Esp мерседес что это такое
Перейти к содержимому

Esp мерседес что это такое

  • автор:

Что такое ЕСП и кто должен его платить

Что такое esp в автомобиле и для чего он нужен?

Установленная в автомобиле система стабилизации движения часто сохраняет жизнь и здоровье водителю в аварийной ситуации. Каков же принцип работы этой системы?
Система стабилизации (она же система поддержания курсовой устойчивости или ESP) образует вместе с ABS, антипробуксовочной системой двигателя и блоком его управления систему предотвращения аварийных ситуаций. Конкретно система курсовой устойчивости имеет блок-котроллер для обработки поступающих сигналов и множество датчиков, анализирующих положение руля, скорость движения колеса, давление тормозной системы и многое другое.

Как работает ESP

Полезная информация:

  • Как снизить расход бензина на автомобиле
  • Что такое вариатор и принцип его работы
  • Что такое иммобилайзер
  • Кастом авто: что это такое?
  • Круиз-контроль — что это такое? Плюсы и минусы.
  • Что такое клиренс автомобиля?

Точная работа системы стабилизации движения осуществляется за счет двух датчиков:

  • датчик поперечного ускорения (он же G-сенсор);
  • датчик измерения угловой скорости от вертикальной оси.

Благодаря работе этих элементов измеряется боковое скольжение, его степень и опасность. Полученные сигналы принимает блок-контроллер и анализирует, соответствуют ли они заданным в программе изначально.

Датчики ESP сообщают системе всю необходимую информацию:

  • скорость автомобиля;
  • боковое скольжение;
  • количество оборотов двигателя в режиме реального времени;
  • угол поворота руля;
  • прочие характеристики движения.

Как только полученные данные расходятся с программными, блок-контроллер вмешивается в работу автомобиля, чтобы не допустить аварийную ситуацию.

Как контроллер действует:

  1. Выбирает, на каком колесе или группе колес запустить частичную систему торможения.
  2. Запускает саму систему, в зависимости от ситуации, с помощью гидромодулятора ABS.
  3. Подает сигнал к блоку управления двигателем.
  4. Сокращается подача топлива.
  5. Уменьшается крутящий момент колес.

Таким образом, система работает комплексно, воздействуя на все возможные рычаги управления автомобилем, чтобы выровнять ситуацию на дороге. Невзирая на то, разгоняется автомобиль, тормозит или плавно движется по дороге, система ESP работает. При этом, в зависимости от привода автомобиля, ситуации на дороге и состояния транспортного средства, реакция может быть разной. Так, к примеру, когда датчик углового ускорения фиксирует занос задней оси, блок-котроллер в первую очередь уменьшает подачу топлива через блок управления двигателем. Потом, если ничего не происходит, запускается система ABS, притормаживая одно из передних колес, и т. д.

Обратите внимание: Что такое крепление isofix

esp что это

Устройство ESP

В состав системы входят устройства, которые до её появления применялись в антиблокировочных системах тормозов, а также ряд новых, работающих только на стабилизацию:

  • вся гидравлика системы ABS, включающая быстродействующий насос тормозной жидкости, гидроаккумулятор, систему клапанов;
  • электронный блок управления с программой;
  • датчики вращения колёс;
  • датчик угла поворота руля;
  • датчик вращения автомобиля вокруг вертикальной оси;
  • датчик ускорения по всем направлениям;
  • датчики органов управления, тормозной и акселераторной педали;
  • интерфейсные устройства связи с двигателем, усилителем руля и коробкой передач;
  • в некоторых дорогих и продвинутых системах могут быть добавлены специальные устройства в трансмиссии, например муфты и управляемые дифференциалы.

Таким образом, инженеры получают в свои руки мощное оборудование, способное серьёзно повлиять на перераспределение векторов тяги и тормозного усилия в любом направлении и под любым углом.

Осталось только разработать алгоритмы управления всей системой и тщательно отработать их миллионами тестовых километров, как и всё, имеющее отношение к безопасности.

Насколько удобно автомобилистам использовать систему ESP?

Для профессиональных гонщиков, любителей экстремальной езды система курсовой устойчивости будет только мешать и не принесет ничего полезного. Ведь когда автомобиль заносит, а водителю нужно с этим справиться, он давит на газ. А система стабилизации движения просто не будет давать это сделать, постоянно ограничивая скорость в данном случае. Ведь при заносе крутящий момент снижается, а также сокращается подача топлива в двигатель, в то время как водителю-гонщику нужно наоборот увеличение его количества.

Чтобы таким водителям было комфортно руководить современными автомобилями, во многих из них предусмотрели функцию отключения системы курсовой устойчивости. Это либо специальная кнопка, либо определенный порядок действий, при выполнении которых функция отключится. Кроме того, чтобы водителю во время экстренной ситуации хоть немного предпринять самостоятельные действия (ведь компьютер оценивает не все риски на дороге), система ESP запускается не сразу во время угрозы, а на миг позже, позволяя человеку вмешаться в ход событий.

Тем же, кто не обладает профессиональными навыками вождения и не использует экстремальную езду в повседневной жизни, лучше все же не отключать систему стабилизации движения. Ведь при малом опыте вождения или слабых навыках безопасность должна быть выше временных неудобств во время вождения. Автомобиль с ESP придает водителю больше уверенности в себе, но не следует думать, что эта система способна на чудо. Система позволяет лишь максимально сгладить последствия аварийной ситуации, но не устраняет их полностью, поэтому не стоит рисковать без надобности, думая о возможностях автоматики.

Немного теории для начала.

Состоит ESP из управляющего блока, внешних измерительных приборов, отслеживающих различные параметры автомобиля в тех или иных ситуациях, и исполняющего механизма (гидроблока).

Система для выполнения своих функций манипулирует компонентами активной системы безопасности автомобиля, такими как: -системы предотвращения блокировки колёс при торможении (ABS); -системы распределения тормозных усилий (EBD); -электронной системы блокирования дифференциала (EDS); -антипробуксовочной системы (ASR).

Не приятно, когда надеешься на машину, которая стоит больше миллиона, но даже на хорошей резине она тебя подводит и вылетает с дороги. В Интернете можно найти много роликов, в которых рассказывается принцип работы системы курсовой устойчивости (ESP) и все ее плюсы. Но очень мало кто говорит про минусы. Большую роль в работе системы играют не только технические характеристики автомобиля, но и конструкция подвески, характеристики шин, погодные условия, дорожное покрытие, сцепление колес с дорогой, скорость и стиль вождения. Бывает, что ESP срабатывает раньше, чем положено или наоборот, позже. От ошибки системы никто не застрахован. Она работает совместно с ABS и удерживает машину в рамках заданной траектории при ее движении. С одной стороны, она контролирует положение автомобиля, с другой стороны, ухудшает ситуацию. ESP срабатывает в критических условиях, когда происходит потеря управляемости.

ESP включается: — когда машина на скорости входит в поворот; — когда начинается занос автомобиля; — на дороге с неровным покрытием.

Одновременно с притормаживанием колес система автоматически снижает обороты двигателя.

Рассмотрим пример. Узкая дорога, интенсивное движение в обе стороны, а вам нужно быстро обогнать впереди идущую машину. Вы дергаете рулем влево, выезжая на «встречку», а тут срабатывает система. Естественно, она «душит» двигатель, снижаются обороты, машина начинает притормаживать и падает скорость.

И тут возникают три вопроса.

Первый: что делать тому водителю, который едет сзади? Ведь он тоже тандемом перестроился на обгон и уже подпирает вас.

Второй вопрос: что делать встречному водителю?

И третий, самый главный вопрос: что делать вам? У вас же такая классная машина с богатыми опциями, на которую вы понадеялись!

Принято считать, что ESP – это круто. Но на самом деле, не все так просто. Никакие электронные опции не могут отменить законов физики и не дают 100%-ную гарантию безопасности во всех ситуациях. Даже при незначительном превышении скорости при низком коэффициенте сцепления колес с дорогой возможность вылета автомобиля с трассы возрастает в несколько раз. В экстренных ситуациях, когда машина пошла в занос, и ее можно «вытащить» путем увеличения оборотов двигателя, система этого сделать не даст. В каких ситуациях применять ESP, а в каких нет, должен решать сам водитель, потому что, несмотря на ее плюсы, она может привести к непредвиденным последствиям.

Рассмотрим еще один пример. Вам нужно быстро развернуться, но ESP вам этого сделать не даст, она «задушит» двигатель и сбавит скорость. И это нужно учитывать, а потому опасно полностью полагаться на электронные системы, особенно при динамичном и агрессивном вождении. Задача водителя – выбрать безопасную скорость и не доводить обстановку до критической, когда машину срывает в занос. Начинающему автолюбителю нужно осторожно водить автомобиль, накапливая знания и опыт, накатывать километры, учитывать навыки профессиональных водителей, соблюдать правила дорожного движения и скоростной режим. Отключение ESP помогает преодолевать сложные и труднодоступные участки дорог, тогда она не будет «душить» двигатель и притормаживать, а значит, автомобиль не «зароется».

Когда нужно отключать ESP: — когда машина едет по снегу, грязи, песку и «елозит» по всей дороге. — когда сложно удержать машину ровно при установленных на колеса цепях. — когда автомобиль уже застрял в снегу или в грязи, и вы хотите выехать, используя метод «раскачка». — при движении на затяжном подъеме с пробуксовкой, особенно в снег или грязь. Мы не хотим сказать, что ESP – это бесполезная система. Она будет полезна молодым водителям и тем, кто привык ездить медленно.

Лучше контролировать ситуацию самому и соблюдать три главных правила: — скоростной режим; — оптимальная дистанция; — заблаговременное торможение.

Многие водители не используют большинство опций в своем автомобиле, а некоторые вообще не знают о возможностях своей машины. Нельзя забывать, что даже дорогой автомобиль с крутыми опциями не спасет от аварии, если не учитывать такие моменты.

Насколько популярна система ESP сегодня?

ESP — сравнительно молодая технология. И если ранее она была доступна только на единичных автомобилях, то сейчас в ее установке нет проблем. Правда, некоторые производители до сих пор предлагают ее как опцию, за которую нужно доплатить, что выглядит странно. Большинство покупателей, которые все же поставили ESP, уверены в ее необходимости.

А как дело обстоит в Европе? Насколько водители этих стран лояльны к ESP? Ведь Европа — центр технологий и цивилизованности, поэтому там активно внедряются системы и приборы, улучшающие комфорт и безопасность. Но как оказалось, европейским водителям лучше лишнюю копейку потратить на повышение собственного комфорта, чем на систему безопасности, какой бы она ни была.

Обратите внимание: Что такое иммобилайзер

Так, согласно исследованиям британской группы The Society of Motor Manufacturers and Traders относительно системы стабилизации движения, сообщается, что только каждый десятый европеец знает, что такое ESP, и в чем принцип ее действия. Для остальных же этот вопрос не играет никакой роли. Им попросту неинтересна ни сама технология, ни те преимущества, которые она дает. Что тогда думать о жителях постсоветского пространства…

Грубо говоря, заказывая очередную модель автомобиля, житель Европы оставит в пренебрежении систему безопасности ради наличия кожаного салона, аудиосистемы, климат-контроля, ксеноновой подсветки и т. д. Наш рынок ничем не отличается по своим запросам от европейского — ситуация та же.

Важность наличия ESP в автомобилях свидетельствует хотя бы следующая статистика: американцы доказали, что если бы систему установили на все автомобили, количество ДТП снизилось бы в два раза. Компания Honda, в свою очередь, сообщает, что ее модели с ESP на 35% реже попадают в аварии.

Но эти данные, увы, не убеждают многих заказывать систему стабилизации движения. Так, в Великобритании только 35% покупателей желают дополнительно приобрести ESP, а в Германии показатель составляет 60%. Но если покупать модель авто от дорогого бренда, наверняка эта возможность будет уже предустановленной. Ниже список компаний, которые ставят ESP практически на все свои модели:

  • Audi;
  • Lexus;
  • Mercedes-Benz;
  • BMW;
  • Volvo.

Исследования о ESP

Как говорилось выше, многие автолюбители Европы либо не знают о системе ESP, либо не видят в ней смысла. Поэтому британская ассоциация, упомянутая в статье, решила популяризовать эту систему, давая возможность водителям протестировать ее.

Так, сначала участников опросили, что они знают о системе курсовой устойчивости и готовы ли за нее платить. Более 30% признались, что не знают о ней, остальные же имели недостаточные знания.

Обратите внимание: Как преодолеть страх вождения автомобиля

Затем водителей просили ответить, что наиболее важно для них при выборе автомобиля:

  • марка;
  • имидж модели;
  • класс;
  • дизайн;
  • экономичность;
  • объем багажника и т. д.

Как правило, система стабилизации занимала у всех одно из последних мест в списке. Затем был проведен собственно заезд на авто с системой курсовой устойчивости. Его помогли организовать сотрудники Bosch. Водителям нужно было выполнить «лосиный тест» (объезд внезапно возникнувшего препятствия). В первом случае была активирована возможность работы системы ESP, во втором автомобиль двигался без нее. При этом скорость составляла около 80 км/ч. Эксперимент показал, что все водители не справились с управлением без системы безопасности. А в реальных условиях это означало бы аварию. Когда же система стабилизации работала, практически все водители справлялись с ситуацией, удерживали автомобиль и могли продолжать двигаться дальше.

Хоть эксперимент и показал ценность системы стабилизации движения, она остается непопулярной. В нашей стране также водители не отдают предпочтение этому необходимому элементу безопасности. Но с каждым годом автолюбители проявляют большую ответственность и заботу о безопасности себя и окружающих.

ESP: что это такое в автомобиле

Расшифровывается аббревиатура как Electronic Stability Program, то есть электронная стабилизационная программа в переводе на русский язык.

Основная задача системы – контролировать динамику авто, помогая водителю в сложных ситуациях: например, не давать машине вылететь в кювет или уйти в занос. Иными словами, автомобиль, в список опций которого входит устройство, будет сохранять устойчивость при выполнении маневров или во время езды по плохому дорожному покрытию.

