От велосипеда с одним колесом до гироскутера: как появился моноцикл
Современным гироскутерам и моноколесам на самом деле десятки лет: они происходят от цирковых одноколесных велосипедов, на которых умели кататься даже медведи. Давайте разбираться, как новый модный транспорт связан с циркачами.
От моноколес до пенни-фартингов и обратно
Человек с начала своей истории пытался изобрести транспорт, чтобы быстрее преодолевать расстояния. Мечта летать и ездить легла в основу многих изобретений. Когда появился велосипед, это был настоящее достижение. Конечно же, велосипед придумали далеко не сразу (о том, кто его изобрел, вы можете почитать тут), до велосипеда было множество не особо удачных проектов, которые так и не прижились.
Один из проектов велосипеда. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk
Среди разработок был не только двухколесный транспорт, но и одноколесный. Идея таких изобретений была проста: человек должен управлять средством передвижения, сидя на колесе, словно на лошади, либо прямо в нем. Например, в 1869 году в американском журнале Scientific American был проиллюстрирован проект Ричарда К. Хеммингса. Конструктор предлагал создать огромное (2,5 метра диаметром) колесо с сиденьем и рулем внутри. Хеммингс говорил, что его транспорт мог бы развивать скорость до 30 км в час и легко подниматься в гору. Увы, проект так и не был реализован, ведь по своим габаритам такое моноколесо было очень непрактичным.
Моноколесо Хеммингса. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk
Следующей амбициозной разработкой стал моноцикл американца Фредерика Майерса. Его идея, как и идея Хеммингса, так и не была реализована. Но на самом деле стоит взглянуть на рисунок Майерса, и сразу становится понятно, в чем причина. Американец предлагал сесть на гигантское (3,6 метра в окружности) колесо сверху, а педали крутить с помощью ходуль.
Майерс предлагал управлять своим моноциклом с помощью ходуль. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk
Но в 1870-м году изобретатели наконец-то нащупали «золотую жилу» и создали пенни-фартинг. Именно тогда началась настоящая велосипедная эпоха: эти велосипеды с двумя разными колесами были настолько популярны, что из Британии они перекочевали в другие страны. На пенни-фартингах устраивали групповые прогулки и даже соревнования, ездили на них и женщины. Посмотреть на этих необычных предков велосипеда вы можете тут.
Моноколесники, которые сделали свои моноциклы из пенни-фартингов. 1880-е годы. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk
Но пенни-фартинг был популярен не только как транспорт, его использовали артисты для выполнения трюков. Именно они впервые открутили у пенни-фартинга маленькое колесо, превратив первый велосипед в первый моноцикл. Для цирка это был отличный выход: на одном колесе ездить гораздо сложнее, а значит, трюки на них становились более зрелищными. В 1880-х годах во многих странах Европы и в США давали представления на одноколесном транспорте, впрочем, были у моноколеса немногочисленные фанаты и за пределами цирков.
Автомобиль будущего в виде… колеса
Когда в начале ХХ века появились автомобили, велосипеды, конечно же, отошли на второй план. Совершенствовать стали уже именно машины. В головах изобретателей автомобиль будущего порой представал в виде одного огромного колеса. При этом у него был двигатель, не надо было крутить педали. Так, в 1930 году появилась Dynasphere.
Так представляли автомобиль будущего. Фото: hotcars.com
Dynasphere ― это детище Джона Арчибальда Первеса, который верил, что его разработка станет транспортом будущего. Он создал как одноместный моноцикл, так и моноцикл для двух человек. Конструкция представляла собой большое колесо, внутри которого устанавливалась круглая кабина для водителя. Кабина балансировала на роликах, когда Dynasphere приходил в движение. Транспорт был представлен на многих выставках и приводил публику в настоящий восторг.
В 1930-х годах такая ситуация вполне могла быть реальной: водитель автомобиля и Dynasphere встретились на дороге. Фото: hotcars.com
Учитывая, что в то время уже была развита фотография и видеосъемка, сохранилось очень много снимков Dynasphere. Однако мечты Первеса так и остались мечтами: на практике моноцикл бы почти неуправляем, на нем было сложно повернуть. К тому же система торможения также была плохо продумана: сам Dynasphere отлично тормозил, однако кабина внутри продолжала вращаться, превращая водителя в мышку в колесе.
Фактически современное моноколесо ― это модернизация сегвея. Фото: pxhere.com
Ну а после Dynasphere была снова долгая пауза, вплоть до наших дней, когда изобрели сегвэй, современное моноколесо, а затем гироскутер. Кстати, именно в таком порядке: создателем гироскутера считается Шейн Чен, который живет в Силиконовой долине. Изначально он работал именно над моноколесом, но однажды увидел свою дочь, балансирующую одновременно на двух моноциклах. Так его посетила идея создать гироскутер, который он назвал Hovertrax. Очень быстро идею подхватили китайские предприниматели и начали выпускать гироскутеры в огромном количестве, сделав их недорогими и популярными.
Ну а что касается моноциклов, то они тоже набирают популярность. Управляются они с помощью тела и развивают достаточно большую скорость, позволяя быстро передвигаться по городу.
Посмотрите на самые странные велосипеды японцев: они украшают их фанерой, музыкой и подсветкой.
Источник:
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
У какого транспортного средства меньше колес
Как вы думаете, что стало бы с Россией , если власть передать какому-нибудь новомодному чатику ИИ? Тоесть полностью и всю власть. Чтобы чатик (или…
Глобальное потепление
Есть ли реальные факты, что глобальное потепление действительно происходит? Хорошо бы конкретные проверяемые факты. И в каком именно конкретном виде…
самый мощный радиотелескоп
точнее, пара из излучателя и смотрелки. излучатель должен давать побольше-побольше ватт на квадратный радиан, а радиотелескоп должен видеть…
Колеса какого диаметра лучше выбрать на машину зимой?
Обычно на подавляющее большинство популярных в России автомобилей ставятся колеса с посадочным диаметром 15 и 16 дюймов. Это самый популярный типоразмер. Однако еще совсем недавно на машины С-класса шли диски R13 или R14. Кроме того, на некоторых современных машинах можно встретить колеса крупнее, в том числе размеры R17 и R18. Эти колеса слишком дороги, и поэтому пока не распространены массово, однако тенденция к увеличению размеров налицо. Для чего это делается и можно ли самостоятельно поставить на свою машину более крупные диски?
Небольшие колеса имеют ряд преимуществ. Чем меньше размер колеса, тем более мощный двигатель требуется для придания приемлемой динамики автомобилю на малых скоростях. Плечо силы у них больше, а значит, сопротивление проворачиваемости увеличивается.
Раньше с 13-дюймовыми колесами шли моторы мощностью 65-95 л. с., и с такими колесами они могли обеспечить приемлемое ускорение.
Колеса меньшего диаметра из-за малого размера экономят свободное место в арках и, как правило, имеют шины с высоким профилем, благодаря чему обеспечивают больший комфорт при передвижениях по дорогам с некачественным и разбитым асфальтом.
Между тем они имеют и недостатки, из-за которых размер R13 окончательно канул в лету. Это сложности с управляемостью на высоких скоростях.
Увеличение диаметра колеса позволяет наращивать крейсерскую скорость, а также помогает сохранности протектора покрышки, повышает экономичность и экологичность транспортного средства.
Поэтому сейчас производители считают оптимальными для легковых машин два типоразмера колес: R15 и R16.
Что означает маркировка колес?
При выборе колес необходимо правильно читать их маркировку. Например, в магазинах можно видеть колеса 195/65 R15. Здесь:
- 195 — ширина профиля в миллиметрах.
- 65 — высота профиля в процентах от ширины;
- R — тип корда — радиальный.
- 15 — диаметр диска под покрышку в дюймах.
Если взглянуть на шину размера 205/55 R16, то визуально она кажется больше, чем 195/65 R15, однако это не так. Размер колеса в сборе определяется внешним диаметром, а не внутренним, подготовленным под диск. Цифры 55 и 65 в маркировке указывают на высоту профиля в процентах от ширины шины, и чем меньше этот показатель, тем ниже профиль колеса и меньше его внешний диаметр. Таким образом, покрышка 205/55 R16 имеет меньший профиль, чем у резины 195/65 R15.
