На ГАЗе торжественно открылось производство модели Mercedes Sprinter позапрошлого поколения
Петр Грибачев
Барабанщики, лазерное шоу, громкие речи: на ГАЗе торжественно открылось долгожданное производство модели Mercedes Sprinter. Правда, при этом скромно умалчивается, что сам Sprinter (он получил приставку Classic) — уже позапрошлого поколения, снятого с производства в Германии еще в 2006 году. Но главное не в этом. А в чем?
«Л ицом» для «новой-старой» модели выбрали сурового Федора Емельяненко — чемпиона России по боям без правил. Мол, Sprinter Classic такой же мускулистый и выносливый. И предназначен для боев без правил? Впрочем, мерседесовцы не первыми начали «бои» на рынке фургонов и микроавтобусов.
Для импортеров легких коммерческих автомобилей в России настают тяжелые времена: по инициативе группы Sollers (которая, напомним, выпускает Fоrd Transit в Елабуге) введены драконовские антидемпинговые пошлины. Официальный повод — якобы занижение цены импортерами, и больше всего пострадали как раз «немцы» — Mercedes и Volkswagen: для них суммарная таможенная пошлина теперь равна 40% от стоимости машин! Понятно, что это сделано с одной целью — отсечь конкурентов. Пока импортеры сдерживают цены, но…
Мерседесовцам повезло: они заранее подготовили «запасной парашют» в виде производственной площадки на ГАЗе. При этом речь изначально шла не об отверточной сборке, а о производстве по полному циклу: сварке, окраске, сборке. Потому-то обе стороны и вложили в производство впечатляющие 190 млн евро. Для сравнения: сам ГАЗ потратил на создание Газели Next пять миллиардов рублей (это около 125 млн евро).
Оборудование для сварки доставили с завода в Аргентине («наш» Sprinter в последние годы выпускался именно там), а вот немецкий окрасочный комплекс Eisenmann (в нем будут красить и Газель Next) был куплен «с нуля» за 50 млн евро. Лучших сотрудников свозили на стажировку — опять же в Германию и Аргентину.
«Спринтерский» конвейер мы видели еще весной, когда стартовал выпуск Газели Next: линия начинается в цеху, смежном с основным сборочным корпусом ГАЗа, и продолжается в основном же корпусе. Так что Спринтеры сходят с линии бок о бок с Газелями, Соболями и «газонами». Первое, что бросается в глаза, — непривычная для наших заводов чистота. Чтобы почувствовать контраст, достаточно повернуть голову и взглянуть туда, где собирают Газели. Там тоже чисто, но на мерседесовской линии — почти стерильно!
Все комплектующие доставляются на линию «точно в срок» на электрокарах (снова бросаем взгляд на лежащие в разных углах цеха рамы, мосты и рессоры для Газелей). Над постами сборки — «светофоры качества»: любой рабочий, обнаружив брак, может включить желтый (если проблема незначительная) или красный (если проблема требует немедленного устранения) — и на пост тут же прибудут сотрудники отдела качества.
Цена ГАЗель NEXT
Стоимость ГАЗель NEXT начинается с отметки в 860 000 рублей. Это цена за базовую версию автомобиля с платформой «Шасси». На другие модели цена выше и в среднем составляет от 900 000 до 1 200 000 рублей.
На данной страниц мы собрали для вас рекомендованные цены на все модели ГАЗель NEXT. Если вы хотите купить ГАЗель Некст, то вы можете найти официального дилера ГАЗ в вашем городе, сделать это можно на нашем сайте на странице официальные дилеры ГАЗ. У дилера вы сможете узнать точную цену на автомобиль в выбранной комплектации.
ГАЗель NN в реальной жизни: все плюсы и минусы
Турбодизель мощностью 140 л.с., шестиступенчатая механическая коробка и дисковые тормоза на всех колесах. Подрессоренное сиденье, жесткость которого можно настраивать под вес водителя. Полностью светодиодные фары. И это не новый Mercedes Sprinter, а наша родная ГАЗель NN.
Как всё это работает и работает ли? Мы взяли цельнометаллический фургон вместимостью 13 кубометров, который приобрел наш знакомый и уже эксплуатирует, что называется и в хвост, и в гриву.
Задумка и исполнение
Никогда еще не было так удобно за рулем ГАЗели! У водительского кресла множество регулировок, да еще и подвеска есть – словно в дорогом европейском фургоне.
Откидной подлокотник на пассажирском диванчике включает парочку подстаканников, нишу для ручки и резинку для удержания планшета с документами. Дверные карты стали шире, чтобы было куда положить локоть. В потолочной консоли разместили очечник, на потолке есть рукоятка для среднего пассажира. А USB-выходов не счесть!
Но пообвыкнув, понимаешь, что это все-таки ГАЗель.
- USB-порты почему-то не могут работать одновременно.
- Об ручку на потолке легко приложиться головой.
- Двойная крышка сверху панели, которая одновременно служит держателем смартфона, постоянно перекашивается.
Есть и более серьезные просчеты.
- Модный ключ-карта срабатывает через раз. А если вдали от дома – не откроет машину?
- Блок ЭРА-ГЛОНАСС даже в закрытом автомобиле создает утечку тока: после нескольких дней стоянки высосет весь аккумулятор – не заведешь!
НОВАЯ КП: ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ
Одним из самых главных событий ГАЗели NN стала новая шестиступенчатая механическая коробка. Конечно, ГАЗели Next дополнительной ступени не хватало на трассе. Но главной бедой был максимальный крутящий момент, который могла переварить старая механика: всего 330 Н·м, что мало для коммерческой техники. Неудивительно, что коробка стала настоящим расходником для владельцев Некста.
Новая коробка может выдержать 450 Н·м, и ее можно ставить и на технику крупнее, вроде Валдая. Приятно, что это собственная разработка, и собирается коробка у нас. Для производства были закуплены станки с программным управлением и токарно-шлифовальный станок Emag.
Первая ступень заметно короче, чем в «пятиступке» (5,1 вместо 3,8). Привод механизма переключения тросовый. Датчики скорости, положения нейтральной и задней передач поставляет калужское предприятие «Автоэлектроника». Единственная сложность в синхронизаторах – они немецкие, производства фирмы Hoerbirger.
Заявленный ресурс коробки передач – 300 тысяч км. Трансмиссионное масло класса GL4 вязкостью 75W‑90 нужно менять каждые 50 тысяч км.
Передаточные числа
Передача I / II / III / IV / V / VI / З. Х.
5,07 / 2,78 / 1,59 / 1,00 / 0,81 / 0,64 / 4,38
Как едет?
Китайский Cummins объемом 2,8 литра немного перекалибровали. Новая коробка может переварить больше крутящего момента, поэтому двигатель душить уже не надо.
До 1500 оборотов тяга еще не ахти, но потом двигатель ISF просыпается под задорный свист турбины. Если держать стрелку в диапазоне от 1500 до 3000 об/мин, проблем с динамикой нет. И расход топлива в пределах разумного – около 12 литров на трассе и 15–16 в городе. Турбина BV45 фирмы BorgWarner, которая ставилась на дизели рамных Ниссанов Pathfinder и Navara, должна ходить долго.
Малину слегка портит механизм переключения новой «шестиступки». Можно было бы всё списать на низкое качество обработки шестерен и синхронизаторов. Но несколько знакомых владельцев NN отрегулировали привод на своих машинах и переключения стали четкими. Значит, на заводе или вовсе не регулируют, или допускают невероятный разброс сборочного качества.
Тормоза хваткие: все механизмы дисковые. Нужны ли грузовичку задние дисковые? Вопрос, безусловно, спорный. Но с ними проще реализовать работу современной системы стабилизации.
ГАЗель NN даже без груза мягко идет по разбитой дороге и не проявляет козления на кочках и «лежачих полицейских». Остатки приходящих в кабину толчков и вибраций съедает подрессоренное сиденье.
Удивила шумоизоляция. Даже на скорости под 100 км/ч голос я не повышал – можно спокойно общаться с пассажиром. Главный источник шума – пластик интерьера. Передняя панель, отделка дверей и вся обивка заселены сверчками.
Воспитательную работу с работниками конвейера нужно провести еще из-за пары недокрученных болтов. Один на центральном откидном подлокотнике, а второй – на одной из ручек внутри грузового отсека. Ребята, так нельзя.
Претензии
Все Газели NN оснащены бесключевым доступом. Двигатель запускается с кнопки. Никакого жала для ручного открытия дверей внутри ключ-карты нет. Оно просто туда не влезает – просчитались с размерами корпуса! Так что в комплекте идет дополнительный традиционный ключ.
В плате есть слабое место, которое периодически нужно подпаивать. На помощь дилеров рассчитывать не стоит – качество их работы очень сильно разнится. Владелец тестовой ГАЗели несколько раз был отфутболен одним из официальных дилеров ГАЗа в Подмосковье.
С ремонтом ключа ему отказали, ибо он самостоятельно менял севшую батарею. А значит, сам всё сломал. На вопрос, как же не менять батарею, ведь иначе машина не заводится и не открывается, ответили – нужно было ехать с ключом к нам и менять батарейку у дилера!
Отказ был получен и по претензии к тугому переключению передач:
– Передачи включаются хорошо, просто вы не умеете правильно переключаться. Нужно привыкнуть.
Финальный аккорд был связан с отказом предпускового подогревателя. У дилера провели «диагностику» и заключили – блок работает, так как дисплей горит. А то, что подогреватель ничего не греет и на этом самом дисплее высвечивается конкретная индикация неисправности, неважно. После этого не удивляешься, что большинство частных владельцев ГАЗелей стараются обслуживать их самостоятельно.
Нас спасет ГАЗ?
Похоже, что третье поколение ГАЗели может повторить судьбу самой первой машины и стать единоличной кормилицей завода, города и большей части страны.
Недостатки, в основном, связаны с качеством сборки и огромным количеством новой электроники. Это неизбежно, ведь многие функции, вроде бесключевого доступа, появились на наших автомобилях впервые. Хочется верить, что все проблемы завод решит.
В России показали замену Газели и Ford. 7 главных вопросов к Sollers
Продажи легких коммерческих автомобилей под брендом Sollers стартовали в России. Своей продукцией марка планирует обойти «Газель», которая лидирует в данном сегменте без малого 30 лет, и занять минимум 40% рынка. Разбираемся, что это за машины и сможет ли отечественный бренд закрыть потребности рынка.
Sollers работал с иностранными брендами — что теперь?
Sollers — российская компания, существующая с 2000 года. Ей принадлежит UAZ, а также ряд других заводов, где до недавнего времени производились иномарки. В частности, именно Sollers выпускал в России грузовики Isuzu, фургоны и микроавтобусы Fiat Ducato, а в последние годы занимал второе место в сегменте с моделью Ford Transit. Все эти иностранные марки в 2022 году покинули российский рынок, а Sollers остался. И теперь организовал сборку машин под собственным брендом: легкого компактного грузовика Argo и более крупного фургона Atlant.
Какие новые автомобили появились у Sollers?
Моделей две. Первая, Sollers Argo, создавалась с прицелом на Москву, где на грузовики с грузоподъемностью выше одной тонны наложены многочисленные ограничения. Фактически, она должна занять нишу, где некогда лидирующие позиции занимал Hyundai Porter. Конструктивно новинка действительно похоже на Porter. Тут бескапотная компоновка, короткая база, обеспечивающая минимальный радиус разворота, рама, передняя независимая торсионная подвеска и мост на рессорах сзади. Это типичная конструкция для азиатских грузовичков такого типа, начиная, например, с Mitsubishi Delica D3.
Особенностью Argo являются спаренные колеса сзади. Вместе с обещанной усиленной рамой и довольно массивными рессорами возникает ощущение, что конструкторы знали: в России такие машины набивают по принципу «сколько влезло», а не «сколько весит». Вмещает автомобиль девять кубометров груза, а это вполне может быть более одной тонны.
Еще одна особенность: размер задних колес меньше, чем у передних. Это сделано с целью снижения погрузочной высоты, что хорошо, если вы грузите «с пола», но имеет по меньшей мере два недостатка. Во-первых, водителю придется возить сразу две запаски, и они входят в заводскую комплектацию. А во-вторых, грузчики, которым придется загружать и разгружать Argo с грузового вагона, фуры или стандартного складского пандуса, скажут о низкой машине немало непечатных слов.
Для Argo пока предлагается два мотора: двухлитровый бензиновый на 147 л.с. и 130-сильный двухлитровый дизель. В перспективе появится полностью электрическая версия, и не исключено, что бензиновый импортный мотор попробуют заменить отечественным, благо Sollers делает такие для УАЗов.
Вторая модель называется Atlant, и это прямой конкурент «Газели Next». Внешне он безошибочно напоминает Mercedes Sprinter, но поговаривают, что габариты у новинки несколько отличаются и, скажем, кузовные детали от «Спринтера» не подойдут «Атланту» и наоборот.
Моторов тут пока два. Оба дизельные: 1,9 на 139 л.с. и 2,7 на 150. Последний потребуется заправлять не только соляркой, но и мочевиной. Младшие дизели обходятся без этого.
Atlant может быть бортовым грузовиком, фургоном, спецтехникой и микроавтобусом. Его полная масса варьируется от 2,5 до 4,2 тонн, так что некоторым модификациям понадобятся водители с грузовой категорией C. Или с категорией D для управления автобусом с максимальной вместимостью 15 пассажиров.
Сколько стоят автомобили?
Sollers планирует позиционировать свою продукцию дороже аналогов от «Группы ГАЗ», но дешевле иномарок, включая, к примеру, китайские JAC. Так, Argo будет дороже, чем «Газель Бизнес», но дешевле, чем «Газель Next», и стоит от 2,559 млн руб. Atlant дороже: начальная версия стоит от 2 904 000 руб., а в случае c топовой пассажирской версией цена превышает 3,5 млн руб.
Также в компании заверили, что их машины будут дешевле таких же автомобилей JAC, которые собирают, например, в соседней Белоруссии. Кроме того, ставка делается на низкую стоимость владения. Так, по расчетам Sollers один километр на Argo будет обходиться в 14,88 руб., а на Atlas в 16,91 руб., что в Sollers считают лучшим показателем на рынке. Есть, правда, один нюанс. Существенную долю расходов составляет потеря стоимости машины в процессе эксплуатации. Например, мы можем подсчитать, сколько от первоначальной цены теряет та же «Газель» после пяти лет на дороге: просто сравним стоимость новой и подержанной машины. Подержанных автомобилей Sollers в природе пока не существует, и сколько они будут стоить в 2027 году можно лишь гадать. А потому и 16,91 руб. за километр пробега — цифра очень приблизительная.
Это собранные модели китайской компании JAC с другим шильдиком?
И да, и нет. Пока автомобили производят по принципу крупноузловой сборки. Однако в Sollers уверяют, что приобрели у китайских партнеров права на интеллектуальную собственность. Следовательно, теперь российская компания может свободно выпускать автомобили под собственным именем и без согласования вносить в их конструкцию любые изменения. С маленькой поправкой: продавать их можно будет только на территории России.
Пока таких изменений немного: собственно, новые эмблемы. Но задача стоит в том, чтобы в ближайшие годы довести степень локализации минимум до 70% и стремиться к 100%, а также предложить покупателям уникальные модификации, которых у китайских аналогов просто нет. Более того, уже планируется глобальная модернизация автомобилей, граничащая с постройкой их новых поколений.
Что именно планируют локализовать в России?
Почти все ключевые автокомпоненты и работы в этом направлении уже идут. От совместного предприятия с Ford у Sollers остался завод в Особой экономической зоне «Алабуга», который заточен как раз под легкие коммерческие автомобили, рядом существует штамповочное производство, а также завод двигателей. Все это, как рассказали во время презентации представители компании, потребует работ по некоторому переоборудованию предприятий. Но этот процесс уже запущен. Например, председатель совета директоров компании Адиль Ширинов примчался на презентацию прямо с переговоров касательно локализации двигателей.
По словам представителей Sollers, кузова, начиная со штамповки, сварки и окраски станут российскими. Для двигателей существует возможность делать блоки цилиндров, головки блоков, коленвалы. Сложнее обстоит дело с навесным оборудованием, системой впрыска, управляющей электроникой. Эти задачи сейчас в компании также обдумывают, как и переход на отечественные коробки передач.
Появятся и исключительно российские комплектации и модификации. Во-первых, появится Argo с двухрядной кабиной и четырьмя дверьми. В теории кузов можно и вовсе превратить в компактный минивэн, но это чуть более отдаленная перспектива.
Во-вторых, к концу 2024 года обещают полноприводную версию «Атланта». Причем привод передних колес в Sollers обещают сообразить сами, ссылаясь на опыт разработки полноприводного Fiat Ducato. С последним, правда, помогли французы, а тут придется изобретать передачу крутящего момента к передним колесам самостоятельно. Но обещают обойтись без заимствований с УАЗа.
В-третьих, пассажирский Atlant удлинят. 15 мест для маршрутки — маловато будет. И новый, удлиненный кузов также разработают в России, в Китае таких нет.
Отечественный автопром 28 ноября 2022 На замену Ford и Mazda: в России появился новый автобренд «Соллерс»
Новости 26 ноября 2022 «Соллерс» начнет собирать кроссоверы на замену моделей Mazda CX5 и CX9
Моторы тоже локализуют?
В России планируют локализовать дизельные моторы объемом 2,0 и 2,7, после чего от остальных откажутся. Сейчас для JAC их поставляет расположенный в Китае завод одного из крупных партнеров, которого в компании предпочитают не называть.
Какие перспективы у Sollers?
В 2021 году Ford Transit стал второй по популярности машиной в сегменте, уступив лишь «Газели». И Sollers осталась в наследство не только завод по производству «Транзитов», но и дилерская сеть: сейчас это 54 автосалона в 38 городах, сервисные центры, логистические цепочки по распространению запчастей. Автомобили планируют продавать в кредит, лизинг и отдавать их по подписке. В компании намекнули, что ждут помощи со стороны государства — это может быть как программы льготного кредитования, так и госзакупки: с учетом такой поддержки Sollers планируют продавать по 50 тысяч машин в год.