Что такое adblue на мерседес
Перейти к содержимому

Что такое adblue на мерседес

  • автор:

Adblue — что это такое и для чего?

Владельцы автомобилей с дизельным двигателем и системой SCR знают, что такое AdBlue. Это реагент для создания более экологичного выхлопа – содержание вредных веществ в нем не должно превышать нормы по европейским экологическим стандартам. На этом представление о нем у многих и заканчивается. А ведь важно знать, что вы льете в свой автомобиль, какие свойства имеет состав и как его заправлять. Ответы – в нашей статье.

Сегодня об экологии заботятся не только защитники окружающей среды, но и производители автомобилей. В связи с тем, что с начала 2000-х годов на территории многих стран действуют экологические стандарты Евро-4, Евро-5 и Евро-6, автоконцернам приходится принимать меры для снижения вредных выхлопов при сгорании топлива. Именно поэтому многие машины с дизельными двигателями сегодня оснащаются системой селективной каталитической нейтрализации (сокращенно SCR). Она очищает выхлоп, удаляя из него вредное для окружающей среды вещество – оксид азота. А работает система за счет жидкости AdBlue. Сначала такое важное техническое дополнение появилось в грузовых автомобилях и автобусах европейского производства, чуть позже – в легковых машинах, например, марки Mercedes-Benz и Audi. Несмотря на то что система имеется в сравнительно молодых автомобилях, такие модели можно встретить уже и на вторичном рынке. К сожалению, не все российские автомобилисты знают о тонкостях технологии SCR и AdBlue. Для тех, кто хочет получить максимум полезной информации, мы подготовили ответы на часто задаваемые вопросы. Итак, начнем.

Почему AdBlue?

Добавь синего – именно так переводится название этого состава с английского языка. Под брендом AdBlue выпускается водный раствор мочевины AUS 32 (32,5%). Правами на эту марку обладает Ассоциация Автомобильной Промышленности Германии (VDA).

Состав довольно простой:

  • 32,5% очищенной мочевины
  • 67,5% деминерализованной воды

Однако продукт могут выпускать далеко не все производители автомобильных жидкостей: процесс его изготовления достаточно сложный, так как требуется качественная очистка жидкости. Готовый раствор проверяется на соответствие характеристикам по документам VDA и стандарту ISO 22241. Только те производители, состав которых проходит этот контроль, получают лицензию на продажу AdBlue. Таких фирм не очень много.

Важно знать! Чтобы не купить подделку, обязательно уточняйте наличие сертификата VDA.

Как работает состав в системе SCR?


Мочевина заливается в специально предназначенный для этого бак, который, как правило, имеет ярко-синюю крышку. В системе селективной каталитической нейтрализации химическая реакция осуществляется избирательно, то есть в составе отработанных газов снижается только содержание оксида азота. Происходит это следующим образом: из бака мочевина забирается насосом и под давлением прокачивается через трубопровод к форсунке, после чего происходит ее дозированное распыление в поток газов. В результате оксиды азота превращаются в азот и воду – безвредные для экологии вещества. То есть мочевина в данном случае служит восстановителем. Таким образом, степень экологичности выхлопа соответствует нормам Евро-4 и Евро-5. Вдобавок удается оптимизировать работу двигателя и уменьшить эмиссию вредных частиц.

Важно знать! С 2013 года в России действует стандарт Евро-4 на все производимые и ввозимые транспортные средства. Исключением являются лишь автомобили, выпущенные до конца 2012 года.

Какие свойства имеет жидкость?

Срок и температура хранения. Мочевина сохраняет свои свойства от 6 месяцев до 3 лет. Все зависит от температуры окружающей среды. Кристаллизуется при температуре -11,5 °С, однако при оттаивании сохраняет свои качества и может использоваться вновь. Система SCR имеет подогрев, поэтому даже зимой ее работоспособность будет поддерживаться. Но температура свыше +35 °С может сократить срок годности состава. Оптимальный температурный диапазон для жидкости AdBlue: от +5 до +25 °С.

Ограничения по использованию с другими веществами. При взаимодействии с некоторыми материалами мочевина может терять свои свойства. Например, запрещается контактирование с медью, свинцом, алюминием, магнием и их сплавами, а также малоуглеродистой и оцинкованной сталью, никелированными сплавами. Следует исключить и контакт с водопроводной водой.

Требование к чистоте жидкости. Главной особенностью AdBlue является высокая чувствительность к малейшим загрязнениям и контактам с другими жидкостями. Нечистая мочевина может вывести из строя систему каталитической нейтрализации. Тогда не избежать дорогостоящей замены таких элементов, как модуль всасывания, форсунка впрыска, электродвигатель.

Как осуществляется заправка автомобиля мочевиной?

Как и любая рабочая жидкость, AdBlue расходуется автомобилем по мере прохождения определенного расстояния. Для стабильной работы системы SCR требуется своевременная дозаправка.

Важно знать! В среднем расход мочевины составляет 4 – 6% от расходуемого двигателем топлива. Например, для тягача потребление состава будет 2 л на 100 км, значит, бака на 100 л хватит примерно на 5000 км.

Так как реагент в силу своих свойств привередлив к условиям транспортировки и хранения, нужно соблюдать некоторые важные правила. Из-за строгих требований к чистоте состава следует исключить переливание мочевины в промежуточную тару. Не стоит проводить заправку не предназначенным для этого оборудованием. Материалы, из которого оно изготовлено, могут вызвать химическую реакцию – мочевина потеряет свои свойства. Следует использовать только специализированное заправочное оборудование для AdBlue. В нем все составляющие – модули, шланги, насосы – выполнены из материалов, допустимых к контакту с мочевиной (преимущественно нержавейки и определенных видов пластика на основе чистого полиэтилена или полипропилена). Как правило, услуги по заправке автомобилей AdBlue предоставляют специализированные организации. Некоторые крупные компании, имеющие свой автопарк, приобретают такое оборудование для автосервиса или частного использования.

Можно ли обойтись без AdBlue?

В автомобиле при попытке начать движение без мочевины система диагностики реагирует автоматически и включает ограничение вращающего момента двигателя, что становится причиной снижения мощности. Бортовой компьютер просигнализирует об ошибке в работе двигателя. Этого не произойдет, если вовремя долить состав: система самодиагностики оповещает пользователя заранее.

Необходимость контроля работы системы SCR и затраты на заправку автомобиля мочевиной вызывают у некоторых водителей негодование. Возникает вопрос: сможет ли автомобиль работать без синей жидкости? Ответом на него стали многочисленные предложения различных организаций и гаражных умельцев о так называемом отключении AdBlue. Это перенастройка автомобиля на работу в обход системы селективной каталитической нейтрализации.

Важно знать! Такое вмешательство может стать причиной всевозможных проблем с автомобилем.

Вот несколько примеров

  • После отключения AdBlue может периодически или постоянно загораться индикатор ошибки двигателя. Водитель перестает обращать на это внимание. И в итоге он может не отреагировать на действительно важную неисправность, которая станет причиной серьезной поломки и дорогостоящего ремонта жизненно важных узлов двигателя.
  • Прибегая к процедуре «прошивки мозгов», автомобилист должен быть готов к серьезным денежным тратам на оплату этой услуги и различным «сюрпризам» в процессе эксплуатации. Многие замечают, например, что автомобиль не развивает полную мощность, увеличивается расход топлива, появляются проблемы с электрикой.
  • Некоторые компании устанавливают эмулятор – обманку, которая блокирует работу системы. Это может сказаться на электрической схеме автомобиля, что также приводит к разного рода проблемам и дорогостоящему ремонту.
  • И наконец, если автомобиль обслуживается у официального дилера, такие изменения просто недопустимы. Могут возникнуть проблемы с диагностикой, ремонтом электрики и т.д. Дилер вправе отказать автовладельцу в гарантийном ремонте, если в конструкцию были внесены подобные изменения.

