Как сдать на права: руководство для подготовки к экзамену
Я хочу получить права. С чего начать подготовку к теоретическому экзамену?
- Запишитесь в автошколу, если вы ещё этого не сделали. В России экзамен могут сдавать только те, кто получил документ об окончании автошколы. Сдачу экзамена экстерном отменили в 2013 году.
- Внимательно изучите регламент проведения экзамена. Он будет состоять из теста по теории, упражнений на автодроме и экзамена по вождению в условиях реальной дороги. Для каждой части есть свои требования.
- Уделяйте подготовке достаточно времени. Сдать с первого раза становится всё сложнее, поэтому подготовку стоит начинать за 3–6 месяцев до экзамена. До записи в автошколу можно изучать ПДД самостоятельно по книгам и приложениям, наблюдать за опытными водителями или смотреть видеоуроки на YouTube.
- Выберите удобный формат обучения. Во многих автошколах теорию можно изучать как очно, так и удалённо через интернет. На внутренние экзамены и занятия по вождению вам предстоит ездить лично. Поэтому при выборе автошколы учитывайте не только отзывы и цены, но и расположение классов и автодромов. Обязательно изучите отзывы об инструкторах. Хороший инструктор — ключевой фактор успешной подготовки.
- Скачайте мобильное приложение для изучения ПДД. Прежде чем устанавливать приложение, обязательно убедитесь, что его разработчики регулярно обновляют билеты. Желательно, чтобы в программе был режим, имитирующий реальный экзамен, возможность решать билеты офлайн и подробная статистика.
Как быстро выучить все 800 вопросов ПДД?
Этап 1. Изучите теорию ПДД
Начните с вдумчивого прочтения правил по определённой теме. Обращайте внимание на термины, пункты, знаки, на которые есть отсылки в тексте.
Когда изучаете учебные материалы или слушаете лекцию, ведите конспект ключевых моментов. Фиксируйте термины, значимые детали, исключения из правил и нестандартные ситуации. Также записывайте вопросы, которые у вас возникли, чтобы задать их преподавателю или поискать ответ в интернете.
Этап 2. Отработайте теорию ПДД
Когда вы изучили материал, переходите к отработке вопросов. Билеты ПДД содержат вопросы из всех тем, поэтому разбирать нужно не билеты, а отдельные задания. В книге с билетами есть подсказка, которая описывает, как соотносятся номера вопросов и темы. Если вы готовитесь с помощью приложения или сайта, используйте режим изучения вопросов по темам.
При сомнениях в ответе или ошибке читайте комментарии к вопросу. Переходите от одной темы к другой последовательно. После каждой новой темы не забывайте повторять вопросы предыдущих.
Используйте эту методику, пока не выучите все правила.
Этап 3. Проверьте знания и исправьте ошибки
Когда вы рассмотрели все вопросы, проверьте, что осталось в памяти. Для этого прорешайте несколько билетов подряд или отвечайте на вопросы в режиме «Экзамен», если используете приложение. Стремитесь как можно реже ошибаться.
Вы проверили свои знания и выявили слабые стороны? Посмотрите, что общего у самых сложных для вас вопросов. Мы часто допускаем одни и те же ошибки. Возможно, вы чаще путаетесь в знаках? Тогда изучите их ещё раз. Может, вы неправильно читаете вопрос? Тогда сконцентрируйтесь на тренировке внимания.
Этап 4. Доведите до автоматизма
Ваша цель — отвечать подряд на несколько вопросов без ошибок. Для этого подойдёт режим «Экзамен» или «Марафон» в приложениях.
Предпочитаете книгу? Поставьте таймер на 20 минут и отвечайте на вопросы в произвольном порядке.
А как избежать глупых ошибок в тестах?
Часто мы допускаем ошибки не потому, что не знаем тему, а из-за невнимательности, излишней самоуверенности или сомнений. Чтобы не ошибаться:
- Внимательно изучайте изображение и вопрос. В билетах встречаются задания с похожими формулировками, схожими или даже одинаковыми изображениями. Не перепутайте их. Особое внимание уделяйте вопросам, содержащим частицу «не» или слова «запрещено», «разрешено».