Если взять рулетку и измерить высоту колес в сборе, то окажется, что они имеют одинаковый диаметр. Поэтому при движении они создают одинаковую угловую скорость вращения выходного вала, а значит, передают одинаковые нагрузки на трансмиссию.
В чем различия штатных колес R15 и R16?
Однако по ширине колеса разных посадочных диаметров, как правило, различаются. Чем больше диск, тем шире делается колесо. Это нужно для придания иных характеристик автомобилю.
Широкое колесо обычно ставят для спортивной и динамичной езды. Широкая шина лучше сопротивляется кренам, обеспечивает неплохую управляемость, так как низкий профиль менее инерционен и мало продавливается при боковых перегрузках. На широких шинах автомобиль лучше проходит повороты. На них приятно ездить преимущественно летом.
К тому же широкое колесо тяжелее, а значит, подвеска испытывает больше нагрузок от неподрессоренных масс. Они быстрее разбивают сайлентблоки и резинометаллические шарниры.
Таким образом, для зимы больше подходят колеса R15 с высоким профилем. Большие скорости в это время года ни к чему, а комфорт в пути лишним не будет. Эти шины легче и уже, благодаря чему лучше вгрызаются в снежную кашу и обледенелый асфальт. Узкие колеса менее чувствительны к колее и к неровностям.
Расстояние между колесами легкового автомобиля по ширине
Под термином колея автомобиля подразумевается ширина между колесами расположенными на одной оси. Рассчитывается она от середины рисунка протектора левого колеса до середины правого. Когда у автомобиля сдвоенные колеса, ширина так же рассчитывается от середины отпечатков левой и правой пар колес. Существует и другое определения данного выражения.
В простонародье колея — это след автомобиля, оставляемый им при движении. Колея образуется там, где машины ездят одна за другой, след в след. Современный асфальт прекрасно демонстрирует, насколько глубокой может быть такая колея. Несколько лет назад, на многих перекрестках города и остановках общественного транспорта, колеи в асфальте достигали такой глубины, что можно было спокойно проскрести днищем, угодив в одну из таких.
Каждый автолюбитель знает, особенно начинающий, что такое зимняя колея во дворах, и как сложно бывает из нее выбраться. Но сегодня речь идет не об этой колее, а о колее автомобиля.
Различная ширина колеи
Как правило, ширина между колесами на передней и задней оси одинаковая, но бывают и исключения. Если передняя и задняя отличаются, это может привести к определенным трудностям. Например, при движении по бездорожью, по сугробам и так далее. В случае с одинаковой шириной, сопротивление при прокладывании колеи испытывают лишь передние колеса, а задние едут уже по накатанной. При разной же ширине, задней паре колес, так же как и передней, приходится прокладывать новую колею, а возможно, что и рушить старую (это зависит уже от разницы в ширине).
Это, несомненно, отрицательно сказывается на таких характеристиках как:
- проходимость автомобиля;
- количество потребляемого топлива;
- снижается маневренность.
Все это может оказаться не столь существенно для автомобиля SUV класса, который изначально сконструирован для езды по бездорожью, имеет мощный двигатель, и другие соответствующие характеристики. А вот для других автомобилей разная ширина колеи передней и задней осей может стать большим минусом на бездорожье.
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
- вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
- вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
- количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
- место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
- размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
- рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
- наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
- расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
- признаки, указывающие на направление движения автомашины;
- способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
- как упакованы изъятые следы.
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится и съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
- колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
- рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
- отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях . Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Почему машина переворачивается
Стоит упомянуть о том, какие преимущества имеет автомобиль с широкой колеей, перед своим собратом с узкой. Чем шире колея автомобиля, тем он становится устойчивей, и в меньшей степени подвержен переворачиваемости на склонах и крутых виражах. Чем выше центр тяжести и уже колея, тем больше шансов у машины перевернуться. На уклоне на нее действуют центробежная сила, а так же сила тяжести. Масла в огонь подливает сила сопротивления скольжению. Пример показан на рисунке ниже. Все эти факторы вместе, с легкостью могут привести к тому, что машина перевернется.
