«В кабинете у себя командуй, Глеб Егорыч!». Тихая судьба Алексея Миронова
Не все вспомнят его фамилию. За 45 лет карьеры заслуженный артист Алексей Миронов сыграл восемь десятков ролей. А в памяти зрителей навсегда остался шофером старенького «Фердинанда» в фильме «Место встречи изменить нельзя».
— Куда? Куда ты?!
— В кабинете у себя командуй, Глеб Егорыч. А тут — я!
— Потеряем! Потеряем, Копытин!
— Никуда мы его не потеряем! Куда он денется. Вот он!
— Копытин, милый, не отставай!
— Как же, Глеб Егорыч, «не отставай»? У «Студера» мотор втрое. Глеб Егорыч, ещё немного, и мои баллоны не сдюжат! Я сколько раз говорил.
— Давай! Давай, отец! Не время сейчас. После переговорим.
— В Сокольники он, гад, рвётся! Там есть, где спрятаться…
Фердинанд против Студебекера
Сцена погони с диалогом Копытина и Жеглова — одна из самых напряженных в фильме. И вот, казалось бы, роль шофера совсем маленькая — ну сколько у него там фраз? Парочка в каждой серии, быть может. Однако миссия у персонажа совсем не второстепенная. А в эпизоде с погоней и вовсе главная. От него сейчас зависит судьба всей опергруппы, успех важного дела.
У братьев Вайнеров в «Эре милосердия» шофер, к слову, описан скупо. И если бы Говорухин строго придерживался задумки авторов, Копытин получился бы, как говорит о нем Жеглов, созданным «по образу и подобию автомобиля». Но Копытин не растворился в милицейской саге среди четырех десятков актеров. Он тут — словно умудренный опытом глава семейства, хотя бы и МУРовского — с характером, мнением, житейской мудростью: то хмыкнет осуждающе, когда Шарапов попросит Варю Синичкину доложить о выполнении задании, то по-отечески предложит: «Володь, давай я тебя отвезу…» И они поедут сначала в роддом за подкидышем, а потом к Варе Синичкиной, опередившей Шарапова в желании забрать малыша…
Прошел всю войну до Берлина
Речь в фильме о послевоенном времени. И играть шофера, прошедшего горнило Великой Отечественной, Миронову было несложно. Он и сам дошел до Берлина. Даже до офицера дослужился. Почем фунт лиха, ему рассказывать не надо было. И, может быть, даже ордена и медали на парадном костюме в кадре не бутафорские, а его собственные.
22 июня 1941-го Алексею было всего 17, на фронт его не брали. Тогда он приписал себе лишний год и попал сразу в пекло… Командовал огневым взводом артполка. Воевал на Воронежском, Северо-Западном и 1-м Украинском фронтах. Бился за Москву, Курск, Днепр. Освобождал Украину. Штурмовал Берлин. После Победы продолжил военное дело — служил в Центральной группе войск, преподавал в школе сержантского состава в Вене. И тихонько мечтал о театре, которым был болен с детства. Даром что судьба хладнокровно выписывала свои виражи.
Работать локтями не научился
Переехав из смоленской деревушки в Москву, семья Алеши поселилась на Маломосковской улице. Рядом, на Ярославском рынке, был небольшой зверинец с клоуном. И так нравились его номера мальчику, что загорелся он тоже выступать на сцене. Подготовил с одноклассником клоунаду. Имел успех. После чего записался в школьный театр, где переиграл едва ли не всего Антона Палыча. Потом — в театральную студию Дома пионеров…
А потом была война. О мирных мечтах пришлось забыть. Но в 1947-м, уволившись из армии, Миронов поступил в театральный институт. Студентом третьего курса уже выходил на сцену Театра Революции, позже посещал лекции Андрея Гончарова, чтобы научиться ставить спектакли…
Вот только расталкивать конкурентов локтями не научился. И плести интриги не умел. Характер проявлял исключительно в ролях. Если они того требовали.
