые нагрузки – в частности, в зонах между соседними цилиндрами. Поэтому монтажные усилия должны обеспечивать в прокладке напряжения сжатия, компенсирующие и давление газов, и температурные напряжения.
И если температурные нагрузки на прокладки ГБЦ у дизелей зачастую меньше, чем у бензиновых двигателей, то по давлению условия их работы гораздо тяжелее. Это, конечно, сказывается на моментах затяжки.
Изготавливаем прокладку
Для лучшего понимания принципа работы прокладки ознакомимся с ее изготовлением. Разумеется, речь пойдет о заводских технологиях.
Сначала собирается прокладочное полотно. Последовательность здесь такова. Берется рулонная жесть и перфорируется на прессе. Теперь в жести появились зубчики для сцепления со слоем мягкой полимерной композиции.
Здесь же в цехе изготавливается полимерная композиция в виде специальной бумаги. Когда-то она содержала асбестовые волокна, а после запрета асбеста Правилами ЕЭК ООН этот природный минерал заменили другими ингредиентами. Не исключено, что сегодня, когда стандарты и ТУ в условиях санкций меняются, асбест в автомобиль вернется.
Теперь соберем прокладочное полотно. Перфорированная жесть, играющая роль арматуры, обкладывается бумагой, и полученная слоистая конструкция пропускается через обжимные валки (каландры). Далее проводится обмазка, пропитка и вулканизация полученного полотна.
Надежность будущих деталей во многом определяется качеством полимерной композиции, покрывающей жесть. Именно за счет упругой деформации этих полимерных слоев, «приваренных» к металлическому каркасу, происходит уплотнение стыка блока цилиндров с головкой.
Однако технология покрытия металлического каркаса возможна только при наличии на предприятии специальной машины для изготовления бумаги. Например, на ярославском заводе «Фритекс» такое оборудование есть. Это дает завидную оперативность при переходе на новые изделия. В этом случае в бумагоделательную машину просто заправляется масса нужной рецептуры. За рубежом подобную технологию использует немецкая компания «Френцелит» (Frenzelit).
Если же машины для производства бумаги на предприятии нет, не беда. В этом случае для получения полимерного покрытия металлический каркас обкладывают не бумагой, а специально приготовленной массой. Так поступали, например, на заводе АТИ в Егорьевске, когда завод еще существовал. Родоначальник этой технологии фирма «Элринг» Elring, тоже немецкая.
Далее применяются следующие операции: вырубка прокладок на прессах; вырубка окантовок для отверстий камер сгорания и жидкостных каналов; окантовка отверстий в прокладке и калибровка. И заканчивается процесс финишной термообработкой в камере.
Куда наносить герметик?
Все видели на готовых прокладках полоски герметика – чаще всего красного цвета. Ясно, что его наносят в зоны недостаточного сжатия прокладки при монтаже. Но как определить эти зоны?
Для этого в лаборатории проводят эксперимент. Контрольную прокладку зажимают в стыке «блок-головка» вместе со специальным индикатором – бумагой «Фуджи» (Fuji), которая меняет свой цвет в зависимости от давления.
Потом разбирают соединение – и вот они, зоны, проступили на бумаге! После этого на серийные прокладки в проблемных местах наносят упомянутый герметик. Эта операция, выполняемая методом трафаретной печати, обеспечивает герметичность, исключая течи масла или охлаждающей жидкости.
Усиление уплотняющих свойств в проблемных зонах методом нанесения герметика
Зачем прокладкам лазер?
Вырубочный штамп – очень дорогой инструмент, он окупается лишь при крупносерийном производстве. А что делать, если партия прокладок невелика? Или вообще требуется изготовить несколько опытных образцов?
В этих случаях применяют классическое для малых серий решение, которое в машиностроении называют «замена позиционной обработки последовательной». Например, используют вместо вырубки вырезку по контуру.
Резка может быть плазменной или лазерной – все зависит от желания и возможностей предприятия. Самое простое решение – двухкоординатный станок с ЧПУ и твердотельный лазер. Последний имеет небольшие габариты, что позволяет разместить его прямо на станке.
Прокладки ГБЦ – товар ходовой, а контурная вырезка позволит освоить очень широкий ассортимент изделий, в том числе и для иномарок. Вырезали изделие по контуру, испытали – и можно заказывать вырубочный штамп.
Сделали – и что дальше?
А дальше заказчику, в эксплуатацию! Правильная технология (не зря же мы о ней рассказали!) обеспечит необходимые упруго-пластические свойства прокладки. Эти показатели формально оцениваются сжимаемостью, восстанавливаемостью и усадкой.
Возьмем, например, сжимаемость прокладки. Чем она ниже, тем строже будут требования к качеству уплотняемых поверхностей. И наоборот – высокая сжимаемость «простит» некоторые огрехи этих поверхностей. Иными словами, сжимаемость определяет ту самую герметичность стыка, без которой уплотнение – не уплотнение, и ремонт – не ремонт.
А оптимальное сочетание сжимаемости и восстанавливаемости позволит обойтись без дополнительных подтяжек головки блока и регулировок зазоров клапанов.
Для моториста вся эта информация выражается в цифрах момента затяжки шпилек или болтов, внесенных в инструкцию по эксплуатации автомобиля.
Внимание: фальсификация!
Иногда механикам попадаются некондиционные прокладки ГБЦ. Понятно, что с такими «запчастями» о качественном выполнении ремонта говорить не приходится.
Подобная «продукция» при неплохом внешнем виде (цвет, фактура, графитовое покрытие и т.д.) изготавливается из низкокачественных комплектующих. Это либо китайская асбестовая бумага, произведенная без какой-либо нормативной документации, либо обычный асбестовый паронит, либо материалы, вообще не имеющие отношения к уплотнительным технологиям, – например теплоизоляционная асбестовая бумага.
Жесть при изготовлении таких прокладках применяется не той марки, что предусмотрена ТУ, а перфорация имеет неправильную форму. В результате ее зубцы недостаточно надежно фиксируют бумагу, что приводит к нарушению герметичности и расслоениям.
И, наконец, об окантовках отверстий. Нередко они выполнены небрежно, с заусенцами, гофрами и нарушением геометрии каналов. Доходит до смешного: встречаются детали с меньшим числом отверстий, чем положено по чертежу!
Что в результате? Некондиционная прокладка не уплотняет камеры сгорания, способствует попаданию масла в систему охлаждения, антифриза – в систему смазки и обеих жидкостей – в цилиндры. Двигатель начинает «троить», перегревается, не тянет, чихает и в итоге глохнет. Механик меняет прокладку, и… если она опять оказывается поддельной, история повторяется. Не меньше приключений сулит и некондиционная прокладка для газопровода.
Окантовка каналов водяного охлаждения прокладки неизвестного производителя. Фланец окантовки имеет трещины
Тот же дефект, но в другой прокладке. То есть случай распространенный
Окантовка масляного канала перекошена и замята
Окантовка масляного канала имеет гофры и вмятины
Но это еще не все. Недобросовестные «производители» нередко используют для своих прокладок товарные знаки известных компаний. А это уже не просто подделка – это контрафакт с нарушением исключительных интеллектуальных прав добросовестного производителя. С нанесением урона его репутации.
Поэтому, с какой стороны ни посмотри, покупать поддельные прокладки нельзя. Ни с технической, ни с юридической точек зрения. Да и с экономической тоже. Арифметика простая: сэкономив копейки, вы рискуете потратить кругленькую сумму на ремонт двигателя. Так что будьте внимательны при покупке.
Прокладка – двигатель прогресса
Но вернемся к добросовестным производителям. Напомним основные тенденции моторостроения, влияющие на развитие прокладочных материалов. По мнению ведущих производителей уплотнений, тенденции таковы:
• компактный дизайн двигателя, малая площадь уплотняемой поверхности, «мягкие» отливки самого блока и ГБЦ;
• рост числа малогабаритных дизелей;
• увеличение рабочих температур и пиков давления при сгорании смеси;
• полный отказ от дополнительных «подтяжек» прокладки;
• унификация технологий, появление единых стандартов для автомобильных прокладок;
• предполагаемое увеличение срока гарантии на герметичность любого соединения.
Таким образом, конструкторы двигателей непрерывно совершенствуют свои детища. Значит, производители прокладок не должны отставать от моторостроителей? Нет, они должны идти впереди. Иными словами, им нужно быть постоянно готовыми к заказу на «прокладку завтрашнего дня».
Прокладка ГБЦ
Прокладка ГБЦ ⇐ Bongo. Дизельный двигатель
- Перейти на страницу:
Сообщение bandidogold » 04 авг 2008, 06:52
Сообщение Rezident » 04 авг 2008, 13:49
Сообщение Вадлен » 05 авг 2008, 16:24
а как грели, хорошо? у маня паронитовая стоит,наездил после замены головы около 10тыс.
до красной стрелки или нет и сколько ехали на нагретом?
Сообщение Rezident » 12 авг 2008, 07:25
Сообщение Роман 999 » 04 фев 2009, 15:31
Сообщение MAZDA BONGO » 25 ноя 2009, 17:09
1
2
3
4
Сообщение EVGEN 19rus » 27 дек 2009, 20:29
Сообщение sack » 14 авг 2010, 14:15
Сообщение RANGER » 14 авг 2010, 14:20
Сообщение sack » 14 авг 2010, 14:26
вместе с машиной досталась прокладка PAYEN но она не такая метал внутри снаружи паранит. правда кольца широкие-не пойдет?
Сообщение RANGER » 14 авг 2010, 14:34
Сообщение RANGER » 23 мар 2011, 16:37
- Перейти на страницу:
Прокладка крышки ГБЦ по всему периметру сифонит масло. Весь двигун залит. Нужен совет по снятию/одеванию крышки, по замене(либо промазыванию герметиком) самой прокладки, по моменту затягивания гаек и болтов(Нм). Всем откликнувшимся заранее благодарен.
Добавлено спустя 27 минут 53 секунды:
Блин, не в тот раздел вставил. Но всё-равно всем спасибо.