Конечно, на устойчивость влияет еще рад факторов, таких например как:
- центр тяжести автомобиля, его вес, база и загруженность;
- состояние шин и их размеры;
- скорость с которой машина движется по уклону, входит в повороты ;
- состояние дороги;
- профессионализм водителя, умение управлять транспортным средством в экстремальных ситуациях.
Производитель изначально проводит все необходимые расчеты, чтобы ваше авто было устойчивым. От вас лишь требуется не испытывать его в чересчур экстремальных условиях. » alt=»»>
В таблице приведены расстояния ширины колеи для некоторых автомобилей, ширина смотровой ямы на прямую зависит от ширины колеи колес, используя эти данные можно примерно узнать необходимую необходимую ширину смотровой ямы гаража.
Марка автомобиля | Ширина колеи |
ВАЗ 2107 | 1321 мм |
ВАЗ 2110 | 1370 мм |
ВАЗ-2115 “Lada Samara” | 1370 мм |
ВАЗ-2109 | 1370 мм |
ГАЗель | 1560 мм |
Lada Priora | 1380 мм |
Volkswagen Passat (B5) | 1498 мм |
Golf 4 | 1494 мм |
Golf 3 | 1430 мм |
Daewoo Lanos | 1405 мм |
Daewoo Matiz | 1280 мм |
Hyundai H100 | 1445 мм |
BMW E60 | 1582 мм |
BMW X5 | 1576 мм |
Mitsubishi Pajero Sport | 1465 мм |
Opel Frontera A | 1440 мм |
Opel Vectra A | 1432 мм |
Audi 80 | 1410 мм |
Марки грузовиков до 2 тонн
Марка, модель, (тип авто / кузова) | Колесная формула (проходимость) | Грузоподъемность, т. | Размеры кузова, м. | Объем кузова, м3. |
Россия, страны СНГ | ||||
ГАЗ 2705-216 (фургон) | 4х2 | 1,35 | 3,13х1,72х1,52 | – |
ГАЗ 2705-216 (комбинированный фургон) | 4х2 | 1,41 | 2,00х1,72х1,52 | – |
ГАЗ 2705-216-1 (фургон) | 4х2 | 1,35 | 3,13х1,72х1,52 | – |
ГАЗ 2705-216-2 (фургон) | 4х2 | 1,35 | 3,13х1,72х1,52 | – |
ГАЗ 2705-408 (фургон) | 4х2 | 1,35 | 3,13х1,72х1,52 | – |
ГАЗ 27057-408 (комбинированный фургон) | 4х4 | 1,19 | 2,00х1,72х1,52 | – |
ГАЗ 2705Д1 (комбинированный фургон) | 4х2 | 1,41 | 2,21х1,56х0,13 | – |
ГАЗ 3302Д1 «ГАЗель» (бортовой) | 4х2 | 1,5 | 3,06х1,94х0,38 | – |
ГАЗ 3302Д4 «ГАЗель» |
33 L2H1 2.2 HDi (ц/м фургон)
33 L2H2 2.2 HDi (ц/м фургон)
35 L3H3 2.2 HDi (ц/м фургон)
V3JA2-1 (ц/м фургон)
Грузовой транспорт до 2 тонн подходит для транспортирования небольшого груза. Стоит отметить, что данные машины бывают различных размеров и разновидностей, при одинаковом значении допустимой нагрузки. У данных транспортных средств кузов может быть тентованным, открытым или в виде фургона, в том числе комбинированного, цельнометаллического.
Стоит отметить, что размеры зависят от марки и модели. По колесной формуле, определяющей проходимость авто, бывают 4х2 и 4х4. Последние транспортные средства готовы перемещаться даже в условиях бездорожья.
Грузы общим весом от одной до двух тонн до восьмидесятых годов прошлого столетия почти не имели специально предназначенного транспорта. Категорию до 1 т закрывали пикапы и УАЗы, а от 1,5 тонны – нужно было оформлять прокат грузового автомобиля ГАЗ-52/53, ЗИЛ и т.д.
