Пробег растет: в России увеличились продажи подержанных машин
Рынок подержанных автомобилей в России продолжает расти. За I квартал объем продаж машин с пробегом увеличился на четверть. Пока его значительную часть занимают корейские, японские и европейские модели. Однако в обозримом будущем начнет расти доля б/у машин из Китая, считают эксперты. При этом специалисты не исключают небольшого увеличения цен на подержанные модели. Перспективы российского рынка автомобилей с пробегом выясняли «Известия».
«Секонд-хенд» в плюсе
В I квартале 2023 года продажи подержанных автомобилей увеличились на 25,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного сервисом «Авито Авто». Машины б/у постепенно дорожают: согласно исследованию, в начале этого года средняя цена моделей с пробегом по сравнению с IV кварталом 2022-го выросла на 11,9%. Сейчас она составляет 750 тыс. рублей.
По данным Национального агентства промышленной информации, пик роста цен на подержанные автомобили возрастом до трех лет пришелся на II квартал 2022 года. Затем их стоимость стала снижаться: прошлой осенью стоимость моделей массового сегмента стала ниже на 9%, премиальные модели подешевели больше — на 17,8%.
— Автомобили иностранных брендов продолжают пользоваться высокой популярностью у российских покупателей. Сегодня рынок авто с пробегом представляет широкий выбор моделей: автомобильные дилеры наладили процесс пополнения склада моделей с пробегом, в том числе за счет ввоза автомобилей из-за рубежа, — отмечают эксперты «Авито Авто».
Что берут
За год доля подержанных автомобилей иностранных брендов немного выросла — с 69,9 до 73,6%, говорится в исследовании маркетплейса. Основной спрос приходится на модели корейских, японских и европейских производителей.
Самой популярной подержанной иномаркой в I квартале этого года стал Ford Focus: эти машины стоят в среднем 470 тыс. рублей. На втором и третьем местах соплатформенные Hyundai Solaris и Kia Rio, которые до недавнего времени возглавляли список самых популярных новых моделей. Эти автомобили на вторичном рынке обойдутся в 780 тыс. рублей.
Далее следуют Toyota Camry (1,75 млн рублей), Volkswagen Polo (740 тыс. рублей) и Skoda Octavia (750 тыс. рублей). Замыкают топ-10 Сhevrolet Niva (до передачи прав на эту модель АвтоВАЗу автомобиль формально считался иномаркой) за 390 тыс. рублей, VW Passat предыдущего и предшествующего ему поколений (средняя стоимость на рынке — 380 тыс. рублей), Renault Logan (350 тыс. рублей) и Kia Sportage (1,39 млн рублей).
Сказался дефицит
Рост рынка подержанных автомобилей с пробегом происходит на фоне продолжающегося больше года падения продаж новых — по итогам I квартала они снизились на 45%. Эту тенденцию специалисты объясняют дефицитом новых моделей, а также увлечением их стоимости.
— На фоне нехватки новых машин, связанной в том числе с уходом с российского рынка ряда автопроизводителей, интерес покупателей сместился в сторону подержанных автомобилей. Этому способствовал и рост цен на новые машины, — заявил «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
При этом на вторичном рынке также возник дефицит — ликвидных моделей с «чистой» историей и хорошим техническим состоянием, отмечает эксперт. Такие машины всегда пользовались большим спросом, а с учетом нынешней ситуации на рынке многие автовладельцы, которые прежде планировали продавать машину, решили повременить.
Сергей Бургазлиев также обратил внимание на относительно небольшое количество китайских моделей на вторичном рынке. Активный рост продаж новых машин из КНР начался не так давно, и они, как правило, еще не достигли возраста, когда первые владельцы выставляют их на продажу. Теме не менее в обозримом будущем ситуация с подержанными «китайцами» изменится.
— Думаю, что в течение пары лет на вторичном рынке появится значительное количество предложений по продаже моделей китайских брендов, — полагает эксперт.
Предложение не поспевает
Опрошенные «Известиями» дилеры отмечают рост спроса на подержанные машины, однако объясняют его эффектом низкой базы марте-апреле 2022 года.
