Технические характеристики и общее описание грузовика ГАЗ-33104 Валдай
На российском рынке присутствует множество различных грузовых автомобилей, как отечественного, так и зарубежного производства.
Одной из самых практичных и надежных разновидностей техники, производящихся на территории нашей страны, является ГАЗ-33106 «Валдай».
Рассматриваемая модель среднетоннажного грузовика множество раз усовершенствовалась и оснащалась большим количеством силовых агрегатов. Но наиболее распространенная модификация – ГАЗ-33106 «Валдай». На сегодняшний день 106-ой комплектуется четырьмя видами моторов:
- Д-245.7Е3 ММЗ;
- ISF 2.8s3148T;
- ISF 3.8s3154T;
- ЯМЗ 53441.
Каждый из них имеет множество достоинств.
Узнайте технические характеристики ГАЗ-3302, — лидера среди отечественных малотоннажных автомобилей.
В этой статье вы найдете описание мини-трактора Уралец-220.
Наиболее распространен «Валдай» с двигателем Д-245. Он обладает следующими рабочими параметрами:
- объём камеры сгорания – 4 750 см3;
- степень сжатия – 17;
- мощность – 87.5 кВт;
- величина максимального крутящего момента – 1 500 мин-1.
Двигатель работает на дизельном топливе, что несколько снижает его мощность.
Объём камеры сгорания чуть меньше, чем у Д-245. Несмотря на это, двигатель под маркировкой ЯМЗ-53441 обладает такими характеристиками:
- объём камеры сгорания – 4 430 см3;
- степень сжатия – 17.5;
- максимальный крутящий момент – 2 100 мин-1;
- мощность – 99 кВт;
ЯМЗ-53441 так же, как и Д-245, является дизельным.
ГАЗ-33106 может оснащаться двумя типами двигателей заграничного производства. Они являются четырехтактными, дизельными, с турбонаддувом и промежуточной системой охлаждения. Цилиндры в данных моторах располагаются в ряд.
Различаются они между собой объёмом камеры сгорания и, как следствие, мощностью. ISF 2.8s3148T Beijing Foton Cummins имеет следующие эксплуатационные характеристики:
- рабочий объём камеры сгорания – 2 775 см3;
- степень сжатия составляет 16.7;
- максимальная мощность при 3 200 мин-1 – 110 кВт;
- наибольший крутящий момент – 2 700 мин-1.
Второй двигатель более оборотистый за счет увеличенного объёма камеры сгорания, который составляет 3 760 см3. Другие характеристики:
- степень сжатия – 17.2;
- мощность при 2600 мин-1 — 112 кВт;
- максимальный крутящий момент – 1 900 мин-1.
Двигатели ISF имеют некоторые технические особенности, которые сильно отличают их от отечественных аналогов. В первую очередь, это наличие турбокомпрессора, именно за счет него мощность данных моторов настолько велика.
Также двигатели оснащаются чугунным безгильзовым блоком. Он имеет общую головку на все цилиндры, причём на каждый из них приходится по 4 клапана.
Газораспределительный механизм у агрегатов ISF располагается на одной стороне с маховиком, однорядной цепью. Это позволяет существенно снизить уровень шума.
Также этому способствует применение композитных материалов для изготовления поддона и самой клапанной крышки. Автоматический натяжитель цепной передачи не требует обслуживания до первого капитального ремонта двигателя.
Ресурс его, по заявке производителя, составляет 500 тыс. км. Двигатели всех модификаций имеют продольное расположение, тип кабины – полукапотный.
Полная масса машины обычно составляет не менее 7 400 кг. Нагрузка на переднюю ось грузовика равна 2 200 кг, на заднюю – 5 200 кг. Cummins более оборотистый, и на автомобиле, оборудованном таким агрегатом, можно легко передвигаться со скоростью 105 км/ч.
Динамика разгона, конечно же, не сможет поразить своими показателями. Но этого и не нужно от автомобиля для перевозки грузов. На отечественном двигателе «Валдай» разгоняется до 80 км/ч за 45 с, на Cummins – за 40 с.
Потребление топлива также сильно разнится на различных моторах. Чтобы проехать на двигателе ЯМЗ 100 км на скорости 60 км/ч, понадобится 13,6 л, при движении 80 км/ч – 18,1 л. В этом плане Cummins намного экономичнее. При скорости 60 км/ч понадобится 12,1 л на каждые 100 км, при 80 км/ч – 15,1 л.
4.1. Общие данные
Модель автомобиля | ГАЗ-33106 | ГАЗ-331061 | ГАЗ-331063 |
Тип автомобиля | Двухосный, грузовой, с приводом на задние колеса | ||
Грузоподъемность автомобиля (с плат формой без надставного борта, дуг тента), кг, | 3925 | 3640 | 3480 |
Полная масса автомобиля, кг | 7400 | 7400 | 7400 |
Масса автомобиля в снаряженном состоянии (с водителем, без надставного борта, дуг, тента), кг | 3325 | 3610 | 3545 |
Габаритные размеры, мм: | |||
— длина | 6050 | 7565 | 6770 |
— ширина (по зеркалам) | 2643 | 2643 | 2643 |
— высота (по кабине без нагрузки) | 2260 | 2260 | 2265 |
— высота (по тенту без нагрузки) | 3060 | 3060 | 3060 |
База, мм | 3310 | 4000 | 4000 |
Колея передних колес, мм | 1740 | 1740 | 1740 |
Колея задних колес, мм (между серединами двойных скатов) | 1702 | 1702 | 1702 |
Дорожный просвет автомобиля с пол ной нагрузкой, мм | 177 | 177 | 177 |
Наименьший радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м, не более | 6,8 | 7,7 | 7,7 |
Наибольшая скорость автомобиля с полной нагрузкой, без тента, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч | 105 | 105 | 105 |
Расход топлива1 при движении с постоянной скоростью, л/100 км: | |||
— 60 км/ч | 12,0 | 12,0 | 12,0 |
— 80 км/ч | 15,0 | 15,0 | 15,0 |
Углы свеса (с полной нагрузкой),° | |||
-передний | 27 | 27 | 27 |
-задний | 14 | 10 | 14 |
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, % (°) | 25 (14) | 25 (14) | 25 (14) |
Погрузочная высота платформы, мм | 1070 | 1070 | 1070 |
* — 1 Приведенный расход топлива не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля.
История выпуска ГАЗ-33016 «Валдай»
История автомобиля берет начало в 1999 году, когда на международной выставке в Москве был представлен первый опытный образец. На тот момент грузоподъемность «Валдая» по паспорту составляла 4 тонны, что полностью соответствовало всем потребностям. Массовому производству помешали разногласия с белорусским МАЗ, осуществлявшим поставки кабин. После длительных доработок и усовершенствований техника в 2003 году была поставлена на конвейер. Основой проектирования была популярная на то время модель Газель ГАЗ-3302.
По мере производства транспортное средство неоднократно модифицировалось, становясь комфортнее, экономичнее и надежнее.
Автомобиль создан для различных перевозок
Изменения затронули такие узлы и механизмы:
- Обустройство места для второго пассажира и разработка шестиместной кабины. Версии для междугородных перевозок имеют одно кресло рядом с шофером.
- Установка шестицилиндрового дизеля ГАЗ-562, который был впоследствии заменен на более эффективные силовые установки ММЗ Д-245.7, Cummins 3.9 140 CIV и IVECO-8143.
- Доработана передняя подвеска, установлены низкопрофильные колеса и более эффективные пневматические тормоза.
Выпуск грузовика продолжался вплоть до конца 2015 года, когда ему на смену пришла более современная и отвечающая более суровым требованиям безопасности модель NEXT City.
Модификации «Валдая»
Исходные характеристики автомобиля «Валдай» позволили конструкторам проводить его неоднократные модернизации, приспосабливая транспортное средство под нужды многочисленных пользователей. За период выпуска были выпущены такие версии грузовика:
- ГАЗ-3310 — базовая версия с бортовым кузовом, который с установленным краном или лебедкой использовался в качестве эвакуатора для легковых машин;
- САЗ-2505 — самосвал с задней разгрузкой (модификация 2505-10 имела разгрузку на 3 стороны)
- ГАЗ-33104 (331041, 331042, 331043) — грузовик с удлиненной рамой и дизельным двигателем с турбонаддувом;
- ГАЗ-331063 — грузовик с удлиненной рамой, турбодизелем и 2 спальными местами;
- ГАЗ-33104В — тягач седельного типа для буксировки бортовых прицепов массой до 10 т;
Обязательно почитайте: Ниссан Кондор (Nissan Diesel Condor)
Опытные модели ГАЗ-43483 и ГАЗ-33101 не нашли приверженцев и пошли в массовое производство. В ходе модернизации грузоподъемность автомобиля Газель «Валдай» варьировалась в пределах 3-5 т. Кабины собственного производства вмещали 2-6 чел, при наличии 1-2 спальных мест. Длина кузова составляла 3,5-5 м.
