На каком топливе российские танки
Современные ГТД, как правило, многотопливные, могут работать на всём спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любым цетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них служит авиационный керосин.
- Современные танки могут работать на многих видах топлива, включая дизельное топливо, керосин, различные виды бензина и реактивное топливо.
- Танк Т-90 оснащен мощным дизельным двигателем В-92С2, но может быть также оборудован еще более мощным двигателем В-99.
- Танк Т-80 использует дизельное топливо как основное, но также может работать на керосине или бензиновых смесях.
- Топливные баки танков заправляются дизельным топливом марки ДТ, которое может быть зимним или летним в зависимости от температуры окружающей среды.
- Танк Т-72 оснащен мощным двигателем, который потребляет около 600 литров топлива на 100 км пробега.
- Двигатель танка Т-62 работает на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, а удельный расход топлива составляет 174 г/л. с. ·ч.
- Двигатели танков Т-34 работали на солярке и у них был высокий расход топлива — 160 л на 100 км по шоссе и 200 л на 100 км по пересеченной местности.
На каком топливе ездит танк Т-90
Вместо 840-сильного двигателя установлен 1000-сильный дизель В-92С2. Была предусмотрена возможность установки на танк 1200-сильного дизеля В-99; новое орудие 2А46М-5 сокращает рассеивание на 15 %.
Какое топливо использует танк Т-80
«Основной вид горючего для этого танка — дизельное топливо, — говорит Сергей Суворов, — но Т-80 может ездить и на керосине, и на смесях бензина.
Какое топливо заливают в танки
ЗАПРАВКА ТАНКА Заправка топливом Топливные баки танка заправляются дизельным топливом марки ДТ. Дизельное топливо используется двух сортов: летнее и зимнее, причём зимнее пригодно и для применения летом. Летним же можно пользоваться только при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С.
Какой двигатель стоит на танке Т-80
На боевой машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я.
На каком топливе танк Т-72
Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л в зависимости от объёма бочки. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.
Сколько жрет танк топлива на 100 км
На передаче заднего хода, максимальная
Расход топлива на 100 км
По грунтовой дороге
По дороге с твердым покрытием
На каком топливе работает танк Т 62
Двигатель работает на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, удельный расход топлива составляет 174 г/л. с. ·ч. Гарантийный срок работы двигателя по состоянию на начало 1960-х годов составлял 350 часов.
На каком топливе работает танк Т 34
Двигатели новых по тем временам советских танков, знаменитого Т-34 или тяжелого КВ-1, работали на солярке. Они были менее пожароопасными, однако проигрывали бензиновым в мощности. Расход топлива на 100 км пробега по шоссе составлял 160 л, по пересеченной местности — 200 л.
Сколько стоят российские танки
Гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко назвал стоимость новейшего российского танка Т-14 на платформе «Армата». По его словам, при массовом производстве цена боевой машины составит 250 млн рублей. При нынешнем курсе эта сумма равна примерно 3,7 млн долл.
Сколько у России танков Т 80
В частности, в 2000 году российская армия имела на вооружении 7558 Т-80 всех версий, а в 2021 году только 360 в строю.
На чем возят танки
Осуществляется автомобильным (танковыми транспортёрами), а также воздушным, водным и железнодорожным транспортом.
Сколько литров в баке у танка
Объём бака Тойота Танк
Наиболее распространённые объёмы топливных баков в автомобилях: 40, 50, 60 и 70 литров.
Сколько топлива в танке Т 90
На 100 километров пути по грунту машина требует от 260 до 450 литров, по трассе — 240 литров. По боевой машине Т-90 данные такие: по грунту 280 — 460 литров, по трассе — 260 литров. Объём расхода у этих двух машин почти совпадает. Двигатели у них 780 и 840 лошадиных сил, по мощности особо не отличаются.
Сколько топлива расходует танк Т 90
Расход топлива на 100 км
По сухой грунтовой дороге
По дороге с твердым покрытием
На каком топливе ездит танк Т 34
Дальность стрельбы, км
6,4 по прицелу ТОД; 6 по прицелу ТМФД-7; 3,8 для Т-34-85 по прицелу ТШ-15
телескопический ТОД-6 обр. 1940 года с пушкой Л-11 или ТМФД-7 с пушкой Ф-34, перископический ПТ-6 обр. 1940 года
Современные танки являются очень сложными механизмами, которые могут работать на многих различных видах топлива. Однако в мирное время для танков служит авиационный керосин.
Для примера, танк Т-90, оснащенный двигателем В-92С2, может использовать различные виды топлива, такие как дизельное топливо, керосин или смеси бензина. Кроме того, он оборудован новым орудием сокращающим рассеивание на 15%.
Танк Т-80 в основном использует дизельное топливо, но может также работать на керосине и смесях бензина. Двигатель на боевой машине состоит из ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я.
Для заправки топливом топливные баки танка заправляются дизельным топливом марки ДТ. Для танков используются две разновидности дизельного топлива — летнее и зимнее. Зимнее топливо пригодно для использования в течение всего года в то время как, летнее может быть использовано только при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С.
Когда-то двигатели советских танков, таких как Т-34 и КВ-1, работали на солярке. Это топливо было менее пожароопасным, но и менее мощным, чем бензин. Расход топлива на 100 км на шоссе составлял 160 л, а на пересеченной местности — 200 л.
Интересно, что к топливной системе танка Т-72 могут подключаться две дополнительные бочки объемом 400 или 500 л в зависимости от их вместимости. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.
Танк Т-62 работал на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, с удельным расходом топлива 174 г/л. с. ·ч. Гарантийный срок работы двигателя на начало 1960 года составлял 350 часов.
Таким образом, советские и российские танки могут использовать различные типы топлива, но в основном они работают на дизельном топливе, которое считается наиболее безопасным и эффективным для военных колесных и гусеничных машин.
Танк Т-80У с газотурбинным двигателем: вид топлива и технические характеристики
Так уж сложилось, что почти все ОБТ (основные боевые танки) мира имеют дизельный двигатель. Есть только два исключения: Т-80У и «Абрамс». Какими соображениями руководствовались советские специалисты, создавая знаменитую «восьмидесятку», и каковы перспективы этой машины в настоящее время?
Как все начиналось?
А начиналось все в 1932 году, когда в СССР было организовано конструкторское бюро, принадлежавшее Кировскому заводу. Именно в его недрах зародилась идея о создании принципиально нового танка, оснащенного газотурбинной силовой установкой. Именно от этого решения зависело, какой вид топлива для танка Т-80У будет использоваться в дальнейшем: обычный дизель или керосин.
Знаменитый конструктор Ж. Я. Котин, работавший над компоновкой грозных ИСов, в свое время задумался о создании еще более мощных и лучше вооруженных машин. Отчего же он обратил свое внимание на газотурбинный двигатель? Дело в том, что он замыслил создать танк массой в пределах 55-60 тонн, для нормальной подвижности которой требовался мотор мощностью не менее 1000 л. с. В те годы о таких дизелях приходилось только мечтать. Оттого-то и появилась мысль о привнесении авиационных и кораблестроительных технологий (то есть ГДТ) в танкостроение.
Уже в 1955 году началась работа, были созданы два перспективных образца. Но тут выяснилось, что инженеры кировского завода, до того создававшие только двигатели для судов, не в полной мере поняли технологическое задание. Работа была свернута, а потом и вовсе прекращена, так как Н. С. Хрущев полностью «запорол» все разработки тяжелых танков. Так что в то время появиться танку Т-80У, двигатель которого по-своему уникален, было не суждено.
Впрочем, огульно обвинять Никиту Сергеевича в этом случае не стоит: параллельно ему были продемонстрированы и перспективные дизельные моторы, на фоне которых откровенно сырой ГТД смотрелся весьма малообещающе. Да что там говорить, если «прописаться» на серийных танках этот двигатель сумел лишь к 80-м годам прошлого столетия, да и сегодня к таким силовым установкам у многих военных отношение не самое радужное. Нужно отметить, что тому есть вполне объективные причины.
Продолжение работ
И тут все снова вспомнили о ГДТ, так как родная силовая установка Т-64 уже тогда требованиям времени решительно не соответствовала. Именно тогда Устинов принял решение о создании Т-80У. Основное топливо и двигатель нового танка должны были способствовать его максимально высоким скоростным характеристикам.
Возникшие сложности
Огромная проблема заключалась в том, что новую силовую установку с очистителями воздуха требовалось как-то вместить в стандартное МТО Т-64А. Более того, комиссия требовала блочной системы: проще говоря, нужно было двигатель сделать так, чтобы при капитальном ремонте можно было извлечь его целиком и заменить новым. Не тратя, разумеется, много времени на это. И если с относительно компактным ГТД все было сравнительно просто, то система воздухоочистки доставила инженерам массу головной боли.
А ведь эта система крайне важна даже для дизельного танка, не говоря уж о его газотурбинном аналоге на Т-80У. Какое топливо бы ни использовалось, лопатки турбинной установки моментально облепятся шлаком и развалятся, если поступающий в камеру сгорания воздух не будет в должной мере очищен от загрязняющих его примесей.
Следует помнить, что все конструкторы двигателей стремятся к тому, чтобы воздух, попадающий в цилиндры или рабочую камеру турбины, был очищен от пыли на 100 %. И понять их нетрудно, так как пыль буквально пожирает внутренности мотора. По сути, она действует как мелкий наждак.
Опытные образцы
В 1963 году небезызвестным Морозовым был создан опытный экземпляр Т-64Т, на который был установлен газотурбинный движок, обладающий весьма скромной мощностью в 700 л. с. Уже в 1964 году конструкторы из Тагила, работавшие под руководством Л. Н. Карцева, создали куда более перспективный мотор, который мог выдать уже 800 «лошадей».
Мы не случайно расписывали пылевые аспекты выше, так как именно проблема качественной очистки воздуха стала наиболее сложной. У инженеров был большой опыт в разработке турбин для вертолетов… но движки геликоптеров работали в постоянном режиме, а вопрос пылевой загрязненности воздуха на высоте их работы вообще не стоял. В общем-то, работы были продолжены (как ни странно) только лишь с подачи Хрущева, бредившего ракетными танками.
Наиболее «жизнеспособным» был проект «Дракон». Для него был жизненно необходим двигатель повышенной мощности.
Опытные объекты
В общем-то, ничего удивительно в этом не было, так как для таких машин важна была повышенная подвижность, компактность и пониженный силуэт. В 1966 году конструкторы решили пойти другим путем и представили на суд публики опытный проект, сердцем которого стали сразу два ГТД-350, выдающие, как нетрудно понять, 700 л. с. Силовую установку создали в НПО им. В. Я. Климова, где к тому времени было достаточно опытных специалистов, занимавшихся разработкой турбин для летательных аппаратов и кораблей. Именно они по большому счету и создали Т-80У, двигатель которого для своего времени был действительно уникальной разработкой.
Но вскоре выяснилось, что даже один ГТД – штука сложная и довольно капризная, а уж их спарка и вовсе не имеет абсолютно никаких преимуществ перед обычной моноблочной схемой. А потому к 1968 году было издано официальное постановление правительства и Министерства обороны СССР о возобновлении работ над одиночным вариантом. К середине 70-х годов был готов танк, который впоследствии стал известен всему миру под обозначением Т-80У.
Основные характеристики
Компоновка (как и в случае с Т-64 и Т-72) классическая, с задним расположением МТО, экипаж – три человека. В отличие от предыдущих моделей, здесь мехводу дали сразу три триплекса, которые значительно улучшали обзор. Даже столь невероятная для отечественных танков роскошь, как подогрев рабочего места, здесь был предусмотрен.
Корпус изготавливается методом сварки, башня литая, угол наклона листов составляет 68 градусов. Как и в Т-64, здесь была использована комбинированная броня, составленная из броневой стали и керамики. Благодаря рациональным углам наклона и толщине танк Т-80У обеспечивает повышенные шансы выживания экипажа в самых сложных боевых условиях.
Имеется также развитая система защиты экипажа от оружия массового поражения, в том числе и ядерного. Компоновка боевого отсека практически полностью аналогична таковой на Т-64Б.
Характеристики машинного отсека
Конструкторам все же пришлось расположить ГТД в МТО продольно, что автоматически вылилось в некоторое увеличение габаритов машины по сравнению с Т-64. ГТД был выполнен в виде моноблока массой 1050 кг. Его особенностью было наличие особого редуктора, позволяющего снимать максимум возможного с мотора, а также сразу две коробки передач.
Для питания использовались сразу четыре бака в МТО, общий объем которых составляет 1140 л. Следует заметить, что Т-80У с газотурбинным двигателем, топливо для которого запасается в таких объемах, – довольно «прожорливый» танк, который потребляет в 1,5-2 раза больше горючего, чем Т-72. А потому и размеры баков соответствующие.
ГТД-1000Т создан с использованием трехвальной схемы, имеет одну турбину и два независимых компрессорных агрегата. Гордость инженеров – регулируемый сопловый агрегат, который позволяет плавно управлять оборотами турбины и значительно повышает ее эксплуатационный ресурс Т-80У. Какое топливо при этом рекомендуется использовать для продления долговечности силового агрегата? Сами разработчики говорят, что наиболее оптимален для этой цели качественный авиационный керосин.
Так как силовой связи между компрессорами и турбиной попросту нет, танк может уверенно двигаться по грунтам даже с очень плохой несущей способностью, причем двигатель при этом не заглохнет даже при резкой остановке машины. А чем «питается» Т-80У? Топливо для его мотора может быть разным…
Турбинная установка
Запуск мотора осуществляется за счет раскрутки компрессоров, за что отвечают два автономных электромотора. Акустическая заметность танка Т-80У значительно ниже его дизельных собратьев как за счет характеристик самой турбины, так и за счет особым образом расположенной системы выхлопа. Кроме того, машина уникальна тем, что при торможении используются как гидравлические тормоза, так и сам движок, за счет чего тяжелый танк останавливается практически мгновенно.
Как это осуществляется? Дело в том, что при одиночном нажатии на педаль тормоза лопатки турбины начинают вращаться в противоположном направлении. Процесс этот дает огромную нагрузку на материал лопаток и всей турбины, а потому он контролируется электроникой. Из-за этого при необходимости резкого торможения следует сразу же утапливать педаль газа полностью. При этом в работу сразу включаются гидравлические тормоза.
Что касается других качеств танка, то он обладает сравнительно малыми топливными «аппетитами». Добиться этого конструкторам удалось далеко не сразу. Чтобы сократить объемы потребляемого горючего, инженерам пришлось создать автоматическую систему управления оборотами турбины (САУР). В нее входят температурные датчики и регуляторы, а также выключатели, физически связанные с системой подачи топлива.
Благодаря САУР износ лопаток удалось сократить минимум на 10 %, а при грамотной работе педалью тормоза и переключении передач механик-водитель может снизить расход топлива на 5-7 %. Кстати, а какой для этого танка основной вид топлива? Т-80У в идеальных условиях должен заправляться авиационным керосином, но подойдет и качественная солярка.
Системы очистки воздуха
Оставшиеся 3 % пыли оседают на лопатках турбины в виде запекшегося шлака. Чтобы его удалить, конструкторы предусмотрели автоматическую программу вибрационной очистки. Следует заметить, что к воздухозаборникам можно подключать специальное оборудование для подводного вождения. Оно позволяет преодолевать реки глубиной до пяти метров.
Трансмиссия танка стандартная – механическая, планетарного типа. Включает две коробки, два редуктора, по два гидравлических привода. Имеется четыре скорости вперед и одна назад. Опорные катки обрезиненные. Гусеницы также имеют внутреннюю резиновую дорожку. Из-за этого танк Т-80У имеет весьма недешевую ходовую часть.
Натяжение осуществляется за счет механизмов червячного типа. Подвеска комбинированная, в ее состав входят как торсионы, так и гидравлические амортизаторы на трех катках.
Характеристики вооружения
Основное орудие – пушка модели 2А46М-1, калибр которой равен 125 мм. Точно такие же пушки ставились на танки Т-64/72, а также на небезызвестное самоходное противотанковое орудие «Спрут».
Вооружение (как на Т-64) было полностью стабилизировано в двух плоскостях. Опытные танкисты говорят, что дальность прямого выстрела по визуально наблюдаемой цели может достигать 2100 м. Боекомплект стандартный: осколочно-фугасные, подкалиберные и кумулятивные снаряды. А автомате заряжания одномоментно может находиться до 28 выстрелов, еще несколько могут быть расположены в боевом отделении.
Вспомогательным вооружением являлся 12,7-миллиметровый пулемет «Утес», но украинцы уже давно ставят любое схожее вооружение, ориентируясь на требования заказчика. Огромным недостатком пулеметной установки является тот факт, что стрелять из нее может только командир танка, причем для этого ему в любом случае приходится покидать заброневое пространство машины. Так как начальная баллистика пули 12,7 мм очень схожа с таковой у снаряда, важнейшим предназначением пулемета является также пристрелка орудия без затрат основных боеприпасов.
Боеукладка
Механизированная боеукладка была размещена конструкторами по всему периметру обитаемого объема танка. Так как немалую часть всего МТО танка Т-80 занимают баки с топливом, конструкторы ради сохранения объема были вынуждены разместить горизонтально только сами снаряды, тогда как метательные заряды стоят в барабане вертикально. Это очень заметное отличие «восьмидесяток» от танков Т-64/72, в которых снаряды с вышибными зарядами располагаются горизонтально, на уровне катков.
Принцип работы основного орудия и заряжающего устройства
При поступлении соответствующей команды барабан начинает вращаться, попутно подводя выбранный тип снаряда к плоскости заряжания. После этого механизм стопорится, снаряд и вышибной заряд досылаются в орудие при помощи закрепленного в одной точке досылателя. После выстрела гильза автоматически захватывается специальным механизмом и помещается в освободившуюся ячейку барабана.
«Карусель» заряжания обеспечивает темп стрельбы не ниже шести-восьми выстрелов в минуту. Если автомат заряжания выходит из строя, зарядить орудие можно вручную, но сами танкисты считают такое развитие событий нереалистичным (слишком сложно, муторно и долго). На танке используется прицел модели ТПД-2-49, независимо от орудия стабилизированный в вертикальной плоскости, позволяющий определять расстояние и наводится на цель при дальностях 1000-4000 м.
Некоторые модификации
В 1978 году танк Т-80У с газотурбинным двигателем был несколько модернизирован. Основным нововведением стало появление ракетного комплекса 9К112-1 «Кобра», стрельба из которого производилась ракетами 9М112. Ракета могла поразить бронированную цель на расстоянии до 4 километров, причем вероятность этого была от 0,8 до 1 в зависимости от характеристик местности и скорости движения цели.
Так как ракета полностью повторяет габариты стандартного 125-миллиметрового снаряда, она может располагаться в любом лотке заряжающего механизма. Этот боеприпас «заточен» исключительно против бронетехники, боеголовка только кумулятивная. Как и обычный выстрел, конструктивно ракета состоит из двух частей, совмещение которых происходит при стандартной работе механизма заряжания. Наводится она в полуавтоматическом режиме: наводчик первые секунды должен прочно удерживать рамку захвата на атакуемой цели.
Сколько может проехать танк на одной заправке
для танков Т-80 — 642 литра; для танков Т-64А — 404 литра; для танков Т-72 — 357 литров; для танков Т-62 — 308 литров.
Сколько топлива берет танк?
В последние несколько лет оптимальным с точки зрения экономии считается расход топлива около 6 литров на 100 км пробега. Расход топлива Тойота Танк составляет от 4.1 до 4.6 л на 100 км. Toyota Tank выпускается со следующими типами топлива: Бензин Regular (АИ-92, АИ-95).
Какой расход у т 34?
с. Соотношение мощность/масса составило 18,8 л. с. на тонну, что позволяло танку Т—34 развивать скорость 54 км/ч на шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности в зависимости от ее характера при среднем расходе топлива 1,84 л/км.
Сколько топлива расходует танк на 100 км?
с., танк расходует 430-500 литров на 100 км по шоссе, при скорости 60-65 км/Ч и 460-790 литров по пересеченной местности при скорости 40-45 км/ч.
На каком виде топлива работает танк?
На танках используются многотопливные двигатели. Могут ездить как на дизельном, то есть солярке, так и на низкооктановом бензине и на керосине, или да же на их смесях. Так специально сделано, что бы во время войны проще было снабжать топливом.
Какой калибр имеет спаренный пулемет установленный в современных танках?
В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.
Почему т 34 лучший танк?
Общепризнанным является факт, что советский танк Т—34 считается лучшим танком не только Второй мировой войны, но и всего XX века. Огневая мощь, уровень защищённости, подвижность позволяют называть Т—34 «танком № 1» в истории военной техники. Автор: Шишкин Сергей Валерьевич.
Как расшифровывается т 34?
Т—34-85 — дальнейшее развитие танка Т—34; Т—34 (малый танк) — советский опытный малый танк 1930-х годов Т34 — американская реактивная система залпового огня периода Второй мировой войны, монтировавшаяся на средних танках. Военные самолёты (Hawker Beechcraft): T-34 Mentor, T-34 «Турбо Ментор».
Какой расход топлива у танка Т 80?
Общие характеристики | |
---|---|
Габариты, мм (длина/ширина/высота) | 9656х3589х2915 |
Расход топлива на 100 км по сухой грунтовой дороге, л | 450-790 |
Скоростные характеристики | |
Скорость движения по сухой грунтовой дороге, км/ч | 40-45 |
Сколько скоростей у танка Т 80?
Таблица ТТХ основных серийных модификаций танка Т—80 | ||
---|---|---|
Модификация | Т—80 | Т-80Б (Т-80БВ) |
Мощность двигателя, л.с. | 1000 | 1100 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 70 | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 500 |
Чем заправляют т 80?
Танк Т—80 даже называют «летающим»: именно он способен прыгать на трамплинах в ходе танковых биатлонов. Танки с газотурбинными двигателями можно заправлять почти всем, чем угодно: бензином, авиационным керосином, дизелем и другими горючими материалами.
На каком топливе ездит т 80?
На его базе создали два варианта двигателя ГТД-350Т, с теплообменником и без. Без теплообменника газотурбинный двигатель двухвальной системы со свободной турбиной развивал мощность до 400 л. с. и имел расход топлива на уровне 350 г/л.
что такое запас хода танка?
Расстояние в км, которое может пройти танк на полностью заправленных баках.
запас хода-растояние пройдённое на одной заправке, зависит от расхода топлива (Т-72М от 2,2литра до 4,5 на 1км, полная заправка 1490 литров)
Значит, сколько танк пройдет.. .
Типа, залили в танк бензин. Бензина хватит на 10 часов езды. Значит запас хода танка 10 часов.. .
Время, которое танк протянет без заправки.
сколько должен проехать танк до замены двигателя.
нет. это не по запасу топлива, а по ресурсу двигателя.
если запас хода 500 км, то на это растояние танк нужно заправлять много раз. это щас поискать нужно сколько тонн топлива танк сожрёт на 500 км, но он же цистерну с собой не возит.
Т-80
росход 460л на 100км.
запас хода 500 км
ёмкость бака не нашёл пока, но явно не 2500 литров.
Один из показателей подвижности машины (танка, бронетранспортёра и др.) , характеризующийся расстоянием, которое может пройти машина, либо количеством часов работы двигателя на одной заправке.
Запас хода зависит от величины заправки горючим и влияет на радиус действия машины. Запас хода машин определяется в часах работы двигателя или километрах.
Сколько топлива "поедали" танки Великой Отечественной? От русского Т-34 до немецких "Тигров" и "Пантер"
Танковые дивизии стали грозным оружием, потенциал которых полностью раскрылся в эпоху Второй мировой. Они прорывали фронта, выходили в тыл противнику, уничтожая его инфраструктуру, и тем самым сеяли полный хаос. Однако, вся эта мощь, орудийная и броневая, молниеносность обеспечивалась топливом. И вот запасы топлива, обеспечивали запасы победы. Немцы собирали его буквально выжимая из всего, из чего можно было выжать. Если б нашелся вариант создавать танковое топливо из золота, скорее всего и его пустили в производство без всяких вопросов.
С проблемой нехватки топлива на Восточном фронте сталкивались обе стороны, и как для русских, так и для немцев это был вездесущий бич, с которым старались справляться, но нередко ничего не выходило. В начале Великой Отечественной у советских танковых дивизий практически в первые дни закончилось топливо, и они в буквальном смысле перестали существовать, ибо танки стали бесполезными. У немцев ситуация до такой стадии критичности дошла уже под конец войны, но проблемы с топливом начались уже с 43-го года, когда в бой пошли новейшие тяжёлые танки.
Машины-то действительно оказались революционными в плане огневой мощи, однако и топлива потребляли просто в неимоверных количествах. Так прожорливый движок от фирмы Майбах на танках «Тигр» употреблял 480 литров бензина, который тогда в Третьем Рейхе ценился выше золота, но вот хватало этого количества в среднем на 100 километров. При этом, конечно всё зависело от того, по какой местности танк двигался, если на автостраде максимум достигал 140 километров на одной заправке, то на пересеченной местности всего 85 км. В условиях расстояний Восточного фронта до перехода на территорию Польши и Германии, эти дистанции так, расстояние от одного колхоза к другому.
Кроме того, немецким танкистам приходилось постоянно иметь связь с тыловыми частями, чтобы те отправляли грузовые автомобили с канистрами с бензином. Да, не было никаких заправочных станций, а было по 27 канистр на каждый танк, и примерно 15 минут чтобы заправить одну машину.
У советского танка Т-34 ситуация была куда лучше на бумаге, а на практике еще Жуков писал что топлива им в течение всего 42-го года регулярно не хватало топлива. Но в целом, бак советской средней машины был в 480 литров, но вот хватало его на 455 километров, кроме того использовали дизельное топливо, серьезного недостатка которого в стране не было. С немецкой «Пантерой» ситуация была даже хуже: этот танк ел 590 литров на пересеченной местности, а вот советский танк ИС-2 употреблял всего лишь 440 литров на 100 километров.
В целом, у немцев в итоге создавалась такая ситуация что немецкие двигатели «поедали» значительно больше топлива, чем советские, однако они были мощнее, и заставляли двигаться технику массой до 70 тонн. Двигатели советского в плане потребления топлива были более экономными, но менее мощными.
Танк Т-80У с газотурбинным двигателем
В конце 40-х годов ХХ века газотурбинные двигатели прокладывали себе путь в основу движущей силы авиации. Методом проб и ошибок инженеры передовых стран доводили их до совершенства, внося модели летательных средств в списки рекордов скорости, а имена пилотов — в некрологи. Со временем надежность моторов улучшилась, и они перестали превращать технику и экипаж в пепел. Следующая мысль, которая посетила инженеров: а почему бы не установить газотурбинный двигатель на боевую технику? С таким «сердцем» динамика машин заставит капиталистов открыть рты! Мысль развилась в идею, а идею воплотили в жизнь в 1969 году, когда увидел свет первый в мире рабочий танк с газотурбинной силовой установкой. Назывался он тогда «Объект 219 СП2». Сейчас же больше известен как Т-80.
Сегодня речь пойдет о более поздней модификации — Т-80У. Само собой, интересует вопрос: а в чем же различия? Углубляться не будем, вкратце — по сравнению с оригинальной машиной масса увеличилась с 42 до 46 тонн, а табун «лошадей» — с 1000 до 1250, на броне появилась активная защита «Контакт-5».
Газотурбинный двигатель ГТД-1250
ГТД-1250 — доработанный двигатель от вертолета Ми-2. Огромная мощность газотурбинного двигателя — это, конечно, хорошо. Но есть и существенный минус: высокий расход (400 граммов горючего на одну лошадиную силу в час). Это означает, что за час танк «выпивает» почти полтонны топлива! Только для того, чтобы просто запустить турбину, нужно целых 70 литров. Такой «холодный пуск» не снился ни одному американскому «биг-блоку»! Поэтому почти весь свободный внутренний объем танка занимают топливные баки. Однако с появлением вспомогательной силовой установки, питающей системы машины без запуска ГТД, расход топлива заметно снизился. По рассказам экипажа, он стал даже ниже, чем у танков с двигателями внутреннего сгорания. Кстати, ВСУ настолько мощная, что может «прикурить» свой же газотурбинный мотор.
Рабочие циклы ГТД: впуск, сжатие, расширение и выпуск. Три основных составляющих: компрессор (нагнетает воздух), камеры сгорания и турбина (передает мощность через редуктор). Силовой агрегат входит в состав моноблока с трансмиссией. Вся система весит 1050 кг и крепится в силовом отделении тремя опорами. Двигатель непригоден для войскового ремонта, а про полевые условия вообще речь не идет. Возможный максимум — замена навесного оборудования. Турбина легко запускается при температурах от -40 до +40 градусов, а «раскручивается» до рабочих 26 000 оборотов за 3 минуты, практически не расходуя масло. ГТД «употребляет» любой вид топлива, но лучше использовать дизель, так как октановые числа бензина уменьшают ресурс. В двигатель заливают 45 литров авиационного масла ЛЗ-240, в коробку передач — 60 литров трансмиссионного масла ТСЗП-8.
Двигатель: Газотурбинный (ГТД-1250)
Мощность: 1250 л.с.
Макс. скорость:
— по шоссе 90 км/ч
— по грунту 65 км/ч
Масса: 46 000 кг
Двигатель запускается двумя способами: «с воздуха» и со стартера. Роторы компрессора раскручиваются с помощью двух электромашин. Когда слышишь нарастающий свист турбины, мурашки бегут по коже: будто ветер гудит перед надвигающейся бурей. Никакой вибрации, просто особенное акустическое сопровождение. Проходит пара минут, двигатель выходит на рабочие обороты, можно стартовать… Но зачем же здесь три педали?
Коробка передач у Т-80У, как ранее говорилось, полуавтоматическая. Правая педаль — газ, по центру — тормоз, а слева — педаль РСА (расшифровывается как регулируемый сопловой аппарат). Он состоит из поворотных лопаток в проточной части двигателя перед рабочим колесом свободной турбины. За счет поворота этих лопаток можно регулировать частоту вращения свободной турбины (которая через редуктор соединена с трансмиссией) и заставить машину тормозить двигателем во время движения.
Механизма сцепления в традиционном понимании в трансмиссии танка Т-80У нет. Эту роль также выполняет тот самый РСА. При переключении передач педаль РСА нужно утопить до упора. В этом случае лопатки соплового аппарата поворачиваются на 80 градусов от положения, соответствующего максимальной тяговой мощности турбины, что приводит фактически к ее остановке (положение нулевой мощности). Таким образом, обороты падают и можно переключить скорость. Причем переместить рычаг КП можно только при выжатой педали РСА, поскольку в другом положении система механически и электрически блокирует гидросервопривод переключения передач. Иначе турбину просто-напросто разнесло бы на части, ведь ротор двигателя раскручивается до 26 000 оборотов в минуту. Такое и спортбайкам не снилось! Кстати, именно отсутствие РСА в более раннем двигателе ГТД-ЗТ «Объект 167-Т» привело к разрушению лопаток турбины во время испытаний.
Но мы отвлеклись, а пора в бой! Турбина посвистывает, выжимаем педаль РСА, врубаем первую передачу, отпускаем педаль и…танк Т-80У с ГТД стартует с задержкой, в отличие от дизеля, который сразу срывает машину с места. Как VW Golf с «роботом» DSG первых генераций! Но после этой небольшой задержки накатывает плавная и мощная волна разгона. Пошла вторая скорость, третья — танк прет словно под напором урагана, вырывающегося из сопла двигателя. Т-80У создавался как скоростной маневренный танк для прорыва обороны и важных направлений. «По паспорту» на твердом покрытии машина способна развить 70 км/ч. Но, по словам мехвода, и 90 км/ч для нее не проблема. Охотно верится, но пробовать не будем.
Ход танка мягкий, не заставляет волноваться за сохранность зубных пломб. По ощущениям езда на Т-80У напоминает таковую на БМП-3, которая, между прочим, в два раза легче нашей машины. На рычаги машина отзывается проворно и понятно. Изменять угол поворота можно на полном ходу. Нет ощущения, как на Т-72Б3, когда долго тянешь рычаг фрикциона, а зацепление происходит только в конце хода. К тому же отсутствует момент жесткого переключения фрикциона на пониженную передачу. И вот танк уже плавно совершает вираж. Можно даже не бояться «встретиться» лицом с краем люка!
Удивительная подвижность! По нашим ощущениям, да и по словам механика-водителя, танк Т-80У — самый маневренный из тех, на которых приходилось служить. Он настолько проворный и шустрый, а управление им настолько чувствительное, что, если нужно, можно без проблем сделать даже полицейский разворот. Мощный, быстрый и с прекрасным выбором вооружения.