Mercedes ML W163 (1997-2005) – пески времени
Немецкий кроссовер Мерседес М-класса вышел на автомобильный рынок в 1997 году. ML был разработан специально для североамериканского континента. Сборка автомобиля производилась там же: на заводах концерна Daimler-Chrysler в штате Алабама. На протяжении всего производства Mercedes-Benz ML первого поколения постоянно подвергался доработкам. В конечном итоге МЛ получил более 1100 изменений. В 2002 году был проведен рестайлинг вседорожника, в результате которого были изменены бампера, фары, интерьер, а боковые зеркала получили повторители указателей поворота. В 2005 году W163 уступил место следующему поколению — W164.
Двигатели
Первые MB ML комплектовались бензиновыми и дизельными двигателями. Бензиновые: рабочим объемом 2,3 л мощностью 150 л.с., 3,2 л — 218 л.с. и 4,3 л -272 л.с. Дизельный агрегат 2,7 CDI 163 л.с. устанавливался в процессе всего производства модели. В 2000 году из списка доступных был исключен скромный бензиновый атмосферник 2,3 л, а в 2001 году флагманский 4,3 л уступил место более мощному 5,0 л / 292 л.с.. Позже, в 2003 году та же участь настигла и самый массовый бензиновый двигатель емкостью 3,2 л, который был заменен более сильным 3,7 л / 235 л.с. В 2002 году дизельную линейку разбавил 4-литровый CDI мощностью 250 л.с. Заряженная версия ML 55 AMG оснащалась агрегатом рабочим объемом 5,5 л мощностью 347 л.с.
Из всего набора двигателей самым надежным и неприхотливым оказался 4-цилиндровый бензиновый атмосферник 111.977 — ML 230. Но и остальные моторы показали себя неплохо. Даже при больших пробегах — более 300-400 тыс. км — не возникает острой необходимости в капитальном ремонте.
Для всех моторов характерны общие возможные неисправности. Так после 100-150 тыс. км многие владельцы отмечают увеличение расхода масла, а к 200-250 тыс. км «аппетит» может составить до полулитра на 1000 км. Это свидетельствует о «старении» маслосъемных колпачков. Комплект новых колпачков обойдется в 1 тыс. рублей, а работа по их замене в официальных сервисах потребует около 60 тыс. рублей, в обычных – около 20 тыс. рублей. Но некоторые автомеханики готовы проделать эту процедуру за 10-12 тыс. рублей.
Иногда при больших пробегах появляются небольшие утечки масла через корпус масляного фильтра/теплообменника и из-под крышки клапанов. Реже встречаются «травящие» сальники коленвала.
Привод ГРМ на всех агрегатах цепного типа. К 200 тыс. км бензиновые двигатели зачастую начинают хандрить: становится нестабильной работа на режимах холостого хода, появляется «дизеление», падает тяга. Причина такого поведения – износ цепи. Стоимость нового комплекта ГРМ с натяжителем около 8-10 тыс. рублей, а работ по замене – около 10-15 тыс. рублей. К 300 тыс. км вдобавок изнашиваются звездочки распредвалов — по 3 тыс. рублей за штуку.
Бензиновые моторы оснащены вентилятором системы охлаждения с вязкостной муфтой сцепления, ресурс которой не более 150-200 тыс. км. Стоимость новой муфты около 2-3 тыс. рублей. Флагманские 5,0 и 5,5 л и дизельные моторы оснащены электрическим вентилятором системы охлаждения.
Практически все двигатели оборудованы дополнительным электрическим насосом циркуляции охлаждающей жидкости. Его ресурс около 60-100 тыс. км. Выход из строя помпы обусловлен износом щеток, коллектора и подшипников. Стоимость новой оригинальной помпы около 8-10 тыс. рублей, аналог существенно дешевле – около 2 тыс. рублей.
Треснувший расширительный бачек или крышка бачка, не удерживающая заданное давление в системе, могут стать причиной утечки антифриза и снижения температуры его кипения, что в свою очередь приводит к перегреву двигателя. Стоимость нового бачка вместе с крышкой – около 2 тыс. рублей, сама крышка доступна за 1000 рублей.
При больших пробегах, более 150-200 тыс. км, нередко требует замены клапан системы рециркуляции отработавших газов EGR. Данной системой оснащены все двигатели, за исключением бензинового 2,3 л и дизельного 4,0 CDI.
В статью расходов при пробеге более 150 тыс. км попадает и датчик массового расхода воздуха. Стоимость нового оригинала около 14-15 тыс. рублей, аналог дешевле – около 6-7 тыс. рублей. А при пробеге более 150-200 тыс. км потребует замены и датчик положения коленчатого вала.
Бензонасосы так же не обладают огромным ресурсом. Как правило, к его замене надо готовиться после 100 тыс. км. Оригинал стоит около 18-20 тыс. рублей, аналог – около 5 тыс. рублей. Причиной «остановки» насосов могут стать отгнившие провода фишки контактов в арке заднего левого колеса. Приходиться сталкиваться и с выходом из строя датчика уровня топлива.
В системе выпуска для очистки отработавших газов используется 4 катализатора, за исключением бензинового 2,3 л и дизельного 2,7 л. Ресурс катализаторов около 200-250 тыс. км. Стоимость нового оригинального катализатора около 70 тыс. рублей, аналога – около 30 тыс. рублей. Для замены достаточно 2-х — установленных перед 2-ым кислородным датчиком. Более бюджетный вариант: установка пламегасителей и программное отключение второго кислородного датчика. Стоимость подобной процедуры около 15-20 тыс. рублей. На моделях из США перед катализатором дополнительно установлен насос продувки, который может со временем засвистеть. Смазка моторчика помогает не всегда. Стоимость нового насоса около 35 тыс. рублей за оригинал и 12 тыс. рублей – за аналог. Б/у можно найти на разборке за 2-3 тыс. рублей.
Дизельный 2,7 CDI не склонен к масложору, но имеет ахиллесову пяту – пластиковые заслонки впускного коллектора. Подсказать о возможной неисправности может появление масла у впускного коллектора. Но достоверно определить выход из строя заслонок, пока они сами не упадут в цилиндры нельзя. Последствия такого падения печальны – замена головки блока цилиндров. Заслонки меняются вместе с впускным коллектором в сборе. Стоимость коллектора около 15 тыс. рублей, за замену необходимо отдать еще около 10-15 тыс. рублей.
Турбодизель 4,0 CDI (ОМ628) считается сложным и специфичным, со своим набором рабочих агрегатов. Он имеет необычный угол развала (72 градуса) и алюминиевый блок с мокрыми гильзами. Данный мотор капризен и требователен к качеству топлива, а так же склонен к перегреву. Порой терпят неудачу форсунки и турбокомпрессоры. Цепь ГРМ может растянуться после 200 000 км. Затраты на ремонт окажутся высокими или очень высокими.
Трансмиссия
Все двигатели Мерседес Бенц МЛ первого поколения могли сочетаться с 5-ти ступенчатой автоматической коробкой передач. Причем с 1.09.1999 года «автомат» получил функцию Tip-Tronic, т.е. возможность ручного выбора передач с помощью селектора АКПП. «Механикой» могли оборудоваться модели ML230 (5 МКПП) и ML270CDI (6 МКПП). Комплектации с МКПП встречаются редко, но коробки зарекомендовали себя надежными и неприхотливыми. С «автоматом» дела обстоят несколько иначе.
АКПП первых лет выпуска 1998-1999 года считаются менее надежными. После модернизации инженерам удалось решить часть проблем. Со временем на всех «автоматах» начинают «сопливить» шланги системы охлаждения масла. Для замены необходимо два шланга по 3-7 тыс. рублей. Так же нередко подтекает разъем коробки: около 300-500 рублей. Подтекающий разъем приводит к попаданию масла в модуль управления трансмиссией ТСМ, после чего коробка начинает «чудить». Чаще удается отделаться тщательной промывкой блока.
При частых уходах автоматической коробки в аварийный режим, толчках и несвоевременных переключениях необходима «дефектовка» и промывка электрогидравлического блока. Стоимость нового гидроблока около 30 тыс. рублей. Стоимость переборки около 30-40 тыс. рублей, а комплектующих для замены еще около 10-15 тыс. рублей.
Нередко нарушается нормальная работоспособность коробки после длительных «буксований». Сбои в раздаточной коробке так же влияют на правильную работу АКПП. Раздаточные коробки первых лет 1998-199 года выпуска шли с «подклинивающим» блоком управления. Позже блок модернизировали.
Другие уязвимые места «раздатки»: планетарный редуктор и цепной привод. Проблемы с ними возникают после 200-300 тыс. км. Стоимость новой «планетарки» около 25-30 тыс. рублей, а цепи – 10-20 тыс. рублей. После переборки «раздатка» отхаживает до следующего ремонта не менее 100-150 тыс. км.
Со временем отказывает сервомотор переключения режимов раздаточный коробки, в результате не включается или не выключается пониженная передача LowRange. Иногда оживить сервомотор можно после его прочистки. Стоимость нового моторчика около 10 тыс. рублей.
Промежуточная опора карданного вала (подвесной подшипник) – расходный материал с ресурсом около 50-100 тыс. км. Стоимость оригинального подвесного около 7-8 тыс. рублей, аналога – около 1,5 тыс. рублей. Если резиновая часть узла цела, то можно обойтись заменой самого подшипника за 400-600 рублей.
Ходовая
Амортизаторы ходят около 100-150 тыс. км. Первыми в передних стойках умирают втулки, из-за чего срезает крепежный болт. Данный дефект характерен для подвески дорестайлингового МЛ, после подвеску доработали и разгрузили узел крепления. Стоимость передней оригинальной амортизационной стойки около 8-9 тыс. рублей, задней — 20 тыс. рублей. При пробеге более 200-250 тыс. км встречаются случаи разрушения витков пружин задней подвески.
Шаровые опоры служат около 100-120 тыс. км. Стоимость новой шаровой около 2-2,5 тыс. рублей. Столько же отхаживают и рычаги. Стоимость нового рычага около 5-10 тыс. рублей, а восстановленного около 2-3 тыс. рублей. Отреставрированные рычаги ходят не менее 50-70 тыс. км.
Втулки стабилизатора живут недолго — около 20-30 тыс. км. Нередко они сдаются из-за износа посадочных мест на самом стабилизаторе — при пробеге более 150-200 тыс. км. Комплект новых втулок стабилизатора обойдется в 1 тыс. рублей, а сам стабилизатор около 10 тыс. рублей.
Ступичные подшипники прослужат более 200 тыс. км. Стоимость ступицы в сборе около 3-5 тыс. рублей. Рулевые тяги ходят более 50-80 тыс. км, стоимость новой около 1 тыс. рублей.
Ошибки ABS, ETS и BRAKE зачастую высвечиваются по нескольким причинам: отказ выключателя стоп-сигналов («лягушки») или перетирания жгута датчиков ABS. Отказ лягушки на дорестайлинговом ML потребует около 600 рублей, для замены выключателя, расположенного под педалью. После рестайлинга выключатель перенесли в вакуумный усилитель тормозов, который считается неразборным. Стоимость ВУТ на авторазборе около 30-35 тыс. рублей.
ABS с ESP могут перестать функционировать из-за отказа моторчика гидромодулятора ABS. Причина: износ щеток электромотора. Стоимость нового блока в сборе около 60-90 тыс. рублей, б/у – 10-15 тыс. рублей. Электромотор легко оживить, заменив щетки.
Нередко встречается подтекание рулевой рейки. Новая рейка потянет на 50-80 тыс. рублей, восстановленная — на 10- 15 тыс. рублей, столько же стоит работа по ее восстановлению. Стоимость ремкомплекта около 2 тыс. рублей. Подтекать может и уплотнительное кольцо бачка ГУР. К тому же, необслуживаемая сеточка в бачке ГУР со временем забивается, что приводит к появлению излишнего давления в системе, которое увеличивает нагрузку на сальники и подшипники рулевой рейки. Возникают проблемы и с насосом ГУР, который начинает гудеть, а усилия на руле возрастают. Стоимость нового насоса около 3-5 тыс. рублей. Рекомендуемая жидкость ГУР в морозы сильно густеет, что часто приводит к срыву шланга усилителя.
Другие проблемы и неисправности
Родное ЛКП устойчиво к агрессивному воздействию внешней среды. Если автомобиль не был поврежден в ДТП, то следов коррозии не обнаруживается даже на первых экземплярах. Некоторые владельцы Мерседес МЛ 2001 — 2002 года отмечают появление вздутий под нижними уплотнителями стекол дверей. На дорестайлинговых ML нередко лопается накладка задней стойки кузова, а на рестайлинговых облазит ее покрытие. Стоимость новой накладки около 5 тыс. рублей.
Стеклоочистители перестают функционировать из-за закисания трапеции или отказа электромотора. Стоимость нового оригинального моторчика около 10 тыс. рублей, аналога — около 3-5 тыс. рублей.
Боковые зеркала рестайлинговых Mercedes ML часто становятся добычей «воришек». Зеркала на дорестайлинговых моделях крепятся изнутри. После рестайлинга они стали крепиться тремя саморезами со стороны улицы, доступ к которым открывается в сложенном состоянии. Стоимость нового оригинального зеркала около 20-22 тыс. рублей, аналога — 13-14 тыс. рублей, а б/у на рынке – около 7 тыс. рублей.
Из-за износа роликов в ограничителях дверей при проезде неровностей в салоне слышны стуки. Пластик салона иногда начинает скрипеть. Источником дребезга часто становятся шторка багажника и заднее правое сиденье.
Зачастую отламывается крепление боковых пластиковых накладок подушек передних кресел. Нередко лопается и сама накладка. Стоимость новой около 2-3 тыс. рублей. На зрелых экземплярах часто отказывают подогревы сидений. Со стоек лобовых стекол порой отклеивается обивка. Перетяжка стойки обойдется в 2-3 тыс. рублей.
Люфт педали газа – распространенное явление. Стоимость новой педали около 800-1000 рублей. Кнопки блока управления стеклоподъемниками на рестайлинговой версии часто ломаются. Стоимость нового блока около 4-6 тыс. рублей.
Проблемы с правильным функционированием климатической установки вызваны износом приводов воздушных заслонок (около 1000 рублей). Реже причина в «глюке» самого блока управления климатом: лечится сбрасыванием клеммы с аккумулятора. Так же встречается отгорание дорожек, подающих питание на приводы. Восстановить проводимость помогает перепайка дорожек.
Блок общей активности ААМ доставляет немало хлопот владельцам Мерседес МЛ, чаще всего в сырую погоду. По его вине начинают «шалить» внешние световые приборы, возникают проблемы с запуском, и «слетают» ключи. Причина отказа ААМ нарушение контактов на плате, которые можно восстановить с помощью паяльника. Слететь ключи могут и из-за подсаженной аккумуляторной батареи. Модулю иммобилайзера просто не хватает питания для опроса.
Ток зарядки с генератора пропадает из-за износа щеточного узла и регулятора напряжения. Генератор легко вводится в строй после переборки.
Стоит ли покупать?
Мерседес МЛ первого поколения в эксплуатации сложный автомобиль и требует определенного количества денежных средств для решения технических «неожиданностей». Для правильного диагностирования неисправностей необходимо использовать только специализированное оборудование Mercedes Star Diagnosis, как правило, встречающееся только в дилерских центрах. Кроме того, в связи с тем, что конструкция автомобиля претерпела более тысячи изменений, подбор запчастей необходимо осуществлять, используя оригинальный VIN номер. И все же «старичок» ML потребует немало средств и внимания, поэтому вряд ли он станет удачным приобретением.