4.2. Двигатель и его системы
Модель двигателя | ISF3.8s3154 |
Тип | Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения |
Число и расположение цилиндров | 4, вертикальное в ряд |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 |
Направление вращения коленчатого вала | Правое |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 102×115 |
Рабочий объем, л | 3,76 |
Степень сжатия | 17,2 |
Номинальная мощность нетто, кВт (л. с), не менее: | |
— при частоте вращения коленчатого вала 2600 мин -1 | 112 (152.3) |
Максимальный крутящий момент нетто, Н-м (кгс-м): | |
— при частоте вращения коленчатого вала 1200–1900 мин -1 | 491 (50.1) |
Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу, мин -1 | 800 |
Максимальная частота холостого хода, ограничиваемая регулятором, мин -1, не более | 2950 |
Система вентиляции | Открытая |
Топливный насос высокого давления | С топливной аппаратурой Common Rail (Bosch) CR/CP 3S3L110–30–789S Радиальный, 3-плунжерный, с электромагнитным регулятором давления, с механическим подкачивающим насосом |
Топливоподкачивающий насос | Механический — в составе ТНВД Ручной — в корпусе фильтра грубой очистки топлива |
Аккумулятор топлива высокого давления | Цилиндрический, со сливным клапаном ограничения давления |
Форсунки | 0445 (Bosch) с электромагнитным клапаном управления |
Топливные фильтры: | |
— предварительной очистки | Предварительной очистки, с ручным топливоподкачивающим насосом и с водоотделителем, со сменным фильтрующим элементом, датчиком наличия воды в топливе и электрическим подогревателем топлива |
— тонкой очистки | Со сменным фильтрующим элементом |
Система смазки | Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием |
Масляный радиатор | Полнопоточный, включен постоянно |
Масляный фильтр | Полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом |
стема охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком |
Система наддува | Газотурбинная, с одним турбокомпрессором HE211W с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато- пластинчатого типа |
4.3. Трансмиссия
Сцепление | Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом |
Коробка передач | Механическая, 5-ступенчатая, с синхронизаторами включения II и III, IV и V передач Передаточные числа: передача — 6,555 передача — 3,933 передача — 2,376 передача — 1,442 передача — 1,000 Задний ход — 5,735 |
Карданная передача | Двухвальная с промежуточной опорой, с тремя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках |
Главная передача | Коническая, гипоидного типа |
— передаточное число | 3,417 |
Дифференциал | Конический, шестеренный |
Размеры, клиренс
Машина имеет более крупные размеры, нежели «ГАЗель». Так, изначально машина имела 3,5-метровую грузовую платформу. Сам кузов построен на базе «ГАЗоновского». Большой плюс в том, что борта на этой машине не гнили, как на «ГАЗели». А все благодаря металлу, толщина которого была на порядок выше. Но вернемся к размерам. Так, суммарная длина грузового фургона составляет 6,05 метра, высота кабины – 2,26, ширина – 2,64 метра с учетом зеркал. Величина дорожного просвета – 18 сантиметров. Это весьма существенно. Машина без проблем преодолевала любые дорожные препятствия и глубокие ямы.
Отметим, что 3,5-метровый бортовой ГАЗ «Валдай» — не единственная модификация, которая производилась на заводе. Очень много можно встретить удлиненных версий. Так, бортовой ГАЗ «Валдай» мог иметь грузовую площадку на 5, а то и 6 метров. Также завод выпускал различные типы фургонов. Это мебельная будка, промтоварная, изотермическая и рефрижератор.
4.4. Ходовая часть
Рама | Штампованная, клепаная |
Колеса | Дисковые, с ободом 6,00×17,5 |
Шины | Пневматические, радиальные, размером 215/75R17,5 |
Параметры установки передних колес: — угол развала колес | Мах. 1° |
— угол бокового наклона шкворня | 8° |
— угол наклона нижнего конца шкворня вперед | 5° |
— схождение передних колес, мм | 1,0–2,5 |
Рессоры | Четыре, продольные, полуэллиптические с дополнительными рессорами в задней подвеске |
Амортизаторы | Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси и в задней подвеске автомобиля |
Технические характеристики ГАЗон Некст (ТТХ)
ГАЗон Next, совсем недавно поступивший в продажу, всколыхнул мир коммерческих автомобилей не только своим привлекательным дизайном и удобным интерьером, но также незаурядными техническими характеристиками, на которых стоит остановиться подробнее.
Технические данные
Модели
Газон Некст выпускается в 2-х модификациях, которые отличаются типами кузова:
- C41R11 — стандартная
- C41R31 — удлиненная
- C42R31 — двухрядная (7 мест)
Габариты
Длина нового грузовика может варьироваться от 6 435 мм до 7 910 мм, что зависит от типа кузова. Его ширина одинакова для всех версий – 2 307 мм. Высота фургона достигает 2 418 мм, а дорожный просвет равен 262 мм, что позволяет газону ездить по многим дорогам, в том числе и тем, которые не отличаются высоким качеством.
Относительно параметров шасси, то они следующие:
— колея передних колес – 1 740 мм;
— колея задних колес – 1 690 мм;
— колесная база – от 3 770 мм до 4 515 мм.
При этом полная масса равна 8 700 кг.
Данные нагрузки
Максимальная нагрузка на переднюю ось и на заднюю отличаются на порядок:
— передняя ось – 2 650 кг;
— задняя ось – 6 600 кг.
Что же касается грузоподъемности, то она зависит от модели. Так, максимальный показатель для версии C41R11 составляет 5 000 кг, тогда как для модификации C41R31 он немного меньше – 4 700 кг.
Двигатели
Новый «ГАЗон» будет оборудоваться двумя силовыми агрегатами, в зависимости от модификации. Это турбированные дизельные двигатели, причем один из них импортный, а другой является сугубо российской разработкой.
Их конструкция во многом схожа. Оба мотора 4-тактные и располагают охладителем наддувочного воздуха. У них по 4 цилиндра с вертикальным, рядным расположением, а еще оба они заточены под экологические требования Евро-4. Но немало имеется и отличий, которые относятся к мощности, крутящему моменту и рабочему объему.
Импортный агрегат типа Cummins ISF 3.8 e4R располагает объемом в 3,76 литра. Это позволяет мотору развивать мощность в 152,3 л. с. на отметке в 2 600 оборотов. Кроме того, такой двигатель выдает 497 Нм крутящего момента в диапазоне от 1 200 до 1 900 оборотов.
Отечественный двигатель ЯМЗ-5344-20 произведенный на Ярославском моторном заводе, объемом в 4,43 литра. Его мощность меньше, несмотря на преимущество в «кубатуре», и составляет 137 л. с. на 2 300 оборотах. А крутящий момент равен 490 «ньютонам» в диапазоне от 1 200 до 1 900 оборотов.
Максимальная скорость, до которой эти моторы могут разогнать ГАЗ – 100 км/ч.
На ГАЗон Next установлена новая коробка передач. Это 5-ступенчатая МТ, разработанная для передачи крутящего момента до 500 Нм. Вместе с ней идет однодисковое, сухое сцепление типа Sachs ZF, необслуживаемая карданная передача и главная передача гипоидного типа.
Шасси
Подвеска ГАЗон Next была серьезно модернизирована. Спереди и сзади смонтирована рессорная ходовая часть, укомплектованная стабилизаторами поперечной устойчивости и рессорами в 1 600 мм длинной. Она сочетается с гидравлическими амортизаторами телескопической конструкции, работающими по принципу двустороннего действия. Дополняется это пневматической тормозной системой типа WABCO и дисковыми тормозными механизмами.
В стандарте Газон комплектуется колесами с размерностью в 8,25R20. Но есть возможность заказа низкопрофильных колес на 17,5 дюймов. Они позволяют заметно снизить погрузочную высоту – до 1 170 мм с 1 300 мм.
Как видно, технические характеристики нового грузовика ГАЗон Next действительно отвечают требованиям времени, а сам автомобиль станет грозным конкурентом иностранных производителей, например IVECO или Fiat.
4.7. Электрооборудование
Система проводки | Однопроводная, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля |
Номинальное напряжение в сети, В | 12 |
Генератор |
Салон
Поскольку кабина «Валдая» идентична ГАЗ-3302, то и внутри нет каких-либо отличий. Среди особенностей можно отметить разве что руль от «Соболя». Панель приборов и сиденья, а также передняя торпеда аналогичны ГАЗелевской. Недостатки этой кабины знакомы многим. В первую очередь, стоит отметить плохую шумоизоляцию. Звук от мотора без проблем доносится в салон. Также кабина плохо утеплена. Зимой она быстро остывает. На дальних перевозках без автономного отопителя не обойтись. Обычно владельцы ставят сюда отопитель «Планар». Что касается сидений, они такие же мягкие и без подлокотников. Поэтому многие меняют их на кресла с иномарок. Это могут быть как легковые, так и сиденья с коммерческих грузовиков (например, «Спринтер» или «Дукато»).
Зеркала на грузовом автомобиле ГАЗ «Валдай» не информативны – говорят отзывы. По этой причине владельцы крепят часто дополнительные.
4.8. Кабина и платформа
Кабина | Металлическая, трехместная или шестиместная | ||
Платформа | Металлическая, с откидным задним и боковыми бортами | ||
Размеры платформы (внутренние), мм: | ГАЗ-ЗЗ106 | ГАЗ-ЗЗ161 | ГАЗ-ЗЗ1063 |
— длина | 3494 | 5000 | 3494 |
— ширина | 2176 | 2176 | 2176 |
— высота бортов | 518 | 518 | 518 |
Внешность
Дизайн этого грузовика сильно схож с «ГАЗелью». По сути, среднетоннажные грузовики «Валдай» имеют такую же кабину, что и «ГАЗель». Отличия заключаются лишь в нескольких элементах:
- Решетка радиатора.
- Бампер (более вытянутый наружу).
- Более массивные колесные арки.
- Дополнительная подножка с обеих сторон.
- Габаритные огни сверху.
- Иные зеркала заднего вида (вынесены на дугах).
В остальном конструкция кабины идентична. Что касается качества покраски, оно такое же, как и на «ГАЗели». Эмаль, к сожалению, не была высококачественной – часто она облазила и повсюду образовывались ржавые следы. Это болезнь всех автомобилей «ГАЗ» того времени, и грузовой фургон «Валдай» не стал исключением.
Новый Валдай Next: бескапотная компоновка, новая коробка и проверенный мотор
В ходе онлайн-презентации эксклюзивный дистрибьютор марки «ГК «Современные транспортные технологии» показала среднетоннажный коммерческий автомобиль Валдай Next. Полная масса автомобиля составляет 6,7 т, что позволяет Группе ГАЗ говорить о полном перекрытии своей продукцией диапазона полных масс от 2,5 до 10 тонн. Вместе с тем в конструкции Валдая Next использованы узлы и компоненты грузовика полной массой 8,7 тонны, что обеспечило новому автомобилю хороший запас прочности.
Несмотря на точно такие же варианты колёсной базы, как и у предыдущего Валдая (3310 или 4000 мм), рама Валдая Next заметно отличается от рамы предшественника. Например, инженеры поработали над передней частью, на которую в откинутом состоянии опирается кабина, увеличена жёсткость на кручение за счёт дополнительных поперечин. В итоге прочность рамы по сравнению с предыдущим Валдаем выросла на 30% (благодаря использованию другой стали с большим пределом текучести).
Один из главных плюсов нового автомобиля – бескапотная компоновка. Такой грузовик является более маневренным в условиях перевозки грузов по узким городским дорогам, его минимальный радиус поворота равен 6,2 метра (для сравнения: у ГАЗона Next с базой 3770 мм он составляет 7,3 м, у ГАЗона Next City – 6,8).
Валдай Next оснащается 133-сильным проверенным экономичным дизельным двигателем Cummins ISF объёмом 2,8 литра, его максимальный крутящий момент – 360 Нм (такой же мотор на ГАЗели Next выдаёт 330 Нм). Этот мотор идёт в комплекте с новой шестиступенчатой коробкой передач разработки Группы ГАЗ (она же с недавних пор устанавливается на Газели). Максимальная скорость нового грузовика равна 110 км/ч, чего вполне достаточно для передвижения по трассам (испытания проводились при полной загрузке). Хорошую устойчивость на трассе обеспечивают новые передний и задний стабилизатор поперечной устойчивости.
Кабины поставляет компания Foton, они выпускаются и окрашиваются в Китае; впоследствии их производство могут наладить в РФ на мощностях ГАЗа. Новая конструкция позволила расширить пространство для перевозимого груза при условии сохранения колёсной базы прежнего размера. Так, монтажный размер рамы стал больше на 1,1 метра, что увеличило объём перевозимого груза сразу на 5 кубических метров.
«В Китае покупаем полностью собранную, окрашенную, оббитую кабину в так называемой первой комплектации. На заводе Фотона она проходит цикл катафорезного грунтования, аналогичного тому, что у нас есть на ГАЗе, то есть это современный комплекс лакокрасочного покрытия кузова», – пояснил руководитель проекта Валдай Next Андрей Четвериков.
В разработку и выпуск «Валдая NEXT» Горьковский автозавод Олега Дерипаски инвестировал 1,4 миллиарда рублей. На заводе был модернизирован сборочный конвейер, организован участок подсборки кабины, закуплено современное обрабатывающее оборудование, штамповая оснастка для производства деталей экстерьера и интерьера.
Комплектация «Валдая NEXT» получилась довольно богатая: в список оснащения новинки входят электрорегулировки и подогрев боковых зеркал, мультимедийная система, бортовой компьютер, мультифункциональное рулевое колесо, круиз-контроль, регулировка кресла водителя и рулевой колонки, откидное пассажирское сидение со столиком, а также множество различных ниш для перевозки и хранения мелочевки.
«У двигателя Cummins 2,8 мы увеличили крутящий момент по сравнению с Газелью до 360 Нм. В дополнение к этому поставили шестиступенчатую коробку передач с увеличенным передаточным диапазоном и подобрали оптимальную главную передачу в ведущем мосту. Тем самым у нас двигатель на этом моменте вполне комфортно, вполне достаточно способен тянуть этот грузовик», – добавил Андрей Четвериков.
Валдай Next удобно использовать, к примеру, для доставки продуктов или же для нужд служб ЖКХ. Объём топливного бака – 125 литров, этого хватает на 780 км пути без дозаправки. Кстати, бак закрывается на ключ, который подходит ко всем остальным замкам автомобиля.
У грузовика пневматическая тормозная система и дисковые тормозные механизмы. Максимальная длина с учётом надстроек в первом случае достигает 5,1 метра, во втором – 6,1 метра.
Срок гарантийного ремонта составляет три года или 150 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит быстрее), а межсервисный интервал – 20 тыс. км.
В ходе онлайн-презентации была объявлена и стартовая цена новинки – стоимость шасси Валдай Next составляет 2 341 000 рублей.
Комментарий эксперта
Михаил Баландин
Обозреватель коммерческой техники Kolesa.ru
Новый, нужный, единственный, первый… Это всё прекрасно, но нынче те времена, когда вся эта лирика (кстати, по сути вполне объективная) не больно-то интересна владельцам грузовиков. Это лет 25 назад люди кидались на ГАЗельки, грузили в них по четыре тонны, выворачивали в обратную сторону рессоры, убивали, покупали новые и зарабатывали на них снова и снова. Сейчас изменилось всё: другими стали и машины, и бизнес грузоперевозок. Физических лиц среди покупателей мало- и среднетоннажной техники практически нет, основные клиенты – юридические лица. А им от машины требуется одно – практичность. Если машина может заработать много денег, она хорошая. Нет – значит, плохая. Вот именно с этой точки зрения и хотелось бы оценить Валдай Next.
Сразу бросается в глаза выбор мотора. Зачем надо было ставить Cummins ISF 2,8, когда на некоторых других автомобилях ГАЗа уже давно ставили прекрасный мотор Cummins ISF 3,8, который среднетоннажнику подошёл бы больше? Ну, давайте честно: 2,8-литровый мотор – это компромисс. Само собой, ходить на обгоны на трассе с ним будет сложно, но в целом его должно хватать. И я вижу как минимум три причины, по которым считаю выбор мотора верным.
Во-первых, давайте посмотрим на конкурентов. Взять хотя бы тот же Isuzu ELF 7.5: вроде бы, объём мотора там посерьёзнее – 5,2 л. Но лошадиных сил всего 155. Разница в 20 «лошадок» за удовольствие платить налог на мотор мощностью свыше 150 л.с.? Не слишком большое удовольствие, если честно. Особенно если учесть, что в транспортной компании работает не одна машина, а десятки. С учётом вполне приличной динамики грузовика с мотором 2,8 л выбор в пользу последнего очевиден. Для тех, кто умеет считать деньги, он очевиден однозначно.
Во-вторых, а так ли важно это умение Валдая гонять по трассе со скоростью 110 км/ч (хотя он это может легко)? Абсолютно не важно. Это – сугубо городская развозная машина, задача которой возить грузы по тесным улицам и дворам. Об этом говорит всё – от бескапотной компоновки до наличия ассистентов, очень помогающих именно в городском режиме вождения.
В-третьих, мотор Cummins ISF 2,8 отлично зарекомендовали себя на ГАЗелях, а установка более тяжёлого 3,8 привела бы не только к росту полной массы (а значит, и снижению максимальной грузоподъёмности), но и к установке другой коробки. Напомню, что новая «шестиступка» ГАЗа безболезненно переваривает момент до 420 Нм, а мотор 2,8 в версии для Валдая выдаёт 360 Нм. Это очень подходящие друг другу значения: запас прочности по моменту есть, но он не избыточный. А любая избыточность в итоге ударяет по кошельку покупателя: машина с более мощным мотором и более моментной коробкой (та, что стоит, долго с мотором 3,8 проездить не смогла бы) стоила бы значительно дороже.
Одним словом, к выбору мотора вопросов у меня нет.
Теперь перейдём к другим моментам, которые обращают на себя внимание.
Наверное, нет смысла повторяться про кабину. Разрабатывать новую для очень нишевой машины – дело неразумное. Та кабина, которую взяли у Фотона, производится не так уж давно и по совокупности качеств выглядит очень привлекательной. Что плохого в китайской кабине, я не знаю. Ну давайте будем осуждать европейских производителей грузовиков за, например, фары Hella: вроде как не дело это – одно и то же ставить, можно было бы и своё изобрести. Можно, но зачем? Если есть способ быстрее и дешевле, то им и следует идти. Это мировая практика, и я только рад, что этой дорогой идёт Группа ГАЗ (как, впрочем, и КАМАЗ).
Очень важный момент – это возможность обслуживания Валдая. Как вы все знаете, территория России огромна, и не всем удобно обслуживать азиатские грузовики в европейской части, а европейские машины – где-то за Уралом. А разветвлённая дилерская сеть ГАЗа способна взвалить себе на плечи все заботы о послепродажном обслуживании своей техники. Правда, тут есть ещё один малозаметный плюсик: в новом Валдае практически нет ничего того нового, что обычно вызывает страх и у покупателей, и у механиков дилерских центров. Моторы и коробки им уже знакомы (особенно моторы), а в кабине ломаться толком нечему. Да и не с чего.
Ну и, наконец, пневматическая тормозная система. Почему-то об этом молчат, но такие тормоза для среднетоннажника – это просто прекрасно. Хотя бы потому, что его можно эксплуатировать с прицепом.
Напоследок отмечу, что последний год очень сильно отразился на рынке грузоперевозок. Многие перевозчики (даже среди моих знакомых и друзей) вынуждены были распродавать свои машины. Наиболее востребованными оказались пяти- и восьмитонные грузовики, которыми многие почему-то брезговали. А тут вдруг выяснилось, что таких машин очень не хватает в городских и пригородных перевозках. Были востребованы и КМУ, и рефрижераторы. Я не знаю, что будет с этим бизнесом дальше, но кое-кому именно среднетоннажники уже помогли один раз остаться на плаву. Так что спрос на эти машины будет всегда.
Кроме того, есть ещё один важный вопрос: как быстро можно изменить свой автопарк, если того потребует рынок? Это всегда было сложно сделать, особенно для нашего инертного рынка грузоперевозок. Практика показала, что очень важно иметь налаженные контакты с теми, кто сам глубоко заинтересован в решении подобных проблем перевозчиков – с дилерами. И если у дилеров ГАЗа получится не только продавать Валдай Next, но и интенсивно внедрять финансовые услуги (а планы-то у них хорошие: и помощь на дорогах с бесплатным эвакуатором, и скидки на ТО, и трейд-ин, и многое другое, что в русских реалиях звучит как сказка), то у Валдая всё сложится хорошо. Да и не только у него, но и у той же ГАЗели NN, которую мы уже ждём, и у других автомобилей Группы ГАЗ.
ГАЗ-33104 «Валдай»: технические характеристики, техобслуживание и ремонт, отзывы
История и особенности конструкции ГАЗ-33106 «Валдай»
Маневренность не очень волновала предшественниов «Валдая» – среднетоннажные грузовики семейства ГАЗ-3307. Которые, как известно, разрабатывались ещё в 80-х годах ХХ века и были рассчитаны на эксплуатацию, главным образом, в сельской местности. Да и в городах тогда совсем не было так тесно, как в нашу эпоху.
«Валдай», в отличие от своего предшественника, имеет более низкую посадку (погрузочная высота автомашины в гружёном состоянии составляет всего 985 мм). Уменьшению погрузочной высоты способствовала, в том числе и замена традиционных ГАЗовских 20-дюймовых колёс на привычные для европейских развозных грузовиков –размерностью в 17,5 дюймов.
Разумеется, по проходимости «Валдай» не может потягаться с ГАЗ-3307. Это преимущественно «городской житель», развозной грузовик класса N-2, категории MCV, для дорог с твёрдым покрытием. В отличие от «Газели», прав категории «В» для вождения «Валдая» будет недостаточно: для него требуется категория «С».
Стандартный «Валдай» с фургоном на дорогах.
Первые образцы грузовика «Валдай» создавались в сотрудничестве с Минским автозаводом, ещё в 1999 году. Однако в итоге «МАЗ» опередил нижегородцев, первым запустив в массовое серийное производство свой низкорамный среднетоннажник – пятитонный МАЗ 4370 «Зубрёнок».
Была идея оснастить ГАЗовский среднетоннажный грузовик безкапотной кабиной типа МАЗ-5336, но конкретного воплощения она не получила. Решено было использовать массовую кабину нижегородского супербестселлера – «Газели».
Тем более, что под капотом моторного отсека этой кабины, который, как известно, рассчитан на короткий 4-х цилиндровый двигатель, получилось довольно компактно разместить рядный 6-ти цилиндровый дизельный мотор ГАЗ-562 (лицензионный «Steyr», первый движок «Валдая»). Это позволило, несмотря на выдвигающийся вперёд кожух двигателя, сохранить место для второго пассажира, посередине. То есть, кабину можно охарактеризовать как «условно трёхместную» – для коротких поездок и двухместную – для продолжительных и междугородных.
Внешне ГАЗ-33106 «Валдай» очень похож на «Газель», но, вместе с тем, заметно отличается от неё своим массивными бампером и решёткой радиатора, а также более внушительными размерами. При аналогичной кабине и внешней схожести, «Валдай» выглядит гораздо серьёзнее: его ширина и высота больше, чем у «Газели» на 284 и 125 мм соответственно.
Подробности о двигателях «Валдая» – ниже. Хотя поначалу выбор был сделан, из экономических соображений, в пользу «тракторного» ММЗ Д-245.7, наилучшим из всех вариантов для «Валдая» стал турбодизель Камминз (ISF).
«Валдай» на автодроме.
Конструкция кузова данного грузовика – рамная. Сама рама собирается из лонжеронов, взятых у модели ГАЗ-3307, с оригинальными траверсами и кронштейнами. Построенный на платформе пятитонника, «Валдай» обладает значительным запасом прочности, позволяющим перевозить грузы массой и более четырёх тонн.
В итоге эволюции модели получился ГАЗ-33106 – современный бизнес-развозник с удобной погрузочной высотой, довольно-таки комфортабельной подвеской, безопасной тормозной системой и экономичным дизельным двигателем. Машина, на которой получается зарабатывать неплохие деньги!
О прекращении производства семейства «Валдай»
На седьмой Международной специализированной выставке «Коммерческий автотранспорт», проводившейся в 2006 году в Москве, новая, на тот момент, модель горьковского авто – была признана победителем в номинации «Лучший отечественный грузовик».
Состоявшийся в 2010 году переход с минских дизелей на современные моторы Камминз китайской сборки сделал «Валдай» значительно более комфортным и тихим, ушли излишние вибрации на холостых и снизился расход топлива. Сторонников данной модели значительно прибавилось. В связи с этим, прекращение её производства был многими принято резко отрицательно.
Историческое фото: последний ГАЗ-33106 «Валдай» и его преемник – «ГАЗон Некст».
Последний автомобиль «Валдай» сошёл с конвейера Горьковского автозавода в последних числах декабря 2020 года. На смену «Валдаю» компания вывела на рынок пятитонный грузовик «ГАЗон Некст», модификация «Сити» – также обладающий низкой погрузочной высотой, на низкопрофильных колёсах, городской развозник.
Однако до сих пор высказываются мнения о неравнозначности данной замены. По сравнению с обладающим малыми габаритами и маневренностью «Газели» «Валдаем», «ГАЗон Некст» называют неповоротливым, «слоноподобным» и, к тому же, стоящим на порядок дороже автомобилем. Отмечается также, что «ГАЗон Некст» – модель ещё «сырая», недоработанная. Подобные настроения сказываются на спросе: рынок принял «ГАЗон Некст настороженно, и его продажи в первые годы производства не блещут.
Модификации автомобилей «Валдай»
Базовые модификации «Валдая» – под индексами ГАЗ-3310 и ГАЗ-33101, с турбированным дизельным двигателем ГАЗ-562 (3,13 л, 150 л.с., 420 Н•м), до серийного производства не были доведены. В серию пошла модификация ГАЗ-33104, оснащённая силовым агрегетом Д-245.7 минского моторного завода.
ГАЗ-33106, оснащённый турбодизелем Cummins ISF, выпускавшийся с 2010 по конец 2020 года, стал, как уже отмечалось, наиболее удачным вариантом «Валдая». Экспортные версии грузовика ГАЗ-33106 комплектовались также дизельным двигателем «Cummins CIV».
Длиннобазный шестиметровый тентованный ГАЗ-33106 «Валдай».
Варианты модификации:
- С мотором Д-245.7: ГАЗ-331041 и ГАЗ-331042 – с удлинённой базой; ГАЗ-331043 – с удлинённой базой и дубль-кабиной.
- С мотором Камминз: ГАЗ-331061 – с удлинённой базой; ГАЗ-331063 – с удлинённой базой, дубль-кабиной и двумя спальными местами.
Пожарный автомобиль ГАЗ-33106 «Валдай» «Касатка» в Румынии.
Колёсная база в серийных удлинённых версиях увеличена с 3,31 до 4-х и 4,75 метров; борт – до 5 и 6 метров соответственно. Есть и другие, гораздо менее распространённые, виды автомобилей семейства «Валдай»:
- ГАЗ-33104В – тягач седельный (производства , под заказ) – для работы с бортовым полуприцепом;
- ГАЗ-43483 – опытная модификация, с усиленной подвеской шасси, полной массой 8,5 т и двойной кабиной;
- САЗ-2505 – самосвал, обладающий задней разгрузкой, объёмом кузова 3,78 кубометра и грузоподъемностью в 3 тонны;
- САЗ-2505-10 – самосвал с трёх-сторонней разгрузкой, объёмом кузова 5 кубометров и грузоподъемностью в 3,18 тонн;
- САЗ-3414 — седельный тягач для работы с бортовым полуприцепом САЗ-9414 (производство под заказ).
- КАвЗ-32081, ПАЗ-3202, ГалАЗ-3207 – компактные автобусы.
- Касатка – пожарный спецавтомобиль.
4.9. Основные данные для регулировок и контроля
Зазоры между стержнями клапанов и коромыслами на холодном двигателе, мм: | |
— впускных | 0,330 |
— выпускных | 0,584 |
Давление масла (при температуре масла 80–85° С), КПа (кгс/см2): | |
-при номинальной частоте вращения коленчатого вала 2600 мин1 (минимально допустимое) | 207 (2,07) |
-на минимальных оборотах холостого хода (минимально допустимое) | 69 (0,69) |
Оптимальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С | 80–95 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин-1 | 750+50 |
Регулируемое напряжение, В | 13,3–14,9 |
Свободный ход педали сцепления, мм | 10–30 |
Полный ход педали сцепления, мм | 190 |
Свободный ход педали тормоза, мм | 9–16 |
Суммарный люфт рулевого колеса, ° | Согласно ГОСТ Р51709–2001 |
Давление воздуха в шинах, КПа (кгс/см2): | |
— передних колес | 530+10 (5,4+(М) |
— задних колес | 620+10 (6,3+01) |
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-33106 «Валдай»
ГАЗ-33106 «Валдай» с фургоном-рефрижератором.
Габаритные размеры и показатели массы
- Габаритная длина: 6,050 м (стандартный борт); 7,565 м (удлинённый до 5-ти метров); 8,315 м (удлинённый до 6-ти метров).
- Габаритная ширина: по зеркалам 2,643 м; по кабине 2,164 м; по бортовой платформе 2,350 м.
- Габаритная высота, по кабине: 2,245 м.
- Передний свес: 1030 мм.
- Задний свес: 1710 мм (стандарт); 2535 мм (в удлинённых версиях).
- Колёсная база: 3,31 м (стандарт); 4 и 4,75 м (удлинённые версии).
- Ширина колеи передних колёс: 1,740 м.
- Ширина колеи задних колес: 1,702 м.
- Дорожный просвет: 177 мм.
- Внутренняя длина грузовой платформы: 3,660 м (стандарт); от 4,9 до 6,2 м (в удлинённых версиях).
- Внутренняя ширина грузовой платформы: 2,176 м.
- Внутренняя высота грузовой платформы по борту: 515 мм.
- Внутренняя высота грузовой платформы по тенту: 1,480 м.
- Габаритная высота по тенту: 2,980 м.
- Погрузочная высота грузовой платформы: 1070 мм – пустой, 985 мм – гружёной.
- Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъёма с полной нагрузкой: 25 процентов (14 градусов).
- Масса автомобиля (бортового, без дуг и тента) в снаряжённом состоянии: 3,325 тонн (стандарт), 3,610 и 3,545 тонн (удлинённые версии).
- Определённая производителем грузоподъёмность автомобиля: 3,925 тонн (стандарт); 3,640 и 3,480 тонн (для удлинённых версий).
- Полная масса автомобиля ГАЗ-33106 «Валдай»: 7,4 тонны.
Двигатель грузовика ГАЗ-33106 «Валдай»
В качестве силового агрегата для автомобиля «Валдай» были протестированы дизели ГАЗ-562 Steyr; три вида моторов Iveco; в качестве базового выбрали сначала минский «Д-245.7» (с 2006 по 2010 год). С начала 2011 года все грузовики «Валдай» комплектуются двигателем Cummins ISF-3.8s3154 китайской сборки.
Это рядный, 4-х цилиндровый, 4-х тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с системой турбонаддува и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива. Рабочий объём данного мотора – 3,76 литра. Номинальная мощность составляет 111 кВт, или 152 л.с. (при 2600 об/мин).
- Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
- Направление вращения коленчатого вала – правое.
- Диаметр цилиндра составляет 102 мм, ход поршня – 115 мм.
- Степень сжатия: 17,2.
- Максимальный крутящий момент нетто: 491 Н-м (50.1 кгс-м), при частоте вращения коленчатого вала 1200-1900 мин.
- Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу: 800 мин -1.
- Максимальная частота холостого хода, ограничиваемая регулятором: не более 2950 мин -1.
Система вентиляции двигателя Камминз – открытая. В моторе использован радиальный, 3-х плунжерный ТНВД (топливный насос высокого давления), с электромагнитным регулятором давления, с механическим подкачивающим насосом. Установлена топливная аппаратура подачи системы «Коммон Рэйл», производства компании Бош, марки CR/CP 3S3L110-30-789S.
«Валдай». Вид под капотом.
Работает механический топливоподкачивающий насос в составе ТНВД и ручной – в корпусе фильтра грубой очистки топлива. Аккумулятор топлива высокого давления – цилиндрический, со сливным клапаном ограничения давления. Установлены форсунки марки Бош-0445, снабжённые электромагнитным клапаном управления.
- предварительной очистки, с ручным топливоподкачивающим насосом и с водоотделителем, со сменным фильтрующим элементом, датчиком наличия воды в топливе и электрическим подогревателем топлива;
- тонкой очистки – со сменным фильтрующим элементом.
Система смазки применяется комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Масляный радиатор – полно-поточный, включенный постоянно. Масляный фильтр – полно-поточный, со сменным фильтрующим элементом. В двигателе Камминз применена жидкостная система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, и с расширительным бачком.
Система турбонаддува – газотурбинная, с одним турбо-компрессором типа «HE-211W», с радиальной центростремительной турбиной, с центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.
Двигатель Cummins ISF-3.8s3154 соответствует требованиям экологического стандарта Евро-4. Его заявленный производителем рабочий ресурс составляет 500 тысяч километров. Максимальная скорость, которую он может обеспечить, составляет, по данным завода, 105 км/ч. Средний расход топлива составляет от 12 до 15 литров на 100 километров пути.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление ГАЗ-33106
На автомобиле ГАЗ-33106 «Валдай» работает 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Передаточные числа: передача – 6,555 передача – 3,933 передача – 2,376 передача – 1,442 передача – 1,000 Задний ход –5,735.
Главная передача – коническая, гипоидного типа. Карданная передача – двухвальная с промежуточной опорой, с тремя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках. Дифференциал конический, шестерённый. Сцепление однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом.
Модернизация, связанная с переходом на импортный двигатель Камминз, коснулась и трансмиссии машины. Была произведена глубокая доработка коробки передач, с повышением её надёжности. (двухконусные синхронизаторы, первичный вал, муфта с вилкой). Введены в использование импортные детали диафрагменного сцепления, компании ZF Sachs.
Тип рулевого механизма ГАЗ-33106 – винт-шариковая гайка, передаточное число – 19,8 (в среднем положении). Применяется гидравлический интегральный усилитель руля, встроенный в рулевой механизм. Насос гидроусилителя руля ( – пластинчатый, двукратного действия. В базовую комплектацию автомобиля входят круиз-контроль, а для модификации с двухрядной кабиной — подогреватель охлаждающей жидкости.
На «Валдае» применена двухконтурная тормозная система с пневматическим приводом. Тормоза дискового типа, по кругу, с АБС и датчиками износа колодок. Ресурс работы колодок солидный: он составляет 200 тысяч километров. Запасная тормозная система – каждый контур рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система – с пневматическим приводом тормозных камер, с пружинными энерго-аккумуляторами, установленными на дисковых тормозах задних колёс.
Ходовая часть, электрооборудование ГАЗ-33106
На «Валдае» использованы четыре продольные, полуэллиптические рессоры с дополнительными рессорами в задней подвеске. Амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси, и в задней подвеске автомобиля. Колёса дисковые, с ободом 6,00×17,5. Шины – пневматические, радиальные, размером 215/75R17,5.
Система проводки – однопроводная, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля. Номинальное напряжение в сети составляет 12V. Установлен генератор переменного тока марки «5263796», две аккумуляторных батареи, стартер «5261035». Система управления двигателем – микропроцессорная, с системой управления топливоподачей «Коммон Рэйл».
Внутреннее устройство коробки передач
Устройство КПП размещено в металлическом защитном корпусе. Корпус можно снять, скрутив несколько креплений по периметру узла согласно руководству пользователя.
Схема устройства коробки передач Газели
При изменении положения шестерен и валов, которые размещены в узле, можно поменять крутящий момент, идущий на колеса. Все шестеренки в системе косозубые, при этом находятся в постоянном сцеплении. Разборка каждого отдельного блока передачи проводится только в определенной последовательности. Каждый блок состоит из нескольких шестеренок, размещенных на вращающемся валу.
При использовании рычага производится подключение одного из валов в рабочую систему, в то время как другие от нее отключены.
Невозможно одновременно выбрать несколько скоростных режимов из-за систем блокировки и регулировки. Передачи не «слетают» просто так, пока один из элементов блок-системы не сломается. Крутящий момент от двигателя поступает на первичный вал передачи, затем передается на вторичный вал, а оттуда на задний мост газ 3309.
Названия элементов конструкции КПП Газели 3309
Дополнительный скоростной блок предусмотрен для задней передачи, в которой есть реверсивный механизм. Благодаря ему оси колес изменяют направления вращения.
Кабина автомобиля ГАЗ-33106 «Валдай»
Трёхместная кабина «Валдая» была позаимствована у «Газели». Соответственно, в салоне всё практически точно повторяет «Газель». Комбинация приборов та же, что и в «Газели», за исключением того, что к ним добавлены два электрических манометра для каждого контура тормозной системы. Рулевое колесо такое же, как на автомобилях семейства «Соболь».
Сиденье водителя регулируется по высоте. Рулевая колонка регулируется по высоте и по углу наклона. Это позволяет подобрать более комфортное положение водителям разного роста и комплекции. Благодаря увеличению общей высоты кабины, а также использованию больших грузовых зеркал, вынесенных на металлических креплениях, обзорность с места водителя улучшена, по сравнению с «Газелью».
Причины поломки
Суппорт как элемент дисковых тормозов подвергается значительным температурным нагрузкам, а также воздействию внешних неблагоприятных факторов: грязи, пыли, влаги, химических реагентов. Все это происходит из-за того, что его устройство не позволяет оградить его от данных негативных явлений. При значительном перегреве, как и при разрыве пыльника, может исчезнуть смазка направляющих.
Неправильное обслуживание направляющих, при котором в их пыльники некоторые умельцы умудряются забивать несоответствующую смазку: графитовую или аналогичную, влечет их набухание и закисание, после чего они подклинивают или стучат при внезапном срабатывании.
Отзывы владельцев автомобилей «Валдай»
Отзывов об автомобилях «Валдай» очень много. Многие не скрывают, что при покупке машины отнеслись к ней с изрядной долей настороженности и скептицизма. Но в целом машина проявила себя с хорошей стороны, продемонстрировав главное – рентабельность, т.е. способность зарабатывать деньги, приносить прибыль.
Те, кто имеет к тому же опыт работы на ЗИЛе-«Бычке» и МАЗе-«Зубрёнке», свидетельствуют: из всех отечественных «одноклассников» «Валдай» ближе всех к полноценному современному грузовику. Конечно, «родной» силовой агрегат «Валдая» – Д-245.7 был излишне шумным и вибронагруженным. «В кабине шумновато – едешь, как на тракторе»; «Вибрация в салоне лютая, если положите телефон или ноутбук на кресло, то будете ловить потом по салону».
Манипулятор на базе «Валдая».
После перехода на двигатель Камминз эти очевидные недостатки были если не полностью устранены, то в значительной степени сглажены. Перестала быть шумной и коробка передач (многие жаловались и на такую проблему), и работать она стала точнее. Из плюсов отмечается превосходная маневренность ГАЗ-33106, и отменная управляемость, руль грузовика, руль крутится, в буквальном смысле, «одним пальцем».
Отмечается, что ГАЗ-33106 с двигателем Камминз показывает лучшие тягово-динамические характеристики, а за счёт своей экономичности и снижения межсервисного интервала до 15 тысяч километров снижает общую стоимость владения машиной.
Большой скорости на «Валдае» не разовьёшь, но тяга отличная, что проявляется при движении на подъём. Расход топлива небольшой, к качеству солярки двигатель непритязателен. Особенных похвал заслуживает тормозная система с дисковыми тормозами и антиблокировочной системой. Она неоднократно была проверена, в том числе и в условиях гололеда, – на приличной скорости при торможении машину не ведёт в сторону, а держит прямо.
Несмотря на заявленную грузоподъемность в 3,9 тонны, большинство владельцев имеют успешный опыт перевозки на «Валдае» грузов общей массой 4,5-5 тонн. Автомобиль в условиях такого перегруза показал себя уверенно, в особенности в подвеске, – у него действительно очень надёжные и крепкие рессоры, в сравнении с азиатскими «одноклассниками».
Теперь ещё о минусах. Оставляет желать лучшего качество металла, из которого сделаны кабина и борта. Не в таких размерах, как, к примеру, на ЗИЛе-«Бычке», но тоже чувствительно и уже спустя пару лет эксплуатации на кабине и бортах «Валдая» образуются очаги коррозии. Некоторыми отмечается слабость проводки машины («как на китайской гирлянде»); более частое, чем должно быть в норме, перегорание ламп в фарах.
Автобус на базе «Валдая».
Уровень комфорта в кабине недостаточен для дальних и продолжительных поездок. При использовании «Валдая» на дальнобое ему очень не помешало бы подрессоренное сиденье водителя. Не очень удобная посадка, не хватает хорошего поясничного подпора. В условиях внутригородских перевозок, с периодическими выходами из машины и «разминками» подобного уровня комфорта довольно для нормальной работы.
Немало нареканий вызывает качество ГАЗовской сборки, обилие мелких недоделок и недочётов, которые проявляются затем в процессе эксплуатации. В целом отмечается, что машина требует внимательного к себе отношения, присмотра и, время от времени, – мелкого ремонта.
Неисправность направляющих
Основной проблемой, при несрабатывании тормоза, может стать заклинивание и закисание направляющих суппорта.
Ремонт данной неисправности своими руками не составит трудности. Кстати, в этом случае нет разницы при разборке как переднего, так и заднего суппорта. Для этого необходимо открутить и вытащить обе направляющие. Очистить их от грязи или некачественной смазки, снять и заменить порванные пыльники новыми, предварительно забив их специальной смазкой для суппортов.
Затем одеть их на место, вставить и закрутить направляющие обратно. После чего следует попробовать, как свободно перемещается по ним прижимная планка. Визуально это можно посмотреть в приложенном видео в конце статьи.
Не следует забывать о корпусе данного элемента тормозов. При обнаружении на нем значительной ржавчины, вмятин, мест прогиба или других механических повреждений следует заменить его полностью.
Стоимость автомобилей «Валдай» на вторичном рынке
В большинстве регионов России найдётся с десяток и более предложений о продаже подержанного автомобиля «Валдай». На вторичном рынке представлены не только тентованные грузовики, но и изотермические фургоны, машины с самодельными спальниками над кабиной, спецтехника на базе «Валдая» – эвакуаторы, ассенизаторские машины, краны-манипуляторы, самосвалы. Диапазон цен, в зависимости от года выпуска, технического состояния и оснащения – от 180 тысяч от 1 миллиона рублей.
Расход Топлива на 100 км Автомобиля Валдай • Техническая начинка
Продукция Минского моторного завода известна на рынке России уже много лет. Двигатели ММЗ зарекомендовали себя с лучшей стороны. Невероятная надежность и выносливость этих силовых агрегатов снискали заслуженную славу, как среди опытных автомобилистов, так и водителей нынешнего поколения. Сложно найти автозавод на территории постсоветского простдранства, который не выпускал ранее, или не выпускает сейчас, грузовики (тяжелые, средние, легкие) и автобусы, оснащенные дизельными двигателями ММЗ Д-245 и различными его модификациями. В числе потребителей дизельных двигателей ММЗ в целом и Д-245 в частности такие известные автогиганты, как ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, ЗИЛ и многие другие. К примеру, Горьковский автомобильный завод уже много лет оснащает свои автомобили ГАЗ-3309, ГАЗ-33081 («Садко») и ГАЗ-33104 («Валдай») этими экономичными и простыми в обслуживании дизельными двигателями.
Положительные качества дизельных двигателей в целом, вне всякого сомнения, известны всем автомобилистам. Главный фактор это, конечно, высокая экономичность дизеля по сравнению со своим бензиновым собратом. Например, расход топлива у «Валдая» и ГАЗ-3309 составляет 14-18 л./100км, а у «Садко», между прочем полноприводного, всего 16-19 литров на сотню км пробега. К тому же дизельные двигатели в целом и двигатель Д-245 в частности обладают более высоким КПД, за счет более высокой степени сжатия рабочей смеси и, соответственно, наиболее полного ее сгорания. Уменьшенный расход топлива и его более низкая стоимость делают автомобили, оснащенные двигателями ММЗ Д-245, палочкой выручалочкой не только для представителей малого и среднего бизнеса, но и для крупных строительных и сельскохозяйственных компаний. Ведь чем больше вместимость эксплуатируемой техники, тем выше конечная экономия. Кроме того никто не сможет оспаривать еще одно положительное качество дизельного топлива — его способность выступать в качестве естественной смазки двигателя.
Но экономичность Д-245 не ограничивается только топливной составляющей. Как и все семейство дизельных силовых агрегатов, моторесурс двигателей ММЗ почти в два раза выше, чем у бензиновых аналогов, за счет более прочных блока, шатунно-поршневой группы и остальных деталей двигателя.
Выбирая двигатель для коммерческого транспорта, а тем более грузовика, конечно, стоит обращать внимание не только на экономичность, но и на мощность двигателя. Двигатели ММЗ Д-245 очень тяговиты, а значит, способны экономить не только на топливе, но и за счет более эффективного использования техники, на которой они установлены, увеличивая объем грузоперевозок и сокращая количество рейсов.
Недостатков дизельные двигатели практически лишены. Былые проблемы, связанные с затрудненным запуском двигателя в холодное время года канули в лету благодаря использованию в дизельных двигателях свечей накаливания и масел с пониженным уровнем вязкости, которые при грамотном выполнении процедуры пуска позволяют легко заводить двигатель даже в 30-ти градусный мороз. Второй по распространенности аргумент против использования дизельного двигателя его пониженные, по сравнению с бензиновым аналогом скоростные качества. Однако стоит отметить, что мы говорим о силовых агрегатах для коммерческой техники — автобусах и грузовиках, которые вряд ли можно причислить к разряду гоночных автомобилей. Поэтому оставляя столь экзотическое занятие, как гонки на грузовиках и автобусах, профессиональным гонщикам и цирковым группам, все таки заметим, что использование системы турбонаддува в дизельном двигателе, сводит разницу в скорости автомобилей оснащенных дизельным и бензиновым двигателем практически на нет.
Ниже приведены технические характеристики двигателя ММЗ Д-245.7, которые, вне всякого сомнения, лучше всего способны доказать его высокие потребительские качества.
Отзывы про Валдай
Являюсь владельцем Валдая (ГАЗ-33104). Стоит изотермическая будка длиной 5 м. Пробег на данный момент – 181 000 км.
Двигатель – ММЗ Д-245. Тянет очень хорошо, независимо от включенной передачи и оборотов. Но от бошевской топливной системы больше проблем, чем пользы.
С Коммон Рейл мотор работает помягче, не спорю, но и датчиков то не меньше, чем на инжекторной Калине. Турбина дует, рвет патрубки на интеркулер, сопливит, солярка идет мимо.
Коробка от ГАЗ-3309. Она и не плохая, и не хорошая. Правда, подвесили ее за среднюю часть, в связи с чем трескаются крепления. Педаль сцепления очень тугая.
Рулевое управление такое же, как у легковушек. На мой взгляд, руль чересчур легкий. Но сказать, что это серьезный косяк, не могу.
Рама газоновская. Она достаточно крепкая. К ней присоединен ящик с аккумуляторами, в котором находятся две АКБ (каждая по 210 Ач).
Подвеска работает нормально, но только если брать на борт не больше 3,5 т. Когда загружаешь по 5 т, то начинаются проблемы. У грузовика слабые рессоры и стабилизаторы поперечной устойчивости.
Тормоза пневматические и полностью дисковые. Задние иногда подклинивают (приходится ждать, пока остынут). Педаль тугая, но если хорошенько на нее надавать, то машина встает, как вкопанная. Диски слишком нежные – боятся соли и грязи. Да и стоят дорого. За суппорт просят от 15 000 рублей.
Кабина газелевская со всеми вытекающими. Пластик потерял свой первоначальный вид, дефлекторы накрылись, включатели света и печки сильно люфтят. Из достоинств: мягкий переключатель поворотов, удобный и приятный руль, достаточно комфортные сиденья.
К изотермической будке серьезных замечаний у меня нет. Устраивает и объем, и то, как она собрана.
«Валдай-331043» был приобретен в 2009 году – у официального дилера, новым. Грузовик оснащен кузовом с тентом, используется для перевозки любых непродовольственных грузов. Очень удобно возить мебель, так как за счет шестиместной кабины есть место для бригады грузчиков.
За пять лет эксплуатации не произошло каких-либо значительных неисправностей либо выходов из строя дорогих элементов.
Реальный средний расход порядка 19-22 литров на сотню. Часто приходится ездить по плохим дорогам.
Пробег 70 тысяч км, при этом в ходовой за это время заменил только продольную рулевую тягу (когда на одометре было 48 тысяч км).
Тормоза отличные и эффективные, до сих пор установлены заводские колодки. Родные шины уступили место новым «Кама». Автомобиль отличный, обслуживаю вовремя, ТО делаю сам.
«Валдай» зарекомендовал себя в основном с положительной стороны. В эксплуатации автомобиль неприхотлив. Можно отметить простоту устройства, недорогое содержание и обслуживание, высокую ремонтопригодность, надежность, наличие запчастей буквально на каждом шагу. Кузов большого объема, грузоподъёмность довольно высокая, расход топлива приемлемый. Четыре тонны тянет не напрягаясь. Кабина теплая и удобная, обзорность хорошая. Управляется достаточно легко. Вообще, главное следить за «Валдаем», вовремя менять расходники, и проблем не будет. Передвигаюсь на нем около трех лет, значительных поломок пока не было.
Оптимальное соотношение цена/качество! Надежный и проверенный временем грузовик!
Очень крепкий, перегрузы вообще не замечает, движок тянет прилично, расход топлива приемлемый.
Но быстро сносилась передняя резина – через 30 тысяч км пришлось заменить на новую (с задней было все в порядке).
Топливный насос высокого давления. Система охлаждения
После установки деталей выполняется монтаж головки блока, если в процессе ремонта из узла удалялись седла и клапана, то следует смонтировать на место новые детали. Нормы расхода смазочных масел на техническое обслуживание тракторов принимаются в отношении к израсходованному дизельному топливу по норме и приводятся в таблице 2.
Производство | ММЗ |
Марка двигателя | Д245 |
Годы выпуска | 1984-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 125 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Степень сжатия | 15.117.0 |
Объем двигателя, куб.см | 4750 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 75/180081/180084/180088/1800105/2200107/2400120/2200127/1800122/2400130/2200136/2400156/2400170/2400177/2300 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 365/1400366/1400411/1400397/1400384/1400355/1500439/1400567/1500422/1500422/1100-2100446/1600515/1600595/1500650/1200-1600 |
Экологические нормы | Евро 0-5 |
Турбокомпрессор | ТКР-6ТКР-6.1ТКР-6.5С14-199С15-505 |
Вес двигателя, кг | 450 (Д245) |
Расход топлива, л/100 км (для ГАЗ-3309) | 19.2 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 1.31.2 (Евро-4)0.4 (Евро-2)0.3 (Евро-3)0.2 (Д-245.35) |
Масло в двигатель | 5W-4015W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 12 |
Замена масла проводится, часов | 250 |
Размеры, мм:— длина— ширина— высота | 965676968 |
Ресурс двигателя, км — по данным завода— на практике | —300 000+ |
Двигатель устанавливался | МАЗ-106, 256, 4370/4371 Зубренок, 4581БЕЛАРУС-920, 952, 1025ГАЗ-1503, 2504, 3308, 3309, 3310 Валдай, 3403, 3507КАВЗ-3244, 3976, 39765ЗИЛ-130, 131, 3250, 4319, 4329/4331, 4334, 5301 БычокМТЗ-890, 892, 895, 922, 923, 950, 952, 1005, 1021, 1025ПАЗ-3205, 4230 Аврора, 4234ЛАЗ-695ЕК-14, ЕК-18, ЕТ-14, ЕТ-16, ЕТ-18ГС-10.01-02ДС-181ТЛТ-100М |
Модели
Невероятная надежность и выносливость этих силовых агрегатов снискали заслуженную славу, как среди опытных автомобилистов, так и водителей нынешнего поколения. 8s3154 Тип Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения Число и расположение цилиндров 4, вертикальное в ряд Порядок работы цилиндров 1 3 4 2 Направление вращения коленчатого вала Правое Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 102 115 Рабочий объем, л 3,76 Степень сжатия 17,2 Номинальная мощность нетто, кВт л.
Так что же выбрать? : Модификации с инжектором
Что же до внешнего дизайна, то кабина грузовика Валдай Next явно намекает на свое китайское происхождение, хотя именно эта конструкция вместе с экстерьером некогда были позаимствованы, а точнее, полностью скопированы с японских малотоннажных грузовиков. Кроме этого, мотор оснащается предпусковым подогревателем, а в пару ему выделена новая механическая 6-скоростная трансмиссия собственного производства ГАЗ, которая, как уверяют разработчики, имеет гораздо больший ресурс, нежели прежняя пятиступка.
Двигатель | Расход (город) | Расход (трасса) | Расход (смешанный) | Тип топлива |
2.3 MT 116 л.с. (механика) | 12,5 | 9,5 | 11,4 | Дизель |
2.2 MT 114 л.с. (механика) | 12,5 | 9,5 | 11,4 | |
2.7 MT 149 л.с. (механика) | 14,5 | 11,6 | 12,7 | Бензин |
2.7 MT 135 л.с. (механика) | 14 | 10,4 | 12 |
ГАЗ-33104 «Валдай»: технические характеристики Модификации и опции
ГАЗ-3310 Валдай, технические характеристики автомобиля, обзор двигателя, подвески и кузова самосвала В случае ремонта важно использовать оригинальные запчасти камминс, для обеспечения высоких технических характеристик двигателя, заявленных производителем. Помимо базовой , этот среднетоннажный грузовик имеет несколько модификаций, а на платформу вариант шасси могут быть смонтированы различные надстройки, общее количество которых составляет нескольких десятков. |
Отзывы владельцев Валдай С течением времени в автомобиль Валдай входили все новые доработки, и постепенно их начали постоянно использовать и оборудовать в качестве машин для служб быстрого реагирования. Сложно найти автозавод на территории постсоветского простдранства, который не выпускал ранее, или не выпускает сейчас, грузовики тяжелые, средние, легкие и автобусы, оснащенные дизельными двигателями ММЗ Д-245 и различными его модификациями. |
Широкий обзор • Трехместная, эргономичная и технологичная ее версия позволит водителям меньше уставать в пути и удобно управлять автомобилем.
История развития
Изначально двигатель серии Д 245 выполнялся в модификации 7Е2, которая имела увеличенные размеры и массу порядка 700 килограмм.
Этот силовой агрегат был фактически модернизированной версией устаревшей 240 серии. Он соответствовал экологической норме Евро 2 и в середине девяностых годов был полностью снят с производства.
В середине девяностых годов мотор Д 245 претерпел существенные изменения. Была полностью изменена система питания, появились прямые форсунки, а сам мотор стал соответствовать экологическим нормам Евро 3.
Этот силовой агрегат отличается простотой устройства и отличной надежностью. Существенно снизилась масса двигателя, которая составляла 455 килограмм.
Обзор характеристик дизельного двигателя ММЗ Д-245
Продукция Минского моторного завода известна на рынке России уже много лет. Двигатели ММЗ зарекомендовали себя с лучшей стороны. Невероятная надежность и выносливость этих силовых агрегатов снискали заслуженную славу, как среди опытных автомобилистов, так и водителей нынешнего поколения. Сложно найти автозавод на территории постсоветского простдранства, который не выпускал ранее, или не выпускает сейчас, грузовики (тяжелые, средние, легкие) и автобусы, оснащенные дизельными двигателями ММЗ Д-245 и различными его модификациями. В числе потребителей дизельных двигателей ММЗ в целом и Д-245 в частности такие известные автогиганты, как ГАЗ, МАЗ, ПАЗ, ЗИЛ и многие другие. К примеру, Горьковский автомобильный завод уже много лет оснащает свои автомобили ГАЗ-3309, ГАЗ-33081 («Садко») и ГАЗ-33104 («Валдай») этими экономичными и простыми в обслуживании дизельными двигателями.
Положительные качества дизельных двигателей в целом, вне всякого сомнения, известны всем автомобилистам. Главный фактор это, конечно, высокая экономичность дизеля по сравнению со своим бензиновым собратом. Например, расход топлива у «Валдая» и ГАЗ-3309 составляет 14-18 л./100км, а у «Садко», между прочем полноприводного, всего 16-19 литров на сотню км пробега. К тому же дизельные двигатели в целом и двигатель Д-245 в частности обладают более высоким КПД, за счет более высокой степени сжатия рабочей смеси и, соответственно, наиболее полного ее сгорания. Уменьшенный расход топлива и его более низкая стоимость делают автомобили, оснащенные двигателями ММЗ Д-245, палочкой выручалочкой не только для представителей малого и среднего бизнеса, но и для крупных строительных и сельскохозяйственных компаний. Ведь чем больше вместимость эксплуатируемой техники, тем выше конечная экономия. Кроме того никто не сможет оспаривать еще одно положительное качество дизельного топлива — его способность выступать в качестве естественной смазки двигателя.
Но экономичность Д-245 не ограничивается только топливной составляющей. Как и все семейство дизельных силовых агрегатов, моторесурс двигателей ММЗ почти в два раза выше, чем у бензиновых аналогов, за счет более прочных блока, шатунно-поршневой группы и остальных деталей двигателя.
Выбирая двигатель для коммерческого транспорта, а тем более грузовика, конечно, стоит обращать внимание не только на экономичность, но и на мощность двигателя. Двигатели ММЗ Д-245 очень тяговиты, а значит, способны экономить не только на топливе, но и за счет более эффективного использования техники, на которой они установлены, увеличивая объем грузоперевозок и сокращая количество рейсов.
Недостатков дизельные двигатели практически лишены. Былые проблемы, связанные с затрудненным запуском двигателя в холодное время года канули в лету благодаря использованию в дизельных двигателях свечей накаливания и масел с пониженным уровнем вязкости, которые при грамотном выполнении процедуры пуска позволяют легко заводить двигатель даже в 30-ти градусный мороз. Второй по распространенности аргумент против использования дизельного двигателя его пониженные, по сравнению с бензиновым аналогом скоростные качества. Однако стоит отметить, что мы говорим о силовых агрегатах для коммерческой техники — автобусах и грузовиках, которые вряд ли можно причислить к разряду гоночных автомобилей. Поэтому оставляя столь экзотическое занятие, как гонки на грузовиках и автобусах, профессиональным гонщикам и цирковым группам, все таки заметим, что использование системы турбонаддува в дизельном двигателе, сводит разницу в скорости автомобилей оснащенных дизельным и бензиновым двигателем практически на нет.
Тюнинг
Дизельный четырехцилиндровый мотор Д 245 имеет существенный запас моторесурса, что позволяло, практически без его ущерба, увеличивать показатель мощности.
- Так, многие автовладельцы производили замену штатной турбины на наддув большего давления, что позволяло сразу же поднять мощность мотора до отметки в 150-160 лошадиных сил. При установке турбины не требовалось проводить дополнительную замену шатунной группы. Отметим, что данную работу должен выполнять исключительно опытный инженер.
- Установка модернизированного варианта выхлопной системы позволяла получить дополнительно около 20-25 лошадиных сил. Подобный вариант тюнинга отличался простотой и мог быть выполнен автовладельцем самостоятельно. Необходимо лишь учитывать тот факт, что в зависимости от конкретной разновидности используемой выхлопной системы могли ухудшаться показатели соответствия экологическим нормам этого мотора.
- Многие автовладельцы решаются на глубокий тюнинг серии Д 245, который подразумевает замену коленвала, клапанов, форсунок и топливного насоса. Данная работа производится также с заменой штатной турбины на наддув большего давления. В итоге при такой комплексной работе возможно увеличение мощности двигателя до отметки в 200 лошадиных сил. При этом эксплуатационный ресурс такого форсированного дизельного двигателя может составлять 200 тысяч километров пробега и более.
Модификации «Валдая»
Кабину делали в соответствии с привычным «газелевским» стилем. Однако изменения были видны с первого взгляда. Конструкторы увеличили крылья посредством пластиковых элементов, изменили дизайн решётки радиатора, переделали бампер (сделали его из трёх частей, центральная — металлическая). На приборную панель добавили новые индикаторы. Единственным минусом считалась педаль газа с электронным приводом. Она не сильно отличалась от классического варианта, но требовала дополнительных затрат при обслуживании автомобиля.
Экономичный расход
На 100 км пути потребуется от 15 литров топлива – «прожорливость» снижена и позволяет сэкономить до 2 рублей с километра по сравнению с предыдущими моделями ВАЛДАЙ.
ВАЛДАЙ НЕКСТ нового поколения снабжен сильной тормозной системой с пневмоприводом известного на авторынке бренда Wabco. Безопасность на дороге – прежде всего!
Двигатели
В случае ремонта важно использовать оригинальные запчасти камминс, для обеспечения высоких технических характеристик двигателя, заявленных производителем. ГАЗон Next, совсем недавно поступивший в продажу, всколыхнул мир коммерческих автомобилей не только своим привлекательным дизайном и удобным интерьером, но также незаурядными техническими характеристиками, на которых стоит остановиться подробнее.
Насос
3 Ему на смену пришел новый городской 5-тонный развозной грузовик ГАЗон NEXT City с низкопрофильными колесами и пониженной погрузочной высотой, производство которого было развернуто в середине 2021 года. В итоге повышенные шумность и вибрация, постоянные потёки масла шумит, трясётся как паралитик и разбирает сам себя ; менять прокладки и уплотнители практически бесполезно, проще забить на сопли и тупо доливать масло.
Какую страховку Вы оформляете?
Валдай какая категория прав © Техническая начинка
- Европлатформа, тент
- Изотермический фургон
- Самосвал
- Бортовой грузовик с КМУ
- Эвакуатор
История первого автопоезда «Чайки-Сервис»
У этого термина существуют и другие значения, см. Валдай (значения).
ГАЗ-3310 «Валдай» | |
Общие данные | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 2004—2015 |
Сборка | ГАЗ (Нижний Новгород, Россия) |
Дизайн | |
Тип кузова | Бортовой |
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Трансмиссия | |
М5 | |
На рынке | |
Похожие модели | ГАЗ-3302 |
← ГАЗ-3306 |
ГАЗон NEXT City →
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Обновить статью, актуализировать данные.
- Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.
ГАЗ-331043 ГАЗ-3310 «Валдай»
— российский среднетоннажный низкорамный грузовой автомобиль класса N2 категории MCV, производившийся с конца 2004 года по 2015 год на Горьковском автомобильном заводе. В отличие от LCV «ГАЗель» требует для управления водительских прав категории C (по российской классификации категорий транспортных средств).