Китайские машины готовятся к наступлению. Репортаж с завода Haval в Туле
Завод Haval возле города Узловая в Тульской области не построили. Его отгрохали. Сразу же при съезде с шоссе красуется большая желтая табличка: «Конец дороги общего пользования. Проезд запрещен!». И еще вторая, там что-то про камеры наблюдения по всей территории. Так вот, от этих табличек надо проехать еще километра три — и только тогда перед вами возникнет серый монолит с логотипом Haval, стоящий посреди чистого поля. Масштабы, признаться, впечатляют.
А еще поражает то, насколько здесь активно кипит жизнь — хотя в этом, по идее, не должно быть ничего удивительного. Обычная фабрика: парковка перед проходной забита машинами сотрудников, туда-сюда ездят автовозы, ждут финального гудка корпоративные автобусы, а сквозь стены хорошо слышно, как дышит и пульсирует организм производства.
Но после летаргического сна калужских заводов Volkswagen и Peugeot-Citroen, после опустевшей территории бывшего Renault в Москве кажется, будто попал в другую реальность. Точнее, вернулся в прошлую — нормальную.
Репортаж 6 июня 2022 Что происходит на автомобильных заводах в Калуге. Репортаж Autonews
Рынок 30 мая 2022 Дефицит автомобилей в России: репортаж с площадок с новыми машинами
В этой серии репортажей мы своими глазами проверяем слухи, циркулирующие по рынку: действительно ли все заводы стоят, каковы в реальности запасы новых машин и обоснованно ли официальные представительства и дилеры взвинчивают цены до небес. До сих пор все это подтверждалось, разве что громадная партия Kia калининградской сборки преподнесла сюрприз — но, возможно, она будет последней в обозримом будущем.
О приостановке производства, поставок и вообще какой-либо активности сейчас не говорят только китайские компании — и кажется, что в этом должна найтись хоть доля блефа. Ну, не может быть все настолько благостно, когда вся остальная индустрия трещит и рушится! Однако многотысячное полчище одинаковых «Джолионов», обнаруженное в Подмосковье пару недель назад, дало первый звоночек: похоже, все серьезно. А визит в Тульскую область лишь развеял остатки сомнений.
Площадки готовой продукции забиты! Стройными рядами стоят рамные внедорожники Haval H9, пикапы Great Wall Poer, кроссоверы F7/F7x, те самые «Джолионы» и новейшие геликоподобные Haval Dargo, официально представленные буквально на днях. Привычно оценить вместимость этих парковок по спутниковым снимкам затруднительно: просто потому, что актуальных снимков еще нет ни у «Яндекса», ни у Google.
Территория по-прежнему застраивается, активно прокладываются дороги, а одна большая площадка, полностью запаркованная автомобилями, из космоса пока вообще не заснята. Для понимания масштабов мы обвели эту площадку на скриншоте, а суммарную вместимость оцениваем примерно в 4-5 тыс. машин. Впрочем, в этой ситуации точность подсчета не имеет большого значения, и вот почему.
На фотографиях вы видите не абсолютный запас автомобилей Haval в России, а лишь зарисовку «в моменте». С конвейера сюда постоянно выкатываются собранные машины, чтобы вскоре погрузиться на автовозы и отправиться либо прямо к дилерам, либо в гигантские распределительные терминалы, которые мы показывали в одном из предыдущих репортажей. И важен именно объем этого потока — который, по словам сотрудников завода, составляет 200-250 автомобилей в день.
Наши источники не уточнили, идет ли речь только о буднях, или же отгрузки происходят на протяжении всей недели. Но даже при самых скромных подсчетах получается более 4 тыс. экземпляров в месяц, а при оптимистичных — более 7 тыс. Это дает совокупный годовой тираж от 50 до 80 тыс. единиц. Для сравнения, в 2021 году в России было продано 51 338 «Ниссанов» и 86 108 «Фольксвагенов». Сам же Haval смог реализовать 39 126 автомобилей. Иными словами, при определенных раскладах китайцы смогут продемонстрировать двукратный рост по итогам этого года.
Еще любопытнее ситуация выглядит, если сравнивать темпы производства Haval с актуальной динамикой рынка и положением других марок. Например, с января по май в России было продано 67 тыс. автомобилей Lada, 42 тыс. Kia и 37 тыс. Hyundai — в настоящий момент производство и поставки у этих компаний остановлены, не считая «упрощенной» Lada Granta без ABS и подушек безопасности. Но предположим, что имеющихся запасов должно хватить, чтобы к концу года не пропустить Haval вперед. А вот у остальных шансов маловато.
У Renault к концу мая было продано 26 тыс. автомобилей, компания полностью ушла из России, а уже собранных экземпляров едва ли накопится хотя бы столько же. Skoda и Volkswagen продали по 14 тыс. машин, а в запасе у них едва ли наберется 20-25 тыс. Polo и Rapid вместе взятых. Эти лифтбеки формировали основной объем продаж, до конца года производство точно не будет возобновлено, да и поставок других моделей не ожидается. Оптимистично предположим, что максимально возможный результат для VW и Skoda к концу года — от 30 до 35 тыс. машин на бренд. Скорее всего, будет меньше.
У остальных компаний показатели еще ниже, но ключевой момент здесь заключается даже не в этом: пока что никто не может сказать, когда возобновятся поставки, в каких объемах — и произойдет ли это вообще. Да, шокирующий обвал рынка в последние месяцы затронул и «китайцев»: в мае продажи Geely сократились на 55%, а Haval потерял 72%. Но у подавляющего большинства конкурентов эти цифры превышают 80 и даже 90 процентов! И когда покупатели отойдут от шока и снова решатся покупать новые автомобили, особого выбора у них не будет: Китай или ничего.
Похоже, что не будет и логистических проблем, способных замедлить этот маховик. «Ни одного простоя конвейера у нас пока не было, разве что всех могут отправить в оплачиваемый отпуск в случае перевыполнения плана, — рассказывает собеседник, работающий на заводе Haval. — Пока что все бесперебойно, да и комплектующих в достатке. Видите вон те контейнеры? Они полностью забиты запчастями».
Не увидеть контейнеры сложно. Они сгруппированы сразу в нескольких частях территории, собраны в блоки по четыре этажа, а счет идет на сотни, если не на тысячи. И надо понимать, что в каждой из таких «коробок» — не полуразобранные машины, а именно отдельные узлы вроде двигателей, трансмиссий и электроники. А штамповка и сварка кузовных панелей ведется прямо на заводе.
Выводы из всего этого следуют неутешительные. Китайские бренды (и речь здесь не только про Haval, но и про всех остальных) сейчас единственные, кто способен заполнить пустоту на российском рынке. Если ничего не изменится, то смена парадигмы кажется неизбежной — и остается только сказать спасибо, что происходит она сейчас, а не 7-10 лет назад, когда автомобили из Поднебесной были откровенным хламом.
От штамповки до тест-драйва: как в Тульской области производят автомобили HAVAL
Для HAVAL 2021 год стал периодом стремительного роста и укрепления позиций. В сравнении с предыдущим годом продажи выросли более чем в два раза и составили 39 126 автомобилей. В декабре 2021 года HAVAL обновил свой исторический рекорд продаж в России: за месяц был реализован 4 361 экземпляр. Прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 74 %: в декабре 2020 года продажи составили 2 502 экземпляра. В 2021 году HAVAL наладил поставки автомобилей российского производства в страны СНГ: Беларусь, Азербайджан и Казахстан, значительно расширив территорию продаж. С 2019 года дилерская сеть HAVAL выросла более чем в три раза. Теперь официальные центры по продаже и обслуживанию автомобилей HAVAL представлены во всех федеральных округах страны.
Удовлетворить быстрорастущий спрос на российском рынке удалось благодаря открытию в Тульской области завода полного цикла HAVAL. В России это единственное предприятие такого типа. Корреспонденты «МК в Туле» побывали в гостях у якорного резидента индустриального парка «Узловая» и узнали, как собирают одни из самых популярных автомобилей в стране.
Процесс производства начинается в самом маленьком цехе площадью 7 480 м2 – в цехе штамповки. Центральной его частью является прессовая машина Fagor. Внутри него находятся 4 роботизированные станции, которые осуществляют процесс штамповки.
В начале линии загружается металл. Он поступает на завод в транспортировочной смазке, поэтому специальная машина сначала счищает ее, а потом наносит особый состав, который препятствует разрушению металла в процессе штамповки. Далее робот кладет металл под пресс, каждый – весом не менее 2 400 тонн!
Только представьте, какая это нагрузка на саму конструкцию здания! Чтобы пол выдержал удары пресса, в каркас заложены серьезные бетонные основания.
Всего таких прессов в этом цехе четыре. Работают они по принципу молота и наковальни. Первый пресс отвечает за формирование общего облика детали, обрубку лишних деталей из листа. Вторая станция обрубает лишний металл. Третий пресс делает отверстия. Четвертый формирует окончательный облик изделия. От одной станции к другой деталь передается при помощи механической руки-робота.
После этого уже готовая деталь поступает на транспортировочную ленту. Работники цеха штамповки упаковывают детали в специальный контейнер и с помощью вилочного погрузчика перевозят на склад. Каждый день перед началом производства тестово прогоняют 3 детали для проверки качества выпускаемой продукции. Далее штамповка осуществляется в штатном режиме. Брак и другие отходы собирают на подземном этаже, а потом сдают на переработку.
! Весь металл, из которого выполняются детали, оцинкован. Это позволяет препятствовать его коррозии.
Лишь у единиц производителей в нашей стране есть возможность штамповать такие детали, в том числе у HAVAL. Из листового металла здесь формируются боковины, крыши, задняя дверь багажника, капот, крылья, всего более 20 видов изделий для трех видов автомобилей: HAVAL F7, HAVAL F7Х и HAVAL Jolion.
Высочайшую точность каждой производственной операции на заводе HAVAL обеспечивают более 130 роботов. 83 из них в 100-процентном автоматическом режиме работают в цехе сварки. Кстати, его площадь вторая по величине на заводе: 27 000 м2. Большую часть цеха занимает главная линия сварки. На ней формируют геометрию кузова: соединяют пол, боковину и крышу.
В начале линии из нескольких деталей – заднего, среднего и переднего пола – формируется единый пол. После этого сверху на него привариваются боковины, а затем крыша. Так же в этом цехе наносится VIN-номер автомобиля.
Чтобы улучшить свойства сварки и, соответственно, сделать кузов прочнее, робот наносит на швы сварочный герметик. Сварные соединения сотрудники отдела качества проверяют в световом туннеле.
На этой линии роботы производят сварку трех моделей автомобилей – HAVAL F7, HAVAL F7x и HAVAL Jolion. Все они имеют несущий кузов. Для HAVAL Н9 создана отдельная линия. Сварка выполняется полностью ручными сварочными клещами.
После сварки автомобиль отправляется на покраску. Сначала сваренный кузов погружают в катафорезную ванну. После чего перемещают кузов в камеру, где снимают статическое электричество и убирают пыль. Далее кузов попадает в камеру, где роботы наносят вторичный грунт. Потом окраска внутренних полостей роботами, люди не участвуют. После проемов — окраска наружных поверхностей. Потом лак и сушка. И в финале — инспекция кузова и устранение дефектов.
После этого автомобиль отправляется в цех производства компонентов. Роботов здесь только два, с их помощью изготавливаются элементы пола и потолка.
В начале производственной линии берется материал и складывается слоями. Потом он поступает в печь и склеивается при большой температуре. Далее заготовка поступает в пресс, который придает ей форму и направляет к двум роботам. Они формируют конечное изделие – режут мелкой струёй воды под большим давлением. Почему водой? Чтобы исключить неровности.
На этапе внутренней сборки, куда машина поступает дальше, работает несколько линий: линия интерьера, шасси, дверей и т.д. На этих конвейерах машины двигаются без дверей, чтобы не пришлось постоянно открывать и закрывать их в процессе внутренней сборки.
На отдельной станции машину заправляют всеми необходимыми автомобильными жидкостями: охлаждающая, для кондиционера, тормозная, стеклоомывающая… Далее на линии проверки качества интерьера и экстерьера происходит проверка на наличие дефектов всех подразделений. Например, в «водяном туннеле» идет проверка герметичности транспортного средства. В завершении – короткий тест-драйв.
На каждом этапе производства работает специализированное структурное подразделение. Оно отбраковывает некачественно выполненное изделие или операцию.
Как собирают автомобили HAVAL
Смотрите фотогалерею по теме
Планы и перспективы
К концу 2022 года HAVAL запустит завод, который обеспечит производство двигателей для более 90% автомобилей. Производственный комплекс будет расположен на территории действующего завода HAVAL в Тульской области и займет площадь более 10 000 м2. Кроме того, новое производство двигателей обеспечит более 300 рабочих мест.
Примечательно и то, что HAVAL – первый китайский автопроизводитель, подписавший специальный инвестиционный контракт. Компания взяла на себя серьезные обязательства по локализации ключевых компонентов: двигателя, коробки передач, электронных блоков и систем управления автомобилем.
Совокупная балльная оценка обязательств по освоению технологий в рамках реализации СПИК составляет более 7 000 баллов, являясь самой высокой в отрасли. Инвестиции составят 42,4 млрд рублей.
У автомобилей марки HAVAL большое будущее не только на российском рынке, но и в странах СНГ и Европе. Уверенность в этом ранее выразил губернатор Тульской области Алексей Дюмин: «Правительство региона будет и впредь создавать все необходимые условия, чтобы этот проект был успешно воплощен в жизнь».
Экскурсии на завод Haval
Экскурсия на завод по производству автомобилей «Haval»
Центр приёма гостей Тульской области приглашает посетить экскурсию на действующий завод по производству автомобилей марки «Haval», который располагается в Тульской области. Этот автомобильный бренд имеет китайские корни и является дочерним предприятием компании Great Wall Motors, входящий в число 500 крупнейших предприятий Китая. Российский завод «Haval» — это первое зарубежное производственное предприятие полного цикла за пределами Китая. Это означает, что производство автомобилей происходит на территории нашей страны от штамповки до полной сборки, производится сварка деталей и их окраска. Кроме того, здесь расположен цех отдельного производства компонентов.
Для гостей предприятия проводится увлекательная экскурсия, которая понравится не только автолюбителям, но и тем, кто никогда не был на масштабных технологических производствах. Вы узнаете всё об истории российского завода, посетите три цеха: штамповки, сварки и сборки, а также понаблюдаете, как только что собранные автомобили тестируют на предмет брака. Опытный экскурсовод расскажет вам об истоках бренда, его перспективах, планах развития и о том, как же была воплощена в жизнь идея создания современного завода на территории России.
Экскурсионная программа прошла в финал Всероссийской туристской премии “Маршрут года” 2021 года и заняла 1 место в номинации “Лучший маршрут на действующее производство”. Эксперты высоко оценили не только возможность знакомства гостей с поистине уникальным предприятием в сфере автомобильной промышленности на территории Тульской области, но и на людей, желающих получить трудоустройство на заводе.
В начале экскурсии туристам расскажут об этапах штамповки самых крупных деталей для автомобилей. Изготовление детали происходит на автоматизированной штамповочной линии в четыре этапа, каждый из которых сильнее уточняет геометрическую форму готового изделия. Через специальные окна вы своими глазами увидите, как происходит этот процесс. Далее готовые элементы автомобиля отправляются на сварку. Сварочный цех по площади самый большой. В настоящий момент он роботизирован. Наблюдать за тем, как слаженно и аккуратно умные роботы соединяют детали, очень интересно. Этот этап экскурсии самый зрелищный и инновационный. И несмотря на то, что искры порой летят до самого потолка, безопасный. Компания «Haval» позаботилась о том, чтобы экскурсанты были защищены касками и специальными очками. Маршрут проходит таким образом, чтобы посетители завода увидели рабочий процесс без риска для здоровья.
Во время посещения завода вы увидите, как изготавливаются сидения и детали интерьера, как от стального каркаса автомобиль проходит путь до полноценной рабочей модели, готовой к продаже. Огромное внимание здесь уделяется проверке качества: перед тем, как отправиться в дилерский центр автомобиль проходит многоэтапную проверку. А именно проверку интерьера и экстерьера, автомобиль проходит линию проверки функциональности, где тестируются электронные системы автомобиля, детали подвески, разгон торможения, фары и уровень шума.
Экскурсия заканчивается осмотром склада, на котором ожидает отбытия в дилерские центры, как только что собранная техника, так и привезенные из Китая на продажу автомобили. В настоящее время на заводе выпускаются интеллектуальные кроссоверы HAVAL F7 и HAVAL F7x, HAVAL JOLION и рамный внедорожник HAVAL H9.
Для тех, кто хочет сделать памятные фото, на маршруте предоставлена специальная фотозона, в остальных случаях фото и видеосъемка запрещена. Несмотря на это, посетители завода получат ни с чем не сравнимый опыт и уникальную информацию о технологических процессах крупного автомобилестроительного предприятия.
Записаться на сборную экскурсию по заводу можно в Центре приёма гостей Тульской области.
Максимальное количество экскурсантов – 18 чел. (возрастная категория 18+).
Длительность экскурсии на заводе – 1 час 20 минут.
Общая длительность экскурсионной программы (включая путь из Тулы и обратно) – 4 часа.
В стоимость сходит: транспортное обслуживание, экскурсионное обслуживание на заводе и сопровождение группы.
Стоимость экскурсии: 1450 руб./чел.
Сбор группы: Центр приёма гостей Тульской области (ул. Демонстрации 1А/1, перед ТЦ “Утюг”)
Внимание! Внутри сборочного цеха фото- и видеосъемка запрещены. На территории предприятия необходимо соблюдать технику безопасности. Инструктаж будет проведён в начале экскурсии
Забронировать экскурсию можно по телефону 8-920-272-39-39 и 8-800-201-71-00, а также при личном обращении в центр по адресу: ул. Демонстрации 1А/1
Бронь места осуществляется только по предоплате. Необходима предварительная запись.
Удивляемся открытию автомобильного завода Haval в Тульской области
Илья Хлебушкин
«Оценивайте свой успех по жертвам, которые вам пришлось принести». Судя по этой китайской мудрости, компания Haval надеется не просто на успех, а на триумф. Ведь, потратив полмиллиарда долларов на строительство завода в России, китайцы продолжат жертвовать и дальше — они будут работать себе в убыток! Если не заключат СПИК.
По мните ненадежные и быстро ржавевшие копии тойотовских пикапов Great Wall Deer, которые стали продавать в России в 2004 году? С этого началась российская история «Великой стены». Следом были подзабытые уже попытки сборки машин в подмосковном поселке Гжель, на Дервейсе и заводе компании Ирито под Липецком (сейчас там выпускают автомобили Changan) — но в каждом случае инициатором и владельцем заводов была российская сторона. И каждый раз дело оканчивалось крахом: машины Great Wall перестали продавать в России в 2015 году, а лицензионный внедорожник DW Hower, то есть Great Wall Hover, выпускали на заводе «Ставрополь Авто» по полному циклу всего полтора года — с весны 2017-го до конца прошлого года.
Однако когда в 2013-м в концерне Great Wall Motors запустили бренд Haval, то уже через год в Тульской области китайцы начали строительство собственного сборочного производства — первого полноценного завода GWM за пределами Китая!
Изначально завод предполагалось открыть в 2017-м, но, как выразились в руководстве отделения «Хавейл Мотор Рус», не были учтены все особенности нашего законодательства, юридические нюансы и иные аспекты. В итоге в конце 2017 года в цеха индустриального парка Узловая под Тулой лишь начали завозить и устанавливать оборудование, пусконаладочные работы провели в 2018-м. А торжественно открыли «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» только 5 июня 2019 года — ровно в тот день, когда в Кремле Владимир Путин встречался с главой КНР Си Цзиньпином. Причем чиновникам продемонстрировали два свежесобранных кроссовера Haval F7.
Тем любопытнее, что ни Great Wall, ни дочерний Haval не заключали с Минпромторгом никаких контрактов, предполагающих господдержку: китайцы вложили в проект уже более полумиллиарда долларов на свой страх и риск! Для сравнения: Daimler только что открыл подмосковный завод в рамках СПИКа — специнвестконтракта, предусматривающего налоговые льготы. Причем затраты немцев на российский завод почти вдвое ниже.
Это прецедент: еще никто из зарубежных производителей не строил в России завод, не заручившись помощью власти. Без участия в госпрограммах запущены разве что упомянутые предприятия Ирито и Дервейс, но изначально они частные, ведут сборку по контракту и там нет штамповочного цеха.
Автоматизированная система штамповочной линии начинает работу с распаковки материалов, чистки и смазывания листа и заканчивает выгрузкой готовых деталей
А на заводе Haval есть! Причем в помещении площадью 7,5 тысячи квадратных метров работают всего двадцать человек, которые управляют четырьмя многостанционными прессами Fagor. Автоматизация примерно такая же, как на домашних заводах в Тяньцзине и Баодине, есть световая галерея для контроля качества всех деталей и зона ремонта поправимых дефектов. На нынешнем этапе цех производит два десятка деталей, включая боковины и наружное оперение. А вот пол кузова в готовом виде пока привозят из Китая.
В цехе сварки с 72 роботами АВВ и сотней рабочих — стопроцентная автоматизация главной линии. Ручной труд — в основном на подсборке модулей и на участке навески дверей и крышек капота и багажника. Ну а «малярка» и вовсе царство роботов: девятнадцать навесных манипуляторов кладут экологичную водорастворимую краску PPG и лак, а еще восемь наносят герметик.
Даже в сборочном цехе есть 38 станций с манипуляторами, а на «свадьбе» подвесок и трансмиссии с кузовом — автоматические тележки с подъемными механизмами. И вдоль всех линий сборки висят ярко-желтые рукоятки — аналог шнура-андона, в тойотовской системе TPS призванного останавливать конвейер при обнаружении любой ошибки.
На вооружении рабочих линии навески и регулировки дверей и капота шлифмашинки тоже имеются. Затем кузова попадают на пост контроля качества для первичной проверки плоскостей и зазоров
А еще в сборочном цехе есть необычные участки по производству кресел, изготовлению коврового покрытия пола, потолка и формовке пластиковых элементов интерьера — эти детали Haval самостоятельно делает прямо здесь, на месте! Как и выпускную систему.
Тележек-роботов, развозящих детали в цехах китайских заводов, в Туле нет
В целом же стартовая степень локализации невысока — около 30%. Помимо вышеописанных комплектующих, российские пока только аккумуляторы, стекла Fuyao Glass и кое-что по мелочи. Даже стальной прокат (75% которого, кстати, с гальваническим антикоррозионным покрытием) в штамповочный цех приходит из Китая — в будущем планируется заменить его продукцией Северстали.
Кстати, у многих руководителей на производстве за плечами опыт работы на российских заводах других компаний (Nissan, PSA, GM-АвтоВАЗ). Но пока что штат из 1500 человек набран чуть больше чем наполовину. Да и свободного места в цехах явно с избытком: первая фаза основного производства предусматривает мощность 80 тысяч автомобилей в год. А вообще завод рассчитан аж на 150 тысяч машин ежегодно.
Устанавливать все крупногабаритные или тяжелые (свыше 15 кг) элементы помогают 18 манипуляторов. Крепеж основных соединений затягивается умными динамометрическими инструментами (в сборочном цехе их 95%), передающими информацию в базу системы контроля качества
Правда, по данным ГИБДД, в прошлом году на российский учет было поставлено только 1958 автомобилей марки Haval. Официальная статистика АЕБ оптимистичнее — 3213 машин, а в этом году Haval надеется продать уже десять тысяч автомобилей. Потенциал вроде бы есть: в мае реализовано 712 Хавейлов. Однако 553 из них приходится на среднеразмерный кроссовер H6 первого поколения, который по-прежнему остается самой востребованной моделью Haval как в Китае, так и в России. А на тульский конвейер до осени встанут три другие модели. Это уже запущенный в производство новый кроссовер Haval F7, на котором только что поездил Олег Растегаев, купеобразная версия Haval F7x — и рамный внедорожник Haval H9. Затем производственная линейка будет постепенно пополняться другими моделями, включая кроссовер Haval H6 второго поколения, который уже два года как представлен в Китае. В итоге все продающиеся у нас модели Haval должны перейти на локальную сборку.
Клей на стекла перед монтажом наносят роботы, но вклеивают стекла вручную
Но в скорый прорыв верится с трудом — это показывает и опыт той же компании Geely, которая с прицелом на рынок России полтора года назад запустила завод в Белоруссии стоимостью около 300 млн долларов и начальной проектной мощностью 60 тысяч автомобилей в год. Меж тем за прошлый год в Белоруссии и России, вместе взятых, было продано менее девяти тысяч машин Atlas, Emgrand X7 и Emgrand 7.
А завод компании Haval для рентабельности должен ежегодно производить не менее 30 тысяч автомобилей. Конечно, у руководства Хавейла есть план Б — контрактная сборка на своих мощностях машин других китайских марок (как минимум с двумя переговоры уже идут). Но так как себестоимость производства автомобилей в России выше, чем в Китае, то даже в этом случае на окупаемость понадобится лет десять. Если только с китайцами не заключат СПИК.