Рулевое колесо стоит криво: причины и способы исправления
В жизни каждого заядлого автомобилиста ремонт и замена изношенных запчастей — нередкое явление. Ведь машина — это не только отличный помощник, но и сложный механизм, который требует постоянного внимания и своевременного технического обслуживания.
Одна из самых частых неприятностей связана со сбившимся рулем. Проблема довольно серьезна: поломки в системе управления становятся одной из основных причин ДТП, а также негативно отражаются на общей маневренности автомобиля. Почему руль стоит криво при движении по прямой
Почему мой руль не по центру?
Существует несколько причин смещения рулевого колеса от центра. Это может произойти из-за плохой сборки и дизайна автомобиля. Хотя это редко, но бывает. Большинство людей при этом этого никогда не замечают. Но, автомобиль может прийти с завода с рулем, опрокинутым или неотцентрированным.
Это может произойти, когда вы ударяете подвеску на яме или выбоине. Такие внезапные толчки смещают компоненты конструкции с их первоначального заводского положения. Подобная проблема возникнет, если вы ездите слишком много по бездорожью. Когда вы едете долгое время по скалам и кочкам, многочисленные удары будут толкать рулевое колесо немного от центра.
Кроме того, положение рулевого колеса зависит от угла тяги автомобиля. Смещение заднего колеса или оси влияет на угол между линией тяги и осевой линией. В результате получается смещение рулевого колеса.
Причины неисправности
Деформация руля может быть вызвана различными причинами. Для начала важно понимать разницу между уводом авто и кривым рулем. Проверка проводится на ровном и пустом участке дороги. Если при движении прямо на небольшой скорости на пару секунд отпустить руль, и машина стремится уйти в сторону — это увод.
Однако если в данных условиях авто движется относительно ровно — значит имеет место механическое искривление руля. В этом случае корень проблемы нужно искать в следующих наиболее вероятных неисправностях:
- дефекты шин — могут быть обнаружены после смены резины или после того, как автомобиль при движении попал в яму (если в одной из этих ситуаций руль стал криво, следует поменять местами передние колеса);
- неисправности системы управления рулевой тяги — если вышел из строя наконечник рулевой тяги или рулевой кардан, потребуется диагностика и регулировка данных узлов;
- поломки элементов подвески — самые частые причины кривого руля, для устранения которых необходима диагностика подвески и проверка углов установки колес;
- выход из строя рулевого усилителя — дефект выявляется сравнением положения рулевого колеса при выключенном двигателе и в движении (в первом случае колесо будет стоять прямо, во втором — его центр немного сместится).
Нередко криво стоит руль на машине только при движении под дождем, и не понятно, как исправить ситуацию. Такое самопроизвольное смещение рулевого механизма имеет естественные причины и объясняется наличием уклона дороги для стока дождевой воды. Водитель может самостоятельно компенсировать увод поворотом рулевого колеса в противоположную сторону.
Однако ситуация усугубится, если нарушена регулировка схождения или имеются люфты в подвеске и в рулевом управлении. В таких случаях может потребоваться регулировка соответствующих узлов.
Как исправить кривое рулевое колесо
Когда вы фиксируете кривое рулевое колесо, вы должны работать на 3 углах – кастер (Caster), развал (Сumber), и схождение (Toe).
Кастер – означает наклон вперед или назад верхней части рулевой оси. Он регулирует направление рулевого управления. Согласно измерению, наклон назад считается положительным (+), а наклон вперед-отрицательным (-).
Развал – угол наклона колес от вертикали и на прямую влияет на износ шин. Угол становится положительным (+), когда верхняя часть колеса наклоняется наружу. Он будет отрицательным (-), когда верхняя часть наклоняется внутрь.
Схождение – относится к степени угла поворота передних или задних колес относительно прямого положения. Угол схождения положителен (+) когда колеса повернуты внутрь и отрицательно (-) когда они повернуты наружу.
Криво стоит руль
С вашего позволения, поделюсь опытом, поскольку сталкивался с подобной проблемой на 2114. Тем более, что подвеска у нее с Рио схожа (вроде Макферсон и там, и там).
А дело было так. Довелось мне однажды съехать в кювет, после которого из-за ударов подвески по кочкам руль ушел влево градусов на 10-15.
Поначалу сделал развал у официалов, после которого руль встал чуть правее центра. Думал, что же делать, в итоге через 5000 пробега где-то начал задумываться о том, чтобы сделать-таки нормальный развал. И дернуло меня делать это в своем городе в Подмосковье. Причем делал в двух местах.
Первый раз «мастер» по обычным оптическим приборам выставил схождение на оба колеса по минус десять минут (что это такое, можно представить так — колеса не «сходятся», а наоборот «расходятся» в разные стороны). На дороге машина вела себя так — пыталась постоянно дергаться то влево, то вправо. Вдобавок, если держать руль вправо, метров через 30-50 машина съезжала на обочину. Естественно, на том стенде мне никаких распечаток не давали, параметры я узнал, после регулировки на втором стенде.
Второй раз, другой «мастер» (уж извините, буду писать в кавычках, но не могу по другому называть таких механиков) кое-как загнал (как выяснилось впоследствии) параметры в норму. Но с рулем творилась та же бодяга, что и раньше (тащило вправо при горизонтальных спицах). Причина, скорее всего, конечно, в неоткалиброванности стенда (при этом механик постоянно указывал на мою «плохую» резину, однако после перестановки колес слева направо ситуация не менялась).
Изрядно помаявшись и потратившись, я начал задумываться, не может ли это быть проблема с подвеской, из-за которой и отрегулировать ничего не получается (хотя, никто при регулировке «криминала» не видел). Решил ехать в Москву, найдя по нету сервис, который вроде бы должен был заниматься вазовскими машинами. В итоге, побывав там, и потом в другом сервисе (мою машину в первом не смогли поднять, уж больно древние подъемники, сломали бы пластик), мне дали адрес конторы, которая занималась развалом, неподалеку.
Поехал туда. Передо мной, кстати, регулировался Мерс S500 Отрегулировали хорошо, хотя руль совсем прямо так и не встал, но управляться машина стала хорошо. Выдержала даже помятый диск в яме. Проехал с тех пор где-то 18000, вроде пока с углами нормально.
Какие я сделал выводы.
1. Влиять на «неправильное» положение руля при движении по прямой могут много факторов.
2. Многое тут зависит от «прочности» подвески. В подвеске восьмого семейства при попадании в хорошую ямку, судя по всему, происходит небольшая деформация некоторых элементов (особенно грешат этим «растяжки» (которые влияют на угол наклона стойки — кастер), которые и сломать легко. Возможно, немного деформируются рычаги. Совсем немного, но вот в погрешности положения руля это проявляется.
3. На положение руля при движении прямо влияет и резина. Причем, дело усугубляется тем, что каркас шины при езде при неправильных углах как бы «привыкает» к этим неправильным углам. И выходов может быть 3 — попробовать резину с задней оси, смириться, купить новый комплект.
4. И наконец, на новой машине руль при езде по прямой должен стоять только прямо. Если что-то не так, то это крайне подозрительно (получается, как минимум, на отрегулировать сход-развал).
И, наконец, советую подумать много раз (учитывая опыт) о том, стоит ли регулировать сход-развал у дилера. Дело в том, что занятие это весьма тонкое, требует абсолютно точного соблюдения технологии, внимания, наличия совести у мастера и хорошего оборудования.
P.S. Прошу прощения, что много букв )))
Пять причин, по которым руль трудно поворачивать
Просто представьте, что вам нужно преодолеть поворот или попытаться сменить полосу, но рулевое колесо трудно быстро повернуть или оно даже застревает. Это может привести к дорожно-транспортному происшествию, в результате которого люди могут получить ранения или даже погибнуть.
Самая распространенная проблема с рулевым колесом заключается в том, что его трудно поворачивать. Так как большинство водителей совершают повороты на низких скоростях, именно тогда тугое вращение или застревание рулевого колеса становится наиболее заметным. Это четкий индикатор того, что в системе гидроусилителя руля вашего автомобиля присутствует проблема.
Систему гидроусилителя руля составляют много компонентов. Помимо поликлинового ремня и насоса, система включает гидравлическую жидкость, которая работает вместе с поршнем, так что вы можете поворачивать рулевое колесо легко, испытывая лишь небольшое сопротивление.
Однако если с какой-либо из этих частей системы возникла проблема, гидроусилитель больше не поможет облегчить вращение руля.
Распространенные причины, по которым рулевое колесо трудно поворачивать на низких скоростях
Важно понимать главные причины тугого вращения руля. Ниже приведены пять основных причин, по которым руль вашего автомобиля становится все труднее поворачивать. Просмотрите этот список и как можно скорее устраните проблему.
№ 1. Низкий уровень жидкости для гидроусилителя руля
Возможно, наиболее распространенная причина тугого рулевого колеса при повороте — низкий уровень жидкости для гидроусилителя руля в системе. Обычно это обусловлено тем, что жидкость вытекает из шланга, находящегося под давлением. Иногда шланг растрескивается или просто ослабляется, что приводит к утечке жидкости.
Поскольку эта жидкость необходима для создания давления в системе и смазывания насоса, чем ее меньше, тем труднее поворачивать рулевое колесо. Хотя автомобиль может быть все еще управляемым, если вы не устраните утечку, это в конечном итоге приведет к поломке насоса гидроусилителя руля и необходимости дорогостоящей замены.
Если быстрая проверка показала, что жидкости в гидроусилителе руля достаточно, продолжайте читать.
№ 2. Неисправная рулевая рейка
Рулевая рейка состоит из шестерни и рейки. Рейку на рулевом колесе удерживает несколько U-образных шарниров и валов. Рулевая рейка со временем изнашивается и может выйти из строя в результате обычного вождения автомобиля.
Вы узнаете, если это произойдет, так как руль вашего автомобиля будет туго вращаться или застревать сразу после запуска автомобиля. По мере того, как двигатель продолжает работать и прогреваться, рулевая рейка нагревается, смазка начинает работать немного лучше, и вращение рулевого колесо может стать менее тугим. Но все же лучше заменить рулевую рейку, прежде чем проблема обострится.
№ 3. Неисправный поликлиновой ремень
Одна из наиболее распространенных причин тугого вращения рулевого колеса — поврежденный или растрескавшийся поликлиновой ремень. Этот ремень постоянно используется при управлении автомобилем, поэтому он довольно быстро изнашивается.
Это, в свою очередь, приводит к его ослаблению при тугом вращении рулевого колеса. Если вы в ближайшее время не замените ремень, он вообще выйдет из строя, и вы вообще не сможете управлять своим автомобилем. Лучше заменить ремень, прежде чем это произойдет.
№ 4. Неисправность насоса гидроусилителя руля
Именно насос системы рулевого гидроусилителя создает давление, необходимое для плавного поворота рулевого колеса. Если этот насос перестанет работать, повернуть руль станет намного труднее, особенно при езде на низких скоростях.
Обычно в этих ситуациях насос не будет полностью препятствовать движению рулевого колеса — вы все еще сможете повернуть его, однако это потребует гораздо больше усилий с вашей стороны. Чем тяжелее транспортное средство, тем сложнее будет поворачивать колеса. Перед дорогостоящей заменой насоса гидроусилителя рулевого управления убедитесь в отсутствии деформаций и повреждений соединения насоса.
№ 5. Отработавшая густая жидкость для гидроусилителя руля
Как и другие жидкости в вашем автомобиле, жидкость гидроусилителя руля со временем может загустеть. Если вы не меняете эту жидкость в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, она со временем станет слишком густой для смазки системы.
Это приведет к тому, что вращение рулевого колеса станет тугим, и его будет сложнее поворачивать на малых скоростях. Если быстрая проверка жидкости для гидроусилителя руля показала, что она темная и густая, вам необходимо как можно скорее промыть систему и заменить жидкость.
5 ошибок при регулировке руля, которые совершают почти все водители
Немногие водители уделяют должное внимание регулировке рулевого колеса. Настроят «баранку» кое-как — лишь бы в руке более-менее удобно лежала — да начинают движение. А ведь некорректное положение штурвала может сыграть с безответственным автомобилистом очень злую шутку… Самые распространенные ошибки шоферов — в материале портала «АвтоВзгляд».
ВПЕРЕД ПАРОВОЗА
Последите за тем, как водитель, впервые оказавшийся за рулем того или иного автомобиля, «подгоняет» под себя настройки. Здравая последовательность действий практически ни у кого не наблюдается — вроде, шофер настраивает кресло, тут он уже «вертит» зеркала, хватается за «баранку», потом снова кресло… Начинать всегда нужно с сиденья — садимся удобно, ориентируемся по педалям. И только после этого преступаем к регулировке штурвала.
НИЖЕ ПЛИНТУСА
Многие предпочитают размещать рулевое колесо чуть ли не на своих коленках — и особенно этим грешат начинающие водители, цепляющиеся от страха за «баранку» мертвой хваткой. Так делать не нужно по двум причинам: во-первых, в таком положении штурвал перекрывает верхнюю часть приборной панели (можете не увидеть что-то важное), а во-вторых — «бублик» трется о ляжки, не только доставляя шоферу дискомфорт, но и мешая поворачивать.
ТРИ МЕТРА НАД УРОВНЕМ НЕБА
Некоторые водители бросаются в другую крайность — «задирают» рулевое колесо слишком высоко, что тоже неправильно. Помните: едва ли не в каждом автомобиле есть подушка безопасности, «зашитая» как раз таки в корпусе ступицы руля. Если «баранка» находится чересчур высоко, то в момент ДТП «эирбег» выстреливает водителю в лицо или в область шеи, а не в грудную клетку, как положено.
Как бороться с биением руля на вашем автомобиле
Почему опасно выкручивать руль до самого упора
ОПАСНАЯ БЛИЗОСТЬ
По той же причине не следует пододвигать рулевое колесо слишком близко — риски получить «на ровном месте» травму вследствие сработавшей при столкновении подушки безопасности довольно высоки. Кроме того, из-за отсутствия пространства могут возникнуть трудности при активном маневрировании. Скажем, если понадобиться резко уйти в сторону, то сделать это не получится: придется часто перехватывать «баранку», теряя драгоценные секунды.
МЕЖДУ НАМИ ПРОПАСТЬ
Встречаются водители, привыкшие располагаться от рулевого колеса, напротив, слишком далеко. Им не грозит травмирование подушкой безопасности, да и работать «баранкой» они могут весьма свободно. Здесь проблема в другом: затекают руки. Чтобы было комфортно даже в дальних путешествиях они должны быть согнуты в локте (по углом примерно в 120 градусов), а в условиях огромных расстояний добиться этого, как понимаете, невозможно.
… Наконец, напомним два лайфхака, которые помогут подстроить рулевое правильно и быстро. Первый — вытяните руку и при чуть согнутом локте и прижатой к креслу спине положите запястье на обод руля на отметке «12 часов». Второй — перекрестите руки и возьмитесь за «баранку» в местах 2 и 10 часов — запястья должны быть на уровне плеч, а руки — полностью выпрямлены. Все получилось? Можно трогаться!