Экс-звезда российского автопрома: выбираем «ВАЗ-2110»
Первые «десятки» появились в продаже в 1995 году и выпускались на «АвтоВАЗе» вплоть до 2007 года, а после еще семь лет на в Украине. Сейчас они доступны только на вторичном рынке. По количеству предлагаемых экземпляров 2110 находятся на пятом месте среди других машин семейства Lada, а по числу покупаемых — на четвертом. С начала года, по данным avtocod.ru, россияне приобрели более 297 тысяч «десяток».
Картина потенциального покупателя сегодня сильно отличается от той что была в 90-х. Тогда «десятка» являлась символом достатка и позволить себе ее мог не каждый, а теперь это бюджетное авто, покупаемое чаще всего молодыми и начинающими водителями.
За б/у автомобиль продавцы в среднем просят 163,4 тыс. рублей. Стоит ли его покупать и какие проблемы ждут потенциальных владельцев, разбираемся в обзоре «ВАЗ-2110».
Ваз 2110 экспортный вариант фото
На прошлой неделе «АвтоВАЗ» опубликовал фотографию, на которой трехкратный чемпион Формулы-1 Айртон Сенна едет за рулем ВАЗ-2101. Вокруг снимка сразу разгорелось много споров: а «Лада» ли это вообще? Судя по внешним атрибутам и тому, что фотография была сделана в Венгрии, можно утверждать, что это именно «Лада». По этому случаю «Мотор» вспоминает еще несколько неизвестных моделей Волжского автозавода, разработанных или продававшихся за границей.
Каждый месяц в Европе продается от 100 до 400 автомобилей под маркой LADA. Большая часть тольяттинских автомобилей оседает в Германии, но вазовскую продукцию покупают и французы, и испанцы, и прибалты, и австрийцы, и даже швейцарцы, не смущаясь обмена взаимными санкциями на политическом олимпе. Да и встретить на европейских дорожках знакомые автомобили можно нередко. Фаворитами остаются, конечно, LADA 4×4, освоенные фермерами, специальными службами, в том числе экстренными и сельскохозяйственными, фанатами и даже обычными потребителями.
Времена былые
В советские времена ходили устойчивые мифы об особых партиях экспортных «Жигулей», которые собирали более тщательно и любовно, нежели собственные. Частично мифы соответствовали действительности. Во-первых, для определенных рынков разрабатывали особые комплектации, недоступные на родине. Так, вместо обычных бамперов использовались бамперы из алюминиевого сплава со встроенными подфарниками, которые повышали пассивную безопасность и выглядели, на вкус и цвет, более стильно, отличной светотехникой, в том числе по американским требованиям, световым табло Check Engine для контроля над дополнительной системой снижения токсичности, иными приборами. У «капиталистических» автомобилей зачастую была установлена дополнительная шумоизоляция, другие пружины и амортизаторы, дополнительное покрытие кузова лаком и антикорром.
Ну и, само собой, надписи в салоне автомобиля были сделаны на латинице.
Такие автомобили, попадавшие обратно на родину, называли реэкспортом и мечтали заполучить. Да и до сих пор на вторичном рынке встречаются такие «возвращенцы», и даже с правым рулем из Великобритании, где продажи давно прекратились.
Будущие ставки АВТОВАЗа
Сегодняшний АВТОВАЗ с деятельным Бу Андерссоном во главе намереваются не только основательно перетряхнуть современный модельный ряд LADA, но и рассчитывают сохранить и даже усилить долю на заграничных рынках. Одним из первых ходов по готовящемуся выходу на рынок новой LADA Vesta стали заявления о том, что автомобиль будет соответствовать экологическим нормам Евро-6, которые России пока не снились, и стоить от 8000 евро, а дизайн машины нарисован шведом Стивом Маттином. Второй этап оказался чисто западным: прототип автомобиля выкатили на ходовые испытания на итальянские дороги, где были сделаны якобы шпионские фотографии. И будущую новинку АвтоВАЗа уже активно обсуждают в Италии. Информация об обновлении LADA Granta и LADA Priora появляется не только в европейских автомобильных изданиях, но даже в американских. Причем без политической окраски, а с нормальной иронией, свойственной описанию любых бюджетных автомобилей.
Вряд ли российская Vesta будет соответствовать нормам Евро-6, и система стабилизации едва ли окажется в базовом оснащении. Экспортные автомобили по-прежнему отличаются другим оснащением, иной техникой и даже вариантами кузовов.
Как, где и почем
Сегодняшние LADA, продающиеся на территории ЕС, прежде всего соответствуют более строгим экологическим требованиям – в данный момент Евро-5, что подразумевает установку других катализаторов, фильтров и прочих комплектующих. Без АБС в базовом оснащении автомобили в Европе продавать нельзя, так что антиблокировочная система тормозов и обе фронтальные подушки безопасности – обязательное, а не опциональное условие для LADA.
Бестселлер LADA 4×4 в Европе часто предлагается в неизвестных нам комплектациях и порой под неизвестными названиями. Например, в Германии и Австрии можно купить не только LADA 4×4 с различными индексами, но и модель Taiga 4×4, а в Литве – LADA Niva 4×4.
У европейских классических «Нив» иное оформление интерьера (например, со светлым пластиком в дефлекторах воздуходувов, замке перчаточного ящика и пр.) и экстерьерные отличия – в зависимости от комплектации предлагаются «кенгурятники», дополнительные фары и дневные ходовые огни, а также список опционального оборудования, в который входят не только сетка для багажника или лесенка на крышу, но и сельскохозяйственные, кэмпинговые, ралли-кроссовые и снегоуборочные доработки. Одно из самых интересных предложений – немецкие охотничьи Niva Jager с лесенкой на крышу, держателем для ружей, защитой на заднем бампере от собак, боксом для дичи и т.п.
Двигатели и коробки
У «десятки» сложная судьба: ее выпуск не раз отодвигался и затягивался. То из-за нехватки финансирования, то из-за распада СССР, то из-за отсутствия нормальной оснастки для пластика и поставщиков деталей. Первый «ВАЗ-2110» оказался сыроват и претерпевал постоянные доработки. Из-за постоянных доделок на «десятки» в общей сложности установили 16 различных двигателей, включая их модификации. Все они работали в паре с пятиступенчатой механикой.
Основных и самых распространенных двигателей было пять:
- карбюраторный 1,5 л, 8 кл., 72 л. с., с расходом 7,6 л/100 км и разгоном 14 сек.;
- инжекторный 1,5 л, 8 кл., 78 л. с., с расходом 7,2 л/100 км и разгоном 14 сек.;
- инжекторный 1,6 л, 8 кл., 81 л. с., с расходом 7,2 л/100 км и разгоном 13 сек.;
- инжекторный 1,5 л, 16 кл., 94 л. с., с расходом 7,8 л/100км и разгоном 12,5 сек.;
- инжекторный 1,6 л, 16 кл., 98 л. с., с расходом 7,2 л/100км и разгоном 12 сек.
Все моторы «десятки» даже по современным меркам довольно экономичны. Все они ремонтопригодны, да и проблем с запчастями для «ВАЗ-2110» точно не испытаете. Самые беспроблемные моторы, на наш взгляд, — это инжекторные восьмиклапанники 1,5 и 1,6 л, а также 16-клапанный 1,6.
Полуторалитровый 16-клапанник может доставить проблемы, если не уследить за ремнем ГРМ. В таком случае загнет клапана, а ремонт выльется минимум в 10 тыс. рублей.
Автомобили 2002-2003 г. в. лучше вообще не рассматривать. Тогда с завода выходило много брака. У машин заклинивала коробка, превращая их в неуправляемые. Также из-за неправильно подогнанных деталей возникали проблемы с ГБЦ двигателя.
Также читайте: Ягодка опять? Обзор «Лады Калины II»
Технические характеристики ВАЗ 2110
В техническом плане ВАЗ-2110
был седаном, в основе которого лежала платформа хэтчбека ВАЗ-2108. То есть подвеска, тормоза, ходовая часть, рулевое управление у автомобилей схожи по конструкции. Но “десятка” получила и ряд новшеств, которые для 80-ых годов, когда разрабатывался автомобиль, были революционными для нашего автопрома. Это впрыск топлива и электронное управление двигателем, диагностический бортовой компьютер, была возможность установки гидроусилителя руля и электостеклоподъемников. В конструкции кузова появились оцинкованные элементы, а технология покраски была весьма передовой для того времени. К сожалению запустили модель в массовое производство лишь в 1996, когда все это уже изрядно устарело. Далее более подробные технические характеристики ВАЗ-2110.
Размеры, масса, объемы, клиренс ВАЗ 2110
- Длина – 4265 мм
- Ширина – 1680 мм
- Высота – 1420 мм
- Снаряженная масса – от 1010 кг
- База, расстояние между передней и задней осью – 2492 мм
- Колея передних и задних колес – 1400/1370 мм соответственно
- Объем багажника – 450 литров
- Объем топливного бака – 43 литров
- Трансмиссия – передний привод, 5-ступенчатая механическая КПП
- Тормоза передние – дисковые
- Тормоза задние – барабанные
- Подвеска передняя – независимая МакФерсон со стабилизатором поперечной устойчивости
- Подвеска задняя – полузависимая скручиваемая балка
- Рулевое управление – рейка
- Размер шин – 165/70 R13
- Дорожный просвет или клиренс ВАЗ 2110 – 180 мм (под нагрузкой 160 мм)
Первый двигатель, который стоял под капотом седана 2110 был карбюраторным рабочим объемом 1.5 литра (72 л.с.) и назывался незатейливо ВАЗ-21100. По сути это модернизированный двигатель ВАЗ-2108. Выпускался силовой агрегат с 1996 по 2000 год, затем его полностью заменили на инжекторные версии силовых агрегатов.
Двигатель ВАЗ 2110 8-клапанов, расход топлива, динамика
- Рабочий объем – 1499 см3
- Количество цилиндров/клапанов – 4/8
- Диаметр цилиндра – 82 мм
- Ход поршня – 71 мм
- Мощность л.с/кВт – 72/53 при 5400 оборотах в минуту
- Крутящий момент – 105 Нм при 3000 оборотах в минуту
- Степень сжатия – 9.0
- Максимальная скорость – 164 километров в час
- Средний расход топлива – 7,6 литра
Следующим интересным мотором Лада-110 стал уже инжекторный 8-клапанный двигатель ВАЗ-2111 (1.5 л.) с впрыском топлива и электронным управлением, чуть позже появился и ВАЗ-2114 (1.6 л.). Это был серьезный шаг “Автоваза” в новую эру моторостроения. По сути это тот же карбюраторный мотор, но уже с впрыском, который прибавил двигателю немного мощности, сделал его более экономичным и экологичным. Сегодня этот двигатель, после некоторой модернизации и смены индекса (ВАЗ-11183) можно встретить на моделях Гранта, Калина, Приора.
Еще одним важным этапом стало появление 16-клапанного инжекторного двигателя. Их было создано два варианта. Первый ВАЗ-2112 рабочим объемом 1.5 литра и следующий мотор ВАЗ-21124 рабочим объемом 1.6 литра. Последний так же дожил до наших дней и устанавливается на современные модели Лада. В результате модернизации двигателя ВАЗ-21124 появился мотор с индексом 21126 мощностью 98 л.с. и 21127 мощностью 106 л.с.
Двигатель ВАЗ 2110 16-клапанов, расход топлива, динамика
- Рабочий объем – 1596 см3
- Количество цилиндров/клапанов – 4/16
- Диаметр цилиндра – 82 мм
- Ход поршня – 75.6 мм
- Мощность л.с/кВт – 89/66 при 5000 оборотах в минуту
- Крутящий момент – 133 Нм при 4000 оборотах в минуту
- Степень сжатия – 10.3
- Максимальная скорость – 185 километров в час
- Средний расход топлива – 7,2 литра
Все моторы ВАЗ-2110 объединяло наличие чугунного блока цилиндров, алюминиевой головки блока и ремня в приводе ГРМ. Именно обрыв ремня ГРМ доставлял владельцам этого автомобиля довольно много хлопот. Собственно, на каких двигателях ВАЗ-2110 гнет клапана?
Бензиновые 8-клапанные двигатели объемом 1.5 и 1.6 литра проблемой гнутых клапанов не страдали. А вот 16-клапанный двигатель рабочим объемом
1.5 литра (ВАЗ-2112) этот недуг имеет, то есть гнет клапана однозначно
. Другой 16-клапанник объемом 1.6 литра клапана не гнет, в поршнях предусмотрительно сделали специальные выемки на случай обрыва ремня.
Видео ВАЗ 2110
Видео краш-теста “десятки”. Не хотелось бы оказаться на месте манекенов.
Видео роликов о тюнинге ВАЗ-2110 довольно много. Этот видео рассказ о человеке, который тюнинг превратил в хобби.
Сегодня сборку ВАЗ-2110 продолжают на Украине под брендом “Богдан”, видео процесса производства автомобиля далее.
Несмотря на то, что Lada 110 выпущено огромное количество, профессиональных и качественных видео обзоров в сети довольно мало.
Подвеска и ходовые характеристики
Амортизаторы у «десятки» как лотерея. Они могут проездить и 100-150 тыс. км, а могут отказать и на 30 тыс. км. Менять их лучше в паре, но заморачиваться и ставить что-то из тюнинга не стоит. Родные амортизаторы сами хорошо справляются с неровностями дорог. При покупке обращайте внимание на верхние опоры стоек: они страдают отслоением резины.
Сзади у 2110 обычная торсионная балка. Все максимально просто и не должно доставлять проблем. Обратите внимание на задние тормозные механизмы. Если при торможении появилась вибрация, скорее всего, заклинил или потек задний поршень. Лечится проблема заменой детали иностранным аналогом.
В целом, автомобиль довольно проходимый и способный дать фору многим современным седанам. Клиренс 160 мм и высокие свесы позволят без проблем парковаться даже у высоких бордюров и передвигаться на легком бездорожье.
Также читайте: Обзор «Лады Приоры» с пробегом: стоит ли покупать
Салон «ВАЗ-2110»
О комфорте внутри «десятки» только мечтать. Салон тесный, ничего особенного там нет. Однако производителю надо отдать должное. «Десятка» — первый «советский» автомобиль с регулируемой рулевой колонкой. Панель полностью повернута на водителя, и это удобно для него, а вот сосед справа будет упираться в нее левой коленкой.
Багажник рассчитан на 450 л груза. Сюда легко поместится сложенная детская коляска, а с перевозкой длинномеров возникнут проблемы: задние сиденья в «десятке» не складываются.
С опциями тоже все печально. На ранних моделях доступны только электростеклоподъемники и подогрев передних сидений, у поздних найдете ГУР и кондиционер (на «Богданах» — ЭУР).
О безопасности в «ВАЗ-2110» только мечтать. Тут нет ни ABS, ни подушек безопасности — вся надежда на иконки с богами. И это один из главных минусов «ВАЗ-2110», перечеркивающих все плюсы автомобиля, прежде всего, для новичков и молодых водителей.
Также читайте: Не все так плохо: плюсы и минусы LADA Largus
Комплектации
1.5, 1.5I
Автомобили базовой комплектации для внутреннего рынка, оснащены 8-клапанным карбюраторным (1.5) и инжекторным (1.5I) двигателем объемом 1,5 литра. В базовую комплектацию входит:
- Обивка сидений из капровелюра и (или) твида;
- Ручные стеклоподъемники.
Дополнительные опции, такие как электростеклоподъемники, блокировка замков дверей, иммобилайзер, окраска кузова в «металлик» и др. можно было установить опционально.
Базовая комплектация, но с 8-клапанным инжекторным двигателем объемом 1,6 литра.
LI (Люкс-Инжектор)
Комплектация «Люкс» с инжекторным двигателем. В эту комплектацию входили:
- Электростеклоподъемники;
- Блокировка замков дверей;
- Обивка сидений из бархата;
- Иммобилайзер;
- Вентилируемые 13-дюймовые тормозные диски.
GLI (Гран-Люкс-Инжектор)
В данную комплектацию входит:
- Электростеклоподъемники;
- блокировка замков дверей;
- Блокировка замка багажника;
- Обивка сидений из бархата;
- Иммобилайзер;
- Вентилируемые 13-дюймовые тормозные диски;
- Спойлер задка с дополнительным стоп-сигналом;
- Противотуманные фары.
GLI 16V (Гран-Люкс-Инжектор)
Автомобиль с 16-клапанным инжекторным двигателем в комплектации «Гран-Люкс». В эту комплектацию входит:
- Электростеклоподъемники;
- Блокировка замков дверей;
- Блокировка замка багажника;
- Обивка сидений из бархата;
- Иммобилайзер;
- Передние сиденья с обогревом;
- Вентилируемые 14-дюймовые тормозные диски;
- Спойлер задка с дополнительным стоп-сигналом;
- Противотуманные фары;
Это интересно: Нужно ли менять фильтр салона
Плюсы и минусы «ВАЗ-2110»
Еще один недостаток подержанных «десяток» — коррозия кузова. Если предыдущий владелец не делал вовремя антикор, она появляется даже на относительно свежих автомобилях. Основные очаги возникновения — колесные арки, пороги, низ дверей, днище и контур уплотнительной резинки со стороны крыши. Если машине больше десяти лет и вы не видите коррозии, скорее всего, перед вами крашеное авто (возможно, этот вариант даже лучше, чем ржавый экземпляр).
Еще одна распространенная проблема «десяток» — клинящие стеклоподъемники и отказ привода замка двери. Если не хотите сюрпризов, сразу после покупки проведите обслуживание и смажьте эти узлы.
Также можете столкнуться с неработающими задними фарами из-за плохого зажатия лампочки в патроне. Если возьмете машину, не поленитесь зачистить и поджать контакты (ну или просто постучать по ним – иногда срабатывает).
Также читайте: Немцы о Lada 4X4: «Машина – одно название…»
Проблемы «десятого семейства» на б/у рынке
Перед покупкой «ВАЗ-2110» проверьте историю понравившегося экземпляра. Треть «десяток» продается с регистрационными ограничениями, скрученным пробегом и после такси. Каждый четвертый автомобиль сбывается битым или с неоплаченными штрафами.
Некоторые владельцы выставляют на продажу авто сразу с несколькими проблемами. Мы практически сразу попали на такой.
«Десятка» 2003 г. в. с мотором 1,5 на 73 л. с. и пробегом около 210 тыс. км за 75 тыс. рублей:
Владелец указал, что на авто наложены ограничения, а проверка нашла еще скрученный пробег, небольшое ДТП и пару неоплаченных штрафов за езду по полосе для общественного транспорта:
Из-за имеющихся ограничений у будущего хозяина возникнут проблемы с постановкой на учет. Решить вопрос со штрафами и снятием ограничений стоит еще во время осмотра авто.
Также читайте: Подержанная LADA Granta: казнить нельзя помиловать
Lada Riva
Под именем Lada Riva в некоторых странах Западной Европы продавались седаны ВАЗ-2105/2107 и универсалы 2104. Главным рынком для «Лады Ривы» была Великобритания, где с 1983 года предлагались версии с правым рулем: в 1980-х годах машина пользовалась там весьма хорошим спросом из-за невысокой цены. На автомобиль устанавливались бензиновые карбюраторные моторы объемом 1,2, 1,3, 1,5 и 1,6 литра в сочетании с четырехступенчатой коробкой передач, на смену которой со временем пришла пятиступенчатая трансмиссия.
Стоит ли покупать?
Российская «десятка» — уже давно не мечта, ее былая популярность безвозвратно канула в лету. На такую машину явно не обернешься, уходя с парковки, а во взглядах прохожих вы точно не встретите зависти или восхищения, скорее, сочувствие и грусть. Поэтому выбор такого автомобиля — скорее не осознанный и желанный, а вынужденный.
Такую машину берут как первый автомобиль для оттачивания водительского мастерства. С этой ролью «ВАЗ-2210» справится неплохо. Стоимость ремонта и запчастей минимальная, а обслужить авто можно даже в собственном гараже. К тому же «десятка» неприхотлива к топливу и экономична в расходе.
Автор: Игорь Васильев
А вы бы купили подержанную «десятку»? Или, может быть, вы уже пользовались ей? Как машина показала себя в эксплуатации? Расскажите в комментариях.
Лада 2110 экспортный вариант отличия
Праворульный вариант «копейки» для рынка Великобритании. В буклете по-английски было напсано: «Lada 1300 ES – намного больше роскоши за меньшие деньги». Намного больше роскоши, чем что?
Думаете 1300 ES отличалась только наличием правого руля? А вот и нет. Кузов получил декоративные полосы на бортах, а крышу обтянули модным в то время винилом. Версия для Великобритании получила крышу и кузовные панели из более толстого металла, усиливали трансмиссию, устанавливали другой стартер и множество других ништяков, о которых советские автолюбители могли только мечтать. Даже кузов у экспортной машины подвергался антикоррозийной обработке.
Lada Signet
ВАЗ 2104, 2105 и 2107 поставлялись в Канаду под названием Signet. Часть из них добиралась до США, куда Лады официально никогда не поставлялись. Кстати, у американских фанатов Лад есть даже собственный форум!
Канадские Лады могли оснащаться трехступенчатой автоматической коробкой передач от американского автомобиля Chevrolet Chevette, которые устанавливал местный дилер «Лады». Инородные для отечественной версии детали определит любой человек, которых хоть немного разбирается в автомобилях.
Lada Riva
Под именем Lada Riva в некоторых странах Западной Европы продавались седаны ВАЗ-2105/2107 и универсалы 2104. Главным рынком для «Лады Ривы» была Великобритания, где с 1983 года предлагались версии с правым рулем: в 1980-х годах машина пользовалась там весьма хорошим спросом из-за невысокой цены. На автомобиль устанавливались бензиновые карбюраторные моторы объемом 1,2, 1,3, 1,5 и 1,6 литра в сочетании с четырехступенчатой коробкой передач, на смену которой со временем пришла пятиступенчатая трансмиссия.
Особенности подбора — куда смотреть в ВАЗ 2110?
Как во всех российских автомобилях, в 2110 важно учитывать особенности кузова. Металл на заводе крайне плохо защищали от коррозийного воздействия. Поэтому уже на 5-летных машинах очень часто появлялась коррозия. Ржавчина быстро разъедает весь кузов и переходит на крепежные детали и соединения. Из-за этого кузов начинает разваливаться, если к нему нет должного внимания. Но это не единственная проблема «Десятки». Обратите внимание на такие особенности:
- крашеные места — очень часто это будут последствия ДТП, в которых автомобиль участвовал, после аварии восстановить кузов ВАЗ очень сложно, это проводится для продажи и некачественно;
- рулевое управление — рейка в этой машине является настоящей проблемой, перебирать ее не имеет смысла, так как механизм не слишком долговечен даже в новом состоянии, а цена довольно высока;
- электрика — крайне слабым в авто является узел электричества, многие владельцы полностью переделывали проводку, чтобы добиться оптимальных результатов в процессе эксплуатации;
- механизм включения передач, а также навесное оборудование двигателя — лучше провести проверку перед покупкой, чтобы выяснить примерный ресурс данного оборудования в выбираемом авто;
- двигатель 1.6 с 16 клапанами — несмотря на то, что это самый мощный агрегат линейки, он также является и самым ненадежным, часто возникает потребность посетить сервис, детали дорогие.
Учитывая, что новых автомобилей на рынке уже нет, а выбирать вы будете из 10- или даже 20-летних экземпляров, стоит обратить внимание на все мелочи. Оптимальной комбинацией техники будет 8-клапанный двигатель на 1.6 литра, с ним практически не возникает проблем. Коробка существовала только механическая, с самой КПП проблем не возникает, если автомобиль не попадал в ДТП. В остальном потребуется детальное изучение автомобиля.
Lada Samara Baltic
На финском заводе Valmet Automotive с 1996 по 1998 год производилась одна из самых известных экспортных моделей – Lada Samara Baltic. Финны основательно доработали машину, и предлагали ее европейским потребителям в двух основных комплектациях.
«Люксовая» модификация GL заметно отличалась от «исходника» даже снаружи. Угловатые формы «зубила» несколько смягчили простыми приёмами, установив округлые бамперы в модном в середине девяностых годов стиле «биодизайн». Облагородили интерьер.
История создания
История автомобиля, который в настоящее время известен как ВАЗ-2110 (Lada 2110) началась в 1983 году именно тогда появился первый макет седана сильно напоминающий автомобили Opel Ascona и Ford Record того времени. Этот автомобиль имел задний привод и по планам его должны были назвать ВАЗ-2112, однако одобрения для дальнейшего развития он не получил.
Разработки продолжались, в начале 1984 года был построен еще один неудачный макет, от которого так же отказались. Дело сдвинулось с мертвой точки только когда начались разработки нового седана семейства «Самара» с индексом ВАЗ-21099. Первый прототип, выпущенный в конце 1984 года, уже носил заводской индекс ВАЗ-2110. Это был прототип так называемой «серии 0», при его изготовлении почти все детали были взяты от автомобилей первого семейства «Самара» (2108/09/099). Опытный образец ВАЗ-2110 «нулевой серии» сильно напоминал ВАЗ-21099, в его конструкции было предусмотрено только одно левое зеркало заднего вида и единственный дворник.
Первые прототипы будующего ВАЗ-2110
Через год после очередных доработок и изменений в конструкции на свет появилась так называемая 100-я серия автомобиля ВАЗ-2110, которую назвали «Афалина. За сотой серией выходила следующая и следующая с шагом в одну сотню, чем большим числом маркировалась серия, тем больше она была похожа на серийный автомобиль. С каждой новой серией автомобиль все меньше напоминал изначальный заднеприводный проект, так например, в проекте серии 300 уже можно было без труда узнать ту «десятку», которая попала в серийное производство. Стоит отметить, что аэродинамической доводкой 300-й серии занимались при участии фирмы Porsche.
Опытный экземпляр, который уже практически был готов к серийному производству, был показан в 1992 году президенту России Борису Николаевичу Ельцину во время его визита на Волжский автомобильный завод. Этот экземпляр был рекомендован к серийному производству, однако из-за экономического кризиса серийное производство было отложено, и только в июне 1995 года была выпущена первая опытно-промышленная партия автомобилей ВАЗ-2110, а полноценное серийное производство развернуто только на следующий 1996 год.
Опытные образцы автомобиля ВАЗ-2110 серии 0, 100, 200 и 300
Серийный автомобиль ВАЗ-2110 для своего времени (в середине 90х годов в то время когда был выпущен) обладал современным дизайном, как экстерьера, так и интерьера и вместительным багажником объемом 480 литров. На протяжении всего времени производства внешность автомобиля практически не менялась и в таком виде в России его выпускали до 2007 года, после чего автомобиль полностью заменил новый седан Lada Priora.
Седан ВАЗ-2110 выпускали не только в России, а так же в Египте и на Украине корпорацией «Богдан». Украинская «десятка» носила собственное имя «Богдан» и выпускалась вплоть до 2014 года. За время производства ВАЗ-2110 у него появилось множество модификаций, это были модели, как с карбюраторным, так и с инжекторным двигателем, как 8-ми, так и 16-клапанные как 4-х, так и 2-дверные в кузове купе и даже спортивные модификации.
ВАЗ начал выпуск новой «десятки»! Пока, правда, речь не идет о полномасштабном конвейерном производстве, да и «новизне» можно говорить лишь условно. Однако в салонах автомобиль «ВАЗ-2110М» продавцы гордо называют не иначе, как «новой десяткой» — так ее легче продать. Стоимость рестайлингового автомобиля составляет около 7000 долларов (плюс-минус 200-300 «баксов»), что примерно на 500 долларов дороже стандартного автомобиля в такой же комплектации (ВАЗ-2110М оснащается только 16-клапанным двигателем). Самое главное и чуть ли не единственное отличие «ВАЗ-2110М» от стандартной «десятки» заключается во внешности. Причем основной упор сделан на изменение передней части автомобиля. Капот, бампер и крылья стали совершенно другими. Видоизмененная передняя часть, безусловно, освежила общий облик автомобиля и теперь он стал более заметным в городском потоке. Вот только, первое что приходит в голову – так это мысль, что данный автомобиль подвергся тюнингу в какой-нибудь небольшой конторе. И лишь присмотревшись понимаешь, что и крылья и капот новые, железные. Можно, конечно, долго рассуждать, красивее стала новая «десятка» или нет, но то что ее «морда» теперь лучше, чем у обычного автомобиля – это факт.
По бортам «ВАЗ-2110М» проходят пластиковые накладки – они визуально удлиняют автомобиль (этот прием используют практически все тюнинговые ). Таким образом, удалось немного «облегчить» заднюю часть автомобиля, которая на стандартной «десятке» уж слишком тяжелая (не зря «ВАЗ-2110» прозвали «беременной антилопой»). Задний бампер на «ВАЗ-2110М» тоже новый. И он тоже в общем смягчает картину перегруженной задней части. Помимо нового бампера в задней части автомобиля появилось антикрыло с вмонтированным третьим стоп-сигналом. Если говорить с практической точки зрения, то крыло придало общему облику новой «десятки» немного больше стремительности. Однако при движении задним ходом оно загораживает обзорность. Правда, есть надежда, что антикрыло поставили не просто так, а предварительно его проработали в аэродинамической трубе (ВАЗ, в отличие от мелких тюнинговых фирм, может себе это позволить) и оно будет реально работать. Ну а еще у «ВАЗ-2110М» весь кузов выкрашен в один цвет и снизу нет защитного покрытия. А что же в салоне? Несмотря на все надежды, что интерьер у «ВАЗ-2110М» будет другим, он остался прежним. Единственная радость заключается в том, что теперь передняя панель отделана новым покрытием. Оно стало по-настоящему мягким и приятным на ощупь. В общем, по качеству материала передней панели «ВАЗ-2110М» стал не хуже иномарок. А вот все остальное осталось на прежнем уровне, но разве покупателя отечественного автомобиля удивишь большими зазорами между деталями? Собственно говоря, вот и все. Больше «ВАЗ-2110М» не отличается от «ВАЗ-21103». У обоих автомобилей стоит 16-клапанный двигатель мощностью 94 л.с. И тот и другой имеют, как правило, люксовую комплектацию.
