Двигатель ЗМЗ-511 для автомобилей средней грузоподъемности
Двигатель ЗМЗ-511 — это бензиновый восьмицилиндровый V-образный силовой агрегат, который благодаря простому устройству, надежной конструкции и качественным техническим параметрам ранее широко устанавливался на разнообразные отечественные автомобили среднетоннажной грузоподъемности.
Развитие моторного завода
Завод в поселке Заволжье Горьковской области начинали строить как предприятие по производству велосипедов. Уже в ходе строительства новое решение предписывало заводу выпускать запасные части для автозавода «ГАЗ» и только третье распоряжение правительства определило назначение завода, как производителя автомобильных силовых агрегатов и в 1958 году предприятие получило наименование «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ).
«ЗМЗ» строился как завод полного цикла по изготовлению автомобильных двигателей. Первые моторы компания выпустила осенью 1959 года для легкового автомобили ГАЗ-21 «Волга». В дальнейшем, по мере развития, предприятие освоило производство двигателей для грузовиков «ГАЗ» и автобусов «ПАЗ», при этом постоянно расширялась номенклатура и количество выпускаемых моторов. В 1990-х годах компания впервые выпустила отечественный быстроходный дизель ЗМЗ-514.
Дальнейшее развитие предприятия связано с вхождением в группу «Соллерс». В настоящий период «ЗМЗ» изготавливает двигатели для различного автомобильного транспорта (более 20 модификаций), запасные части. Продукция завода прошла сертификацию в соответствии с действующими нормативами.
Производство и применение двигателя
Первый бензиновый двигатель модели ЗМЗ-511 завод выпустил в 1959 году. Новый силовой агрегат должен был заменить устаревший мотор ГАЗ-51 и на начальном этапе производства он предназначался для комплектования среднетоннажного грузового автомобиля ГАЗ-53, который выпускался с 1961 по 1993 год.
ЗМЗ-511 за счет простой конструкции и качественных технических параметров оказался очень удачным двигателем и хорошо зарекомендовал себя на установленном автомобиле. Поэтому предприятие подготовило сразу несколько модификаций мотора для оснащения других транспортных средств, а именно:
- грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66;
- автобусов малого класса «ПАЗ»;
- самосвалов «САЗ»;
- автобусов среднего класса «КаВЗ»; сменившего модель ГАЗ-53.
В настоящее время завод выпускает модернизированную версию двигателя под индексом ЗМЗ-511.10.
Технические параметры
Широкому применению способствуют технические параметры силового агрегата. У выпускаемой модификации двигателя ЗМЗ-511 технические характеристики следующие:
- тип – четырехтактный, бензиновый, карбюраторный;
- вариант расположения цилиндров – V-образный с углом в 90 градусов;
- способ охлаждения – жидкостный;
- число цилиндров – 8;
- объем — 4,25 л;
- мощность – 125,0 л. с.;
- величина сжатия — 7,60;
- высота – 1,10 м;
- длина – 1,00 м;
- ширина – 0,80 м;
- масса – 0,262 т;
- удельное потребление топлива — 286 г/кВт;
- расход масла – 0,4 % (от потребления топлива);
- ресурс – 300 тыс. км.
Указанные технические параметры мотора позволяют осуществлять уверенную эксплуатацию автомобилей средней грузоподъемности.
Особенности двигателя
При модернизации двигателя ЗМЗ-511 применены следующие конструкционные решения:
- установлены высокотурбулентные камеры сгорания;
- для ГБЦ использованы винтовые впускные каналы;
- усилены кронштейны крепления передней опоры;
- бесшиповой способ крепления крышки подшипников:
- при изготовлении верхних компрессионных колец применен высокопрочный чугун;
- смонтирована система по рециркуляции отработанных газов;
- изменены фазы и расположение кулачков на распределительном валу.
Эти решения позволили не только сохранить, но и усилить основные достоинства ЗМЗ-511, которыми считаются:
- надежность;
- простота конструкции;
- ремонтопригодность.
Несмотря на это, двигатель в настоящее время не устанавливается на серийно выпускаемые автомобили, он по-прежнему востребован для замены отработавших свой нормативный период силовых агрегатов на ранее выпущенных автомашинах.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 511
Движок ЗМЗ 511 появился на свет в далеком пятьдесят девятом году. Но тогда он еще назывался ЗМЗ 53 и не был модернизирован. В последствии претерпел некоторые изменения во внутреннем устройстве, превратившись в известный всем долговечный и надежный ЗМЗ 511. В связи с новыми требованиями советские инженеры разработали обновленный мотор. Эти двигателя имеют почти похожую конструкцию и технические характеристики.
Давайте посмотрим на них.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 511
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 511 даны в таблице.
Параметр | Значение |
Цилиндры | восемь штук |
Диаметр в миллиметрах | 92 |
Ход поршня в миллиметрах | 80 |
Сжатие | 7,6 |
Мощность в лошадках | 125 |
Крутящий момент | 294 Нм |
Питание | Карбюраторное К 135 |
Горючее | АИ 80 |
Экокласс | Евро 0 |
Вес | 262 кг |
Жизненный ресурс | 250 тысяч км |
Внимание! Производителем заявлено, что мотор сможет пройти 250 000 километров без капитального ремонта. Однако на практике выявлено, что двигатель может отходить больше, если за ним ухаживать и вовремя делать профилактическое обслуживание.
Описание устройства мотора
ЗМЗ 511 – это восьмицилиндровый двигатель с системой питания не на инжекторе, а на карбюраторе. Силовое устройство включает в себя блок цилиндров, последние установлены под наклоном в девяносто градусов. К сожалению, по современной квалификации двигатель относится к моторам с экологическими нормами 0.
Давайте рассмотрим, что происходит внутри БЦ.
Узел цилиндров
В ГБЦ мотора ЗМЗ 511 сделаны мощные камеры сгорания. Оснащены винтовыми каналами впуска. Инженеры разработали специальную систему выведения выработанных газов.
Сам БЦ выплавлен из алюминиевого сплава. Капитальный ремонт блока невозможен в силу того, что нельзя расточить цилиндры. Металл мягкий, быстро приходит в негодность.
У основы расположенных V-образно цилиндров находится распределительный вал. Сам БЦ покрыт смолой, благодаря которой обеспечивается его герметичность. Дополнительно инженеры предусмотрели три ребра жесткости. А внутри которых находится место для расположения коленчатого вала.
Водяная рубашка, которая расположена вокруг цилиндров создает отличную охлаждающую систему, не подводящую двигатель даже в самых жарких регионах. Гильзы цилиндров опытные механики относят к мокрому типу. Создаются из легированного чугуна, который является износостойким.
Эти гильзы с нижним фиксированием. Это значит, что сверху они прижимаются посредством ГБЦ. Внизу уплотнены дополнительно медными кольцами. Чтобы БЦ был более жестким, инженеры расположили его нижнюю часть на семьдесят пять миллиметров ниже оси коленчатого вала.
К блоку сзади подцеплен картер сцепления. Все элементы, которыми крепятся друг с другом эти два устройства, обработаны строго индивидуально. Это значит, что никакой другой поддон не подойдет, если только его недоработать. Крепится он посредством шпилек, как и поддон для смазывающего средства.
Седла у клапанов – вставные и вылиты из чугуна. А втулки у них изготовлены из металлокерамики. Вверху ставят пружину клапанов и коромысла. Закрыты эти устройства в двигателе ЗМЗ 511 крышками.
Масса БЦ равна сорока четырем килограммам. А разбег между цилиндрами не превышает 123 мм.
Поршневая часть и коленвал
Коленчатый у мотора полностью литой. На нем устанавливаются противовесы. Производится из чугуна, который является износостойким и высокопрочным. Его марка ВЧ 50.
Внимание! В двигателях выпуска девяностых шейки коленчатого вала закаляли. После нулевых перестали это делать.
Размеры объема коренных шеек равны семидесяти миллиметрам, а шатунных – 60. Спереди и сзади коленвала двигателя ЗМЗ 511 находятся сальники.
- спереди – это самодвигающийся сальник;
- сзади коленвала – сальник создан на основе асбесто-шнура.
С задней стороны к коленвалу прикрепляется маховик, а спереди устанавливается шестеренка привода распредвала. Созданные из высокопрочной стали шатуны ставятся на вал.
V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ 511 не отличается расположением клапанов от других моторов современников. Газораспределительный механизм имеет привод с поршневым управлением коромысел. Установка такого механизма производится в двухтактные двигатели. Два поршня движутся навстречу друг другу. Один из них открывает впускные окна, а другой — выпускные.
На силовом механизме ЗМЗ 511 используют две литые алюминиевые ГБЦ. Они произведены из сплава алюминия. В ГБЦ расположены улучшенные камеры сгорания. Они создают мощное завихрение и смешение топливно-воздушной смеси.
Зажигание
Основным элементом зажигания является тамблер. Приводится в действие от распределительного вала. Имеется общая ось с масляной помпой. Сам трамблер содержит восемь проводов высокого вольтажа. Они идут к свечам зажигания.
А свечи зажигания вкручиваются непосредственно в головку блока цилиндров. Чтобы найти трамблер, нужно заглянуть в заднюю часть впускного газопровода. Элемент располагается рядом с карбюратором.
Система смазки двигателя внутреннего сгорания состоит из односекционного и двух секционного насоса. Привод масляной помпы находится у распределительного вала, забирается смазка из поддона с помощью специального масло приемника.
Очищается смазывающее средство от грязи других элементов сгорания топлива путем специального фильтрующего устройства. Этот фильтр устанавливается перед карбюратором.
Внимание! Ранее в двигателях ЗМЗ 511 вы могли найти центробежное фильтрующее устройства. Сейчас изготавливаются сменные устройства.
Подача смазывающего средства по двигателю осуществляется по каналам, а от фильтра к фильтру по специальным металлическим трубкам. Многие опытные механики устанавливают на мотор ЗМЗ 511 радиатор охлаждения, который охлаждает смазку. Повышается устойчивость двигателя к переносу высоких температур.
На какие машины ставился силовой агрегат ЗМЗ 511
Давайте посмотрим на какие транспортные средства устанавливался агрегат ЗМЗ 511. Его можно увидеть на следующих марках автомобилей:
-
;
- УАЗ; ;
- ГАЗ 3307.
Несмотря на хорошие отзывы о двигателе ЗМЗ 511, он имеет ряд недостатков. А также некоторые поломки движка могут привести к полной недееспособности мотора в будущем. Понадобится замена или свап двигателя в этом случае.
Недостатки поломки и проблемы двигателя
К недостаткам двигателя ГАЗ 511 относят следующие часто случающиеся неисправности:
- стучащие клапана при повышении оборотов мотора. Случается из-за заливки в агрегат некачественного горючего. Опытные механики советуют заливать только высокооктановое топливо. Если же клапана застучали, то их необходимо заменить иначе это приведет к большим поломкам или выходу из строя движка полностью;
- не хватает давления в смазывающей системе. Проблема заключается в неисправной помпе. Это тоже частая неисправность двигателей ЗМЗ 511. Так как автолюбители пытаются экономить на горюче-смазывающих средствах, что приводит к плачевным результатам;
- мотор не тянет. Проблема исходит из деформации впускного коллектора. Поэтому необходимо заменить это устройство. Но такая неисправность случается только на двигателях, которые прошли больше четырехсот километров пути. Если происходит ранее, то следует смотреть температуру движка во время работы. Перегревы тоже могут негативно сказываться на впускном коллекторе и моторе в целом. Высокая температура часто приводит к деформации головки блока цилиндров;
- утечка смазки в нижней части мотора. Это проблема заключается в коренном подшипнике. На двигателях ЗМЗ 511 он часто дает течь. Чтобы исправить неисправность, необходимо заменить подшипник. Лучше делать эту процедуру в сервис-центре. Потребуется снять полностью защиту движка ЗМЗ 511;
- утечка смазывающего средства в верхней части мотора. Проблема заключается в дубеющей прокладке головки блока цилиндров. Поэтому во время ремонта эта прокладка должна постоянно меняться на новую. Одновременно с этим необходимо просмотреть клапана на засоренность и прочистить их;
- повышается температура охлаждайки постоянно. Это значит, что вышел из строя термостат и насос циркуляции охлаждающей жидкости. Потребуется заменить оба устройства.
В остальном, судя по отзывам опытных механиков и опытных автовладельцев, мотор ЗМЗ 511 более чем хорош. Он легко пройдет более полумиллиона километров, если ему регулярно раз в год делать техническое обследование и профилактический ремонт с заменой расходных материалов – это фильтра, смазывающие жидкости, охлаждающие жидкости.
Цена нового и контрактного двигателя ЗМЗ 511
Несмотря на то, что ДВС ЗМЗ 511 уже не выпускается заводом, его легко найти в рынке продажи моторов, бывших в употреблении. Полностью откапиталенный движок будет стоить минимум – 90 тысяч рублей, а максимум – 170 тысяч рублей. Все зависит от модификации двигателя.
Заключение
Многие опытные механики делают тюнинг двигателя модели ЗМЗ 511. Благодаря таким мастерам движок будет еще долгие годы радовать вас своими тяговыми, скоростными свойствами. Это надежный и долговечный двигатель. Главное ухаживать за ним, как и за любой вещью.
Специалист. Люблю читать классическую фантастику, слушаю синт-поп и классику. Свободное время посвящаю совершенствованию приобретенных знаний и навыков.
Советские V8. ГАЗовские ЗМЗ -13, -53, -14, -505, -500 серий
upd Шел 2004г, учебный ГАЗ-3307 с мертвым двигателем(не заводился) стоял в кабинете Технического Обслуживания . Это был первый двигатель который удалось разобрать, собрать и завести…
Статья написана в далеком 2010г когда решил объединить воедино, что нашел в различных источниках. Кому-нибудь будет полезно, а то многие путаются… За прошедшее время возможно появление неописанных подробностей и новых моторов семейства.
Начало Сам ГАЗ конструировал и выпускал моторы довоенного периода. Это тяжелые низкооборотистые нижнеклапанные ГАЗ-11, -20, -71 и др… Длинная история ГАЗовских V8 так-же берет довоенное начало, когда появляется ГАЗ-М1-V8(1938-40гг) с двигателем конструкции Форд. В рамках совместного сотрудничества ГАЗ-Форд американцы обязались предоставлять техническую информацию новых конструкций своих машин. Так двигатель Ford V8(3,6-3,9л 65 и 95лс соответственно) появляется на "эмке" в спецмодификации для НКВД. С началом войны большинство моторов с них снимали и устанавливали на танки Т-60. А после войны было принято решение по строительству специализированного моторного завода в г.Заволжье с целью разработки моторов новых конструкций и увеличения объемов их производства. Отсюда все двигатели на алюминиевых блоках Заволжские(ЗМЗ) созданные совместно с ГАЗ. Конфигурация V8 дает возможность сильнее крутить мотор по оборотам, чем V6 и I6(In-line6) равного литража — за счет меньшей массы шатунно-поршневой группы снижаются силы инерции возвратно-поступательно движущихся деталей при большей жесткости коленвала + компактность конструкции. Все двигатели ЗМЗ V8(4,25-4,68-5,53л) по американской условной размерной классификации(по межцилиндровому расстоянию) относятся к биг-блокам и имеют с ними схожий конструктив. ЗМЗ-13 один из первых серийных верхнеклапанных V8 OHV(OverHeadValve). Возможно за его основу брали Фордовский Y-блок — производившиеся с 54г в Кливленде, штат Огайо первые верхнеклапанники OHV Cleveland V8, сменившие нижнеклапанный Flathead V8 SV(Side Valve). Эпоха которых сразу закончилась, тк верхние клапаны Y-блока сильно повысили наполнение цилиндров при равной геометрии. Впрочем многие бензиновые V8 американской школы к тому времени были конструктивно похожи друг на друга ведь тогда эпоха верхнеклапанных V8 только начиналась и для Америки в тч, и для Ford в частности и для всех остальных… и ЗМЗ от нее не отставал и это главное. Выпустив в 59г свой OHV V8 на ЗМЗ если и отстали от США, то незначительно, как по времени, так и по характеристикам, а по конструкции базовых корпусных деталей оказались даже новаторами — в результате освоения в 58г плавки алюминиевого литья получилось создать алюминиевый ЗМЗ-блок давший достаточно высокие показатели удельной массы двс к мощности(1,23кг/лс). А масса самих моторов серии (без сцл и навесного) около 230-240кг. И начиная со времени рождения ЗМЗ-13, в США появляется много новых OHV(OverHead Valve) моделей V8, а SV(Side Valve) уходят в прошлое…
Итак, история cемейства редкого по своей удачности советского двигателя — мощного, легкого, выносливого, дорожно-внедорожного и экономичного… При всех достоинствах американских V8 нельзя недооценивать и конструктивно подобный им ви-эйт созданный ЗМЗ…
1 История СЕМЕЙСТВА газовских V8(тех самых, что на ставились на ГАЗ-66…) начинается с ЗМЗ-13 — 195 сильный 5,53 литровый V8(3,1416*(50*50)*88 /1000 *8цил=5529,216сс), который проектировали одновременно для спецверсий ГАЗ-21 и ГАЗ-13 ЧАЙКА(59-81гг) в конце 50-х и запустили в серию 59годом c 4х камерным 113м карбюратором. Эта конструкция Заволжского завода при участии специалистов ГАЗа стала прогрессивной для всего мирового автомобилестроения тех лет своей т.н. "полностью" алюминиевой конструкцией — и блок цилиндров, и головки, и поршни, и впускной коллектор выполнили из алюминиевого сплава. Редчайшее для того времени техническое решение — даже в Америке первые алюминиевые восьмерки появились чуть позже-в начале 60-х годов. После выпуска 2 тысяч моторов(№2000) была произведена модернизация:
— более жесткий блок;
— другой коленвал;
— карбюратор К-114(также 4х камерник) заменил К-113;
— новый жидкостный насос;
— двухсекционный маслонасос разъдельной сис.см.;
— понизилась токсичность выхлопа и стала заправка бензином октанового числа не менее АИ92(рекомендуется АИ93-95) ранее можно было и А-76 этилированный лить.
Почти сразу появляется и дефорсированный 140сильный вариант 13-го мотора спецназначения для боевых машин(наиболее известный носитель БРДМ-2), и для др.спецтехники(например в 63г. им снабдили экспериментальный военный 7т грузовик ГАЗ-33 испытывавшийся до 66г). Эта модернизированная версия получает собственный индекс 41. Масса мотора 270кг, основные отличия:
пониженная степень сжатия с 8,5 до 6,7 для работы на низкооктановых сортах топлива, отсечка "верхней" тысячи оборотов ограничителем и картер для полноценного маховика с сухим сцеплением заместо гидротрансформатора автомата, питание 2х камерным карбюратором К-126М.
примечание Впоследствии появляются несколько вариантов для догонялок аналогичных базовому 13-му двигателю: ЗМЗ-23 для Волги ГАЗ-23(62-70г.в.) ЗМЗ-2424 для Волги ГАЗ-2424(70-87г.в.) и др. подобные… И все это 13-серия.
ЗМЗ-13 5529,2сс(100х88) СЖ-8,5 К-114(ранее К-113) 195лс/4400рпм 412Нм/2000-2500рпм
ЗМЗ-41 5529,2сс(100х88) СЖ-6,7 К-126М 140лс/3400рпм 353Нм/2000-2500рпм
2 С целью более массового выпуска, снижения топливного расхода и эксплуатационных затрат в начале 60-х годов на основе 13-ой серии ЗМЗ создает версии с уменьшенными рабочим объемом и мощностью до 4,25л(3,1416*(46*46)*80 /1000 *8цил=4254,5сс) и 115лс соответственно. Так родилась 53-серия, которую сразу объединят с 66-ой: ЗМЗ-53а, 53-11, 53-12, 66-00, 672-11 и тд… Первый такой мотор ЗМЗ 53-66 серии выпущен в 64г. И им сразу же начинают комплектовать грузовики ГАЗ-66, первый из которых сходит с конвейера в июле 64г, а также переводить на эти моторы уже запущенную в производство 53 модель. В отличии от 13-серии диаметр поршня уменьшен со 100 до 92мм, а его ход с 88 до 80мм — что привело к значительному уменьшению объема цилиндров. Кроме того у 53-серии поршневые пальцы стали 25мм, против усиленных 28мм 13-серии и свои оригинальные шатуны(156мм). Но несмотря на то, что у 13 и 53 серий разные блоки, головки, ЦПГ — тем не менее взаимозаменяемость и унификация довольно высоки.
В середине 70-х двигатель 53-серии был модернизирован для парной установки параллельной работы на новый БТР-70. Эта 120-сильная спецверсия получает индекс 4905, имеет схожие спеки и массу в 272кг.
Для всех 4,25 блоки измененны под 92ю поршневую группу и просто так, без переделок, поставить 100ю от 5,53 не получится.
примечание 53-66-серия в течении серийного выпуска постоянно модернизируются вплоть до крупной модернизации ставшей 500-серией. Скажем в 80-х (например ЗМЗ-66-06 с 81-91гг) заместо двухуровневого коллектора применяют иную систему впуска с одноуровневым коллектором и головками с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами — это увеличило турбулентность потока рабочей смеси, что повысило экономичность без значительных потерь показателей момента и мощности. За счет лучшего перемешивания горючей смеси в рабочую смесь стало возможным сдвинуть детонационный порог на топливе аналогичного ОЧ достигнув лучшей топливной эффективности(КПД двс). Карбюратор К-126 уступил место К-135, а степень сжатия подъняли на единицу доведя мах мощность до 120сил. Сис.см. становится полнопоточной, с впускного одноуровневого колектора уходит центрифуга и появляется фильтр с картриджным элементом.
ЗМЗ-53а 4254,4сс(92х80) R/S-1,95 D/S-1,15 СЖ-6,7 К-126Б 115лс/3400рпм 284Нм/2000-2500рпм с ПЦО рпм
ЗМЗ-66-06 4254,4сс(92х80) R/S-1,95 D/S-1,15 СЖ-7,6 К-135 120лс/3400рпм 294Нм/2000-2500рпм с ПЦО рпм
3 Приблизительно во время появления 4905 (середина 70-х) проводится модернизация 13-серии с целью установки на новый автомобиль ГАЗ-14(77-89гг). Его двигатель 14-серии ЗМЗ-14 остается в основе тем-же самым, но с возросшей до 220лс мощностью, пониженной шумностью работы и уровнем вибраций за счет:
— гидротолкателей клапанов с компенсаторами теплового зазора;
— коленвала с демпфером колебаний;
— другого распредвала с измененными фазами;
— новых впускного (под два 4-х камерных карбюратора К-114) и выпускного коллекторов;
— введения СисПит с двумя карбюраторами;
— электронной СисЗаж(с дублирующимися узлами);
— упростили и СисСм — полнопоточная с односекционным маслонасосом и фильтром со сменным рабочим элементом заместо центрифуги;
— бензин ОЧ 95-98.
ЗМЗ-14 5529,2сс(100х88) СЖ-8,5 К-114(*2шт) ок.220лс/4400рпм ок.450Нм/2800рпм
4 После перестройки появляется обновленная 500-серия из которой в отдельно-самостоятельную выделяется специальная 505я, устанавливающаяся на последние волговские догонялки — к примеру Волги ГАЗ-2434(87-93гг), ГАЗ-31013(с-до 96гг).
ЗМЗ-505 представляют собой симбиоз 13 и 14 серий(причем в различных исполнениях и комбинациях) с незначительными доработками. К примеру существовали одно и двух карбюраторные версии различной мощности…ЗМЗ-503, -505.10… Можно сказать, что различные варианты 505 это есть вариации 13го и 14го моторов, а -502й дефорсированный вариант как 41й у 13-серии, поэтому и хар-ки 505х близки им, а однокарбовый 505 выдавал 195 сил как и ЗМЗ-13.
5 До сегодняшнего дня дожила 500-серия. Представители ЗМЗ 500-серии: 511(513), 523(5233, 5234)…
511 — модернизированный 115-120сильный ЗМЗ-53а, 53-11 грузовых ГАЗ-53, 3307;
513 — модернизированный 115-120сильный ЗМЗ-66-06 грузового ГАЗ-66.
Их отличия — первый тн "гражданский" вариант, а второй "военный" для работы в более сложных условиях, проверенный временем экстремальной эксплуатации двигатель использующийся военными, а также для перевозки грузов в сельской местности и в других тяжелых условиях. Например 513 поддон специальной формы под ведущий мост, способствующий предотвращению масляного голодания на крутых косогорах, склонах, подъемах и спусках. Возможно экранированное исполнение элементов электрооборудования.
523 — тн "пазовский" вариант повышенной мощности. Для установки на ГАЗ-3307, 3308(вариант ЗМЗ-5233.10) и для ПАЗов(ЗМЗ-5234.10)
511 и 513 различаются массой в 262 и 275кг соответственно, рабочие хар-ки обоих идентичны.
523 увеличенный на 8мм ход поршня(92х88) за счет большего радиуса кривошипа вала при этом степень сжатия конструкторы оставили прежней(7,6). Следовательно увеличился общий литраж до 4,68л(3,1416*(46*46)*88 /1000 *8цил=4679,928сс) и не значительно мощность при чем на тех-же самых оборотах. Вес 265кг грузовой 5233 и 257кг автобусный 5234.
Блоки 4,25 и 4,68 одинаковые(в отличии от 5,53), шатуны обоих кованые 156мм, осн различие в поршнях и коленвалах — для 88 хода требуется запас недоход 4мм, необходимый для сохранения СЖ. Поэтому компрессионная высота заниженных поршней уменьшена на эту величину с 51 до 47мм. При этом коленвалы с 88 ходом для 13-14-505 отличаются от 88х валов для 523. Первые изготовлены из ковкого чугуна КЧ35-10 с обязательной закалкой шеек ТВЧ, а коленвалы 523 также как и 80е валы из высокопрочного чугуна ВЧ-50 с закаленными шеями(до середины 90х) или без закалки их(после середины 90х). Кроме того отличия в креплении маховика — 88е валы центральное отверстие 78мм с буртом против 72мм у всех остальных и крепление на 6 болтов, а не на 4 шпильки.
Несмотря на меньшие изначальные показатели, среди почитателей ЗМЗ V8 500я серия считается не менее, а возможно даже чуть более перспективной, чем 5,53л в плане доводки — повышения отдачи от мотора, увеличения оборотов, мах мощности, мехнаддува и тд во всяком случае в составе легких машин.
примечание Были созданы и др.двигатели специального назначения… Например ЗМЗ-73 — экранированный мотор для установки на гусеничные транспортеры марки ГАЗ. Или ЗМЗ-53серии с 4-х камерным карбом развивающий 160 сил с 4,25 литров…
ЗМЗ-511 4254,5сс(92х80) R/S-1,95 D/S-1,15 СЖ-7,6 К-135 125лс/3400рпм 294Нм/2000-2500рпм с ПЦО рпм
ЗМЗ-523 4679,9сс(92х88) R/S-1,773 D/S-1,045 СЖ-7,6 К-135 130лс/3400рпм 314Нм/2000-2500рпм с ПЦО рпм
без ограничителя мощность около 145лс.
Двигатель серии ЗМЗ 511: характеристики, неисправности и тюнинг
Еще в восьмидесятые годы прошлого века началась активная разработка нового мощного и одновременно экономичного бензинового двигателя, который предназначался для автомобилей средней грузоподъемности. В итоге был разработан V-образный восьмицилиндровый карбюраторный бензиновый двигатель ЗМЗ 511, имеющий верхнее расположение клапанов и блоки с развалом цилиндров в 90 градусов.
Благодаря своей достаточно простой конструкции этот силовой агрегат отличался надежностью, простотой в обслуживании и долговечностью. При условии правильной эксплуатации двигателя ЗМЗ 511, он может пройти без капитального ремонта 200-250 тысяч километров пробега. Этот мотор отличается великолепной топливной экономичностью, а благодаря своим техническим характеристикам пользовался популярностью и устанавливался на различные среднетоннажные грузовики.
Характеристики
Мотор семейства ЗМЗ 511 имеет следующие технические характеристики:
ПАРАМЕТР | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Конфигурация | V |
Число цилиндров | 8 |
Рабочий объем, л | 4.254 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 |
Ход поршня, мм | 80 |
Степень сжатия | 7.6 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Газораспределительный механизм | OHV |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала | 92 кВт (125 л. с.) при 3400 об/мин |
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала | 294 Н•м / 2000-2500 об/мин |
Система питания | Карбюратор К135 |
Рекомендованное минимальное октановое число бензина | 76-80 |
Экологические нормы | Евро 0 |
Вес, кг | 262 |
Расход топлива | 13 литров на ГАЗ 53 |
Двигатель устанавливается на следующие автомобили ГАЗ-53 и ГАЗ-3307.
Описание
Особенностью ЗМЗ 511 двигателя является использование высокотурбулентной камеры сгорания и винтовых впускных каналов. Тем самым обеспечивается максимальное сгорание топлива, улучшение характеристик работы двигателя на низких оборотах и уменьшении расхода бензина.
- Блок цилиндров выполнен из прочного алюминия и имеет специальный усиленный фланец, что гарантирует максимальную долговечность.
- Компрессионные поршневые кольца изготовлены из высокопрочного чугуна.
- Клапанная система ЗМЗ 511 также отличается надежностью и простотой в обслуживании.
- Этот мотор для соответствия его жестким требованиям экологичности получил систему рециркуляции отработанных газов. Тем самым удалось значительно снизить показатели выбросов СО2 в атмосферу.
- Этот силовой агрегат имеет мощность 92 (модернизированный вариант – 125) лошадиных сил при 3200 оборотов двигателя в минуту.
- ЗМЗ 511 разрабатывался для использования с низкооктановым топливом, что позволяет обеспечить уверенную работу двигателя при использовании бензина А-76.
- Отметим также и неприхотливость в обслуживании, что позволило увеличить межсервисный интервал. Кроме замены масла каждые 20 тысяч километров этот двигатель не требует какого-либо существенного обслуживания. ГРМ выполнен на основе 1го распределительного вала, который расположен у основания развала блока. Привод распредвала — шестеренчатый от коленвала, шестерни находятся на передней стенке блока и закрыты крышкой. От распредвала к головкам проложены штанги, которые обеспечивают привод коромысел и клапанов. Необходимость вскрывать мотор возникает лишь при пробегах более 300 тысяч километров.
- Конструкция силового агрегата отличается простотой, что и объясняет надежность двигателя. Алюминиевый блок с двумя ГБЦ имеет угол развала в 90 градусов. Для повышения надежности отдельные элементы, которые подвергаются максимальной термической нагрузке, отлиты из усиленного чугуна, который имеет повышенную устойчивость к термическому воздействию, что полностью исключает повреждение мотора по причине перегрева.
- Усилен также ведомый диск у сцепления, что необходимо для моторов повышенной мощности. Также этот силовой агрегат имеет видоизмененную конструкцию подушек двигателя, что уменьшает вибрацию.
- Верхнеклапанная конструкция мотора ЗМЗ 511 обеспечивает максимальную стабильность и долговечность силового агрегата. Этот мотор отличается простотой в обслуживании и может пробежать без капитального ремонта порядка двухсот тысяч километров.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Появление стука клапанов при увеличении оборотов | Причиной подобного может быть использование некачественного бензина, который приводит к прогоранию клапанов. Профилактикой подобных проблем является использование качественного топлива, а ремонт заключается в замене поврежденных элементов. |
Недостаточное давление в системе смазки | Вышел из строя масляный нанос или же по причине использования некачественного масла загрязнились каналы внутри двигателя, по которым движется смазка. Ремонт в данном случае заключается в замене масляного насоса и фильтра. При необходимости выполняется очистка всех внутренних масляных каналов. Выполняется эта работа при помощи специального чистящего масла. |
Уменьшение тяги двигателя | Уменьшение тяги двигателя может происходить по различным причинам. Слабое место двигателя – это деформация впускного коллектора, что происходит на автомобилях, имеющих пробег более 300-400 тысяч километров. Ремонт поврежденного впускного коллектора заключается в его замене. |
Появление протечек масла в нижней части двигателя | Еще одним слабым местом этого двигателя является задний коренной подшипник. Он регулярно протекает, что приводит к значительной потере масла. Ремонт затрудняется труднодоступным расположением заднего коренного подшипника, чтобы заменить его, необходимо снимать всю металлическую защиту двигателя. |
Протечки масла в верхней части двигателя | В данном случае проблема стандартна – это прокладка головки блока цилиндров, которая со временем дубеет и начинает пропускать масло. Ремонт – замена прокладки. Одновременно проводится осмотр состояния клапанов и их очистка. |
Регулярно увеличивается до максимума температура охлаждающей жидкости | Причиной подобной проблемы является выход из строя термостата и помпы, которая отвечает за движение теплоносителя в системе охлаждения. При ремонте первоначально демонтируют термостат, проверяют его работоспособность и при необходимости проводят его замену. Еще одним слабым местом является помпа системы охлаждения, которую при поломке необходимо заменить. |
Тюнинг
Мощность силового агрегата составляет 92 лошадиных силы при частоте вращения в 3200 оборотов в минуту.
Мотор с объемом в 4,25 литра имеет солидный запас по увеличению мощности.
Необходимо сказать, что даже такой капитальный тюнинг ЗМЗ 511 ресурс двигателя практически не изменяет.