Что означает выражение безопасная дистанция до движущегося впереди вас автомобиля
Перейти к содержимому

Что означает выражение безопасная дистанция до движущегося впереди вас автомобиля

  • автор:

Безопасная дистанция: почему ее нет в ПДД, как ее определить и что грозит за несоблюдение

Выбор безопасной дистанции между автомобилями – это то, что водитель делает за рулем постоянно, но при этом именно с несоблюдением дистанции связана немалая часть ДТП. Почему так происходит, регламентируют ли ПДД конкретное расстояние между машинами и можно ли получить штраф за езду вплотную к другому автомобилю? Как выясняется, в ответах на эти вопросы и состоит суть многих проблем.

Чтобы понять, почему у всех водителей нет единого понимания безопасной дистанции, которую нужно соблюдать, достаточно открыть ПДД. В Правилах есть пункт 9.10, который регламентирует соблюдение дистанции, и он гласит, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения». То есть, никакого среднего или минимального значения безопасной дистанции в ПДД не указано – выбор оставлен на усмотрение водителей, а они в этом регулярно ошибаются.

Есть в Правилах пункт 9.11, который касается дистанции между автомобилями на дороге, но он адресован водителям грузовиков, автобусов и прочих медленных транспортных средств. Согласно ему, «вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу». То есть, этот пункт призван защитить обгоняющего и дать ему возможность безопасно завершить маневр. Но если для водителя легковушки не установлено дополнительное ограничение скорости, а к автомобилю не добавлен прицеп, увеличивающий длину автопоезда до 7 с лишком метров, то требование о соблюдении дистанции для обгоняющих не актуально. К тому же в пункте 9.11 сказано, что «это требование не действует <…> при интенсивном движении» и для всех остальных, а интенсивность движения каждый оценивает сам.

Конечно, официально регламентировать дистанцию между машинами было бы затруднительно, ведь она зависит от множества факторов: дорожного покрытия, времени года, видимости, характеристик автомобиля, состояния шин, возраста и стажа водителя, скорости движения и так далее. Именно поэтому в Правилах нет конкретных чисел. Единственный вариант, когда минимальная дистанция регламентируется ПДД, касается применения знака 3.16 «Ограничение минимальной дистанции». В зоне действия этого знака, согласно ПДД, «запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше указанной на знаке». Во всех остальных случаях дистанцию водитель вправе выбирать самостоятельно.

Любопытно, что при отсутствии в Правилах конкретных показателей безопасной дистанции в 2016 году пункт 2.7 дополнили запретом на опасное вождение, выражающееся в том числе в «несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства». То есть, в ПДД есть целых два условия: требование о соблюдении водителем безопасной дистанции и запрет на ее несоблюдение. Давайте разберемся, как трактовать это на практике и можно ли получить наказание за нарушение запрета.

Как мы поняли, при движении водитель сам должен определять и поддерживать безопасную дистанцию до впередиидущего автомобиля. Для ее определения есть много разных советов и методик. Одно из негласных правил – «половина скорости». То есть, текущую скорость движения нужно разделить на два, и полученное число в метрах и будет безопасной дистанцией. Например, при движении на 100 км/ч это 50 метров, для 40 км/ч – 20 метров и так далее. Эти советы впервые появились очень давно, но, например, в Германии требование о дистанции, равной половине значения скорости в метрах, действует и сегодня. Так что пусть показатели и кажутся избыточными для современных машин, следовать им вполне можно. Кроме того, это правило действует лишь для сухой ровной дороги – в дождь и тем более зимой дистанцию следует увеличить.

Еще один распространенный вариант – «правило двух секунд». Согласно ему, расстояние до впередиидущего автомобиля должно проходиться за две секунды или более. Например, можно засечь какой-то объект на обочине в момент, когда его проезжает машина впереди, и досчитать до двух – если вы проехали его быстрее, то дистанцию следует увеличить. Правило основано на том, что для реагирования на экстренное торможение или другое изменение дорожной обстановки водителю в среднем требуется секунда, и для безопасности это время удваивается. Само собой, это тоже справедливо для сухой дороги с хорошим сцеплением – в дождь, туман, а также зимой дистанцию можно увеличить как минимум вдвое.

