С какой стороны руль у мерседеса
Перейти к содержимому

С какой стороны руль у мерседеса

  • автор:

Mercedes-Benz — 120 лет развития автомобильного руля

Летом 2020 года модернизированный E-Class получит новое, полностью цифровое поколение рулевого управления от Mercedes-Benz — сенсорное рулевое колесо. Читайте все подробности об истории создании руля Mercedes-Benz и его самой современной модификации.

История усовершенствования рулевого колеса Mercedes—Benz

Первый шаг на пути к современному рулевому колесу Mercedes-Benz был предпринят Daimler-Motoren-Gesellschaft 120 лет назад: переход от простого рулевого механизма к значительно более функциональному рулевому колесу.

Это привело к развитию современного высокотехнологичного командного центра, который позволяет водителю точно управлять и в то же время комфортно и безопасно управлять многочисленными системами комфорта и помощи.

Розробники та дизайнери працюють пліч о пліч, щоб удосконалити кожну деталь. Наприклад, кожен міліметр монтажної плати визначає, наскільки елегантно може бути розроблена поверхню.

«Дизайн рулевого колеса — это собственный мир, и это особая задача, которую часто недооценивают, — говорит Ханс-Петер Вундерлих, креативный директор по дизайну интерьера в Mercedes-Benz, который разрабатывает рулевые колеса около 20 лет.

«Помимо сиденья, рулевое колесо является единственным компонентом в автомобиле, с которым у нас интенсивный физический контакт. Кончики пальцев чувствуют мелочи, которые мы обычно не замечаем. Если неровности мешают или рулевое колесо не плотно прилегает к рукам, нам это не нравится. Это тактильное ощущение посылается в мозг в качестве обратной связи и определяет, нравится ли нам автомобиль». Таким образом, эмоциональная связь с автомобилем создается посредством осязания.

Первый автомобиль в мире, запатентованная модель Карла Бенца 1886 года, как и автомобиль, разработанный Готтлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в 1889 году — не имел рулевого колеса. Они были оснащены только простым рулевым рычагом, потому что в то время водители вагонов привыкли тянуть правую или левую поводья, чтобы направить лошадей в нужном направлении.

Рулевое колесо Mercedes-Benz прошлого века

Рулевое колесо Mercedes Benz прошлого века

Daimler представил первый руль в 1894 году

Daimler-представил первый руль в 1894 году

Daimler представил первый руль в 1894 году

Французский инженер Альфред Вашерон считается изобретателем рулевого колеса. Для первой в мире автомобильной гонки — от Парижа до Руана в июле 1894 года — он установил рулевое колесо вместо обычного руля в своем Panhard & Levassor, который работал на двигателе Daimler.

Он достиг своей цели — лучшего контроля — потому что движение передних колес могло быть распределено по нескольким поворотам рулевой колонки из нейтрального центрального положения до ее остановки. Это обеспечило более точное рулевое управление и, следовательно, более высокие скорости движения.

Mercedes Simplex с функциями управления двигателем

В 1900 году Daimler-Motoren-Gesellschaft также оснастил свой гоночный автомобиль Phoenix рулевым колесом. В этом случае рулевая колонка была наклонена, что значительно облегчило управление.

Тем не менее каждое рулевое движение требовало огромных усилий. В моделях Mercedes Simplex, выпущенных в 1902 году, на рулевом колесе были установлены дополнительные рычаги, которые должны были использоваться для регулирования основных функций двигателя, таких как время зажигания и контроль топлива.

1920—40—е годы: руль Mercedes—Benz с кольцом для клаксона

В то время как рычаги для ручной регулировки топливной смеси и зажигания постепенно исчезли благодаря дальнейшему развитию двигателей, дополнительная функция с первых дней автомобиля сохранилась до сегодняшнего дня — сигнальный гудок.

Простейшая форма связи Car-to-X началась с механического гудка, установленного на ободе рулевого колеса, за которым последовала кнопка клаксон-гудка.

В 1949 году он также принял функцию приведения в действие сигнала поворота или индикатора, которые не были распространены до середины 1950-х годов. Чтобы повернуть, его просто достаточно повернуть руль налево или направо.

Указатели поворота, которые кажутся странными с сегодняшней точки зрения, были заменены оранжево-желтыми мигающими огнями, которые включались поворотом руля через центральный блок управления.

Руль Mercedes—Benz с кольцом для клаксона

Mercedes—Benz 1950—е годы: установка гидроусилителя руля

В 1950-х годах рулевое колесо стало еще более центральным интерфейсом между автомобилем и водителем — в качестве центра управления для новых функций комфорта и большей безопасности.

В 1951 году Mercedes-Benz ввел переключение передач на рулевой колонке в 300 «Adenauer-Mercedes» (W 186) и в 220 (W 187), что стало повышением комфорта для водителя и переднего пассажира.

Так как в то время передние сиденья обычно состояли из сплошной скамьи, в которой могли разместиться до двух штурманов. До 1970-х годов рычаг переключения передач на рулевой колонке оставался широко распространенным методом управления коробкой передач. В Mercedes-Benz он вернулся в 2005 году с рычагом автоматического переключения DIRECT SELECT, который освободил центральную консоль для других целей.

Еще одна функция рулевого колеса была добавлена ​​в 1955 году с помощью рычага фары. Само рулевое управление, однако, часто утомляло, из-за большого радиуса. По этой причине Mercedes-Benz ввел гидроусилитель руля в 1958 году в кузове 300 седан.

Mercedes-Benz установка гидроусилителя руля

Mercedes Benz установка гидроусилителя руля

1960—е и 1970—е годы: дополнительные функции безопасности Mercedes—Benz

В 1959 году Mercedes-Benz произвел революцию в автомобилестроении, особенно в плане защиты от несчастных случаев, с «Fintail» (W 111). Этот седан был первым в мире автомобилем с интегрированной концепцией безопасности, состоящей из устойчивой пассажирской камеры.

Нового безопасного рулевого колеса с большой деформируемой перегородкой, снижающей риск получения травм в случае столкновения, и разделить рулевую колонку, которая была смещена назад.

Это позволило избежать так называемого эффекта копья. В более ранних автомобилях с жесткой рулевой колонкой серьезные травмы неоднократно возникали из-за того, что рулевая колонка при лобовом ударе толкала водителя.

Для дальнейшего повышения безопасности Mercedes-Benz представила запатентованную систему безопасности рулевого управления с телескопической рулевой колонкой и амортизатором, которая стала стандартом для всей линейки легковых автомобилей в 1967 году.

Кроме того, первый комбинированный рычаг дебютировал в 1959 году в «Fintail» и «Ponton». Следуя девизу «два в одном», он включал в себя функции индикатора и фары-мигалки.

В 1963 году руль был усовершенствован, чтобы включить функции стеклоочистителей и системы омывателей ветрового стекла. Стеклоочиститель был предварительно активирован с помощью рычажного переключателя в верхней части приборной панели.

Четырехспицевое безопасное рулевое колесо, появившееся с родстером 350 SL в 1971 году, обеспечило еще лучшую защиту от ударов благодаря широкой мягкой накладке с амортизатором удара. Спицы служили опорами для обода. В случае столкновения они поглощали силы и передавали их таким образом, чтобы обод рулевого колеса не мог сломаться.

Дополнительные функции безопасност Mercedes—Benz

Первый круиз—контроль и подушка безопасности Mercedes—Benz

Первый круиз контроль и подушка безопасности Mercedes—Benz

1975—й и 1981—й год: первый круиз—контроль и подушка безопасности Mercedes-Benz

В декабре 1975 года Mercedes-Benz 450 SEL 6.9 был одним из первых автомобилей, оснащенных системой круиз-контроля в стандартной комплектации. Первая в мире радиолокационная система дистанционного управления DISTRONIC, поддерживающая постоянное расстояние до впереди идущего автомобиля, впервые появилась в 1998 году, также в S-Class (серия 220).

Продолжение стремления к максимально возможной безопасности привело к еще одному решительному изменению конструкции рулевого колеса с 1981 года. Причиной этому стало введение первой подушки безопасности водителя в S-Class (126 серии).

За выступающей перегородкой была спрятана новая удерживающая система, которая предлагала стандарт безопасности, ранее никогда не достигнутый в случае столкновения. В ходе дальнейшей разработки, однако, можно было складывать подушку безопасности в вакуумной упаковке все меньше и меньше, и область применения дизайна снова стала больше.

В 1992 году подушка безопасности водителя стала стандартной комплектацией на всех моделях легковых автомобилей Mercedes-Benz. Подушка безопасности пассажира появилась в 1994 году.

1998: первый многофункциональный руль от Daimler

Еще одна техническая революция была осуществлена ​​многофункциональным рулевым колесом, которое было представлено в 1998 году вместе с системой COMAND (Cockpit Management and Data).

Это было не только множество функций транспортного средства, но также и продвижение новых устройств для информации, навигации и развлечений, которые требовали переосмысления работы транспортного средства и его концепции отображения.

Важной целью при разработке модельного ряда S-Class 220 было избавить водителя от дополнительной работы, чтобы он мог сосредоточиться на основных моментах: дорожной ситуации и опыте вождения. Благодаря новому стандартному многофункциональному рулевому колесу водитель мог управлять многими системами и одним нажатием большого пальца отображать важную информацию.

Впервые рулевое колесо было соединено с автомобильным радиоприемником, телефоном и дисплеем в центре комбинации приборов, на котором отображалось до восьми основных меню.

Mercedes—Benz первый многофункциональный руль від Daimler

2005: внедрение механизма переключения передач DIRECT SELECT

В 2005 году дебютировали новые модели M-Class и S-Class с обновленным оснащением: рычаг автоматического переключения переместился с центральной консоли на рулевую колонку.

Новое переключение передач DIRECT SELECT создало пространство между водителем и передним пассажиром и сделало управление еще более комфортным. Рабочие характеристики шести- и восьмицилиндровых двигателей теперь можно оптимально использовать в любой ситуации вождения. С 2008 года SL Roadster был доступен со спортивной трансмиссией 7G-TRONIC с рулевыми колесами.

Появление сенсорных кнопок на руле Mercedes—Benz

В 2016 году E-Class был первым автомобилем в мире, который получил оснащение сенсорных кнопок на руле. Они позволяют управлять всей информационно-развлекательной системой, проводя пальцем — без необходимости снимать руки с руля.

Как и поверхность смартфона, кнопки чувствительны к прикосновению и, следовательно, реагируют на горизонтальные и вертикальные движения пальца. Это позволяет водителю просто, логично и интуитивно управлять всеми функциями информационно-развлекательной системы. Нажатие сенсорных кнопок запускает функцию, выбранную жестами смахивания.

Появление сенсорных кнопок на руле Mercedes—Benz

Новое поколение сенсорного руля в седане E—Class

Новое поколение сенсорного руля в седане E Class

Новое поколение сенсорного руля в седане E—Class

Новое поколение сенсорных рулевых колес с детектором громкой связи теперь являются оборудование прогрессивного E-Class. Двухзонный сенсорный коврик расположен в ободе рулевого колеса. Кнопки сенсорного управления, встроенные в спицы рулевого колеса, теперь также работают сенсорно.

Это уменьшает механические рабочие поверхности до максимума. Как и в смартфоне, прикосновения регистрируются и оцениваются с помощью технологии сенсорного датчика, которая обеспечивает интуитивное управление с помощью жестов и нажатия универсальных символов.

Проложить маршрут в Mercedes-Benz Автоцентр на Кільцевій

Выберете удобный для Вас навигационный сервис и доберетесь в автосалон Mercedes-Benz Автоцентр на Кільцевій комфортным для Вас способом

С какой стороны руль у мерседеса

Измене­ние направления движения автомобиля осуществляется поворотом относитель­но его продольной оси управляемых ко­лес, которыми, как правило, являются передние колеса.

Вследствие поворота управляемых ко­лес вектор скорости каждого из них, па­раллельный продольной оси автомоби­ля, перестает совпадать с плоскостью вращения колес. В результате в контак­те колес с дорогой возникают боковые силы, перпендикулярные плоскости вра­щения колес. Эти боковые силы застав­ляют управляемые колеса и автомобиль в целом отклоняться от прямолинейно­го движения и совершать поворот.

Руле­вое управление обеспечивает необходи­мое направление движения автомобиля путем раздельного и согласованного по­ворота его управляемых колес. Сово­купность механизмов, служащих для по­ворота управляемых колес, называется рулевым управлением.

Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля. При неподвижной передней оси изменение направления движения автомобиля осуществляется поворотом передних управляемых колес.

Рулевое управление со­стоит из рулевого колеса, соединенного валом с рулевым механизмом, и руле­вого привода. Иногда в рулевое упра­вление включен усилитель.

Рулевым механизмом называют замедляющую передачу, преобразующую вращение вала рулевого колеса во вра­щение вала сошки. Этот механизм уве­личивает прикладываемое к рулевому колесу усилие водителя и облегчает его работу.

Рулевым приводом называют систему тяг и рычагов, осуществляющую в сово­купности с рулевым механизмом пово­рот автомобиля.

Для того чтобы при движении автомобиль совершил поворот без бокового скольжения колес, все они должны катиться по дугам разной длины, описанным из центра поворота “ О ” (рис.1). При этом передние управляемые колеса должны поворачиваться на разные углы. Внутреннее по отношению к центру поворота колесо должно поворачиваться на угол альфа-В, наружное — на меньший угол альфа-Н. Это обеспечивается соединением тяг и рычагов рулевого привода в форме трапеции. Основанием трапеции служит балка переднего моста автомобиля, боковыми сторонами являются левый и правый поворотные рычаги, а вершину трапеции образует поперечная тяга, которая соединяется с рычагами шарнирно. К рычагам жестко присоединены поворотные цапфы колес.

Рулевая колонка

Промежуточным звеном между рулевым колесом и механизмом является рулевая колонка, представленная рулевым валом. Часто он является шарнирным, что позволяет рациональнее использовать рулевое управление автомобиля и применять откидывающуюся кабину для грузовых автомобилей. Более того, шарнирный вал уменьшает травмоопасность колонки, уменьшая смещение рулевого колеса внутрь салона при аварии, не допуская сильного травмирования грудной клетки водителя.

Также в него могут быть встроены сминаемые элементы, складывающиеся при фронтальном ударе. А для защиты от угона может использоваться механическая или электрическая блокировка. Однако она не только защищает, но и порождает весьма неприятные неисправности рулевого управления. При окислении контактов в блоке elv возможно возникновение ложных сигналов блокировки. Самостоятельно производить замену не рекомендуется, поскольку происходит полная перепрошивка системы безопасности (даже для ключей, поэтому их надо будет принести с собой).

Рулевой механизм

От колонки усилие передается рулевому механизму (червячному, винтовому или реечному), который усилие увеличивает и передает приводу. Самый распространенный из них – реечный, т. к. большинство легковых автомобилей оборудовано именно им. Он состоит из:

1. Рулевой рейки.

3. Рулевого наконечника.

При вращении рулевого колеса усилие передается на шестерню, приводящую в действие рейку. Она, в свою очередь, поворачивается направо или налево, в зависимости от направления поворота рулевого колеса. При движении рейки поворачиваются и рулевые тяги и поворачивают колеса.

Реечный механизм отличает простота, надежность, жесткость и высокий КПД. В то же время он очень чувствителен к ударным нагрузкам от неровных поверхностей и склонен к вибрациям. Из-за вышеописанных особенностей подобная схема используется в основном на легковых автомобилях с передним приводом и независимой подвеской.

Существует и другая система рулевого управления, а именно – с червячным механизмом. Она состоит из глобоидного червяка (стержня с резьбой и переменным диаметром), соединенного с валом, и ролика. При вращении руля ролик обкатывает червяк, который вращает ведомую шестерню, приводящую в движение сошку. Она же, в свою очередь, перемещает рулевые тяги и с их помощью происходит поворот колес.

Червячный механизм намного сложнее реечного (и, естественно, дороже в производстве), наличие большого количества соединений требует периодической регулировки, однако он менее чувствителен к ударным нагрузкам и обеспечивает большие углы поворота управляемых колес. Как следствие, заметно возрастает маневренность. Он применяется на легковых автомобилях повышенной проходимости, автобусах и небольших грузовых автомобилях. Также червячные механизмы устанавливались на старых отечественных автомобилях (подобное рулевое управление «ВАЗ» использовал при создании модели «Жигули»).

И, наконец, последний вид рулевых механизмов – винтовой. В его конструкцию входят:

— винт на валу рулевого колеса;

— перемещающаяся по винту гайка;

— нарезанная на гайке зубчатая рейка;

— соединенный с гайкой зубчатый сектор;

Винт и гайка соединяются с помощью шариков, что ведет к заметно меньшему износу.

При повороте руля винт вращается, перемещая гайку, шарики начинают циркулировать, в то время как гайка (с помощью рейки) перемещает зубчатый сектор. Вследствие этого перемещается сошка, и, как вы уже успели догадаться, с помощью тяг осуществляется поворот колес.

Этот механизм рулевого управления устанавливается на тяжелые грузовые автомобили и машины представительского класса.

ДАТЧИК УГЛА ПОВОРОТА РУЛЕВОГО КОЛЕСА – ПРИЗНАК «УМНОГО» АВТОМОБИЛЯ

Одним из ярких примеров возложения на рулевое управление множества дополнительных функций является установка датчика угла поворота рулевого колеса. Для серийных автомашин практически всех именитых зарубежных марок, такой девайс стал очень необходимым. Ведь вращение руля связано с огромным количеством электронных устройств.

Устанавливается датчик в блоке подрулевого управления, иногда инсталлируется в рулевой механизм. Это устройство помогает получить информацию о направлении движения автомобиля, скорости вращения вала и так далее.

Сведения от датчика угла поворота, помогают в работе:

  • системе курсовой устойчивости;
  • круиз-контролю;
  • электрогидравлическому и электромеханическому усилителю руля;
  • активной подвеске;
  • активному рулевому управлению.

Конструкторами разработано множество совершенно разных по устройству и принципу работы, датчиков угла поворота рулевого колеса. Независимо от конструкции от этого устройства в значительной степени зависит комфорт и безопасность водителя и пассажиров.

Червячный тип рулевого механизма

Это самый древний тип рулевого управления. Система состоит из картера со встроенным винтом, получившим название «червяк». «Червяк» напрямую соединяется с рулевым валом. Помимо винта, в системе присутствует еще один вал с роликом-сектором. Вращение руля приводит к вращению «червяка» и последующему вращению ролика-сектора. К ролику-сектору присоединена рулевая сошка, связанная посредством шарнирного управления с системой тяг.

В результате работы этой системы тяг управляемые колеса поворачиваются, и автомобиль изменяет направление движения. Червячный тип рулевого механизма имеет ряд недостатков. Во-первых, это большая потеря энергии за счет большого трения внутри механизма. Во-вторых, отсутствует жесткая связь между колесами и рулем. В-третьих, для того, чтобы изменить направление движения, нужно обернуть руль несколько раз, что не только выглядит несовременно, но и не соответствует существующим в мире стандартам управления. В настоящее время устройства червячного типа используются только в российских УАЗах, ВАЗах с задним приводом и ГАЗах.

  1. рулевой механизм;
  2. уплотнитель;
  3. карданный шарнир;
  4. рулевой вал;
  5. труба рулевой колонки;
  6. контактное кольцо;
  7. гайка;
  8. рулевое колесо;
  9. подшипник;
  10. рулевая сошка;
  11. шарнир наконечника боковой тяги;
  12. поворотный рычаг;
  13. стяжной хомут;
  14. регулировочная трубка;
  15. шарнир тяги сошки;
  16. боковая тяга;
  17. шарнир боковой тяги;
  18. тяга сошки;
  19. наконечник рулевой тяги;
  20. шарнир маятникового рычага;
  21. маятниковый рычаг;
  22. кронштейн маятникового рычага;
  23. резьбовая заглушка;
  24. коническая пружина;
  25. опорная пята;
  26. проушина тяги;
  27. корпус шарнира;
  28. пластмассовая распорная втулка;
  29. резиновый уплотнитель шарнира боковой тяги;
  30. проушина поворотного рычага или тяги сошки;
  31. шаровой палец;
  32. гайка пальца шарнира;
  33. шплинт резьбовой заглушки;
  34. пластмассовый сухарь;
  35. резиновый уплотнитель шарнира тяги сошки;
  36. металлическая распорная втулка;
  37. палец маятникового рычага;
  38. гайка пальца маятникового рычага;
  39. втулка;
  40. резиновая защитная втулка;
  41. резиновая защитная втулка.

Винтовой механизм по-другому называют «винт-шариковая гайка». Разрабатывая эту систему, конструкторы заменили «червяка» специальным винтом с присоединенной к нему шариковой гайкой. На внешней стороне гайки располагаются зубья, которые и входят в контакт с таким же, как и в предыдущей системе, роликом-сектором.

Для того чтобы уменьшить трение, разработчики предложили разместить между роликом-сектором и гайкой шариковые каналы. Благодаря такому решению удалось значительно уменьшить трение, увеличить отдачу и облегчить управление. Однако наличие все той же сложной системы тяг, большие размеры и неудобная форма винтового механизма привели к тому, что винтовая система была признана также неприспособленной к современным условиям. Однако некоторые известные автопроизводители до сих пор используют механизм «винт-шариковая гайка» при изготовлении машин с продольным двигателем. Подобные механизмы имеют автомобили Nissan Patrol, Mitsubishi Pajero и другие.

«Слабые звенья» рулевого управления

Как и любой другой механизм, рулевое управление время от времени ломается. Опытный водитель прислушивается к своему автомобилю и может определить наличие той или иной неисправности по характерным звукам.

Например, стуки или увеличение люфта рулевого колеса могут свидетельствовать о том, что в рулевом механизме ослаблено крепление картера, кронштейна маятникового рычага или рулевой сошки. Также это может быть признаком того, что шарниры рулевых тяг, передающая пара или втулка маятникового рычага пришли в негодность. Эти неисправности можно устранить при помощи нехитрых манипуляций: замены износившихся деталей, регулировки зацеплений или креплений.

В том случае, если при вращении руля ощущается чрезмерное сопротивление, можно говорить о том, что нарушилось соотношение углов установки передних колес или зацепление передающей пары. Также руль может туго двигаться при отсутствии смазки в картере. Следует устранить данные недостатки: долить смазку, сбалансировать углы установки, отрегулировать зацепление.

Измерение и регулировка люфта

Под рулевым люфтом имеется в виду расстояние, преодолеваемое рулем «свободно» (т. е. без отклика системы – поворачивания колес). Обычно для его измерения используется специальный прибор – люфтометр, но можно это сделать и с помощью обычного штангенциркуля.

1. Установите машину на ровную и не скользкую площадку.

2. Выставляем колеса так, как будто машина движется по прямой

3. Поворачиваем руль до тех пор, пока колеса не начнут двигаться.

4. Делаем на рулевом колесе пометку (мелом, изолентой и т. д.)

5. Затем вращаем в другую сторону и делаем еще одну пометку

6. Измеряем расстояние между метками штангенциркулем

Для каждого автомобиля существует свое предельное значение люфта, при превышении которого следует провести немедленную регулировку, иначе вскоре вас ждет ремонт рулевого управления.

Настройка производится с помощью винтов усиления шарниров карданчиков, которые находятся в рулевом валу.

Какой руль машины удобнее: правый или левый?

Вопрос о том, с какой стороны должен быть руль в автомобиле, справедливо регулируется правилами дорожного движения. Если в России вы обязаны двигаться по правой полосе, то и руль, исходя из соображений элементарной логики, должен находиться слева, дабы обеспечить водителю наибольший обзор. Такие нормы распространены очень широко по всему миру. Но есть страны, как Великобритания и Япония, где вы должны занимать левую полосу, и, соответственно, ваше место в машине будет справа. Как же быть с японским и британским импортом автомобилей в нашей стране, если он не вписывается в общую картину дорожного движения?

Сторона движения
В большинстве стран мира, в том числе России, правила предписывают движение по правой стороне дороги. Это сложилось исторически под влиянием многих факторов. В других странах, особенно среди тех, на которых очень сильно влияла Великобритания в период колониального расцвета, автомобили движутся по левой стороне. В связи с этим и различается место водителя в машинах. Это не прихоть государственной власти, это разумный подход к вопросу: как ни крути, при правостороннем движении обзор лучше, если руль машины находится слева, и наоборот.

Почему возникла проблема?
С развитием общества экономики разных стран постепенно интегрируются. На российском рынке уже прочно закрепились автомобили с левым рулем, особенно японские. Прежде всего, это машины известных марок, как «Toyota», «Honda», «Nissan». Их популярность в нашей стране объясняется высоким качеством японской техники: даже двадцатилетние ветераны из Страны восходящего солнца выглядят весьма достойно при правильной эксплуатации, и это при сравнительно невысокой цене. Эти мировые бренды занимают достаточно высокие позиции в рейтинге лучших, и это вполне заслужено.

Уместен ли правый руль в России?
Многие автолюбители, проездившие всю жизнь на машинах с левым рулем, авторитетно заявляют (и спасибо, если они хоть раз пробовали проехать на японской машине): с правой стороны ничего не видно на встречной полосе. Действительно, это доказано многими проверками: видимость ограничена. Но поклонники левого руля явно преувеличивают, поскольку обзора достаточно, чтобы быть полноценным участником дорожного движения. А если поездить пару месяцев и привыкнуть – вообще красота!

Сложнее дело обстоит дело, когда приходится обгонять длиннющую фуру на высокой скорости, но и с этим можно справиться, главное – быть внимательным и не рисковать лишний раз. В таких случаях любители японских авто советуют держать дистанцию и проявить терпение – возможность обогнать довольно скоро представится. Так что, кто бы что ни говорил, правый руль машины очень даже удобен и не создает особых проблем, большую роль тут играет привычка.

Плюсы и минусы японских гостей
Помимо того, возможно ли вообще использовать автомобили с правым рулем в России, я хотел бы выделить их достоинства и недостатки, чтобы помочь тем, кто еще не выбрал свою сторону в машине.

Плюсы:
1. Водителю проще выходить из машины, если он паркуется у края проезжей части с видом на чистый тротуар.

2. Если вы столкнулись с встречным автомобилем, высока вероятность того, что удар придется на левую часть – проще пережить несчастье.

3. Имея обзор с правой стороны, вы имеете ряд преимуществ над остальными в определенных ситуациях (например, видите издалека инспекторов ГИБДД).

4. Цены на такие машины на порядок ниже из-за стереотипов о неудобствах правого руля.

Минусы:
1. Затруднен обгон с выездом на встречную полосу, особенно если нужно обойти фуру.

2. Осложнена связь с внешним миром на проездных пунктах (вроде платных парковок со шлагбаумом).

3. Пассажирам слева неудобно выходить из машины, если вы припарковались возле тротуара.

Правый или левый руль?

Стоит ли запретить правый руль в России?
Придя к выводу о том, что при движении на автомобиле с правым водительским сидением не создается дополнительных опасных ситуаций, нельзя говорить о запрете таких машин в нашей стране. Зачем? Это несет никакого вреда обществу, о чем свидетельствует статистика и водительский опыт. Правый руль имеет ряд достоинств и недостатков по сравнению с левым, как и все, что можно сравнить с противоположностью. Разумеется, эта статья не станет финишем в вечных спорах о том, какое место занимать выгоднее. Это дело привычки и вкуса каждого автолюбителя, так что не стоит спорить на эту тему.

Почему у современных авто руль круглый и каким он будет завтра?

Кажется, что самоходная машина и руль всю историю неразлучны, как компьютер и клавиатура или обувь и шнурки. Но на самом деле первые автомобили были без привычного нам рулевого колеса, хотя руль был разработан еще до изобретения бензина. Да и сегодня мы стоим на пороге серьезных изменений в устройстве баранки, за которую держимся каждый день. Почему руль имеет круглую форму? Когда он исчезнет из наших машин навсегда? Как маркетологи навязали нам идею, что скошенный внизу руль — это «спортивно» и «дорого»? Как вы уже поняли, сегодня говорим о рулях.

Как поворачивал первый автомобиль?

Для начала нужно прояснить, когда вообще появился автомобиль, ставший прародителем тех транспортных средств, на которых мы передвигаемся сегодня? Люди начали экспериментировать с бензиновыми двигателями и примитивными повозками еще в 1870-х. Это были построенные в домашних условиях кареты, способные проехать несколько метров без лошади. Но концепция самоходных машин появилась еще в начале XIX века. Тогда думали, что такие транспортные средства будут способны передвигаться в пространстве за счет популярных в то время паровых установок.

К паровым автомобилям мы вернемся через несколько минут, а сейчас определимся с возникновением первой более-менее серьезной бензиновой машины, которая имела потенциал серийного производства. Исторически первой такой моделью считается Benz Patent-Motorwagen, разработанный Карлом Бенцем.

Этот автомобиль был запатентован в 1885 году, а впервые поехал в 1886-м. За семь лет производства было построено 25 таких машин. Пожалуй, именно с этой модели стартует история всего мирового автопрома. Это технологическое чудо было способно перевозить двух людей на небольшой скорости — мощность бензинового двигателя составляла менее 1 «лошадки». При всех технических новшествах того времени можно заметить, что Benz Patent-Motorwagen не имеет привычного нам рулевого колеса.

Карл Бенц, как и остальные первопроходцы в автомобилестроении, занимался изобретением машины, а не колеса или руля. Его главной идеей было заставить ДВС вращать колеса. Благо колесо уже было давно изобретено. Ну а чтобы вся эта конструкция могла ехать не только прямо, Бенц использовал проверенное временем устройство с другого средства передвижения — парусного судна. Эта рукоятка, напоминающая ручную кофемолку, — не что иное, как румпель. Только в отличие от парусников вращает он здесь не баллер, а переднее колесо. Вот вам и первый в истории автомобильный руль. Восьмерку с таким быстро не пройдешь.

А как повернуть сразу два колеса?

Главным недостатком румпельной схемы руля было то, что этот рычаг мог поворачивать только одно колесо. А 3-колесные автомобили славятся своей неустойчивостью, и даже 0,75 л. с. было достаточно, чтобы войти в поворот слишком быстро и опрокинуться. По мере увеличения скоростей самоходных тележек инженерам требовалось новое решение для изменения траектории движения транспортных средств.

Если первый бензиновый автомобиль принято присваивать Карлу Бенцу, то с первым рулевым колесом все не так просто. И здесь мы вынуждены снова вернуться к паровым машинам. Как уже было сказано, проекты таких устройств появились еще в начале 1800-х, то есть до изобретения бензина. Но лишь спустя 75 лет, в 1875-м, француз Амеди Болле построил рабочий вариант тележки, передвигающейся по земле за счет силы пара. Это был настоящий стим-панк! Причем паровая машина, получившая название La ’Mancelle, была 4-колесной и имела рулевое колесо и даже рулевую рейку.

Так почему же руль круглый?

Все ранние проекты паровых машин были оснащены рулевым колесом, которое, к слову, тоже было взято из мореходства — за круглую форму спасибо штурвалу больших кораблей. Все дело в том, что автомобили, приводимые в движение силовой установкой, работающей на пару, были очень тяжелыми и требовали наличия нескольких операторов для полноценной работы. Например, La ’Mancelle весил почти три тонны. Он бы не смог передвигаться на трех колесах.

Получается, проект руля с рейкой и управлением двумя передними колесами появился раньше, чем первый автомобиль. Но как мы знаем, паровые двигатели безвозвратно ушли в историю, поэтому автоэкспертам пришлось рыться в архивах, чтобы найти проект первой ДВС-машины с нормальным рулем. Автор этого проекта — Джордж Селдон, который запатентовал компактную (т. е. не паровую) 4-колесную машину с наличием руля.

Любопытно, что Селдон не был инженером или даже изобретателем. Он был юристом. Почуяв серьезные изменения в способах передвижения людей, в 1879 году американец запатентовал так называемый дорожный двигатель, который имел привычный нам орган управления — круглый руль перед водительским креслом. Юрист называл это устройство «пятым колесом».

Система поворота колес в запатентованном проекте Селдона была по-прежнему румпельной, и отсюда следовал самый главный недостаток — седельно-сцепное устройство имело ненаклоняемый руль. Система управления передними колесами с наклоненной баранкой пришла в наш мир из автоспорта.

За гидроусилитель спасибо военным

Появившийся на бензиновых машинах руль со ступицей и рейкой на протяжении ХХ века существенно дорабатывался. Изначально рули имели металлическую основу и деревянную отделку. В первые десятилетия прошлого века баранки были напрямую соединены с осью колеса и их было чрезвычайно трудно повернуть, особенно на малых скоростях или в неподвижном состоянии.

В конце XIX — начале XX веков была мода на патенты, поэтому неудивительно, что усилитель руля был запатентован почти сразу же после патента на рулевое колесо. Но путь от патента к производству порой такой же долгий, как от слова к делу. Первую рабочую схему усилителя представил американский инженер по имени Фрэнсис Дэвис. Он хотел упростить систему управления грузовиками, подсмотрев схожую схему на кораблях. В 1926 году Дэвис подписал контракт с Cadillac и собирался представить первую легковую машину, в которой «руль сможет повернуть даже ребенок». Но экономический кризис, вызванный Великой депрессией, привел к расторжению контракта в 1934 году.

Триггером к возрождению гидроусилителя стала Вторая мировая война. Военным нужны были легкоуправляемые боевые автомобили, и в 1940 году они начали устанавливать новые рулевые системы на бронированных грузовиках Chevrolet для британской армии. За годы войны около 10 тысяч машин получили усилители, а когда на планете настал долгожданный мир, это устройство перешло и на гражданские автомобили. Сначала усилители были гидравлическими, потом стали электрическими.

Дополнительные функции рулевого колеса

Первые 60 лет ХХ века рулевое колесо использовалось только для того, чтобы поворачивать. Ну еще кто-то догадался установить на баранке кнопку клаксона, чтобы окружающие слышали, когда водитель в состоянии ярости бьет кулаком по центру невинного устройства. Дерево постепенно уступило место пластику. Это было связано как с дешевизной производства, так и с безопасностью — деревянные рули наносили намного более серьезные травмы в ДТП. После войны американские автопроизводители начали обшивать ободы кожей, обеспечивая лучшее сцепление с ладонью водителя.

В 1960-х в США начали экспериментировать с такой опцией, как круиз-контроль, и блок управления данной системой решили разместить как раз на руле. В самой колонке позже разместили подушку безопасности. По мере развития систем, устанавливающихся в машины, ступицы основного органа управления наполнялись различными клавишами. Позже на рулях появились органы управления аудиосистемой, бортовым компьютером, мобильным телефоном, голосовым управлением. Это тот этап, на котором мы находимся сейчас.

А что будет дальше?

Сегодня основным элементом управления опциями в автомобилях становятся сенсорные поверхности. Производители не стесняются заменять абсолютно все «шайбы» и клавиши на виртуальные, размещая на передней панели по три-четыре экрана. На рулях серийных машин уже встречаются сенсорные блоки управления. Например, мультимедийная система Mercedes MBUX включает в себя два таких элемента под большие пальцы рук.

В этом году на рынок выйдет модель Haval X Dog — первый в мире серийный автомобиль с экраном на руле. Это было ожидаемо — раз уж наружные зеркала заменили дисплеями, то зачем пустовать такому элементу, как центральная часть рулевого колеса? В общем, нет сомнений, что в ближайшие годы основным трендом будет появление экранов на поворотном элементе, за который мы держимся руками. Кстати, любители Citroen должны помнить, что не всегда центральная часть руля — поворотная.

Что не так со скошенными рулями?

Еще один тренд — это изменение формы руля. Более века данный элемент был в виде круга и всех все устраивало. Действительно, нет более подходящей формы для того, чтобы водитель мог комфортно и безопасно управлять машиной. Маркетологи пытаются навязать нам, что скошенная баранка — это признак спортивности, успеха и благосостояния. Но на самом деле скос в нижней части руля и спорт имеют столько же общего, сколько картофельный блин со штангой в тренажерном зале.

Откуда же появилась мода на скошенные рули? Дело в том, что на некоторых гоночных машинах действительно используются не круглые, а скорее квадратные (или прямоугольные) рулевые элементы. Чего стоят только рули болидов «Формулы-1». Такую форму они получили для экономии места в салоне. К тому же в таких дисциплинах пилоту, как правило, не нужно делать перехват — он может проехать всю трассу без отрыва рук от руля.

Единственный толк от скошенной баранки на Volkswagen Polo Sedan — это удобство размещения пивного пуза водителя. Ну и гордость маркетологов, что «втюхали» очередную бессмысленную вещь своим клиентам. В данном вопросе наиболее честны ребята из BMW. Вы обращали внимание, что на любом «баварце» M-серии руль идеальной круглой формы? Все потому, что это лучшая форма баранки для быстрых маневров на гоночном треке, когда нужно делать перехваты руками.

Когда руль уйдет в историю?

Как показывает тенденция, круглую форму рулевого колеса вскоре постигнет участь паровых машин. Вы видели, что вместо руля у новых Tesla? Это уже больше похоже на штурвал. Похожую баранку собираются поставить на Toyota bZ4X. То есть имеем первые звоночки автономных транспортных средств. Со временем рули станут все менее и менее важным органом в салоне, а однажды вообще превратятся в рудимент.

Концерн Volkswagen Group, как и другие крупные производители, активно работает над интерьером автомобиля либо с выдвижным рулем, либо вообще без данного элемента. И действительно, если машины будут ездить без участия человека, зачем нужна баранка? Кто знает, возможно, мы с вами доживем до момента, когда легковые автомобили с рулевым колесом вовсе будут под запретом. Ну а пока этого не произошло, пусть в ваших руках во время движения будет руль, а не смартфон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *