Владельцем российского завода Volkswagen становится «Авилон». Сделка уже завершается
Компания Volkswagen завершает сделку по продаже автозавода в Калуге дилеру «Авилон», о чём заявил вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Основные параметры сделки уже утверждены, её реализация завершается.
Правительственная комиссия уже прошла. Соответственно, утверждены параметры и завершается реализация сделки между „Авилоном“ и Volkswagen. Дальше идёт работа по индустриальным партнёрам, с которым „Авилон“ будет организовывать производство.
Денис Мантуров
Производство на заводе Volkswagen в Калуге не ведётся с начала марта 2022 года. Ранее на этой площадке выпускались кроссоверы Volkswagen Tiguan, седаны и лифтбэки Volkswagen Polo и лифтбэки Skoda Rapid.
В марте этого года Volkswagen заявил, что компания рассматривает вариант продажи своих активов в России, однако окончательное решение ещё не принято.
Сегодня стало известно, что Mercedes-Benz продал все российские активы «Автодому», который обещает скоро рассказать о дальнейшей судьбе завода.
Volkswagen не уйдет из России полностью. Что будет с заводом
Российский офис германской компании Volkswagen заявил о возможной продаже активов предприятия в Калуге: предприятие не работает с марта 2022 года, все сотрудники получают 2/3 от оклада.
«Мы постоянно следим за ситуацией и рассматриваем различные сценарии дальнейшего развития событий. Один из возможных вариантов — это продажа активов «Фольксваген Груп Рус» третьей стороне. Тем не менее никакого решения по этому поводу не принято», — сообщили Autonews.ru в пресс-службе предприятия.
Как рассказал Autonews.ru близкий к заводу источник, предприятие рассматривает предложения от 10-12 потенциальных инвесторов из разных стран. Ранее издание «Коммерсант» сообщало, что покупкой завода немецкого автоконцерна заинтересовались АФК «Система» и компания из Казахстана Allur, которая в том числе специализируется выпуском автомобилей, при этом у компании есть акционеры из Китая, связанных с выпуском Volkswagen в КНР. Однако, как заявил источник, желающих заключить сделку с VW гораздо больше. При этом, по его словам, Volkswagen не намерен полностью уходить из России и продавать все активы: по информации Autonews.ru, бренд хочет сохранить долю в предприятии. Более того, условия, на которых компания предлагает заключить сделку потенциальным инвесторам, предполагают возможность обратного выкупа активов.
«Volkswagen продает только долю в своем предприятии, то есть полностью от активов в России компания не откажется: бренд будет одним из собственников, — сказал источник. — В свое время в России была компания ЗАО Ford Motor Company, а потом она стала Ford Sollers — вот и с Volkswagen сделку планируют провести по такому же принципу. Сейчас на сделку претендуют около 10-12 компаний. Volkswagen уже давно пытался продать долю, но раньше было только две-четыре заинтересованных компании. Потом VW поменял условия и количество желающих возросло. Приходили потенциальные партнеры из Казахстана, Китая, Австрии, но с ними договориться не получилось», — отметил источник.
Представитель профсоюза «Единство» при заводе Volkswagen Дмитрий Толченников подтвердил, что рабочим известно о поиске покупателей, но подробностей он не знает. «На данный момент просчитываются различные сценарии продажи и соответственно возобновления производства. Какой-то конкретики на данный момент нет, слухами оперировать не буду», — сказал он.
Новости 9 декабря 2022 Мощности завода Nissan перешли АвтоВАЗу
В свою очередь источник Autonews.ru указал на сложности, с которыми придется столкнуться будущему покупателю. Так, по словам источника, за время практически годового простоя Volkswagen накопил значительные долги перед поставщиками. Кроме того, новый инвестор должен будет взять ответственность и выплаты трудовому коллективу.
«По моему мнению, все это время VW пытался найти выход, чтобы не попасть под угрозу санкций. Потому как сложности с поставками комплектующих, которыми объясняли простой, можно было бы решить. Найти локальных поставщиков в России или наладить цепочки поставок из Китая. Например, одной из причин простоя называли проблемы с «мозгами» — электронными блоками управления на автомобили. Но раньше они приходили в Калугу из Китая и вообще никаких перебоев не было. Сейчас это решение позволит снять «дамоклов меч» в виде потенциальных санкций, и с предприятием будут работать те люди и компании, которые либо уже под санкциями, либо их не боятся», — считает источник.