Год после ГИТИСа Алексей Миронов прослужил в калининградском театре, потом перебрался в Мурманск. А в 1953-м вернулся в Москву, чтобы на долгих 35 лет связать творческую жизнь с Театром Советской Армии. И… разочароваться в театре как таковом.
Фельдшер, попутчик, продавец рыбок
С кино, к счастью, ничего подобного не случилось. Снимался Алексей Иванович с 1954 года — эпизод в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова сыграл студентом. А последняя картина — «Свадьба» Павла Лунгина, где Миронов перевоплотился в участкового, — вышла уже после его смерти.
Швейцар Федор в «Собачьем сердце», Аникей Елизаров в «Вечном Зове», муж Анисьи в картине «Белый Бим, Черное Ухо», Тихон Стрешнев в «Юности Петра», пассажир в фильме «Три тополя на Плющихе». Роли были в основном небольшие, часто безымянные: фельдшер, продавец рыбок, железнодорожник, телеграфист, попутчик… Но даже чтобы сыграть крошечный эпизод, Миронов всегда готовился. Порой импровизировал, придумывал что-то эдакое, чтобы герой запомнился — ведь и у маленького человека есть судьба, характер. Не стеснялся и у великого Чаплина смешное перенять. Например, Гуськову в «Простой истории» Юрия Егорова актер добавил своеобразную походку, сигаретку и подглядывание за купающимися женщинами.
Он и про Копытина понимал, может быть, больше самих авторов и режиссера. Чувствовал, что не может шофер-муровец быть отстраненным: сказали — завел баранку — поехал. Он должен быть в гуще событий. И помалкивать только до поры до времени. Не случайно же милиционеры так любили актера.
Единственной главной роли Миронов дождался только к 67 годам. Это был фильм «Маэстро с ниточкой», который актер очень ценил. Хотя не стала картина ни выдающейся, ни любимой зрителями…
Главным для Миронова было профессионально исполнять свой долг. В данном случае — на экране. Оценили его труд поздно — звание заслуженного артиста он получил в 61 год. В Союз кинематографистов и Гильдию актеров кино России был принят и вовсе в 73. Хотя даже в 1990-е, когда многие народные сидели без работы, домашний телефон Алексея Ивановича не умолкал. Он продолжал сниматься. Чтобы кормить семью.
Она ушла к другому, он — в работу
Личную жизнь актера, как и творческую, особо бурной не назовешь. С первой супругой Миронов познакомился в ГИТИСе. После окончания вуза молодые уехали в Калининград. А вот в Мурманск жена перебираться не пожелала. Пару лет Мироновы прожили врозь. Судьба брака была предрешена — жена подобрала Алексею замену. Миронов же с головой окунулся в работу на новом месте — в театре Советской Армии. А через шесть лет встретил музыканта Галину Анисимовну. Театр выделил молодой семье квартиру. Они вырастили сына, дочь, дождались внуков. Прожили тихо-мирно 40 лет. И дальше бы жили…
10 ноября 1999-го Алексей Иванович выступал перед сотрудниками московской милиции в честь их профессионального праздника. Пел, плясал. А через шесть дней они провожали его в последний путь. Как «своего». Выделили транспорт, венки, эскорт сотрудников. Алексею Миронову было 75 лет…
Фердинанд из место встречи где еще снимался
Наряду с прекрасными ролями прекрасных актеров – помимо Высоцкого нельзя не отметить блестящие работы Сергея Юрского, Ивана Бортника и Виктора Павлова – в детективной истории по роману братьев Вайнеров самое активное участие принимает и герой неодушевленный. Речь, конечно же, об автобусе по прозвищу “Фердинанд”, на котором передвигаются сотрудники МУРа, расследуя преступления в послевоенной столице.
Характерный угловатый автобус зеленого цвета появляется в кадре уже в самом начале фильма. Видно, что шофер Иван Копытин очень привязан к машине, следит за ней, хотя и жалуется на вполне естественный в послевоенное время недостаток запчастей: “Мне бы вот два ската на задок и цены бы ''Фердинанду'' не было!”
Иначе как “Фердинандом” муровский автобус в ленте никто не называет. Прозвище же в честь немецкой самоходки Ferdinand (автором этой грозной ПТ САУ был, к слову, сам Фердинанд Порше) объясняется специфическим чувством юмора сотрудников уголовного розыска. “Это вот наши балбесы окрестили машину, мол, похож на самоходку немецкую” – рассказывает Копытин Шарапову.
В книге 'Фердинанд' выкрашен в сине-красную ливрею московской милиции. В фильме он нейтрального зеленого оттенка
При этом у зрителя не возникает сомнений в происхождении автобуса. Контуры кабины ЗиС-5 вообще трудно с чем-то перепутать, кроме того в некоторых сценах видна эмблема на решетке радиатора. Тут-то и начинается самое интересное. В романе “Эра милосердия”, который и лег в сюжетную основу фильма, авторы совершенно четко объясняют почему муровский автобус прозвали “Фердинандом”. Дело в том, что в оригинале он был немецким!
Самоходка Ferdinand, поделившаяся именем с МУРовским автобусом
Вот как братья Вайнеры описывают “Фердинанда” на страницах своей книги. “Во дворе около столовой стоял старый красно-голубой автобус с полуоблезшей надписью "Милиция" на боку. Трофейный "Опель-Блитц" наверняка за долгую свою жизнь повидал виды. От старости и того невыносимо тяжелого груза, что пришлось ему повозить за долгие годы, просели рессоры и высохли амортизаторы, машина будто припала к земле громоздким брюхатым кузовом на хилых перелатанных баллонах и неуклюжей статью своей и плоской придавленной мордой походила на огромного больного бульдога”. Вот еще: “…и верно, в приземистой, кургузой машине было что-то общее с тупым, напористым ликом самоходного орудия”.
Первый Opel Blitz, построенный уже в тесном сотрудничестве с GM в 1930-м, на самом деле сильно напоминает и ГАЗ-АА, и ЗиС-5
Отдадим должное авторам за не просто яркое, но и технически подробное описание – оно действительно помогает разобраться в запутанном происхождении модели. Кажется, что здесь особо выяснять- то? Ведь Вайнеры упоминают даже конкретную модель! Увы, этого факта мало. Дело в том, что линейка “Опель-Блитц” вместила в себя великое множество различных вариантов и выпускалась на протяжении… 45 лет!
А вот это уже Blitz 3,6 второго поколения. Один из самых массовых грузовиков Второй мировой
Автобус на его базе. Согласитесь, в 1945-м такого красавца вряд ли можно было считать устаревшей конструкцией, 'видавшей виды'
По сути Blitz это не конкретная модель, а своеобразный грузовой суббренд фирмы “Опель”. Первое поколение было представлено еще в 1930-м и выпускалось в нескольких базовых вариантах с полезной нагрузкой в одну, две и две с половиной тонны. Гораздо большую известность получило второе поколение Opel Blitz, дебютировавшее в 1937-м. Этот 3-тонный грузовик стал самым массовым автомобилем Вермахта – только на “опелевском” заводе в Бранденбурге их собрали свыше 80 тысяч единиц. Кроме того, здесь же делали шасси с пониженным уровнем пола, предназначенным для установки автобусным кузовов.
Однако, едва ли “Фердинанд” из “Место встречи изменить нельзя” был “Блитцем” второго поколения. Вспомните как подробно Вайнеры описывают преклонный возраст “видавшего виды” автобуса. При этом 3-тонный Blitz образца 1937 года даже в 1945-м оставался одним из самых современных на тот момент грузовых автомобилей мира.