Как быть тем, кому требуется перевезти 1,3 или 1,5 тонны? Желающих не перечесть. У кого-то предстоит квартирный или офисный переезд, кому-то нужно организовать перевозку спецтехники или оборудования, доставку строительных материалов, перемещение выставки и многое другое. Перевозки до 2 тонн осуществляются на городских и внутриобластных маршрутах.
Грузы могут быть самыми разнообразными:
- вещи от квартирного или офисного переезда,
- доставка готовой продукции в пункты реализации,
- промышленное кухонное или торговое оборудование,
- металлический профиль,
- строительные материалы,
- ягоды, овощи и фрукты,
- тарные грузы и прочее.
Разная ширина колеи автомобиля
В основном, ширина колеи на всех осях автомобиля одинакова. Иногда бывают случаи, когда она отличается. Стоит отметить, что этот момент может привести к некоторым сложностям. К примеру, когда вы двигаетесь по бездорожью, то каждой оси придется прокладывать дорогу заново. Обязательно это сказывается на следующих характеристиках:
Однако этот момент может быть не столь существенным для машин определенного класса – SUV. Этот вид машин создан специально для езды по бездорожью и имеет мощный двигатель и повышенный расход топлива. Примером такой машины является Мицубиси Джип. Для большинства других машин разная ширина колеи автомобиля имеет большое значение.
Почему машины переворачиваются
Сейчас рассмотрим преимущество широкой колеи перед узкой. В узкой колеи есть свое преимущество – машина проедет там, где тяжело проехать большинство автомобилей. Однако, если у вас широкая колея, ваш железный конь менее подвержен к опрокидыванию. На уклоне действуют две силы:
Также на склоне способствует перевороту сопротивление скольжению, которое оказывают покрышки. Разумеется, все эти факторы в совокупности способны привести к тому, что автомобиль перевернется. На схеме ниже все это хорошо показано.
Также на устойчивость машины влияет не только ширина колеи автомобиля. Еще важны следующие факторы:
- Состояние и размер шин;
- Скорость движения по уклону, вход в повороты;
- Центр тяжести, база, вес и загруженность;
- Состояние дорожного покрытия;
С самого начала производитель тестирует машину на разных склонах и поворотах. От вас требуется лишь не проверять машину в чересчур сложных условиях, потому как есть риск перевернуться. Посмотрите видео ниже и поймете, что на машине лучше ездить по обычной дороге.
Содержание статьи:
Согласно информации из Википедии, колея авто — это расстояние между центрами следов, образованных шинами на дороге. Это технически важное понятие, поскольку от колеи, наряду с просветом и колесной базой, зависят устойчивость автомобиля, плавность движения, эффективность тормозов, способность справляться с трудными дорожными участками.
Без этого не обойтись при проведении расчётов
Ещё один важный показатель – протяжённость заноса (юза) при торможении Sю. Это отношение квадрата скорости юза к удвоенной константе замедления j. Такой след заблокированные колодками колёса машины начинают оставлять на дорожном покрытии при положении «педаль в пол». Начало следа – это точка установившегося замедления, то есть константы. Как уже было сказано выше, это экспериментальная величина. Она рассчитывается для каждого вида транспорта отдельно. При этом используется физическая формула
Продольное сцепление резины с дорожным покрытием f замеряется эмпирически, с помощью «пятого колеса» или специальных приборов.
На основании специальной таблицы время реакции водителя на ситуацию на дороге составляет 0,6-1,4 секунд (шаг 0,2). Усреднённая экспертная величина, которая применяется в официальных экспертизах, составляет 0,8 с (в связи с тем, что быстрее этого времени человеческий мозг среагировать на происходящее не в состоянии).
Чтобы упростить восприятие производимых математических расчётов, сделаем привязку величины остановочного пути к скорости автомобиля длиной 4 м. Привязка делается к скорости 64 км/ч, с шагом ½ в сторону её замедления и увеличения:
Принятие решения о начале торможения в критической ситуации – необходимый, и крайне ответственный шаг. Чем больше скорость автомобиля, тем быстрее необходимо нажимать на педаль. Чем раньше это решение будет принято, тем быстрее произойдёт полная остановка.
Как измеряется показатель
Как измерить ширину переднего и заднего мостов:
- Можно сделать это веревкой (натянуть между серединами покрышек, сделать отметку, затем измерить).
- Проехать по снегу и провести измерение по следам.
- Выровнять передние колеса, натянуть 2 нитки по касательной вдоль бортовых колес. Осмотреть на наличие угла. Если угол будет, то натянуть нитку от более широкой колеи параллельно бортам, измерить разницу на меньшей колее.
- Взять две рейки, вставить в распор между колесами, затем вытащить и измерить длину рулеткой. Можно провести несколько замеров, перемещая автомобиль, чтобы убедиться, что неровности дисков не влияют на результат.
Точность до миллиметра здесь не требуется, поскольку не влияет на проходимость.
Классификация грузового транспорта с открытым кузовом
Такие автомобили пригодны для транспортировки грузов общего назначения, кроме наливных без тары. Выпускаются в широком ассортименте по грузоподъемности, проходимости и другим параметрам.
- Бортовые автомобили. В общей конструкции объединены кабина и открытая кузовная часть. Один или несколько бортов могут быть откидными. Кузов неопрокидывающийся.
- Самосвал. Одиночный автомобиль с откидывающимся кузовом.
- Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами. В последнем случае такая техника называется автопоездом.
- Бортовые автомобили-тягачи, к которым можно присоединить один или два прицепа.
- Седельный тягач. Кузов отсутствует. Имеется седельно-сцепное устройство, предназначенное для присоединения полуприцепов. Это более универсальное транспортное средство, по сравнению с сочлененным грузовым автомобилем. Обладает маневренностью, большой грузоподъемностью, может использоваться для длинномерных грузов.
- Платформы и их разновидность – низкорамные тралы. Такая автотехника обладает уникальной грузоподъемностью – до 200 тонн, оснащается специальными фиксирующими устройствами. Предназначена для транспортировки тяжеловесных и длинномерных грузов.
На базе шасси и прицепа или седельного тягача и полуприцепа создают лесовозы-сортиментовозы – технику, удобную для транспортировки длинномерной древесины – 2, 4, 6 м.
На что влияет колея колес
Важно, чтобы колея автомобиля и колесная база находились в строгом соотношении друг к другу — нормальным считается отношение 1,7-1,8. Ниже 1,6 параметр опускаться не должен. А если соотношение будет выше, то ездить станет комфортнее — машина будет вести себя более устойчиво даже при сильном разгоне.
При разной колейности передних и задних колес возникают сложности во время передвижения по грязи, снегу, мягкому грунту, поскольку необходимо прокладывать сразу две колеи. Соответственно, авто должно обладать производительным двигателем, потребляющим большое количество топлива. Проходимость транспорта несколько снижается.
Изменения ширины колеи автомобиля
Параметр задается изначально конструкцией автомобиля, которую предусмотрел производитель. Исходя из данной ширины рассчитываются размеры и расположение ключевых узлов авто и элементов подвески. Однако некоторые автомобильные владельцы производят тюнинг, в процессе которого выносят колеса за границы колесной арки, вследствие чего колея становится шире.
Такие изменения влияют на характеристики легкового или грузового автомобиля, увеличивая нагрузку на подвеску. Наиболее явно это выражается в момент торможения: стандартная тормозная система становится менее эффективна. Чтобы избежать аварийной ситуации, необходимо заменить также и тормозную систему на более мощную. Также необходимо участь, что срок службы подшипников ступиц значительно сокращается.
Стандартная ширина колеи в России — 1520 мм, но в отдельных случаях может быть меньше, в диапазоне 1270-1350 мм.
- Уменьшение задней колеи автомобиля без затрагивания передней приводит к чрезмерной поворачиваемости транспорта.
- Увеличение колеи передних колес автомобиля без затрагивания задней приводит к тяжелой поворачиваемости транспорта.