- Не торопитесь выбирать первый ответ, который вам показался правильным. Прочитайте все варианты и по одному отсейте их.
- Если пользуетесь подсказкой, действительно читайте её, а не просто подсматривайте правильный ответ.
- Учите правила, а не билеты. Тогда при любых условиях вы сможете найти правильный ответ на вопрос.
Сколько раз мне придётся повторить все билеты?
Главное на экзамене — внимание, скорость и безошибочность ваших ответов. Чтобы провалиться, достаточно допустить больше одной ошибки в теме или две ошибки в экзамене. На каждый вопрос вам выделяется минута. Экзаменационный вариант формируется автоматически из разных билетов.
Ваша цель при подготовке — дать не менее трёх правильных ответов подряд на каждый из 800 вопросов. При этом нужно на каждый вопрос тратить не больше минуты.
Если не повторять информацию, значительная часть сотрётся из памяти. Например, после перерыва в сутки в голове остаётся 30% информации. Поэтому повторяйте билеты каждый день и обязательно в день экзамена. Завершать повторение нужно не позднее чем за час до теста.
Я выучил все вопросы. Как мне подготовиться к экзамену по вождению?
Подготовьтесь психологически
Чаще всего ученики допускают глупые ошибки из-за нервов и неуверенности в себе. Поэтому ваша главная задача — научиться быть спокойным за рулём при любых обстоятельствах.
Не получается? Попробуйте найти причину. Если вы плохо поняли устройство автомобиля, посмотрите лекцию на эту тему или попросите помощи инструктора. Если вас пугает манера общения или поведение инструктора, попросите его вести себя по-другому или замените его. Вам нужен чёткий план занятий? Выпишите его на лист бумаги.
Наблюдайте за другими водителями
Оцените, как ведёт себя за рулём ваш друг, муж или отец, посмотрите видеоролики с инструкторами и их учениками.
Изучайте дороги и поведение водителей. Попробуйте оценить, кто соблюдает правила, а кто допускает ошибки. Обращайте внимание на знаки и разметку по пути домой или на работу.
Если дорожная ситуация вызывает у вас вопрос или сомнение, сфотографируйте её или просто запишите, а потом уточните у преподавателя.
Начните ездить
Этап 1. Вводные навыки
Умение пользоваться органами управления автомобилем — рулём, ручкой передач, педалями — первое, что вам предстоит освоить. Ваша цель не просто попробовать 1–2 раза, а довести навык до автоматизма, чтобы во время езды смотреть на дорогу, а не на руль или педали.
Также вам предстоит освоить несколько приёмов осуществления торможения, поворота, перестроения. Сначала рассмотрите их в теории, а потом отработайте на практике. Если можете, начните со специального тренажёра. После этого нужно отработать навык уже за рулём.
Затем научитесь оценивать габариты автомобиля и двигаться по простым траекториям. Перед тем как сесть за руль, начертите на асфальте габариты машины вместе с расположением кресел и руля. Встаньте на место водителя и осмотритесь.
Начинать отработку навыков движения лучше на автодроме, пустой загородной трассе или просторной площадке, например пустынной парковке гипермаркета.
После этого научитесь видеть и своевременно реагировать на знаки дорожного движения, разметку и потенциально опасные объекты: пешеходов, кочки, обгоняющий автомобиль, знаки. В Европе и США популярны специальные фильмы (Hazard Perception Test), которые помогают отработать навык реагирования на опасные ситуации. Если вы владеете английским, можете посмотреть эти видео на YouTube.
Этап 2. Базовые навыки вождения
Когда вы научились хорошо ориентироваться в управлении автомобилем и запомнили основные знаки и разметку, пора осваивать базовые навыки:
- Перестроение в плотном потоке, обгон, остановка, разворот. Правила маневрирования подробно описаны в ПДД. Прежде чем начинать их отрабатывать, перечитайте правила. Найдите в интернете готовые схемы перестроения и разворотов. Попробуйте выполнить каждую на практике на автодроме или пустынных дорогах. После этого выдвигайтесь на более оживлённые трассы.
- Проезд перекрёстков. Попросите инструктора составить список наиболее популярных видов перекрёстков в вашем городе и объяснить правила их проезда на бумаге. Только после этого приступайте к практике. Отдельно разберите экзаменационные маршруты и пути, которыми вы чаще всего ездите.
- Парковка. Сначала выполните все основные упражнения и виды парковки на автодроме. Потом отрабатывайте сначала в городе на свободных парковках, а затем в час пик, когда найти место и припарковаться сложно.
Этап 3. Подготовка к экзамену
После освоения всех навыков переходите к отработке экзаменационных заданий на автодроме и маршрутов в городе. Заранее изучите таблицу штрафных баллов. После этого попросите инструктора оценить уровень вашего вождения. Исправьте все ошибки и попробуйте сдать экзамен у инструктора снова.
Этап 4. Дополнительное обучение
Если у вас есть возможность или ваша учебная программа это предусматривает, ещё отработайте:
Обучение вождению и получение водительских прав
Если вы собираетесь пополнить ряды автомобилистов, этот раздел расскажет, с чего начать получение прав и что делать после того, как вам выдадут водительское удостоверение. Вы узнаете, как пройти медкомиссию, как выбрать автошколу, сколько стоит и длится обучение, как сдать экзамены и каковы правила пересдачи экзамена в ГИБДД. Также мы рассказываем, как научиться водить автомобиль, соблюдая указания дорожных знаков и сигналы регулировщика.
12 советов новичку: как получить права и начать водить машину
В ГИБДД фиксируют снижение выдачи водительских удостоверений новым водителям. Но связано это, скорее, не с тем, что желающих стало меньше, а с тем, что с каждым годом сдать экзамены все сложнее. К тому же в ведомстве практически избавились от коррупционной составляющей: «купить права» сегодня практически невозможно.
Рассказываем, что нужно сделать человеку, который решился сесть за руль, но пока не знает, с чего начать и что его ждет в будущем.
1. Выбрать правильную автошколу
Уже несколько лет сдать экзамены экстерном, то есть без обучения в автошколе, нельзя. Поэтому избежать учебного заведения не удастся. И к выбору автошколы надо подойти так же ответственно, как к выбору вуза или аспирантуры. Печальная реальность такова, что большинство автошкол готовят учеников исключительно к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения. Но первичные знания очень важны, потому необходимо найти достойное учебное заведение.
Почитайте отзывы в интернете, пообщайтесь со знакомыми, которые недавно заканчивали автошколы, проверьте, есть ли учебное заведение в реестре ГИБДД («пробить» автошколу можно на официальном сайте ведомства). Лучшие автошколы — это чаще всего либо бывшие, либо действующие УПК с давней историей. Преподаватели там опытные, помимо обязательной программы дают дополнительные знания, которые впоследствии пригодятся на дороге. Еще одним плюсом будет наличие собственной площадки (а еще лучше автодрома) для практических занятий.
2. Выучить билеты
Чтобы сдать теоретический экзамен, придется заняться зубрежкой билетов. Часть из них содержит ответы, правильные из которых кажутся нелогичными, но это вопросы с подвохом. Уделяйте им каждую минуту свободного времени, проходите тестирование на сайтах, где симулируется экзамен в ГИБДД. Например – на «За рулем».
Конспектируйте все лекции. Да, обучение в автошколе практически ничем не отличается от учебы в обычном учебном заведении. Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы. Ничего зазорного в этом нет — в аудитории все пришли учиться с нулевым багажом знаний.
3. Повторяйте практические упражнения
С вождением в городе сложнее. В курс обучения входит не так уж много практических занятий в городских условиях, к тому же инструктор может вас не устроить по тем или иным причинам. Все они профессиональны в плане опыта вождения, но некоторые практически неспособны к передаче знаний.
Опять же стоит обратиться к знакомым и интернету в поисках хорошего инструктора. Он вам пригодится не только для подготовки к сдаче практического экзамена, но и привьет навыки поведения за рулем в городе, где вам вскоре придется ездить самостоятельно. Сосед дядя Вася с 30-летним стажем не подойдет: машина инструктора должна быть оборудована дополнительными педалями, а сам он — иметь право обучать кандидатов в водители. Кстати, если вы нашли действительно хорошего инструктора, то с ним стоит позаниматься и после получения водительского удостоверения.
4. Пройти медкомиссию
Перед экзаменом необходимо пройти медкомиссию и получить справку о том, что медицинских ограничений для допуска к управлению транспортными средствами у вас нет. Автошколы традиционно централизованно приводят группы кандидатов на сдачу экзаменов, а кое-где еще и предоставляют автомобили для сдачи практических экзаменов. Но мнимая поддержка автошколы не поможет. Давно прошли те времена, когда можно было прийти в класс, понажимать на кнопочки, сделать вид, что выполнил упражнения на площадке и, проехав 100 метров в городе, получить водительское удостоверение.
Сегодня все классы сдачи экзаменов компьютеризированы и буквально увешаны камерами, фиксирующими каждое движение инспекторов ГИБДД и кандидатов в водители. Камеры установлены и на площадке, а также в самом автомобиле. Редкий инспектор пойдет на подлог, так как контролирующие органы постоянно просматривают записи с камер.
Билеты зазубрены, а к практическим экзаменам вы подготовились с инструктором. Потому главное не нервничать и сосредоточиться на процессе. Инспекторы экзаменационных отделов утверждают, что чаще всего кандидаты «заваливают» экзамены именно потому, что очень сильно нервничают, хотя для получения удостоверения у них есть все знания.
5. Подобрать первый автомобиль
Нет особого смысла в том, чтобы первый автомобиль был новым. Но и Жигули с Самарами и прочий автохлам необходимо отмести хотя бы из соображений собственной безопасности.
Идеальный, на наш взгляд, вариант: простая иномарка в возрасте 2-3 лет, например Renault Logan/Sandero. У таких моделей непробиваемая подвеска, довольно надежные силовые агрегаты и трансмиссии.
Сразу после покупки стоит сменить все жидкости в автомобиле, даже если продавец утверждал, что провел полное ТО перед продажей.
6. Купить наклейку
Без ОСАГО путь на дороги общего пользования заказан, потому «автогражданку» придется оформлять. Для начинающих водителей действует повышенный коэффициент, правда, по статистике ГИБДД, новички в аварии попадают все реже. Оформлять ли каско — личное дело каждого, но цена полиса может быть очень высокой. Хотя в случае серьезной аварии и покроет ремонт автомобиля.
Также новички обязаны наклеить на заднюю часть автомобиля специальную наклейку «Начинающий водитель». За ее отсутствие полагается штраф в размере 500 руб.
7. Не стесняться аварийки
Понятно желание новичка сразу начать ездить на машине на работу. Но первые поездки лучше совершать на свободных дорогах, а не в час пик. И лучше всего в первое время поездить на своем автомобиле с инструктором.
Самостоятельную езду желательно начинать в правых рядах. Не нужно никому ничего доказывать и пытаться стать самым быстрым на дороге — так только повышается риск попасть в аварию. Скорость лучше держать немного ниже разрешенной. И не нужно нервничать, если, не дай бог, машина заглохла, а позади сигналят вечно спешащие. Сделайте лицо «кирпичом», включите аварийку, выдохните, заведите автомобиль, выключите аварийку и трогайтесь, как учили в автошколе.
8. Будьте внимательны
Не стоит парковать автомобиль на уклоне: потом будет сложнее тронуться, нежели с ровной поверхности. Даже если вы прекрасно чувствуете габариты автомобиля, паркуйтесь так, чтобы у соседей была возможность выехать без проблем. В холодное время года обязательно прогревайте автомобиль — холодный старт и нагрузки уменьшают ресурс двигателя и трансмиссии. Перед поездкой обязательно проверьте, работают ли у вас фары, нет ли подтеков, а также не загрязнены ли номера. Если они не будут читаться, инспектор ГИБДД вправе выписать штраф в размере 500 руб.
9. Продолжайте учиться
Какой бы хорошей ни были автошкола и инструктор, не помешает сходить на курсы контраварийного вождения, если они существуют в вашем регионе. Новичку не нужны продвинутые программы, в которых учат делать полицейский разворот, двигаться в колонне и уходить от преследователей. А вот базовые курсы привьют навыки безопасного вождения и адекватной реакции на дорожные сюрпризы: от ям до внезапно появившихся на проезжей части пешеходов. Обучение в подавляющем большинстве случаев проходит на собственном автомобиле.
10. Оплачивайте штрафы
Рано или поздно это произойдет — придет первый в жизни штраф с камеры фиксации нарушений. Многие банки предлагают внести данные о водительском удостоверении и автомобили в свои мобильные приложения, после чего уже автоматика будет следить за появлением штрафов. Большинство из которых можно оплатить со скидкой.
Внести данные о водительском удостоверении и автомобиле стоит и на «Госуслугах», а заодно подключить так называемую «Госпочту» (работает не во всех регионах). В электронном виде постановления о штрафах приходят в нее буквально через пару часов после совершения нарушения.
11. Не расслабляйтесь
Начинающий водитель через месяц настолько осваивается на дороге, что уже считает себя Шумахером. В этот момент он часто попадает в аварию. Не расслабляйтесь: если в первый месяц поездки проходили нормально, это не значит, что надо ослаблять внимание.
Вторая временная отсечка – год вождения. В этот момент почти все уже чувствуют себя уверенно. Не торопитесь – дорога всегда преподнесет урок.
12. ДДД
На дороге не надо ничего никому доказывать. Поэтому помните главное правило (его, к сожалению, нет в ПДД): дай дорогу дураку.
Как женщине быстро научиться водить машину? Психология, страхи и, с чего начать?
Из нашей статьи вы узнаете, как женщине быстро научится водить машину, какие психологические аспекты мешают обучению и, как эффективно побороть свои страхи. Кроме того, в публикации будет рассказано о том, с чего нужно начинать обучение вождению и, к каким дельным советам инструкторов автошкол стоит прислушаться.
Существует расхожий стереотип, будто дама за рулем — “существо” опасное, от которого ежесекундно надо ждать аварии. Поэтому зачастую на вопрос: «Как научиться водить машину?» многие ответят, что женщине этот процесс дается сложнее, чем представителю сильного пола, поскольку вмешиваются те самые предрассудки и психологические барьеры, на примере, страхов, будто слабому полу уже на гендерном уровне не суждено стать водителем. Кроме того, подавляющее большинство женщин нашей планеты испытывают намного больше стресса при обучении вождению, что непосредственно связано с более активным чувством самосохранения, заложенным природой с рождения. Реальность такова, что научиться умело водить машину женщине не слишком трудно, если она разрешит свои психологические проблемы и успешно преодолеет связанные с нахождением за рулем фобий, которые присутствуют в сознании многих личностей.
К одному из главных страхов, зачастую мешающих научиться водить машину женщине относится опасение, что она непременно попадет в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) ввиду своей неумелости. Однако, по уверениям многих профессионалов, да и по статистическим выкладкам, виновниками аварий в львиной доле таких случаев выступают, как раз не новички, а водители со стажем. Проблема последних, как раз в отсутствии страха ошибиться на трассе. Поэтому, чтобы научиться водить машину женщине, необходимо настроиться на то, что у нее все выйдет не хуже других. Уверенность в себе и своих силах – это главный залог успеха в любом деле.
Научиться водить машину женщине удастся тогда, когда она успешно преодолеет боязнь механизмов управления (если таковая у нее имеется), на примере, педали сцепления, селектора коробки переключения передач, особенно у машин, оснащенный “механикой” (МКПП). Здесь придет на помощь наработка опыта вождения и постоянная практика. В среднем, даже самые неумелые начинающие водители-девушки уже через пару-тройку месяцев вполне уверенно ощущают себя за рулем. Главное в этом деле — не понимание внутреннего устройства автомобиля, а умение чувствовать его в движении и по габаритам. Это один из важнейших навыков, позволяющих научиться водить машину женщине с любым складом ума, даже отнюдь не техническим.
Желающей научиться водить машину женщине стоит начинать с теоретической стороны вопроса: освоения правил дорожного движения (ПДД). У большинства людей, с теорией проблем не возникает, ведь основы дорожных правил они изучали едва ли не в детсадовском возрасте, и с тех пор в их своде мало что изменилось. Кроме того, чтобы научиться водить машину, женщине важно понять предназначение конкретных педалей, кнопок и рычагов в автомобиле. На первых порах, если именно вам так будет легче, наклейте на эти механизмы, соответствующие стикеры, которые потом по мере изучения предмета отрывайте.
Стремящейся научиться водить машину женщине не стоит прибегать ради этого к помощи супруга либо бойфренда. Во-первых, близкий мужчина подсознательно ощущает над женщиной превосходство и поэтому, на самом деле, он даже не хотя того будет препятствовать обучению, нервируя вас. Во-вторых, он едва ли даст издеваться над своей любимой машиной. В-третьих, по ходу обучения будет возникать масса ситуаций, способных спровоцировать ссоры, а то и довести до расставания вашей пары. Чтобы научиться водить машину, женщине лучше прибегнуть к помощи опытного автоинструктора, подходящего ей по характеру и темпераменту.
К примеру, научиться водить машину женщине сентиментальной и излишне чувствительной к критике способен помочь деликатный, вежливый инструктор, не ленящийся доходчиво объяснять каждую мелочь по сотне раз. А даме, которую мобилизует критика, заставляя лучше работать, сгодится даже более грубый и резкий в высказываниях наставник. Впрочем, главное в обучении вождению — немалая вера в собственные силы. Оградите себя от замечаний скептиков, в том числе тех, кто принадлежит к вашей родне, запасайтесь терпением, чаще практикуйтесь на просторных площадках, и вас однозначно ожидает успех.
ДЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
— Статистика дорожно-транспортных происшествий полностью на стороне женщин-водителей. Ежегодные сводки аварий на территории стран постсоветского пространства подтверждают, что представители сильного пола попадают в ДТП в несколько раз чаще дам. К тому же, мужчины водят значительно агрессивнее, что лишь повышает риск возникновения аварийной ситуации, в отличие от более осторожных и аккуратных в вождении (за редким исключением) дам.
— Не имейте страха перед якобы суровыми инспекторами Госавтоинспекции (ГАИ/ГИБДД). Чаще всего они — мужчины, и вы как дама вполне можете воспользоваться своими женскими чарами для избавления от «лишних» штрафов.
— Всем необходимым практическим навыкам вас сможет обучить инструктор автошколы, главное в этом деле – четко соблюдать его указания и стараться при этом не волноваться.
— Не в коем случае не воспринимайте неудачи и ошибки на учебном автодроме, как трагедию. Абсолютно все проходили обучение, и мало у кого из обучающихся удавалось сразу идеально выполнять все операции за рулем автомобиля. Ведь для того и существует обучение в автошколах, чтобы научиться правильно водить.
В завершении отметим, что главным правилом для женщин, которые проходят обучение вождению в автошколах является четкое запоминание расположения органов управления у автомобиля и визуальное представление последовательности действий за рулем автомобиля. Если вы подвержены психологическим фобиям, в особенности боязни руля или селектора переключения передач механической трансмиссии, тогда начните свое обучение вождению с запоминания расположения педали тормоза, чтобы в любой момент была возможность остановиться. Этот полезный совет, придаст вам в первую очередь, спокойствие, уверенность и чувство полного контроля над дорожной ситуацией.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!