Что собой представляет машина, несущая крылатые ракеты: МАЗ-7930
К тому времени машина морально устарела и не могла удовлетворять нужды военных специалистов с учетом развития ракетной техники. Всего за год построили макетный образец на базе МАЗ-79301. К тому времени военное подразделение МАЗ отделилось и в серийное производство машина пошла как МЗКТ-7930.
МЗКТ-7930 и сегодня выглядит современно
Появление первых автомобилей и их характеристики. Полноценные испытания предсерийных моделей проводились уже через пару лет после разработки опытного образца. В 1992-1994 году одновременно тестировалось две версии автомобиля:
- Шасси с индексом 79305;
- Тягач МЗКТ-7415.
Приемочные испытания проходили в России с 1995 года. Машину протестировали в самых сложных условиях:
- Испытания холодом — при «- 50 °С»;
- Тестирование ударной волной — при помещении в аэродинамическую трубу.
В 1998 году окончательно была утверждена техническая документация и в 2000 году начался выпуск первых боевых машин. Интересно, что его начали с модификации с индексом 79306, предназначенной на экспорт. А первое авто в российские вооруженные силы поставили только в 2003 году.
Первые поставки в Россию прошли в 2003 году
Непосредственно шасси, с колесной формулой 8×8, выделяется высокой проходимостью, и на сегодня остается лидером в сегменте, грузоподъемностью 17,8-24 тонны. Масса допустимой нагрузки составляет 19 тонн, что делает полную массу автона уровне 40 тонн. Среди основных показателей базового шасси выделяются:
- Запас хода — 1000 км;
- Максимальная скорость: 70 км/ч по шоссе, до 40 км/ч по грунтовым дорогам;
- Максимально преодолимый подъем — 55 %;
- Углы въезда/съезда — 25/35 градусов.
Основным мотором является дизельный агрегат ЯМЗ-846, имеющий мощность 503 л. с. и развивающий 1960 Нм крутящего момента. Современный V8 мотор специально разрабатывался для шасси, имеет непосредственный впрыск, турбонагнетатель и охлаждение нагнетаемого воздуха. Обслуживающий персонал шасси составляет всего 3 человека.
Модификации МЗКТ-7930. Основным несущим комплектом оборудования является пусковая несущая установка СПУ с индексом 9П78-1. Она предназначена для хранения, транспортировки, подготовки к запуску и запуску 2 ракет (баллистических или крылатых). Еще одна машина обеспечивает подвоз и зарядку шасси комплектом новых ракет. Суммарно 10 комплектов ОТРК включают 120 самоходных пусковых установок.
О всех возможных модификациях знают только военные специалисты
На базе шасси разработаны и другие ракетные комплексы:
- Группа противокарабельных комплексов: «Бастион», «Берег», «Бел-Э».
- Антенные посты зенитно-ракетного комплекса С-400;
- Машины маскировки;
- Разведывательные комплексы;
- Машины обеспечения.
На некоторые шасси наряду с моторами Ярославского завода устанавливались двигатели Deutz с автоматической трансмиссией.
Испытания шасси проходили в полярных условиях
В качестве заключения. Несмотря на внушительный возраст проекта МАЗ-7930, машина и сегодня смотрится современно. Брутальный образ создает выдвинутая перед мотором кабина. При этом панели кузова постоянно совершенствуются, видоизменяются, постоянно освежая внешний облик шасси.
Баллистическое обеспечение: автомобили ракетных войск Советской армии
В советские времена мы даже предположить не могли, что за эффектной парадной мощью Страны Советов существует скрытая от посторонних глаз огромная армия специальной и весьма оригинальной автотехники, никогда не выезжавшей из отдаленных и строго засекреченных мест дислокации. Ее главным предназначением являлись обеспечение постоянной боевой готовности ракетных комплексов, транспортировка и установка мелких частей баллистических ракет, обслуживание боевых и вспомогательных машин и предоставление их экипажам достойных условий долговременной службы «в четырех стенах» во время патрулирования и дальних походов подвижных стратегических систем. Все эти заботы легли на мощные плечи автомобилей-шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М, об истории которых мы уже писали.
Спецмашина на шасси МАЗ-543А для транспортировки и установки частей контейнеров баллистических ракет
Машина обеспечения боевого дежурства с типовым кузовом на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Автомобиль МАЗ-543М с оснащением для транспортировки и перегрузки ракет системы ПРО (фото Р. Белозерского)
Транспортно-установочные и перегрузочные машины
Мы уже рассказывали о самоходных установщиках баллистических ракет, составлявших тяжелые многоосные автопоезда со специальными перегрузочными средствами. На долю более компактных и маневренных одиночных машин МАЗ-543 осталось проведение вспомогательных операций по транспортировке и установке так называемых запчастей – секций транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и малогабаритных элементов ракет.
Машина ТУАП для монтажа переходников контейнеров межконтинентальных ракет
Первые транспортно-установочные агрегаты ТУАП на шасси МАЗ-543А служили для доставки и перегрузки в шахтную пусковую установку (ШПУ) полых цилиндрических колец-переходников, которые использовали при сборке ТПК ряда межконтинентальных баллистических ракет. Машины снабжались сварной подъемной П-образной рамой (стрелой), вдоль которой при помощи электрической лебедки и тросово-лебедочного привода передвигалась поперечная траверса с переходником. Аналогичная машина ТУАН служила для монтажа надставок в спецсооружениях для состыковки с ранее смонтированными элементами.
Перегрузка в шахтную пусковую установку переходника ракетного контейнера
Сходная по общей схеме транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 на шасси МАЗ-543М применялась в составе шахтного комплекса А-135 «Амур» противоракетной обороны (ПРО) Центрального региона России, принятого на вооружение в 1996 году и не имевшего аналогов в мире. Он включал стартовые позиции сверхскоростных ядерных противоракет 51Т6 дальнего перехвата и ближнего 53Т6 с дальностью поражения 80 км. Роль ТЗМ свелась к элементарной операции подъема ТПК с ракетой 53Т6 в вертикальное рабочее положение и последующего опускания его в ШПУ.
Транспортно-установочный агрегат 5Т92 с противоракетой 53Т6 комплекса ПРО «Амур» (фото Р. Белозерского)
Для доставки ТПК с ракетой 53Т6 на стартовую позицию применялась транспортная машина 5Т93 с неподвижной горизонтальной рамой с продольными направляющими, по которым контейнер перекатывали прямо на установщик 5Т92. Питание всех электрических систем осуществлялось от внешней сети.
Агрегат 5Т93 с продольной рамой и направляющими для перегрузки ракеты на машину 5Т92 (фото Р. Белозерского)
В 1980-е годы для транспортировки и установки агрегатно-приборного блока межконтинентальных баллистических ракет использовался тяжелый установщик 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М с мощным перегрузочным гидрокраном.
Тяжелая погрузочно-установочная машина 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М
Единственным «нормальным» погрузочно-разгрузочным средством на шасси МАЗ-543А являлся автономный 25-тонный гидравлический автокран КС-5571 с несколькими системами безопасности, построенный Одесским крановым заводом специально для проведения различных перегрузочных операций в системе РВСН. Всё его оборудование помещалось на опорно-поворотной платформе со вспомогательным 50-сильным дизелем Д-144 воздушного охлаждения для привода гидронасоса.
Автокран КС-5571 при перегрузке переходника ракетного контейнера на агрегат ТУАП
Машины обеспечения ракетных комплексов
К этой многочисленной категории в системе РВСН относились автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения личного состава мобильных стратегических ракетных комплексов, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам с заданными маршрутами перемещения.
Они проходили по безлюдным районам с неблагоприятными климатическими условиями при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения и отдыха личного состава. Компенсировать все эти невзгоды пришлось автомобилям МАЗ-543А и МАЗ-543М с обитаемыми кузовами-фургонами различного назначения, из которых формировали колонны машин обеспечения, сопровождавшие многоосные ракетные системы.
Такие агрегаты входили также в состав мобильных зенитных систем ПВО, в береговые комплексы и иные войсковые части, размещенные в стороне от населенных пунктов. Так в Советской армии впервые был образован принципиально новый класс военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.
Самая распространенная машина боевого дежурства 15В148 в типовом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)
Машина боевого дежурства берегового артиллерийского комплекса «Берег» (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Уникальная мобильная гостиница 15Т118 для временного проживания личного состава
Первоначально в наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации. Впоследствии наибольшее распространение получили машины охраны и обороны ракетных систем и подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания военнослужащих. Их максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам не превышала 40 км/ч.
Основной в системе РВСН была передвижная многоцелевая мастерская 15Т401, смонтированная в укороченном кузове на шасси МАЗ-543А с дизельными электрогенераторами и комплектом специального ремонтного оборудования. Она служила для проведения в полевых условиях полного цикла слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки подвижных технических средств ракетных войск.
Модульная дизельная электростанция РВСН 15Н1061М на шасси МАЗ-543А
Автономная многоцелевая электростанция 15Н1061М с глухим кузовом на таком же шасси была оснащена четырьмя дизель-электрическими агрегатами общей мощностью 84 кВт, из которых обычно работали только три установки, а четвертая оставалась запасной. Для их питания служила цистерна на 4 300 литров топлива, которых хватало на семь суток непрерывной работы.
Первой машиной дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСО) был автофургон 15Я55 для защиты ракетного комплекса «Темп-С», несения боевого дежурства и отдыха личного состава в полевых условиях. В начале 1970-х первые образцы были смонтированы на шасси МАЗ-543В, а затем перебазировались на автомобили МАЗ-543М. Все их оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове с несколькими раздельными помещениями и прямоугольными световыми люками в боковых скосах крыши.
Машина дежурной смены, охраны и караула 15Я55 на шасси МАЗ-543М для комплекса «Пионер»
В переднем техническом отсеке находились пульты охраны, за ним размещались купе со спальными местами для десяти человек, сиденьями и столиком. В заднем помещении имелись сейф для боеприпасов, пирамида для стрелкового оружия и доступ к башенной установке с крупнокалиберным пулеметом кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 метров. Питание всех систем машины осуществлялось от мобильной электростанции.
Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Развитием этой конструкции стали машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) на автомобилях МАЗ-543М. В 1985 году на вооружение приняли самую распространенную автономную версию 15В148 с каркасно-металлическим кузовом, входившую в состав комплексов «Пионер» и «Тополь». Фактически это было самостоятельное подвижное караульное помещение с собственными системами водоснабжения и электропитания от двух дизель-генераторов, более удобными условиями для работы, отдыха и питания членов боевых расчетов.
Четырехместное купе с двухъярусными спальными местами и тумбочкой
Фрагмент кухонного блока с холодильником и местами для продуктов
В заднем отсеке находились оператор и боевой расчет с оружием, а в круглом проеме потолка монтировали башенную установку с пулеметом калибра 12,7 мм в бронекорпусе.
Модернизированная машина обеспечения боевого дежурства 15В231 (фото автора)
Развитием этой машины стал модернизированный вариант 15В231 для ракетного комплекса «Тополь» с новыми дизельными электрогенераторами. Внешне от агрегата 15В148 он отличался перестановкой второстепенных агрегатов, конфигурацией элементов подкузовного пространства, формой и размерами люков, ящиков и бронированной башни. Главный отсек с кондиционером, отопительной и фильтровентиляционной установками одновременно служил центром боевого управления и местом для питания четырех человек.
Главный отсек машины 15В231 для боевого управления и питания четырех человек
Башенная пулеметная установка с новым бронекорпусом в проеме задней части крыши кузова
Сходная с двумя упомянутыми выше агрегатами машина боевого дежурства А222-Д1 входила в состав берегового артиллерийского комплекса «Берег». В ее кузове размещались автономная электростанция с двумя дымовыми трубами на крыше, рабочие помещения с навигационной аппаратурой и средствами связи, задний боевой отсек, места для отдыха, кухня и столовая на четырех человек. В задней части крыши также монтировали башенную пулеметную установку.
Машина боевого дежурства А222-Д1 берегового артиллерийского комплекса «Берег» (из архива НИИЦ АТ)
Для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях служил автомобиль-столовая 15Т117 с шестью отсеками кузова модели 2215. Его разрабатывали для комплекса «Темп-2С», но затем по необходимости в разных комплектациях он применялся в составе других автономных боевых формирований.
Уникальный автомобиль-столовая 15Т117 системы РВСН на шасси МАЗ-543М
В задней части кузова находились тамбур с раздевалкой и главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный десятью складными столами, стульями, телевизором, радиоприемником и осветительными плафонами. В кухонном (камбузном) блоке имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочный стол, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2 200 литров питьевой воды с электронасосом и ящики для посуды и отходов.
Главный столовый зал с десятью поперечными двухместными откидными столами
Кухонный отсек с варочной электроплитой, разделочным столом и мойкой
Фрагмент кухни с трехсекционной мойкой, кипятильником и выходом в соседний тамбур
За ним следовала душевая комната для персонала с собственными тамбуром и раздевалкой. В складском помещении стояли шкафы и холодильник для хранения 750 кг продуктов. В передней части кузова размещались служебный тамбур и двухъярусное спальное купе на четырех человек. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока или от подвижной электростанции. Длина машины составляла 15,4 м, полная масса – 39 тонн.
Мобильная гостиница 15Т118 в кузове 2215 для размещения 24 человек
Самым оригинальным и необычным агрегатом РВСН был уникальный автомобиль-общежитие 15Т118 или подвижная гостиница для отдыха и временного группового проживания военнослужащих в полевых условиях. Его также создавали для комплекса «Темп-С», но впоследствии варианты этой машины поступали в другие ракетные и зенитные соединения. Их оснащение размещалось во вместительном кузове с двумя боковыми входными дверями, собственными системами электрооборудования, водоснабжения, вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с задним тамбуром, где находились общая раздевалка, умывальник, продольные подвесные полки и ящики для белья и системы связи. С левой стороны находились шесть купе с вещевыми рундуками в нижних койках.
В зависимости от комбинации спальных мест общая вместимость мобильной гостиницы составляла от 12 до 24 человек с личным обмундированием и оружием. В каждом купе находились тумбочка с настольной лампой, шкаф с зеркалом, электрический вентилятор, радиоприемник, внутренний телефон и термометр. На ряде машин имелась душевая кабина с баком на 300 литров воды. Габаритная длина агрегата достигала 15,7 м, масса – 39,4 т.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии – транспортно-установочный агрегат 5Т92 комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур» на шасси МАЗ-543М (фото Романа Белозерского).
MLRS HIMARS: есть ли чем ответить России?
Название американской реактивной системы залпового огня HIMARS (М142) расшифровывается как High Mobility Artillery Rocket System (высокомобильная артиллерийская ракетная система). Она известна как одна из самых мощных и дальнобойных систем в мире. Некоторые виды боеприпасов способны поражать цели на расстоянии до 300 км. При этом многие задаются вопросом, имеется ли подобное оружие у России, которая долгое время была лидером в плане разработки РСЗО? Наиболее современная и мощная машина — “Торнадо С”. В СМИ ее неоднократно называли самой мощной и дальнобойной системой залпового огня в мире. Но так ли это на самом деле? Предлагаем далее в этом разобраться и сравнить HIMARS с «Торнадо» а также другими некоторыми РСЗО, которые имеются в России.
Американская система залпового огня HIMARS
Системы HIMARS — дальность стрельбы и другие характеристики
Первая информация о создании HIMARS появилась в 1994 году. Да, оружие уже не такое современное, как многие предполагают. Данная РСЗО создана на основе пятитонного трехосного шасси FMTV . Машина может нести шесть реактивных снарядов калибром 227 мм, либо одну баллистическую оперативно-тактическую ракету. Ближайшим родственником американских «Химарсов» является M270 MLRS. Эта система имеет гусеничное шасси, а также отличается количеством пусковых контейнеров.
Первые поставки РСЗО HIMRS в армию США начались в начале 2000-х годов. В 2011 году эти машины также поступили на вооружение в армию Сингапура. Вместе с самими установками Сингапуром были закуплены ракеты XM31, которые обладают инерциальной системой управления с GPS, а также унитарной фугасной боевой частью. Что это означает?
Система инерциального управления позволяет оператору определять параметры движения и местоположения ракеты методом, основанным на свойстве инерции тел. То есть используются акселерометры, гравиметры, наклономеры и прочие подобные датчики. В результате отсутствует вероятность помех и потери связи с внешними источниками информации. Вместе с датчиком GPS, обеспечивается точность и надежность позиционирования ракеты.
Что касается боевой части — основным поражающим элементом фугасных зарядов являются продукты взрыва. При этом средство воспламенения и заряд находятся в одном блоке. Отсюда и такое название снаряда — «унитарный».
M142 HIMARS может пускать ракеты типа «земля-воздух»
Возможности M142 HIMARS зависят в первую очередь от типа боеприпаса. Условно все боеприпасы можно поделить на три основных типа: неуправляемые реактивные ракеты, с инерциальной системой управления, а также с самоприцеливающимися боевыми элементами. Наиболее массовыми являются ракеты GMLRS М30, которые оснащены инерциальной системой управления и кассетной боевой частью. Дальность стрельбы такими боеприпасами достигает 70 км.
Одной из интересных особенностей M142 HIMARS — возможность пуска ракет не только типа «земля-земля», но и “земля-воздух”, к которым относится AIM-120 AMRAAM. То есть РСЗО может выполнять функции зенитной установки.
Самыми дальнобойными являются ракеты ATACMS Block IA. Они поражают цели на расстоянии 300 км. Эта ракета обладает кассетной боевой частью на 300 элементов и системой управления. Надо сказать, что по некоторым данным реальная дальность боеприпасов выше заявленного, однако характеристики засекречены.
Ракеты ATACMS Block IA способны поражать цели на расстоянии до 300 км
Боеголовки с кассетными зарядами разрываются над целью, после чего на нее обрушиваются шарики со скоростью до 3600 км/ч. В результате повреждаются автомобили, военная техника, склады с боеприпасами, живая сила противника и пр. Действие таких ракет можно представить, как выстрел из гигантского дробовика. Подробнее мы рассказывали о кассетных зарядах в посте, посвященном запрещенным видам оружия.
Кроме того существуют ракеты осколочно-фугасной боевой частью — M31 и M31A. Они способны поражать живую силу противника, военную технику и строения ударным действием. Такие ракеты более эффективны, когда противник находится в укрытии.
Многие задаются вопросом — могут ли современные средства ПВО, такие как С-300 и С-400, противостоять американскому РСЗО? На самом деле однозначного ответа нет. Эти системы ПВО считаются одними из лучших в мире. Однако прогресс существует и в области создания ракет РСЗО. Многие современные ракеты способны изменять траекторию полета, что усложняет их уничтожение в воздухе. Реальных же ситуаций, когда «Химарсам» противостояли российские системы ПВО, еще не было.
Торнадо-С — самая мощная реактивная система залпового огня в мире
Торнадо РСЗО — в чем исключительность
РСЗО «Торнадо» предназначено для пуска ракет калибром 300 мм. Правда, существует еще облегченная версия калибром 120 мм, но далее будем говорить о версии 300 мм. Разработка этого РСЗО началась в 2012 году. По задумке это оружие должно прийти на смену более старым РСЗО «Град» и “Смерч”. По сути, «Торнадо-C» представляет собой глубокую модернизацию другой реактивной системы залпового огня 9К58 «Смерч», о которой расскажем чуть ниже.
Главная особенность “Торнадо”, которая повышает ее эффективность в сравнении с предшественником, заключается в современной системе управления огнем на основе ГЛОНАСС-навигатора. Кроме того, машина имеет современный компьютеризированный баллистический вычислитель. Это позволяет вести огонь по целям, получаемым в автоматическом режиме.
Другими словами, РСЗО “Торнадо” не требует использования станций расчета баллистики и ручной наводки механики. Кроме того, для “Торнадо” РСЗО созданы более современные ракеты, оснащенные системой управляемые с применением ГЛОНАСС, что повышает точность оружия.
РСЗО «Торнадо-С» уступает по дальности стрельбы американскому HIMARS
Максимальная дальность поражения боеприпасами РСЗО “Торнадо” составляет 200 км (если доверять официальным данным). То есть американский HIMARS превосходит российский аналог по максимальной дальности стрельбы. Но, как говорится, не все так однозначно. Как мы уже сказали выше, далеко не все американские ракеты такие дальнобойные. Большинство боеприпасов все же проигрывают по дальности стрельбы российскому «Торнадо».
Кроме того, у российских ракет калибр на 70 мм больше. Но, самое главное, машина имеет 12 ячеек для ракет, то есть в два раза больше, чем у HIMARS. Другими словами, российская РСЗО выигрывает по мощности боевой части.
Еще одна особенность “Торнадо” — минимальное время свертывания. Чтобы покинуть огневую позицию, боевой машине БМ 9А54 требуется не более одной минуты. Это уменьшает риски поражения ответным огнем. У американского HIMARS на свертывание уходит 3 минуты, что в некоторых ситуациях может быть критичным.
Для «Торнадо» РСЗО создано три вида снарядов: с отделяемой осколочно-фугасной частью (в шесть раз более мощный чем снаряд для РСЗО «Град»), с кассетными и кумулятивно-осколочными элементами, а также с кассетной боевой частью.
Полный залп из РСЗО «Торнадо-С» по мощности сравним с тактическим ядерным оружием
«Торнадо-С» позволяет на большом расстоянии поражать групповые цели — живую силу противника, не бронированную и бронированную технику, зенитные комплексы, командные пункты, укрытия и прочие цели. Полный залп «Торнадо-С», по оценкам экспертов, по мощи можно сравнить с тактическим ядерным ударом. Дюжина управляемых ракет буквально сметает все на площади свыше 60 гектаров.
Однако, в отличие от HIMARS, “Торнадо” не может поражать воздушные цели. Таким образом, по некоторым параметрам российская РСЗО все же уступает американской.
РСЗО «Смерч» и другие знаменитые предки
Предшественником РСЗО «Торнадо», как мы сказали выше, является 300-миллиметровая реактивная установка залпового огня “Смерч”. Военными аналитиками и экспертами из США она была включена в список самых смертоносных видов оружия, которым остается по сей день.
РСЗО «Смерч» — предшественник современных «Торнадо»
Система была представлена в 1987 году, и на момент создания являлась самой дельнобойной. Она способна поражать цели на расстоянии в 120 км. Для данного РСЗО со временем было создано множество различных видов боеприпасов. Среди них были ракеты с самоприцеливающейся кассетной боевой частью, а также с термобарическими зарядами. В чем особенность термобарического оружия, мы рассказывали ранее.
Не пропустите наш ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ, где вас ожидают захватывающие и увлекательные материалы, которые не публикуются на сайте.
Предшественниками же “Смерчей” были 220-миллиметровые РСЗО “Ураган” и 120-миллиметровые РСЗО “Град”. Системы «Град» являются, пожалуй, наиболее массовыми и известными. Их выпускали в период с 1960 по 1988 гг. По сути, данная РСЗО — потомок легендарной “Катюши”, ставшей грозой в ВОВ. По сей день «Ураганы» и «Грады» стоят на вооружении многих стран.
Разумеется, “Ураган” и “Град” по дальности стрельбы и мощности сильно уступают российскому “Торнадо” и американскому HIMARS. Они способны поражать цели на расстоянии не более 35-40 км. Тем не менее, это оружие тоже показывает высокую эффективность.
Как называется машина с ракетами
Вы здесь
Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск – отдельный род Сухопутных войск Российской Федерации, который предназначен для прикрытия войск и различных объектов от разрушительного действия средств воздушного нападения противника при ведении общевойсковыми объединениями и соединениями операций, совершении перегруппировок и расположений на месте.
Войска ПВО Сухопутных войск (Войсковая ПВО) и Воздушно-комические силы (ПВО территории страны, Объектовая ПВО) имеют отличия.
Войска ПВО СВ выполняют следующие задачи:
- Боевое дежурство по противовоздушной обороне.
- Разведка воздушного противника и своевременное оповещение прикрываемых войск.
- Совместная противоракетная оборона.
- Уничтожение средств воздушного нападения.
Структура войск ПВО
Структура противовоздушной обороны подразделяется на:
- Войсковая ПВО ВС, которая включает части ПВО СВ, ВДВ, береговые ВМФ.
- ПВО Воздушно-космических сил РФ, перекрывающих территорию с важными военными объектами (ПВО-ПРО – войска противоракетной и противовоздушной обороны).
Начиная с 1997 года, действует своя ПВО, образованная в Воздушных силах. В состав этих войск входит ПВО Сухопутных войск, задача которых заключается в обеспечении качественных прикрытий военных объектов и армейских соединений в местах расквартирования от ракетного нападения и воздушного противника, а также при перегруппировках и во время боев.
ПВО Сухопутных войск вооружены различными средствами противодействия врагу, которые способны поражать цели на разных высотах:
- больше 12 км (в стратосфере);
- до 12 км (больших);
- до 4 км (средних);
- до 1 км (малых);
- до 200 метров (предельно малых).
По дальности обстрела противовоздушное вооружение делится на:
- больше 100 км – дальнего действия;
- до 100 км – средней дальности;
- до 30 км – малой дальности;
- до 10 км – ближнего действия.
Постоянное совершенствование войск ПВО состоит в улучшении их мобильности, расширении возможностей обнаружения и сопровождения противника, сокращении времени перевода в боевое состояние, перекрытия секторов поражения для 100% уничтожения атакующих аппаратов.
В последние годы возросла вероятность нападения с использованием разных образцов вооруженных дронов (наличие на подвеске бомб, ракет и мин).
С 2015 года образованы Военно-космические силы РФ (ВКС), в состав которых входят самостоятельные войска ПВО-ПРО. Главная задача нового воинского образования заключается в противостоянии нападению противника в атмосфере и за ее пределами с целью перехвата атакующих разделяющихся боевых баллистических головок и маневренных крылатых ракет для обеспечения защиты важнейших пунктов в Московской области.
Краткая история войск ПВО РФ
Началом формирования подразделений войсковой ПВО выступил приказ генерала Алексеева – главнокомандующего штаба Верховного Главнокомандующего от 13 декабря 1915 года, которым было объявлено о формировании отдельных четырехорудийных легких батарей для стрельбы по воздушному флоту. Согласно приказу Минобороны РФ от 9 февраля 2007 года – 26 декабря является датой создания войсковой противовоздушной обороны.
В 1941 году система ПВО СССР разделили на ПВО территории страны и Войсковую.
В 1958 году в составе Сухопутных войск был создан отдельный вид войск – войска противовоздушной обороны Сухопутных войск.
В 1997 году сформировались войска войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ, в результате слияния войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, соединений, воинских частей и подразделений ПВО Береговых войск ВМФ, соединений и воских частей ПВО резерва Верховного Главнокомандующего.
26 декабря в Вооруженных Силах России отмечается день войсковой противовоздушной обороны.
Перечислим начальников Войск ПВО Сухопутных войск и ПВО ВС РФ
- начальник войск ПВО Сухопутных войск ВС РФ — генерал-полковник Духов Б. И. – 1991-2000 гг.;
- начальный Войсковой ПВО — генерал-полковник Данилкин В.Б. – 2000-2005 гг.;
- начальник Войсковой ПВО – генерал-полковник Фролов Н. А. – 2008-2010 гг.;
- начальник Войсковой ПВО генерал-майор Круш М. К. – 2008-2010 гг.;
- начальник войск ПВ Сухопутных войск ВС РФ – генерал-майор (с 2013 года генерал-лейтенант) Леонов А. П. – 2010 год и до настоящего времени.
Российская Федерация – единственная страна в мире, которая имеет эшелонированную, полномасштабную, комплексную систему воздушно-космической обороны. Технической основой ВКО выступают системы и комплексы противоракетной и противовоздушной обороны, предназначенные для решения самых разных задач: начиная от тактических и заканчивая оперативно-стратегическими. Технические показатели комплексов и систем ВКО обеспечивают надежное прикрытие войск, важных объектов промышленности, государственного управления, транспорта и энергетики.
По словам специалистов, зенитно-ракетные системы и комплексы – самые сложные военные машины. Помимо радио и лазерного оборудования, они оснащены специальными средствами, которые осуществляют воздушную разведку, слежение и наведение.
«Антей-2500» С-300
По мнению экспертов, это единственная мобильная зенитная ракетная система противовоздушной обороны во всем мире. Она способна перехватить даже баллистическую ракету, рассчитанную на среднюю и малую дальность. Помимо этого, целью «Антея» может стать даже самолет-невидимка Staelth. Система уничтожает объект с помощью 2 или 4 зенитных управляемых ракет 9М83. 3РС производится на концерне «Алмаз-Антей» для частей ПВО Египта, Венесуэлы и России. До 2015 года их производили для экспортирования и в Иран.
ЗРС С-300В
ЗРС С-300В – это войсковая самоходная зенитная ракетная система. Оборудована ракетами двух видов: ЗУР 9М82 и 9М83. Первые применяются для поражения баллистических «Першингов», авиационных ракет SRAM и далеко летящих самолетов. Вторые уничтожают воздушные аппараты и баллистические ракеты Р-17 «Ланс» и «Скад».
Автономная ЗРК «Тор»
Эта система получила свое название в честь скандинавского бога. Она были разработана для прикрытия техники, пехоты, зданий и важных промышленных объектов. По мнению экспертов, «Тор» способна защитить от высокоточного оружия, управляемой бомбы и беспилотных летательных аппаратов. Система считается автономной, так как может самостоятельно контролировать воздушное пространство, определять и сбивать воздушную цель.
ЗРК «Оса», МД-ПС, «Тунгуска» и «Сосна-РА»
Этот ЗРК достались Российской Федерации и другим странам СНГ в наследие от СССР. Основная цель «Осы»: вертолеты, самолеты, крылатые ракеты и беспилотники. В советское время ЗРК успешно использовался в 1960 гг. Защиту сухопутным войскам «Оса» обеспечивал в том случае, если летательный аппарат рассчитан на среднюю и малую высоту.
Отличительная черта зенитного ракетного комплекса МД-ПС состоит в возможности его скрытой работы. Для этой задачи ЗРК оснастили оптическими средствами, с помощью которых МД-ПС, применяя инфракрасное излучение, его обнаруживает и наводит ЗУР. Основное преимущество комплекса состоит в том, что благодаря круговому обзору, он способен одновременно выявить до пятидесяти целей. Затем из их числа выбираются несколько, которые самые опасные. Дальше происходит их уничтожение. При наводке орудия применяется принцип «выстрелил и забыл». Ракета оснащена самонаводящимися головками, которые самостоятельно могут видеть цель.
Зенитный пушечный ракетный комплекс «Тунгуска» осуществляет противовоздушную оборону в ближнем радиусе. Поскольку штурмовая авиация и вертолеты, преимущественно действуют на малых высотах, с ними успешно справляется «Тунгуска». Таким образом, в бою обеспечивается надежное прикрытие пехоты. К тому же, целью этого ЗРК может стать плавучая военная и легкобронированная сухопутная техника. Если нет тумана или снега, то стрелять «Тунгуска» может как в движении, так и с места. ЗРК оснащается ракетами 9М311. Для комплекса дополнительно предусмотрены зенитные автоматы 2А38, которые действуют под углом 85 градусов.
«Сосна-РА» — это легкое мобильное буксируемое зенитно-пушечный ракетный комплекс. Он уничтожает воздушные цели на высоте до трех тысяч метров. По сравнению с «Тунгуской», «Сосна-РА» оснащена гиперзвуковой ракетой 9М337, которой можно сбить объект противника на высоте 3,5 километра. Радиус действия варьируется от 1300 до 8000 метров. В результате того, что «Сосна-РА» имеет сравнительно небольшой вес, ее можно транспортировать на любой платформе. Российские военные чаще всего перевозят комплекс грузовиками Урал-4320 и КамАЗ-4310.
ЗРАК «Бук» и модификации
С 1970 года этим комплексом располагала еще советская армия. В настоящее время этот зенитный ракетный комплекс находится на вооружении России и значится в технической документации как 9К37 «Бук». В состав комплекса входят следующие компоненты:
- командный пункт 9с470;
- огневая установка 9А310;
- заряжающая установка 9А39;
- станция для обнаружения цели 9С18.
Части комплекса установлены на обычных гусеничных платформах, которые характеризуются высокой проходимостью. «Бук» стреляет зенитными ракетами 9М38. По мнению военных экспертов, с помощью такого ЗРК можно поразить воздушную цель на высоте до 18 км и расстоянии от системы до 25 км. При этом вероятность точного попадания – 0,6. После модернизации, создали новый ЗРК – «Бук-М1». Если сравнивать его с аналогом, то такой вариант имеет большую вероятность уничтожения и увеличенную зону. К тому же, в «Бук-М1» есть функция, которая позволяет распознавать летящий объект. Новая модель куда больше защищена от противорадиолокационных ракет. Основное предназначение ЗРК – сбивать вертолеты, самолеты, вражеские беспилотники и крылатые ракеты.
В 1980 гг. появился новый вариант – 9М317, стреляющий современными ракетами. Использование 9М317 требовало от инженеров внести доработки в конструкции комплекса. Ракета с меньшими крыльями и увеличенной дальностью при высоте 25 км. Основное преимущество 9М317 состоит в том, что ее взрыватель работает в 2 режимах. При контакте с ракетой или на определенном расстоянии от нее цель будет уничтожена. Самоходная огневая установка имеет новое оборудование, благодаря чему она обнаруживает 10 целей одновременно и может ликвидировать четыре из них, которые посчитает самыми опасными.
С целью полной замены устаревшей электроники современным цифровым оборудованием, военные инженеры разработали ЗРК «Бук-М3». Заменили и саму ракету. Теперь стрельба осуществляется современной 9М317М, которой присущи высокие характеристики. Несмотря на то, что о данном комплексе пока нет конкретной информации, эксперты предполагают, что из такого ЗРС можно сбить летящий объект на высоте больше 7000 метров с вероятностью попадания 0,96.
Последние системы ПВО России
Перехватить воздушную цель на большом расстоянии (от 200 километров) российские военные могут посредством зенитной ракетной системы С-400 «Триумф». Этот ЗРК поступил на вооружение в 2007 году. Комплекс был создан специально, чтобы обеспечить защиту в случае вероятного нападения как с космоса, так и с воздуха. Как утверждают специалисты, С-400 способен уничтожить цель на высоте не больше 30 тыс. метров.
В 2012 году на вооружение поступил новый зенитно-ракетный пушечный комплекс – ЗРПК «Панцирь С1». С помощью управляемых ракет и автоматических пушек, для которых предусмотрено радиокомандное наведение, радиолокационное и инфракрасное слежение, цель уничтожается, где бы ни находилась. ЗРПК имеет двенадцать ракет «земля-воздух» и две зенитные пушки.
Последней российской новинкой считается ЗРК «Сосна», который работает в ближнем радиусе. По словам экспертов, данный комплекс рассчитан на осколочно-стержневое и бронебойное воздействие. Ракеты могут уничтожать вражескую бронетехнику, корабли и укрепления. ЗРК эффективен в комплексе при борьбе с высокоточным оружием, беспилотниками и крылатыми ракетами. Для наведения применяют лазер: ракет летит на луч.
Распределение в России
В настоящее время структура ПВО РФ представлена 34 полками, зенитно-ракетными системами С-300, С-300ПС, С-400 и другими. Не так давно по две бригады из CD и ВВС преобразовались в полки и переделали в ПВО. Так, в состав этого войскового рода входят полки (38) и дивизионы (105).
По словам специалистов, распределение сил ПВО в России неравномерное. Самую надежную защиту имеет Москва. Вокруг этого города десять полков, располагающих С-300. Возле Москвы еще четыре дивизиона, на вооружении которых С-400.
Также хорошо прикрыт Санкт-Петербург – четыре полка с С-300 и С-400. Базы СФ в Мурманске, Полярном и Североморске охраняет три полка, ТОФ в районе Владивостока и Находки прикрывает два полка. Один полк охраняет Авачинский залив на Камчатке (база РПКСН). Балтайский Флот и Калининградская область с воздуха прикрывает смешанный полк, на вооружении у которого находятся системы С-300 и С-400. ПВО есть и в Крыму. С целью обеспечения более надежной защиты Черноморского Флота, командование решило усилить севастопольскую группировку противовоздушной обороны дополнительными комплексами С-300. ПВО России располагает и радиолокационными станциями, о которых более детально мы расскажем дальше.
РЛС П-15 и П-19
С помощью этих систем ПВО РФ выявляются низколетящие цели. Они состоят на вооружении с 1955 года. Этими РЛС комплектуют артиллерийские, радиотехнические и зенитные формирования, пункты управленческих и оперативных звеньев ПВО. Станция транспортируется с помощью одного автомобиля с прицепом. РЛС производят развертывания в течение десяти минут. Станция работает в когерентно-импульсном и амплитудном режимах.
Посредством РЛС П-19 осуществляют разведку на средних и малой высотах. Затем полученная информация передается в командный пункт. Эта РЛС представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, для перевозки которой используют два автомобиля. Первый используется для перевозки индикаторной, приемопередающей аппаратуры, средств для защиты от помех, тогда как второй – антенно-поворотного устройства и агрегатов, обеспечивающих электропитание системы.
РЛС П-18
С помощью этой модернизированной станции обнаруживают самолеты. Определяют их координаты, после чего выдают целью. По словам специалистов, в настоящий момент эксплуатационный ресурс таких систем ПВО РФ себя исчерпал. Чтобы продлить и улучшить тактико-технические характеристики, для модернизации применяют монтажный комплекс с ресурсом не меньше 20 лет и износом не больше 12 лет. Так, меняют устаревшую элементную базу П-18 современной, ламповое передающее устройство – твердотельным. К тому же, РЛС комплектуют системами с цифровыми процессами, обрабатывающими сигнал и подавляющими активные шумовые помехи. В результате многочисленных работ аппаратура в этой РЛС не столько объемная. Кроме того система стала надежнее, с улучшенными эксплуатационными и точностными характеристиками и более защищенная от помех.
РЛС П-40А
Представляет собой радиолокационный дальномер, который значится в техдокументации как «Броня» 1РЛ128. Эта система ПВО направлена на выполнение таких задач:
- выявление воздушной цели;
- антенны выводятся к цели автоматически и вычисляют к ней высоту;
- определяет азимут и наклонную дальность;
- вмонтированная программа «свой-чужой» определяет госпринадлежность объекта.
Комплексом оснащается радиотехнические соединения и формирования противо-воздушной обороны, зенитные артиллерийские и ракетные части. Конструкция «Брони» — антенно-фидерная. Местом расположения аппаратуры, комплектующих и наземного радиолокационного запросчика выступает самоходное гусеничное шасси 426У. Тут же предусмотрено место для двух газотурбинных агрегатов, которые обеспечивают питание системы.
«Небо-СВ»
Для выявления вражеской цели в воздушном пространстве применяют двухкоординатную РЛС, работающую в дежурном режиме. Система представлена подвижной когерентно-импульсной станцией. Транспортируется 4 транспортными средствами, а именно 3 автомобилями и 1 прицепом. На первой машине перевозится приемопередающая, индикаторная аппаратура и средства, которые осуществляют автоматический съем и передачу информации. Вторая машина предназначена для перевозки антенно-поворотного устройства, а третья для дизельной электростанции. На прицепе есть место для антенно-поворотного устройства НР3. К радиолокационной системе идут кабеля сопряжения и 2 выносные индикатора с круговым обзором.