Пример работы системы курсовой устойчивости

Первый прообраз системы появился в далеком 1959 году, будучи разработанным компанией Daimler-Benz, но, что означает ESP, мир узнал лишь спустя 35 лет, а в 1995 году система была установлена на Мерседес CL600.

В настоящее время ЕСП, которая нередко идет в паре с АБС, ставится на любую машину.

На что способна ESP: самые крутые «фишки» электронной системы

Рассказываем о секретных «фишках» ESP, реально помогающих спасать жизни.

Электронная система обеспечения устойчивости давно стала важнейшим компонентом любого современного автомобиля. Несмотря на это многие автолюбители даже не догадываются об истинных возможностях активного помощника. Рассказываем о секретных «фишках» ESP, реально помогающих спасать жизни.

Что такое ESP

Под аббревиатурой ESP (Electronic Stability Program) скрывается функция активной безопасности автомобиля, призванная предотвращать его уход в неконтролируемое скольжение. Это достигается компьютерным контролем управления крутящим моментом на колёсах.

Электронная система ESP снабжена множеством датчиков, учитывающих, в частности, положение рулевого колеса и ускорение, что позволяет ей следить за реальным поворотом автомобиля и самостоятельно определять, когда водителю требуется помощь в управлении транспортным средством. При несоответствии показаний акселерометра данным с датчика положения руля система стабилизации самостоятельно подтормаживает одно или несколько колёс, помогая выровнять автомобиль и предотвратить его занос или снос. Главным помощником в этом выступает антиблокировочная система (ABS). Помогает ESP и электронный блок управления двигателем, который управляет работой мотора и, в случае необходимости, снижает обороты коленчатого вала.

ESP считается одним из самых главных и наиболее эффективных помощников водителю: по подсчётам экспертов, именно система стабилизации позволяет предотвратить каждое третье ДТП.

Скрытые возможности

Несмотря на то, что система ESP устанавливается (пусть и нередко опционально) на любой современный автомобиль, далеко не все водители знают о реальных возможностях этого хитрого компонента. Между тем, система стабилизации умеет далеко не только подтормаживать колёса и «осаживать» движок. Как раз об этом сегодня мы и расскажем.

— ESP помогает рулить

Невероятно, но факт: система стабилизации автомобиля помогает водителю рулить. В момент дестабилизации машины ESP молниеносно оценивает ситуацию и посылает в блок электроусилителя руля команды. «Баранка» в ответ на это толчками указывает водителю, в какую сторону и насколько повернуть руль. Это весьма эффективно помогает даже неопытным автолюбителям справиться со сложной ситуацией, которая наверняка поставила бы их в тупик без хитроумной электроники.

— ESP помогает на бездорожье

Многие уверены: на бездорожье ESP не оказывает никакой реальной помощи, более того, даже мешает тронуться на скользкой поверхности. Это утверждение не лишено оснований — в таких условиях систему нередко приходится отключать. Вместе с тем, она может приносить и реальную пользу. К примеру, на некоторых автомобилях при торможении на нестабильном покрытии ESP специально допускает блокировку колёс, тем самым позволяя шинам собрать перед собой горку из грязи или песка. Этот приём помогает машине быстрее и эффективнее погасить скорость и сократить тормозной путь.

— ESP нивелирует плохую реакцию

В автомобилях с ассистентом торможения ESP позволяет нивелировать плохую реакцию водителя и ускоряет срабатывание тормозов до включения в работу системы ABS. Brake Assist следит за тем, насколько быстро автомобилист переносит ногу с педали газа на тормоз и самостоятельно повышает давление в тормозной магистрали. Это, в свою очередь, повышает скорость срабатывания тормозов и серьёзно сокращает тормозной путь в экстренной ситуации.

Одновременно ESP отслеживает перераспределение масс между передней и задней осями машины. При резком торможении происходит смещение массы на перёд. Во избежание блокировки передних колёс основные усилия тормозов направляются электроникой на переднюю ось. Точно так же система работает и в поворотах, где внутренняя сторона загружается гораздо меньше внешней.

Но и это ещё не всё: ESP самостоятельно определяет, насколько сильно нагреты тормозные механизмы. В случае их перегрева в тормозной магистрали создаётся дополнительное давление для того, чтобы водителю не требовалось прилагать большее усилие на тормозную педаль — автомобилист даже не почувствует разницы.

ESP — что это такое, как работает, как ей пользоваться

Статистика автомобильных аварий на дорогах ужасает. При этом количество смертей и травм, которые превращают будущее водителей в настоящий кошмар, можно значительно снизить.

Что такое ESP, для чего нужна в машине?

Когда происходят аварии, и нередко с трагическим исходом, часто можно услышать: на автомобиле отсутствовала/была неисправна система ESP?

Давайте рассмотрим функции ESP и что это за система по своей сути.

Аббревиатура ESP расшифровывается как Electronic Stability Program. В русскоязычном пространстве термин употребляется в нескольких вариантах:

  • электронный контроль устойчивости,
  • динамическая стабилизация авто,
  • система поддержания курсовой устойчивости,
  • противозаносная система,
  • система курсовой устойчивости.

Под контроль берутся:

  1. Занос, боковое скольжение автомобиля – нарушения движения машины вдоль продольной плоскости колёс. Занос возникает в ситуациях, когда воздействующая на колёса боковая превышает силу сцепления шин с дорожным полотном.
  2. Курсовая устойчивость – устойчивость транспортного средства при потере сцепления с дорогой.

Результаты исследований свидетельствуют: оснащение машины средствами электронного контроля устойчивости способно уменьшить уровень аварий с заносом на 80%, а если машина всё же попадает в ДТП, то существенно снижается количество смертельных исходов.

У большинства машин система известна именно как ESP. Это торговая марка, запатентованная компанией Robert Bosch GmbH. Системы стабилизации, известные именно как ESP, активно ставятся на автомобили Mercedes Benz, Opel, Volkswagen, Peugeot, Nissan, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki, Jaguar, Chrysler Jeep, Kia.

Однако есть и системы, которые очень схожие по своей сути, но имеющие иные названия, например,

  • DSC (Dynamic Stability Control). Система под таким названием стоит на ряде автомобилей BMW (BMW M3, BMW M5, BMW X5 M).
  • VSA (Vehicle Stability Assist). Такая система монтирована на автомобилях Honda и Hyundai.
  • IVD (Interactive Vehicle Dynamics). За таким наименованием – система курсовой устойчивости на автомобиле Ford.

У некоторых машин (ставится, главным образом, на внедорожники и кроссоверы) кроме базовой системы для контроля курсовой устойчивостью при заносах, есть отдельные системы для контроля за опрокидыванием (RSC – Roll Stability Control, AdvanceTrac). Системы работают вместе. Но одна ориентирована именно на контроль за заносами, другая – за опрокидыванием.

Необходимость в контроле не только за заносами, но и опрокидыванием особенно актуальна для авто с большой высотой центра тяжести. Как правило, это касается тяжелого коммерческого транспорта (грузовиков).

У машин с адаптивным круиз-контролем дополнительно может быть реализована опция мониторинга и оценки рисков предотвращения столкновения с иным транспортным средством (Braking Guard), у автопоездов с тягово-сцепным устройством – за так называемым рысканием прицепа (непредсказуемым изменением курса прицепа вправо или влево при движении автопоезда).

Braking Guard.jpg

Плюсы и минусы

На ряд современных моделей транспортных средств система ставится уже самими автопроизводителями по «умолчанию», на ряд машин их владельцы ставят системы как дополнительное оборудование.

  • Электроника способна реагировать на непредвиденную ситуацию быстрей, нежели водитель, какая бы внимательность ему ни была присуща. Начало заноса определяется за миллисекунды, и система тут же начинает автоматически принимать меры после начала процесса. В частности, активируется тормозное усилие на нужных колёсах.
  • Даже при езде на быстрой скорости существенно упрощается прохождение поворотов.
  • Система ESP обеспечивает идеальные условия для того, чтобы в нужный момент притормаживать каждое колесо транспортного средства по отдельности.
  • Система обеспечивает расширенный контроль целого комплекса параметров (угла поворота рулевого колеса, тормозного крутящего момента, крутящего момента двигателя, поперечного ускорения, скорости при повороте машины вокруг собственного центра масс, скорости транспортного средства при заблокированном колесе).
  • Экономия расхода топлива. Энергия затрачивается только при поворотах, изменении направления.

Не секрет, что на управляемость авто напрямую влияют конструкция рулевого механизма, углов развала и схождения колёс, шкворня, но чем более скоростным становится движение (а с развитием автодорог это естественно), тем больше и потребность в ESP.

  • Если водитель ранее ездил без ESP и привык к тому, что для выхода из заноса нужно поддать «газа», теперь он будет сталкиваться на дороге с постоянными «разрывами шаблона». Он будет действовать, как и прежде, а электроника будет ему сопротивляться, «душить» движок.
  • Далеко не всегда эффективно система работает на грунтовых дорогах. Но тут важно обращать внимание на общее оснащение авто. Как правило, если дополнительно есть антипробуксовочная система, то проблему можно нивелировать. То есть, чтобы ликвидировать этот минус, систему ESP нужно поддержать. В идеале на машине должен стоять полный комплекс средств активной безопасности, который включает несколько систем: контроля курсовой устойчивости, дифференциала, антиблокировочную систему тормозов и антипробуксовочную систему.
  • Некоторые водители, пересаживаясь на машину с оборудованием, где всё подконтрольно электронике, излишне расслабляются. Доверяя контроль за заносами на дорогах, они излишне теряют бдительность и плохо следят за дорогой. Особенно беспечно доверять свою безопасность исключительно автоматике на езде при высоких скоростях и в морозное время года (при наледи на дорожном полотне).

Устройство ESP и принцип работы

В базовое устройство входят следующие элементы:

  1. Входные датчики. Отвечают за фиксацию как действий водителя, так и параметров машины. Все эти данные мгновенно трансформируются в электрические сигналы. Датчики быстро реагируют на изменение давления в тормозной системы, частоту вращения колёс, скорость авто, ускорение (поперечное и продольное), угол поворота руля. Классическая система курсовой устойчивости обязательно снабжена такими датчиками, как:
    • Датчики скорости вращения колеса бесконтактным способом посредством магнитных полей. Бывают двух видов: пассивные (индуктивные) и активные датчики, которые известны также как датчики Холла). Активные датчики современные производители автокомпонентов устанавливают чаще, чем интуитивные. Кроме скорости они также способны реагировать на момент остановки колеса, определять направление их вращения.
    • Датчики скорости рыскания. Анализирует движения транспортных средств вокруг своей вертикальной оси.
    • Датчики поперечного ускорения.
    • Датчики угла поворота рулевого колеса. В фокусе этих инструментов – положение руля. Результаты измерения этого датчика для системы особенно ценны вместе с данными скорости вращения колёс.
  2. Блок управления (микропроцессор). Сюда приходят сигналы от датчиков. Именно блок управления отвечает за активацию того алгоритма, который максимально снизит риски заноса авто с учётом суммы параметров датчиков. От блока управления идут «команды» исполнительным устройствам. При необходимости одновременно срабатывают компоненты системы управления двигателем.
  3. Гидравлический блок (блок исполнительных устройств, гидравлический модуль). Находится в моторном отсеке. Содержит впускные и выпускные клапаны, гидроаккумуляторы, кулачковый насос, демпфирующие камеры.
  4. Акселерометр. Контролирует повороты рулевого колеса. Важно! Нельзя путать датчик положения рулевого колеса и акселерометр. Для системы важны данные, которые приходят с обоих устройств. Если данные с датчика и акселерометра не совпадают, то это как-раз сигнал о заносе и необходимости запустить процесс торможения. Такая ситуация может возникнуть, если водитель разогнался, в поворот вошёл очень резко, и машину в итоге «потащило». Аналогичная ситуация может произойти и при объезде кочек на высоких скоростях.

Что делает система ESP?

  • При резких маневрах, поворотах, которые потенциально могут привести к заносу, движении накатом включается автоматика.
  • Система уменьшает крутящий момент на ведущих колесах.
  • Каждое колесо приобретает автономное управление и может отдельно затормозить. Уменьшается как скорость движения транспортного средства, так и действие сил в поперечном направлении.
  • В передаче команд к тормозной системе участие принимает модулятор АБС. Именно он задаёт нужное давление в тормозной системе автомобиля.
  • Что происходит с транспортным средством?
  • Какие параметры изменяются?
  • Какой у автомобиля привод? Передне-, задне-, полноприводные автомобили при заносе ведут себя абсолютно по-разному.

Отдельно стоит отметить, как работает ESP при пробуксовке во время разгона. Если она чрезмерная, система начинает её компенсировать.

Это возможность за счёт совместной работы ESP и ABS (антиблокировочной системы торможения). Активная система безопасности берёт во внимание специфику вращения транспортного средства вокруг вертикальной оси, скорость вращения колёс.

Как пользоваться ESP в машине?

  • Для включения системы ESP, как правило, достаточно нажать кнопку “ESP OFF” и убедиться в том, что индикатор “ESP OFF” погас. Но такой механизм – не аксиома для всех транспортных средств. Например, у некоторых кроссоверов Hyundai за счёт единичного нажатия на кнопку можно деактивировать только пробуксовочную систему, а для выключения ESP требуется повторное нажатие с удержанием (не менее 3 секунд).
  • Если ESP – в активном рабочем состоянии, при запуске двигателя вы услышите щелчок. Он как-раз свидетельствует о том, что ESP готова к выполнению контроля за машиной.
  • Динамическая стабилизация авто адаптивна. Можно самостоятельно выполнить настройки относительно тех или иных параметров. Зачем это нужно? У каждого водителя – своя манера вождения, кто-то ездит только по городским асфальтированным дорогам, а кто-то и по качественному асфальтированному полотну, и по грунтовке. И есть возможность подстроиться к чувствительности датчиков к конкретным маневрам при движении.
  • Для того, чтобы получить от системы максимальную отдачу, нужно регулярно следить и при необходимости регулировать сенсор угла поворота руля. С помощью современных диагностических комплексов сделать это совсем несложно. Но главное, не забывать это делать каждый раз при ремонте узлов, которые влияют на ESP. Так, например, если вы заменяли руль, нужно каждый раз делать поверку и при необходимости приводить систему к исходным параметрам.

Как и когда отключать ESP

Казалось бы, если ESP чрезвычайно полезна для обеспечения безопасности при вождении и работает на минимизацию рисков, связанных с аварией, то зачем её отключать.

отключение EPS.jpg

Но автопроизводители сконструировали систему таким образом, что её в любой момент можно отключить.

Когда это актуально? Прежде всего, при езде по очень плохим дорогам или вовсе бездорожью:

  • Склону, покрытого наледью,
  • Сухому песку,
  • Глубокому снегу.

Если в таких условиях включить ESP, весь потенциал автомобиля никак нельзя будет задействован по полной.

Для деактивации системы применяется 4 способа:

  1. Выключение кнопки.
  2. Извлечение предохранителя (плавкой вставки предохранителя). В этом случае будьте готовы к тому, что индикатор может дать сигнал о неисправности системы.
  3. Отсоединение колёсного датчика ABS.
  4. Демонтаж разъема с центрального блока АБС.

Наиболее простой способы 1, но, если кнопка не работает? стоит воспользоваться вариантами 3 или 4. Технически это тоже несложно, но перед выполнением работ требуется обязательно обеспечить разъём от влаги, пыли.

Часто задаваемые вопросы

Причины включения лампы ESP

Если включилась лампа, то причин быть может только две:

Водитель сознательно отключил систему.

Устройства или одно из устройств ESP вышли из строя.

По этой причине в ремонтных работах могут быть задействованы автомехатроники, автомеханики, автоэлектрики, шиномонтажники.

Можно ли ездить с неисправным ESP?

Теоретически езда с неисправным ESP возможна. Это не вышедшие из строя тормоза, руль или коробка передач. Для ряда транспортных средств ESP – по-прежнему факультативное оборудование.

Но если ESP вышла из строя? Важно помнить: систему нужно отключить (как это сделать, указано выше). Иначе датчики могут передать блоку управления некорректные данные, и вместо того, чтобы уберечь себя от неприятностей, легко «наградить» себя ими.

Некоторые владельцы авто боятся ехать с неисправной ESP в Европу, ссылаясь на то, что она там обязательна. Но картина немного другая: в странах Евросоюза запрещены новые автомобили без ESP, а не езда на авто с нерабочей системой.

Так что здесь законодательство касается больше автопроизводителей, а не водителей.

Есть ли смысл переплачивать за ESP при покупке нового авто?

Некоторые покупатели машин считают приобретение транспортных средств с ESP непозволительной для себя лишней роскошью. Они не то, чтобы против такой системы. Ими, скорей, правят такие соображения: «Сейчас денег и так в обрез, авто куплю сейчас, а о контроле курсовой устойчивости можно будет позаботиться потом. Ведь оборудование, которое предлагается для дооснащения, всегда есть в свободной продаже».

Но здесь есть два подводных камня:

  1. Провести дооснащение машины электрооборудованием – всегда дороже. При включении ESP в комплектацию авто изначально она обходится для потребителя дешевле.
  2. Есть риски несовместимости. Разными могут оказаться, к примеру, блоки управления и гидроблоки. На практике такое случается нередко.

Можно ли установить на автомобиль с ABS систему ESP?

В теории установить систему ESP на авто с ABS можно, но заниматься такой процедурой должен только высококвалифицированный специалист, который сможет адекватно оценить совместимость устройств, софта в блоках управления.

Надстройка, установка в «кустарных» (гаражных) условиях чревата тем, что некорректно будет работать как ABS, так и ESP.

Идеальный вариант – обращение в крупный центр, где есть оригинальные автозапчасти, работают опытные автомехатроники и электрики, которые проведут диагностику и грамотно выполнят установку оборудования.

Различаются ли ESP на авто разных классов?

Несмотря на то, что у всех ESP – схоже устройство, в зависимости от класса автомобиля (бюджетные среднеразмерные авто, автомобили бизнес-класса, коммерческий транспорт) может отличаться как электроника, так и механика. Поэтому диапазон цен на ESP – очень большой.

У таких решений отличается опционал. У машин премиум-класса, например, присутствует автоматическая просушка тормозов.

У бюджетных решений нет «подстройки» под стиль вождения, а у систем премиум-класса есть. Можно выбрать и настроить оборудование на обычную, агрессивную езду, движение «привязанное» к максимально высокому уровню безопасности.

Достаточно большой выбор модификаций ESP – и в зависимости от грузоподъёмности, целевого назначения транспортного средства.

  • Для седельных тягачей (автопоездов). Выпускаются системы для автопоездов с разным количеством прицепов, с оснащением и без оснащения ABS.
  • Для грузового транспорта с кузовом. Здесь ESP активно комбинируется с системами против опрокидывания.