Еще одна причина того, что водители недостаточно внимательно относятся к выбору безопасной дистанции – это отсутствие наказания за нарушение. В целом тут все тоже логично: нет конкретных цифр – не за что и штрафовать. Однако опасное вождение, которое включает в себя и несоблюдение дистанции, пока тоже остается безнаказанным. То есть, главный риск, который стоит перед водителем, едущим вплотную к другой машине – это вероятность ДТП. Собственно, только при ДТП водители обычно и получают штраф за несоблюдение дистанции.

В случае ДТП «догнавшему» водителю выносится штраф по части 1 статьи 12.15 КоАП. Согласно ей, «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги <…> влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей». То есть, несоблюдение дистанции – это как раз нарушение правил расположения на проезжей части. То же самое касается случая нарушения требований знака 3.16: если водитель не будет соблюдать дистанцию, указанную на знаке, ему грозит штраф в 1500 рублей. Но помните: штраф – не самое страшное по сравнению с невозможностью вовремя остановиться перед автомобилем, препятствием или пешеходами.

И не вините оленей Санта-Клауса: объясняем, зачем и как соблюдать безопасную дистанцию на дороге

Одно из самых распространенных ДТП — столкновение автомобилей, движущихся в попутном направлении в одной полосе. При этом виновным в аварии считают того, кто ехал сзади, — это он не соблюдал безопасную дистанцию.

UFA1.RU продолжает публикацию советов для водителей-новичков. О том, что такое безопасная дистанция и как правильно ее рассчитать, рассказал инструктор по контраварийному вождению Даниил Виноградов.

Что такое безопасная дистанция?

Дистанция — это расстояние между автомобилями, движущимися по одной полосе друг за другом. Очевидно, что следить за ней должен тот, у кого она, эта дистанция, перед глазами. Расстояние между автомобилями, которое позволяет гарантированно остановиться, не задев при этом впереди идущий автомобиль, принято называть безопасной дистанцией.

В Правилах дорожного движения дистанции посвящен единственный пункт — 9.10: водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Но как понять, что дистанция безопасная? В каком случае можно быть уверенным что успеешь остановиться?

— В учебниках по вождению, дошедших до нас из прошлого века, есть такой нехитрый способ: расстояние между машинами в метрах должно быть равно скорости, деленной пополам. Способ простой, но не очень надежный. Дело в том, что глазомер у разных водителей работает по-разному и очень сильно зависит от условий освещения и видимости, да и просто от усталости в конце дня, — объясняет Даниил Виноградов.

О том, как правильно рассчитать дистанцию, инструктор по безаварийному вождению расскажет чуть позже. А для начала разберемся, на чем такой расчет основан.

Почему надо соблюдать безопасную дистанцию?

— Водитель не может быть постоянно сконцентрирован на дороге. Именно рассеянное внимание чаще всего становится причиной аварийной ситуации и ДТП. Отвлечь от дороги могут разговоры по мобильнику или собственные мысли водителя. Но реакция мгновенной не бывает, даже если водитель не отвлекается. Адекватное реагирование на изменившуюся обстановку требует времени. Я знаю случай, когда разговаривавший по телефону водитель вообще не успел никак не отреагировать и столкнулся с машиной впереди на полном ходу, даже не пытаясь затормозить. Зимой легко пенять на гололед и плохую резину. Да хоть на оленей Санта-Клауса, перебегающих дорогу в неположенном месте, — шутит инструктор. — Но ведь летом на сухой дороге автомобили тоже «догоняют» друг друга. Так в чем же дело, чего не хватает водителю в таких ситуациях?

Ответить на вопрос просто, если знать, как на происходящее вокруг реагирует наш мозг. Представим, что водитель автомобиля (назовем его Первый) начинает тормозить. Водитель в автомобиле, движущемся следом за ним (назовем его Второй), все еще продолжает ехать с прежней скоростью. Второму потребуется не меньше 0,4 секунды, чтобы увидеть и понять, что ситуация впереди изменилась, принять решение и дать мышцам сигнал действовать.

— Прошу заметить, что 0,4 секунды — это минимальное время реакции, обусловленное физиологией человека. Но неопытному водителю может потребоваться и больше, чтобы правильно распознать внезапно изменившуюся ситуацию. Например, экстренное торможение автомобиля впереди, — акцентирует Даниил Виноградов.

Еще примерно полсекунды требуется водителю, чтобы перенести ногу с акселератора на тормоз. И плюс еще столько же — тормозным механизмам, чтобы начать замедлять автомобиль.

Какой должна быть безопасная дистанция?

— В среднем с момента начала торможения Первым до момента начала торможения Вторым проходит около полутора секунд. За это время автомобиль на скорости 60 километров в час проедет аж 25 метров, не тормозя, — объясняет инструктор по контраварийному вождению.

Выходит, что куда надежнее измерять дистанцию не метрами, а секундами.

Какую дистанцию должен соблюдать водитель до движущегося впереди транспортного средства?

Какую дистанцию должен соблюдать водитель до движущегося впереди транспортного средства? Дистанцию не менее 15 метров в населённом пункте и не менее 40 метров вне населённого пункта. Дистанцию, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки.

Какую дистанцию должен соблюдать водитель во время движения?

В ПДД не указано количество метров, которые водители обязаны соблюдать. Принято считать, что безопасная дистанция — это половина величины скорости автомобиля, который двигается в потоке машин с одинаковой скоростью. Например, при движении 40 км/час дистанция должна составлять 20 м.

Какую дистанцию до движущегося впереди автомобиля согласно правилам вы должны соблюдать?

Дистанция выбирается не менее 10 м до движущихся впереди легкового автомобиля и 15 м до грузового автомобиля. Безопасная дистанция зависит от дорожной обстановки, скорости движения, состояния транспортного средства и особенностей груза (п. 13.1 ПДД).

Как правильно определить дистанцию между автомобилями?

Опытные водители предлагают использовать правило двух секунд. Нужно заметить место, которое проехал впередиидущий автомобиль, и сосчитать до двух. Если за это время вы проскочили ориентир – дистанцию нужно увеличить. Вы можете считать дистанцию в метрах или секундах.

Какое расстояние называется боковым интервалом?

Расстояние между попутными (В) и попутным и встречным автомобилями (А) называется боковым интервалом.

Какая должна быть дистанция между лыжниками?

Лыжная трасса считается уплотненной, если на ней не остается следа от обуви пешехода. После уплотнения снега в ширину трассы на 2,5 м или специальными машинами на трассе прокладывают две лыжни. Они должны быть расположены на расстоянии 1м-1.2м друг от друга (при измерении от середины лыжни).

Какое расстояние должно быть между автомобилями на светофоре?

Дистанция между машинами на светофоре должна выбираться так, чтобы избежать этих сложностей, оставить возможность объехать заглохшее ТС без использования заднего хода. То есть достаточно будет 2-3 метров. В случае опасности такой промежуток оставит также шанс быстро перестроиться в другой ряд.

Сколько должна быть дистанция между машинами в пробке?

В пробках эффективным расстоянием считается примерно 2 метра – этого достаточно для перестроения на другую полосу. Кроме того, данный метраж не позволяет другим водителям легковых автомобилей «влезть» между двумя машинами, а также снижает риск резких маневров.

Какую дистанцию обязан соблюдать водитель грузового автомобиля?

Дистанция выбирается в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства. Дистанция выбирается не менее 10 м до движущихся впереди легкового автомобиля и 15 м до грузового автомобиля.

Что такое безопасный интервал?

Для начала откроем справочник по автотехнической экспертизе: «Безопасный интервал – минимальное расстояние между боковыми частями транспортных средств, исключающее (с учетом возмущающих воздействий) возможность их взаимного контакта при движении параллельными курсами».

Какая разница между интервалом и дистанцией?

Расстояние до транспортного средства, движущегося впереди называется дистанцией. Расстояние между транспортными средствами, движущимися по смежным полосам — интервалом.

В чем разница между интервалом и дистанцией?

И интервал, и дистанция обозначают расстояние между автомобилями, так какая же разница есть между этими понятиями? Дистанция – это расстояние до транспортного средства, которое двигается впереди или позади вас. Интервал – это расстояние до транспортного средства, которое двигается в смежной полосе.

Что такое безопасная дистанция и как ее контролировать

Важнейшую роль безопасности дорожного передвижения играет соблюдение дистанции. При возникновении ДТП, ее нарушение чревато для водителя наказанием и признанием виновником аварии. Во избежание попадания в подобные ситуации, следует знать правила и условия соблюдения расстояния между ТС и другими объектами.

13.08.2021 0 2131

Безопасная дистанция: что это такое

Определение интервала и дистанции приведено в правилах ДД (п. 9.10). Формулировка остается неизменной более четверти века, однако в ней нет четких обозначений. Информация сводится к тому, что водитель должен поддерживать такое расстояние спереди, сзади и по бокам, которое позволяет избежать столкновения с другими участниками дорожного движения (зависит от скорости, исправности ТС, состояния дорожного покрытия, времени года). В краткое определение невозможно втиснуть все цифровые обозначения и конкретные расстояния. Кроме того, необходимо учитывать тормозной путь. Он представляет собой метраж, пройденный ТС после нажатия на педаль до полной остановки. На этот показатель влияют десятки моментов, начиная от климатических условий, заканчивая электронными помощниками авто.


Факторы, от которых зависит дистанция безопасности

В таблице приведены сведения о расстоянии в метрах, в зависимости от объективных параметров:

Шины и дорожное покрытие 40 км/ч Свыше 65 км/ч От 86 км/ч Более 100 км/ч
Летняя резина, сухая/мокрая дорога 30,8/29,4 58,0/55,0 75,0/72,0 92,1/88,2
«Липучка» на сухом/сыром/ обледеневшем покрытии 31,6/28,8/24,6 58,5/53,5/45,7 76,5/69,8/59,9 94,5/86,3/74,0
Шипованные покрышки на сухой/мокрой/ледяной или заснеженной дороге 31,2/27,6/31,8 57,8/51,2/59,1 75,6/66,9/77,2 93,4/82,6/95,5

Для легкового автомобиля по влажному покрытию предусмотрена дистанция по трассе не менее 50 м, в городе – 40 м (скорость – 60 км/ч). На парковке/при остановке/ в заторе – от 5/30/10 метров, соответственно. Для грузовых машин – в 2-2,5 раза больше, не менее 60 м.

При указанных теоретических расчетах нужно брать во внимание состояние тормозной системы и возможность вклинивания в дистанцию 90-95 метров между двумя машинами спешащего участника дорожного потока.


Значения

Для вычисления точных значений безопасного расстояния используют практическое тестирование на специальных полигонах. На испытаниях учитывают тип резины, скоростной параметр, состояние дороги, реагирование водителя, погоду. Ниже приведен пример расчета дистанции безопасности

Испытания легкового авто мощностью 105 л.с. с летними покрышками 14 дюймов показали следующие результаты при скорости 95 км/ч. Тормозной путь составил 35 м. Добавлены 2 секунды на реакцию водителя на осознание экстренного момента. Безопасная дистанция в заданных условиях – 89 м.

Правило двух секунд

Безопасную дистанцию рассчитывать в метрах не очень удобно. Без электронных помощников сложно вычислить реальное расстояние. Человек «на глазок» может принять за 50 м дистанцию в 30-35 м. Отталкиваться от секунд проще и точнее. На дороге примечают ориентир с последующим отслеживанием проезда его автомобилем с добавлением 2 секунд. Если маячок при маневре оказался позади, увеличивают расстояние, впереди – уменьшают.

Именно 2 секунды берется потому, что человеку требуется приблизительно 0,8 сек. на осознание ситуации, 0,2 на выполнение действия, плюс 1 на заторможенную реакцию и усталость водителя. Подобная методика подходит для сухой дороги. На мокром асфальте – 3 сек., заснеженном покрытии – 6 сек. Ночью дистанция составляет рубеж светового пятна от головных фар.

На скорость реакции за рулем влияют следующие факторы:

  • пол (мужчины чуть быстрее);
  • возраст;
  • погодные условия;
  • прием медикаментов, спиртного, наркотических веществ;
  • переутомление.

Об интервале

Определяют боковое расстояние без проведения расчетов. Чем больше показатель, тем безопаснее ситуация. Рекомендуется располагаться посредине занятой полосы, при отсутствии преград или препятствий. На современных машинах встроена система контролирования мертвых участков, которой не стоит пренебрегать. Учитывая сигналы датчика, легко выдерживать боковой интервал.

Рекомендуется придерживаться дистанции на ½ ширины авто от соседнего ТС. В городских условиях допускается меньшее расстояние, однако нужно помнить о мотоциклистах, велосипедистах, мопедах. Потенциальное помехи лучше объезжать с интервалом не менее полутора метров.

Скоростной режим на трассе, с учетом имеющихся факторов

На практике лимитизацией и определением эффективности скорости занимаются уполномоченные организации. Моменты, влияющие на показатели:

  • интенсивность персональной реакции на критический момент;
  • водительский опыт и степень оповещения о дорожной обстановке;
  • ограничения на отрезке трассы;
  • понимание риска возникновения ДТП;
  • целостность и тип покрытия;
  • условия передвижения.

При отсутствии каких-либо мешающих обстоятельств и факторов, эффективной считается скорость 90 км/ч.

Знак об ограничении допустимой дистанции

На отрезках дорог устанавливаются регламентирующие дистанцию знаки. Подобная мера обеспечивает повышение пропускной способности трассы, что важно на КПП или возле постов ДПС. Такие же знаки монтируют на участках повышенной опасности (тоннели, мосты, переправы).

На табличку нанесена цифра в метрах, указывающая на строгое ее соблюдение водителями, транспорт которых движется в колонне или одной полосе. Действие знака распространяется до:

  • ближайшего перекрестка;
  • границ населенного пункта;
  • указателя об отмене всех ограничительных мер.


Штрафы за несоблюдение дистанции

За нарушение правил по соблюдению дистанции предусмотрены санкции. Стоит отметить, что большая часть штрафов выписывается после дорожно-транспортного происшествия. К ответственности сотрудники ГИБДД привлекают, руководствуясь ст. 12.12 КОАП о нарушении норм размещения транспортного средства на дороге. Максимальное наказание в этом случае составляет 1,5 тысяч рублей.

При отсутствии инцидента штрафы не выписываются, протокол оформляется только при возникновении аварийной ситуации. Если пытаются оштрафовать без факта ДТП, необходимо обжаловать решение в судебном порядке. Иногда санкции накладываются на водителя передней машины. Например, при экстренном торможении без каких-либо обоснований. Чтобы доказать, что человек остановился не для предупреждения столкновения, потребуются показания свидетелей, записи с камер либо видеорегистратора.

Отдельным пунктом следует отметить наказание за нарушение бокового интервала. К водителю, который резко, без включенного указателя поворота, перестраивается из одной в другую полосу, могут применяться штрафные санкции (ст. 12.15). Если меры приняты к тому, кто ехал по своей колее, решение подлежит обжалованию в суде. Повод – явное нарушение маневрирования (пункт 8.1 ПДД). В качестве доказательств используют запись регистратора или свидетельские показания.

В следующих случаях наказание за нарушение дистанции не применяется:

  • один из участников процесса не перемещался (к примеру, припаркован);
  • ТС не соблюли дистанцию, но это не привело к аварии;
  • один из водителей двигался назад.

«Дедовский» способ

Этот метод применяли ранее, когда современная электроника отсутствовала или была редкостью. Способ можно найти в старых советских учебных пособиях по вождению, называется он «Скорость надвое».

Выполнить расчет элементарно. Берут текущую скорость, делят ее пополам. Получившийся результат является безопасным расстоянием до впереди едущего авто. К примеру, скорость – 80 км/ч, требуемая дистанция – не менее 40 м. Нужно помнить, что указанная схема актуальна только для сухой дороги. На мокром, обледеневшем или заснеженном покрытии подобный расчет не работает.

Действия водителя непосредственно влияют на безопасность движения. Соблюдение дистанции и интервала поможет избежать неприятных ситуаций. В потоке нужно думать не только о себе, но и других участниках, применять интуицию. Если возникает желание увеличить расстояние – не стоит ему сопротивляться, безопасность лишней не бывает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *