Бывший российский завод Mercedes-Benz вернётся к работе следующим летом
Новый владелец не раскрывает деталей о том, автомобили какой марки будут сходить с конвейера предприятия в Подмосковье. Известно лишь, что она относится к премиум-сегменту.
Немецкая компания начала планировать уход с российского рынка ещё летом 2022-го, официально в местном представительстве Mercedes-Benz подтвердили намерение избавиться от активов в РФ в конце октября. В роли покупателя, как и предполагалось ранее, выступил инвестор и дилер бренда – группа компаний «Автодом».
Ранее Kolesa.ru сообщал о том, что Mercedes-Benz продала свои доли в местных дочерних компаниях. В этот список вошли АО «Мерседес-Бенц Рус», ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», ООО «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисез Рус», ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус» и OOO «Мерседес-Бенц Капитал Рус». Новому владельцу отошли и офисные площади, сервис и завод, расположенный в Подмосковье (Есипово).
В сферу деятельности группы компаний «Автодом», принадлежащей Андрею Ольховскому, входит продажа и обслуживание автомобилей премиальных и люксовых марок. При этом до нынешнего кризиса в ГК думали и о том, чтобы начать выпуск автомобилей; велись переговоры с некими китайскими автопроизводителями (правда, какими именно, не сообщалось) касательно эксклюзивного дистрибуторства новых брендов в РФ.
Теперь «Автостат» со ссылкой на регионального директора ГК «Автодом» Евгения Войтенкова сообщает о том, что бывший завод Mercedes-Benz в Московской области будет перезапущен в середине 2023 года. По словам спикера, на этой производственной площадке будет налажен выпуск линейки автомобилей премиум-класса. Представитель «Автодома» пока не рассказал, о какой именно марке идёт речь, и при этом подчеркнул, что сейчас ГК продолжает вести переговоры с несколькими компаниями.
Ранее в Минпромторге отмечали, что новый собственник активов Mercedes-Benz «сможет привлекать другие компании в качестве производственных партнёров, чтобы организовать совместное производство на базе завода в индустриальном парке Есипово». Ведомство в том числе обещало помочь с выбором «технологического партнёра».
Напомним, компания Mercedes-Benz открыла завод в Подмосковье в 2019 году, здесь по полному циклу был налажен выпуск седанов Е-Class и нескольких моделей кроссоверов – GLC, GLE, GLS. Производственные мощности предприятия рассчитаны на то, что с конвейера ежегодно будет сходить до 30 тыс. автомобилей.
Согласно статистике АЕБ, на российском рынке марка Mercedes-Benz в течение последних двух лет занимала второе место среди премиальных брендов, уступая лишь BMW. Так, в течение 2021-го показатель Мерседеса в РФ оказался равен 43 011 экземпляров, что на 10,8% больше, чем годом ранее (у BMW – 46 802 шт., на 9,6% больше). В списке бестселлеров бренда по итогам прошлого года числились E-Class (6475 шт.), GLE (5879 шт.) и GLS (5349 шт.).
Mercedes запустил завод в России. 5 главных вопросов
На первоначальных этапах в качестве возможных площадок обсуждали Казань, Калугу, Санкт-Петербург, Владимир и Тулу. Позже немцы рассматривали вариант с Набережными Челнами (на мощностях КамАЗа) и даже возможность выкупа уже готовых площадок в Москве (ЗИЛ) или в Калининграде («Автотор»).
В итоге концерн решил построить завод с нуля в Подмосковье. Член правления Mercedes-Benz Cars Маркус Шэфер, отвечающий за производство и управление цепочкой поставок, объяснил это тем, что, к примеру, в Санкт-Петербурге концентрация автомобильных производств слишком высока. Поскольку немецкая марка вложила серьезные инвестиции в обучение персонала, «Даймлеру» хотелось сохранить подготовленные рабочие кадры именно для себя. Кроме того, Подмосковье на фоне конкурентов отличалось развитой инфраструктурой.
«Открытие нового завода в Московской области — это стратегически взвешенное решение мирового автопроизводителя, принятое на основании многих количественных и качественных исследований. Московская область характеризуется очень хорошими материально-техническими связями, близостью к столице и наличием высококвалифицированных кадров», — уточнили в пресс-службе Mercedes-Benz RUS.
«Мерседесы» в России производят по полному циклу: на предприятии есть кузовной цех и цех покраски. Первой машиной, которая сошла с конвейера, стал седан E-Class. В ближайшее время в Подмосковье начнут собирать кроссоверы и внедорожники: GLC, GLE и GLS. Немцы планируют выпускать здесь 20–25 тыс. машин в год, причем на максимальную производственную мощность завод выйдет уже в ближайшие месяцы.