— Предпочтения клиентов остаются неизменными: наибольшей популярностью на рынке автомобилей с пробегом пользуются внедорожники и кроссоверы стоимостью 1,5–2,5 млн рублей, — сообщил директор «Авилон Автомобили с пробегом» Николай Баскаков.
Он также отметил, что сейчас на рынке ощущается нехватка предложений о продаже машин с одним, максимум двумя владельцами, небольшими повреждениями или совсем без них, обслуживанием у дилера и хорошим уровнем оснащения. Представитель «Авилона» не исключил в дальнейшем роста цен на эти модели.
— Такие автомобили сейчас пользуются повышенным спросом, и на рынке их немного. Можно ожидать рост цен на них — не более 10%, — отметил Николай Баскаков.
Исключение — модели премиального сегмента. Спрос на них сейчас несколько ниже, чем был ранее, поэтому вряд ли они вырастут в цене в обозримом будущем. Вероятнее всего, такие машины даже могут немного подешеветь, предположил Баскаков.
Спрос на авто с пробегом находится на невысоком уровне из-за снижения общей покупательной способности, считает директор по продажам с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов. По его мнению, стоимость машин с пробегом будет расти вслед за стоимостью новых автомобилей. Он также отметил, что подержанные автомобили стали в 2023 году еще старше, но сейчас стоят столько же, сколько и в прошлом году, когда они были «свежее».
— В массовом сегменте европейские бренды замещаются китайскими, соответственно, спрос трансформируется и предпочтения покупателей сдвигаются в сторону моделей из Китая. В премиум-сегменте машины китайских брендов не замещают спрос в полной мере, поэтому покупатели выбирают европейские автомобили с минимальным пробегом, привезенные с помощью параллельного импорта. В основном это бренды BMW, Porsche, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar, Land Rover и другие, — рассказал он «Известиям» о тенденциях на вторичном рынке.
Рынок подержанных авто ждет шквал предложения и резкое снижение цен
Проблемы на рынке и новых, и подержанных машин начались далеко не в феврале 2022 года. Так называемый кризис полупроводников стартовал в пандемию и до сих пор не закончился — многие предприятия все еще находятся в состоянии дефицита комплектующих, а логистика, чудовищно подорожав, не может восстановиться от Covid−19. Передел мира, прямо сейчас раскачивающий основы основ всей планеты, лишь добавил масла в огонь. Ну а Россия, по старой доброй традиции, оказалась на баррикадах не просто в числе первых, а в желтой майке лидера, приняв на себя все шишки первопроходца новой структуры мировой торговли.
Массовый приход китайцев ситуацию на рынке новых авто не исправил, предложение все еще не в состоянии перекрыть спрос, как, впрочем, и продукция отечественных брендов в тандеме с параллельным импортом. Взрыв цен, что естественно, сказался и на «вторичке»: продавцы взвинтили цены, выкатили из гаражей весь хлам, годами стоящий в ожидании своего часа, и бросились аврально приводить в чувство то, что еще вчера планировали сдать на чермет. Достойных машин мало, а начинать поиск транспортного средства, а не конструктора для взрослых, стоит, повторимся, с полутора миллионами рублей в кармане.
Вдумчиво оценив увиденное, правительство, судя по всему, решило открыть «вентиль», который ранее придерживало — китайские подержанные машины. До пандемии Поднебесная в год потребляла около 30 000 000 новых автомобилей, а «вторичка» скапливалась, не находя должного количества покупателей. Государство, которое много производит, принимало все возможные меры, чтобы потребитель покупал новое, а не подержанное.
Изначально в КНР делали ставку на копию японского опыта — подержанные машины из Страны восходящего солнца раскупаются по всему миру, не захламляя и без того небольшое островное государство. Однако этому плану не суждено было сбыться. А на соседний рынок весь этот транспорт не попадал благодаря многочисленным бюрократическим препонам: мы тоже очень хотели много производить и много продавать. Раньше хотели.
Сегодня же китайская «вторичка» могла бы в комплексе решить все проблемы дефицитного отечественного автомобильного рынка: соцсети рассказывают, что через экспериментальную особую экономическую зону Суйфэньхэ в Россию начинают массово поставлять подержанные китайские машины. Причем это не продукция китайских марок, а творчество совместных предприятий под хорошо нам знакомыми японскими и европейскими брендами.
Курс рубля к юаню более стабилен, чем пара доллар-рубль, есть прямая сухопутная граница, да и отношения между странами куда лучше, чем с ЕС и США. Поэтому очень скоро отечественный авторынок запестрит знакомыми именами, однако в неизвестных и непонятных комплектациях. Проблем с запчастями можно ждать лишь на ранних этапах, пока налаживается логистика с китайских фабрик, а после сотни тысяч автомобилей с небольшим пробегом и в достойном состоянии начнут появляться сначала у частных продавцов, а после и у дилеров, многие из которых уже сегодня нацелены на работу именно на рынке «бэушек».
Прогноз по времени? Вероятнее всего — около полугода. Так что, выбирая лучшее из худшего, торопиться не стоит. Вполне возможно, что скоро ассортимент в корне изменится.
Автомобили с пробегом продолжают дорожать, но не все
Как говорится в исследовании «Открытие Авто» на основе данных компании Haraba (есть в распоряжении «Российской газеты»), ярче других выделились повышением цены на 11-12% внедорожники Lada Niva Legend и Toyota LC300.
Так, за автомобиль из Тольятти просили в среднем 971 тыс. рублей, за Land Cruiser — 8,74 миллиона. Причем цена «Тойоты» растет по объективным причинам: усиление санкций со стороны Японии всё более усложняет внешнеэкономическую деятельность России с этой страной и не способствует снижению дефицита. А вот в случае с вазовским внедорожником проявилась тенденция спекулятивных ожиданий его продавцов на фоне довольно высокого спроса в феврале. При этом дефицита на рынке по машине уже нет, поэтому в апреле, скорее всего, можно ожидать по ней очередную коррекцию цены в сторону снижения.
Цены остальных популярных подержанных автомобилей из приведенного исследования не претерпевали столь серьезных изменений. Цены по Renault Logan поднялись на 6% и, по сути, вернулись на уровень марта прошлого года. Относительно качественных машин этой модели на российском рынке всё меньше, а новые варианты дилеры не привозят.
Подорожание двух моделей BMW — 5-й и 3-й серии — не превысило 5,82%. Порядка 4-5% составило подорожание двух кроссоверов Nissan — Qashqai и X-Trail. Еще меньшим колебанием цены в пределах 3% (как в большую, так и в меньшую сторону) отметились Volkswagen Polo, Kia Sportage, Lada Vesta и Niva Travel, Skoda Octavia и Mitsubishi Outlander.
В свою очередь, самая популярная в России Mazda — кроссовер CX5 — подешевела на 3,2%, Kia Rio и Volkswagen Tiguan «скинули» почти по 4%. И наконец, два кроссовера Hyundai — Santa Fe и Creta — подешевели на 5,3-5,7%. При этом продавцы компактного корейского кроссовера явно вынуждены были корректировать свои завышенные ожидания: в феврале относительно января эта модель дорожала почти на 14%. Также, хотя и по другой причине, вынуждены были поступать владельцы свежих двух-трехлетних Santa Fe. Эти внедорожники продолжают активно завозиться по параллельному импорту, поэтому новую машину этой модели в марте оказалось несложно купить за 3,6-4 млн рублей.
Как отмечают ведущие авторитейлеры, тенденция февраля, когда наблюдался небольшой, в пределах 6-7% относительно января, рост объемов продаж на вторичном рынке, сохранялась и в марте. При этом относительно первого весеннего месяца прошлого года, когда цены по многим моделям находились на пике своего роста, заметно, что большинство автомобилей стоят сейчас дешевле.
Особенно хорошо это видно по моделям BMW 3 серии и Nissan Qashqai. Их можно приобрести почти на 20% дешевле, чем год назад. Жаль, что Kia Sportage и два автомобиля Lada — Niva Travel и Vesta — не поддержали эту тенденцию. Причем владельцы последней модели в преддверии появления на рынке рестайлинговой версии просят за свой товар почти на 9% или на 100 тыс. рублей больше, чем год назад.
В целом колебания цен на рынке автомобилей с пробегом в марте можно назвать незначительными — в среднем плюс-минус 4-6%. Причем снижение «прайса» по ряду моделей по большей части обусловлено слишком большими ожиданиями их продавцов в феврале, поэтому с началом весны они были вынуждены корректировать «аппетиты» в сторону уменьшения.
В апреле авторитейлеры также не ждут каких-либо резких изменений на вторичном рынке в ценовой политике. Но общая тенденция к небольшому ежемесячному подорожанию на ряд моделей будет сохраняться на фоне продолжающегося ограниченного предложения на вторичном рынке и желания дилеров получить прибыль в сегменте, ставшем для большинства авторитейлеров основным источником доходов.
«Приличные варианты смели». Что происходит с ценами на подержанные машины
На фоне острого дефицита новых машин в России перед желающими купить новый автомобиль фактически встал выбор: параллельный импорт либо вторичный рынок. С помощью экспертов разбираемся, какие варианты есть на рынке подержанных автомобилей, сколько они стоят и что будет с ценами в дальнейшем.
Автомобилисты отказываются продавать машины: на эти деньги уже ничего не купить
В январе 2023 года продажи машин на вторичке начали расти по сравнению с прошлым годом. Аналитическое агентство «Автостат» утверждает, что своих владельцев в минувшем месяце сменили 361 тыс. машин (+7%). Их коллеги из «Автостат-Инфо» приводят другую, но близкую цифру — 359,3 проданных авто (+15,4%).
Как объяснил эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, на данный момент вторичный авторынок разделился на две части. В первом случае речь идет о так называемом внутреннем рынке: о машинах, которые были куплены новыми непосредственно в России. Причем, по словам эксперта, ситуация тут близка к катастрофической.
«Тот, у кого автомобиль находится в нормальном состоянии, сейчас на продажу его выставлять не будет. Причина объективна: за вырученные деньги купить что-то приличное на данный момент практически нереально. В результате в продаже появляются машины, которые буквально уже не могут ездить. Во-первых, это бывший каршеринг и такси, у таких машин уже почти не осталось ресурса. Такие модели могут стоить недорого, однако гораздо больше средств новый хозяин вложит, чтобы поддерживать такой автомобиль на ходу. Также в наличии множество «затоталенных» машин, распиленных и сваренных из множества половинок других автомобилей», — рассказал Чернов.
Эксперт подчеркнул, что интерес к такой части вторички стремительно падает. По словам Чернова, спрос и предложение на машины, которые стоят на учете в России, находятся в критической стадии. «Такая вторичка уже никому не нужна. Продавцы и покупатели на данный момент осознали, что ловить там нечего», — считает он.
Похожего мнения придерживается основатель сервиса по покупке автомобилей Сarintrade и автор YouTube-канала Павел Карин. По его словам, на данный момент есть все предпосылки к тому, что продажи на вторичном рынке замедлятся.
«Чаще всего, продавая машину, человек хочет приобрести что-то взамен. А сейчас как раз выбора взамен и нет. К примеру, машина, купленная несколько лет назад за 3 млн руб., сейчас новая уже стоит 6 млн руб. То есть на вырученные средства водитель купить себе машину того же уровня не сможет. Поэтому стоит ожидать, что срок владения машинами тоже должен увеличиться», — заметил эксперт.
Качественная вторичка из-за границы теперь тоже редкость
Вторая половина вторичного рынка — это машины, которые завозят в Россию из других стран. По мнению Кирилла Чернова, число предложений тут со временем будет только увеличиваться, потому что больше «свежих» машин в хорошем состоянии и по адекватным ценам находить становится все труднее. Чаще всего автомобили везут в нашу страну из Кореи, Германии, ОАЭ, а также США (хотя и в значительно меньших объемах).
В свою очередь, Павел Карин считает, что пока машины, привезенные из других стран, не могут удовлетворить спрос на рынке. По его словам, сейчас в Сети действительно очень много информации о таких автомобилях, однако в абсолютных числах «это пока не сильно впечатляюще».
В крупной подмосковной компании, которая занимается продажей автомобилей (в том числе б/у), рассказали о высоком спросе на привезенные машины. При этом в автосалоне признали, что полностью удовлетворить спрос такими моделями пока нельзя. По его словам, после того как новые автомобили в России стали дефицитом, а цены на них взлетели, клиенты переключились на вторичный рынок. Многие дилеры оказались к этому вообще не готовы.
«Раньше все сидели спокойно и пополняли свои запасы б/у машин через trade-in. Теперь эта схема перестала работать и в поисках машин придется побегать. Мы, к примеру, начали возить автомобили из-за рубежа. Цены тут во многом зависят о курса. В 2022 году купить машины можно было очень выгодно. Сейчас курс рубля просел, что, разумеется, сразу отразилось на стоимости автомобилей. Поэтому, что касается стоимости, в будущем будет зависеть от устойчивости рубля. Но полностью покрыть спрос нынешними объемами машин из-за рубежа пока нереально. Что касается внутреннего рынка, то найти что-то интересное там сейчас очень сложно», — поделился опытом менеджер.
Кирилл Чернов также предупредил о привязке цен на привезенные машины к актуальному курсу валют. Именно этим он объяснил разницу в стоимости машин между 2023-м и прошлым годом. По его словам, по сравнению с минувшим летом цены на привозных «корейцев» выросли примерно на 200–300 тыс. руб.
«Курс был 55 руб., плюс в этой стране было очень много выгодных предложений. Соответственно, купить автомобиль из Кореи тогда было очень привлекательным вариантом. В результате те цены пошли, что называется, в легенды, и именно за такие деньги многие сейчас пытаются купить автомобили. Однако из-за нынешнего курса это сделать уже нереально. Кроме этого, почти все доступные и интересные позиции сейчас с корейского рынка фактически выгребли», — отметил он.
Какие машины выбирают россияне: за 300 тыс. и 700 тыс. руб.
По данным «Автостата», в январе нынешнего года самыми популярными автомобилями на вторичке стали Lada. Так, в первом месяце 2023 года своих владельцев сменили 79,4 тыс. таких машин. На втором месте автомобили марки Toyota (42,9 тыс. шт.). Далее следуют модели корейских марок Hyundai и Kia. На российском вторичном рынке за месяц было продано 20,7 тыс. и 20,4 тыс. таких машин соответственно. Замыкает топ-5 японский Nissan (18,3 тыс. шт.).
Кирилл Чернов отметил, что предпочтения россиян на рынке б/у автомобилей постепенно меняются. По его словам, клиенты сейчас «решили отказаться от экспериментов».
«Раньше покупатель был вполне готов потратить 4–5 млн руб. на что-то интересное, например на редкую модель или «заряженную» машину с мощным двигателем. Однако сейчас политика клиентов в этом вопросе стала более прагматичной и консервативной», — пояснил эксперт.
По его словам, сейчас одним из самых популярных запросов на вторичке является немецкий кроссовер BMW X3. Он подчеркнул, что такие машины, привезенные из других стран, сейчас разлетаются за секунды. Причем это касается даже кроссоверов с недостатками и большим пробегом.
«Самое интересное, что если привезти и выставить за те же деньги «трешку» или «пятерку» BMW, то эти автомобили вряд ли купят. Пусть даже это будет машина в очень хорошей комплектации», — рассказывает Кирилл Чернов.
Член Союза автоэкспертов и оценщиков Виталий Пуняков рассказал о росте числа запросов на автомобили понятным техническим состоянием и прозрачными возможностями для обслуживания.
Он отметил, что в регионах сейчас самый популярный бюджет — 300 тыс. руб. Однако, по словам Пунякова, за недавнее время даже «четверки» и Lada Priora прибавили в цене минимум треть, поэтому что-то подобрать за эти деньги сейчас на вторичке нелегко. Следующий популярный бюджет — 700 тыс. руб. Как рассказал эксперт, с прошлого года планка автомобиля за эти деньги сильно упала. По его словам, если раньше это был крепкий Ford Focus третьего поколения, то теперь это аналогичная модель второй генерации.
«Желание купить то, что хочется, никуда не делось. Буквально недавно я закрыл подбор Chevrolet Tahoe. Это огромный американский внедорожник, который постоянно просит немалых вложений. Однако людей это не всегда останавливает», — резюмировал эксперт.
Параллельный импорт или вторичка
В условиях острой нехватки «официальных» машин в автосалонах, помимо вторички, россияне начали обращать внимание на новые автомобили, которые дилеры привозят по схеме параллельного импорта в частном порядке. Однако тут есть нюансы. Главный из них — отсутствие гарантии. Хотя, в Роспотребнадзоре уже заявили, что дилер в любом случае несет ответственность за проданную машину согласно российскому законодательству, продавцы все равно пытаются убедить водителей в обратном.
«Есть популярные новые «корейцы», их везут из Казахстана. Однако на такие машины официальная гарантия не работает. Получается, что этот важный бонус при покупке нового автомобиля для потенциального клиента нивелируется. Например, есть привезенный дилером в частном порядке Hyundai Tucson за 3,5 млн руб. в простенькой комплектации. Клиент понимает, что гарантии все равно нет, а примерно за такие же деньги он может взять трехлетний BMW X3. Как итог — он покупает немецкую модель, потому что она все же поинтереснее», — объяснил Чернов.
В одном их крупных автосалонов Москвы также скептически относятся к схеме параллельного импорта. Менеджер компании отметил отсутствие гарантии, а также подчеркнул, что дилеры зачастую везут к нам в страну машины в старших комплектациях, цены на которые крайне высоки.
«Посмотрите на все эти условно доступные седаны и кроссоверы, которые привозят. За эти деньги вы у нас вполне можете найти BMW или Mercedes-Benz, которые хоть и с пробегом, но в ресурсе ничем не уступят новым машинам. Плюс на вторичке машины явно интереснее в плане опций и комплектаций будут. Мы ничего против параллельного импорта не имеем. Думаю, в будущем он, безусловно, поможет насытить рынок подержанных машин», — рассказал продавец.
Цены на вторичном рынке растут
Средняя стоимость автомобилей на вторичке в январе 2023 года составила 1,3 млн руб. Эта цифра на 35% больше показателей за аналогичный период прошлого года, говорится в исследовании «Авто.ру» (имеется в распоряжении Autonews.ru). Причем сильнее всего, по данным аналитиков, прибавили в цене машины российского производства.
«Мы проанализировали объявления о продаже автомобилей с пробегом разных возрастов и увидели, что наиболее значительный рост в цене показали «свежие» машины, которым не больше пяти лет. Этот сегмент сильно востребован и обычно зависит от новых автомобилей, которые резко подорожали за последний год. Также на рынке возник дефицит некоторых моделей, которые теперь почти невозможно найти среди новых, а вот среди подержанных — реально», — заявил руководитель группы исследований и клиентской аналитики «Авто.ру» Алексей Муханов.
Виталий Пуняков согласился, что отсутствие новых автомобилей взвинтило стоимость на оставшиеся на складах у дилеров машины. В свою очередь, цены на вторичном рынке подросли вслед за первичным.
«Чем старше машина и чем ниже ее качество, тем медленнее она дорожает. Люди помнят прошлогодние цены: раньше эти цифры были верхом рынка, а теперь это дно. Из-за этого у потенциальных клиентов искажается восприятие цены. Вроде бы ничего не поменялось, однако состояние машин за эти деньги никак не укладывается в ожидания», — объяснил эксперт.
В одной из столичных компаний по продаже б/у иномарок, наоборот, заявили о постепенном снижении цен на машины. По словам менеджера автосалона, в марте-апреле цены на автомобили у них действительно стремительно взлетели вверх, однако с лета начали плавно снижаться.
По мнению участников рынка, даже падение курса рубля сейчас не может привести к значительному подорожанию ввозимых машин и предложений на вторичке — разница будет в том, что продавцы начнут меньше зарабатывать, поскольку так дорого покупать машины россияне не готовы. Новая волна подорожания может прийти, если курс упадет ниже 80 руб. за доллар США.