Под Москвой открылся первый в России завод по сборке легковых «Мерседесов»
Стоимость нового завода на территории индустриального парка «Есипово» в Солнечногорском районе превысила €250 миллионов. Он создаст до тысячи новых рабочих мест в Подмосковье. Сейчас около 30% сотрудников — жители ближайших городов.
В Daimler отметили, что «Мерседесы» пользуются хорошей репутацией среди россиян. Компания планирует в год выпускать по 25 тысяч экземпляров самых популярных моделей. В 2019 году завод начнет выпускать седаны Е-класса. Как уточняет «Интерфакс», в будущем Daimler наладит производство внедорожников.
Немцы уехали. Завершилась сделка по продаже завода Mercedes под Москвой
Завершена сделка по продаже сборочного завода Mercedes-Benz в подмосковном п. Есипово. Предприятие перешло в руки компании «Автодом», которая ранее продавала и обслуживала автомобили немецкого бренда и выступала в качестве официального дилера.
Сделка подтверждена
Информация о продаже сборочного завода Mercedes-Benz в подмосковном поселке Есипово была оглашена еще в конце 2022 года. Тогда немецкий концерн подтвердил факт продажи и назвал нового собственника. Им оказался бывший дилер — ГК «Автодом», которому перешли в управление компании «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (МБМР) и «Мерседес-Бенц Капитал Рус», занимавшиеся не только управлением производством, но и предоставляющие услуги лизинга и страхования автомобилей.
18 апреля 2023 года запись о переходе данных юрлиц в собственность «Автодом» появилась в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Сумма сделки не раскрывается, однако представители «Автодом» сообщили «Коммерсанту», что по условиям договора немцы имеют право выкупить российский бизнес обратно в течение 5 лет.
Что будут делать на заводе?
Глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров в конце 2022 года отмечал, что на заводе будут изготавливаться автомобили. Однако никакой информации о марках и об объемах производства не сообщалось. Были лишь заявления о том, что начались переговоры с китайскими автопроизводителями о дистрибьюторстве новых марок в России.
После визита главы компартии Китая Си Цзиньпина 20-23 марта 2023 года СМИ распространили информацию о том, что на заводе в Есипово могут собираться премиальные автомобили из Китая, и, в частности, назывались модели марки Hongqi. Этот бренд принадлежит старейшему государственному автомобильному концерну Китая FAW, который собирает представительские лимузины для первых лиц государства. Однако вскоре представители ГУ «Автодом» опровергли наличие каких-либо конкретных договоренностей с FAW.
Как отмечал ранее генеральный директор компании «Автодом» Андрей Ольховский, на поиски нового партнера может уйти до 8 месяцев, после чего на заводе будет возможным начать крупноузловую сборку первых иностранных автомобилей.
Что выпускал Mercedes-Benz?
Промышленное предприятие в Есипово было построено Mercedes-Benz в 2019 году . Для управления заводом была создана компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус». Почти 20% акций принадлежало совместному предприятию «Даймлер Камаз Рус», а остальные 80% оставались у немецкого концерна Mercedes-Benz AG. Всего в проект было вложено 19 млрд рублей инвестиций, а на предприятии было задействовано около 1000 сотрудников.
Цикл производства предполагал сварку и покраску кузовов, а также сборку машин на конвейере из поступающих из-за рубежа комплектующих. Расчетный годовой объем производства составлял около 25 тысяч автомобилей, однако в течение трех лет производства этого рубежа достигнуть не удалось.
Первой машиной, которая сошла с конвейера, стал седан E-Class, а затем в Подмосковье начали собирать кроссоверы и внедорожники GLC, GLE и GLS.
В марте 2022 года из-за санкционного давления и разрыва логистических цепочек завод был остановлен.
Где открылся завод мерседес в подмосковье
Площадь производственных построек — 95 тысяч квадратных метров. Уже действуют цеха сварки и окраски кузовов, сборочный цех, складские помещения. Первоначальная мощность производства — 25 тысяч автомобилей в год, то есть 82 автомобиля в день. Напомню, что в прошлом году в России продали 44 133 автомобиля немецкой марки. На случай расширения производства, рядом зарезервирована дополнительная площадка.
Цены в заводской столовой изучить не удалось, но в кафетерии, который обычно посещают руководители и сотрудники офисов, все достаточно доступно
Для обеспечения выпуска 25 тысяч автомобилей заводу необходимо около 1000 сотрудников. Если открыть сайты вакансий, то можно обнаружить, что предприятие активно набирает сотрудников различного уровня — руководителей, инженеров по подготовке сварочных линий, операторов производственных линий, специалистов по контролю качества и так далее. На данный момент на предприятии работает около 500 человек.
На заводе уже начато производство седанов Е-класса.Чуть позже на конвейер встанут модели GLC, GLE и GLS (после смены поколения). Вопрос локализации производства компонентов рассматривается, но пока все кузовные детали, узлы и агрегаты будут поставляться с других заводов марки в Европе и США. Так что к немецкому качеству вопросов быть не должно.
Теперь предлагаю вам прогуляться по цехам российского завода Mercedes-Benz
Все начинается со сварки кузова. Он создается посредством точечной сварки из 330 импортных деталей. Российская сталь пока не используется:) Алюминиевые детали (у Е-класса W213, это, например, капот, передние крылья, крышка багажника)
Детали кузова. На последнем кадре затесалась уже собранная и окрашенная дверь
Ванна для очистки алюминиевых деталей, 3D-сканер системы контроля качества, шнур андона и умная тележка Siemens
Большая часть сварочных операций выполняется вручную при помощи полуавтоматических сварочных клещей- это касается сварки отдельных панелей кузова.
Точность сварки обеспечивается массивными кондукторами, в которых закрепляются все детали перед началом сварки клещами. Инженерно грамотное решение, сочетающее точность и минимальные затраты.
Почему тут нет мега-роботов? Просто потому, что на небольшом объеме выпуска это нерентабельно. Качество от этого не страдает, как показывает опыт точно такого же производства на заводах Daimler в Азии
Роботы Kuka стоят только на финальном этапе сварки, где соединяются крыша, пол и боковины. Контроль качества на этом этапе максимально жесткий, роботы последнего поколения отслеживают качество сварки при помощи десятков сенсоров.
Все операторы, работающие сварочными клещами, проходят 7-недельное обучение на заводах Mercedes-Benz за границей. В данный момент уже запущена сборка Е-класса, его мы и видим на большинстве фото. Соседняя линия пока пуста, она предназначена для сборки кроссоверов.
Кроссоверы GLC скоро пойдут в производство на российском заводе
После сварки и подсборки, неокрашеный кузов попадает в так называемый световой тоннель. Тут сотрудники контроля качества проверяют кузов на на отсутствие деформаций, царапин и вмятин. Кузова подвозятся при помощи роботизированных тележек актуального поколения — им уже не нужна магнитная линия, достаточно нарисованной на полу. Ее распознают оптические датчики.
На этих фото хорошо видно, какие детали из алюминия, а какие из стали
После контроля кузова при помощи тех же автоматических тележек отправляются на окраску.
В окрасочный цех нас, конечно же, не пустили, но заверили, что этот процесс, включающий в том числе катафорезное грунтование, осуществляется в соответствии со всеми стандартами качества концерна Daimler-Benz. Судя по всему, вариантов цвет пока не очень много — на заводе я видел только черные и белые кузова.
Бампера, кстати, на данный момент поставляются уже окрашенными, из Германии.
Окрашенный и герметизированный кузов роботы-тележки перевозят на линию сборки, с него снимают двери.
Проходя через череду постов конвейера, он обзаводится VIN-номером и начинает обрастать деталями (первая из них — панорамная крыша), постепенно становясь похожим на готовый автомобиль. Вдоль каждой линии тянется шнур “андона” — заметив ошибку сборки, оператор тянет его и останавливает линию до устранения недостатка. Как и на других автозаводах, тут трудится немало женщин. Обширно используется ручной электроинструмент.
Первым делом устанавливается топливный бак, тормозные и топливные трубки. Затем — сборка салона, установка теплозащиты и тепловых экранов, электронных модулей и проводки. Ее жгут, кстати, весит добрых 30 кг. Следуя вдоль конвейера, можно оценить, насколько E-класс более наворочен относительно бюджетных автомобилей. Прежде всего, тут много шумоизоляции.
После этого устанавливаются детали салона, подушки безопасности, потолок, сервопривод багажника, передние амортизационные стойки.
Перед установкой сидений ковер пола закрывается картоном -чтобы избежать возможных повреждений. Затем устанавливаются стекла — примечательно, что клей на них наносит специальный робот, после чего операторы линии устанавливают стекла вручную.
Все машины на конвейере — с базовой аналоговой приборкой, что говорит о том, что это самые народные версии — идеальный выбор для госаппарата или такси. После того, как сборка салона окончена, сиденья подключены, происходит взаимная прошивка всех блоков управления и ключей зажигания. С этого момента все они приписаны к конкретному автомобилю.
После компьютерной проверки всех параметров, следует торжественный этап свадьбы — соединение кузова с подвесками, двигателем и трансмиссией.
Коробку и мотор соединяют воедино тут же, в Есипово, а вот подвеска в сборе с редукторами и приводами на подрамниках поставляется из Германии. По крайней мере, пока.
Стенд “свадьбы” использует большое количество опор, позволяя добиться максимально точного совпадения.
Затем — досборка, а именно — установка бамперов, порогов, подключение проводки ПТФ, заправка и проверка контуров систем охлаждения и кондиционирования, финальная проверка зазоров и перепадов зазоров кузовных элементов и так далее. Устанавливаются колеса — причем, не вручную, а при помощи гидравлических подъемников.
После этого автомобиль перемещается на стенд, где у него настраивают сход-развал по обеим осям, регулируются фары, проверяются антенны и средства коммуникации.
После финальной настройки, на другом стенде новенький Mercedes проходит роллер-тест на скорости до 120 км/ч.
Затем — углубленная проверка работы тормозной системы при помощи робота-пушера — автоматической “ноги”, проверяющей работу тормозов в самых разных режимах. После этого следует "прогулка" по заводскому треку, и автомобиль готов для отправки покупателям.
Случайно потеряв сопровождающих, я обошел все закоулки сборочных цехов и нашел там немало интересного. Помимо мастер-кузовов кроссовера GLC, мне попались ящики с деталями новых GLE и GLS, что говорит о том, что эти автомобили тоже скоро встанут на конвейер.
Что тут добавить? На данный момент завод в самом начале большого пути. Полагаю, что сегодняшний объем производства — несколько автомобилей в день, но он будет быстро расти. Если локальная сборка сделает автомобили Mercedes в “особой серии” более доступными, то я могу это только приветствовать. А если случится светлое будущее, в котором спрос на “мерседесы” в России будет столь велик, что завод в Есипово будет расширен и полностью роботизирован…
Конечно, еще Пушкин писал “Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!”. Но в цехах российского производства лидирующей мировой марки премиальных авто — хочется в эту сказку верить.
Ford ушел — Mercedes пришел.
В России Mercedes построила завод — пять главных вопросов
Почему завод нужен в Подмосковье, какие марки планируются делать на заводе Daimler AG Mercedes-Benz. Какие льготы получит концерн от правительства, станут ли мерседесы, выпущенные в России дешевле иномарок.
По какой причине выбрано Подмосковье?
Среди возможных площадок для строительства завода изучались города: Санкт-Петербург, Калуга, Тула, Владимир, Калуга и Казань. Рассматривался вариант в Набережных Челнах с применением мощностей КамАЗа. Предполагался выкуп территорий ЗИЛа в Москве, и Калининградского «Автодора».
После обсуждения решили построить завод с нуля в Московской области. Маркус Шэфер член правления компании Mercedes-Benz Cars, дал такое объяснение: « В Санкт-Петербурге уже есть заводы, выпускающие автомобили. Концерну важно было сохранить кадры для себя, так как для их обучения вложены немалые инвестиции». Подмосковье, кроме всего прочего отличается транспортной инфраструктурой.
В пресс-службе Mercedes-Benz RUS сделали уточнение в том, что решение об открытии завода в Подмосковье базируется на исследованиях по качеству и количеству. Московская область и в частности поселение, где планировалось строительство, находится в 57 км от столицы. В области хорошие материально-технические связи и наличие высококлассных кадров.
Как и что собирают на заводе?
В Подмосковье работает цех покраски и кузовной цех, поэтому авто марки «мерседес» выпускают по полному циклу. Седан E-Class, стал первым авто. Немецкие производители рассчитывают выпускать в год 20-25 тысяч машин. Планируется в недалеком будущем выпустить кроссоверы и внедорожники марки GLC, GLE и GLS и выйти на полную мощность.
Так же немецкой компанией было решено, не выпускать в России, а ввозить из Европы престижный седан S-Class и внедорожник Gelandewagen. По-прежнему будут импортировать хэтчбек A-Class и седан C-Class.
В Фонде развития промышленности указали, что на заводе мирового уровня нужны специалисты высокого класса в разных областях: электроники, мехатроники и робототехники. В концерне будут обучать работников на предприятиях Mercedes в странах Европы. Такой подход позволит повысить уровень российских инженерных кадров. До этого времени в России не было заводов по выпуску авто такого класса и с выгодным местоположением.
Правда ли, что российский мерседес станет дешевле?
Надеяться на дешевизну автомобилей, российского производства не имеет смысла, так как цена определяется несколькими факторами: конкуренция, спрос, предложение и другие. Дислокация завода не влияет на ценообразование.
Несмотря на то, что цены на «мерседесы» каждый год растут, спрос на них не падает. Статистика продаж по версии АЕБ по годам: 2016 году – 36888; 2017 – 36808; 2018 -37788 машин. Интересно, что до кризиса в 2012 году было продано 37436 авто.
По какой причине компании «Мерседес» нужен автозавод в России?
В 2014 постановлением правительства была ограничена госзакупка иномарок для нужд государства. Делать такие закупки, через участие в тендерах было разрешено производителям, которые подписали соглашение. Концерн Mercedes не попал в их число и уже 5 лет не принимает участие в тендерах
Предпочтение для российских производителей при применении национального режима, это способ поощрения и не идет в разрез с условиями ВТО. Построив завод в Подмосковье, немецкий концерн «Мерседес» становится российским производителем.
Как объяснила Вильгельмина Шавшина (представитель фирмы DLA Piper), вложения в производство оправдают себя при условии совершенствования логистики и обесценивание рубля. Важным фактором будет статус «автомобиль, произведенный в России» на 3 года, который не требует выполнения условий по общему правилу. Затем льготы по налогам и доступ к субсидиям, согласно государственной декларации.
Какие еще льготы получит Mercedes в России?
Правительство предоставило налоговые льготы в обмен на инвестиции и другие виды государственной помощи.
Специальный контракт по инвестициям СПИК подписан на 9 лет. Его подписали с одной стороны АО «Мерседес-Бенц Рус», с другой стороны Российская Федерация и правительство Московской области. При подписании присутствовали представители от «Даймлер АГ», ПАО «КамАЗ», ООО «Даймлер КамАЗ Рус» и ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус».
Индивидуально для каждой компании прописаны все условия СПИКа: срок действия контракта, размер инвестиций и их направление, план размещения. Россия дает гарантию на налоговые льготы, обещает сохранить условия ведения бизнеса, субсидии, будет легче получить госзаказ. Может быть, снижение до 0% налога на прибыль на всех уровнях, от регионального до федерального.
Главным при подписании СПИКа является то, что все условия, прописанные в нем, не изменятся за 9 лет. И компания, подписавшая СПИК по решению правительства, может стать единоличным поставщиком госзакупок