Будет ли пользоваться успехом обновленная «десятка» на рынке? Судя по всему, да. «Эмка» не намного дороже стандартного «ВАЗ-21103», обладает приятной внешностью (кстати, подобное изменение в тюнинговом центре стоило бы 500-900 долларов), имеет облагороженный салон (ненамного, но все же). Возможно, что через год все новые десятки будут выглядеть, как «ВАЗ-2110М». По крайней мере, об этом уже несколько раз заявляли представители «АвтоВАЗа». Так что можно начинать привыкать к новому облику «десятки».
Дизайн и конструкция
В автомобили 10-го семейства были заложены новые разработки, по сравнению с предыдущими моделями. Так детали, которые более всего подвергались коррозии, стали изготавливать из оцинкованного металла, для удержания капота в открытом положении применялись газовые упоры. Появилась бортовая система контроля, иммобилайзер, система улавливания паров бензина. Тормозные диски стали вентилируемые. Часть серийных автомобилей комплектовали кондиционером.
Первые серийные автомобили ВАЗ-2110 получили карбюраторный 8-клапанный двигатель ВАЗ-21083 объемом 1,5 литра и мощностью 69 лошадиных сил. При этом максимальная скорость составляла 162 км/ч, а средний расход топлива 7,5 литров на 100 километров пути. Даже если учесть то, что двигатели на автомобилях ВАЗ-2110 и ВАЗ-21099 были одинаковые «десятка» в по динамике разгона и скорости показывала на 12% больший результат. Связано это было в первую очередь с уменьшенным коэффициентом лобового сопротивления.
Основные отличия
Кроме кузовов, «десятка», а потом и следующие модели получили и другие новшества. Практически 2110 стал автомобилем-первенцем, как в свое время «копейка». Машина получила вентилируемые тормоза, оцинковку кузова, систему улавливания паров бензина, место под кондиционер и другие новшества. ВАЗ 21103, вдобавок к этому, получил более мощные отопители, систему АБС. К нему можно было заказать кондиционер и гидроусилитель руля.
Но кроме этого, все машины 103 получили инжекторные двигатели от моделей 2111—2112 (ка картинке). Установка этой системы сразу позволила экономить на топливе. Нынешние ВАЗы имеют уже и другие объемы, но 21103 бегает до сих пор, и владельцам оных легко найти информацию по своей машине.
Модификации
ВАЗ-21100
Базовая модель которая выпускалась с 1996 по 2000 год. На автомобиль устанавливался 8-клапанный карбюраторный двигатель ВАЗ-21083 рабочим объёмом 1,5 литра и мощностью 69 лошадиных сил.
ВАЗ-21101
Данная модификация выпускалась с 2004 года, оснащалась 8-клапанный бензиновый инжекторный двигатель рабочим объёмом 1,6 литра.
ВАЗ-21102
Как и предыдущая модификация с 8-клапанным инжекторным двигателем, но с объемом 1,5 литра.
ВАЗ-21103
Модификация «десятки» с 16-клапанным инжекторным двигатель рабочим объёмом 1,5 литра.
ВАЗ-21103М
Рестайлинговая модификация ВАЗ-21103, оснащенная 16-клапанным бензиновым инжекторным двигателем рабочим объёмом 1,5 литра и мощностью 92 лошадиные силы. Выпускалась с 2002 года.
ВАЗ-21104
Модификация оснащенная 16-клапанным бензиновым инжекторным двигателем рабочим объёмом 1,6 литра.
ВАЗ-21104М
Рестайлинговая модификация ВАЗ-21104, оснащенная 16-клапанным бензиновым инжекторным двигателем рабочим объёмом 1,6 литра. Выпускалась с 2004 года.
ВАЗ-21106 GTI
Самая мощная и дорогая модификация, которая выпускалась с 2000 года. Автомобиль оснащался 2-литровым 16-клапанным бензиновым двигателем Opel C20XE, мощностью 150 лошадиных сил. На автомобиль устанавливался обвес с раздутыми арками, колея была расширена на 76 миллиметров. На него устанавливались колеса R15 с низкопрофильной резиной.
ВАЗ-21106 Coupe
ВАЗ-21106 в кузове купе. Отличительной особенностью автомобиля стало наличие только двух дверей, которые были удлинены на 250 миллиметров, при этом кузов был укорочен на 170 миллиметров. Двигатель устанавливался такой же, как и у предыдущей модели ВАЗ-21106 GTI.
ВАЗ 21106 WTCC
Спортивная модификация 106 модели, участвовала в международном чемпионате FIA WTCC 2008 года.
ВАЗ 21107
Модификация автомобиля для раллийных соревнований. Оснащался вварным каркасом безопасности и иной конструкция подвески.
ВАЗ 21108 «Премьер»
Модификация с удлиненным на 170 миллиметров кузовом в районе задней двери, что обеспечивало более удобную посадку и высадку пассажиров. Оснащался инжекторным 16-клапанным двигателем объемом 1,5 литра.
ВАЗ 21109 «Консул»
4-х местный лимузин повышенной комфортности на основе автомобиля ВАЗ-2110. Кроме длины кузова так же были увеличены размеры задней двери, для более удобной посадки и высадки пассажиров. Оснащался 1.5 литровым двигателем и колесами R14 или R15. Габаритные размеры: длина – 4950 мм, ширина – 1700 мм, высота – 1440 мм. Расход топлива в городском цикле 9,5 литров на 100 километров пути.
ВАЗ 2110-91
Модификация ВАЗ-2110 с роторно-поршневым двигателем объемом 1308 см 3 . Автомобиль мог развивать скорость до 240 км/ч, а разгон от 0 до 100 км/ч занимал 6 секунд.
Так же у каждой из модификаций существовала своя комплектация, обозначения комплектации, количества клапанов и объема двигателя можно наблюдать в виде надписи на крышке багажника, в ее правой части.
Параметры двигателя
Как уже писалось, инжектор стал основным отличием нового ВАЗ 21103. 1,5 16v — характеристики других параметров двигателя. Расшифруем их: объем 1.5 литра; 16 клапанов (против 8 у первых «десяток»); V-образное расположение поршней.
Дополнительно можно указать, что сам движок имеет 4 цилиндра, по 4 клапана на цилиндр. Заметим, что такую же схему расположения поршней получают сейчас практически все современные авто. В городском цикле движения потребуется 8-9 л на 100 км. За городом потребление не превышает 6 л. Так как машина достаточно старая, двигатель рассчитан на заправку Аи-92 (в некоторых обзорах указан 95). Объем бензобака 43 л, мощность двигателя 93 л.с., что дает разгон до 100 км за 12.5 сек. КПП механика, 5 ступеней.
Комплектации
1.5, 1.5I
Автомобили базовой комплектации для внутреннего рынка, оснащены 8-клапанным карбюраторным (1.5) и инжекторным (1.5I) двигателем объемом 1,5 литра. В базовую комплектацию входит:
- Обивка сидений из капровелюра и (или) твида;
- Ручные стеклоподъемники.
Дополнительные опции, такие как электростеклоподъемники, блокировка замков дверей, иммобилайзер, окраска кузова в «металлик» и др. можно было установить опционально.
Базовая комплектация, но с 8-клапанным инжекторным двигателем объемом 1,6 литра.
LI (Люкс-Инжектор)
Комплектация «Люкс» с инжекторным двигателем. В эту комплектацию входили:
- Электростеклоподъемники;
- Блокировка замков дверей;
- Обивка сидений из бархата;
- Иммобилайзер;
- Вентилируемые 13-дюймовые тормозные диски.
GLI (Гран-Люкс-Инжектор)
В данную комплектацию входит:
- Электростеклоподъемники;
- блокировка замков дверей;
- Блокировка замка багажника;
- Обивка сидений из бархата;
- Иммобилайзер;
- Вентилируемые 13-дюймовые тормозные диски;
- Спойлер задка с дополнительным стоп-сигналом;
- Противотуманные фары.
GLI 16V (Гран-Люкс-Инжектор)
Автомобиль с 16-клапанным инжекторным двигателем в комплектации «Гран-Люкс». В эту комплектацию входит:
- Электростеклоподъемники;
- Блокировка замков дверей;
- Блокировка замка багажника;
- Обивка сидений из бархата;
- Иммобилайзер;
- Передние сиденья с обогревом;
- Вентилируемые 14-дюймовые тормозные диски;
- Спойлер задка с дополнительным стоп-сигналом;
- Противотуманные фары;
Другие технические данные
Мы рассмотрели комплектации салона и возможности двигателя ВАЗ 21103 (1,5 16v) Технические характеристики других возможностей в особой расшифровке не нуждаются, поэтому их просто перепишем в несколько строк. Объем багажника 450 л. Если учесть, что крышка доходит почти до самого бампера, и есть возможность сложить задние сиденья — сюда можно уложить как стандартные, так и длинномерные грузы. Клиренс 160 мм. Ширина 1700 мм, высота 1400 мм, длина — 4300. Передние дисковые и задние барабанные тормоза. Спереди подвеска независимая McPherson, задние колеса чуть утоплены, поэтому колея передних 1410 мм, задних — 1380.
Дизайн от Zagato, японский салон и чужой индекс: мифы и факты о ВАЗ-2110
Среди множества моделей с трудной судьбой, разработанных еще во времена СССР, «беременная антилопа» стоит особняком. Ведь именно «десятка» была для многих долгожданной моделью ВАЗ, наконец-то получившей «иномарочный» дизайн и мощный 16-клапанный двигатель, что позволило ей в начале нулевых конкурировать на равных с 10-15 летними подержанными «европейцами» и «японцами». Но при этом для тысяч владельцев и просто поклонников ВАЗ-2110 многое в истории, связанной с разработкой этого автомобиля, «осталось за кадром». Недостаток информации уже в нашем веке «форумные эксперты» нередко компенсировали забавными псевдофактами, подкреплёнными собственными «расследованиями». Сегодня мы попробуем пролить немного света на особенности рождения этого автомобиля, так и не получившего собственного имени, а навсегда оставшегося «десяткой».
С оветских дизайнеров неоднократно обвиняли в копировании зарубежных автомобилей — например, в случае с АЗЛК-2141 сходство с французской Simca 1308 было очевидным. А поскольку ВАЗ-2110 со своим «дуто-леденцовым» дизайном радикально отличался как от кирпичеобразных Жигулей, так и от угловатого «зубила», в происхождении внешности советско-российской новинки некоторые опознали «иностранные ноги». Audi 80 B3, Volkswagen Passat B3 и даже (частично) Saab 900 второго поколения — во всех этих моделях скептики видели основу «десятки». Более того, с подачи зарубежного издания «Wheels» (колёса!) еще на ранних стадиях работы над прототипами ВАЗ-2110 в качестве возможных «подрядчиков» называли и такую экзотику, как итальянское кузовное ателье Zagato!
Эскизы будущего: аэродинамические щитки на колёсах наглядно показывают, насколько дизайнеры хотели улучшить обтекаемость кузова «десятки»
Всё обстояло иначе и проще: многие решения в дизайне «беременной антилопы» объясняются стремлением добиться наилучшей аэродинамики. У советских конструкторов и инженеров были свои мотивы — например, обеспечить потяжелевшей машине лучшие динамические качества при той же мощности двигателя, как у прежних переднеприводников. Поэтому «зализывание» кузова с мягкими переходами и отсутствием выступающих элементов вроде колёсных арок и водосточных желобков было неизбежным, равно как и «бочкообразный» силуэт, в котором многие видели Audi 80 или Passat B3.
Предлагаем читателям с помощью этих фото самостоятельно ответить на вопрос, «слизали» ли ВАЗ-2110 с Пассата
Да, в 1986 году дизайнеры сталкивались «вживую» с новейшим Пассатом в СССР на Дмитровском полигоне, куда «бе-третий» вместе с VW Scirocco попал на зимние испытания. Да, деревянный макет «десятки» продували в аэродинамической трубе Porsche и для наглядности сравнивали с «бочкой». Однако общие пропорции кузова и отдельные решения (например, рамки дверей) на «десятке» и Audi отличались настолько, что говорить о прямом заимствовании нельзя.
Впрочем, ищущий «чужую кровь» да найдёт: в 1984 году в единственном экземпляре был создан ходовой макет Audi 80 Cw-Studie Concept, ставший прообразом «бочки» В3. И вот в его внешности при желании можно найти немного элементов, воплощенных в серийном ВАЗ-2110.
Уже ближе: форма переднего бампера, колёсных арок и корма Audi 80 Cw-Studie Concept действительно такие же, как на ВАЗ-2110
VW Auto 2000 – так Volkswagen видел «автомобиль 2000 года» в 1982 году. В нём легко опознаётся будущий Passat B3
В восьмидесятые годы на ВАЗе занялись проектом новой «классики», одновременно работая над версией седана на платформе уже готового к запуску в производство хэтчбека ВАЗ-2108. Параллельно над принципиально новым поколением Жигулей и четырёхдверным Спутником вели работы примерно до 1985 года. Вскоре от идеи глубокой модернизации классики решили отказаться, уж слишком много всего нужно было изменить и даже сделать заново. Поэтому заднеприводный ВАЗ-2112 так и остался на стадии дизайн-проектов, а вот «десятка-седан» должна была встать на отдельную нитку конвейера вскоре после выхода пятидверного ВАЗ-2109.
Этот макет Спутника-седана носит индекс ВАЗ-2110 совсем не по ошибке
Но начавшаяся перестройка с последовавшей нехваткой средств для финансирования новых разработок фактически поставила крест на быстром и успешном запуске перспективной модели на второй производственной линии. И тогда на заводе решили доработать сварочное оборудование так, чтобы вместе с переднеприводными хэтчбеками можно было изготавливать и кузова для седанов. Ну а «добавочным» индексом ВАЗ-21099 нарекли не просто так — чтобы запуск седана в серийное производство получился быстрее, официально четырёхдверную Самару стали позиционировать не как полностью новую модель, а как модификацию «ноль девятой». Такая хитрость позволила машине пройти в 1988 году не полный цикл приёмочных испытаний, а упрощенную госприёмку, что допускалось для модификаций. Впрочем, экономические реалии всё равно не позволили «девяносто девятой» встать на конвейер в восьмидесятые годы…
Ну а на второй конвейерной нитке в отдалённой перспективе должен был выпускаться всё-таки автомобиль под индексом ВАЗ-2110, но… уже совершенно другой! Речь именно о той машине, которая впоследствии и стала серийной «десяткой». Работы над этой моделью начались в 1985-м сразу после закрытия проекта «новой классики», а основная часть работ по новому переднеприводнику была выполнена до 1988 года.
Интересно, что со временем обозначение 2112, когда-то предназначавшееся для новых Жигулей, задействовали именно в рамках модельного ряда десятого семейства – под такой моделью выпустили пятидверный хэтчбек. Словом, не пропал ни один индекс…
Тенденция к ужесточению экологических норм еще в восьмидесятые годы заставила конструкторов ВАЗ задуматься о радикальной модернизации системы питания. Ведь выполнять требования для экспорта автомобилей становилось всё сложнее, а в будущем с карбюратором это становилось и вовсе невыполнимой задачей.
Выход в Тольятти видели во впрыске топлива, причем с электронным управлением, а не электромеханическим, как это было ранее общепринято в мире.
Вдобавок новомодный «инжектор» отлично сочетался с многоклапанным газораспределительным механизмом, который должен был появиться на перспективной «десятке».
Проведя ряд переговоров с признанными авторитетами в сфере разработки систем впрыска топлива (General Motors, Siemens, Bosch), на ВАЗе остановились на американцах. Причина проста — GM предлагал лучшие условия для «перевода на инжектор» не только будущих моделей, но и актуальных Жигулей, Нивы и Самары, которым такая система питания также была крайне необходима для поставок на экспорт.
В рамках соглашения американские специалисты должны были разработать под вазовские моторы впрыск, соответствующий нормам Евро-1 и США-83, а также провести адаптацию старых двигателей. По контракту GM также должен был поставить около 500 000 комплектов «инжекторов» для комплектации экспортных автомобилей.
Первые «живые» Лады с диковинной системой питания появились еще в 1993-м, то есть за несколько лет до начала сколько-нибудь серийного производства ВАЗ-2110. И это был так называемый моноинжектор (одна центральная форсунка), которым оснащались экспортные Жигули и Нивы. А вот на выпускаемой с 1996-го в Финляндии на заводе Valmet «евросамаре» Lada Baltic появился уже распределённый впрыск — таким же полуторалитровым двигателем ВАЗ-2111 оснащались в Тольятти и обычные Самары для внешних рынков.
13 вазовских «десяток», о которых никто не знает
Первые шесть прототипов будущего ВАЗ-2110 появились в 1986 году. Правда, на «десятку», которая пошла в серию в конце века, они мало походили. Дизайн был более спокойным, но поэтому и менее интересным, чем у серийного автомобиля.
А через десять лет, когда «десятка» тоже еще не стала серийной, в 1996-м сенсацией Московского автосалона стал шоу-стоппер ВАЗ-21106 с полуофициальным названием «Желтая акула».
«Желтую акулу» в модном обвесе еще и оснастили 2-литровым двигателем Opel с по тем временам огромной мощностью 150 л.с. Максимальная скорость превышала 200 км/ч. Позднее такие машины выпускали мелкосерийно.
ВАЗ-21108 Премьер с колесной базой, увеличенной на 175 мм, в небольших количествах выпускала дочерняя фирма ВАЗа «Суперавто». На таких машинах с 91-сильным двигателем некогда возили, в частности, вазовское начальство.
Но дальнейший процесс удлинения «десятки» застопорился на двух опытных образцах ВАЗ-21109 Консул, базу которых увеличили аж до 3142 мм (базовый седан – 2492 мм). На столь длинную, пусть и с роскошно отделанным салоном машину охотников все-таки не нашлось.
Фейслифтинг и лифтинг
Уже в конце 1990-х в Опытном производстве ВАЗа в мизерных количествах стали делать тюнинговые машины десятого семейства, по сути проведя фейслифтинг массовой модели. В частности, мелкосерийно собирали ВАЗ-2110Т, он же – ВАЗ-21103-010/03.
Еще один пример раннего заводского тюнинга — ВАЗ-2110М производства фирмы «Компакт-S». Позднее в заводских проспектах такой вариант называли ВАЗ-2110 Евро.
Конечно, благодатным объектом для тюнинга, едва появившись, стал и хэтчбек ВАЗ-2112. Один из вариантов разработала и продвигала тольяттинская фирма «Апал». Аналогичные комплекты обвеса предлагали и для седанов ВАЗ-2110, а чуть более простой набор внешних деталей — и для универсала ВАЗ-2111.