Плюсы и минусы увеличения колеи базы автомобиля
Если увеличение будет не слишком сильным, то проблем возникнуть не должно. Увеличение сразу передней колеи и задней колеи на равную ширину только повысит устойчивость автомобиля на ровной поверхности трассы, управляемость останется прежней. Основной минус: усиливающаяся степень износа ступичного подшипника.
При увеличении поперечное расстояния только между задними колесами машину будет сильнее заносить при повороте. При увеличении только переда поворачиваемость станет либо избыточной, либо нейтральной. В идеале нужно стараться добиться нейтральной поворачиваемости, чтобы машина одним и тем же образом уходила в поворот задом и передом. Следует учесть, что поворачиваемость зависит от скорости: на медленной контроль всегда лучше и заносы минимальны.
Для увеличения колеи обычно используют специальные проставки на колеса. Деталь представляет собой диск небольшого размера с отверстиями, изготовленный из металлического сплава. Проставки служат не только для расширения колеи, но и позволяют установить более мощную тормозную систему за счет увеличения количества свободного места.
Таблицы
В таблицах вы найдете формулы самых распространенных транспортных средств. Два и более показателя через запятую, говорят о наличии у производителя различных модификаций.
Модель авто | Формула |
ВАЗ | |
ваз 2107 | 4х2 |
ваз 2110 | 4х2 |
ваз 2109 | 4х2 |
ваз 2106 | 4х2 |
ваз 2108 | 4х2 |
лада ларгус | 4х2 |
лада веста | 4х2 |
лада х рей | 4х2, 4х4 |
лада гранта | 4х2 |
лада калина | 4х2 |
нива шевроле | 4х4 |
нива 2121 | 4х4 |
УАЗ | |
уаз патриот | 4х4 |
уаз 39094 фермер | 4х4 |
Renault | |
рено дастер | 4х2, 4х4 |
рено логан | 4х2 |
рено сандеро степвей | 4х2, 4х4 |
рено сценик 2 | 4х2, 4х4 |
Kia | |
kia rio | 4х2 |
kia ceed | 4х2 |
kia soul | 4х2 |
kia sportage 2010 | 4х2, 4х4 |
Ford | |
форд транзит | 4х2 |
форд фокус 2 | 4х2 |
Skoda | |
шкода рапид | 4х2 |
шкода октавия | 4х2 |
шкода фабия | 4х2 |
шкода октавия тур | 4х2 |
Daewoo | |
ланос | 4х2 |
нексия | 4х2 |
Nissan | |
ниссан икстрейл | 4х2, 4х4 |
Toyota | |
land cruiser 80 | 4х4 |
тойота камри | 4х2, 4х4 |
рав 4 | 4х2, 4х4 |
Suzuki | |
сузуки самурай | 4х4 |
сузуки гранд витара | 4х2, 4х4 |
Chevrilet | |
шевроле лачетти | 4х2 |
Opel | |
opel vectra | 4х2 |
astra family | 4х2 |
astra h | 4х2 |
SsangYong | |
кайрон 2.3 бензин | 4х4 |
Fiat | |
фиат дукато | 4х2 |
Hyundai | |
хендай солярис | 4х2 |
VolksWagen | |
volkswagen caravelle | 4х2, 4х4 |
Модель авто | Формула |
БелАЗ | |
белаз 75131 | 4х2 |
белаз 7540 | 4х2 |
белаз 7555 | 4х2 |
белаз 7555в | 4х2 |
ГАЗ | |
газ 53 | 4х2 |
газ 66 | 4х4 |
валдай | 4х2 |
газель некст | 4х2 |
газ 3302 | 4х2 |
газ 3307 | 4х2 |
ЗиЛ | |
зил 130 | 4х2 |
зил 131 | 6х6 |
зил 133 | 6х4 |
зил 431410 | 4х2 |
зил 5301 | 4х2 |
КамАЗ | |
камаз 4310 | 6х6 |
камаз 43118 | 6х6 |
камаз 5320 | 6х4 |
камаз 5410 | 6х4 |
камаз 55111 | 6х4 |
камаз 65115 | 6х4 |
камаз 6520 | 6х4 |
камаз 6540 | 8х4 |
камаз 7850 | 16х16 |
камаз 78504 | 8х8 |
камаз 78509 | 12х12 |
МАЗ | |
маз 5335 | 4х2 |
маз 54322 | 4х2 |
маз 54323 | 4х2 |
маз 5551 | 4х2 |
маз 6303 | 6х4 |
маз 6501 | 6х4 |
НЕФАЗ | |
нефаз 4208-34 | 6х6 |
Renault | |
рено магнум | 4х2, 6х2, 6х4 |
УРАЛ | |
урал 4320 | 6х6 |
урал 5557 | 6х6 |
Freightliner | |
фредлайнер | 6х4, 6х6 |
Hyundai | |
hd 78 | 4х2 |
Volvo | |
volvo fh12 | 4х2, 6х2 |
Модель авто | Формула |
Автобусы | |
маз 103 | 4х2 |
паз 3205 | 4х2 |
лиаз 5256 | 4х2 |
Трактора | |
юмз 6 | 4к2а |
мтз 80 | 4к2а |
мтз 82 | 4к4а |
Грейдеры | |
дз 98 | 1х3х3 |
Прочее | |
бтр 80 | 8х8 |
шасси баз 695071 | 8х8.1 |
Часто встречающиеся проблемы
Бросает машину в колее
Часто встречается ситуация, когда автомобиль становится плохо управляемым в колее, руль самостоятельно вращается, в результате транспорт кидает то влево, то вправо (машина «рыскает», или «плавает»).
- Использование низкопрофильной широкой резины.
- Использование однонаправленной резины, которая установлена неправильно (не той стороной).
- Использование разношироких колес, когда размеры колес на задних и передних осях различаются.
- Проблемы в сход-развале.
Первое, что нужно попробовать сделать — это сменить резину.
Машина ловит колею
Автомобиль остро реагирует на любую неровность на дороге, постоянно съезжает в ямы, вплоть до выбивания руля. Езда становится сложной и напряженной, повышается аварийность.
- Неисправный сход-развал.
- Неисправная рулевая тяга или передние стойки.
- Неподходящая форма резины.
Летняя резина зачастую имеет округлое сечение, по бокам отсутствует протектор. Зимняя — более мягкая, с квадратным сечением, ее пятно контакта хорошо входит в свою колею и крепко в ней держится.
Почему машину выбрасывает из колеи
При езде по продолжительным участкам с колеей автомобиль пытается выскочить из нее. Из-за этого приходится непрерывно контролировать руль в летний период, а в зимний, если авто выбросит на встречную полосу, возможна авария.
- Шины с развитыми боковыми грунтозацепами.
- Чрезмерно перекачанные шины.
- Железные диски с отрицательным вылетом.
- Неисправные амортизаторы, стойки, сход-развал.
Как видно, много на что влияют выбранные для автомобиля шины. Чтобы решить проблему, воспользуйтесь услугами шиномонтажа, приобретя покрышки другого типа и габаритов. Наш сервис «Мастер глушителей» профессионально выполнит работу — приглашаем всех жителей и гостей СПб.
Другие классификационные признаки
Помимо конструкции кузова, грузовые автомобили различаются и по другим признакам.
По количеству осей
Двух-, трех-, четырех-, пятиосные и более. Этот параметр оказывает влияние на грузоподъемность и учитывается при получении допуска на проезд по той или иной автодороге. Для транспортировки тяжелых грузов на дальние расстояния используют грузовые автомобили с тремя и более осями.
При определении этого параметра учитывают наиболее загруженную ось:
- до 6 тонн;
- 6-10 тонн.
По колесной формуле
- 4х2;
- 4х4;
- 6х4;
- 6х6.
Первая цифра обозначает общее количество колес, вторая – число ведущих колес. Сдвоенные колеса обозначаются как одно.
По грузоподъемности
Этот один из наиболее важных параметров, учитываемых при выборе автомобиля для транспортировки груза. Классы грузовиков по грузоподъемности:
- малый;
- средний;
- большой.
Список классификационных признаков можно продолжить, исходя из конструкционных и эксплуатационных особенностей автомобиля, функционального назначения, характеристик перевозимых грузов.