При этом Daimler решил не производить в России флагманский седан S-Class и внедорожник Gelandewagen — их по-прежнему будут импортировать из Европы. Ввозить в Россию будут и более доступные модели: хэтчбек A-Class и седан C-Class.
«Завод такого уровня нуждается в высококвалифицированных кадрах в области робототехники, электроники, мехатроники и других. Mercedes намерен обучать таких специалистов в том числе на своих предприятиях в других странах, что повысит уровень отечественных инженерных кадров. Производство аналогичного класса автомобилей с заявленным уровнем локализации отсутствовало в России до настоящего времени», — отметили в Фонде развития промышленности.
Ожидать, что произведенные в России модели Mercedes будут стоить дешевле, чем импортные, не стоит. В пресс-службе марки уточнили, что цены на модели определяет спрос и предложение, политика конкурентов и другие факторы, а не наличие локализованного производства.
Новости 2 апреля 2019 Mercedes отказался снижать цены после запуска российского завода
Статьи 22 февраля 2017 Карта заводов: где и какие автомобили собирают в России
Спрос на автомобили Mercedes в России остается стабильным на протяжении последних нескольких лет, несмотря на постоянный рост цен. Так, в 2018 г., согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России было продано 37 788 легковых автомобилей Mercedes — это на 3% больше, чем в 2017-м (36 808 единиц). В 2017 и в 2016 гг. компания продала 36 808 и 36 888 автомобилей соответственно. Примечательно, что и в докризисном 2012-м компания продала в России примерно столько же автомобилей — 37 436 единиц.
Mercedes уже пять лет не может участвовать в государственных тендерах — это одна из причин, по которой концерн решил построить завод в России. Дело в том, что в 2014 г. вступило в силу постановление правительства об ограничении госзакупок автомобилей иностранных марок: принимать участие в государственных тендерах на поставку автомобилей для госнужд разрешили только предприятиям, успевшим подписать соглашение о промышленной сборке.
Использование национального режима при организации госзакупок считается одним из немногих механизмов, который позволяет предоставлять преференции национальным производителями и при этом не противоречит требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). Теперь же Mercedes получил статус компании, которая производит продукцию в России.
«Принимая во внимание возможность логистической оптимизации, девальвацию рубля, уверена, завод в России будет экономически оправданной инвестицией. Наиболее востребованным является получение статуса «произведенного в России автомобиля» на период до трех лет без выполнения требуемых условий по общему правилу. Далее это налоговые льготы и, в завершение, продекларированный государством доступ к субсидиям», — объяснила руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической фирмы DLA Piper Вильгельмина Шавшина.
В обмен на инвестиции правительство обязалось предоставить для Mercedes-Benz льготный налоговый режим и оказывать иные виды господдержки.
«СПИК (специнвестконтракт. — Прим. Autonews.ru) сроком на девять лет подписан между Российской Федерацией, АО «Мерседес-Бенц Рус», правительством Московской области, муниципальным образованием «сельское поселение Пешковское» Солнечногорского района Московской области, а также привлеченными лицами «Даймлер АГ», ПАО «КамАЗ», ООО «Даймлер КамАЗ Рус» и ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», — уточнил представитель Минпромторга.
Условия специнвестконтрактов определяются индивидуально для каждой компании, в том числе срок действия СПИКа, размер и направление инвестиций, планируемый уровень локализации. Со своей стороны государство гарантирует ряд преференций, например сохранение условий ведения бизнеса в России, налоговые и субсидиарные меры поддержки. Это также может быть получение облегченного доступа к госзаказам, снижение до 0% налога на прибыль на федеральном и региональном уровнях.
Правительство даже может определить подписавшую СПИК компанию единственным поставщиком товаров для госзакупок. Основное преимущество СПИКа в том, что он гарантирует стабильные рамочные условия на весь срок его действия. То есть все благоприятные условия, которые обещаны «Мерседесу», не будут меняться в течение девяти лет.
Почему Mercedes-Benz AG продает завод в Подмосковье?
Концерн Mercedes-Benz принял решение избавиться от части активов в России. С весны 2022 года после запрета Евросоюза поставлять в Россию предметы роскоши предприятие в подмосковном Есипово находилось в вынужденном простое. Сейчас, по данным «Коммерсанта», завод планируется продать одной из российских фирм, связанных с немецким концерном общим бизнесом. Каким образом завод задействовался в промышленных планах компании и что там может быть впоследствии?
Что выпускал Mercedes-Benz?
Промышленное предприятие в Есипово построил в 2019 году «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус». На тот момент завод находился в долевой собственности. Почти 20% акций принадлежало совместному предприятию «Даймлер Камаз Рус», а остальные 80% оставались у немецкого концерна Mercedes-Benz AG. Всего в проект было вложено 19 млрд рублей инвестиций, а на предприятии было задействовано около 1000 сотрудников.
Цикл производства предполагал сварку и покраску кузовов, а также сборку машин на конвейере из поступающих из-за рубежа комплектующих. Локализация была чрезвычайно низкой. Расчетный годовой объем производства составлял около 25 тысяч автомобилей. Завод был рассчитан в основном на выпуск легковых моделей. Первой машиной, которая сошла с конвейера, стал седан E-Class. Именно эти машины планировалось продавать по госзакупкам или в парки такси. В последующее время в Подмосковье начали собирать кроссоверы и внедорожники моделей GLC, GLE и GLS.
В марте 2022 года из-за санкционного давления завод был остановлен, и компания постепенно стала искать пути выхода из кризиса.
Продажа завода
Еще в июле 2022 года стало известно, что Mercedes-Benz намерен продать имущество, которое принадлежит официальному дистрибьютору марки «Мерседес-Бенц Рус», а также, возможно, права дистрибьютора. Тогда в качестве претендентов назывались дилерские сети «Автодом», «Авилон», «Мейджор» и «Панавто». Планировалось также продать офисное здание Mercedes в подмосковных Вешках.
Сейчас ряд СМИ сообщил, что оформление сделки по продаже завода в Есипово, который расположен недалеко от Зеленограда, находится в завершающей стадии, однако продажа еще не осуществлена. В качестве основного покупателя называется дилер «Автодом». При этом перспективы производства автомобилей немецкой марки чрезвычайно туманны.
Если завод будет продан, то покупатель едва ли сможет использовать его для сборки автомобилей Mercedes-Benz. Для этого нужны поставки от большого количества авторизованных изготовителей компонентов, что невозможно без поддержки штаб-квартиры в Штудгарте. Однако немцы соблюдают законы Германии, которая присоединилась к международным санкциям и ввела запрет на поставки предметов роскоши в Россию, под который попадают и автомобили Mercedes-Benz.
В лучшем случае промышленная площадка может задействоваться для выпуска автомобилей иных марок. Оборудование позволяет быстро переориентировать персонал на изготовление машин любых брендов, которые проявят интерес к работе в России. Неслучайно среди участников переговорного процесса называется Корпорация развития Московской области. При содействии партнеров на завод могут прийти новые инвесторы.
Mercedes-Benz продал завод и имущество российскому дилеру. Рассказываем, когда компания может наладить производство
Концерн Mercedes продал свой завод в Подмосковье и имущество дилеру марки ГК «Автодом». Об этом сегодня сообщил «Коммерсантъ», концерн подтвердил продажу российского бизнеса. На площадке, предположительно, начнут собирать китайские автомобили.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал MSK1.RU, что пока неизвестно, какие автомобили будут собирать на уже бывшем заводе Mercedes.
— Что там будут собирать, пока доподлинно никому не известно. Думаю, что профиль этого предприятия, скорее всего, сохранят, но нужно смотреть все договорные условия, на которых продается бизнес Mercedes в России. Есть предположение, что профиль будет сохранен, потому что у группы компаний «Автодом» давно вынашивалась идея чего-либо, например, электромобилей, чтобы стать производственно-торговой компанией, — сказал Кадаков.
Для того чтобы наладить производство, «Автодому» нужно найти партнеров.
— Но для этого нужно, естественно, искать партнера, потому что нет у нас никаких электромобилей или автомобилей в России, которые можно было бы собирать на этом заводе. Поэтому, как оно будет реализовано, сейчас трудно сказать, — добавил Максим Кадаков.
Налаживание производства может занять сколько угодно времени. Главный редактор журнала «За рулем» считает, что компании может понадобиться более полугода.
— Даже если собирать самым простым способом, крупноузловым, как сейчас собирают электромобили Evolute в Липецкой области, для этого всё равно нужен партнер, нужны договорные отношения, понимание с Минпромторгом, разрешение на сборку таких автомобилей. Нужно подписание инвестиционной программы, возможно, подписание спецконтракта. Даже бумажный процесс занимает определенное время, — сказал Максим Кадаков.
Крупноузловая, или «отверточная» сборка автомобилей — технология сборки, при которой на место сборки с завода-изготовителя поставляются полностью готовые к сборке комплектующие, часто уже в виде крупных узлов. Это наиболее простая технология, которую на начальном этапе используют практически все сборочные производства.