Почему Mercedes-Benz так называется
Есть в автомобильном мире понятия-аксиомы: у легковушки – четыре колеса, «немцы» и «японцы» — самые надежные, Mercedes – мужского рода… А вот и нет: Мерседес на самом деле – юная барышня!
В самом деле, Mercedes сначала был мужчиной – все модели компании Готлиба Даймлера назывались Daimler.
Один из признанных изобретателей автомобиля Готлиб Даймлер (1834 – 1900) с самого начала имел целью создать товарный продукт – транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания. Над коммерчески рентабельным ДВС он работал около сорока лет, и создание в 1886-м автомобиля как технически успешного продукта еще не означало полного успеха: со сбытом новинок подобного рода в консервативной Германии были большие проблемы.
Слово Mercedes во всем мире ассоциировалось только с женским именем. Но в 1901 г. французские автожурналисты написали: настала эра Мерседесов-автомобилей.
В какой-то мере помогал рынок других европейских стран, в первую очередь Франции, но там была другая проблема: мощная конкуренция со стороны Peugeot и Panhard-Levassor, которые, кстати, использовали лицензионные моторы самого Даймлера (к слову, конструкции Вильгельма Майбаха).
На этом фоне интересным выглядело предложение делового партнера Даймлера предпринимателя Эмиля Еллинека. Будучи официальным представителем компании Daimler в курортном регионе Франции – на Лазурном побережье, он был своим в кругах богачей и аристократов. Для расширения продаж автомобилей Еллинек участвовал в автомобильных гонках, и даже основал команду под названием «Мерседес» — по имени своей на то время 11-летней дочери. «Мерседесами» Еллинек называл и гоночные болиды своей команды – доработанные им Daimler Phönix: Mercedes I, Mercedes II.
Предшественник первого Daimler Mercedes – Daimler Phönix был типичным для своего времени: громоздкий, высокий, с узкой колеей.
В гонках первые «Даймлеры» были не ахти, и Еллинек пытался уговорить Даймлера с Майбахом делать их автомобили более спортивными – помощнее и поприземистее. Партнеры-немцы сопротивлялись, так что Еллинеку пришлось пообещать выкупить целую партию машин желаемой конструкции.
Дилер “Даймлера” австриец Эмиль Еллинек назвал свою гоночную команду по имени дочери Мерседес. Затем ее имя стало одним из самых дорогих брендов в мире.
Cделка состоялась, под требования Еллинека сконструировали модель 35 PS, в самом деле с низким центром тяжести и новым двигателем в 35 л.с. Для сравнения оцените предыдущий «болид» команды Еллинека – Daimler Phönix (1897 – 1902), несуразно высокий, короткий и слабосильный (23 л.с.). Собственно, на рубеже веков все «легковушки» имели подобную архитектуру.
Решительный шаг вперед в конструкции Mercedes 35 PS заметен в сравнении с предыдущей моделью Daimler Phönix: новинка стала более приземистой.
Поэтому новейший 35 PS команды Mercedes 1901-го года выглядел почти революционно: низкое шасси, широкая колея, колеса одинакового диаметра, ровный капот, наклоненная рулевая колонка.
Как и было оговорено заранее, Еллинек назвал новую машину своей команды Mercedes. Такое имя осталось и за дорожными образцами, которые пошли в продажу: Mercedes 35 PS. Тогда же сзади пристроили второй ряд сидений и первый серийный «Мерседес» стал четырехместным.
А тем временем Benz…
Что касается еще одной части знаменитого автомобильного имени – Benz, то оно пришло в состав бренда в 1926 году, когда компании двух отцов автомобилизма, Карла Бенца и Готлиба Даймлера, слились в единое целое. Интересно, что в истории машин марки Benz с самого начала тоже была женщина, и сыграла она не менее важную роль.
Берта Бенц, супруга талантливого изобретателя, два года ждала коммерческого успеха детища своего мужа – машины Benz Patent-Motorwagen. И не дождавшись, в 1888 г. решилась на эффектную промо-акцию. Однажды рано утром, пока муж крепко спал, супруга изобретателя с двумя сыновьями отправилась на автомобиле … к маме! Не с вещами и насовсем, а якобы просто в гости. И якобы муж об этом не знал.
Еще одна женщина в истории марки Mercedes-Benz – Берта Бенц – чести попасть на логотипы автокомпании не удостоилась. Но история не забыла и ее.
Между тем, теща изобретателя жила за 108 км от Мангейма – в Пфорцгейме, и бесстрашная фрау с детьми самостоятельно преодолела их! Трудности конечно были: кончался бензин (купили в аптеке), пробивало изоляцию свечного провода (замотали чулочной подвязкой), забивался бензопровод (прочистили булавкой от шляпы), движок задыхался на подъеме (сыновья спешивались и толкали машину)… Но путешествие в оба конца закончилось успешно.
Все полтора десятка лет, пока Карл Бенц конструировал первый в мире автомобиль, его жена Берта оставалась преданным соратником изобретателя.
Если Карл Бенц тем августовским утром в самом деле ничего не знал о готовящемся пробеге, значит, он проспал самое интересное: поездка показала, что автомобилем образца конца XIX века могут пользоваться не только фанатичные инженеры и эксцентричные аристократы, а и рядовые граждане. Но имя своей супруги товарному автомобилю он не дал. Как знать, может быть именно поэтому его фамилия и стоит в имени бренда на втором месте…
Фирма мерседес бенц в честь кого названа
Кстати, никаких испанских корней в семье девушки и близко не было. Ее родители – Рахиль и Эмиль Еллинек по национальности были евреями, а жили в Австрии. Рахиль в детстве жила в Марокко, неподалеку от испанской общины. Отсюда ее любовь и увлечение испанской культурой.
Отправная точка истории длиною в жизнь
Эмиль Еллинек был известен в Вене как бизнесмен и дипломат. Однажды он познакомился с инженером, конструктором и промышленником Готлибом Даймлером и автоконструктором и предпринимателем Вильгельмом Майбахом.
Идея получать неплохую прибыль благодаря продаже самодвижущихся колясок показалась Эмилю удачной. Он налаживает продажу изобретения в Ницце, где занимал пост генерального консула Австро-Венгрии.
Приобретенная для торговой компании вилла была названа в честь дочки Эмиля. А впоследствии он взял псевдоним «мсье Мерседес» для анонимного выступления на гонках на одном из выпущенных авто, поскольку пост не позволял ему участвовать под своим именем.
На парижской выставке в 1902 году Эмиль презентовал новую модель Mercedes 35 hp, рядом с которой был установлен огромный портрет Адрианы. Но статус зарегистрированной торговой марки компания получила гораздо позже, только в 1926 году, после объединения с Benz & Cie. После слияния «Даймлер» и «Бенц» автомобили стали выпускаться под названием «Мерседес-Бенц».
Жизнь и смерть Адрианы
Сама девушка мало интересовалась автомобильной индустрией отца. Она с детства была увлечена музыкой и, по отзывам современников, обладала роскошным сопрано и яркой внешностью. Что, конечно, привлекало мужчин. Первым супругом Адрианы стал барон Карл фон Шлоссер. Но довольно скоро брачный союз прекратил свое существование, а громкий бракоразводный процесс еще долго смаковался в светских беседах. Еще бы, ведь женщина ушла от мужа к бедному безвестному скульптору.
Умерла он довольно рано, от туберкулеза, не дожив до 40 лет. Так Адриана попала в историю автопрома, ничего не сделав для этого. А ее отец еще в 1903 году изменил документы и стал официально носить фамилию Еллинек-Мерседес. До этого, да и после тоже в истории не было зафиксировано случаев, когда человек превращал в свою официальную фамилию даже не имя, а прозвище своего ребенка.
Как появилось название Мерседес-Бенц
Обсуждая автомобили, невольно присваиваешь пол тому или иному бренду. Традиционная солидность и классические черты заставляют считать машину мужской, тогда как легкость и компактность – женской. А отношение к самим брендам становится каноническим, например, мало у кого повернется назвать «Мерседес», женским. Между тем история бренда именно это и подтверждает.
Появление Мерседес
Надо сказать, что изначально Мерседес все же был мужским – все модели от компании Готлиба Даймлера носили его фамилию, Daimler.
Знаменитый немецкий конструктор и промышленник, немало сделавший для появления в нашем мире автомобилей, изначально хотел создать транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания. На создание рентабельного с коммерческой точки зрения двигателя Даймлеру понадобилось целых 40 лет. А появление в 1886 году технической реализации проекта в виде автомобиля было только началом большой истории. В консервативной Германии весьма скептично смотрели на новинку, покупать ее никто не спешил.
Хорошо еще, что рынки других европейских стран были готовы к новому продукту. Правда, конкуренцию никто не отменял. В той же Франции уже имелись свои автопроизводители: Peugeot и Panhard-Levassor, которые на свои машины устанавливали по лицензии немецкие двигатели от Даймлера. Конструировал их Вильгельм Майбах.
Но тут как нельзя кстати пришлось предложение австрийского предпринимателя Эмиля Еллинека. Этот деловой партнер Даймлера представлял интересы его компании на Лазурном побережье. Здесь, на курортах, было не протолкнуться среди богачей и аристократов. А чтобы дать импульс продажам автомобиля, Еллинек организовал гонки. Свою команду он назвал Мерсéдес (от испанского — «Милосердие, грация»), в честь своей 11-летней дочери.
Эмиль Еллинек с дочерью Мерседес
Гоночными болидами стали доработанные Еллинеком Daimler Phönix. Они получили названия Mercedes I и Mercedes II. Сам базовый автомобиль, Daimler Phönix имел классический для того времени вид – высокий, громоздкий, с узкой колеей. Неудивительно, что в гонках такая машина проявить себя не могла. Еллинек активно убеждал Даймлера и Майбаха выпустить более спортивные, мощные и приземленные автомобили. Немцам эта идея не особенно нравилась, тогда французский партнер пообещал им выкупить всю партию автомобилей более спортивной конструкции.
В результате Даймлер сконструировал новую модель, получившую название 35 PS. Она имела низкий центр тяжести и двигатель в 35 л.с. Это был значительный шаг вперед по сравнению с высоким, коротким и маломощным Daimler Phönix (1897 – 1902). Его двигатель имел всего 23 л.с. А модель Mercedes 35 PS выглядела революционно относительно предшественника. Она имела широкую колею, низкое шасси, колеса одинакового диаметра, ровный капот и наклоненную рулевую колонку.
Новый автомобиль Еллинек назвал Mercedes, как члена своей команды. Но это имя осталось и за коммерческими образцами. Так на рынке появился автомобиль Mercedes 35 PS. Сзади ему пристроили второй ряд сидений, в итоге серийная модель оказалась четырехместной.
Что же такое Benz?
Разобравшись с Mercedes, давайте узнаем, откуда взялась в названии вторая часть имени – Benz. Она появилась в составе бренда в 1926 году при слиянии двух компаний. Отцы автомобилестроения, Карл Бенц и Готлиб Даймлер, сформировали новую компанию. Любопытно, что и в истории Benz тоже поучаствовала женщина, сыграв не менее заметную роль.
Жену изобретателя и инженера звали Берта Бенц. Она целых 2 года ждала, пока творение ее мужа получит коммерческое признание. Первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – Benz Patent-Motorwagen на рынок выходить не спешил. В 1888 году Берта решила провести рекламную акцию. Рано утром, пока ее муж еще спал, она с двумя сыновьями отправилась в гости к матери. Легенда гласит, что сам Карл Бенц ничего об этом не знал. А ведь его теща жила в 108 километрах от Мангейма. Это не остановило Берту, доверившейся чудо-устройству. Путешествие оказалось непростым. Бензин пришлось покупать в аптеке, пробитую изоляцию свечного провода замотали чулком, а забитый бензопровод прочистили булавкой. Мощности двигателя на подъемах не хватало – пришлось сыновьям Бенца толкать автомобиль. К счастью, поездка и возвращение обратно успешно состоялись.
Эта поездка стала важным событием – она показала, что автомобилями могут пользоваться не только безумные изобретатели или эксцентричные богачи, но и обычные люди. Правда, имя своего верного соратника, подтолкнувшего Бенца к успеху, автомобилю он так и не присвоил. Вот так и стоят вместе два имени: девочки и изобретателя в названии автомобильного бренда Мерседес-Бенц.
Девушка и лимузин
Почему самый известный автомобильный бренд получил имя Mercedes
Mercedes-Benz без преувеличения самый известный автомобильный бренд мира. Его упоминают, когда хотят подчеркнуть богатство или надежность, престиж или могущество. Что же до самого названия, то о нем отдельно никто обычно не задумывается. Общепринятым считается, что назван он по имени и фамилии дочери (или жены) изобретателя Карла Бенца. Это, однако, не так. Мерседес — домашнее имя дочери австрийского автодилера, которая, если бы не автомобиль (не Карла Бенца, а Пауля Даймлера), осталась бы неизвестной, настолько она была скромной и незаметной.
Автомобили в салоне Mercedes-Benz
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
Автомобили в салоне Mercedes-Benz
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
«Она помешана на Tiffany, у нее есть Mercedes-Benz». Для музыкантов из группы The Eagles, когда они писали свою знаменитую композицию «Отель «Калифорния»», именно эти два бренда — ювелирный и автомобильный — были понятными всем синонимами богатства. И если бренд Tiffany иногда все-таки требует каких-то объяснений, то с Mercedes-Benz они попали в точку. Никаких дополнительных объяснений не требуется. До сих пор. В свежем рейтинге самых дорогих брендов мира от британской Brand Finance (а эта компания — признанный эксперт в области стоимости и значимости брендов) Mercedes-Benz занимает 18-е место. Если же взять отдельно только автомобильные бренды, то по стоимости ($60,76 млрд) он занимает второе место после Toyota ($64,2 млрд).
У бренда такого уровня много легенд. И одна из них связана с названием самого бренда.
Автомобиль Benz Patent-Motorwagen Nr. 1
Инженер и изобретатель Карл Бенц
Автомобиль Benz Patent-Motorwagen Nr. 1
Инженер и изобретатель Карл Бенц
В большинстве случаев на вопрос, кто такая Мерседес, в честь которой Карл Бенц назвал свой автомобиль в 1901 году, ответом будет — «дочь», чуть реже — «жена». Самые смелые скажут, что некая Мерседес была любовницей Карла Бенца, чем оскорбят память буквально помешанного на семье немецкого изобретателя. Правильный ответ дадут, скорее всего, очень немногие. Действительно, мало кто ожидает, что Мерседес не дочь, не жена и не любовница Карла Бенца. Более того, она не только не имела никакого отношения к семье Бенца, но даже и не знала о ее существовании.
Откуда у парня испанская грусть
Эмиль Елинек родился в хорошей и уважаемой еврейской семье. Его отцом был известный раввин доктор Адольф Елинек, мать, Розалия, была достойной женой раввина, руководившей жизнью общины и обучавшей девочек. С точки зрения друзей и знакомых Елинека и его жены, Эмиль был чистым разочарованием. Слишком бойкий и совершенно неуправляемый. Он бросил школу в 17 лет (или его даже выгнали оттуда, но сделали это осторожно и тихо). С первой работы его тоже вежливо попросили. Он работал на железной дороге и по ночам устраивал гонки на паровозах. В подобных случаях, если дело происходило в крупной колониальной державе, бойкого сына отправляли подальше в колонии. У Австро-Венгерской империи колоний не было, поэтому доктор Елинек, использовав свои связи, отправил сына в Марокко, где он в 19 лет стал вице-консулом, нашел свою любовь, а потом, уйдя с государственной службы, занялся бизнесом.
В 1896 году, увидев в одном немецком журнале рекламу автомобиля новой германской автомобильной компании Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG), которой управляли Пауль Даймлер и Вильгельм Майбах, Эмиль Елинек купил один автомобиль, прямо на фабрике в Каннштатте. Так началось долгое и крайне необычное сотрудничество Эмиля Елинека с двумя немецкими изобретателями.
Эмиль буквально влюбился во все, что касалось автомобилей, однако его очевидным образом не устраивали автомобили Даймлера и Майбаха. Для него они были слишком медленными.
Он заваливал владельцев DMG, требуя, весьма настойчиво, а иногда и грубо, сделать автомобили легче, быстрее, длиннее, ниже и шире. «Ваш комментарий… еще раз демонстрирует, что вы не имеете никакого представления об автомобильном бизнесе!» — как-то написал он изобретателям. В DMG к письмам Елинека относились по-разному. Даймлер считал, что с этим странным субъектом вообще не стоит общаться, но Майбах часто прислушивался к советам своего венского корреспондента. А в 1900-м году Елинек отправил Майбаху запрос, похожий на ультиматум. Если DMG построит такой автомобиль, какой был нужен ему, Елинеку, и назовет его «Мерседес», то он приобретет сразу 36 автомобилей для продажи в Австро-Венгрии. Так немецкие инженеры столкнулись с другой страстью Елинека — Испанией.
Эмиль Елинек — создатель торговой марки Mercedes
Эмиль Елинек — создатель торговой марки Mercedes
Откуда у венского еврея, долгое время прожившего на севере Африки, была такая любовь к Испании, наверное, никто уже не помнит. Тем не менее свою дочь он назвал звучным и совсем не еврейским именем Адриенна Рамона Мануэла, а дома звал Мерседес, В 1900 году Мерседес Адриенне Рамоне Мануэле Елинек было 11 лет, и она ничего не понимала да и не хотела понимать в автомобилях. Эмилю Елинеку увековечивание (как позже оказалось) домашнего имени своей дочери обошлось в огромную сумму — 550 тыс. золотых марок.
Печальная Мерседес
Имя Мерседес происходит от одного из имен, которые испанские католики дали Богоматери — Maria de las Mercedes, то есть Мария Милосердия. Девочка на самом деле была очень доброй, тихой и склонной к некоторой меланхолии. Она умела и любила петь (позже о ее сопрано будет говорить вся Вена). На этом ее таланты заканчивались.
Первую Mercedes 25 hp доставили в Вену в 1901 году. Автомобиль сразу стал сенсацией, участником всех возможных ралли. Эмиль Елинек быстро окупил свои вложения.
А в 1903 году он официально поменял свою фамилию, став Эмилем Елинеком-Мерседес. И к этому времени уже никто точно не мог сказать, двигала ли им отцовская любовь или любовь к автомобилям.
Ведь за год до этого Майбах и Даймлер официально зарегистрировали торговую марку Mercedes для своих автомобилей. Когда DMG объединилась с созданной Карлом Бенцем Benz & Cie., торговая марка стала достоянием концерна Daimler-Benz и в итоге превратилась в Mercedes-Benz.
Вряд ли Мерседес знала обо всем этом. Ее жизнь была относительно короткой и очень несчастной. Точнее сказать до 1918 года у нее и ее семьи все было хорошо. Она вышла замуж за Карла, барона фон Шлоссера в 1909 году. О ее свадьбе на Лазурном Берегу (Эмиль Елинек-Мерседес занимаясь бизнесом, не забывал и о карьере и занимал пост консула Австро-Венгерской империи в Ницце) вспоминали многие годы. У нее было двое прекрасных детей. Все разрушила мировая война. Эмиля обвинили в шпионаже и ему пришлось бежать из Ниццы, оставив там и свой дом, и свои деньги. В 1918 году французское правительство конфисковало все его имущество, счета в банках, яхты и автомобили. Он умер в нищете в Швейцарии в январе 1918 года. Его дочери, которая жила в то время в Вене приходилось в буквальном смысле просить милостыню на улице, чтобы прокормить себя и своих детей.
Адриана Мануэла Рамона Елинек — дочь Эмиля Елинека, в честь которой названа автомобильная марка «Мерседес»
Фото: Skblzz1 / Wikipedia
Адриана Мануэла Рамона Елинек — дочь Эмиля Елинека, в честь которой названа автомобильная марка «Мерседес»
Фото: Skblzz1 / Wikipedia
Вскоре после окончания Мировой войны она ушла от мужа, оставив ему обоих детей, и вышла замуж за Рудольфа, барона фон Вайгля, очень бедного, но очень хорошего скульптора. Она позже ушла и от него. У нее обнаружили опухоль кости, и она умерла в 1929 году в возрасте 39 лет. Она ни разу не садилась за руль автомобиля.
Чуть иначе сложилась судьба ее единокровной сестры Майи, которая родилась в 1906 году и в честь которой был назван электромобиль, разработанный легендарным Фердинандом Порше в 1907 году. Автомобиль, впрочем, не просто не смог сравниться с Mercedes по популярности, но и вовсе стал коммерческим провалом. Зато Майя Елинек-Мерседес дожила до столетия Mercedes и даже приехала из Вены в Ниццу, чтобы принять участие в торжествах по случаю столетия самого знаменитого автомобиля в мире.