У 'студера' мотор втрое? Значит в погоню за Фоксом МУРовцы бросились на чем-то менее мощном, нежели Opel Blitz 3,6 или даже ЗиС-8…
Есть и другая улика против его кандидатуры. Ведь 3-тонный Blitz оснащался 3,6-литровым шестицилиндровым мотором мощностью 75 л.с. Что идет вразрез со знаменитой фразой Копытина (в книге он, кстати, Копырин) во время погони за Фоксом: “Как же, Глеб Егорыч, ''не отставай''? У ''Студера'' мотор втрое…”
Вот таким, весьма вероятно, братья Вайнеры представляли настоящий 'Фердинанд'. На снимке автобус на базе Opel Blitz первого поколения
Шестиколесный Studebaker US6, на котором герой Белявского с подельником удирали от ресторана “Астория”, развивала мощность порядка 90 л.с. Больше, конечно, чем у “Опеля”, но ведь не втрое же! Скорее всего речь в книге идет о первом поколении Blitz с 1-тонным или 1,5-тонным шасси. Именно эти версии оснащались слабенькими четырехцилиндровыми моторами мощностью 30-40 л.с., заимствованным у легковых “опелей”. В таком случае фраза про тройной проигрыш “Студеру” в “лошадях” кажется куда более правдоподобной.
Еще один вариант на тему шасси Opel Blitz I
Автобусы на базе Opel Blitz первого поколения действительно выпускались, хотя и в небольших количествах. Причем, как и описывали Вайнеры отличались они “неуклюжей статью” и “плоской придавленной мордой больного бульдога”. На нужды Вермахта эти автобусы изначально не шли. Однако, с началом военной кампании в Германии активно реквизировали технику у частных лиц – все для фронта, все для победы только по-немецки. Можно предположить, что именно таким образом “Фердинанд” попал сначала на фронт (как вариант в прифронтовую зону), а затем и в число трофеев Советской Армии, в конце-концов оказавшись прикомандированным к управлению Московского Уголовного Розыска.
Конфискованные гражданские 'опели' нехотя примеряют мундир военного времени
Почему же в телесериале “Место встречи изменить нельзя” “Опель” вдруг превратился в ЗиС? Все проще простого – на момент начала съемок живых автобусов на шасси Blitz просто не осталось. Первого поколения во всяком случае. Что уж там говорить, если и ЗиС был не совсем настоящим…
Довольно популярным отечественным автобусом довоенного периода был ЗиС-8, построенный на шасси грузовика ЗиС-11 (по сути удлиненная версия ЗиС-5). В середине 30-х выпустили немногим больше полутысячи “восьмерок”. Затем автобусы на шасси ЗиС-11 в частном порядке строили различные авторемонтные базы. В любом случае, к концу 70-х ни один из них не сохранился. Во всяком в состоянии пригодном для участия в съемках. Роль-то у “Фердинанда” насыщенная. Это не просто пятно или фон в кадре, во всех сериях зеленый автобус куда-то едет, жалобно подвывая трансмиссией.
Вот так выглядел настоящий ЗиС-8 на удлиненном шасси ЗиС-11. Машина отреставрирована в наши дни
А вот сделанный специально для съемок 'типа ЗиС-8' на коротком шасси УралЗиС-5. На родных зисовских машинах стояли двухоконные колеса
Съемочной бригаде “Место встречи изменить нельзя” ничего не оставалось как организовать постройку автомобиля (вернее автобуса) специально для фильма. По заказу киношников машину построили на московском авторемонтном заводе “Аремкуз”, располагавшемся недалеко от Павелецкого вокзала. Правда в качестве основы взяли шасси стандартного ЗиС-5 – исторически правильных удлиненных ЗиС-11 тоже на тот момент уже не осталось.
Вот такая получилась история. И последнее. В книге еще одна легендарная фраза Копытина “про Сокольники” также звучит немного иначе: “В Зарядье он, сука, рвется. Там есть где притыриться”.
Фердинанд из место встречи где еще снимался
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Диорама по фильму «Место встречи изменить нельзя»
Идея этой диорамы появилась ещё до того, как модели грузовика "Студебеккер" появились в продаже в Москве. Автобус "Фердинанд" сделан наполовину вручную с использованием кабину и колёсной базы от грузовика ЗИС-5. Фигурка Глеба Жеглова конверсионная из какого-то наборного солдата. Для диорамы был выбран, после некоторого размышления, кульминационный момент погони, когда "Студик" с Фоксом пробивает ограждение и падает в Яузу:
Высокое разрешение
В отличие от предыдущей диорамы, здесь нет никакого компьютерного вживления в реальное фото, некоторое подобие эффекта реальности достигается только освещением.
В фильме это было так:
По кадрам я без особого труда вычислил точное место действия, однако воспроизвести его на диораме получилось чисто условно, максимально сжав пространство.
Набережная сделана из жесткого пенопласта, самую большую проблему представляло изготовление ажурной решетки набережной. Мой отец (который непосредственно делал все диорамы) придумал отлить её из гипса по выточенному вручную шаблону.
Особенно интересно отметить, что автобус имитирует не реальный ЗИС-8 образца 1938 года, а мосфильмовский муляж, который был изготовлен на базе грузовика ЗИС-11 специально для фильма Говорухина. Поэтому в обоих случаях база оказалась короче, чем у реального ЗИС-8. Вообще, в книге "Эра милосердия", по которой снят фильм "Фердинандом" назывался трофейный немецкий "Опель Блиц". Однако мосфильмовцы не смогли найти ничего похожего и решили схитрить, подменив его советской машиной.
Вот он стоит на Мосфильме:
Высокое разрешение
К сожалению, на некоторых кадрах кладка набережной бликует, что несколько портит впечатление:
Хотелось передать динамику:
Фердинанд из место встречи где еще снимался
Продолжаем разбор фильма «Место встречи изменить нельзя». Изюминкой сегодняшней серии станет погоня за Фоксом. Ох и напетляли они по Москве! Но и еще кое-какие сюрпризы будут 🙂
1. Шарапов снова провожает Варю и перед нами опять Никитский бульвар. Снова проходне дворы дома №12 по Никитскому бульвару
но в этот раз в кадр попал и соседний домик — Никитский бульвар, 12а.
Нынче здесь располагается музей Востока. История этого здания прослеживается с начала XVIII в.
В 1787 г. архитектор Е.С. Назаров на месте палат начала XVIII в. у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом.
В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина). После московского пожара 1812 г. от дома сохранилась только подвальная часть.
Строительство нового ансамбля на этом месте началось в 1814 и уже к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных.
В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение. Банк (с 1859 г. — Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.
2. Праздничный вечер, посвященный очередной годовщине Октября. Дворец культуры работников милиции, где по сценарию проходят праздничные торжества, оказался и вовсе “комбинированным объектом”. Как рассказал Валентин Гидулянов (художник-постановщик фильма), эти эпизоды снимали сразу в двух местах — в Одесском доме офицеров (интерьеры) и в столичном ДК “Правда” (на улице у ДК).
ул. Правды, 21. Очень интересное здание с архитектурной точки зрения. Вот посмотрите, как оно выглядело сразу после постройки
3. Мелькает в фильме и ст. Лосиноостровская — место жительство Груздева с гражданкой Жолтовской.
4. Ресторан «Астория», где МУРовцы ждали Фокса снимали в ресторане гостиницы «Центральная». Тверская, 10.
Здание удивительное, историческое. В двух словах его история такова: конец 19в – фабрика хлеботорговцев Филипповых. В 1905-1907 годах при пекарне появилась кофейня. В 1911 году в левой части здания, где располагалась булочная, было решено открыть небольшую гостиницу «Люкс». После революции фабрику и кофейню национализировали. В 1919 году гостиница становится общежитием НКВД. В 1930-х годах это уже общежитие Коминтерна, в котором останавливаются вожди европейских коммунистических партий. Булочная находится в том же здании. Общежитие Коминтерна после некоторой перестройки становится гостиницей «Центральная», а кофейня — рестораном «Центральный». В пост-советское время здесь был ресторан Сбарро-пицца и снова кофейня. Сейчас здесь опять идет реконструкция больше похожая на строительство. Что мы увидим на этом месте – большой вопрос.
Фильм же — уникальная возможность разглядеть интерьеры ресторана «Центральный». Да к тому же здесь мелькают детали интерьеров еще Филипповской кофейни
А вот интересное фотосравнение. Кадр из фильма и две фотографии кофейни Филипповых начала 20 века. Обратите внимание на пол (рисунок) и статуи около зеркала, когда-то оформлявшие фонтан.
Ну, а теперь Погоня!
Станислав Говорухин:
«Погоня муровцев за Фоксом стала самой сложной сценой. Мы занимались ею в течение месяца, а потом еще пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа фильма. Обе машины — и “Фердинанд”, и “Студебеккер” — оказались в очень плачевном состоянии, едва могли двигаться. Большинство кадров погони снято в московских переулках и на набережных Яузы, а один какой-то планчик мы снимали даже в Одессе.»
5. Итак, выбивая стекло официанткой в «Астории»- «Центральном» оказываются герои на Малой Ордынке.
В наши дни что-то снесено, что-то надстроено / перестроено, но в целом место узнаваемо.
6. Б. Черкасский переулок, вид в сторону Ильинки
7. Трубная улица: вид от Большого Сухаревского переулка.
8. Большой Сухаревский пер. у дома 7
9. Во дворах на Большом Сухаревском (в кадре д.5 стр.3)
10. Во дворах в Большом Черкасском переулке
11. Выезд в Большой Черкасский переулок из арки дома №7
12. Видимо тот самый «одесский планчик»
13. Б. Полуярославский пер., 18
14. У Госпитального моста
15. «Стреляй, Глеб Егорыч! Уйдет!»
В.Гидулянов:
Первоначально предполагалось, что герой Высоцкого должен опустить раму автобусного окна, но Володя вдруг решил сымпровизировать. А стекло в окне “Фердинанда” оказалось толстое. Володя раз по нему ударил, другой. Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: “Ну все, п. ц, приехали!” Смотрим, у него рука в крови: на пальце — глубокий порез от осколка. А ведь тем же вечером Высоцкий должен был вылетать на очередные гастроли в Сибирь. Но пришлось эти концерты отменить.
Машина мчит по Золоторожской набережной . В кадре Таможенный мост через Яузу и д.11 к.1 по Нижней Сыромятнической улице.
16. Андроньевская наб.
17. Одна из самых эффектных сцен фильма: падение автомобиля в реку. Снимали этот эпизод на набережной Яузы между мостом Казанской железной дороги и Электрозаводским мостом.
Вот, что вспоминают о съемках этого эпизода В.Гидулянов и Л. Бурлака (главный оператор фильма):
«Мы нашли совершенно “убитый” “Студебеккер”. Разгонять этого инвалида должен был специальный грузовик-толкач. В кабину сели два наших лучших каскадера — Володя Жариков и Олег Федулов.
Предстояло сделать лишь один дубль, причем в условиях “режимной съемки”, за те считанные минуты, когда сгущаются сумерки. Вроде бы все подготовили, отрепетировали — нужно начинать. Вдруг выясняется: у толкача заглох двигатель, и никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит — еще чуть-чуть, и снимать уже будет нельзя. Наконец, буквально в последний момент автомобиль все же завелся, разогнал “Студебеккер”, тот покатил к реке, сбил решетку.
Больше всего опасались, чтобы машина в полете не перевернулась вверх колесами. Но именно это и случилось. Грузовик воткнулся в воду радиатором, задние колеса задрало. В результате кабина с каскадерами полностью ушла в воду. Вот уж 20 секунд прошло. минута. — каскадеров не видно. Наконец вынырнули. Сперва Жариков, потом — Федулов. Оба какой-то черной дрянью облеплены. Из-за спешки перед началом съемок дно реки в этом месте толком не проверили, а оказалось, что под небольшим слоем воды находится метровый слой ила. В него и погрузилась кабина “Студебеккера”, так что Олегу с Володей было очень непросто выбраться наружу.»
А вот так это место выглядит сегодня.
18. Ну, и финальные кадры серии — Володя Шарапов ждет встречи с «Аней» у памятника первопечатнику Ивану Федорову