Нужно ли отключать ESP на бездорожье?

На бездорожье от функции курсовой устойчивости рекомендуется отказаться. Ведь в этом случае нужна особая мощность. И, если не отключить ESP, её получить будет невозможно.

Более того, возникают риски застрять. В случае, если проблема уже произошла, а ESP, не была отключена, деактивировать систему важно при первой же возможности.

Нужно ли отключать ESP летом?

Всё зависит от того, какая дорога:

  • Если мокрая, но ровная, то стабилизация курсовой устойчивости необходима. Это важный компонент безопасности.
  • Если дорога скользкая, но в гору, ESP, к сожалению, не поможет. Лучше использовать весь потенциал и при этом аккуратно ехать на небольшой скорости.

Обратите внимание: системы безопасности, датчики систем автомобиля, разновидности, принцип работы, способы проверки, а также сигналы, способы их измерения, анализ входят в программы обучающих курсов «Автоэлектрик. Технологии диагностики, обслуживания и ремонта электрооборудования автомобилей» (полный, дистанционный и курс самостоятельного обучения) на платформе ELECTUDE.

Системы ABS, ESP и TSC: что это и как работает

Расскажет о том, что с себя представляют системы ABS, ESP и TSC, в чем разница между ними и какой принцип их работы. Расскажет о том, что с себя представляют системы ABS, ESP и TSC, в чем разница между ними и какой принцип их работы.

Системы ABS, ESP и TSC: что это и как работает

Представить современную иномарку без вспомогательной системы торможения или кондиционера просто невозможно, зачастую это уже не роскошь, а необходимая составляющая комплектации.

Случайное препятствие или случайное нажатие на педаль тормоза, занос автомобиля могут привести к потере управляемости и летальному исходу. Такой случай бывал у каждого водителя.

Что такое ABS, TSC и ESP

Первые системы, которые позволяли водителя выровнять автомобиль и удержать курс движения начали устанавливать еще двадцать лет тому. ABS или подробней Anti-lock Braking System, сейчас не устанавливаются на автомобили, так как на их место пришли более новые, но все же, они были началом систем курсовой устойчивости.

В состав ABS входят три основных компоненты:

    Датчики, для съема скорости вращения колеса;

Принцип работы не очень сложный, все начинается с момента, когда датчик фиксирует блокировку колеса, передает сигнал на блок управления. Блок управления, обработав данные, передает сигнал на модуль, для уменьшения давления в тормозной системе колеса, которое было заблокировано. Когда же колесо начинает вращаться нормально, то давление возвращается в исходное положение, цикл продолжается до того времени, пока угроза блокировки не исчезнет. Водитель же будет ощущать легкое биение по педали тормоза.

Не маловажной системной принято считать TSC, более известна как ASC или ASR. Позволяет стартовать с места без пробуксовки ведущих колес, очень удобно использовать при старте на снегу или трассе покрытой льдом. В основу системы заложены те же датчики, вот только модуль управления доработан, в него добавлена функция распознавания колес. Таким образом, если во время старта ведущие колеса вращаются быстрей, чем ведомые то система управления воспринимает это как пробуксовку колес. Блок управления уменьшит обороты двигателя, как бы сильно вы не давили на педаль газа, и автомобиль мягко движет с места.Более новая и модернизированная система ESP (Electronic Stability Program «Система курсовой устойчивости»), может не только управлять тормозной системой, но и двигателем. На внедорожниках её наделили возможностью блокировки дифференциала. В автомобилях марки BMW это x-Drive, а на Mercedes это 4-Matic. Кроме стандартных датчиков, которые были использованы в ABS, добавили еще боковые датчики, датчики руля, заноса и прочие, которые дают понять системе, что происходит с машиной во время движения. Таким образом, когда отключили систему, все данные передаются на монитор бортового компьютера, и дают понять водителю обстановку на дороге, температуру за бортом автомобиля и какое состояние дороги. Это очень облегчает вождение и дает уверенность в автомобиле, даже без системы можно принять решение в той или иной ситуации для маневра.

Принцип работы ABS и ESP

Принцип работы ABS и ESP

Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль входит в поворот и его начинает заносить в сторону, вывернув руль в сторону заноса, водитель будет выходить с виража, а ABS как и полагается притормаживать. Но все же, последнее решение будет оставаться за водителем, убавить газ или притормозить. При наличии системы ESP, ситуация будет совсем другая. Сначала уменьшит подачу топлива, чтоб уменьшить обороты и мощность двигателя, из-за этого и скорость уменьшится. Далее система сама определит, какое из колес стоит больше притормозить, а какое вовсе не трогать, с помощью рулевых датчиков подскажет, в какую сторону стоит выворачивать руль для выхода на прежнюю траекторию езды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *