Что лучше, надёжнее и удобнее: «механика», «автомат», CVT или «робот»
Подбирая автомобиль, каждый автолюбитель должен ответить на важнейший вопрос: какой вид трансмиссии предпочесть – «механику» или «автомат», и если «автомат», то какой именно – классический гидротрансформатор, вариатор или роботизированную коробку передач. Вариантов действительно много, важно не ошибиться и взять именно то, что больше подходит конкретно вам.
Механическая коробка передач
Механическая коробка передач – это, что называется, классика жанра. Самая дешёвая, технические простая, наиболее надёжная и неприхотливая трансмиссия из всех видов коробок передач. При наличии альтернативы с любым «автоматом» версия на «механике» будет точно дешевле. В некоторых случаях экономия при её выборе достигает сотен тысяч рублей. Уже это – неоспоримый её плюс перед другими трансмиссиями.
Механическая коробка передач при правильном с ней обращении позволит вам пусть немного, но экономить топливо по сравнению с такой же машиной на гидротрансформаторе или «роботе». Правда, преселективные «роботы» и вариаторы позволяют расходовать горючее ещё эффективнее.
Автомобиль на «механике» почти всегда разгоняется быстрее такой же машины с «автоматом», если, опять же, речь не идёт о преселективном «роботе». Но важно помнить, что чем выше ценовой сегмент авто, тем меньше разница в динамике между разными видами трансмиссий.
Автомобилем на «механике» управляете именно вы, а не умная машина – вами. Водитель волен самостоятельно выбирать передачи в соответствии со своими потребностями и с дорожной ситуацией. Обгонять на такой машине легче. Наконец, автомобиль на «механике» без проблем можно таскать на тросе и заводить с толкача – к поломкам это не приводит. Прогревать трансмиссию в мороз, как в случае с другими видами трансмиссии, не обязательно.
Главный и, пожалуй, единственный минус «механики» заключается в том, что ей нужно уметь грамотно пользоваться. Некоторые автолюбители не могут с ней совладать даже после выпуска из автошколы – просто потому, что изначально учились ездить на «автомате». Именно такую коробку передач стоит предпочесть любителям внедорожных вылазок и лицам, увлекающимся автоспортом.
Классический «автомат»
Гидротрансформаторный «автомат» – это классическая коробка передач среди «автоматов». Она самая надёжная, неприхотливая и живучая. В отличие от традиционной «механики» с кучей шестерён, муфт и вилок основным её компонентом является закрытая камера тороидальной формы с находящимися внутри насосным, турбинным и реакторным колёсами. Свободное пространство заполнено циркулирующей жидкостью. Работа устройства основана на передаче крутящего момента от мотора к трансмиссии за счёт потока жидкости без жёсткой связи. Словом, это принципиально иная конструкция, в подробности устройства которой сейчас мы вдаваться не будем.
Важно другое: гидротрансформаторный «автомат» позволяет избавить машину от сцепления и «лишней» педали. Такая трансмиссия самостоятельно щёлкает передачи, обеспечивает достойную плавность хода и простоту управления во всех режимах движения. Это ли не счастье?
Основные плюсы данной коробки передач мы уже перечислили, но есть и минусы. Их немало. Поскольку гидространсформаторный «автомат» имеет низкий КПД, возрастает расход топлива. В большинстве случаев такая коробка передач не даёт машине ураганной динамики. Она рассчитана на длительную, но плавную, неспешную работу. Гидротрансформатор обладает внушительным весом и относительно высокой ценой. Зимой эта коробка нуждается в прогреве. Тащить прицеп или буксировать другую машину с классическим «автоматом» противопоказано, равно как и волочиться за кем-то на тросе. Спортивные дисциплины – не для этой коробки.
«Роботы»
Изначально роботизированная коробка передач была ничем иным как самой обычной «механикой», дополненной электрическими актуаторами. Они избавили водителя от необходимости переключать передач вручную, но привели к удорожанию конструкции, а заодно к потере «механикой» почти всех её замечательных свойств. На сегодняшний день повстречать это чудо можно, разве что, на старых машинах.
Современный «робот» – уже иной. Сцеплений в этой трансмиссии целых два. В ней также есть блок управления, актуаторы, и, разумеется, наборы шестерён и валов. Один из ведомых дисков передаёт крутящий момент на нечётный ряд шестерён, другой – на чётный. Это делает переключения передач чрезвычайно быстрыми. Простой «механике» за преселективным «роботом» не угнаться. Пока одна из передач включена, другая уже подготовлена к включению. Отсоединение одного диска и присоединение другого происходят одновременно.
Речь идёт о чрезвычайно сложной конструкции, способной сократить время на переключение передач до 100–200 миллисекунд, а заодно обеспечить ровную тягу и снизить расход топлива (до 10%).
Казалось бы, плюсов в этой коробке предостаточно, но и минусов – выше крыши. Преселективный «робот» компактен, лёгок, но очень сложен и дорог в ремонте и обслуживании. Такой вид трансмиссии требователен к стилю езды и не терпит резких ускорений и светофорных гонок. Передать по-настоящему большой крутящий момент он не способен в принципе (если речь идёт об обычных, гражданских машинах). Переключиться через несколько передач сразу для мощного ускорения роботизированная коробка передач также не может (в отличие от гидротрансформаторного «автомата» и «механики»).
Вариатор
Вариаторная, она же бесступенчатая трансмиссия (CVT) имеет кардинальные отличия от всех перечисленных ранее коробок. Это самая плавная коробка передач с «троллейбусным» нравом. Фиксированных передач в ней в принципе нет (но бывают фиксированные положения, имитирующие передачи). Передача крутящего момента реализована посредством трения в зоне контакта ременной передачи – она осуществляется клиновым ремнём или цепью.
CVT обеспечивает сравнительно высокий уровень ездового комфорта, плавный разгон без задержек и переключений, а также относительно хорошую топливную экономичность. Вместе с тем, такой тип трансмиссии имеет очень ограниченный ресурс – его почти никогда не хватает на весь срок службы автомобиля. Особенно сильно убивает эту коробку неправильная эксплуатация. Вариатор, как и преселективный «робот», не любит резких ускорений и «низких стартов». Он не приспособлен к буксировке прицепа и длительной пробуксовки в снегу или в грязи. Трансмиссия требует чрезвычайно бережного обращения и очень дорога в ремонте.
Что предпочесть
Если вам нужен беспроблемный и надёжный автомобиль на каждый день, стоит отдать предпочтение классической «механике» или классическому «автомату». Второй вариант прекрасно подойдёт жителям «пробочных» мегаполисов, дачникам и просто путешественникам, а первый – петролхедам, особо экономным автомобилистам и тем, кто не привык находиться за рулём в городской толчее. Если вы любите динамику, но хотите непременно «автомат» и не можете мириться с его неприятными особенностями, – ваш выбор преселективный «робот». Вариатор – во всех планах компромиссный вариант для неспешной размеренной езды без претензий на динамику и хотя бы минимальное вмешательство в процесс передачи тяги. Нажал педаль – машина едет; требовать чего-то большего от машины с CVT не стоит.
14 плюсов механики и столько же минусов автомата
Есть водители, которые ни за что не променяют МКП на автоматическую коробку передач. И вот почему.
Кстати! Если мы что-то пропустили в списке ниже, отметьте это в комментариях.
1. Цена вопроса
Машина с механической коробкой всегда дешевле при наличии альтернативы с автоматом. Правда, многие автомобили, начиная с C-класса, даже не предполагают механику. А вот в бюджетном классе на версии с механикой можно сэкономить при покупке 100-150 тысяч рублей.
2. Разгон
Автомобиль с МКП разгоняется всегда быстрее, чем с автоматом. У дорогих высокотехнологичных машин разница почти незаметна, но в бюджетном классе — ощутима.
3. Расход топлива
Расход топлива в автомобиле с механической коробкой передач, как правило, меньше. Если речь не идет, правда, о высокотехнологичных роботизированных коробках с двойным сцеплением.
4. Выбор передачи
В случае с МКП водитель сам выбирает передачу, а автомат в зависимости от настроек или режима работы может их то и дело менять. А это влечет опять же повышенный расход топлива, постоянно меняющуюся нагрузку на двигатель и кратковременную потерю тяги, которой водитель может не ожидать.
5. Обгон
При обгоне поведение машины с механической коробкой передач более предсказуемо, а автомат, даже если перейти в ручной режим, все равно способен взять да и затеять переключение в неподходящий момент.
6. Если машина не заводится
Если разрядился аккумулятор или сломался стартер, автомобиль с механикой запустить просто – с толкача. Для машины с автоматом, если откажет стартер, придется вызывать эвакуатор. Если сел аккумулятор, помогут провода для прикуривания, с толкача завести тоже не получится.
7. Ресурс
У механики ресурс гораздо больше — как правило, одной коробки хватает на весь жизненный цикл автомобиля. Автомат служит, в среднем, 200-250 тыс. км пробега, а каких-то хватает лишь на 100 тыс. км.
8. Прогрев на морозе
В морозы механическая коробка практически не нуждается в прогреве, автоматическая капризнее — требует прогрева рабочей жидкости.
9. Замена масла
Масло в МКП меняют гораздо реже, чем в АКП. Кроме того, в автоматах ее требуется гораздо больше.
10. Выбраться из снега и грязи
Вылезать из снежного или грязевого плена на машине с механической коробкой передач проще, чем с автоматом любого типа. Можно и раскачку применить, и побуксовать. А автомат в таких условиях не позволит быстро сменить передачу переднего хода на заднюю, да и перегреться может.
11. Прочность трансмиссии
Тащить прицеп или буксировать другой автомобиль на машине с механикой куда безопаснее с точки зрения сохранности трансмиссии. Достаточно поберечь сцепление во время старта с места и переключений, а уж остальное простая механика выдержит. Автомату придется тяжелее.
12. Буксировка
Тащить машину с механикой на сцепке можно хоть через всю страну, в случае с автоматом действует правило 50 на 50: не быстрее 50 км/ч и не далее чем на 50 км, некоторые производители позволяют и того меньше.
13. Ремонт
Если уж коробка сломалась, ремонт механической обойдется гораздо дешевле, чем автоматической.
14. Удовольствие от вождения
Удовольствие от полного контроля над автомобилем можно ощутить, только если он оснащен механической коробкой передач.
Что лучше автомат или механика: проверенные доводы
Чем руководствоваться при покупке, если среди знакомых мнения разделились: одни ратуют исключительно за автомат, опираясь на безусловные преимущества, другие же не представляют себе, как можно ездить на машине с АКПП, ведь это лишает их возможности «чувствовать» автомобиль. Ответить на этот сложный вопрос можно только после того, как потенциальный покупатель узнает все тонкости и нюансы обоих типов коробки и на практике попробует почувствовать разницу.
Статистика экспертов
«Автостат» опубликовал данные о том, что в первом квартале 2019 года количество реализованных машин на автомате (включая роботизированные КПП и вариаторы) составило 58,7% от общего числа всех проданных авто.
Печально, но факт: автоматы уже давно вытесняют механику с авторынков. В большинстве моделей максимальные комплектации с «кожей» попросту невозможно купить на «ручке» — только с АКПП. Автопроизводители считают, что управлять машиной, задействуя левую ногу (для выжима сцепления) и отвлекаясь на ручное переключение передач, — это уже прошлый век. И, может, они и правы. Давайте разбираться.
Также читайте: Каких «автоматов» надо бояться на вторичном рынке
«Механика» против «автомата»: советы начинающим
Если говорить о разных противоборствующих лагерях, то наиболее горячие дискуссии разгораются между приверженцами механических коробок переключения передач, а также сторонникам езды на автомобилях, оборудованных АКПП. Попробуем разобраться в этом вопросе с позиции начинающего водителя и полной стерильности опыта, а также ответить на вопрос, легко ли научиться водить машину с КПП того или иного типа.
«Механика» vs. «Автомат»
Постараемся унять вечных арбитров, которые пытаются найти компромисс и примирить два лагеря, исповедующих разные взгляды на то, какой должна быть коробка передач. Хотя на самом деле это примирение – все равно, что возможность научиться водить машину онлайн. Ни слова о роботизированных коробках, представляющих нечто среднее между «механикой» и «автоматом». Мы говорим о массовом продукте, а «роботы» появились сравнительно недавно и не могут претендовать на такую популярность, как классические МКПП и приблизившиеся к классике АКПП. Не будем говорить о том, что «робот» по своей сути – это идеальный вариант, представляющий собой объединение преимуществ «механики» и «автомата», но, повторимся, мы говорим о продукте, который пользуется популярностью в российском обществе.
Как научиться водить машину с «механикой»
Сегодня многие водители выбирают «двухпедальные» автомобили, но, несмотря на все плюсы автоматических коробок передач, МКПП остаются не менее востребованными.
Механическая трансмиссия «шестиступка»
Для того чтобы ответить на вопрос, как научиться водить механику, нужно осознать тот факт, что для этого необходима отличная координация и, естественно, реакция. Вам придется во время движения превращаться в Юлия Цезаря и одновременно осуществлять несколько манипуляций: выжимать сцепление, правильно переключать передачи, контролировать газ и тормоз, при этом оценивая ситуацию на дороге. Все ваши действия должны быть максимально выверенными, точными и доведенными до автоматизма.
В болидах Формулы-1 запрещено использовать автоматическую коробку передач
Алгоритм переключения передач довольно прост: первая включается для того, чтобы тронуться, дальше идет вторая (до 30 км/ч), третья (до 50 км/ч), четвертая (70-80 км/ч) и пятая (выше 80 км/ч).
Рекомендации «механического» автоинструктора
— особо осторожно нужно трогаться при движении в гору: необходимо выжать сцепление и тормоз и сразу включить первую передачу – когда придет время двигаться, вам останется всего лишь быстро снять ногу с тормоза, отпустить сцепление и поддать газку; — зимой лучше всего тормозить передачами, переходя с высокой на пониженную, – это нивелирует множество факторов, которые приводят к заносу; — на стоянке автомобиль лучше ставить не только на ручной тормоз, но и на передачу, что позволит избежать того, что машина начнет катиться.
А теперь давайте рассмотрим главные преимущества и основные недостатки механической коробки передач.
Преимущества | Недостатки |
Водитель сам контролирует скоростной режим автомобиля | Авто с «механикой» более сложные в управлении |
МКПП проста в обслуживании и ремонте | Очень утомляют при езде в густом потоке автомобилей в городских условиях |
Водитель лучше чувствует свою машину | |
«Механика» менее прихотлива, если сравнивать ее с «автоматом» | |
При необходимости автомобиль можно завести, так сказать, с «толкача» | |
Автомобили с МКПП потребляют меньше топлива | |
Простота устройства механической «коробки» способствует тому, что она реже выходит из строя | |
Многие приемы экстремального вождения можно выполнить исключительно на «механике» |
Итак, счет 8:2 в пользу механической коробки переключения передач. Неплохо для «автомобильного анахронизма», который многие автолюбители успели списать со счетов.
Как научиться водить машину с «автоматом»
Многие водители рассматривают АКПП как личного спасителя, потому как управление «механикой» некоторым кажется если не сложным, то уж точно тем, которым овладеть попросту невозможно. А вот коробка-автомат даже дает возможность научиться водить машину самостоятельно.
АКПП
Ради справедливости стоит сказать, что коробка-автомат в условиях плотного трафика мегаполиса – это настоящая палочка-выручалочка. Но при этом АКПП требует к себе более бережного отношения, чем ее механическая коллега. Как правило, при поломке «автомата» приходится менять всю коробку. А это заставляет автовладельца существенно понизить свой собственный индекс Доу-Джонса.
Устройство автоматической трансмиссии довольно сложное, и ее ремонт может стоить целое состояние
Но если смотреть на коробку-автомат сквозь призму комфортного вождения, то здесь «механика» однозначно проигрывает. И если вас не смущает некоторая «задумчивость» машины во время разгона, то АКПП – это именно то, что вам нужно. У «автомата», как и у «механики», есть свои плюсы и минусы.
Преимущества | Недостатки |
АКПП очень проста и комфортна в управлении | АКПП очень сложна в эксплуатации и ремонте |
Обучение на «автомате» проходит максимально быстро | Не годится для экстремального вождения |
Использование АКПП не позволит перегрузить двигатель (меньше износ силового агрегата) | Высокая стоимость |
Простота управления дает возможность сосредоточить все внимание на дорожной ситуации | Водитель меньше чувствует автомобиль |
Обеспечивает больший комфорт при движении | Менее экономична |
Как видим, тут ситуация похуже, но это вовсе не говорит о том, что автоматическую коробку передач можно причислять к лику проигравших. На само деле все зависит от предпочтений автомобилиста, от уровня водительского мастерства и от многих других факторов, которые необходимо учитывать при выборе типа КПП.
Итоги
МКПП выбираете в том случае, если: — у вас есть большой опыт вождения — редко ездите в условиях большого города — цените экономичность и ремонтопригодность авто — просто любите «механику» АКПП выбираете в том случае, если: — являетесь неопытным водителем — вас не смущает то, что придется немного переплачивать за топливо, а также большие расходы на обслуживание и ремонт — в основном ездите по городу — цените комфорт Впрочем, если жизнь вам не оставит выбора, и все, что останется сказать, это «Ладно, пусть будет эта», не отчаивайтесь – во всем можно найти свои большие плюсы, которые обязательно заслонят собой все незначительные минусы.
Плюсы и минусы МКПП и АКПП
Одним из главных плюсов механики является меньшее потребление топлива. Ведь водитель сам выбирает, надо ли раскручивать двигатель до 3 000 оборотов для переключения на следующую передачу. Можно идти «внатяг» на третьей передаче, не понижая ее, если ожидаешь, что скоро вновь надо будет ускоряться. Автомат такой возможности не дает. Едешь так, как хочет он, а не водитель.
На втором месте идет стоимость ремонта и обслуживания механической КПП. Зачастую масло в ней залито на весь срок эксплуатации и не требует дорогостоящей замены раз в 15-20 тысяч километров, как в АКПП. А стоит масло в автоматическую трансмиссию ого-го! Да и стоимость ремонта в разы больше, чем с МКПП. За восстановление того же вариатора могут заломить цену в 25% от стоимости всей машины.
Третьим по значимости плюсом МКПП можно считать упрощенный запуск двигателя в морозы. При этом нет необходимости в долгом прогреве масла, как в АКПП. Опять же можно экономить топливо, не заставляя мотор молотить лишние 10 минут вхолостую.
Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть свободу выбора стиля вождения счастливчиков с МКПП. Им дозволено сколь угодно буксовать в грязи/снегу, вваливать со светофора до отсечки оборотов, сбрасывать передачу для увеличения разгонного потенциала при обгоне на трассе. АКПП всего этого лишена. По крайней мере, ее классический вариант. О спорткарах с крутыми роботами не будем говорить.
Но это не значит, что у автомата совсем нет преимуществ. Учитывая, что он сам выбирает нужную передачу, опираясь на датчики скорости и показания компьютера, в штатном режиме он никогда не станет чрезмерно «насиловать» двигатель, выводя обороты за красную зону тахометра. А значит, и двигатель в щадящем режиме проживет дольше без ремонта.
Машина с АКПП станет подарком для жителей крупных мегаполисов с постоянными пробками. Езда в режиме «старт-стоп» облегчается до предела. Знай себе дави газ/тормоз, и нет проблем. На МКПП приходится выполнять кучу посторонних движений — выжимать сцепление, включать передачу, плавно трогаться, отпускать сцепление… Но, проехав 20-30 метров, надо опять ставить коробку в нейтраль. Только вдумайтесь, за 1 километр пробки водитель механики выполняет эти действия около 40 раз!
Вот и сидят покупатели, решают извечную дилемму — МКПП или АКПП?
Также читайте: 8 самых частых ошибок при покупке автомобиля
Чем отличается автоматическая коробка передач от механической
Чтобы сдвинуть автомобиль с места на ровном участке, нужно преодолеть силу инерции и создать наибольшую тягу на ведущие колеса. Полезный крутящий момент двигателя достигается только в определенном диапазоне частот. Если силовой агрегат напрямую соединить с колесами, то КПД мотора снизится. Чтобы обороты двигателя работали с максимальной отдачей, в схему включен посредник — автоматическая или механическая коробка передач.
АКПП и МКПП выполняют одну функцию: преобразуют энергию двигателя и передают ведущим колесам. Благодаря коробке передач машина движется с разной скоростью, едет назад и в гору. При этом, принцип работы и конструкция агрегатов имеют различия.
Когда стоит выбор: автомат или механика, каждый покупатель оценивает разницу по критериям затрат, надежности, удобства. Для объективного выбора нужно разобраться подробно, что такое МКПП и АКПП, в чем преимущества и недостатки их эксплуатации.
Принцип работы МКПП
Механическая коробка представляет собой блоки шестерней, расположенные на 3 валах: входном, промежуточном и выходном. Входной вал соединен с коленчатым валом двигателя и промежуточным валом. Зубчатые колеса промежуточного вала сцеплены с колесами выходного неподвижного вала.
Полная и частичная замена масла в АКПП Polo Sedan своими руками
Шестерни вращаются независимо от выходного вала. Диаметры колес подобраны под передаточное отношение, достаточное для передачи крутящего момента на колесный привод при разном режиме движения. Если шестерню жестко соединить с валом, их скорости уравняются. Для этого используют синхронизаторы, в состав которых входит муфта включения, ступица с сухарями, кольцо блокировки.
Принцип работы МКПП заключается в ручном переключении выходных шестерней, которые зацепляются с приводами двигателя и колес. Для управления коробкой водитель использует рычаг и педаль сцепления.
Сцепление в механике представляет собой набор фрикционных дисков, который разъединяет или сцепляет двигатель и трансмиссию за счет силы трения. Нажимая педаль, водитель прекращает передачу крутящего момента на входной вал. При этом снижается скорость, и происходит толчок. Расцепление гасит крутильные колебания и предотвращает удар от переключения передачи.
Двигая рычаг, водитель приводит в действие шток. Шток с помощью вилки управляет муфтой включения. Перемещение муфты влияет на положение сухарей ступицы, которые прижимают кольцо блокировки к шестерне. Под действием силы трения кольцо останавливается, и шлицы муфты сцепляются с шестерней.
Решить проблему прерывания подачи крутящего момента смогла гидромеханическая АКПП. Соответственно принцип действия, конструкция и управление автомата отличается от механики.
Принцип работы АКПП
В основе автоматической коробки передач лежит планетарный механизм. Он состоит из набора шестерней, которые вращаются вокруг «солнца». У планетарного ряда 2 входа и 1 выход. Изменение входных скоростей с помощью пакетов фрикционов позволяет управлять вращением выходного вала.
В отличие от механики, в автомате переключение скоростей происходит по сигналу электронного блока. Чтобы включить передачу, в гидроблоке открывается требуемый канал для прохода трансмиссионного масла. Давление жидкости действует на поршень, который сжимает диски фрикционов. Одновременно разжимается пакет фрикционов предыдущей передачи. При этом потеря мощности при переключении не возникает.
Причины затягивания с переключением передач на АКПП и способы их устранения
Роль сцепления в автомате выполняет гидротрансформатор. Передача и преобразование момента двигателя происходит через трансмиссионную жидкость. Гидротрансформатор гасит вибрации силового агрегата и коробки, и автомобиль все время движется плавно.
Чем отличается механика от автомата, так это простой конструкции. АКПП — сложно скомпонованный механизм, из которого вытекают основные недостатки коробки.
Лидеры среди моделей с АКПП
Если обратить внимание на вторичный рынок свежих иномарок, то картина с автоматами становится еще более яркой.
Так, например, KIA Rio 4 поколения с АКПП с начала года показал прирост в 6% по отношению к аналогичному периоду 2021 года. Вторичный рынок предлагает нам 5862 варианта, из которых лишь 1422 на механике. Остальное все — «бездушная» АКПП.
Набирающий популярность кроссовер Hyundai Creta показывает еще больший прирост проданных машин на автомате — плюс 8%. Вторичка предлагает 4841 машину, из которых 3616 с АКПП.
С Toyota Camry ситуация еще хуже. Или лучше. Поколение XV40 было последним, где можно было застать механическую коробку. Начиная с XV50, выпускаемую с 2011 года, на модели ставят только автомат. Вот так, без права выбора.
Один только Hyundai Solaris II остается относительно доступным на МКПП. Но тенденция к вытеснению механических коробок тоже есть — плюс 3% по сравнению с первым кварталом 2021 года. Б/у машин продается 8088 штук, но с механикой из них всего чуть меньше половины — 3449, округленно — 42%.
Педантичные немцы и раньше не питали особой любви к механике, а сейчас — и подавно. Так, полюбившийся публике Volkswagen Tiguan II уже не просто отыскать на «ручке». Из вторичных 5470 экземпляров МКПП оснащены лишь 555. Всего 10%! А что делать жителям некрупных городов? В Самаре официальный дилер предлагает всего две машины с не самыми ходовыми комплектациями, но с МКПП. Хочешь — бери эти, не хочешь — поезжай за «Солярисом»… На вторичке механики вообще нет.
Также читайте: Без каких опций не стоит покупать авто
Одно разочарование
Если так и дальше пойдет, то впору открывать клуб анонимных любителей механики. Являясь поклонником машин на «ручке», лично я категорически против, что некоторые автопроизводители добровольно-принудительно лишают водителей права выбора стиля вождения. Автоматы, роботы, вариаторы — это все, конечно, хорошо. Все-таки классика классикой, а прогресс — по расписанию. Но в современном мире не хочется чувствовать себя «коробочным меньшинством» среди других автомобилистов.
Автор: Максим Голенецких
А вы за механику или автомат? Поделитесь своим мнением в комментариях под статьей.
Какую коробку передач выбрать при покупке авто?
Всем привет!
Вопрос выбора КПП для многих остаётся загадкой из-за большого разнообразия коробок. Автопроизводители предлагают — МКПП, вариатор, АКПП, роботизированные коробки, преселективные, но что из этого будет надёжней, дешевле, экономичней? Для каждого вопрос выбора стоит по разному, кому-то важен только один из параметров, а кому-то все. В статье я хочу кратко познакомить вас с каждым из типов, рассказать о плюсах и минусах и способах диагностики.
Что же такое КПП? Это агрегат автомобиля, который преобразует момент тяги от двигателя и передаёт его на колёса. Если кратко, то это так, но фактически это сложный по конструкции агрегат, который эффективно "управляет" мощностью мотора и передаёт её на колёса.
Начнём с простого — МКПП
Самый простой и самый распространённый в РФ И СНГ тип коробок передач, в ЕС осталось очень мало автомобилей с таким типом КПП. Работает за счёт сцепления шестерёнок КПП в нужной последовательности, которую выбирает водитель самостоятельно.
Плюсы данного типа КПП такие:
- Экономичная, за счёт минимальных механических потерь.
- Простая по конструкции, что упрощает ремонт и обслуживание.
- Надёжная, это свойство бонус простой конструкции.
Но есть и минусы:
- Дискомфорт в эксплуатации, особенно в городских условиях.
- Не все умеют ей правильно "управлять".
Диагностировать МКПП очень просто, достаточно просто убедиться в чёткости включения передач и отсутствии шумов при езде, так же необходимо осмотреть её на предмет внешних повреждений, всё. При замене масла не реже 80т.км., которая обходится обычно очень дёшево, МКПП не доставит никаких неприятностей.
Вариатор или CVT
Тут немного сложнее.
Данный тип КПП широко используется в японских автомобилях и старых немецких. Если у последних с вариаторами всё не очень хорошо, то "японки" вполне неплохо эксплуатируются с данным типом КПП довольно длительное время.
Вариаторы бывают цепными и ременными, цепь переваривает больше мощности, но и её замена заметно дороже. Давайте рассмотрим плюсы такой КПП:
- Экономичность.
- Надёжность, при правильном обслуживании и эксплуатации.
- Отсутствие любых "пинков" и "кивков" со стороны КПП.
- Невозможно полностью оценить техническое состояние КПП.
- Дорогой ремонт при поломках.
- Ресурс зависит от стиля вождения, КПП нельзя перегревать, буксовать на ней.
- Обслуживание сильно дороже МКПП, по регламенту необходимо менять цепь/ремень и производить замену масла не реже каждых 50т.км.
С диагностикой вариатора очень сложно, можно примерно оценить насколько автомобиль плавно и равномерно реагирует на педаль газа или как он преодолевает небольшие препятствия, если есть какие-то рывки, качки, или автомобиль словно "проскальзывает" при резком нажатии на газ, то лучше воздержаться от покупки. В целом КПП хорошая, но её нужно правильно эксплуатировать и обслуживать.
Один из самых надёжных типов КПП после "механики" и за счёт этого очень распространённый. Многие до сих пор выбирают классическую АКПП в качестве "лучшего" варианта.
Рассмотрим плюсы:
- Надёжность.
- Неприхотливость к стилю езды и качеству масла.
- Довольно дорогой ремонт в случае поломки.
- Требовательна к запчастям.
- Дорогое обслуживание.
- Довольно высокий расход топлива.
Диагностировать АКПП проще всего, можно подключиться сканером для диагностики и посмотреть огромное количество информации о АКПП. Так же попереключать режимы стоя и на ходу, если будут какие-то явные "толчки" или "пинки", то стоит задуматься.
РКПП и Преселективные КПП
Многие относят их в одну группу, мол РКПП у Mersedes и преселективный робот DSG это одно и тоже, но это не так, да они конструктивно схожи, но это разные технологии.
РКПП это по сути та же МКПП, где сцепление за тебя нажимает автоматика и в это же время сама переключает передачу. Классические РКПП с одним сцеплением не рекомендую к покупке, поэтому рассматривать их не будем.
С DSG всё несколько иначе, но тут два сцепления, и механизм передач ближе к механизму переда у классического "автомата", но проще и быстрее.
- Экономичность.
- Удовольствие от вождения.
- Скорость переключения передач.
- Более неприхотлива к стилю езды, нежели вариатор.
- Дорогое обслуживание.
- Дорогие запчасти.
- Дорогой ремонт.
Такой тип коробки передач мягче классического автомата, быстрее и экономичнее, но при этом не такой требовательный к эксплуатации как вариатор.
Диагностировать аналогично автоматической КПП.
Резюмируя хочу сказать, что у всех типов КПП есть свои плюсы и минусы, но будущее явно за преселективными КПП.