Как предполагает источник, Volkswagen скоро объявит о сделке, после которой на предприятии начнут выпускать автомобили другого бренда — скорее всего, из Китая. Однако скорого запуска конвейера источник не ожидает. «Вряд ли можно будет быстро наладит производство. Пока завезут комплектующие, пока все настроят, так сразу конвейер не разгонишь. Однако такая сделка все-таки позволит начать производство. И для рабочих это будет отличным решением. Не думаю, что придет какой-то сложный для производства бренд и придется долго переучиваться. «Москвич» ведь собирает китайские модели, там на переучивание много времени тратить не пришлось», — отметил источник.
Что ждет Volkswagen в России
Участие в сделке компании AllurGroup открывает возможность для возобновления сборки автомобилей Volkswagen в Калуге. По данным на 2020 год, основным акционером AllurGroup, которому принадлежит 51% акций, является C&J Ned Auto B.V. За этой фирмой в свою очередь стоит China National Machinery Import & Export Co., Ltd и Anhui Jiangqi Investment Co., Ltd. В китайской прессе при этом владельцем AllurGroup называют Anhui Jiangqi Group, структуры, стоящей за производством автомобилей марки JAC. В мае 2020 года было объявлено, что Volkswagen покупает 50% акций JAC, а в декабре того же года стало известно, что сделка закрыта. При этом у местных СМИ упоминалось, что Volkswagen напрямую становится владельцем 50% Anhui Jiangqi Holding.
Оставшиеся 50% остаются в государственной собственности провинции Аньхой, судя по всему, все через ту же Anhui Jiangqi Group.
Какие автомобили Volkswagen могут перезапустить в Калуге
У Volkswagen есть три партнера в Китае. Это JAC, а также FAW и SAIC. На первый взгляд именно JAC кажется наименее удобным партнером для возобновления производства в Калуге. Дело в том, что сотрудничество с JAC ведется исключительно в области электромобилей. Именно поэтому сделку 2020 года китайские власти и разрешили.
Согласно принятой в Китае промышленной политике, иностранный концерн может выпускать в КНР свои автомобили только в рамках СП, где у него будет максимум 49%. Исключения делаются только для выпуска электрических машин. Именно благодаря этому в 2020 году Volkswagen увеличил свою долю в СП с JAC с 49 до 75% и купил 50% JAC. Вышеупомянутое СП с тех пор было переименовано в Volkswagen Anhui и в ближайшее время должно начать выпуск электромобилей на новом заводе.
При этом то же СП Volkswagen-FAW под маркой Jetta выпускает в Китае машины, очень похожие на Volkswagen Polo, который производились как раз в Калуге. Однако в этом СП у Volkswagen лишь 49% акций и гораздо меньше контроля, чем в случае с JAC.
При этом источники «Коммерсанта» предполагают, что JAС как партнер и совладелец казахской AllurGroup в какой-то мере выступит посредником при поставке в Россию машинокомплектов бензиновых моделей Volkswagen, которые сам он не производит.
Рабочие ждут запуск завода
В настоящее время на предприятии в Калуге зарегистрировано около 4,2 тыс. сотрудников, включая офисный персонал и рабочих. Все они с весны 2022 года находятся в простое, официальных объявлений о запуске каких-либо программ по сокращению персонала не было. Кроме того, в феврале 2023 года сотрудники получили бонус за 2023 год — около 17 тыс. руб.
В России работал и еще один завод Volkswagen — СП с Группой ГАЗ в Нижнем Новгороде. Оно официально закрыто, сотрудникам выплатили по шесть окладов, после чего их сократили.
Какие автомобили будут собирать на заводе Volkswagen в Калуге после продажи «Авилону»?
Параметры сделки закрыты для общественности, но за последние пару месяцев калужский завод Volkswagen не раз попадал в новости — в основном из-за иска к нему от группы ГАЗ и ареста активов. Есть предположение, что теперь в Калуге будут собирать автомобили Chery
Завод Volkswagen Group Rus в Калуге. Архивное фото. Фото: Станислав Красильников/ТАСС —>
Правительство одобрило продажу завода Volkswagen в Калуге. Актив будет продан холдингу «Авилон», пишут «Ведомости». Предположительно, на мощностях Volkswagen могут начать сборку китайских автомобилей Chery. Подробности не раскрываются, но экспертам уже точно есть, о чем поговорить.
Сделка еще не состоялась, но о ней уже можно говорить как о знаковой и очень непростой. Ни суммы, ни условия широкой общественности неизвестны. Но известна история, предшествовавшая решению правительственной комиссии. Ранее в качестве основных претендентов на завод VW в Калуге называли «Авилон» и АФК «Система». Но месяц назад Арбитражный суд Нижегородской области арестовал имущество Volkswagen в России по иску группы ГАЗ. Российская компания указывала на досрочное расторжение соглашения о контрактной сборке немецких машин на площадке группы в Нижнем. И арест был наложен в качестве обеспечительной меры. Но, как писали «Ведомости», иск был подан с целью остановить процесс продажи калужского завода. По данным источников газеты, на актив помимо «Авилона» и АФК мог претендовать австрийский бизнесмен Зигфрид Вольф. В 2010-2020 годах он возглавлял совет директоров группы ГАЗ.
А пару недель назад в немецком журнале Der Spiegel появилась новость о том, что Вольф, являясь членом набсовета Porsche, в январе якобы написал письмо президенту России Владимиру Путину, предложив использовать мощности компании Volkswagen для возобновления производства автомобилей Skoda с изменением их внешнего вида под дизайн ретромоделей «Волга» и «Победа».
Эта публикация серьезных последствий не имела, а вот арест на имущество Volkswagen в России по иску ГАЗ в начале апреля был снят. И вот теперь сообщается, что в Калуге вместо Volkswagen, Audi и Skoda могут начать собирать автомобили Chery. Но возникает вопрос — почему тогда в качестве покупателя называется «Авилон»? Почему Chery не могла сама купить калужский завод? Мнение руководителя проекта «АвтоАвто.ру» Константина Абдуллаева:
Константин Абдуллаев руководитель проекта «АвтоАвто.ру» «В том же самом Китае невозможно купить Volkswagen, невозможно напрямую купить завод, то есть это только в содружестве с китайскими партнерами. Здесь та же самая модель, чтобы обезопасить внутренний рынок, обезопасить внутренних игроков и оставить какие-либо гарантии государству. Есть наш крупный российский игрок, с которым коммуницирует китайская сторона».
То есть хотите строить завод — пожалуйста! Вот вам поле — стройте. Хотите купить завод, будьте любезны, через нас. По другой версии, Chery еще присматривается к активу. Пока полноценное собственное производство в России среди китайских автоконцернов есть только у Haval. Завод в Калуге может стать таким, но точно не сразу. На первых порах это все равно будет только крупноузловая сборка. И китайцы не хотят покупать активы, которые европейцы в перспективе смогут выкупить. Поэтому, если сделка с «Авилоном» состоится и партнером российской компании станет китайская — это будет означать, что Volkswagen, судя по всему, ушел насовсем — считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Конечно, Volkswagen не хочет сам по себе уходить. Другое дело, что его по разным причинам вынудили уйти, — это уже второй вопрос. Скорее всего, да, Volkswagen, видимо, уйдет уже «с концами», что называется, без возвращения, я так думаю, хотя нужно смотреть все-таки финальные документы. И в этом смысле, конечно, предложение для Chery становится более интересным. Россия сейчас для Chery International, для отделения, которое работает на внешние рынки, номер один. Мы обогнали и Бразилию, и Италию, и Иран. Перед штаб-квартирой на флагштоках развеваются все флаги всех государств, с которыми работает Chery, и они каждый месяц перевешивают по ранжиру. Первый флаг сейчас, флаг номер один — это российский флаг».
К слову, звонок Business FM застал Максима Кадакова в Китае, практически на выходе из этой самой штаб-квартиры. Возвращаясь в Россию, а еще точнее, конкретно в Калугу, интересно, что новости о скором возможном возобновлении работы на самом заводе обрадовались далеко не все, рассказал Business FM лидер Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) на заводе Volkswagen Дмитрий Трудовой:
— Кто-то рад еще пару лет посидеть без работы, а кто-то хочет уже скорее бы выйти на работу. Кого-то сейчас устраивает ситуация, когда получает 2/3 от средней заработной платы, работают в другом месте. Кто не нашел работу или плохо искал — те, конечно, хотят поскорее.
— И многие ли вообще успели уйти?
— Прямо сам чтобы кто-то увольнялся — я такого вообще не слышал. Может быть, кто-то не дождался и умер — и такие были случаи. А смысл увольняться, если как бы можно устроиться на другую работу, это не запрещалось, не возбранялось, и получать зарплату и на Volkswagen, и на другом предприятии.
По словам собеседника радиостанции, коллективу пока никто не говорил ни о том, кому будет продано производство, ни о каких-либо еще деталях одобренной правительством сделки. Что же касается всех россиян, то, по словам экспертов, рассчитывать на то, что из-за прихода нового крупного игрока цены на автомобили могут ощутимо снизиться, не стоит. Даже если это случится, предложение все еще будет сильно отставать от спроса. И китайцы просто больше заработают.
Автомобили Volkswagen снова в России: разбираемся, при чем тут VA3 и почему на логотипе J
Ассортимент параллельного импорта стремительно расширяется, и в январе список доступных россиянам моделей пополнился сразу несколькими Volkswagen, причем большая часть ранее не была доступна в России в принципе. Разбираемся, какие машины немецкой марки можно купить, сколько они стоят и как соотносятся с привычными нам «Поликами» и «Тигуанами».
Что такое параллельный импорт?
До весны 2022 года для ввоза в страну автомобилей и других товаров нужно было разрешение правообладателя бренда, то есть производителя или генерального импортера. После ухода многих компаний из России Минпромторг разрешил беспрепятственный импорт ряда марок — такую схему и называют параллельной. Список Минпромторг утвердил весной (приказ от 19.04.2022). Из популярных в РФ автомобильных брендов в нем значатся Volkswagen, Skoda, Toyota, Renault, Nissan, Mitsubishi, Subaru, Suzuki, Honda, а также ряд премиальных машин: BMW (и Mini), Audi, Mercedes-Benz (и Smart), Volvo, Land Rover, Jaguar, Lexus, Infiniti, Porsche, Tesla, Acura. Ввозить без разрешения владельцев бренда можно почти всех «американцев» (Chrysler, Jeep, General Motors, Chevrolet, Cadillac, Dodge, GMC, Hummer, Lincoln) и многие автомобили люксовых брендов: Bentley, Hummer, Maybach, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti. Есть в списке и марки, которые не были представлены в России до начала спецоперации, например Rover и Seat, а также производители грузовой техники (DAF, Kenworth, Freightliner).
Jetta VA3
Название сбивает с толку, но в данном случае Jetta — это не обозначение модели, а отдельный бренд, которым Volkswagen окрестил линейку бюджетных машин для Китая. А ее индекс, само собой, не имеет отношения к АВТОВАЗу — это латинские буквы V, A и цифра 3.
Поскольку Jetta — это отдельный бренд, то и логотип стилизован под букву J. В остальном это чайнизированный VW Polo
К знакомой россиянам Jetta A6 модель отношения не имеет, и при длине 4,5 метра близка нашим Volkswagen Polo и Skoda Rapid, с которыми делит платформу. У моделей идентичная длина колесной базы, соответственно, и компоновка салона, но VA3 — седан, а не лифтбек. Зато багажник тоже немаленький — 546 литров.
Поставки китайских «фольцев» наладил автомобильный холдинг «Авилон», и стоимость начинается от 1,69 миллиона рублей за версию с мотором (.), «автоматом», системой стабилизации, АБС, подушками безопасности, мультимедийной системой, парктроником, кондиционером. Таких машин российскому рынку не хватает, потому что китайские кроссоверы стоят в основном более 2 миллионов рублей, Lada Granta — в районе 1 миллиона, а промежуток между этими рубежами оказался пустым. Расстраивает разве что китайская цена: на родине она начинается из диапазона менее 700 тысяч рублей (в переводе с юаней), но пошлины, утилизационный сбор, логистика увеличивают российский прайс в два с половиной раза.