Желая сэкономить на заправке AdBlue, можно в итоге, как говорится, налететь на еще большую сумму. Ведь скупой платит дважды, а в вышеперечисленных случаях – и втридорога. Если же мыслить глобально и задуматься о сфере обслуживания автомобилей SCR, напрашивается вопрос: что выгоднее – предлагать автомобилистам кустарные работы по отключению этой системы или развивать сферу заправки AdBlue? Услуга эксклюзивная, особенно в небольших городах, поэтому конкуренция на рынке пока невысока. У организаций есть шанс занять эту нишу и предлагать автомобилистам качественный продукт, заправляя систему SCR мочевиной на специализированном оборудовании. Система каталитической нейтрализации требует к себе особого внимания, так что лучше быть с ней на ты. И пусть она приносит пользу, а не становится источником проблем.

ВСЯ ПРАВДА ПРО ADBLUE

Ужесточение экологического законодательства неизбежно сопровождается усложнением конструкции транспортных средств, появлением дополнительных компонентов и систем, обеспечивающих выполнение требований этого законодательства.

Так, актуализация нормативов Euro-4 и выше в дизельном сегменте привела к необходимости применения специальной добавки — особого реагента AdBlue, способствующего очистке выхлопных газов дизельных двигателей.

Уложиться в самые первые и достаточно «гуманные» экологические стандарты от Euro-1 до Euro-3 было сравнительно легко, но для обеспечения соответствия строгим нормативам экологического законодательства Euro-4 и выше потребовалось применение дополнительной довольно серьезной системы очистки SCR — Selective Catalytic Reduction. Или, говоря понашему, системы избирательного (выборочного) каталитического восстановления (нейтрализации), составной частью которой является реагент AdBlue. Кроме того, в нее входят катализатор, распылитель и дозатор.

AdBlue, который в России почему-то называют раствором мочевины, хотя с продуктами жизнедеятельности он не имеет ничего общего и изготавливается из карбамида, который, в свою очередь, производится из газа, представляет собой жидкость, состоящую на 32,5% из карбамида и на 67,5% из деминерализированной предельно очищенной воды. Научное название раствора — AUS 32. В Европе его величают привычным AdBlue, а в США — DEF (Diesel Exhaust Fluid — жидкость для дизельного выхлопа).

Принцип действия системы SCR основан на немудреной химической реакции, известной многим из нас еще со школы. Раствор карбамида попадает в систему отработанных газов дизельного двигателя, где в присутствии катализатора (пентаоксида ванадия V2O5) эта реакция и протекает. В результате вредные для окружающей среды оксиды азота NOx под действием высокой температуры раскладываются на безвредные воду и азот.

Вроде, как все гениальное, просто. У машины отдельный бак под AdBlue, функционирование системы контролируется и регламентируется отдельным блоком управления, отвечающим за регулярность впрысков, от водителя требуется только заливать в бак то, что положено, и выхлоп автомобиля гарантированно будет чистым. Да и сам автомобиль гарантированно будет работать исправно.

Более того, торговая марка AdBlue принадлежит Ассоциации автомобильной промышленности Германии VDA (Verband der Automobilindustrie e. V.), и больше никому. Она не может быть использована в свободном обращении, поэтому, в отличие от любых других технических жидкостей, таких как, скажем, моторное масло или, например, антифриз, на рынке не может присутствовать (и соответ- ственно, применяться в автотранспортном средстве) никаких «модифицированных», «усовершенствованных» или «упрощенных» AdBlue. Равно как и AdBlue «премиум качества» или AdBlue «бюджетной линейки». То есть в природе не может существовать AdBlue «для высоконагруженных двигателей», AdBlue «с повышенной морозоустойчивостью», AdBlue «для автомобилей с пробегом» и пр. AdBlue — всегда и везде стандартен, состоит только из, как уже было сказано, 32,5% карбамида и 67,5% деминерализированной предельно очищенной воды, и ничего более. Есть собственно лишь AdBlue, которое предписано к применению автопроизводителями и VDA, и все остальное, что они не предписывают.

Но на российском рынке (и рынке стран Таможенного союза) сегодня можно увидеть самые разнообразные вариации на темы Blue: EcoBlue, FilBlue, SuperBlue и пр.— все, что хочешь. Однако к AdBlue как к реагенту, обеспечивающему функционирование системы SCR и очистку выхлопных газов, эти составы не имеют никакого отношения. Более того, зачастую они наносят автомобилю невосполнимый вред и приводят к дорогостоящему ремонту.

Почему это происходит? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, как устроена система. Неизменным ингредиентом каждой жидкости якобы AdBlue является карбамид. Сам по себе карбамид как работал в растворе, так и будет работать. Проблема не в нем, проблема заключается в катализаторе. Он должен быть чистым, он должен всегда оставаться в таком виде. Это именно он боится посторонних металлов, которые могут быть включены в состав как бы AdBlue. Катализатор выходит из строя из-за них. А нет катализатора — нет химической реакции — нет очистки, а есть, понятное дело, проблема.

Именно поэтому Ассоциация VDA предъявляет чрезвычайно жесткие требования к процессу изготовления и качеству готовой продукции AdBlue. Производство должно быть особо чистым и регламентируется специальными стандартами: немецким отраслевым стандартом DIN 70070, а с 2009 г.— международным стандартом ISO 22241, описывающим все нюансы производства, хранения и доставки продукта. При этом VDA регулярно проводит аудит компаний-производителей, аттестованных Ассоциацией для производства AdBlue, а их полный список (регулярно обновляемый и корректируемый) приведен на сайте Ассоциации: www.vda.de. На момент подготовки статьи в него входило 130 компаний, среди них такие мировые гиганты, как химические концерны BASF, Shell и крупнейшие автопроизводители Daimler, DAF, MAN, Renault, Scania, VW, Volvo и др. И только две компании занимаются производством AdBlue на территории Таможенного союза — одна в России, другая в Белоруссии.

Чистоте AdBlue не зря уделяется такое внимание. Содержание примесей в рабочей жидкости сверх регламентированного стандартом (см. врез) может пагубно сказаться на работе двигателя автомобиля. Катализаторы, применяемые в SCR-системе, состоят из каталитически активных соединений металлов переходной валентности на керамических носителях кристаллической структуры. Способность SCR-системы преобразовывать вредный оксид азота в азот и воду в значительной степени зависит от активности таких активных центров и от размера пор кристаллических носителей. Размер пор влияет на скорость диффузии отработавших газов в каталитическом нейтрализаторе. Для обеспечения максимальной эффективности SCR-системы в течение длительного времени качественные характеристики рабочей жидкости SCR должны контролироваться очень жестко, так как многие компоненты при превышении установленной стандартом величины безвозвратно разрушают каталитическую систему, физически блокируя поры либо деактивируя активные центры. Недостаточно эффективная работа SCR-системы в случае инертности каталитического нейтрализатора может вызвать повреждение двигателя в связи с увеличением давления отработавших газов. Подробнее об этом мы расскажем чуть ниже.

Кроме того, водный раствор карбамида (мочевины) очень подвержен загрязнению. Ионы жидкости вступают в реакцию обмена с ионами металлов, например цинка, алюминия, меди, чугуна и латуни с образованием солей, которые забивают поры катализатора. Эти металлы могут использоваться в конструкции резервуаров для хранения или оборудовании для розлива. Различного рода пластмассы могут содержать множество добавок, способных проникнуть в рабочую жидкость SCR.

Именно поэтому в инструкции Европейского совета химической промышленности (CEFIC) указан список материалов, которые могут использоваться в непосредственном контакте с рабочей жидкостью SCR в процессах производства, хранения и транспортирования.

Изначально чистота карбамида в части его производства определяется частотой газа из месторождения, где его добывают. В основном газ, который используют при производстве карбамида,— достаточно чистый для выпуска AdBlue. Фактически на одном и том же газе работают производители и в Польше, и в Германии, и в России, и в Белоруссии. Однако есть одно «но». Основной потребитель карбамида — сельское хозяйство. Оно его вносит в почву два раза в год. Чистый карбамид имеет тенденцию к слеживанию в отдельный брусок, он спрессовывается, поэтому с ним невозможно работать. Сельскому хозяйству такой не нужен. Подходящий сельскому хозяйству карбамид должен быть рыхлым. Для этого применяются разнообразные добавки, предотвращающие слеживание карбамида. В частности — натрий. Но натрий — это тот металл, который начисто убивает катализатор. Такой продукт — карбамид с натрием — непригоден для производства AdBlue.

Возникает проблема. Мощности предприятий, которые поставляют карбамид сельскому хозяйству, рассчитаны на десятки тысяч тонн производства. Столько автомобильному транспорту в нашей стране не требуется. Делать особые партии? Но для этого нужно, во-первых, нарушать производственный цикл и отключать подачу натрия, а во-вторых, полностью очистить зону производства от остатков натрия и прочих опасных для катализаторов веществ. А теперь посчитайте со всеми издержками, какова будет стоимость подготовленного таким образом автомобильного карбамида. Ну и кто пойдет на все это… Вопрос, скорее, риторический. Поэтому на свободном рынке присутствует огромное количество карбамида с всевозможными примесями.

Поэтому ушлые предприниматели особо не утруждают себя рассуждениями на тему вредности и полезности реагентов для дизельных катализаторов. Они применяют самую простую технологию: берут сельско-хозяйственный карбамид, размешивают его с простой водой (конечно же, в правильных пропорциях), клеят этикетки по своему вкусу и уровню интеллектуального развития и идут на трассу продавать дивные EcoBlue, FilBlue, SuperBlue и пр.

Катализатор умирает не сразу, ему нужно время для разрушения. Продолжительность этого временного периода зависит от присутствующих в растворе присадок и загрязнений. Цена нового катализатора — около 5 тыс. евро, плюс часы простоя, если речь идет о грузовом транспорте. Но водители стараются экономить, заправляя как бы реагенты подешевле. В итоге экономия, как это часто бывает, оборачивается боком.

Можно ли как-то проверить приобретаемый продукт? Но на трассе и даже в автосервисе определить наличие металлов и примесей в AdBlue невозможно. Для этого необходимы серьезные лабораторные тесты, выполняемые на соответствующем дорогостоящем оборудовании. Подобный анализ — времязатратное и дорогостоящее мероприятие, поэтому на него мало кто идет. К тому же превратить даже качественный AdBlue в никчемный продукт — проще простого. У нас по не постижимым никакими логическими путями причинам очень любят заливать AdBlue через жестяную воронку, а еще лучше — через воронку из под солярки… К чему это в итоге приводит, думаем, объяснять не стоит. Есть и продвинутые пользователи — они знают, что нельзя использовать воронки из жестянки, из-под солярки или масла, они берут чистые пластмассовые воронки, но для пущей чистоты вставляют туда железную сеточку, чтобы как следует профильтровать жидкость. Прекрасно! Как уже было сказано, из-за присутствия металлов активная поверхность катализатора приходит в негодность и перестает функционировать.

Отказаться от использования AdBlue нельзя. В современных автомобилях необходимость его применения прописана в блоке управления. Заботясь о стандарте, производитель интегрирует в систему следующую логику: если в системе нет AdBlue, а датчики стоят на входе и выходе, автоматически снижается мощность двигателя примерно на 40%.

Вопросы возникают и в зимний период. Сам по себе AdBlue замерзает при –11 оС. Если потом его поставить в теплое помещение и дать ему полностью оттаять, он возвращает свои свойства и характеристики, превращается в нормальный продукт. Все об этом вроде бы знают, но на практике реализуют свое знание достаточно специфично, стараясь принудительно разогревать AdBlue. А при принудительном разогреве происходит расслоение на воду и раствор. Естественно, полный бак никто не прогревает до конца, машина начинает двигаться, и первое, что потребляется вместо полноценного AdBlue,— безусловно, вода. При этом блок управления во всю свою мощь бьет в колокол — это не AdBlue, это вода,— а водитель ругается: мол, какую же ерунду мне продали под видом настоящего AdBlue.

Проехав какое-то расстояние и слив воду, мы получаем уже не 33%-ю, как положено, концентрацию карбамида на 60% или более (при 70%-й концентрации раствор вообще становится желеобразным). Доливается свежий AdBlue, но в нужную пропорцию попасть, сами понимаете, практически невозможно. Машина опять начинает молить о пощаде, водитель, проклиная всех и вся, матерится: с первым AdBlue накололи, второй залил — тоже накололи. Поэтому все AdBlue одинаково поганые. А нужно-то было всего лишь поставить машину в теплый бокс и дать ей нормально отогреться.

Сейчас AdBlue все активнее входит в легкомоторный сегмент, но уровень понимания — что это такое и как с этим обращаться — критично низок. Хотя использование «псевдо-AdBlue» и несоблюдение требований по хранению и применению реагента AdBlue (AUS32 ISO 22241-3) становится причиной дорогостоящего ремонта системы SCR. «Псевдо-AdBlue» содержат нерастворимыe вещества в концентрациях, превышающих предельные значения, которые регламентированы в оригинальном AdBlue стандартом ISO 22241, и в системе SCR начинаются процессы, нарушающие работу и приводящие к ее поломке.

Раствор карбамида легко вступает в реакцию с различными веществами и материалами. Жидкость AdBlue очень чувствительна к металлам: цинку, алюминию, меди, чугуну, латуни. При контакте с этими металлами образуются соли, которые при попадании в катализатор могут вывести его из строя. Эти металлы используются при производстве некоторых материалов, которые применяются в различном оборудовании.

Присутствие в технологической цепочке производства «псевдо-AdBlue» материалов, образующих в результате их реакции с карбамидом соли металлов, а также наличие их в исходном сырье (сельскохозяйственный карбамид низкой степени очистки с антислеживающими добавками) увеличивают негативное воздействие этого продукта на компоненты системы SCR.

1. Слишком малая подача AdBlue модулем дозирования системы SCR.

Засоряется предварительный фильтр AdBlue насосного модуля — наличие примесей как центров кристаллизации способствует кристаллизации карбамида на ячейках фильтра (при выключении двигателя система SCR полностью опорожняется — реагент откачивается в основную емкость). Недостаточная пропускная способность фильтра приводит к поломке самого насоса.

ПОТЕРИ и ЗАТРАТЫ: замена фильтрующего элемента, ремонт/замена насоса.

2. Форсунка впрыска AdBlue засорена (полностью или частично).

В результате наличия в «псевдо-AdBlue» солей металлов происходит коррозия металла форсунок с последующей закупоркой распылительных отверстий продуктами коррозии и кристаллами карбамида.

ПОТЕРИ и ЗАТРАТЫ: ремонт и замена форсунок.

3. Каталитический нейтрализатор повреждается.

Причина — наличие посторонних примесей, таких как масла, топливо, горюче-смазочные материалы, растворители, пыль и другие химические или природные вещества. Забиваются поры ячеек катализатора, и процесс химической нейтрализации сводится к минимуму (слишком высокое значение NOx). Сам дорогостоящий катализатор выполнен из пористого керамического материала с напылением активного металла (оксида титана или ванадия). Очистка катализатора методами растворения или выжигания не эффективна.

ПОТЕРИ и ЗАТРАТЫ: замена катализатора.


Сергей Самсончик,
«М-Стандарт»:

— Касательно качества, как показывает наш опыт, лицензированные производители за качеством следят, остальные на него не обращают внимания. Максимум, что отслеживают,— это собственно содержание мочевины, единственный параметр, который в теории может отследить автопреревозчик.

Как мы уже сказали, проверить AdBlue в условиях сервисной станции невозможно. Максимум, что вы можете сделать,— это рефрактометром проконтролировать содержание карбамида. Но присутствие примесей, и самых критичных — металлов — не отследить без подробного лабораторного исследования. Этим, кстати, стали пользоваться отдельные недобросовестные водители, которые постоянно ездят непонятно на чем, а когда дело близится к трагическому финалу, заправляют нормальный раствор и идут на сервис вроде как ремонтироваться по гарантии. Поэтому будьте особенно внимательны и старайтесь все-таки по мере сил просвещать своих клиентов.

AdBlue уже в «легковушках»: чего не хватало дизелистам для полного счастья

Эта жидкость представляет собой специальный расходный материал, используемый в технике с дизельными двигателями и заправляемый в отдельный резервуар. Через специальные форсунки AdBlue подается в катализатор системы SCR, где взаимодействует с выхлопными газами и существенно снижает уровень их вредности.

В состав этой жидкости входит деионизированная вода и карбамид, более известный как мочевина. В этом составе большое значение имеет соотношение компонентов, ведь наименьшей температурой замерзания (-11oC) отличается раствор, содержащий 67.5% воды и 32.5% карбамида.

Жидкость AdBlue не токсична, однако при ее заливе в SCR-систему автомобиля нужно соблюдать ряд предосторожностей. В частности, нужно избегать ее попадания на металлические поверхности – отдельные металлы при контакте с водным раствором мочевины начинают активно ржаветь. Если же состав попал на кожу, то достаточно просто смыть ее водой.

Для хранения запаса AdBlue в машине используется специальный бачок, его горловина располагается рядом с горловиной топливного бака. Крышка резервуара для реагента окрашивается в голубой цвет, также на ней нередко имеется маркировка самого вещества.

Само название AdBlue является исключительно маркетинговым наименованием и не отражает никаких ее свойств. Это зарегистрированный товарный знак, правами на который обладает Немецкая ассоциация автомобильной индустрии.

AdBlue уже в «легковушках»: чего не хватало дизелистам для полного счастья

На приборном щитке загорелся Check engine, мотор перестал тянуть, после остановки повторно запустить двигатель не удается — повинными в этих проблемах могут быть многие системы, но в дизелях с недавних пор к ним добавилась еще одна. Mercedes-Benz именует ее Bluetec, Volkswagen — Blue, BMW — BluePerformance… У компании Bosch, разработавшей целое семейство таких систем, они называются Denoxtronic, а в технической литературе за ними закрепилась аббревиатура SCR.

Впрочем, как ее ни называй, главным рабочим компонентом этой новой дизельной «припеки» является вещество, сфера применения которого ранее ограничивалась в основном сельским хозяйством, а также изготовлением лекарственных и косметических препаратов. Правда, на автомобильной ниве наименование этого сельскохозяйственного удобрения переиначили в AdBlue, однако сути дела это не меняет — указанный реагент представляет собой всего-навсего раствор мочевины в воде в концентрации 31,8-33,3%.

Сама же система SCR — набор узлов, отвечающих за хранение, дозирование и подачу AdBlue в выхлопной коллектор. А учитывая, что расшифровывается SCR как Selective Catalytic Reduction, в ее состав входит также катализатор, нейтрализующий нечто вредное, содержащееся в выхлопных газах. Но что вредного продолжает оставаться в выхлопе дизеля, несмотря на его комбинированную очистку в давно ставших стандартными обычных каталитических нейтрализаторах и сажевых фильтрах? Корень зла — концентрация окислов азота в отработавших газах и ее уровень, оговоренный в экологических стандартах Евро той или иной редакции.

Система рециркуляции выхлопных газов EGR с ролью управы на окислы азота справлялась до поры до времени. К тому же палка эта, как обычно, оказалась о двух концах. Интенсивность образования окислов азота определяется колоссальным давлением и температурой в камере сгорания. Именно они заставляют молекулы инертного азота, из которого в основном и состоит воздух, прицеплять к себе молекулы кислорода и превращаться в NOx. Чем давление и температура ниже, тем ниже и эмиссия окислов. Благодаря обратному подводу в цилиндры и подмешиванию к горючей смеси порции отработавших газов температура уменьшается, что ведет к снижению образования NOx, но возврат в цилиндры отработавших газов не способствует полному сгоранию топлива, а значит, увеличивается образование сажи.

Пока действовали требования Евро-3, EGR со своими обязанностями справлялся. Чтобы вписаться в нормы Евро-4, понадобилась помощь сажевых фильтров. Совместного потенциала EGR и «сажевиков» хватило, чтобы удовлетворять запросам Евро-5, уменьшившим законные выбросы окислов азота почти в 3 раза и одновременно сажи в 10 раз по сравнению с Евро-4. Но когда подоспел Евро-6, возможностей связки EGR и сажевых фильтров оказалось мало, ибо, как о том говорилось, система рециркуляции, снижая концентрацию окислов, увеличивает количество сажи.

Вот тут-то и понадобился тот самый дополнительный селективный катализатор и мочевина, являющаяся носителем аммиака, который вступает в катализаторе в химическую реакцию с окислами азота. В результате реакции на выходе из выхлопной трубы получаются азот и водяной пар, безвредные для окружающей среды.

Экология — лицевая сторона медали. К сожалению для пользователей, обратных сторон хватило бы на целую орденскую планку. Например, так мог до глушителя выглядеть выхлопной тракт VW Passat Blue 2.0 TDI, не будь Blue в названии модели. Однако вместо глушителя за сажевым фильтром и гофрой обнаруживается форсунка мочевины.

И вот что делается за ней. Схема еще не вполне передает сложность системы SCR, хотя и так понятно, что сломаться и стать для владельца такого Passat головной болью найдется чему.

Да и AdBlue тот еще фрукт. Эта жидкость обладает более высокой текучестью, чем вода, поэтому риск ее течей выше. Попав на кожу, в глаза и органы дыхания, мочевина вызывает раздражение, а в электрических разъемах AdBlue способна наделать бед, с которыми негативное воздействие воды на контакты никак не сравнится. Агрессивность вынуждает изготавливать детали SCR и выхлопной системы из устойчивых к коррозии материалов, а они недешевы. В то же время сама AdBlue нежна. Чтобы сделать ее непригодной для использования и поставить под угрозу работоспособность всей системы SCR, достаточно, например, залить AdBlue в бак, используя ту же воронку, через которую только что заливалось топливо или масло.

Пусть AdBlue дешевле топлива (в среднем 6500 руб/л) и ее потребление составляет лишь 5-7% расхода топлива, затраты на содержание автомобиля увеличиваются. Мочевине свойственно кристаллизоваться. Отложение кристаллов в распылителе и дозирующем модуле системы грозит им потерей работоспособности и вызывает необходимость фильтровать жидкость, а значит, помимо заправок периодически придется тратиться на обслуживание.

И это еще не все «прелести» AdBlue. На ее способности при 11-12-градусном морозе превращаться в лед стоит остановиться подробнее, ибо необходимость подогревать реагент сама по себе существенно усложняет систему. Однако при нагреве свыше 65°С мочевинное противоядие от окислов азота разлагается и становится не только малоэффективным, но и чрезвычайно вонючим из-за выделения аммиака.

Значит, не обойтись и без электроники, управляющей подогревом. Опять-таки нельзя, чтобы на время стоянки автомобиля AdBlue оставалась в магистралях, иначе в сильные холода они перемерзнут. Жидкость необходимо вернуть в бак. Все это требует появления в системе дополнительных датчиков, реле, клапанов и других исполнительных механизмов, усложнения программного обеспечения. Любая сложность, как известно, оборачивается потерей надежности при эксплуатации.

Что, однако, происходит даже не после возникновения технических неисправностей, а просто по мере выработки AdBlue из мочевинного бака, для которого, кстати, в легковых автомобилях почему-то не нашли лучшего места, кроме как в нише под запасным колесом? Оказывается, для блока управления SCR отсутствие AdBlue тоже является неисправностью, делающей невыполнимым соблюдение норм токсичности и, следовательно, невозможной дальнейшую эксплуатацию транспортного средства до устранения создавшейся проблемы.

Вот что может увидеть на информационном дисплее владелец уже упомянутого VW Passat Blue 2.0 TDI, когда датчик уровня AdBlue в баке обнаружит, что запас хода при оставшемся количестве мочевины составляет 2400 км. При этом должен раздаться также предупредительный звуковой сигнал. Когда мочевины останется лишь на 1000 км пробега, изображение емкости приобретет оранжевый цвет и снова прозвучит зуммер. Если владелец продолжит спать в шапку, пока не выработается вся мочевина без остатка, иконка станет красной, раздадутся три предупредительных зуммера и запуск двигателя станет невозможным. Пробовать обмануть систему, залив в бачок вместо AdBlue обычную воду, бесполезно — на страже стоит датчик, контролирующий содержание NOx в выхлопных газах после обработки в селективном катализаторе. И надо признать, что инженеры Volkswagen еще проявили гуманность — при неисправностях во многих других системах SCR наполовину ограничивается подача топлива в двигатель, так что машина может и до сервиса не доехать, а встать где-нибудь на трассе.

В результате имеем то, что имеем. Первыми осваивать мочевинные технологии начали компании, занимающиеся изготовлением грузовой техники. Теперь профильные интернет-форумы уже гудят как пасека, на которую заглянул медведь. Краткий перечень злободневных тем: «Помогите с DAF XF105 — ошибка по давлению AdBlue», «MB Atego 1218 — проблемы с модулем SCR и датчиком NOx», «MAN TGX — заменить насос AdBlue», «Volvo FH — непонятки с блоком мочевины», «Iveco Stralis — помогите забыть про мочевину». И помогают — достаточно «забить» в любой поисковик соответствующую просьбу.

Но для рядового автомобилиста, любителя дизельных моторов, куда важнее тот факт, что экологические нормы Евро-6 начнут действовать в Европе уже в 2015 году, и многие автопроизводители давно подготовились к переходу на использование системы SCR в «легковушках». Поэтому будем бороться с AdBlue, как это уже происходит с сажевыми фильтрами.

А что делать, если наши условия ну никак не желают уживаться с экологическими примочками. Сергей БОЯРСКИХ ABW.BY

Для чего нужна жидкость AdBlue

Принцип работы системы на базе жидкости AdBlue достаточно прост:

  • При работе дизельного двигателя AdBlue впрыскивается через специальные форсунки в выпускную систему.
  • На пути от форсунки до катализатора выхлопных газов при воздействии высокой температуры запускается реакция термолиза, и из карбамида образуется аммиак и изоциановая кислота.
  • Далее протекает гидролитическая реакция, в ходе которой изоциановая кислота реагирует с водой, в результате чего образуются углекислота и аммиак.
  • В блоке восстановительного катализатора аммиак вступает в реакцию с окислами азота, в результате чего от них отщепляются атомы кислорода с образованием воды и чистого азота, которые не представляют опасности для живых организмов.

Чтобы реакция нейтрализации опасных азотных соединений протекала с должной эффективностью, требуется подача в систему строго определенной концентрации мочевины, зависящей от содержания диоксида азота в выхлопных газах. Этот процесс контролируется компьютером автомобиля.

Еще одно важное условие для нормального функционирования всей этой системы – чистота реагента. Если в AdBlue будут содержаться какие-либо посторонние соединения или же концентрация мочевины и воды будет отличаться от установленных регламентами стандартов, то нейтрализация не будет полноценной. Также грязь может засорить катализатор, в результате чего потребуется его дорогостоящее обслуживание.

Что такое Ad Blue и для чего нужна технология SCR?

Одним из самых опасных для человека веществ, выбрасываемых в атмосферу при работе автомобильных двигателей является двуокись азота. Причем, чем более форсирован двигатель, тем больше выделяется окислов азота. Откуда берутся окислы азота, ведь в топливе азотистых соединений очень мало? Все очень просто, при высоких температурах с кислородом начинает реагировать тот азот, который содержится в атмосферном воздухе. И если в бензиновом двигателе этот процесс довольно легко контролировать, то в турбодизеле это совсем не просто. На ранних этапах проявления этой проблемы обходились установкой клапана EGR, для выполнения экологических норм ЕВРО 3 этого вполне хватало. С введением более жестких ограничений ЕВРО 4 и выше понадобились более радикальные меры. Инженеры-химики придумали способ борьбы с окислами азота непосредственно в глушителе автомобиля, в его выпускном тракте. В поток отработавших газов впрыскивается водный раствор карбамида, то есть мочевины, мочевина реагирует с окислами азота с образованием чистого азота и воды. Так родился реактив AdBlue, в некоторых странах известный как AUS 32, где 32 обозначает концентрацию мочевины в процентах в водном растворе. Технология мочевинной нейтрализации окислов азота получила название SCR (Selective Catalytic Reduction) — селективное каталитическое восстановление) и используется практически всеми крупными производителями автомобильной и сельскохозяйственной техники. Сам раствор мочевины в воде стал жестко стандартизованным продуктом (DIN 70070 и ISO 22241), который выпускается строго по лицензии. Почему так жестко? Ведь мочевина активно используется как органическое удобрение, а воды вокруг хоть залейся? Обязательное использование именно лицензированного продукта связано с очень жесткими требованиями к чистоте продукта. Дело в том, что расход AdBlue при работе автомобильного двигателя составляет порядка 3-5 % от расхода топлива, стало быть, дозирующая аппаратура очень точная и чувствительная к малейшим загрязнениям. Незначительные примеси посторонних веществ из самой мочевины или из воды выводит из строя дорогостоящее оборудование. И двигатель при выходе из строя системы SCR работать не будет, так как электроника не позволит его даже завести. Примерно такая же настройка используется и в случае опорожнения бака с мочевиной, автомобиль проедет еще несколько десятков километров с пустым баком, но повторный запуск двигателя электроника заблокирует. Так производители соблюдают экологические нормативы. Очень капризен реактив AdBlue и к условиям хранения, особенно при повышенных и пониженных температурах. При нарушении температурного режима раствор мочевины теряет свойства, к счастью, не сразу, а за несколько раз. Оптимальный режим хранения не более 36 месяцев при температурах 0-10°С. Срок хранения при температуре выше 25°С сокращается в два раза. После однократного замораживания-размораживания продукт не теряет свои свойства и полностью работоспособен. Установленный на автомобиль бак для AdBlue обычно термостатирован и снабжен автономным подогревателем. Даже при двухсуточной стоянке при температуре -40°С, AdBlue не замерзнет. Дозирующее устройство и блок подачи также снабжены подогревом.

Сегодня, системами мочевинной нейтрализации снабжено большинство дизельных грузовиков и некоторая часть легковой техники, лидерами являются Mercedes Benz, Peugeot, Citroen. На грузовые автомобили ставится специальный нержавеющий бак с голубой пробкой для AdBlue, емкостью 20-30 литров, чего обычно хватает на полную заправку соляркой. У легковых дизельных автомобилей также есть бак для реагента, но меньшей емкости, на пробег от ТО до следующего ТО. Для того чтобы владелец не ошибся с заливкой и не заправил «стеклоомывайку» вместо мочевины, используется специальная горловина с автоматическим замком, а на канистре c AdBlue специальная насадка-шланг. При использовании реагента нужно соблюдать осторожность, так как мочевина вызывает ускоренную коррозию железа алюминия и меди. Пролитую жидкость нужно как можно быстрее смыть водой и вытереть насухо. Не рекомендуется также контакт с кожей. Сегодня, для сохранения экологичного выхлопа дизельного двигателя у системы SCR нет альтернативы, поэтому жидкость AdBlue будет использоваться в эксплуатации автомобилей еще долго.

Подробнее про AdBlue Liqui Moly:

Где купить AdBlue:

Какой расход у жидкости AdBlue

Реагент расходуется в каждом автомобиле с разной интенсивностью, которая зависит от технических характеристик двигателя, стиля и условий езды. В частности, при продолжительном стоянии в пробке или перевозе массивного груза будет тратиться больше AdBlue, чем при спокойном движении за городом.

Средние величины потребления этой жидкости следующие:

  • для легковых автомобилей – около 1 л на 1000-1200 километров пробега;
  • для грузовых автомобилей – до 2 л на 100 километров пути.

Если уровень AdBlue в резервуаре будет критически низким, то дизель с большой вероятностью просто не запустится – электроника предупредит работу двигателя в условиях повышенной экологической нагрузки. Если же завести мотор все же удастся, то компьютер будет ограничивать его мощность. Поэтому при наличии в вашем автомобиле системы SCR очень важно контролировать объем реагента. Для этого в бортовом компьютере современных автомобилей имеется специальный датчик.

Однако риск остаться без AdBlue достаточно мал – автоматика начнет подавать сигналы о недостатке жидкости в системе уже за 1000-2000 километров до ее полного исчерпания. В то же время рекомендуется иметь в машине определенный запас реагента для предотвращения непредвиденных ситуаций. Особенно важно это для водителей большегрузных автомобилей, в которых расход AdBlue в разы выше.

Что такое AdBlue?

AdBlue состоит из раствора мочевины в деминерализованной воде с концентрацией 32,5%. Он используется в легковых и грузовых автомобилях с дизельными ДВС, в которых установлена система селективного каталитического восстановления (SCR). AdBlue наливается в специальный резервуар (через отдельный наполнитель), из которого он впрыскивается под давлением в каталитические нейтрализаторы SCR. Там он расщепляет молекулы оксида азота на безвредные вещества, которые затем выбрасываются через выхлопную трубу. Система позволяет снизить выброс оксидов азота до 90%.

Использование AdBlue связано со экологическим стандартом Евро-6, действующим с 2014 года.

Как заливать AdBlue и где его купить

Заправочных станций, на которых можно пополнить запасы этой жидкости, на наших дорогах практически нет, поэтому покупать ее приходится в специализированных магазинах или же через интернет, что зачастую гораздо удобнее. Однако нужно помнить, что на рынке немало нечистых на руку дельцов, торгующих контрафактом. А залив такой жижи в машину может стать причиной полного выхода катализатора из строя – а это означает сложный и очень дорогой ремонт.

После того, как канистра реагента куплена, его нужно залить в систему. Как уже сказано выше, для этого предусмотрена специальная горловина, расположенная рядом с крышкой топливного бака, под капотом или же в багажнике – точное расположение вы найдете в документации к своему авто.

Можно ли изготовить мочевину AdBlue самому?

Это второй по популярности вопрос, задаваемый нам.

Популярная формулировка: Раствор мочевины AdBlue своими руками или в домашних условиях.

Ответим: Чисто теоретически сделать раствор мочевины самому можно. Так как все кем то делается. Но вот на практике все несколько сложнее. Ответственно заявляем — в домашних условиях произвести раствор «мочевины для дизеля» требуемого качества практически невозможно. Наверное Вы где то усышали что сделать мочевину для дизеля просто: взял воду, добавил мочевину и готово. Это заблуждение и такое самодельное «зелье» убет катализатор Вашего автомобиля. Вот несколько причин почему это может случиться.

Первая и главная причина. Антислеживатель и Биурет.

Сырьем для изготовления «мочевины для дизеля» рассматривается гранулированная мочевина, являющаяся распространенным минеральным удобрением. Так вот, эти гранулы сельскохозяйственной мочевины покрыты специальным составом, антислеживателем, предотвращающим слипание гранул при хранении. Вещества входящие в состав антислеживателя забивают поры катализатора автомобиля в котором используют AdBlue. Отфильтровать их практически невозможно. Так же в мочевине для удобрений слишком высокий уровень Биурета (1,6%). Биурет это еще одно вещество, количество которого в мочевине яляется важным параметром при оценке его качества. При производстве же AdBlue используют специальную не обработанную антислеживателем мочевину высокой чистоты с низким показателем биурета (0,6%). Ее так и называют «Автомобильная мочевина». Купить ее Вам скорее всего не удастся. «Автомобильную мочевину» в России производят лишь несколько крупных «Азотных мочевины для дизеля» должен быть сделан на деминерализованной воде, так как соли металлов, присутствующие в обычной неочищенной воде, забивают поры катализатора и со временем приводят к его выходу из строя. Конечно, деминерализованную воду можно где то купить, но в результате общая стоимость вашего «коктейля» будет скорее всего уже не будет такой дешевой. И потеряется весь смысл вашей затеи. Производители мочевины для дизеля AdBlue сами производят деминерализованную воду и ее стоимость для них на порядок дешевле, чем вода купленная вами в канистре.

Не слушайте «сказки» бывалых «экспертов» про то что можно самому изготовить качественную мочевину для дизеля. Использование самодельной мочевины для дизеля или мочевины сомнительного происхождения чревато последствиями.

Используйте в своем автомобиле исключительно лицензионную жидкость AdBlue!

Посмотреть Цены на AdBlue

Технология отключения мочевины

Существует множество способов отключить AdBlue. Какие-то из них более действенные и дешевые, какие-то менее. Предлагаем рассмотреть, сравнить и оценить каждый из них, чтобы выбрать наиболее подходящий.

1. Первый способ — «ЗАМОРОЗКА». Заключается в том, что нужно впаять резистор вместо датчика температуры AdBlue в баке и, тем самым, дать понять блоку управления системы SCR, что на улице очень холодно, после чего система, конечно, не будет уже потреблять мочевину, так как при такой температуре мочевина кристаллизируется, превращаясь в лед, и, чтобы избежать поломок, система будет в выключенном состоянии держать насос AdBlue, но! система также будет очень стараться согреть всеми возможными способами мочевину в баке и включиться, а это уже работа подогревателя, и что с ним в итоге станет при интенсивной эксплуатации — вопрос… Да и нет никакой гарантии, что при реальной поломке насоса AdBlue или другого компонента системы SCR при очередном тесте система не выдаст ошибку и не переведет двигатель в режим ограниченной мощности. Вариант этот так же не подходит для систем SCR второго поколения. Если попытаться в такую систему установить резистор, через 500 км пробега вы получить т.н. ошибку «longterm», которая не будет покидать дисплей комбинации приборов, что свидетельствует о контроле системы ЭБУ двигателя. Так же минус данного метода заключается в том, что летом у вас не будет возможности использовать кондиционер, ведь система думает, что на улице холодно, зачем человеку кондиционер.

ВЫВОД: Самый дешевый способ, не решающий проблему.

2. Второй способ — «Европейский». Заключается в установке Европейского эмулятора на автомобиль. Основным условием является полностью исправная система SCR и датчик NOx. Перед монтажом эмулятора его требуется обучить на автомобиле, при этом данные устройства не имитируют работу датчика NOx, поэтому при повреждении электропроводки датчика NOx или самого датчика, двигатель ограничит мощность. Эмулятор устанавливается на улице на раме автомобиля, он никак не защищен от попадания соли, грязи и влаги. Из-за малого количества специалистов, применяющих данный метод, вы практически лишаетесь технической поддержки и остаетесь с возникшей проблемой один-на-один. ВЫВОД: Способ действенный. Проблема откладывается на некоторое время. При удалении катализатора появятся ошибки. При повреждение датчика NOx или его электропроводки, автомобиль может ограничить крутящий момент.

3. Третий способ — «Китайский». Основан на монтаже Китайского эмулятора AdBlue в электропроводку автомобиля. Данные эмуляторы скопированы с Европейских, имитация работы датчика NOx так же отсутствует. Контроля качества на линии сборки нет никакой. Эмулятор перед монтажом обучается на автомобиле, при этом не по системе AdBlue, не по датчику NOx не должно быть ошибок, система должна быть полностью исправной. При неисправностях датчика NOx или его электропродки, двигатель ограничит крутящий момент. Монтируется данное устройство на улице на раме автомобиля, поэтому оно никак не защищено от попадания посторонних веществ на плату, таких как влага, соль, грязь и др. Китайские эмуляторы никто не монтирует, за исключением тех, кто хочет одноразово заработать и исчезнуть, поэтому все, что вы можете получить, это текстовые инструкции. На техническую поддержку людей, продающих данные устройства, и не занимающихся их установкой, тоже лучше не рассчитывать. ВЫВОД: проблема откладывается на очень короткий промежуток времени. Так как Китайские эмуляторы AdBlue не имитируют работу датчика NOx, то при удалении катализатора появятся ошибки, и двигатель ограничит мощность. По нашему мнению, установка данного устройства — это выкинутые «на ветер» время и деньги.

4. Четвертый способ «Програмный». Данный способ мы разделили на два:

а). Изменение параметров в блоках управления автомобиля, отвечающих за работу системы SCR и датчика NOx. Mercedes-Benz, Китайские автомобили и техника с двигателем WP10/12 данным способом успешно вылечиваются. Автомобиль работает со штатным программным обеспечением, которое правильно откорректировано, чтоб избавить владельцев от проблем с мочевиной. Сканию, конечно, тоже можно подлечить данным способом, но индикация лампы «CHECK» и 1000 об/мин при использовании стояночного тормоза будут обеспечены. На DAF, например, тоже есть специалисты, отключающие мочевину программно, но у большинства из низ них лишь одна прошивка, которую они устанавливают на все автомобили и XF, и CF, и LF; некоторые из них говорят, что бесплатно поднимут мощность двигателя, конечно, ведь прошивка у них одна, на 460 л.с., например. Если прошивка не подойдет вашему а/м, будет расти расход топлива — форсунки начнут «подливать», это приведет к прогару поршневой группы. Требуется быть высококвалифицированным специалистом, чтоб проводить эту миниатюрную работу, цена ошибки которой — блок управления стоимостью около 400000 рублей и новая поршневая группа. Настоящих специалистов данного метода в России единицы;

б). Перепрограммирование блоков управления на ЕВРО-3. Данный способ самый опасный для владельца автомобиля, так как, перешивая авто на ЕВРО-3, не стоит забывать о том, что ЕВРО-3 от ЕВРО-5 отличается не только наличием мочевины… топливная система тоже на них работает по-другому. Если у вас изначально после отключения мочевины данным методом не вырос расход топлива, то скорей всего топливная начала не сильно, а немного «подливать», а, если вырос, то нужно моментально ехать обратно и возобновлять работу штатной системы, так как в ближайшем будущем вас ждет картина с прогоревшими поршнями. На рынке РФ в 2014 году были специалисты, отключающие данным способом MAN. Они плюсом меняли им и форсунки на ЕВРО-3, чтоб, так сказать, все предусмотреть, но не учли одного — форма поршней и отверстия на форсунках отличаются на ЕВРО-5 от ЕВРО-3, поэтому спустя пару месяцев автомобили стали возвращаться с прогоревшими поршнями, а от специалистов и след простыл. Владельцам данных автомобилей пришлось брать затраты по замену поршней на себя, ставить обратно форсунки от ЕВРО-5 и обращаться к дилеру для восстановления штатной прошивки. После этого на эти автомобили были установлены эмуляторы AdBlue, которые решили проблему.

ВЫВОД: Самый опасный способ отключения AdBlue. Возможны увеличение расхода топлива и прогорание поршневой группы. Так же при диагностировании автомобиля можно столкнуться с рядом проблем. Поэтому лучше обратиться к профессиональным программистам в проверенную компанию, чтобы они сделали всё идеально. В данном случае, наши программисты – к вашим услугам.

5. Пятый способ. Самый лучший по нашему мнению. Заключается в установке качественного эмулятора AdBlue в проводку автомобиля.

Единственным минусом данного метода является то, что для возобновления работы системы SCR после длительного бездействия может потребоваться промывка. Вот почему мы выбрали именно данный способ отключения AdBlue:

  • Отключается эмулятор, после чего система начнет работать, как и прежде, в штатном режиме;
  • Двигатель работает с заводским программным обеспечением в режиме EURO-5;
  • После установки эмулятора AdBlue любой компонент системы SCR можно демонтировать, а при желании и продать;
  • Дилерская диагностика видит систему SCR как исправно работающую без актуальных ошибок;
  • Автомобиль не сходит с гарантии (нужно потратить 3-5 минут, чтоб дилер ничего не увидел);
  • Появляется возможность удаления катализатора системы отработавших газов;
  • Не увеличивается расход топлива;
  • Монтаж производится в кабину автомобиля, что защищает эмулятор от попадания влаги и пыли на плату.

Все способы были опробованы. Были изучены достоинства и недостатки каждого метода отключения. В итоге, наш выбор пал на 5й способ. Если у вас возникнут какие-либо сомнения, или вы не нашли ответ на свой вопрос, обращайтесь любым удобным для вас способом, будем рады вам помочь.

Содержание:

Adblue: отключать или нет

О чем раньше больше всего думали все автопроизводители? О мощности двигателя, об удобстве салона, о безопасности водителя и пешехода. Но со временем людей всё больше начал тревожить вопрос сохранения окружающей среды. А, как известно, автомобиль – один из основных вредителей экологии.

К чему это привело? В первую очередь, к появлению стандартов евро – экологические стандарты, которые должны регулировать содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей.

Виды экологических систем автомобиля

Для соответствия евростандартам производители автомобилей начали разрабатывать и интегрировать в двигатели авто различные системы, которые направлены на уменьшение количества вредных компонентов, которые выбрасываются в воздух во время работы двигателя.

Среди них наиболее распространены:

  • Каталитический нейтрализатор (CAT).
    Катализаторы располагаются в выхлопной системе автомобилей. Основной задачей катализатора является снижение уровня CO благодаря химическим процессам, которые протекают внутри него. Что такое катализатор и зачем его отключают читайте в нашей статье.
  • Сажевый фильтр (DPF).
    Так же, как и катализатор, сажевый фильтр интегрирован в выхлопную систему. DPF используется в автомобилях, двигатели которых работают на дизельном топливе. В процессе сгорания ДТ образуется сажа, которая наносит большой вред окружающей среде и здоровью человека.

Сажевый фильтр представляет собой устройство с множеством каналов квадратного сечения. Половина из них сквозные, и выхлопные газы беспрепятственно через них проходят. Оставшиеся каналы тупиковые, поэтому сажа в них задерживается и не попадает в воздух.

Забившийся сажевый фильтр можно промыть или удалить.

Промывка сажевого фильтра на стенде собственного производства в Master Service

Фото: Промывка сажевого фильтра на стенде собственного производства в Master Service

  • Клапан рециркуляции отработавших газов (EGR).
    Название говорит само за себя. Клапан используется в дизельных автомобилях и предназначен для повторного использования выхлопных газов, которые содержат в себе небольшой процент несгоревшего топлива. Таким образом меньшее количество несгоревшего топлива выбрасывается в атмосферу. В случае выхода из строя его тоже можно отключить.
  • Система впрыска мочевины (SCR).
    Система впрыскивает в выхлопную трубу специальный водный раствор (Adblue), который в результате каталитической реакции нейтрализует вредные оксиды аммиака и азота и преобразует их в азот и пар, которые не наносят вреда экологии и человеку.

Неисправности системы AdBlue

Экологические системы сводят вред от выхлопных газов к минимуму. Но, как и любые другие системы, они могут выходить из строя. Система впрыска AdBlue – не исключение.

Какие симптомы могут свидетельствовать о неисправности системы SCR:

  • Существенное падение мощности двигателя.
    Система SCR напрямую влияет на блок управления двигателем. Поэтому ЭБУ может ограничить мощность двигателя до 50% в случае неисправности системы или отсутствия в баке жидкости Adblue.

Если проблема в отсутствии жидкости, то достаточно заправить резервуар мочевиной. Но если в работе системе будет обнаружена неисправность, на приборной панели загорится лампочка, которая свидетельствует об ошибке. В этом случае рекомендуем вам скорее записаться на диагностику системы AdBlue, потому что нормально пользоваться автомобилем не получится.

  • Повышенная дымность во время работы ДВС.

Дымить двигатель может по разным причинам, о которых мы рассказываем в статье.

Видео: Удаление сажевого фильтра на VW Crafter

  • Некорректная работа двигателя в целом.
    При неисправной системе SCR расход топлива будет увеличен. Двигатели некоторых автомобилей и вовсе откажутся запускаться, если будет зафиксирована проблема. Поэтому с этими симптомами лучше разбираться на СТО, чтобы не усугубить проблемы.

Причины неисправности AdBlue

Есть три основные причины выхода из строя системы:

  1. Чаще всего проблемы с SCR владельцы автомобилей замечают в зимний период. Причина этому простая – замерзание жидкости в резервуаре. Мочевина подвержена кристаллизации, если температура опускается ниже -10°C. Если жидкость кристаллизуется, то создание необходимого давления не будет возможным и система работать не будет. Во избежание проблем с замерзанием жидкости производители автомобилей рекомендуют прогревать AdBlue перед запуском двигателя.
  2. Естественный износ. Система включает в себя блок управления, насос для создания давления, фильтр, множество датчиков и впрыскивающую форсунку. Все эти элементы имеют свой определенный ресурс, и при неисправности они требуют замены. Стоимость такого ремонта точно не будет низкой, а поиск подходящих запчастей может затянуться на длительный срок.
  3. Использование некачественной жидкости AdBlue или попадание в неё различных примесей. Если жидкость окажется низкого качества, то нормальная работа системы не будет возможной и ЭБУ покажет ошибку. А лишние примеси со временем сведут пропускную способность фильтрующего элемента к нулю.

Отключение системы AdBlue

Специалисты Master Service предоставляют услугу по отключению системы впрыска AdBlue.

Программное отключение заключается в том, чтобы запрограммировать ЭБУ на работу ДВС без сигналов, которые поступают от датчиков экологической системы.

Обычно алгоритм отключения выглядит следующим образом:

  • Мастер делает первичную компьютерную диагностику, которая предназначена для выявления ошибок;
  • Заводская прошивка скачивается с ЭБУ и копируется. Это необходимо для того, чтобы владелец мог восстановить работу систему, если ему это потребуется;
  • Специалист корректирует прошивку ЭБУ;
  • Откорректированное ПО заливается обратно в электронный блок управления автомобилем;
  • Готово. “Мозги” автомобиля настроены на работу без системы SCR.

Отключение системы экономит деньги и нервы водителей, потому что пропадает необходимость в заправке жидкости AdBlue, периодическом обслуживании системы и её дорогостоящем ремонте.

Знак, сигнализирующий о неисправности AdBlue на приборной панели

Фото: Знаки, сигнализирующие о неисправности AdBlue на приборной панели

А самое главное, что владелец автомобиля больше не попадет в ситуацию, когда внезапно двигатель автомобиля начнет работать всего лишь в половину своей мощности.

Чтобы отключить систему AdBlue безопасно для вашего автомобиля, лучше доверить эту сложную работу специалистам Master Service. Наши мастера обладают нужным опытом и знаниями, чтобы провести процедуру отключения быстро и качественно:

  1. Для прошивки используем только специализированное оборудование.
  2. Работу выполняют высококвалифицированные специалисты.
  3. Гарантия на весь срок службы автомобиля.
  4. Весь процесс отключения не займет больше одного дня.

В Master Service мы отключаем Adblue на грузовых и легковых автомобилях: DAF, Scania, MAF, Mercedes, Renault, Volvo, Audi, Citroen, Volkswagen и др.

SCR – система, которая направлена на уменьшение вреда от выхлопных газов автомобиля, но она требует дополнительного внимания и денежных затрат со стороны водителя.

Отключение AdBlue позволяет владельцам автомобилей навсегда забыть о проблемах с этой системой без вреда для самого автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *